Эдуард аркадьевич штейнберг - биография художника, известные произведения, выставки. Эдуард штейнберг - kontinent

    - (р. 1937) российский художник. Сформировавшись в среде московского неофициального искусства, получил с 1970 х гг. известность своими геометрическими абстракциями, меланхолическими воспоминаниями о супрематизме, решенными в блеклых, как бы тающих … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1937), живописец. Один из ведущих мастеров московского «неофициального искусства»; с 70 х гг. получил известность своим «белым метагеометризмом» восходящими к супрематизму 20 х гг. композициями, решёнными в блёклых, как бы тающих тонах. * *… … Энциклопедический словарь

    Эдуард Штейнберг Имя при рождении: Эдуард Аркадьевич Штейнберг Дата рождения: 3 марта 1937 Место рождения … Википедия

    Эдуард Аркадьевич Штейнберг - Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937 года. Его отец поэт, переводчик и художник Аркадий Штейнберг был репрессирован в 1937 году и окончательно освобожден лишь в 1954 году. С 1957 года семья жила в Тарусе в Калужской области. После… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Эдуард Штейнберг Имя при рождении: Эдуард Аркадьевич Штейнберг Дата рождения: 3 марта 1937 Место рождения … Википедия

    Штейнберг (нем. Steinberg) немецкая и еврейская фамилия. В английском языке произносится Стейнберг, Стайнберг: Штейнберг, Аарон Захарович философ, брат И. З. Штейнберга Штейнберг, Аркадий Акимович русский поэт,… … Википедия

    1. ШТЕЙНБЕРГ Исаак Захарович (1888 1957), политический деятель. С 1906 член партии эсеров, один из создателей партии левых эсеров (ноябрь 1917) и член её ЦК, в декабре 1917 феврале 1918 нарком юстиции, пытался ограничить произвол ВЧК; противник… … Русская история

12 октября в 15-00 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, выставочный флигель) состоится торжественное открытие выставки одного из лидеров советского «неофициального искусства» Эдуарда Штейнберга (1937-2012) – «Эдуард Штейнберг. Пространство памяти».

В состав настоящей выставки вошли 30 произведений живописи и графики Э. А. Штейнберга. Основу экспозиции составили произведения, переданные в дар Музею вдовой художника, искусствоведом Галиной Иосифовной Маневич, шесть из которых находятся в фондовом собрании Калужского музея изобразительных искусств, девять - в Тарусской картинной галерее, филиале Музея.

Искусство Эдуарда Штейнберга – интеллектуальное послание, вобравшее в себя историю его жизни, философию, метафизическое и экзистенциальное ощущение мира.

Штейнберг выбирает язык геометрии – «язык Пифагора, Платона, Плотина, первохристианских катакомб», который помогает ему заниматься творчеством, оставаясь внутренне свободным в эпоху «социалистического реализма». Посредством извечных символов: линии, креста, круга, квадрата, сферы, треугольника, он размышляет о жизни и смерти. Пространство картин наполняет эфир, образованный квинтэссенцией дольних и горних субстанций – Земли и Неба.

Эдуард Штейнберг неразрывно связан с Калужской землей.

В Тарусе с середины 50-х годов в интеллектуальной и творческой атмосфере дома отца художника, поэта, переводчика, дважды репрессированного Аркадия Штейнберга, были заложены фундаментальные основы искусства Эдуарда Штейнберга - идентификация себя в контексте среднерусского природного ландшафта, выбор в пользу внутренней свободы и вытекающая из этого последующая самореализация.

Уже известным на Западе и в России художником, с конца 80-х годов Эдуард Штейнберг выбирает Тарусу, где в деревенской тишине, будучи тяжелобольным, завершает свои последние размышления о смерти и жизни вечной. Художник умер в Париже, но согласно его завещанию, похоронен в Тарусе в пространстве его памяти.

Настоящая выставка поможет зрителю войти в поэтический мир творчества художника, вскормленный духовной памятью Калужской земли.

Биографическая справка:

Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937. Отец - Аркадий Акимович Штейнберг (1907-1984), поэт, переводчик, художник, выпускник ВХУТЕМАСа, дважды репрессирован. Мама – Валентина Георгиевна Алоничева-Штейнберг (1915-1976), экономист.

С 1937-1652 Эдуард Штейнберг живёт в Москве с матерью и младшим братом – Борисом Штейнбергом (1938-2003). В 1954 выходит из лагеря отец. С 1954 по 1961 Эдуард Штейнберг живет с отцом в Тарусе. Учится в Школе рабочей молодёжи (ШРМ). После окончания семи классов работает сторожем, землекопом, рыбаком. Начинает рисовать. Учится под руководством отца, копирует Рембрандта, Калло, ежедневно работает с натурой. Настольной книгой художника становятся «Письма» Ван Гога. В 1957 женится на преподавателе ШРМ Валентине Лукьяненко, рождается дочь Евгения. В 1961 участвует в первой групповой выставке в городском клубе им. Урицкого в Тарусе с московскими художниками М. Гробманом, Б. Свешиковым, В. Воробьёвым и др. В том же году переезжает в Москву. В период с 1957 по 1964 в творчестве доминируют темы, навеянные творчеством В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля: женские образы, цветы, образы птицы, тема смерти.

В 1966 регистрирует брак с Галиной Маневич – искусствоведом, кинокритиком. В 1967 принимает крещение. Знакомится с Евгением Шифферсом – режиссёром, религиозным мыслителем. Начинает увлекаться русской религиозной философией – трудами В. Соловьёва, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского. В этом же году участвует в выставке двадцати художников в клубе «Дружба» на ш. Энтузиастов. Под влиянием творчества Д. Моранди и Ива Танги создаёт серию метафизических натюрмортов, включающих камни, раковины, рыбу, мёртвую птицу; инкрустирует в работы геометрические элементы. В 1968 начинается дружба с И. Кабаковым и В. Пивоваровым, которых чешский критик Индрих Халупецкий назовёт «группой Сретенского бульвара». Органические формы сменяют крест, круг, треугольник, квадрат, призма, сфера. Рождается формулировка внутренней концепции: «Не разорвать, а синтезировать мистические идеи русского символизма 10-х годов и пластические идеи супрематизма, точнее, идеи К. Малевича».

В 1978 состоялась первая персональная выставка в Горкоме графиков на Малой Грузинской. В 1981 пишет «Письмо к К. С. » (Каземиру Севериновичу Малевичу), обличая творческие воззрения в слова. С 1984 по 1989 пишет серию «поминальных» записок, навеянную 15-ю годами жизни в деревне Погорелка на реке Ветлуга, дом в которой Штейнберг приобрёл в 1972.

В 1985 знакомится с парижским галеристом Клодом Бернаром. В 1988 Штейнберга принимают в Союз художников. В этом же году состоялась первая выставка в Галерее Клода Бернара в Париже. Покупает дом в Тарусе. В 1992 приобретает мастерскую в Париже на улице Кампань Премьер. Отныне жизнь художника разделена на три города – Москву, Тарусу и Париж.

Ретроспективные выставки состоялись: в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 1992), в Музее Джозеф Альберс Квадрат (Ботроп, Германия, 1992), в Музее замка Морсбройх (Леверкузен, Германия, 1999-2000), Музее им. Вильгельма Хака (Людвигсхафен, Германия, 1999-2000), Музее конкретного искусства (Ингольштадт, Германия, 1999-2000), в Русском музее в Петербурге (2004) и в Третьяковской галерее в Москве (2004).

Последние двенадцать лет Штейнберг тяжело болел. 28 марта 2012 умер в Париже. Похоронен в Тарусе.

Эдуард Штейнберг - почётный гражданин города Таруса, академик Российской Академии художеств, обладатель Золотой медали Академии художеств, кавалер Ордена Дружбы (2008).

Использованы материалы: Эдик Штейнберг. Материалы биографии. М. :Новое литературное обозрение. 2015г. – 696 с. ; Эдуард Штейнберг. Если в колодце живёт вода… Каталог. М. :Московский музей современного искусства, 2017г. – 212 с.

По адресу: Ул. Ленина, 104.
Время работы музея: ежедневно с 10-00 до 18-00
Суббота – с 11-00 до 19-00
Касса закрывается за 30 минут до конца рабочего дня
Понедельник – выходной
Последняя пятница месяца - санитарный день.

, СССР

Дата смерти: Гражданство:

СССР СССР (1937-1991)
Россия Россия (1991-2012)

Жанр: Стиль: Награды:

Эдуа́рд Арка́дьевич Ште́йнберг (3 марта , Москва - 28 марта , Париж) - российский художник , яркий представитель второй волны русского авангарда .

Биография

Родился в семье поэта и переводчика Аркадия Штейнберга . Специального художественного образования не имел; учился рисованию под руководством отца. Проучившись в семилетке в Тарусе , работал рабочим, сторожем, землекопом, рыбаком.

В 1962 году состоялась первая выставка Штейнберга в Тарусе.

В 1970-е годы - член художественного объединения «Сретенский бульвар» (Москва).

В 1988 году, в связи с приглашением французской стороны выехать с выставкой во Францию, по указанию ЦК КПСС срочно принят в Союз художников СССР , при томчто до этого на протяжении 20 лет в приёме в Союз Штейнбергу категорически отказывали. Жил в Париже , где имел собственную мастерскую, Москве и Тарусе. С 1988 года на постоянной основе сотрудничал с галереей Клода Бернара в Париже.

Эдуард Аркадьевич Штейнберг скончался в Париже, но похоронен был согласно своему завещанию на городском кладбище г. Таруса.

Признание

Почетный гражданин города Таруса. Награждён почётной грамотой Калужской области за вклад в современное изобразительное искусство. Почетный член Российской Академии художеств (2008). Обладатель Золотой медали академии художеств за выдающийся вклад в развитие живописи. Кавалер Ордена Дружбы (2008). В марте 2012 года по случаю 75-летия со дня рождения удостоен Благодарности Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в российское и мировое искусство».

Семья

Жена - искусствовед, кинокритик Галина Иосифовна Маневич , автор книги «Опыт благодарения», в которой наиболее полно представлена биография Эдуарда Штейнберга, его жизненный путь и его взаимоотношения с Ильёй Кабаковым , Владимиром Янкилевским , Эдуардом Гороховским , Валентином Воробьёвым, Оскаром Рабиным , Гришей Брускиным .

Работы находятся в собраниях

Напишите отзыв о статье "Штейнберг, Эдуард Аркадьевич"

Примечания

Библиография

Альбомы, каталоги

  • Эдуард Штейнберг / Eduard Steinberg / на рус. и англ. яз.; вступ. Евгения Петрова ; вступ. Александра Морозова; ст. Жан-Клод Маркаде ; ст. Александр Боровский ; пер. на англ. Кеннет Макиннес; пер. с фр. Владимир Марамзин . - СПб. : Государственный Русский музей , Palace Editions , 2004. - 108 с. - ISBN 3-935298-91-9 .

Воспоминания

  • Маневич Галина . Опыт благодарения: Воспоминания / Художник Эдуард Штейнберг. - М .: Аграф , 2009. - 400 с. - (Символы времени). - 1000 экз. - ISBN 978-5-7784-0388-8 .

Статьи

  • Собств. корр. Эдуард Штейнберг в Третьяковской галерее // Weekend. - 2004. - 17 сент.
  • Кулик И. // Коммерсантъ. - 2004. - 24 сентября.

Ссылки

  • Кусков, Сергей. . art-critic-kuskov.com (1988). Проверено 31 марта 2012. .
  • Серов, Сергей. . Истина и жизнь (январь - февраль 2007). Проверено 31 марта 2012. .
  • Хабаров, Георгий. . Совершенно секретно . Проверено 31 марта 2012. .
  • : художнику-нонконформисту Э. А. Штейнбергу присвоено звание «Почетный член Российской академии художеств» с формулировкой «За вклад в отечественное искусство».

Отрывок, характеризующий Штейнберг, Эдуард Аркадьевич

– Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.