Кашкин д. Кашкин николай сергеевич

1839 - 1920, русский музыкальный критик и педагог. В 1866 - 1906 - профессор Московской консерватории. Сотрудничал в "Московских ведомостях", "Русских ведомостях", журналах "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыка", "Музыкальный современник". Автор учебников по теории музыки.

Н.Д.Кашкин - один из ближайших друзей Чайковского. Совместная работа в Московской консерватории, принадлежность кружку Н.Г.Рубинштейна , сочувственное внимание к таланту Чайковского, проницательные критические суждения о нем в печати, наконец, личная человеческая симпатия и верность - все это стало основой многолетних прочных взаимоотношений.

Пережив трагедию неудачной женитьбы, бросив Москву и консерваторию, скрывшись от многих друзей, Петр Ильич писал Кашкину из Вены в начале 1877 года: "Как меня обрадовало твое, хотя и краткое, письмо! Вместе с тем я злюсь, что ты меня предупредил. Чуть ли не с первого дня моего бегства из Москвы я все собирался войти с тобой в письменные правильные и периодические отношения. Ты один из людей, на которых я с большим удовольствием останавливаюсь, когда погружаюсь в воспоминания, и переписываться с тобой будет мне очень отрадно". Еще в "московские" времена Петр Ильич посвятил Кашкину один из лучших своих романсов - "Ни слова, о друг мой".

Начиная с ранней неудачной оперы "Воевода" Кашкин - постоянный рецензент и критик Петра Ильича. Отметив недостатки названной оперы, Кашкин утверждает, что Чайковский - наиболее интересный после смерти Даргомыжского русский композитор (1889). Восторженно откликнулся Кашкин на исполнение "Франчески да Римини" , особо отметив "прелестную в своей простоте и изяществе" тему Франчески и Паоло (1877)... Порою Кашкин оказывался проницательнее в своих суждениях, чем другие музыкальные писатели - даже чем Г.Ларош . Особенно интересны и показательны рецензии на "Пиковую даму" . Это творение Чайковского оказалось большинством критиков непонятым и недооцененным. Единственный критик, принявший оперу сразу и целиком - Н.Д.Кашкин. В первом же отклике он утверждал, что это произведение вскоре станет достоянием всех русских оперных сцен" ("Русские ведомости", 14 дек. 1890) и спустя несколько месяцев подтвердил свое убеждение: "Вообще "Пиковая дама" должна занять одно из высших мест в русской оперной литературе" (Артист, 1891, №12). В последнем номере "Русского обозрения", сразу вслед за кончиной композитора, напечатана большая статья "П.И.Чайковский. Опыт характеристики его значения в русской музыке". Многочисленные статьи Кашкина о Чайковском изданы отдельной книжкой.

Но едва ли не большее значение имели его "Воспоминания о П.И.Чайковском", написанные сразу после смерти Петра Ильича, напечатанные в "Русском обозрении" в 1894 году и явившиеся первой творческой биографией композитора. Но и после выхода фундаментальной трехтомной биографии М.И.Чайковского мемуары Кашкина, хотя и грешащие некоторыми фактическими неточностями, не утратили своего значения. Именно благодаря указаниям, содержащимся в его воспоминаниях, удалось найти партии оперы "Воевода" и восстановить эту, уничтоженную автором, оперу. Именно от Кашкина мы узнали, в каких сочинениях Петра Ильича зазвучала музыка из также уничтоженной композитором "Ундины" . Но главное - это рассказ очевидца и участника большого периода жизни Чайковского, связанного с Москвой, рассказ яркий и интересный.

Л. З. Корабельникова

Николай Дмитриевич (27.11.1839, Воронеж - 15.03.1920, Казань), муз. критик, педагог. Род. в семье воронежского книгопродавца Д. А. Кашкина, к-рый был любителем музыки, играл на гуслях, был первым учителем музыки для своих сыновей. К. также брал уроки фортепиано у К. К. Гепнера, активно занимался муз. самообразованием. С 13 лет выступал как пианист. Давал частные уроки игры на фортепиано. Отец хотел, чтобы К., имевший способности к математике, поступил в С.-Петербургский технологический ин-т, однако К. переехал в Москву и решил заняться музыкой, лишившись материальной поддержки отца.

В 1860 г. К. стал членом-исполнителем только что открывшегося Московского отд-ния Имп. РМО, познакомился со мн. московскими музыкантами. А. И. Дюбюк, повлиявший на решение К. посвятить себя музыке, бесплатно давал ему уроки игры на фортепиано, теории музыки и композиции. К. занимался самообразованием, посещал репетиции и концерты Имп. РМО. Поселившись в квартире в доме П. И. Юргенсона (там же размещалась контора РМО), К. стал участником постоянных творческих и дружеских встреч с Г. А. Ларошем, К. К. Альбрехтом, Н. Г. Рубинштейном и др.; эти встречи послужили началом буд. консерваторского кружка, иногда собиравшегося у К. Впосл. К. поддерживал дружеские связи со мн. музыкантами и писателями - П. И. Чайковским , М. А. Балакиревым , А. П. Бородиным, А. Н. Островским, А. Н. Плещеевым и др.

К. был хорошим пианистом, но избрал путь педагога и муз. критика. Он захотел получить профессиональное муз. образование в только что открывшейся С.-Петербургской консерватории, однако Рубинштейн убедил его не уезжать из Москвы, стал заниматься с ним игрой на фортепиано, а впосл. пригласил работать в открывшейся в 1866 г. Московской консерватории в качестве профессора. В 1875 г. К. решил держать экзамен на получение звания «свободный художник», но Художественный совет консерватории без экзамена единогласно удостоил его этого звания.

С 1863 г. К. преподавал фортепиано и элементарную теорию музыки в муз. классах Московского отд-ния Имп. РМО. В Московской консерватории до 1896 г. вел занятия по элементарной теории музыки, истории музыки (1905/06), сольфеджио, гармонии и др. предметам, преподавал в классе фортепиано. Среди его учеников были Ел. Ф. Гнесина, А. Т. Гречанинов , А. И. Зилоти, Л. Э. Конюс, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко , Н. К. и А. К. Метнер, К. С. Сараджев. В 1878-1883, 1884-1896 и 1905-1906 гг. К. был секретарем художественного совета Московской консерватории, в 1883-1884 гг.- членом директории (временного комитета по управлению консерваторией), исполнял должность инспектора. По воспоминаниям С. Н. Нюберг-Кашкиной и С. И. Танеева , все директора консерватории, принимая важные решения, советовались с К. (см.: Кашкина. С. 19-20). В 1908 г. дирекция Московского отд-ния Имп. РМО ходатайствовала об утверждении К. в звании заслуженного профессора (РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 2. Ед. хр. 12. Л. 36).

В 1870-1873 гг. преподавал теорию музыки в уч-ще при Синодальном хоре, в 1902-1914 гг. был членом Наблюдательного совета московского Синодального уч-ща церковного пения . В 1876-1891 гг. К.- инспектор муз. классов в Мариинском уч-ще. Содействовал организации Народной консерватории (1906), был в числе ее педагогов и членов бюро. Один из учредителей и член Музыкально-исторического кружка, Кружка любителей русской музыки (организованного А. М. и М. С. Керзиными), об-ва «Музыкально-теоретическая библиотека», член Музыкально-этнографической комиссии при этнографическом отделе Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те.

В 1918 г. из-за проблем с продовольствием К. переехал в Казань, где стал преподавателем и председателем художественно-педагогической коллегии Государственной муз. школы 2-й ступени (по существу муз. уч-ща), инструктором муз. секции при политотделе Революционного совета Запасной армии республики. Читал лекции по курсу «Методология истории музыки» на фак-те изящных искусств Казанского ун-та, на музыкально-педагогических курсах при гороно, выступал с докладами по вопросам муз. воспитания.

К. написал и перевел ряд трудов в области истории и теории музыки, муз. образования, в т. ч.: «Учебник элементарной теории музыки» (М., 1875, 1931п), «Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах» в 2 частях (совм. с А. В. Никольским; М., 1908-1909. Курсы 1-2; 19162. Курс 1), «Очерк истории русской музыки» (М., 1908, 2012р; один из первых учебников такого рода; церковной музыке посвящены гл. 1 (Русская церковная музыка от ее древнейшего периода до пол. XVII в.) и 15 (Новейшая церковная музыка в России)).

Проявил себя талантливым критиком, публицистом, историком, мемуаристом, хроникером. По инициативе Рубинштейна с 1862 г. начал писать статьи и рецензии на концерты и муз. спектакли для «Московских ведомостей», первым начал вести в газете постоянную муз. хронику. Сотрудничал в др. периодических изданиях. Один из первых рус. теоретиков и историков муз. образования. Автор фундаментальной работы «Основы понимания музыки» (1899, не опубл.).

Работы К. имеют важное значение в историографии русского церковного пения. В монографической ст. «П.И. Чайковский и его церковные композиции» (ДЧ. 1903. Ч. 3. С. 677-687) особенно ценно сообщение К. о том, что Чайковский готовил проект крупной работы в области церковной музыки на основе древних напевов, оставшийся неосуществленным. К. принадлежат также воспоминания о деятелях Синодального уч-ща и хора (Памяти скромного деятеля: Из истории Московского Синодального уч-ща церк. пения [об И. Д. Бердникове] // Там же. 1907. Ч. 1. № 1. С. 119-126; Воспоминания о В. С. Орлове // Памяти В. С. Орлова. М., 1907. С. 11-16).

В ряде критических статей в периодике 1896-1903 гг. К. выступал как сторонник Нового направления в рус. духовной музыке, представленного творчеством А. Д. Кастальского , Гречанинова, П. Г. Чеснокова и др. авторов московской школы. Суть нового течения К. видел в опоре на древние распевы, определяющие как церковный, так и национальный характер песнопений. Кроме того, он придавал большое значение художественной значимости и оригинальности произведений, техническому мастерству композитора, в частности «контрапунктической технике», к-рую трактовал в широком смысле как средство создания развитой многоголосной фактуры. Крупнейшей фигурой «современного движения» К. считал Кастальского, переложения к-рого открывают «новые широкие горизонты в области обработки старинных церковных напевов» (Русская церковная музыка и ее совр. движение // Моск. вед. 1898. № 4. 4 янв. С. 3-4 [под псевд. Старый учитель]). К. подчеркивал «колоссальное значение» Кастальского как композитора, завершающего длительный этап поисков самобытного национального стиля в церковном пении в XIX в., к-рые вели «такие корифеи национального искусства, как Бортнянский, Чайковский, Римский-Корсаков» (Синодальное училище церковного пения // Рус. листок. 1903. № 317. 17 нояб.). В разд. «Новейшая церковная музыка в России», включенном в «Очерк по истории русской музыки» (М., 1908), К. называет Кастальского и Гречанинова «главными столпами нового направления в русской церковной музыке» (С. 195). Статьи и рецензии К. вместе с работами Н. Ф. Финдейзена , И. В. Липаева , прот. Михаила Лисицына составили основу муз. критики Нового направления.

Арх.: Нюберг-Кашкина С. Н. Воспоминания о Н. Д. Кашкине // ГЦММК. Ф. 35. № 118, 301; Кашкина О. К. Воспоминания о Н. Д. Кашкине: Ркп. // Там же. № 425.

Соч.: Двадцатипятилетие (1865-1890) деятельности П. И. Чайковского // Рус. обозр. 1890. Т. 4. № 8. С. 815-832; [Духовный концерт Синодального хора] // Моск. вед. 1896. № 348; [Духовный концерт Синодального хора] // Там же. 1897. № 63; [По поводу концерта Синодального хора] // Там же. 1897. № 350. 20 дек. С. 5; Николай Григорьевич Рубинштейн и его роль в муз. развитии Москвы: (Муз.-ист. очерки). VIII // Там же. 1898. № 315. 9 дек. С. 3-4; О церковном пении в России // Там же. 1899. № 271. 30 окт.; [Концерт Синодального хора 19 дек. 1899 г.] // Там же. 1899. № 352. 22 дек.; [Концерт Синодального хора] // Там же. 1900. № 91; [Духовный концерт] // Там же. 1900. № 351. 20 дек. С. 5; О самобытности в русской музыке // Рус. обозр. 1901. Вып. 1. С. 16-32; [Концерт Синодального хора 3 нояб. 1902 г.] // Моск. вед. 1902. № 305. 5 нояб.; [Концерт Синодального хора 19 дек. 1902 г.] // Там же. 1902. № 351. 21 дек.; [Синодальный хор: 2 концерта, посвящ. памяти П. И. Чайковского] // Там же. 1903. № 302. 4 нояб. С. 5; [Синодальный хор: (О концерте 16 нояб., посвящ. сочинениям А. Д. Кастальского)] // Там же. 1903. № 318. 20 нояб. С. 4; [Концерт Синодального хора 14 дек. 1903 (песнопения литургии С. В. Панченко и М. М. Ипполитова-Иванова)] // Там же. 1903. № 344. 16 дек.; Михаил Иванович Глинка: По поводу 100-летия его рождения. СПб., 1906; Мысли о рус. церковной музыке // ДЧ. 1906. Ч. 1. № 1. С. 83-97; № 2. С. 198-209; «Литургия» Рахманинова // Рус. слово. М., 1910. № 273. 26 нояб. С. 5; К юбилею муз. об-ва // Там же; Московское отделение Имп. РМО: Очерк деятельности за 50-летие: 1860-1910. М., 1910; Консерватории и муз. уч-ща // РМГ. 1911. № 6. Стб. 145-150; № 7. Стб. 181-184; № 8/9. Стб. 220-231; Воспоминания о С. И. Танееве // Музыка: Ж. М., 1916. № 245. С. 99-106; № 246. С. 115-117.

Е.С. Лотош, Н. Ю. Плотникова

Публикуемые «Воспоминания о П. И. Чайковском» Н. Д. Кашкина занимают в литературе о Чайковском особое место. Написанные вскоре после смерти композитора, они явились, по существу, его первой творческой биографией, по которой с ним знакомилось целое поколение русских музыкантов и любителей. Уже после «Воспоминаний», публикация которых до их издания П, И, Юргенсоном началась еще в 1894 году в журнале «Русское обозрение», один за другим вышли три тома биографии композитора, написанной его братом Модестом Чайковским. Но ни фундаментальная биография Модеста Чайковского, ни другие работы не смогли заменить собой скромной книжечки Кашкина,—так много ценного содержала она и в обрисовке личности композитора, и в свидетельствах, касающихся его музыкальных и художественных вкусов. Написанная с большой теплотой и задушевностью, она на многие годы оставалась" одной из наиболее популярных книг о Чайковском.

Свое значение, несмотря на имеющиеся в них фактологические неточности, «Воспоминания о П. И. Чайковском» сохранили и в наше время. Так, благодаря «Воспоминаниям» -и тем указаниям, которые в них содержатся относительно оркестровых голосов уничтоженной Чайковским партитуры «Воеводы», удалось восстановить эту оперу и возродить ее к новой сценической жизни. Поставленная в 1949 году на сцене ленинградского Малого театра оперы и балета, «Воевода» стала одной из репертуарных опер Чайковского.

Н. Д. Кашкину и его «Воспоминаниям» советская наука о Чайковском обязана в значительной мере и теми немногими данными, которыми она располагает в отношении музыки оперы «Ундина», большей частью уничтоженной, но частично «раскассированной» композитором по другим аго произведениям (см. «Воспоминания» стр. 87 и примечание № б стр. 207).
К наиболее примечательным страницам «Воспоминаний», безусловно, следует отнести, прежде всего, весь рассказ о московском периоде жизни и творчества Чайковского: здесь и факты, относящиеся к консерваторской среде композитора, и к его дружбе с Артистическим кружком (А. И. Островский, А. Н. Плещеев, Пров Садовский и др.), свидетельства, касающиеся первых московских постановок оперы «Воевода» и балета «Лебединое озеро»; и рассказ о времени создавания музыки к весенней сказке «Снегурочка»; и знаменитое описание последней репетиции «Евгения Онегина» накануне исторического спектакля в московском Малом театре, я многое, многое другое.
Не случайно на «Воспоминания» Кашкина так часто ссылаются все выходящие работы о Чайковском. Несмотря на большое количество существующих источников и обширную документацию, «Воспоминания» эти нисколько не устарели. Внимательное чтение их проливает свет на те моменты творческой биографии великого композитора, которые оставались до сих пор недостаточно освещенными. Как на один из примеров, здесь можно указать на следующий любопытный факт. Оказывается, кроме известных нам музыкально-критических статей, или, как они назывались, «Музыкальных фельетонов», перу Чайковского принадлежат и другие статьи, написанные им совместно с Кашкиным, но опубликованные без подписи (см. стр. 103).

Не приходится доказывать, какой находкой явилось бы обнаружение этих еще не известных нам статей Чайковского и каким неоценимым материалом для дополнительной характеристики его музыкально-критической деятельности оказались бы они в руках исследователей.
Живой свидетель трудов и дней Чайковского, Кашкин писал воспоминания по свежим следам, не сверяясь ни с какими документами, полагаясь исключительно на свою память. Отсюда — встречающиеся в них фактологические неточности, которые со страниц журнала «Русское обозрение», где воспоминания печатались вплоть до последнего, декабрьского номера 1895 года, перешли затем и в издание Юргенсона, единственное отдельное издание «Воспоминаний о П. И. Чайковском», осуществленное в 1896 году.
С тех пор «Воспоминания о П. И. Чайковском» Н, Д. Кашкина никогда и никем не издавались.
Настоящая публикация является, таким образом, их первым переизданием.
«Воспоминания» печатаются в том виде, в каком они были изданы Юргенсоном, за исключением двух небольших купюр: одной, относящейся к характеристике, которую Кашкии дает деятельности покровительницы Русского музыкального общества великой княгини Елены Павловны (в главе V), и другой, содержащей в себе его оценку апрельских событий 1866 года (в главе I).
Все фактологические неточности оговорены в примечаниях. Даты всюду даются по старому стилю. Наименование первой оперы Глинки заменено ее первоначальным авторским названием — «Иван Сусанин».

Петраше-вец, чиновник Азиатского департамента Мини-стерства иностранных дел, приговорен к катор-ге на 4 года, замененной солдатчиной. Кашкин — сын декабриста С.Н. Кашкина — закончил в 1847 г. Александ-ровский лицей с серебряной медалью. С весны 1848 г. Кашкин служил в Азиатском департа-менте Министерства иностранных дел. С октяб-ря 1848 г. у Кашкина собирался кружок так на-зываемых «чистых фурьеристов», занимавших-ся главным образом изучением трудов Ш. Фурье. В кружок входили , братья Дебу, и др., — всего человек 12. На одном из собраний Кашкин читал речь, основанную на положени-ях труда «Дилетантизм в науке». Собрания происходили еженедельно, по вторни-кам в квартире Кашкина. По утверждению Каш-кина, он познакомился с только на обеде в честь Ш. Фурье 7 апреля 1849 г., куда они решили пригласить и М.В. Петрашевского, а на вечере у М.В. Петрашевского Каш-кин был лишь однажды.
вспоминает: «Младший из всех осужденных был Кашкин <...>, только что окончивший Царскосельский лицей и до того получивший прекрасное домаш-нее образование, так как принадлежал к зажиточ-ной дворянской семье, владевшей значительны-ми поместьями. Кашкин был в высшей степени симпатичный молодой человек с очень гуманны-ми воззрениями. Одним из главных идеалов жизни он ставил себе освобождение крестьян. Верный этому идеалу, он, так же как Спешнев, после 1861 года сделался мировым посредником первого призыва».
Достоевский отрицал факт знакомства с Кашкиным: «Что же касается до Каш<к>ина, то я его и в ли-цо не знаю, и у Петрашевского никогда не ви-дел», да и сам Кашкин утверждал, что не был знаком ни с Достоевским (до 22 декабря 1849 г.), ни с многими другими петрашевцами: «Не был я знаком ни с Достоевским, и Плещеевым, и с очень многими из петрашевцев. Когда нас поставили на Семеновскому плацу, я многих увидал в первый раз» (Исторический вестник. 1914. № 8. С. 559). Любопытно, что А.С. Долинин отмечает перекличку богобор-ческих тирад в (глава «Бунт») с некоторыми положениями доклада Кашкина «Идеалистический и позитивный методы в соци-ологии», который он сделал на собрании своего кружка в декабре 1848 г. Кашкин встречался с Досто-евским, его женой и братом в 1861 г., о чем сви-детельствует письмо Кашкина к Достоевскому от 6 августа 1861 г.: «Мне очень прискорбно, мно-гоуважаемый Федор Михайлович, что за многи-ми хлопотами перед отъездом я не мог найти сво-бодного вечера, чтобы проститься с вами: наде-юсь вознаградить себя в следующий приезд в Петербург. Прошу вас засвидетельствовать мое искреннее уважение супруге вашей и Михаилу Михайловичу и передать им просьбу мою — со-хранить мне доброе расположение, которым я пользовался <...> благодарю вас за добрые часы, проведенные в вашем обществе и поручаю себя вашей памяти».
22 декабря 1849 г. Кашкин вместе с другими петрашевцами был выведен на Семеновский плац. Кашкин вспоминает: «Все мы, проведшие 8 месяцев в одиночном заключении в Петропав-ловской крепости, были разбужены на рассвете 22 декабря, одеты в собственное платье, отобран-ное от нас при заключении в крепость, и отвезе-ны в наемных извозчичьих каретах на Семенов-ский плац. С каждым из нас сидел в карете жан-дарм, и каждая карета была окружена четырьмя конными жандармами. Прибыв на плац, мы были высажены из карет и увидели выстроенный деревянный помост, окруженный решеткой, на несколько ступеней возвышающийся над землей и окруженный с трех сторон войсками от всех частей Петербургского гарнизона. Мы были про-ведены перед фронтом всех этих войск и затем вошли на помост, где плац-адъютантом были расставлены в порядке, определенном пригово-ром генерал-аудиториата, от Петрашевского до Пальма. Моим соседом был Плещеев, с которым мы познакомились, когда аудитор, читая при-говор и обращаясь последовательно к каждому из осужденных, произнес наши фамилии. Ниже нас на земле, кругом помоста, стояло несколько генералов и адъютантов. Ближайшим ко мне был действительно обер-полицмейстер генерал Галахов, с которым я был знаком. Священник в черной ризе произнес нам слово, начинавшееся словами: "Оброцы греха есть смерть, — говорит апостол Павел", и взволнованным голосом убеж-дал нас, что со смертию телесною не все будет для нас кончено и что при помощи веры и покаяния мы можем наследовать жизнь вечную. Затем он дал нам приложиться ко кресту. После прелом-ления палачом шпаг над головами большинства из дворян с нас сняли верхнюю собственную нашу теплую одежду и взамен ее надели длин-ные холщовые саваны с капюшонами и длинны-ми рукавами, в которых мы должны были про-стоять довольно долго при сильном утреннем морозе. Затем Петрашевский, Момбелли и Гри-горьев были сведены с помоста и привязаны длинными рукавами к трем столбам, вкопанным впереди трех вырытых ям, и перед ними в неко-тором расстоянии поставлен был взвод солдат. За спинами осужденных находился существо-вавший в то время на Семеновском плацу зем-ляной вал. Солдатам было скомандовано заря-жать, — и на глаза трех привязанных к столбам подвинуты были капюшоны саванов. Конечно, в это время все осужденные прониклись убеж-дением, что казнь состоится, и тогда я не шепо-том, а громко обратился к стоявшему около по-моста на земле генералу Галахову на француз-ском языке с просьбой указать мне, к кому мы могли бы еще обратиться для исходатайствования разрешения исполнить перед смертью хри-стианский долг, на что генерал, так же громко, ответил мне, что государь был так милостив, что даровал всем жизнь. "Даже и тем", — добавил он, указывая на привязанных к столбам. Все сто-явшие близ меня услышали сказанное, и шеп-нуть мне эти слова генерал Галахов не мог вви-ду разделявшего нас расстояния. Вскоре за тем, по данному сигналу, отвязали от столбов Петрашевского, Момбелли и Григорьева, ввели их об-ратно на помост, и аудитор, снова обращаясь последовательно к каждому из осужденных, прочел новый, окончательный приговор...».
23 декабря 1849 г. Кашкин был отправлен в Ставрополь, в 4-й линейный батальон, участво-вал в боевых операциях и в 1858 г. получил ор-ден «За храбрость». В апреле 1857 г. ему было возвращено дворянство, в сентябре он вы-шел в отставку, поселился в Калуге, управляя имением отца. В мае 1860 г. Кашкину было раз-решено жить в столице, он стал видным либе-ральным общественным деятелем в Калужском комитете по крестьянским делам.
В. Пикуль приводит воспоминания Кашкина: «После ссылки я установил с ним [Достоевским] близкие связи, всю жизнь уважая этого челове-ка. Последний раз я виделся с Достоевским в Пе-тербурге, как раз тогда началась балканская вой-на, писателя я застал больным. Анна Григорь-евна сообщила мне, что вчера у них на квартире было заседание Славянского общества, и Федя так разволновался за страдания братьев-болгар, что с ним случился припадок. Он все-таки вы-шел ко мне, долго говорил о великом будущем славянского мира...». Существует легенда, согласно которой Достоев-ский после поездки в 1878 г. в Оптину пустынь посетил в Калуге Кашкина.

Кашкин Н. Д.

Николай Дмитриевич (27 ХI (9 XII) 1839, Воронеж - 15 III 1920, Казань) - рус. муз. критик и педагог. В детстве учился игре на фп. у отца - музыканта-самоучки, владельца книжной лавки в Воронеже, позднее - у К. Дейнера. С 13 лет давал уроки музыки, выступал как пианист. В 1860 поселился в Москве, нек-рое время занимался у А. И. Дюбюка (фп. и теория музыки). С 1863 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Муз. классах Моск. отделения РМО, в 1866-1906 - в Моск. консерватории (фп., теоретич. классы, курс истории музыки; с 1875 профессор). С 1918 жил в Казани. В 1861 выступил как муз. критик в моск. периодич. печати. Систематич. критич. деятельность К. относится к 1886-1910 (сотрудничал в газ. "Московские ведомости", "Русские ведомости", журн. "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыка", "Музыкальный современник" и др.). Он выдвигается в первый ряд моск. критиков, становится летописцем муз. жизни Москвы. Статьи К., особенно посв. рус. музыке и муз. исполнительству, в к-рых он отстаивал эстетич. принципы реалистич. иск-ва, сыграли заметную роль в утверждении рус. нац. муз. школы. Выделяются статьи о П. И. Чайковском (в пропаганде творчества композитора К. принадлежит видная роль), М. И. Глинке, композиторах "Могучей кучки" (особенно о Н. А. Римском-Корсакове), С. И. Танееве, А. Н. Скрябине, С. В. Рахманинове, Вас. С. Калинникове (характерна ст. "Московская школа в музыке", 1910). Менее значительны статьи К. о заруб. классич. музыке (в них не выдвигаются какие-либо новые точки зрения и характеристики творчества), однако написанные живым лит. языком, они для своего времени имели большое просветительское значение. На протяжении почти 40-летней критич. деятельности К. не раз пересматривал своё отношение к разл. явлениям муз. иск-ва. В частности, ранним его работам присуща недооценка творчества А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Но с первых же шагов в качестве муз. критика К. выступал с прогрессивных позиций, чутко реагировал на новые художеств. веяния. Широкое понимание К. задач муз. просветительства и культуры нашло отражение в брошюре "Русские консерватории и современные требования искусства" (1906). Большое место в наследии К. занимают мемуары. Общаясь с выдающимися муз. деятелями, он запечатлел эти встречи в ярких лит. образах. Не потеряли значения воспоминания о П. И. Чайковском, Н. Г. Рубинштейне, Г. А. Лароше, С. И. Танееве, А. П. Бородине, М. А. Балакиреве. Они богаты фактич. материалом, иногда, однако, не совсем точным. К. принадлежат также один из популярных в своё время учебников по элементарной теории музыки, ряд работ по истории Моск. консерватории (он явился её первым историографом) и др., а также переводы на рус. яз.: "Учебник музыкальных форм" (совм. с Ю. А. Пухальской, 1883), "Учебник форм инструментальной музыки" (совм. с С. И. Танеевым, 1884) и "Свободный стиль" (1885) Л. Буслера, "Катехизис истории музыки" (1896-97) и "Акустика с точки зрения музыкальной науки" (1898) X. Римана, "Опера" (4-й т. из кн.: "Руководство к сочинению музыки") И. К. Лобе (1898).
Сочинения : Учебник элементарной теории музыки, М., 1875, 1917, последнее изд., М., 1931; Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891; На память о П. И. Чайковском, М., 1894 (совм. с Г. А. Ларошем); Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 4954; Оперная сцена московского императорского театра, М., 1897 (под псевд. Н. Дмитриев); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Русское обозрение", 1897, No 9, 1898, No 1; H. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторический очерк), "Московские ведомости", 1898, No 315, 339 (имеется также отд. оттиск); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Московские ведомости", 1899, No 22, 43, 165, 170, 197, 214, 226, 233, 270; 1900, No 154, 204, 225; Михаил Иванович Глинка. По поводу столетия его рождения..., СПБ, 1906; Русские консерватории и современные требования искусства, М., 1906; Очерк истории русской музыки, М., 1908; Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах, курс 1, М., 1908, курс 2, М., 1909 (совм. с А. В. Никольским); Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910; М. А. Балакирев и его отношение к Москве (по личным воспоминаниям), "Музыка" (еженедельник), 1913, No 147, 148, 150, 151, 152, 154; Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория, "Музыкальный современник", 1916, No 8; Из воспоминаний о А. П. Бородине. (К 30-летию его кончины), газ. "Русская воля", П., 1917, No 44; Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, П., 1920; Статьи о русской музыке и музыкантах, М., 1953; Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1958, и др. Литература : Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Н. Д. Кашкин (Некролог), "Жизнь искусства", 1920, 26 марта, No 109; Яковлев Вас., Н. Д. Кашкин, М.-Л., 1950; Глущенко Г. С., Кашкин - музыкальный критик (Оперно-драматические проблемы), в сб.: Научно-методические заметки Белорусской консерватории, Минск, 1958; его же, Н. Д. Кашкин и русская опера, Минск, 1960; Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 3, М., 1960, с. 280-93. И. М.Ямпольский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Кашкин Н. Д." в других словарях:

    Ударение обычно ставят на втором слоге, потому что не от кашки, которую дают детям, а от татарского кашка лысый. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    Фамилия: Кашкин А. М. ректор Томского индустриального института (1934–1936); Кашкин, Вячеслав Борисович (род.1955) российский лингвист; Кашкин, Евгений Петрович (1737 1796) государственный деятель Российской империи, генерал аншеф; Кашкин,… … Википедия

    Евгений Петрович Кашкин государственный деятель Дата рождения: 12(23) января 1737 года Дата смерти … Википедия

    Иван Кашкин Дата рождения: 24 июня (6 июля) 1899(18990706) Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 26 ноября 1963 (64 года) Место смерти: Москва … Википедия

    I Кашкин Иван Александрович , русский советский переводчик и критик. В 1924 окончил 2 й МГУ. Преподавал в московских вузах. Разработал принципы творческого воспроизведения стиля и индивидуальные … Большая советская энциклопедия

    Николай Сергеевич (2.V.1829 29.XI. 1914) петрашевец. Из дворян Калужской губ. Сын декабриста. Окончил Александровский лицей, служил в Азиатском департаменте Мин ва иностр. дел. С окт. 1848 у К. собирался кружок (А. Ханыков, А. Европеус, Д.… … Советская историческая энциклопедия

    Николай Дмитриевич Кашкин профессор московской консерватории по классам обязательной теории. Составил учебник элементарной теории (Москва, 1875); перевёл учебник контрапункта Бусслера (Москва, 1885) и пр. При написании этой статьи использовался… … Википедия