К сфере морали относится принцип. Что такое

2. Моральная практика

3. Признаки Морали

1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и мораль­ную практику. Моральное сознание является:

Способом регуляции жизни общества;

Способом социальной преемственности;

Духовной стороной морали (принципы, чувства, пережива­ния и пр.);

Совокупным опытом людей.

Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (мораль­ное сознание человека).

Моральное сознание человека формируетс я в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека.

Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность эти­ческих знаний и принципов; субъективные моральные убеждения.

Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни мораль­ного сознания:

Являются субъективной стороной нравственности;

Тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свой­ствах морального сознания);

Формируются исторически;

Постоянно развиваются (иногда регрессируют).

. Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является со­ставной частью всех видов общественных отношений (социальных, по­литических и т. д.).

Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или от­сутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Дей­ствие считается поступком при наличии мотивов и цели действия.

3. Все составляющие морали содержат:

Цель моральной деятельности;

Мотивы деятельности;

Ориентацию на моральные ценности;

Средства достижения (нравственные нормы);

Оценку результатов деятельности.

Мораль как система характеризуется следующимипризнаками:

гуманизмом (человек - высшая ценность);

наличием идеалов, высших целей деятельности;

избирательностью в выборе средств достижения цели;

нормативной регуляцией отношений между людьми;

добровольным выбором людьми ориентации на добро.

Тема 2. Свойства и функции морали

Вопрос 1. Свойства морали

Вопрос 2. Функции морали

Вопрос 3. Моральная регуляция

Вопрос 4. Противоречия в морали

Литература:

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с

Вопрос 1. Свойства морали

    Императивность морали

2. Нормативность морали

3. Оценочность морали

1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного созна­ния (религии, науки и пр.):

Социально-экономическая обусловленность содержания;

Воздействие на процессы, протекающие в обществе;

Взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Специфическим свойством морали являетсяимперативность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выпол­нения предписаний морали.

И мперативность:

Согласует интересы личности с интересами общества;

Утверждает приоритет общественных интересов;

- в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировалкатегорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь по­желать, чтобы она стала всеобщим законом".

Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпиричес­кий мотив поведения. Категорический императив:

Является врожденным знанием;

Его требования выполняются безусловно и добровольно;

Проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

Выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. ("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к челове­честву... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". И. Кант.)

2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

Направляется деятельность людей;

Воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

Соотносятся нравственные качества индивида с требованиями обще­ства;

Побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

Осуществляются нравственные связи поколений людей.

Существует два типа моральных норм :

запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);

образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).

3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в само­оценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответ­ствия нормам морали.

Формы оценочности :

Одобрение, согласие;

Порицание, несогласие.

Важными проблемами этики являются проблемы истинности мораль­ных суждений и моральных оценок.

Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельно­сти человека (или группы) интересам общества.

Мораль - это сложное и противоречивое общественное явление и одна из форм общественного сознания. Раскрыть природу морали можно на основе социально-исторического анализа развития человечества. Так порядок в первобытном обществе поддерживался с помощью системы табу - запретов, а в ходе исторической эволюции из запретов сложились обычаи, традиции. В процессе социального расслоения оформлялись новые формы моральной регуляции поведения человека.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях. Моральные нормы в совокупности с понятиями составляют нравственное сознание, которое обнаруживается в поступках и поведении людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения. Эти нормы и правила закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном Кропоткин П.А. Этика. - М.: Юрайт, 2016. - С.15.

Следование моральным принципам - результат осмысленного и добровольного выбора человека. Исполнение нравственных норм основано на чувстве долга, требованиях совести, желании избежать стыда за свои действия или бездеятельность.

Основные принципы морали остаются неизменными: это стремление совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться о других людях и общественном благе Скворцов А.А.. Этика: Учеб. для студентов вузов - М.: Юрайт, 2015. - С. 140. Существуют общечеловеческие моральные принципы, смысл которых в том, чтобы не причинять зла другим людям, независимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности. Однако конкретные формы моральных норм и требований эволюционировали на протяжении всей истории человечества Сабиров В.Ш. Этика и равственная жизнь человека. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. - С. 205.

Выделяют следующие виды моральных норм:

  • 1. Табу - жесткий запрет на совершение каких-либо действий, нарушение которого в сознании людей связано с угрозой обществу и карается сверхъестественными силами; этот феномен был характерен для ранних этапов развития человеческого общества и сохранялся вплоть до нашего времени в традиционных культурах;
  • 2. Обычай - сложившийся в ходе социальной практики образ действий, повторяющийся в определенных обстоятельствах и поддерживаемый общественным мнением;
  • 3. Традиция - устойчивый обычай, форма поведения, которая передается из поколения и поколение и воспроизводится на длительном этапе существования общества;
  • 4. Моральные правила - сознательно сформулированные нормы регулирующие поведение человека; в отличие от ритуальных запретов, обычаев и традиций, требуют от человека нравственного самоопределения, сознательного выбора.

Мораль как форма общественного сознания и способ регулирования социальной жизни характеризуется следующими основными признаками Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов- М.; Ростов н/Д: Феникс, 2013. - С. 86:

  • 1. Всеобщность нравственных норм: требования морали едины для всех членов общества и охватывают всех людей, закрепляют основы культуры, их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества
  • 2. Добровольность в следовании нравственным требованиям в отличие от правовых норм, выполнение которых носит обязательный характер и контролируется правоохранительными органами, моральны нормы воспроизводятся в обществе силой традиции, общественным мнением. Их выполнение контролируется самими людьми.
  • 3. Всеохватность морали: правила нравственного поведения регулируют все виды деятельности человека - в межличностном и межгрупповом общении, в производственной деятельности, в политике, в творчестве.
  • 4. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение.
  • 5. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания.

Сущность морали - это родовые свойства морали относящие её к социальному регулятору Судоков А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный - М.: Едиториал УРСС, 2012. - С.28.

Пять сущностных признаков морали:

  • 1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.
  • 2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.
  • 3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.
  • 4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.
  • 5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.

Мораль происходит от латинского слова «moralis», что означает - нравственный устойСвободный словарь терминов, понятие и определений - Электронные данные http://termin.bposd.ru/publ/12-1-0-9417 . В основе морали лежит латинский корень «mores», который означает нравы.

Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека в обществе, а так же мораль - особая форма общественного сознания человека в обществе

Мораль содержит в себе способы регулирования поведения людей в обществе. Мораль строится из принципов и норм, которые определяют структуру взаимоотношений между людьми на основе понятий добра и зла. Соблюдение норм морали обеспечивается силой духовного воздействия, а так же совестью человека его внутренним убеждением и общественным мнением.

Мораль имеет свою особенность, которая заключается в том, что мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни.

Всякий поступок или поведение человека может иметь разнообразное значение и характеристику, но его нравственную сторону всегда оценивают едино. И в этом заключается особенность норм морали.

Моральные нормы воспроизводятся на основе традиций и обычаях. Нормы морали контролируются обществом.

Мораль - это осмысление противоположности добра и зла А.А. Гусейнов, Е.В. Дубко, Этика - М.: Гардарики, 2010. - С. 102. Добро -это важнейшая лично-общественная ценность. Добро проявляется в соотношении единства межличностных связей по достижению нравственного совершенства.

Если добро - созидательно, то зло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека В.Н. Лавриненко Психология и этика делового общения - СПб.: Красный октябрь, 2010. - С. 98. И в этом заключается основа морали и ее сущность.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом Ю.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы - М.: ГарантЪ, 2009 - С. 45.

Мораль определяет нравственность, а нравственность является регулятором правовых норм государства и самого права в целом. Другими словами нравственность регулирует экономику государства, на основе права.

Моральная норма происходит от латинского слова «norma», что означает руководящее начало, правило, образец.

Моральная норма определяет моральное сознание человека. Морального сознания - это элементарная форма морального требования или определенный образец поведения людей в обществе. Моральное сознание определяет и характеризует устоявшиеся правила человеческих взаимоотношений и сосуществования в современном мире.

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

Нормы морали - правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются. Мы пользуемся моральными нормами легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается - обращаем внимание Ю.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы - М.: ГарантЪ, 2009 - С. 98.

Моральные нормы формируются из обычаев с одной стороны, а другой стороны моральные нормы формируются из норм и правил поведения человека в обществе. Обычай - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации Свободный словарь терминов, понятие и определений - Электронные данные http://termin.bposd.ru/publ/12-1-0-9417. Обычай просто определяет моральную норму, ее суть. Мораль представляет собой такой вид общественных правил, которые регулируют преимущественно действия-поступки индивидов в малой общественной группе. Моральные нормы возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств. Это особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, верований, форм организации досуга и т.п. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов.

Моральные нормы - это требование должного, безусловного, или, говоря иначе, императивы, лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей.

Мораль представляет собой совокупность исторически определенных норм и взглядов, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, государству, определенному классу, социальной группе, поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения.

Право - это система обязательных правил поведения или норм, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права, и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями, а так же морально-нравственными устоями. Право появилось гораздо позднее морали, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство. Мораль как элемент управления социальными явлениями в обществе давала основу праву.

Мораль и право являются регуляторами общественных отношений на основе правовых и моральных норм.

Мораль как свод правил, обычаев, норм и принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу. Религия как основной источник моральных ценностей. История развития морали, ее структура, функции и характеристика этических учений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сод ержание

Введение

1. История морали

2. Структуры морали

3. Функции морали

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом.

Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения, которые не могут регламентироваться силой закона, принудительно. Все правила,обычаи, принципы, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением называются моралью или нравственностью, что равнозначно.

Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет. Он узаконил это в «специальных» заповедях - в библейском Ветхом завете. Данные заповеди гласят:

Не произноси имя господа понапрасну;

Помни день субботний;

Почитай отца и мать свою;

Не убий;

Не прелюбодействуй и т.д.

Подобные заповеди обнаружены в найденных в 1901 г. списках законов вавилонского царя Хамураппи, жившего на тысячелетие раньше образования иудейской религии, а также похожие предписания были найдены в буддийских книгах: «я соблюдаю заповедь воздерживаться от воровства»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от непозволительного полового общения»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от лжи и обмана».

Даже в недавнем прошлом враждебная по отношению к религии, коммунистическая мораль, и та имела свой кодекс, большей частью своих положений, основанных на древних заповедях: «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми», «человек человеку друг - товарищ и брат», «честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни», «непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д.

Итак, анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что основой морали (нравственности) являются созданные много веков назад заповеди, в которых излагаются основные критерии моральных норм и правил, но каждый временной отрезок вносит свои коррективы в структуру и функции морали, которые нам предстоит рассмотреть в данной работе.

1. История морали

Первоначальная мораль была слита в единое целое с религией и правом. Это была единая система регуляции жизни первобытного общества, её основу составляла система табу (система запретов). Эти запреты не имели рационального обоснования, но передавались из поколения в поколение, как традиции. К основным из них относились - запрет на убийство сородича, а также запрет на лишение пищи (самого ценного в первобытном обществе) слабого и больного. Подобная система устраивала первобытных людей, но с развитием отношений между разумными людьми постепенно из общей сферы регуляции выделилось право, которое обобщило долгий опыт разрешения типовых конфликтных ситуаций, но право всегда апеллирует к традиции религии и морали, как факторами, освещающими его деятельность, т.е. опирается на нормы морали и религиозные нормы при создании права. Изучение морали и нравственности занимало одно из важных мест у философов разных периодов времени.

Наиболее ранние этические учения упоминаются в древней китайской философии, которые возникли примерно в V в. до н.э.. Стержнем данных учений является триада - «знание - действие - нравственность». Философия в Китае, прежде всего этика и политика. Этические критерии определяют и знания в целом, и философию в частности. Знания, прежде всего, относятся как путь к нравственному совершенствованию. Высшее знание - это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Все другие виды знаний - математика, астрономия, медицина и т.д. - объявлялись низшими. В западной культуре наоборот. В древнем Китае этические учения формировались под воздействием четырёх основных направлений и изучались в четырёх школах.

1. ЛЕГИСТОВ (законников) - главной моралью считалось служение императору и небу, только император имеет некоторую свободу, но он должен выполнять волю неба и расположить подданных к себе справедливым правлением.

2. МОИЗМ (экономическая) - главной моралью является регуляция экономических отношений, с целью поднятия благосостояния общества и государства через торговлю, скотоводство и т.д.

3. ДАОСИЗМ, основателем которой является Лао-Цзы (старший современник Конфуция). Главный принцип: не действие, т.е. воздержание от активного вмешательства в дела мира. Не надо ставить цели в жизни они порабощают человека. Нужно уподобиться природе и сливаясь с ней добиться бессмертия.

4. КОНФУЦИАНСТВО. Основатель - Кун-Фу-цзы. В центре внимания конфуцианства проблемы этики, воспитания человека, политики. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном согласии с людьми и с собой, быть человеколюбивым, почтительным. Главным моральным правилом Конфуция: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Идеалом морального человека выступает «благородный муж», который противопоставлен «низкому человеку». Если благородный следует долгу и закону, то низкий думает только о себе и о своей выгоде. Долгое время учения Конфуция были официальной идеологией императорского Китая, а учение его является известным не только на родине, но и во всём мире.

К интересным заключениям пришли философы античных времён - учения древних греков и древних римлян. Такие философы как: Аристотель, Эпикур, Сенека, Эпиктет, Аврелий и другие, являлись родоначальниками, а точнее сказать основателями античной философии, которая положила начало западной философии, почти всех её последующих школ, идей и представлений, именно здесь родилась европейская культура и цивилизация. Именно римские стоики (Зенон, Посидоний, Марк Аврелий) впервые заговорили о совести, как функциональном понятии морали и о воле человека, как механизме морального действия. Развиваются представления вины и греха человека, даже мудреца, который раньше был безгрешный.

Знатный патриций Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой и природой. Истинная ценность человека в его добродетели, которое не зависит от рождения. Благородство духа не передаётся по наследству, оно зависит от самого человека, от направленности его воли.

2. Структуры морали

мораль нравственность религия этический

Слово «Мораль» пришло к нам из французского языка, а во Францию - из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. об определённых правилах поведения человека среди людей, существовало задолго до появления самого слова «Мораль».

К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например, принципы гуманизма (человечность, милосердие, справедливость), нормы (не убивай, не воруй, не лги), правила (не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не завидуй и не посягай на чужое). Мораль противостоит злой нравственности, примером которой могут служить такие суждения: «Человек человеку - волк», «с волками жить - по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу». У морали доброе сердце, в ней всегда проявляется забота не только о себе, но и о других. Полной противоположностью является аморальность и безнравственность поступков и убеждений, которые эгоистичны, себялюбивы, всегда утверждают свою исключительность: только я, только для себя, а остальное - гори всё синим пламенем, мне всё до лампочки. Самое страшное последствие подобных аморальных суждений в том, что они ведут к разрушению, вражде, разделяют людей, толкают их на гибельный путь.

С помощью понятий «Добра», «Зла», «Совести», «Долга» этика изучает мораль и излагает своё содержание. «Зло» - это нарушение морали. Это понятие выражает всё то, что заслуживает осуждения, презрения, и обязательно должно быть преодолено человеком, обществом. «Зло» находится там, где человека обижают, унижают, оскорбляют, где к человеку относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Зло - это всё то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство. Зло делиться на большое и малое. К большому относится общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих и инаковерующих людей). Где царит зло большое, имеет место зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, нравы, в психологию людей. Хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников). Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников, когда живут на нечестно заработанные средства - всё это есть моральное зло.

Всё что противоположно злу, есть добро. В его понятии выражается всё самое светлое, надежды, желания - стремление к человечности и гуманизму. Под добром понимается всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества. Говоря об улучшении жизни, имеется в виду каждый человек, т. к. гуманная мораль утверждает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. Итак, добро и зло служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Но каждому человеку суждено вырабатывать свою личную моральную позицию, самому делать свой выбор. При этом каждый человек ориентируется, выбирая свой моральный путь, свою линию поведения, на общечеловеческие, абсолютные, моральные ценности и идеалы, т.к. они являются вечными и духовными.

Слово «идеал» произошло от греческого «идея», что значит понятие, представление. Когда мы говорим «идеальный», мы имеем в виду самое лучшее, совершенное во всех отношениях. Моральный идеал - это всё самое лучшее, что выработано моралью. Его можно сформулировать кратко и чётко: это всеобщее единение людей. Именно духовное единство служит высшим моральным образцом, на который ориентируются люди в своём стремлении к совершенству, которое достигается только через соблюдение принципов и норм морали. Вот как отзывается Платон об идеале: «…это высшее благо трудно ухватить логически, но в общих чертах можем определить его тремя моментами: истина, добро и красота».

У Аристотеля имелась своя точка зрения: «…высшее благо - это разумная деятельность души, это равновесие между страстями и разумом, которое достигается через морально-этические качества. С помощью разума человек способен охватить мир, но при этом нужно ещё устранить животное начало в себе.

Вторым ориентиром для выработки моральных позиций человека являются ценности, которых великое множество. У каждого человека складываются свои ценности, под которыми принято понимать те идеи, принципы деятельности или же предметы, которые людям особенно дороги, полезны и необходимы для жизни. Человек выстраивает для себя как бы «пирамиду ценностей». При определении линии своего поведения человек ориентируется на неё, выбирает чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями. Ценности бывают: малозначительные, относительные, живущие короткое время, но существуют ценности особо значимые - главные человеческие, живущие вечно и одинаково важные для всех людей - это человеческая жизнь, свобода, семья, Родина, истина, вера, справедливость и т.д.

В долгой истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы, государства, классы, цивилизации. Но из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями, которые помогали и помогают человеку выбирать линию своего поведения. Люди всегда осуждали подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, честность, самообладание, скромность. Самой высшей моральной ценностью является любовь к ближнему человеку. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас своими интересами. В этом и проявляется любовь.

В XVIII в. И.Кант, изучив историю морали, сформулировал закон добра, который звучит примерно так: «поступай так, чтобы твои действия стали образцом для всех, всеобщим моральным законом». Но кто же контролирует моральный выбор человека в его поступках, действиях? Считается, что существуют две изначальные позиции для своего морального самоопределения. Одна из них - «культура стыда». В ней человек пытается рассмотреть себя глазами другого человека, и под этим взглядом, есть ли он или представляется, испытывает стыд за свои неверные поступки и намерения, если они не совпадают с общепринятыми в коллективе. Каждый свой шаг человек соизмеряет и обосновывает с мнением окружающих его людей, одобрение которых хочет заслужить. Поведение коллективно согласованно.

В этой культуре любой поступок, не соответствующий общепринятому, подозрителен, подвергается осуждению либо осмеянию. Человек воспринимает общий тон, становится частицей общего морального сознания, коллективного представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Культура стыда возникла тогда, когда человек не мыслил себя отдельно от рода. Со временем стала формироваться другая культура или установка морального сознания - культура вины. Она связана с возникновением более развитой личности, ощущающей свою личную зависимость уже не от окружающих, а от высших сил. Становится стыдно не перед окружающими, а перед самим собой, т.е. выполняется внутренний самоконтроль за своими деяниями, думами и размышлениями. Этой функцией занимается - «совесть» внутренний голос, внутренний моральный контроль. Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действиям. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно себя критикует, даёт оценку своим поступкам. Получается, что «совесть» - это осознание своего долга и ответственности, т.е. самооценка человека. Совесть, сознание долга, проявляются необязательно на уровне рассудка, а иногда и, прежде всего на уровне глубоко личностного чувства. Человек может не вполне осознавать, почему «совесть» велит ему поступать именно так, а не иначе.

Руководствуясь «совестью», человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добре и зле. Когда внутренний голос (самоконтроль) говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т.е. не совершил ничего плохого, выступил на стороне добра, «совесть» человека чиста, спокойна и наоборот. Никто не знает точно, откуда у человека «совесть», почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему именно перед «совестью» нам надо держать ответ.

3. Функции морали

Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.

Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

Регулирующая : мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.

Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.

Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.

Заключение

В 21 веке вокруг нас всё меньше становится друзей, ведь они для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в игре без моральных правил, где принято предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет обязательно наказан. Люди, ценящие общечеловеческие ценности в такой игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство людей имеют надёжную духовную опору - мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.

Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. т. 16

2. Бондаренко Ю.А. У истоков современной морали. 1991г.

3. Ватин И.В., Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах. 2002г.

4. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2009

    Круг проблем, связанный с четкой дефиницией понятия "мораль". Современные представления о проблеме сущности морали как объективного феномена социального бытия. Проблема определения деловой этики и ее связь с проблемой всеобщности моральных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Мораль как совокупность правил поведения, выработанных обществом. Содержательная изменчивость, многоаспектность феномена морали, методологические установки различных направлений этической рефлексии. Виды морали: профессиональная, бытовая и семейная.

    доклад , добавлен 13.05.2009

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

    Рассомтрение понятия и сущности морали; ознакомление с основными концепциями ее происхождения. Изучение примеров развития морали в истории. Исследование основных закономерностей развития нравственных ценностей человека, общих норм поведения в обществе.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2015

    Основные категории этики. Диалектический метод познания как основной метод познания предмета науки этики. Общее, особенное и единичное в диалектике. Возникновение моральных идеалов, принципов и норм, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов.

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014, 12:03