Из чего был сделан холодный кафка. Биография и удивительное творчество франца кафки

(1883-1924) австрийский писатель

Вероятно, это самая странная фигура в европейской литературе XX столетия. Еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский - по культурной традиции, Франц Кафка испытал равнодушие к своему творчеству при жизни и уже не застал то время, когда произошла его канонизация. Правда, и то, и другое несколько преувеличено. Его заметили и ценили такие известные писатели, как Г. Гессе, Т. Манн, Б. Брехт и другие.

Три незавершенных романа Франца Кафки стали доступны читателям уже после его смерти. Роман «Процесс» был опубликован в 1925 году, «Замок» - в 1926 и «Америка» - в 1927 году. Ныне его наследие - десять объемистых томов.

Биография этого человека удивительно небогата событиями, по крайней мере событиями внешними. Франц Кафка родился в семье пражского оптового торговца галантерейными товарами, еврея по национальности. Благосостояние постепенно росло, но понятия и отношения внутри семьи оставались прежними, мещанскими. Все интересы были сосредоточены на своем деле. Мать была бессловесна, а отец непрерывно хвастался теми унижениями и бедами, какие он претерпел до того, как выбился в люди, не то что дети, получившие все незаслуженно, даром. О характере взаимоотношений в семье можно судить хотя бы по такому факту. Когда Франц в 1919 году написал «Письмо отцу», он сам не осмелился отдать его адресату и попросил об этом мать. Но и она побоялась это сделать и вернула письмо сыну с несколькими утешительными словами.

Мещанская семья для каждого будущего художника, который еще в юности ощущает себя чужим человеком в этой среде, является первым барьером, который он должен преодолеть. Кафка этого сделать не смог. Он так и не научился сопротивляться чуждой ему среде.

Франц окончил немецкую гимназию в Праге. Затем в 1901-1905 годах изучал в университете юриспруденцию и слушал лекции по истории искусств и германистике. В 1906- 1907 годах Кафка прошел стажировку в адвокатской конторе и пражском городском суде. С октября 1907 года служил в частном страховом обществе, а в 1908 году совершенствовался по этой специальности при Пражской коммерческой академии. Хотя Франц Кафка имел докторскую степень, но занимал скромные и низкооплачиваемые должности, а с 1917 года вообще не мог работать в полную силу, поскольку заболел туберкулезом.

Кафка принял решение расторгнугь вторую помолвку с Фелицией Бауэр, уволиться со службы и переехать в деревню к своей сестре Оттле. В одном из писем этого периода он так передает свое мятущееся состояние:

«Втайне я считаю, что моя болезнь вовсе не туберкулез, а общее мое банкротство. Я думал, что можно будет еще держаться, но держаться больше нельзя. Кровь исходит не из легких, а из раны, нанесенной обычным или решающим ударом одного из борцов. Этот борец получил теперь поддержку - туберкулез, поддержку столь огромную, какую находит, скажем, ребенок в складках материнской юбки. Чего теперь хочет другой? Разве борьба не достигла блистательного конца? Это туберкулез, и это конец ».

Франц Кафка очень болезненно относился к тому, с чем ему постоянно приходилось сталкиваться в жизни, - несправедливости, унижению человека. Он был предан подлинному творчеству и преклонялся перед Гете, Толстым, считал себя учеником Клейста, поклонником Стриндберга, был восторженным почитателем русской классики, не только Толстого, но и Достоевского, Чехова, Гоголя, о чем писал в своих дневниках.

Но вместе с тем Кафка как бы «вторым зрением» видел себя со стороны и ощущал свою непохожесть на всех как уродство, свою «чуждость» воспринимал как грех и проклятие.

Франца Кафка мучили проблемы, которые были характерны для Европы начала века, его творчество непосредственно связано только с одним, пусть и весьма влиятельным направлением литературы XX столетия - модернистским.

Все, что Кафка написал, - его литературные замыслы, фрагменты, незаконченные рассказы, сны, которые зачастую мало чем отличались от его новелл, и наброски новелл, подобные снам, размышления о жизни, о литературе и искусстве, о прочитанных книгах и увиденных спектаклях, мысли о писателях, художниках, актерах - все это представляет собой полную картину его «фантастической внутренней жизни». Франц Кафка ощущал безграничное одиночество, столь мучительное и вместе с тем желанное. Его непрерывно терзали страхи - перед жизнью, перед несвободой, но и перед свободой тоже. Франц Кафка боялся что-либо изменить в своей жизни и в то же время тяготился ее привычным укладом. Писатель с такой пронзительностью раскрывал непрестанную борьбу с самим собой и с окружающей действительностью, что многое в его романах и новеллах, что, на первый взгляд, кажется плодом причудливой, иной раз больной фантазии, получает объяснение, обнаруживает свою реалистическую подоплеку, раскрывается как чисто автобиографическое.

«У него нет ни малейшего убежища, приюта. Поэтому он предоставлен на произвол всему тому, от чего мы защищены. Он как нагой среди одетых», - писала подруга Кафки, чешская журналистка Милена Есенская.

Кафка боготворил творчество Бальзака. Однажды он написал о нем: «На трости Бальзака было начертано: «Я ломаю все преграды». На моей: «Все преграды ломают меня». Общее у нас - это словечко «все».

В настоящее время о творчестве Кафки написано больше, чем о творчестве любого другого писателя XX века. Это чаще всего объясняется тем, что Кафка считается писателем-пророком. Он каким-то непостижимым образом сумел угадать и еще в начале века написал о том, что произойдет в последующие десятилетия. Тогда сюжеты его произведений казались чисто абстрактными и выдуманными, но какое-то время спустя исполнилось многое из того, что он писал, и даже в более трагической форме. Так, печи Освенцима превзошли самые изощренные пытки, описанные им в новелле «В штрафной колонии» (1914).

Точно такой же, казалось бы, абстрактный и немыслимый в своей абсурдности судебный процесс, который Франц Кафка изобразил в своем романе «Процесс», когда к смерти приговорили невиновного человека, много раз потом повторялся и повторяется до сих пор во всех странах мира.

В другом своем романе - «Америка» - Франц Кафка довольно точно предсказал дальнейшее развитие технической цивилизации со всеми ее плюсами и минусами, при котором человек остается одиноким в механизированном мире. И последний роман Кафки «Замок» тоже дает достаточно точную - при всей гротескности изображения - картину всевластия бюрократического аппарата, который на деле подменяет любую демократию.

В 1922 году Кафка был вынужден уйти на пенсию. В 1923 году он осуществил давно задуманное «бегство» в Берлин, где намеревался жить в качестве свободного литератора. Но его здоровье снова резко ухудшилось, и он был вынужден вернуться в Прагу. Умер же он в предместье Вены в 1924 году. Похоронили писателя в центре Праги на еврейском кладбище.

Выражая последнюю волю своему другу и душеприказчику Максу Броду, Кафка неоднократно повторял, что, кроме пяти опубликованных книг и подготовленной к печати новой новеллы, «все без исключения» должно быть сожжено. Сейчас бессмысленно обсуждать, хорошо или плохо поступил М. Брод, который все-таки нарушил волю друга и издал все его рукописное наследие. Дело сделано: все, что было написано Францом Кафкой, издано, и читатели имеют возможность сами судить о творчестве этого неординарного писателя, читая и перечитывая его произведения.

Франц Кафка (1883 – 1924) – известный немецкий писатель, классик литературы ХХ века. При жизни не был заслуженно оценен. Практически все известные произведения писателя опубликованы после его преждевременной смерти.

Детство

Родился будущий писатель в Праге. Он был первым из шести детей в довольно обеспеченной еврейской семье. Двое его братьев умерли в раннем детстве, остались только сестры. Кафка-старший был удачливым торговцем. Он сколотил неплохое состояние на продаже галантерейных изделий. Мать же происходила из зажиточных пивоваров. Таким образом, несмотря на отсутствие титулов и принадлежности к высшему обществу, семья никогда не нуждалась.

Едва Францу исполнилось шесть лет, он стал посещать начальную школу. В те годы необходимость образования уже ни у кого не вызывала сомнений. Родители же мальчика на примере собственной жизни прекрасно понимали его важность.

Франц учился хорошо. Он был скромным и воспитанным ребенком, неизменно аккуратно одетым и обходительным, поэтому взрослые всегда относились к нему благосклонно. В то же время живой ум, знания, чувство юмора привлекали к мальчику сверстников.

Из всех предметов Франца изначально больше всего увлекла литература. Чтобы иметь возможность обсуждать прочитанное и делиться мыслями, он выступил инициатором организации литературных встреч. Они имели популярность.Вдохновившись этим, Кафка решил пойти дальше и создать собственный театральный кружок. Более всего этому были удивлены его друзья. Они отлично знали, насколько их товарищ застенчив и не вполне уверен в себе. Поэтому его желание играть на сцене вызвало недоумение. Впрочем, Франц всегда мог рассчитывать на поддержку.

Учеба, работа

В 1901 году Кафка окончил гимназию и получил аттестат зрелости. Ему предстояло определиться с будущими занятиями. Посомневавшись некоторое время, молодой человек выбрал право и отправился постигать его сложности в Карлов университет. Нельзя сказать, что это было только его решение. Скорее компромисс с отцом, который собирался привлечь его к торговле.

Отношения с деспотичным отцом у молодого человека складывались плохо. В конце концов Франц покинул родной дом и долгие годы жил в съемных квартирах и комнатах, перебиваясь с копейки на копейку. Окончив университет, Кафка был вынужден устроиться на должность чиновника в страховое ведомство. Это было неплохое место, но только не для него.

Молодой человек не был создан для такой работы. В своих мечтах он видел себя писателем, а все свободное время отдавал изучению литературы и собственному творчеству. В последнем он видел исключительно отдушину для себя самого, ни на минуту не признавая художественную ценность своих произведений. Он настолько стеснялся их, что даже завещал своему другу уничтожить все его литературные эксперименты в случае смерти.

Кафка был очень болезненным человеком. У него обнаружили туберкулез. К тому же, писателя мучили частые мигрени, бессонница. Большинство специалистов сходятся во мнении, что проблемы эти имели психологические корни, уходящие в детство, семью и отношения с отцом. Как бы то ни было, но большую часть жизни Кафка пребывал в нескончаемой депрессии. Это очень хорошо видно по его творчеству.

Отношения с женщинами

Кафка никогда не был женат. Однако в его жизни были женщины. Долгое время писателя связывали отношения с Фелицией Бауэр. Она явно хотела выйти за него замуж, потому что девушку не смутила разорванная помолвка и то, что вскоре он снова сделал ей предложение. Однако свадьбой дело не завершилось и в этот раз. Кафка снова передумал.

Объяснить эти события можно еще и тем, что молодые люди общались в основном по переписке. На основе писем Кафка создал себе в воображении образ девушки, которая в реальности оказалась совершенно иной.

Самой большой любовью писателя являлась Милена Есенская. Для 20-х годов прошлого века она была невероятно свободной и самодостаточной личностью. Переводчица и журналистка, Милена увидела в своем возлюбленном талантливого писателя. Она была одной из немногих, с кем он поделился своим творчеством. Казалось, их роман мог перерасти в нечто большее. Однако Милена была замужем.

В самом конце жизни Кафка завел роман с девятнадцатилетней Дорой Диамант.

Творчество

При жизни Кафка опубликовал лишь небольшое количество рассказов. Он бы и этого не сделал, если бы не близкий друг Макс Брод, который всегда старался поддерживать писателя и верил в его талант. Именно ему Кафка завещал уничтожить все написанные произведения. Однако Брод этого не сделал. Наоборот, он отправил все рукописи в типографию.

Вскоре имя Кафки загремело. Читатели и критики высоко оценили все то, что удалось спасти от огня. К сожалению, Дора Диамант все-таки успела уничтожить некоторые книги, доставшиеся ей.

Смерть

В своих дневниках Кафка часто говорит об усталости от постоянных болезней. Он прямо выражает уверенность в том, что не проживет больше сорока лет. И оказался прав. В 1924 году его не стало.

В этой краткой биографии Франца Кафки. которую вы найдете ниже, мы постарались собрать основные вехи жизни и творчества данного писателя.

Общие сведения и суть творчества Кафки

Кафка Франц (1883-1924) - австрийский писатель-модернист. Автор произведений: «Превращение» (1915), «Приговор» (1913), «Сельский врач» (1919), «Художник голода» (1924), «Процесс» (изд. 1925), «Замок» (изд. 1926). Художественный мир Кафки и его биография неразрывно связаны. Главной целью его произведений стала проблема одиночества, отчуждения человека, которая никому не нужна в этом мире. В этом автор убедился на примере собственной жизни. «У меня нет интереса к литературе, - писал Кафка, - литература - это я сам».

Воссоздав себя самого на страницах художественных произведений, Кафка нашел «болевую точку человечества», предвидел будущие катастрофы, вызванные тоталитарными режимами. Биография Франца Кафки примечательна тем, что его творчество содержит признаки разных стилей и направлений: романтизма, реализма, натурализма, сюрреализма, авангардизма. Жизненные конфликты являются определяющими в творчестве Кафки.

Детство, семья и друзья

Биография Франца Кафки интересна и наполнена творческими успехами. Будущий писатель родился в австрийской Праге в семье галантерейщика. Родители не понимали сына, и с сестрами отношения не сложились. «В своей семье я больше чужой, чем самый чужой», - пишет Кафка в «Дневниках». Особенно сложными были его отношения с отцом, о чем позже писатель напишет в «Письме к отцу» (1919). Авторитарность, сильная воля, моральное давление отца подавляли Кафку с раннего детства. Учился Кафка в школе, гимназии, а затем в Пражском университете. Годы обучения не изменили его пессимистических взглядов на жизнь. Между ним и сверстниками всегда была «стеклянная стена», о чем писал его одноклассник Эмиль Утиц. Единственным другом на всю жизнь стал для него Макс Брод, университетский товарищ от 1902 г. Именно его Кафка назначит перед смертью исполнителем своего завещания и поручит сжечь все свои произведения. Макс Брод не выполнит распоряжение своего друга и сделает его имя известным всему миру.

Проблема с браком также стала для Кафки непреодолимой. Женщины всегда благосклонно относились к Францу, и он мечтал создать семью. Были невесты, была даже помолвка, но на брак Кафка так и не решился.

Еще одной проблемой для писателя была его работа, которую он ненавидел. После университета, получив степень доктора юридических наук, Кафка служит 13 лет в страховых компаниях, тщательно выполняет обязанности. Любит литературу, но не считает себя писателем. Он пишет для себя и называет это занятие «борьбой за самосохранение».

Оценка творчества в биографии Франца Кафки

Герои произведений Кафки такие же беззащитные, одинокие, умные и одновременно беспомощные, чем обречены на гибель. Так, в новелле «Приговор» рассказывается о проблемах молодого коммерсанта с собственным отцом. Художественный мир Кафки сложный, трагический, символический. Герои его произведений не могут найти выход из жизненных ситуаций в кошмарном, абсурдном, жестоком мире. Стиль Кафки можно назвать аскетичным - без лишних художественных средств и эмоциональных возбуждений. Французский филолог Г. Барт этот стиль характеризовал, как «нулевой градус письма».

Язык сочинений, по словам Н. Брода, простая, холодная, темная, «а глубоко внутри не перестает гореть пламя». Своеобразным символом собственной жизни и творчества Кафки может служить его повесть «Перевоплощение», в которой ведущей является мысль о бессилии «маленького человека» перед жизнью, о ее обреченностью на одиночество и смерть.

Если вы уже ознакомились с биографией Франца Кафки, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы. К тому же, помимо биографии Франца Кафки, предлагаем вам посетить раздел Биографии , чтобы прочитать о других популярных и известных писателях.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Франц Кафка появился на свет 3 июля 1883 года, став первым ребенком в семье успешного торговца Германа Кафки. Он, отец, стал самым страшным наказанием не только детства писателя, но и всей его жизни. С младенчества Кафка узнал, что такое сильная рука отца. Однажды ночью, будучи еще совсем маленьким, Франц попросил у отца воды, после чего тот, разозлившись, запер бедного мальчика на балконе. Вообще, Герман полностью контролировал жену и детей (в семье было еще три девочки), насмехался и морально давил на домочадцев.

Из-за постоянного давления Франц рано начал ощущать собственное ничтожество и чувство вины перед отцом. Он пытался найти способ укрыться от злобной реальности, и нашел его – как ни странно, в книгах.

Во время учебы в классической гимназии Кафка принимается за писательскую деятельность, а в последние годы постоянно создавал новые произведения. В кружку либерального еврейского студенчества Пражского университета, где Франц изучал юриспруденцию, он знакомится с Максом Бродом. Этот энергичный, сильный молодец вскоре становится лучшим другом молодого писателя, а позже сыграет самую важную роль в передаче творческого наследства Кафки публике. К тому же, именно благодаря Максу Франц продолжает жить, вопреки унылой работе юриста и общему отсутствию вдохновения. Брод, в конце концов, чуть ли не заставляет молодого писателя начать публиковаться.

Отцовский прессинг не прекратился даже после того, как Франц стал совершеннолетним. Он постоянно упрекал сына в том, что тот очень мало зарабатывает. В результате писатель устраивается на работу…в асбестовую фабрику. Напрасно растрачивая свою энергию и время, Кафка начинает серьезно задумываться над самоубийством. К счастью, спектакли львовского кочевого театра отвлекают его от подобных мыслей.

Отцовский запрет на интимные отношения с женщинами настолько сильно повлиял на психику Франца, что тот, уже стоя на пороге супружеской жизни, пятился назад. Так случилось дважды – впервые с Фелицией Бауэр, а во второй раз – с Юлией Вохрыцек.

В последний год жизни Кафка встретил свою лучшую подругу – Дору Диамант. Ради нее он, можно сказать, наконец возмужал, покинув родителей в Праге и отправившись жить с ней в Берлин. Даже то короткое время, оставшееся паре, они не смогли прожить счастливо: приступы учащались, туберкулез прогрессировал. Умер Франц Кафка 3 июня 1924 года – после того, как неделю не мог ничего есть и окончательно потерял голос…

Франц Кафка, библиография

Все книги Франца Кафки:

Новеллы
1905
«Описание одной борьбы»
1907
«Свадебные приготовления в деревне»
1909
«Разговор с молящимся»
1909
«Разговор с пьяным»
1909
«Аэропланы в Брешии»
1909
«Молитвенник женщин»
1911
В соавторстве с Максом Бродом: «Первая дальняя поездка по железной дороге»
1911
В соавторстве с Максом Бродом: «Рихард и Самуэл: небольшое путешествие по Центральной Европе»
1912
«Большой шум»
1914
«Перед законом»
1915
«Школьный учитель»
1915
«Блюмфельд, старый холостяк»
1917
«Сторож склепа»
1917
«Охотник Гракх»
1917
«Как строилась китайская стена»
1918
«Убийство»
1921
«Верхом на ведре»
1922
«В нашей синагоге»
1922
«Кочегар»
1922
«На чердаке»
1922
«Исследования одной собаки»
1924
«Нора»
1931
«Он. Записи 1920 года»
1931
«К серии „Он“»
1915
Сборник «Кары»
1912
«Приговор»
1912
«Превращение»
1914
«В исправительной колонии»
1913
Сборник «Созерцание»
1913
«Дети на дороге»
1913
«Разоблачённый проходимец»
1913
«Внезапная прогулка»
1913
«Решения»
1913
«Прогулка в горы»
1913
«Горе холостяка»
1908
«Купец»
1908
«Рассеянно глядя в окно»
1908
«Дорога домой»
1908
«Пробегающие мимо»
1908
«Пассажир»
1908
«Платья»
1908
«Отказ»
1913
«Наездникам к размышлению»
1913
«Окно на улицу»
1913
«Желание стать индейцем»
1908
«Деревья»
1913
«Тоска»
1919
Сборник «Сельский врач»
1917
«Новый адвокат»
1917
«Сельский врач»
1917
«На галерее»
1917
«Старинная запись»
1914
«Перед законом»
1917
«Шакалы и арабы»
1917
«Посещение рудника»
1917
«Соседняя деревня»
1917
«Императорское послание»
1917
«Забота главы семейства»
1917
«Одиннадцать сыновей»
1919
«Братоубийство»
1914
«Сон»
1917
«Отчёт для академии»
1924
Сборник «Голодарь»
1921
«Первое горе»
1923
«Маленькая женщина»
1922
«Голодарь»
1924
«Певица Жозефина, или мышиный народ»
Малая проза
1917
«Мост»
1917
«Стук в ворота»
1917
«Сосед»
1917
«Гибрид»
1917
«Воззвание»
1917
«Новые лампы»
1917
«Железнодорожные пассажиры»
1917
«Обыкновенная история»
1917
«Правда о Санчо Пансе»
1917
«Молчание сирен»
1917
«Содружество подлецов»
1918
«Прометей»
1920
«Возвращение домой»
1920
«Городской герб»
1920
«Посейдон»
1920
«Содружество»
1920
«Ночью»
1920
«Отклонённое ходатайство»
1920
«К вопросу о законах»
1920
«Набор рекрутов»
1920
«Экзамен»
1920
«Коршун»
1920
«Рулевой»
1920
«Волчок»
1920
«Басенка»
1922
«Отъезд»
1922
«Защитники»
1922
«Супружеская чета»
1922
«Комментарий (не надейся!)»
1922
«О притчах»
Романы
1916
«Америка» («Пропавший без вести»)
1918
«Процесс»

Франц Кафка - один из основных немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, - уникальное явление в мировой литературе.

Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги (Чехия в то время - часть Австро-Венгерской империи). Его отец - Герман (Ге́ных) Кафка, происходил из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 года был оптовым торговцем галантерейными товарами. Мать писателя - Юлия Кафка (урожденная Этл Леви), дочь зажиточного пивовара - предпочитала немецкий язык. Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал так же прекрасно. Неплохо владел он также и французским, и среди четырёх людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер.

Остальные три: Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст. Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел идишем и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточноевропейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием гастролировавших в Праге еврейских театральных трупп; интерес к изучению иврита возник только к концу жизни.

У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Сестёр звали Элли, Валли и Оттла (все три погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше). В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу, а потом гимназию, которую закончил в 1901 году сдачей экзамена на аттестат зрелости. Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора права (руководителем работы Кафки над диссертацией был профессор Альфред Вебер), а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал на скромных должностях до преждевременного - по болезни - выхода на пенсию в 1922 году. Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он признаётся в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование».

Аскетизм, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира - все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу» - ценной интроспекции в отношениях между отцом и сыном. Из-за раннего разрыва с родителями Кафка был вынужден вести очень скромный образ жизни и часто менять жильё, что наложило отпечаток и на его отношение к самой Праге и её жителям. Хронические болезни изводили его; помимо туберкулёза, он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, импотенции, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока. Будучи школьником, он принимал активное участие в организации литературных и общественных встреч, прилагал усилия к организации и продвижению театральных спектаклей, несмотря на опасения даже со стороны его ближайших друзей, таких как Макс Брод, который обычно поддерживал его во всём остальном, и вопреки его собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным и невозмутимым поведением, своим умом и необычным чувством юмора.

Отношения Кафки со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, выливавшегося также через несостоятельность писателя как семьянина. В период между 1912-м и 1917-м гг. он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности. И в самом деле они были очень разными людьми, что явствует из их переписки. Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять же вскоре была расторгнута. В начале 1920-х гг. он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений - Миленой Есенской. В 1923 году Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось, и 3 июня 1924 года Кафка умер в санатории под Веной, вероятно, от истощения (боли в горле не позволяли ему принимать пищу, а в те времена внутривенная терапия не была развита, чтобы кормить его искусственным путём). Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 года на Новом еврейском кладбище в районе Страшнице, в общей семейной могиле.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику - Максу Броду - сжечь без исключения всё им написанное (кроме, возможно, некоторых экземпляров произведений, которые обладатели могли бы оставить себе, но не переиздавать их). Его возлюбленная Дора Димант действительно уничтожила рукописи, которыми она обладала (хотя и не все), но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал бо́льшую часть его работ, которые вскоре начали привлекать к себе внимание. Всё его опубликованное творчество, кроме нескольких чешскоязычных писем Милене Есенской, было написано на немецком.