Главные герои рассказа "Попрыгунья" Чехова. Характеристика героев

Русский писатель, прозаик и драматург Чехов за четверть века своего творчества написал более 300 великолепнейших произведений. Это были и юмористические рассказы, и повести, и рассказы, и пьесы, многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя такие произведения, как «Вишневый сад», «Палата № 6», «Дядя Ваня», «Дуэль», «Чайка», «Три сестры» и другие.

Ольга Ивановна

К самым разным мыслям приводит любое прочтение его произведения, а тем более - глубокий анализ. Чехова «Попрыгунья», например, как и «Дама с собачкой», и «Душечка» и т. д. - рассказы, созданные им в 90-х годах. В них писатель занимается исследованием характера женщин современного ему времени, их помыслов, интересов, и, наконец, смысла жизни. Иногда писатель кажется жестоким и безжалостным, он часто обделяет своих персонажей духовностью, умением любить и сострадать. И очень даже полезным может стать этот показательный и своеобразный разбалованных анализ Чехова. «Попрыгунья» - это произведение, в самом названии которого определяется основная характеристика главной героини Ольги Ивановны, которую Чехов описывает как особу легкомысленную и пустую, даже несмотря на то, что окружает она себя людьми совсем не простыми. Каждый из ее свиты был чем-нибудь примечателен, считался какой-нибудь знаменитостью или подавал блестящие надежды. Но на самом деле вся эта толпа живет пустой и лишенной какого бы то ни было смысла жизнью. Из года в год они пишут, поют и играют одно и то же, создавая тем самым для себя богемную обстановку.

«Попрыгунья»: Чехов, анализ рассказа

Изначально он назвал свой рассказ «Великий человек», но затем оно ему не понравилось, и он исправил его на «Попрыгунью». Таким образом он сместил акцент с героя на героиню и этим подчеркнул скромные достоинства своего героя.

Хозяйка дома Ольга Ивановна тоже по чуть-чуть занимается музыкой, живописью и пением, однако так и остается во всех этих делах большой дилетанткой.

Однако, если продолжить этого известного произведения анализ, Чехова «попрыгунья» своего мужа доктора Дымова Осипа Степановича ставит ниже всех, если не сказать, что презирает. Она не понимает его гениальности и душевности. В самом начале сюжет построен так, что вроде бы ничего не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, будучи замужем за Дымовым, окружила себя актерами, певцами, литераторами, музыкантами и художниками, все ее учат своему искусству, она очень увлечена этим процессом и, конечно же, гостями. Роковой красавец, молодой человек Рябовский, стал тем, на кого положила глаз сама хозяйка дома. Ее муж в этой компании оказался маленьким, чужим и лишним, хоть и был высокого роста и широк в плечах.

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа - интеллигентного, мягкого и любящего ее человека - а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Стиль

Анализ «Попрыгуньи» Чехова очень привлекательно показывает уже достаточно отчетливый художественный стиль, которым он прекрасно овладел к тому времени. Писатель великолепно иронизирует над своей главной героиней Ольгой Ивановной, которая поклонялась пустым идолам и совсем не понимала, что все ее счастье было в умном, чутком и добром Осипе Степановиче. Безропотное, доброе, молчаливое, бесхарактерное, кроткое и слабое существо глухо переносило свои человеческие страдания, оно лежало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если б и пожаловалось, даже в бреду болезни, то дежурные доктора сразу бы узнали, что причина таких физических расстройств заключается не только в дифтерите.

Расплата

Анализ рассказа «Попрыгунья» Чехова можно понимать и таким образом, что к героине прозрение приходит слишком поздно, когда ничего уже нельзя изменить. Она вдруг понимает, что именно ее невнимание привело семью к этой трагедии. Она плачет и сильно жалеет, но не мужа, в первую очередь ей обидно за себя, за то что она теперь осталась в полном бессилие и одиночестве. Ведь Ольга Ивановна уже вряд ли найдет такого бескорыстно любящего человека, который терпеливо выполнял все ее поручения и прихоти, не жалея на них всех своих средств.

Очень ярко позицию самого Чехова высказывает один из коллег и друзей Дымова Коростелев, который говорит с большой горечью, что "Оська Дымов пожертвовал собой…, какая же это потеря для науки…, какие дарования…, если всех нас сравнить с ним, то он был необыкновенный и великий человек…, ученый, которого днем с огнем не найдешь…, ай-ай!" И тут приговор автора начинает сурово звучать, так как Чехов начинает серьезным образом обличает глупость, бездушие и бездуховность Ольги Ивановны.

Итог

Русь всегда славилась женщинами, умеющими любить ближнего и сострадать ему. Так что же произошло с современницами писателя? Анализ «Попрыгуньи» Чехова открывает личное отношение автора к такого рода женщинам, как Ольга Ивановна. Он начинает осуждать свободу таких женщин, их излишнюю самостоятельность и самовольность, так как не видит в этом ничего хорошего и положительного.

Многие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно все: история написания, сюжет, система образов. Кроме того, автор мастерски переплел иронический и трагический тон. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - 1891 г.

История создания - К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковых и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича.

Тема - В произведении можно выделить несколько ключевых тем - любовь и измена, потеря любимого человека.

Композиция - Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

История написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой. Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала. Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой.

Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном.

Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году.

Тема

Мотив любовного треугольника издавна распространен в литературе. А. П. Чехов раскрыл его в анализируемом произведении. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией.

В центре произведения несколько тем - любовь и измена, потеря любимого человека. В контексте этих тем формируется моральная проблематика .

Система образов неразветвленная. Главную роль играют Дымов, Ольга Ивановна и Рябов. Внешности героев писатель уделяет мало внимания, так как сосредоточен на их переживаниях.

Из первых трех частей читатель узнает о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Мужчина очень любит свою супругу, готов работать ради нее на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно ее интерес к приземленному Дымову угасает.

Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский - полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдается» только искусству.

Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подает. Все свое свободное время мужчина проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученные разговоры неинтересны.

Роман Ольги Ивановны и Рябовского глупо обрывается. Дымов же заражается дифтеритом, спасая мальчика. Герой умирает, и Ольга только теперь понимает, как любила мужа, но исправлять что-либо уже поздно.

Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья - Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу.

Идея рассказа -- показать, как человек, ослепленный эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии.

Композиция

Для понимания того, как раскрываются проблемы произведения, в «Попрыгунье» анализ следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали.

Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылева. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определенные выводы.

Жанр

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Попрыгуньи» - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дымова и Ольги Ивановны, главных героев всего два. Направление рассказа А. Чехова «Попрыгунья» - реализм, так как в нем описаны правдивые события.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 79.

Попрыгунья

ПОПРЫГУНЬЯ - героиня рассказа А.П.Чехова «Попрыгунья» (1892), Ольга Ивановна Дымова, жена Осипа Дымова. Реальные прототипы: С.П.Кувшинникова, хозяйка известного в Москве литературно-артистического салона, художник Рябовский - И.Левитан.

Литературные прототипы обнаружить сложнее - так конкретна и в то же время неуловимо-узнаваема героиня. Исследователи, как правило, сравнивают ее с другой чеховской героиней - Душечкой, отмечая сходство имен и разность природы. Портрет П. - почти шарж, почти пародия. Но за этим «почти», как и в «Душечке», - драма. В образе П. писатель продолжает художественное исследование особого, достаточно пестро и разнообразно им представленного женского типа, на одном полюсе которого созданные в откровенно пародийном духе «дамочки»: Наталья Михайловна из рассказа «Длинный язык», которая сама на себя «донесла», развлекая мужа рассказами о крымском отдыхе («Даже во время… в самых патетических местах я ему говорила: «А все-таки ты не должен забывать, что ты только татарин, а я жена статского советника!»), или болтливая жена Шипучина из водевиля «Юбилей». На другом полюсе - череда порочно-влекущих, неотвратимо-притягательных, пронзительно-женственных героинь: Ариадна («Ариадна»), Нюта («Володя»), Ольга Ивановна («Доктор»), Сусанна («Тина»). В этих образах просматривается принципиальная для творчества Чехова тема женской «инакости», непонятной и враждебной мужской и мужественной природе, вызывающей подчас почти физическое отвращение, признаки которого обнаруживаются уже в раннем юмористическом рассказе «Мои жены: Письмо в редакцию Рауля Синяя борода». Этот женский тип трудноопределим, но среди его непременных свойств - неуловимая под-ловатость, легкая, без особой необходимости лживость, хищная способность намертво привязывать к себе сложным чувством, сочетающим любовь и ненависть. Такая героиня никогда никого не любит. П. близка этой «породе». По словам Л.Н.Толстого, и после смерти мужа, которого так горько оплакивает в финале со словами: «Прозевала!», она будет вести себя так же. Но П. - существо глубоко несчастное. При явной поверхностности, эгоистичности, она лишена корыстолюбия, в ней нет мелкой расчетливости. П. - насколько умеет - искренне любит мужа, врача Дымова. Но в ее системе ценностей такой человек - добрый, добросовестный, честный, занимающийся скучным, обыденным трудом, - безнадежно проигрывает в ярком мире артистов и писателей. П., сама не лишенная художественных способностей, влюблена в атмосферу этого мира, она не только дружит с его выходцами, но и немного музицирует, пишет красками, играет на сцене. В грустные минуты она горюет о недостатке подлинности своей натуры. Вернувшись после «падения» (путешествия по Волге с Рябовским), она переживает одну из таких минут, испытывая стыд и боль. И после смерти мужа, заразившегося от больного дифтеритом, она плачет не потому, что «не на того поставила», не потому, что «прозрела», а потому, что с новой, обостренной болью ощущает свою никчемность и - конечность.

Лит.: Чудаков А.П. Поэтика и прототипы // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974. С. 182-193; Головачева А.Г. От «Попрыгуньи» к «Душечке» // Чеховские чтения в Ялте. М., 1983. С. 20-27.

Все характеристики по алфавиту:

Бывает, что человек относится к жизни играючи, поверхностно. Он не обременяет себя серьёзными думами о собственном предназначении, об интересах окружающих людей. Однако не всегда легкомыслие имеет счастливый исход.

Замысел рассказа «Попрыгунья» возник у Чехова в августе 1891 года. Первоначально рассказ назывался «Великий человек». Во второй редакции автор сделал акцент на семейных отношениях и изменил название произведения на известное нам сегодня. В основе истории реально существовавший любовный треугольник: полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, интересовавшаяся различными искусствами. Но у главного героя, Осипа Дымова, был совершенно иной прототип — Илларион Иванович Дуброво, известный московский врач. В мае 11883 года к именитому лекарю обратились за помощью: семнадцатилетняя дочь дворянина Куроедова страдала от дифтерита. Чтобы помочь больной, Дуброво использовал метод, описанный в рассказе. В результате акта самопожертвования врач умер через 6 дней.

Не только у Дымова был прототип. Художник Рябовский имеет много общего с другом Чехова — художником Исааком Левитаном. Несмотря на старания писателя завуалировать это родство, Левитан был узнан и высмеян обществом, после чего между ним и Антоном Павловичем произошла ссора.

Жанр, направление

«Попрыгунья» относится к зрелому периоду творчества Чехова. В это время писатель активно развивает в своём творчестве направление реализма. Наиболее характерными чертами для автора в этом направлении являются ясность, простота в выражении мысли, а также философичность и насыщенная проблематика.

Некоторые исследователи определяют жанр чеховских рассказов после 90-х годов как сатирические рассказы или новеллы. «Попрыгунья» при кажущейся простоте имеет довольно сложную поэтику. Суть рассказа такова, что читатель ещё долго после прочтения остаётся погруженным в произведение, пытаясь расшифровать явные и скрытые смыслы. Такое воздействие отсылает «Попрыгунью» к жанру притчи, а динамичность и событийность истории роднит её с анекдотом в первоначальном его понимании.

Суть

Молодая представительница богемы Ольга Ивановна выходит замуж за начинающего доктора Осипа Дымова. Друзья девушки пророчат ей большое будущее в разных искусствах, семейная жизнь идёт своим чередом. Весной Ольга Ивановна отправилась на дачу. Там у неё завязывается роман с давним другом художником Рябовским. По возвращении неверная жена не решается рассказать о своей измене, но окружающие, в том числе муж, догадываются об этом.

Дымов старается как можно меньше проводить времени дома, добивается больших успехов в науке, но заражается дифтеритом. После непродолжительной болезни Доктор умирает, Ольга Ивановна остаётся одна.

Главные герои и их характеристика

  1. Ольга Ивановна . Барышня вела беззаботную, легкомысленную жизнь. Друзья, окружавшие её, находили Ольгу талантливой, но определённого дарования выявить никому не удалось. Певец замечал у неё прекрасный голос, художник считал, что у неё есть успехи в живописи, и так далее. Сама же дама понемногу занималась практически всеми искусствами подряд.
  2. Осип Дымов . Благородный, перспективный и одаренный молодой человек. Он безумно любил свою супругу, был готов исполнить все её капризы и простить всё, даже измену. В нем тоже видели большой потенциал, только в отличие от жены, он имел конкретное дело и цель, однако жизнь его трагически оборвалась.
  3. Художник Рябовский — наиболее стереотипная и схематичная фигура в рассказе. Он непостоянен и живёт одним мгновением. Если своим поступком разрушил чью-либо жизнь, то вины он не чувствует. Служение искусству всё оправдывает в его глазах.
  4. Темы и проблемы

    Главные темы и проблемы в рассказе представлены попарно в противопоставлении друг другу.

  • Рядом с эгоизмом идёт самопожертвование. Если Ольга Ивановна думает только о развлечении, досуге, личном благе, то Дымов заботится о своей супруге и о пациентах, ради которых готов рисковать собой. Осип всегда старается сделать всё, от него зависящее, для излечения больных.
  • Любви противопоставлено предательство. Осип Дымов искренне любит свою жену, и ему неважно, чем они отличны друг от друга, чем похожи. Он уважает её увлечения, не требуя ничего взамен. Ольга Ивановна ещё не была способна на столь же мудрое и высокое чувство, и, поддавшись мимолётному страстному влечению, предаёт супруга.
  • В рассказе «Попрыгунья» представлен один из вечных споров – науки и искусства. Дымов признаётся, что не понимает опер и живописи. Ольга упрекает его в этом, ставя музыку или театр важнее медицины или другого знания.
  • Главная мысль

    Основная идея «Попрыгуньи» выражена в умении ценить то, что имеешь. Неслучайно название рассказа перекликается с известной басней И. А. Крылова «Стрекоза». Главная героиня всё время гонялась за «знаменитостями», однако слишком поздно поняла, какой великий человек был рядом с ней.

    Ольга Ивановна мечтала о славе в искусстве, вероятно, мечтала связать жизнь с художником или музыкантом. Брак с горячо полюбившим её Осипом она считала неким снисхождением, тоже своего рода самопожертвованием. Посмотреть на мужа по-другому при его жизни Ольге не удалось — осознание пришло к героине слишком поздно. В этом заключается трагедия и смысл рассказа.

    Чему учит?

    Произведение учит одному из самых главных навыков, необходимых в жизни, — умению выстраивать отношения с людьми. На примере главных героев автор показывает необходимость уважения и взаимопонимания. Вывод Чехова основывается на его многолетних жизненных наблюдениях за окружением.

    Через это произведение Чехов говорит, что каждый из нас нуждается в поддержке. Если бы Осип ощущал, что он не один и ему есть, ради кого жить, стал бы он в таком случае рисковать своей жизнью? Смертельная болезнь представляется в рассказе идеальным разрешением всех семейных неурядиц Дымовых. Научные старания главного героя обусловлены не только талантом и интересом, но и желанием обратить на себя внимание супруги, так увлечённой творческой жизнью. Если бы Ольга могла разделить вместе с мужем радость его успехам, то рассказ имел бы совершенно иной финал и напоминал бы семейную идиллию. Мораль произведения такова: необходимо создавать гармоничные отношения в семье, где каждый человек поддерживает и ценит родных.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антон Павлович Чехов

«Попрыгунья»

Осип Иванович Дымов, титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти часов утра и до полудня принимает больных, потом едет вскрывать трупы. Но его доходов едва хватает на покрытие расходов жены — Ольги Ивановны, двадцати двух лет, помешанной на талантах и знаменитостях в художественной и артистической среде, которых она ежедневно принимает в доме. Страсть к людям искусства подогревается ещё тем, что она сама немного поёт, лепит, рисует и обладает, как утверждают друзья, недопроявленным талантом во всем сразу. Среди гостей дома выделяется пейзажист и анималист Рябовский — «белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей» (что равняется годовому доходу от частной практики Дымова).

Дымов обожает жену. Они познакомились, когда он лечил её отца, дежуря ночами возле него. Она тоже любит его. В Дымове «что-то есть», — говорит она друзьям: «Сколько самопожертвования, искреннего участия!» «…в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье», — говорит она гостям, вроде объясняя, почему она, артистическая натура, вышла за такого «очень обыкновенного и ничем не замечательного человека». Дымов (она не зовёт мужа иначе как по фамилии, часто прибавляя: «Дай я пожму твою честную руку!» — что выдаёт в ней отголосок тургеневского «эмансипе») оказывается на положении не то мужа, не то слуги. Она так и называет его: «Мой милый метрдотель!» Дымов готовит закуски, мчится за нарядами для жены, которая проводит лето на даче с друзьями. Одна сцена являет верх мужского унижения Дымова: приехав после тяжёлого дня на дачу к жене и привезя с собой закусок, мечтая поужинать, отдохнуть, он тут же отправляется на поезде в ночь обратно, ибо Ольга намерена на следующий день принять участие в свадьбе телеграфиста и не может обойтись без приличной шляпки, платья, цветов, перчаток.

Ольга Ивановна вместе с художниками проводит остаток лета на Волге. Дымов остаётся работать и посылать жене деньги. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. О Дымове старается не вспоминать. «В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?» Но скоро Ольга наскучивает Рябовскому; он с радостью отправляет её к мужу, когда ей надоедает жизнь в деревне — в грязной избе на берегу Волги. Рябовский — чеховский тип «скучающего» художника. Он талантлив, но ленив. Иногда ему кажется, что он достиг предела творческих возможностей, но иногда работает без отдыха и тогда — создаёт что-то значительное. Он способен жить только творчеством, и женщины для него не много значат.

Дымов встречает жену с радостью. Она не решается признаться в связи с Рябовским. Но приезжает Рябовский, и их роман вяло продолжается, вызывая в нем скуку, в ней — скуку и ревность. Дымов начинает догадываться об измене, переживает, но не подаёт вида и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и ему, возможно, предложат приват-доцентуру по общей патологии. По его лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все, <…> но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала». В доме появляется коллега Дымова Коростелев, «маленький стриженый человечек с помятым лицом»; с ним Дымов проводит все свободное время в непонятных для жены учёных разговорах.

Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его мастерской Ольга Ивановна застаёт женщину, очевидно, его любовницу и решает порвать с ним. В это время муж заражается дифтеритом, высасывая плёнки у больного мальчика, чего он, как врач, не обязан делать. За ним ухаживает Коростелев. К больному приглашают местное светило, доктора Шрека, но он не может помочь: Дымов безнадёжен. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молит Бога о помощи. Коростелев говорит ей о смерти Дымова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в том, что она погубила мужа. Из него мог вырасти крупнейший учёный, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он по праву должен быть. Ольга Ивановна понимает, что причиной смерти мужа была она, вынуждавшая его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Она понимает, что в погоне за знаменитостями «прозевала» подлинный талант. Она бежит к телу Дымова, плачет, зовёт его, понимая, что опоздала.

Рассказ заканчивается простыми словами Коростелева, подчёркивающими всю бессмысленность ситуации: «Да что тут спрашивать? Вы ступайте в церковную сторожку и спросите, где живут богаделки. Они и обмоют тело и уберут — все сделают, что нужно».

Врач и титулярный советник Осип Иванович Дымов обожает свою молодую жену. Чтобы обеспечить ее, он работает прозектором, а с утра принимает пациентов. Осип Иванович ухаживал за отцом Ольги. Так они и познакомились. Ольга Ивановна обладает всеми талантами понемногу. Она принимает людей искусства в своем доме. Заработка мужа еле-еле хватает на потребности жены.

Ольга проводит лето с друзьями на даче. Дымов привозит вечером закуски, платья, наряды. На правах слуги и мужа. После рабочего дня он приезжает на дачу. Ольга отправляет его обратно в город за перчатками, шляпкой, цветочками... Она завтра идет на свадьбу, муж должен привезти ей необходимое.

Ольга Ивановна с художниками отправляется на пароходе по Волге. Муж остается в городе, посылает ей деньги. Рябовский, успешный анималист и пейзажист, признается Ольге в своих чувствах. Они становятся любовниками, стараясь не вспоминать о муже. Живут в деревне, Ольге скучно. Рябовский с облегчением отправляет Ольгу Ивановну к Дымову. Ему некогда заниматься женщинами - он талантлив, ему нужно работать в уединении.

Дымов рад возвращению жены. Роман Ольги и Рябовского продолжается. Муж догадывался, стал работать еще больше. Дымов защитил диссертацию. Он хочет разделить радость с Ольгой, но она не понимает научных терминов. К Дымову стал приходить коллега, Коростелев. Они ведут научные беседы в кабинете. Ольга Ивановна пришла к Рябовскому в мастерскую. Увидела там женщину, решила порвать с художником отношения.

Дымов спасает мальчика, высасывает трубочкой пленки. Но сам заражается дифтеритом. Коростелев за ним ухаживает, приглашает доктора Шрека для консультации. Ольга Ивановна в отчаянии. Она вдруг понимает, что плохо обращалась с любимым мужем.

Дымов умер. Его друг винит Ольгу Ивановну в его скоропостижной смерти. У него могло быть большое научное будущее, если бы он не занимался практикой, чтобы содержать жену. Ольга Ивановна понимает, что настоящий талант был всегда рядом с ней, пока она гонялась за призрачными знаменитостями. Осознание утраты дорого пришло слишком поздно.

Сочинения

Анализ рассказа А.П. Чехова "Попрыгунья" Попрыгунья - характеристика литературного героя Женские характеры в произведениях А. П. Чехова «Ариадна», «Душечка», «Попрыгунья» Рассказ А. П. Чехова «Попрыгунья». Мысли и чувства автора