Какими изображены чиновники в поэме мертвые души. Образы чиновников в поэме Н

Поэма «Мертвые души»

Изображение мира чиновников в поэме Н.В, Гоголя «Мертвые души»

Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» резко критически. Ис­следователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезли­чены, лишены индивидуальности (в отличие от образов поме­щиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе. Более подробно оха­рактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмей­стер и почтмейстер.

Чиновники губернского города не слишком умны и образо­ванны. С едкой иронией Гоголь говорит о просвещенности го­родских чиновников: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Речь этих пер­сонажей в поэме - это не что иное, как механическое повторе­ние слов, символизирующее их тугодумство. Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпи­оном, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом.

Эти люди далеки от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком ко­личестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе».

Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крес­тьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, - замечает Собакевич, - он человек праздный и, верно, си­дит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший ха­пуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праз­дный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в кар­ты…». Не менее праздными оказываются и остальные чиновни­ки. По словам Собакевича, «тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю».

В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить «за счет сумм нежно любимого ими отечества». Взятки - обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем «храмом Фемиды». Так, председатель палаты советует Чичикову: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных де­нежных поборах, осуществляемых этими людьми. Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: «Чичикову при­шлось заплатить самую малость. Даже председатель дал прика­зание из пошлинных денег взять с него только половину, а дру­гая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя». В этом замечании нам открывается то без­законие, которое царит в «присутственных местах». Интерес­но, что в первоначальной редакции это место в поэме сопро­вождалось замечанием автора: «Так уже исстари всегда води­лось на свете. Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату. Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем пла­тить».

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вто­рые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». «Тоненькие» в авторском представлении - щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложен­ной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны», «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описа­нии этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представ­ляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образа­ми городских чиновников. Вот первый чиновник города - гу­бернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полиц­мейстер, «отец и благодетель города», по-свойски хозяйничаю­щий в купеческих лавках. Полицмейстеру «стоит только миг­нуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наво­дит ужас на весь народ. Когда в обществе появляется слух о воз­можном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта «существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а по­шли только на место себя один только картуз свой, то один кар­туз погонит крестьян до самого места их жительства». Это чи­новники «толстые». Но не менее критически обрисованы писа­телем и их «тонкие» собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова.

Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти. Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помо­щи в столицу. Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга.

Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, рас­четливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы - эти понятия чуж­ды для чиновников города NN. По мысли автора, «эти блюсти­тели порядка и законности» - такие же «мертвые души», как и помещики в поэме. Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичико­вым «мертвых душ». Тут чиновники растерялись, и все «вдруг отыскали в себе… грехи». «Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичико­ва, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» Писатель использует здесь прием гиперболы. Возможность государственных проверок в связи с афе­рой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, «город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…». Закончилась эта история смертью про­курора, главного «блюстителя закона», и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была «душа». И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоми­нание о суде божьем за все жизненные деяния.

Как отмечают исследователи, «в обрисовке Гоголем мира чи­новников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фон­визину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… - традиционно высмеиваемое социальное зло. Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сати­рическим приемам Салтыкова-Щедрина». По точному заме­чанию Герцена, «с хохотом на устах» писатель «без жалости про­никает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чинов­ничьей души. Поэма Гоголя «Мертвые души» представляет со­бой ужасную исповедь современной России».

Здесь искали:

  • мир чиновников в поэме мертвые души
  • изображение чиновников в поэме мертвые души
  • чиновники в мертвых душах

В “Мертвых душах” тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка в поэме во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе “Мертвых душ”. Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: “Наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу… и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет…” Это злая сатира на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар.
Как владельцы усадеб, так и губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. У Манилова, как помним, уже два года одна и та же книга раскрыта на четырнадцатой странице. Чиновники “тоже были более или менее людьми просвещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”.
Помещики и чиновники не обременяют себя заботами о государственных делах. Тем и другим чуждо понятие гражданского долга. Те и другие живут праздно.
В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы… Все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени…”
При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели. “Пошлите теперь же к прокурору, – говорит Собакевич, – он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…”
В обществе чиновников процветает “подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость”. Ссорятся дамы, ссорятся и их мужья: “Дуэли, конечно, между ними не происходило, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли”.
Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет “сумм нежно любимого ими отечества”. Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Полицмейстеру “стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба”, как на его столе появляются балычки и отменные вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Председатель палаты предупреждает Чичикова: “…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить”. Исключение лишь для приятелей (но Чичиков все-таки на всякий случай не нарушил неписанный закон и дал взятку Ивану Антоновичу).
Полиция держит город в постоянном страхе. Когда в обществе стали говорить о возможном бунте мужиков Чичикова, полицмейстер заметил, что “в отвращении его (бунта) существует власть капитан-исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, но один картуз погонит крестьян до самого места их жительства”.
В поступках и взглядах чиновников, в их образе жизни нет сколько-нибудь существенного различия. Гоголь создает как бы групповой портрет людей, связанных между собой круговой порукой.
Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись, и все “вдруг отыскали в себе… грехи”. Отсюда их нерешительность: такой ли Чичиков человек, “которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Трагическое положение, в котором оказались “хозяева города”, создалось в результате их преступной деятельности. Гоголь смеется, смеется зло и беспощадно. Люди, облеченные властью, помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его.
Произвол и беззаконие творят не только власти губернского города, но и высшие чиновники, само правительство. “Повестью о капитане Копейкине” Гоголь коснулся и этой, весьма опасной, темы.
Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года капитан Копейкин отправляется в столицу просить помощи. Его поражает роскошь Петербурга, великолепие палат и холодное равнодушие сановника к усадьбе инвалида. Настойчивые законные просьбы капитана о помощи не имели успеха. Разгневанный вельможа выслал его из Петербурга.
Образом бездушного сановника, выведенного в “Повести о капитане Копейкине”, Гоголь завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная от Ивана Антоновича “кувшинное рыло”, мелкого чиновника губернского города, и кончая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.
Многозначительна концовка “Повести…” Капитан Копейкин не смирился с жестокостью и оскорблением. В рязанских лесах появилась “шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой…”, как капитан Копейкин.
“Повестью о капитане Копейкине” Гоголь напоминал сановникам о гневе угнетенного народа, о возможности открытого выступления против властей.
“Ах, – скажете вы, прочитав про жизнь города NN, – неужели мы сами не знаем, что есть много презренного и глупого в жизни! Зачем автор показывает нам это в очередной раз?” Однако я думаю, Гоголь хотел показать это “презренное и глупое” не с целью раздражить читателя. Он хотел исправить человека, сделать жизнь лучше. И полагал, что, только отразив, как в зеркале, все социальные и человеческие пороки, с ними можно бороться. Я считаю, что гениальная поэма “Мертвые души” – лучшее тому подтверждение.

Сочинение по литературе на тему: Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Другие сочинения:

  1. В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них идет речь о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: Read More ......
  2. Царство чиновников объято тем же мертвым сном, что и поместья. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия – “Мертвые души” – и к городу: “Все… прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как Read More ......
  3. В поэме Гоголь раскрывает множество болезней русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право. Показывая различные характеры, автор выделяет в них общее: все они – “мертвые души”. От истощающего бесплодные мечтания Манилова до Read More ......
  4. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь Read More ......
  5. На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь пишет произведение, где, по его словам, “было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Вскоре Гоголь понимает, что вещь, им создаваемая, не подходит ни под одно определение литературного жанра. Следуя примеру Пушкина – Read More ......
  6. В знаменитом обращении к “птице-тройке” Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: “Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик”. Есть Read More ......
  7. Образ народа в поэме “Мертвые души”. Поэма “Мертвые души” в творчестве Н. В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя – показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки. Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В Read More ......
  8. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать во Read More ......
Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Сочинение

В царской России 30-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми. Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы. К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как "Ревизор", "Шинель", "Записки сумасшедшего". Она нашла выражение и в поэме "Мертвые души", где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, "первому хапуге в мире". Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: "...зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает". Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, — это густыми черными бровями.

Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем "бумажку", "которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою". Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в "Божественной комедии", ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.

Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие — это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под "тонкими" автор подразумевает среднюю прослойку, а "толстые" — это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что "все они были гражданские чиновники". У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Гоголь в поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее "Повесть о капитане Копейкине". В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся инвалид пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа. Именно к такому выводу приводит читателя замечательная поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души".

Гоголь, современник Пушкина, свои произведения создавал в исторических условиях, сложившихся в нашей стране после неудачного выступления декабристов в 1825 году. Перед деятелями литературы и общественной мысли встали благодаря новой общественно-политической ситуации задачи, нашедшие в творчестве Николая Васильевича глубокое отражение. Развивая в своем творчестве принципы этот автор стал одним из самых значительных представителей данного направления в русской литературе. По мнению Белинского, именно Гоголю удалось взглянуть впервые прямо и смело на русскую действительность.

В этой статье мы опишем образ чиновников в поэме "Мертвые души".

Коллективный образ чиновников

В заметках Николая Васильевича, относящихся к первому тому романа, есть следующее замечание: "Мертвая бесчувственность жизни". Таков, по мнению автора, коллективный образ чиновников в поэме Следует отметить разницу в изображении их и помещиков. Помещики в произведении индивидуализированы, а вот чиновники, напротив, обезличены. Можно составить лишь коллективный их портрет, незначительно выделяются из которого почтмейстер, полицмейстер, прокурор и губернатор.

Имена и фамилии чиновников

Следует обратить внимание на то, что у всех лиц, составляющих коллективный образ чиновников в поэме "Мертвые души", не указаны фамилии, а имена называются часто в гротескных и комических контекстах, иногда дублируются (Иван Антонович, Иван Андреевич). Из них некоторые выдвигаются на первый план лишь на короткое время, после чего исчезают в толпе других. Предметом гоголевской сатиры были не должности и личности, а социальные пороки, социальная среда, являющаяся главным объектом изображения в поэме.

Следует отметить гротескное начало в образе Ивана Антоновича, его комическое, грубое прозвище (Кувшинное Рыло), одновременно отсылающее к миру животных и неживых вещей. Иронически охарактеризован департамент как "храм Фемиды". Это место является важным для Гоголя. Департамент изображается часто в петербургских повестях, в которых он предстает как антимир, своеобразный ад в миниатюре.

Важнейшие эпизоды в изображении чиновников

Образ чиновников в поэме "Мертвые души" можно проследить по следующим эпизодам. Это прежде всего губернаторская "домашняя вечеринка", описанная в первой главе; затем - бал у губернатора (восьмая глава), а также завтрак у полицмейстера (десятая). В целом в 7-10-й главах выдвигается на первый план именно чиновничество как психологическое и социальное явление.

Традиционные мотивы в изображении чиновников

Можно обнаружить множество традиционных мотивов, характерных для русских сатирических комедий, в "чиновничьих" сюжетах Николая Васильевича. Данные приемы и мотивы восходят еще к Грибоедову и Фонвизину. Очень напоминают также чиновники губернского города своих "коллег" из Характерны для них злоупотребления, произвол, бездеятельность. Взяточничество, чинопочитание, бюрократизм - социальное зло, традиционно высмеиваемое. Достаточно вспомнить описанную в "Шинели" историю со "значительным лицом", страх перед ревизором и стремление его подкупить в одноименном произведении и взятку, которую дают Ивану Антоновичу в 7-й главе поэмы "Мертвые души". Весьма характерными являются образы полицмейстера, "благотворителя" и "отца", что наведывался в гостиный двор и лавки, как в свою кладовую; председателя гражданской палаты, который не только освобождал от взяток, но также и от необходимости вносить плату за оформление документов своих друзей; Ивана Антоновича, который не делал ничего без "благодарности".

Композиционное построение поэмы

Сама поэма строится на похождениях чиновника (Чичикова), который скупает мертвые души. Этот образ обезличен: о самом Чичикове автор практически не рассказывает.

1-й том произведения по замыслу Гоголя показывает различные негативные стороны жизни России того времени - как чиновничьей, так и помещичьей. Все губернское общество является частью "мертвого мира".

Экспозиция дается в первой главе, в которой рисуется портрет одного губернского города. Всюду запустение, неустроенность, грязь, что подчеркивает безразличие местных властей к нуждам жителей. Затем, после того как Чичиков посетил помещиков, в главах с 7-й по 10-ю описывается собирательный портрет чиновничества тогдашней России. В нескольких эпизодах даны различные образы чиновников в поэме "Мертвые души". По главам можно проследить, как автор характеризует этот общественный класс.

Что роднит чиновников с помещиками?

Однако самое ужасное - это то, что подобные чиновники не исключение. Это типичные представители системы бюрократии в России. В их среде царит продажность и бюрократизм.

Оформление купчей

Вместе с возвратившимся в город Чичиковым мы переносимся в судебную палату, где предстоит этому герою оформить купчую (7-я глава). Характеристика образов чиновников в поэме "Мертвые души" дается в этом эпизоде очень подробная. Иронически использует Гоголь высокий символ - храм, в котором служат "жрецы Фемиды", беспристрастные и неподкупные. Однако поражает прежде всего запустение и грязь в этом "храме". Объясняется "непривлекательная наружность" Фемиды тем, что она принимает посетителей по-простому, "в халате".

Однако эта простота на деле оборачивается откровенным пренебрежением к законам. Никто не собирается заниматься делами, а "жрецы Фемиды" (чиновники) заботятся лишь о том, как бы взять с посетителей дань, то есть взятки. И они действительно преуспевают в этом.

Кругом беготня с бумагами, суета, однако все это служит лишь одной цели - запутать просителей, для того чтобы они не смогли обойтись без помощи, любезно предоставленной за плату, разумеется. Чичикову, этому пройдохе и знатоку закулисных дел, тем не менее пришлось воспользоваться ей, чтобы попасть в присутствие.

Он получил доступ к необходимому лицу лишь после того, как предложил открыто взятку Ивану Антоновичу. Насколько узаконенным явлением стала она в жизни чиновничества России, мы понимаем, когда главный герой попадает наконец к председателю палаты, который принимает его как своего старого знакомого.

Разговор с председателем

Герои после учтивых фраз переходят к делу, и здесь председатель говорит о том, что "не должны платить" его приятели. Взятка здесь, оказывается, настолько обязательна, что лишь близкие друзья чиновников могут обойтись без нее.

Еще одна примечательная подробность из жизни городского чиновничества выясняется в разговоре с председателем. Очень интересен в данном эпизоде анализ образа чиновника в поэме "Мертвые души". Оказывается, что даже для такой необычной деятельности, которая была описана в судебной палате, отнюдь не все представители данного класса считают необходимым отправляться на службу. Как "человек праздный" прокурор сидит дома. Все дела за него решает стряпчий, который в произведении называется "первейшим хапугой".

Бал у губернатора

В описанной Гоголем сцене на (8-я глава) мы видим смотр мертвых душ. Сплетни и балы становятся для людей формой убогой умственной и общественной жизни. Образ чиновников в поэме "Мертвые души", краткое описание которого мы составляем, может быть дополнен в этом эпизоде следующими деталями. На уровне обсуждения модных фасонов и расцветки материала существуют у чиновников представления о красоте, а солидность определяется по тому, как человек повязывает галстук и сморкается. Нет и не может быть здесь настоящей культуры, нравственности, поскольку нормы поведения зависят целиком от представлений о том, как должно быть. Именно поэтому Чичиков поначалу принят столь радушно: он умеет чутко реагировать на запросы данной публики.

Таков вкратце образ чиновников в поэме "Мертвые души". Краткое содержание самого произведения мы описывать не стали. Надеемся, вы его помните. Характеристику, представленную нами, можно дополнить, опираясь на содержание поэмы. Очень интересна тема «Образ чиновников в поэме "Мертвые души"». Цитаты из произведения, которые можно найти в тексте, обратившись к указанным нами главам, помогут вам дополнить данную характеристику.

Чиновничество – особая социальная прослойка, «смычка» между народом и властью. Это особый мир, живущий по своим законам, руководствующийся своими нравственными принципами и понятиями. Тема разоблачения порочности и ограниченности этого сословия злободневна во все времена. Гоголь посвятил ей целый ряд произведений, используя приёмы сатиры, юмора, тонкой иронии.

Приехав в губернский город N, Чичиков наносит визиты сановникам города в соответствии с этикетом, предписывающим сначала посещать наиболее значительных лиц. Первым в этом «списке» состоял градоначальник, к которому «сердца граждан трепетали в избытке благодарности», последним – городской архитектор. Чичиков действует по принципу: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения».

Что же представлял собой губернский город, о благе которого так «заботился» градоначальник? На улицах – «тощее освещение», а дом «отца» города как «яркая комета» на фоне тёмного неба. В парке деревья «дурно принялись»; в губернии – неурожаи, дороговизна, а в ярко освещённом доме – бал для чиновников и их семей. Что можно сказать о людях, собравшихся здесь? – Ничего. Перед нами «чёрные фраки»: ни имён, ни лиц. Зачем они здесь? – Показать себя, завязать нужные знакомства, хорошо провести время.

Однако «фраки» неоднородны. «Толстые» (умеют лучше обделывать дела) и «тонкие» (не приспособленные к жизни люди). «Толстые» прикупают недвижимость, записывая на имя жены, «тонкие» же пускают всё накопленное «по ветру».

Чичиков едет совершать купчую. Взору его открывается «белый дом», что говорит о чистоте «душ помещавшихся в нём должностей». Образ жрецов Фемиды ограничивается немногочисленными характеристиками: «широкие затылки», «много бумаги». Голоса хриплые у низших чинов, величавые — у начальников. Чиновники – более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, а кто «совсем ничего не читал».

Чичиков и Манилов «передвигаются» от одного стола к другому: от простого любопытства молодёжи – к полному чванства и тщеславия Ивану Антоновичу Кувшинному рылу, создающему видимость работы, чтобы получить долженствующее вознаграждение. Наконец, председатель палаты, сияющий, как солнце, завершает сделку, которую необходимо отметить, что и осуществляется с лёгкой руки полицеймейстера – «благотворителя» в городе, получающего вдвое больше доходов против всех своих предшественников.

Обширный чиновничий аппарат в дореволюционной России был для народа истинным бедствием. Поэтому естественно то внимание, которое уделяет ему писатель-сатирик, резко критикуя взяточничество, низкопоклонство, пустоту и пошлость, низкий культурный уровень, недостойное отношение бюрократов к своим согражданам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!