Ингеборга Дапкунайте: личная жизнь, дети, биография актрисы. Ингеборга Дапкунайте: творческий путь и личная жизнь

Родилась 20 января 1963 года в Вильнюсе (Литва). Впервые вышла на сцену в возрасте четырех лет, играла роли в спектаклях Вильнюсского оперного театра.

В 1985 году Дапкунайте окончила факультет хорового и театрального искусства Литовской государственной консерватории (мастерская Йонаса Вайткуса), стала актрисой Каунасского драматического театра, затем Вильнюсского академического и Молодежного литовского театра Эймунтаса Някрошюса, где играла в спектаклях "Чайка", "Нос". В 1992 году актриса уехала в Лондон, получив приглашение поучаствовать в пробах на роль в спектакле Лондонского театра "Ошибка речи" с участием знаменитого Джона Малковича.

В кино Дапкунайте дебютировала еще студенткой в 1984 году ролью в картине "Моя маленькая жена" режиссера Раймундаса Баниониса. Одну из первых серьезных ролей исполнила в мелодраме Исаака Фридберга "Ночные шепоты" (1986). Однако известность актриса приобрела благодаря ролям в картинах режиссеров: "Интердевочка" (1989) Петра Тодоровского и оскароносной "Утомленные солнцем" (1994) Никиты Михалкова. Талант Дапкунайте позволил ей шагнуть с российских и европейских съемочных площадок в Голливуд.

Здесь она снялась в эпизодической роли в картине "Миссия: невыполнима" (Mission: Impossible, 1996), где ее партнером был Том Круз; киноленте "Семь лет в Тибете" (Seven Years in Tibet, 1997) сыграла Ингрид — жену главного героя, роль которого исполнил Брэд Питт; "Ганнибал: Восхождение" (Hannibal Rising, 2006).

Среди других киноработ Ингеборги Дапкунайте: "Переправа" (1988), "Циники" (1992), "Письма с востока" (Letters from the East, 1996), "Солнечный ожог" (Sunburn, 1999), "Москва" (2000), "Война" (2002), "Шик" (2003), "Поцелуй жизни" (Kiss of Life, 2003), "Морфий" (2008), "Новая земля" (2008), "Прощальное дело" (L"affaire Farewell, 2009), "Апельсиновый сок" (2010), "Небесный суд" (2012).
Дапкунайте также снималась в российских и зарубежных телесериалах: "Аляска Кид" (1993), "Ростов-Папа" (2001), "Потерянный принц" (The Lost Prince, 2002), "Подъем" (Coming Up, 2003), "Небесный суд" (мини-сериал, 2011) и других.

Актриса работала и на телевидении , принимала участие в различных телешоу. В 2005 году Дапкунайте была ведущей русской версии реалити-шоу "Большой брат" на канале ТНТ; в 2006 году была участницей проекта "Звезды на льду", каталась в паре с Александром Жулиным.

Творческая деятельность актрисы неоднократно отмечалась наградами и номинациями. Ингеборга Дапкунайте — лауреатка национальной премии кинокритики и кинопрессы России "Золотой овен" в номинации "лучшая актриса года" (за роль в фильме "Циники", 1992), обладательница национальной кинопремии "Ника" за лучшую женскую роль и специального приза жюри "Звезда завтрашнего дня" Международного женевского кинофестиваля (за роль в фильме "Подмосковные вечера", 1994). Актриса не раз выступала в качестве члена жюри на престижных международных кинофестивалях.

Ингеборга Дапкунайте дважды была замужем . Первый муж — литовский актер Арунас Сакалаукас, второй — британский режиссер Саймон Стоукс.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(1989), обладательница премии «Ника » 1994 года за лучшую женскую роль .

Биография

Юность

Ингеборга Дапкунайте родилась 20 января 1963 года в Вильнюсе . Отец актрисы Петер-Эдмунд Дапкунас был дипломатом , а мать - метеорологом . Родители долгое время работали в Москве , а дочь приезжала к ним только на каникулы. В Вильнюсе маленькая Ингеборга оставалась на попечении бабушки с дедушкой, а также тёти и дяди (музыкантов в театральном оркестре), которые делали всё, чтобы она не ощущала долгого отсутствия родителей.

В четыре года Ингеборга, по протекции своей бабушки Геновайте Саблиене, администратора вильнюсского Театра оперы и балета , впервые вышла на сцену в роли сына мадам Баттерфляй в постановке оперы Пуччини «Чио-Чио-сан ». После «оперного дебюта» драматическое искусство поначалу казалось маленькой девочке не таким интересным, ввиду отсутствия танцев, песен и музыки. К тому же детство и юность прошли с нацеленностью скорее на спортивную карьеру: Ингеборга не без успехов занималась фигурным катанием и баскетболом - национальным видом спорта .

В финале Конкурса песни Евровидение 2009 года , проходившем в России , объявляла баллы, которые получили участники конкурса путём голосования телезрителей.

Фильмография

Год Название Роль
ф Моя маленькая жена Ауксе
ф Электронная бабушка электронная бабушка
ф Зодиак девушка
ф Ночные шёпоты Инга
ф Игра хамелеона Вероника
ф Воскресный день в аду Ингеборга
ф Загадочный наследник Ася Ерихонова
ф Стечение обстоятельств Вероника Бергс
ф 13-й апостол Мария
ф Красный цвет папоротника Кама-Бася Залевская
ф Осень, Чертаново… Мария Наварзина
ф Переправа Кама-Бася Залевская
ф Интердевочка Кисуля
кор Фа минор Катя
ф Николай Вавилов Наталья Карловна Лемке
ф Циники Ольга
ф Хорошие парни / The Good Guys Санда
ф Роковая ложь: Миссис Ли Харви Освальд / Fatal Deception: Mrs. Lee Harvey Oswald Люба
ф Аляска Кид Салли
ф Подмосковные вечера Катя Измайлова
ф Утомлённые солнцем Маруся
ф На опасной земле / On Dangerous Ground Аста
ф Миссия невыполнима / Mission: Impossible Ханна Уильямс
ф Письма с востока / Letters from the East Мария / мать
ф Семь лет в Тибете / Seven Years in Tibet Ингрид Харрер
ф Солнечный ожог / Sunburn Кэролин Крамер
ф Секс и смерть / Sex "n" Death Шона
ф Москва Маша
с Ростов-папа Эля
ф Тень вампира / Shadow of the Vampire Мишлен
ф Война Маргарет
ф Одиночество крови Мария
ф Поцелуй жизни / Kiss of Life Хелен
ф Шик Ася
ф Зимняя жара / 25 degrés en hiver Соня
ф Ночной продавец жена хозяина
ф По этапу Вера
ф Ганнибал: Восхождение / Hannibal Rising мать Ганнибала Лектера
ф По этапу Вера Тюнина
ф Морфий Анна Николаевна
ф Новая Земля Марта
ф Прощальное дело / L"affaire Farewell Наташа
ф Весельчаки Марго, мать Гены
ф Доброволец Лена
с Катя: Военная история Мария Алексеевна Барсукова
ф Апельсиновый сок Даша
ф Каденции Лиза
- с Небесный суд Морфея ру
ф 30 ударов / 30 Beats Элис, девушка по вызову
ф Москва 2017 / Branded Дубчек
с Валландер / Wallander Байба Лиепа
с Шерлок Холмс миссис Хадсон
ф Зимы не будет снималась
с Григорий Р. императрица Александра Федоровна
ф Скорый «Москва - Россия» проводница
ф Матильда Кшесинская Мария Фёдоровна
с Оккупированные / Okkupert Ирина Сидорова
ф Художник убивает себя / Bloody Cakes Кларисса Штерн
ф Мост Инга Веерма, детектив отдела убийств полиции Нарвы
ф Жанна Жанна

Награды и номинации

Член жюри

  • Программы «Синефондасьон» Каннского Кинофестиваля 2003 года .
  • Международного Берлинского Кинофестиваля 2005 года
  • Международного Кинофестиваля в Мар-дель-Плате 2005 года
  • 67-го Венецианского кинофестиваля (

    Отрывок, характеризующий Дапкунайте, Ингеборга

    – Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
    – Федор, а ты мелу мне достань.
    Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
    Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
    – Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
    Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
    – Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
    – От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
    – Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
    Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.
    Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.
    – Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться.
    «Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает».
    – Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне.
    – Ты куда ходила? – спросила Наташа.
    – Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
    – Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где?
    – Спит, кажется.
    – Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее.
    «Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь.
    – А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то.
    – Мама! – проговорила она. – Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
    Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
    После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

    – Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
    – Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
    – Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
    – Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
    – А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
    – Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
    – Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
    – Вы помните, Соня? – спросил Николай…
    – Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
    – Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
    – Как же, как теперь помню его зубы.
    – Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
    – А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
    – Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
    Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
    Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
    Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
    – А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
    Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
    – Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
    В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
    – Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
    Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
    – Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
    Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
    – Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
    – Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
    – Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
    – Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
    – Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
    – Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
    – Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
    – Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
    – Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
    – Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
    Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
    Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.

В документальном фильме Ингеборга предстала в совершенно неожиданном образе. Она рассказала, что всегда не любила, когда ее называли Инга, но будучи застенчивой стеснялась исправить говорившего.

youtube.com

О ней рассказывали такие знаменитые люди, как Евгений Миронов, Константин Эрнст, Алексей Попогребский, Татьяна Друбич, Валерий Тодоровский и Джон Малкович.

youtube.com

«Я благодарен тебе за то, что мы дружим столько много лет и за то, что ты инициируешь меня на разные проекты и поступки. И мне нравится, когда знакомые женщины все время спрашивают: “А что она делает? Почему она не меняется? Проходят годы, а она точно такая же!” Они не знают, что ты волшебница», – рассказал Константин Эрнст в фильме.

instagram.com

А ведь действительно, разве можно хоть на минутку представить, что Ингеборга уже 55! В одном из интервью звезда рассказала свой секрет «вечной молодости». «Моя бабушка дожила до 103 лет без единой морщины. Но она особо ничего с собой не делала. Один-единственный совет у нее был - лицо надо очищать утром и вечером. И я ему следую», – поделилась актриса.

instagram.com

Кроме того Дапкунайте никогда не загорает, ведь активное солнце сушит и старит кожу, постоянно занимается спортом и ухаживает за собой.

instagram.com

В ленте звезда продемонстрировала отличное знание нескольких языков, вспомнила пробы и съемки во многих самых известных своих картинах начиная с «Интердевочки».

instagram.com

Специально для фильма Ингеборга показала своего маленького сына Алекса. В конце ленты к ней, сидящей на сцене, подходит маленький белокурый мальчик, артистка берет его на руки и уходит. Сомнений в том, чей это ребенок не остается: он копия своей талантливой мамы.

youtube.com

youtube.com

Сына Дапкунайте родила от своего мужа, ресторатора Дмитрия Ямпольского. Их тайная свадьба состоялась пять лет назад в Великобритании.

«Честно говоря, мы дома гостей редко собираем, – признается Дмитрий. – Обычно встречи проходят в наших заведениях, я же ресторатор. А дома можем вдвоем сесть, выпить и отправиться куда-нибудь дальше», рассказывал как-то Дмитрий в интервью журналу «Сноб».

29 января 2018

Актриса встретила настоящую любовь

Ингеборга Дапкунайте с супругом Дмитрием Ямпольским. Фото: Евгения Гусева.

Официально Ингеборга Дапкунайте замужем третий раз. Первый муж — Арунас Сакалаускас: актер, с которым она вместе училась в Литовской консерватории. Молодые не только поженились, но и венчались в католическом костеле. Жили в Вильнюсе, Ингеборга часто ездила на съемки в Россию. После успешных работ в кино («Интердевочка», «Циники», «Утомленные солнцем» и др.) Дапкунайте получила шикарное предложение – режиссер Саймон Стоукс пригласил ее в Америку играть в своем спектакле «Ошибка речи», в котором в главной роли был занят Джон Малкович. Инга (так называл ее муж) посоветовалась с Арунасом: обещала — если глава семьи будет против, то она никуда не полетит.


После съемок в «Интердевочке» Дапкунайте стала звездой.

«Если нет, то останусь здесь, сяду дома, заведем ребенка…» Но я любил Ингеборгу и понимал к чему она стремиться всей душой», — вспоминал Сакалаускас, который отпустил жену в Америку. Спустя некоторое время Ингеборга позвонила и сообщила, что влюбилась в режиссера Саймона Стоукса, роман у них начался еще на репетициях спектакля. Со вторым мужем Дапкунайте развелась в 2009 году после 10 лет совместной жизни…

Ингеборга Дапкунайте влюбилась… Эта влюбленность закончилась третьим браком — Ингеборга Дапкунайте вышла замуж за Дмитрия Ямпольского. Ее избранник – идеальный «принц», мужчина мечты. Блестящий адвокат, уважаемый бизнесмен. До отношений со звездой был женат на актрисе Олесе Поташинской. У пары есть общая дочь – развод не сказался на ее отношениях с отцом. У ребенка прекрасные отношения и с Ингеборгой.
Муж Дапкунайте – адвокат, совладелец крупного ресторанного холдинга, создатель успешных российских и зарубежных проектов. Помимо бизнеса Дмитрий Ямпольский много лет принимает участие в работе благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», он один из инициаторов строительства в Москве первого детского хосписа и популяризации в нашей стране хосписного движения. Ингеборга Дапкунайте также много лет помогает фонду «Вера».
5 фактов об актрисе, которые много говорят о ее характере.
1. В новогоднюю ночь Ингеборга Дапкунайте, сопредседатель попечительского совета фонда «Вера», приехала в Первый хоспис и Центр паллиативной помощи - чтобы прочесть вслух для пациентов «Дом до свиданий и новые беспринцЫпные истории» Александра Цыпкина. В новом году она продолжает навещать и помогать людям, которые находятся в хосписе. 11 лет Дапкунайте вместе с командой фонда «Вера»: «У меня не возникло вопросов – присоединяться или нет. Мне показалось, если я нужна, то вот я…»
2. Бывшая жена Ямпольского актриса Олеся Поташинская вышла за него замуж и через год родила дочь Соню. Пара была вместе семь лет, потом по инициативе мужа был развод, но Поташинская смогла через некоторое время простить супруга и наладить отношения. Иначе нельзя, если у пары есть общий ребенок. Нынешняя и бывшая жена бизнесмена не поддерживают отношения.


Олеся Поташинская. Фото: социальные сети.

3. Первый муж Дапкунайте рассказывал в интервью, что они венчались в католическом костеле. С третьим мужем у актрисы была тайная церемония в Англии. На венчании и торжестве пять лет назад присутствовали близкие и друзья. Говорят, что всех гостей предупреждали о том, что разглашать информацию о свадьбе нельзя.
Супруг часто сопровождает актрису в поездках, на мероприятиях – семья дружная, интересы одни. С друзьями встречаются в ресторанах главы семейства.
4. К недавнему юбилею Дапкунайте сняли документальный фильм, в котором она показала сына. Мальчик такой же кудрявый как его папа, но со светлыми волосами, как у мамы. Ребенок похож и на отца, и на мать. Два года о счастливом событии знали только близкие. Все уверяют, что из актрисы получилась чудесная заботливая мама.



Дапкунайте с сыном. Фото: кадр Первый канал.

5. Любимой темой поклонников было обсуждение разницы в возрасте – муж 55-летней Ингеборги Дапкунайте младше ее на 12 лет. Но Дапкунайте выглядит на 10 лет моложе без всяких операций и вмешательств. Стройная от природы – 48 кг при росте 1 метр 66 см Дапкунайте как-то поделилась секретами красоты в глянце Elle: «Моя бабушка дожила до 103 лет без единой морщины. Но она особо ничего с собой не делала. Один-единственный совет у нее был: лицо надо очищать утром и вечером. И я ему следую…» Дапкунайте дала такое определение любви: «Комедия или трагедия? Любовь - это каждый день по-разному. Но чувство юмора никогда никому не мешало».


Ингеборга Дапкунайте и Александр Жулин танцевали вместе в телепроекте. Фото: кадр Первый канал.

Дапкунайте притягивает мужчин не только красотой, но и особенной энергетикой, умением всегда улыбаться так, как больше никто не может. Дочь дипломатов с отличными манерами, знающая себе цену притягивает к себе внимание, а ее образ жизни вызывает уважение – ни слова о личной жизни, на виду только благотворительность и работа.
Первый муж Ингеборги рассказывал, что ей всегда восхищались. Еще в студенческие годы мужчины слушали ее «раскрыв рты». «Наши друзья… тоже были немного влюблены в Ингеборгу. Нельзя было не влюбиться! – вспоминает о совместной молодости Сакалаускас. — Подозреваю, что и наш мастер неровно к ней дышал. Один раз даже отчитал при всем курсе: «Разве у нас только одна девушка? Что вы обступили Дапкунайте?» Инга в ответ только освещалась своей невинно-лукавой улыбкой. Она все про себя прекрасно понимала…»

Одной из немногих актрис на постсоветском пространстве, которые смогли заявить о себе в Голливуде, является 55-летняя Ингеборга Дапкунайте.

Привлекательная и безгранично талантливая женщина, неоднократная обладательница престижных кинопремий в номинации за лучшую женскую роль, актриса, удостоенная звания заслуженной артистки Литовской ССР незадолго до развала Советского Союза. В ее фильмографии – знаменитые советские, российские и голливудские картины, а в жизни – множество ярких событий.

Обо всем этом поведает биография Ингеборги Дапкунайте. Также вы узнаете, чем занимается в последние годы кинозвезда и правда ли то, что Ингеборга Дапкунайте стала мамой.

Ранние годы жизни

Свое детство и юношеские годы будущая звезда отечественного и зарубежного кино провела в родном городе Вильнюсе, в Литве. Там она и появилась на свет в начале 1963 года (точная дата рождения знаменитости – 20 января 1963 г.). Не столь много найдется людей, которые провели детство так, как Ингеборга Дапкунайте.

Ее родители были интеллигентными и уважаемыми людьми, занимавшими далеко не последнее место в обществе. Отец будущей актрисы (национальность которой – литовка), Пятрас-Эдмундас Дапкунас, был дипломатом. А мама, Ингеборга Сабалите, работала в гидрометеорологическом центре метеорологом.

Вскоре после появления в семье дочери Пятрас-Эдмундас и его супруга вернулись к своей профессиональной деятельности, покинув ради нее родную Литву. Малышка Ингеборга осталась на попечении своих бабушки с дедушкой. У них она жила постоянно, а родителей в Москве стала навещать, лишь когда повзрослела, и только во время каникул.

Актерский талант в девочке стал просыпаться в раннем детстве. Скорее всего, способствовало этому то обстоятельство, что тетя и бабушка Ингеборги работали в вильнюсском оперном театре. И уже в возрасте 4 лет Инга дебютировала на его сцене в оперной постановке «Чио-Чио-Сан» Пуччини. Первое выступление героини нашего рассказа было столь феерическим и незабываемым, что юная артистка сразу же получила роль в другом спектакле.

Даже после этих первых ролей девочка стала популярной театральной звездой, которой поступало немало привлекательных предложений. Так, в активной творческой деятельности, которую Ингеборга Дапкунайте совмещала с учебой в школе, прошли ранние годы ее юности.

Молодость и расцвет творческой деятельности

После окончания школы талантливая девушка подала документы для поступления в Литовскую государственную консерваторию и в 1980-м стала студенткой факультета театрального мастерства и хорового искусства, попав на курс, которым руководил известный литовский режиссер, актер и педагог Йонас Вайткус.

Свою первую роль в кино перспективная артистка Ингеборга получила, учась на последнем курсе. За год до вручения диплома ей поступило предложение сыграть в киноленте «Моя маленькая жена». Ингеборга Дапкунайте, биография которой представлена в этой статье, с радостью согласилась и в 1984 году впервые появилась на экране в образе девушки по имени Ауксе.

Уже в следующем году ей посчастливилось участвовать в трех разных кинопроектах литовских постановщиков. Это были фильмы: «Электронная бабушка», «Ночные шепоты» и «Зодиак». Уже тогда работу в кинематографе Ингеборга Эдмундовна Дапкунайте успешно совмещала с участием в театральных постановках, ведь сразу после выпуска из консерватории она начала работать в Театре драмы в Каунасе.

Спустя некоторое время талантливая восходящая кинозвезда вновь вернулась в Вильнюс и устроилась в Молодежный театр, где проработала до 1990 года. В тот период зрители могли увидеть разнообразные спектакли с участием нашей героини («Чайка», «Король Лир», «Голод» и др.).

Одновременно литовская актриса получала приглашения на съемки и по возможности старалась на них соглашаться. В одном только 1987 году на советские экраны вышли четыре киноленты, в которых была задействована наша героиня. Ее популярность росла, и слава об актрисе Ингеборге Дапкунайте распространялась на весь Советский Союз.

Особое внимание к ее персоне было связано с выходом на экраны фильма «Интердевочка», вызвавшего большой резонанс среди советской общественности. В нем Ингеборга Дапкунайте блистательно сыграла девушку «легкого поведения», чем поразила советскую публику. Этот запоминающийся образ принес актрисе не только славу, но и в последующем – главные роли в отечественных фильмах (сначала в короткометражке «Фа минор», затем – в оскароносной картине «Утомленные солнцем», а также в художественном фильме «Подмосковные вечера»).

Всего фильмография кинозвезды состоит из 62 картин, в числе которых нашумевшие российские сериалы и полнометражные картины, а также голливудские «экшены». И это далеко не предел, ведь 55-летняя Ингеборга Дапкунайте, живущая сейчас за границей, продолжает получать приглашения на съемки.

Только за последние два года Ингеборга Дапкунайте украсила своим участием целых семь кинолент. Информацию о том, какие фильмы с участием литовско-российской кинозвезды были сняты за границей, предлагает Википедия на странице с биографией Ингеборги.

Частная жизнь не для камер

Ингеборга Эдмундовна всегда вела достаточно скромный образ жизни, пытаясь не афишировать свои увлечения и не делать свою частную жизнь достоянием широкой общественности. Ее имя не так уж часто попадает в новости светской жизни. Несмотря на это, личная жизнь актрисы всегда интересовала ее поклонников и зрителей советского поколения. Тем более что кинозвезда трижды выходила замуж, и все ее мужья были личностями весьма популярными.

Ингеборга Дапкунайте, ее личная жизнь, дети и карьера – одна из обсуждаемых тем в мире шоу-бизнеса, так как актриса остается на пике популярности по сей день.

Своего первого супруга талантливая киноактриса, звезда отечественного и зарубежного кино, встретила, будучи студенткой. Арунас Сакалаускас был однокурсником нашей героини, сумевшим завоевать ее сердце. Брак влюбленные зарегистрировали спустя несколько месяцев после знакомства. Но вскоре их отношения потерпели крах, и супруги, оформив развод, решили остаться друзьями.

Второй раз под венец Ингеборга Дапкунайте пошла совершенно неожиданно для себя. После первого развода Ингеборга Эдмундовна с головой ринулась в работу, активно снимаясь в кино и играя в Молодежном театре. Работая в очередной постановке, актриса получила предложение от своего партнера по сцене, которым был Джон Малкович, пройти пробы в Лондонском театре для участия в спектакле «Ошибка речи».

Отправившись туда, Ингеборга Дапкунайте успешно прошла кастинг и на первой же репетиции встретила свою судьбу – Саймона Стоукса. Их отношения развивались стремительно, и вскоре Ингеборга Дапкунайте и режиссер «Ошибки речи» Саймон Стоукс решили пожениться. После свадьбы актриса решила остаться в столице Великобритании и получить новое гражданство.

Но спустя чуть более десяти лет семья актрисы столкнулась с препятствием, которое не смогла преодолеть. Будучи в браке, Ингеборга Дапкунайте стала тесно общаться с одним из самых знаменитых режиссеров мира – Эмиром Кустурицей, который тоже состоял на тот момент в законных отношениях. Тогда Ингеборга Дапкунайте оформила с мужем развод, который прошел мирно и цивилизованно, без скандалов и взаимных публичных обвинений. В свою очередь Кустурица тоже развелся. Инициатором этого стала жена Кустурицы, которая узнала о его отношениях с российской кинозвездой.

О своих отношениях Ингеборга Дапкунайте и Эмир Кустурица стали открыто говорить лишь в 2009 году, когда оба были уже официально свободными. Роман двух знаменитостей продлился около четырех лет. Ингеборга Дапкунайте и дети ее возлюбленного от предыдущего брака прекрасно ладили. Кустурица планировал сделать Инге предложение, но этого не произошло по неизвестным причинам.

Тайны личной жизни

После этих отношений Ингеборга стала более тщательно скрывать свою личную жизнь. Поэтому нет точной информации, когда Ингеборга Дапкунайте и Дмитрий Ямпольский (ее нынешний муж) стали встречаться. Свадьба актрисы с известным ресторатором и адвокатом состоялась в 2013 году, в канун дня святого Валентина.

СМИ долгие годы приписывали Ингеборге Дапкунайте беременность, особенно когда становилось известно о ее новом замужестве. Ранее, с предыдущими супругами, актрисе не удалось познать радость материнства. Нынешний же муж Ингеборги Дапкунайте, несмотря на разницу в возрасте между ними, завоевал доверие талантливой кинозвезды и стал отцом ее единственного на данный момент ребенка.

Сын Дмитрия и Ингеборги, которого зовут Алекс, появился на свет чуть больше года назад. Но впервые СМИ узнали о нем лишь недавно, после празднования 55-летнего юбилея актрисы. В честь дня рождения кинозвезды «Первый канал» организовал сюрприз для Ингеборги Дапкунайте – показ документального фильма о жизни талантливой литовки.

На его премьере впервые на публике появились вместе Ингеборга Дапкунайте и ее сын, годовалый малыш Алекс. До этого мало кто был осведомлен о таких кардинальных переменах в личной жизни актрисы. Тем более что в последнее время она старалась не давать интервью.

Напомним, в этом году актрисе исполнилось 55 лет. Несмотря на свой возраст, Ингеборга Дапкунайте имеет превосходную физическую форму и привлекательный внешний вид. Не удивительно, что ее секреты красоты (которые заключаются в правильном питании и регулярных физических нагрузках) интересуют многих поклонников кинозвезды.

В настоящее время Ингеборга Дапкунайте, последние новости из жизни которой часто появляются в отечественных и зарубежных СМИ, по-прежнему активно работает. Она принимает участие в съемках новых фильмов, время от времени появляется в развлекательных телепередачах. Но основную часть своего времени знаменитая блондинка посвящает теперь своей семье и маленькому сынишке. Автор: Елена Суворова