Конспект урока на тему: "Разножанровые произведения для детей. Г

Урок15. Г. Сатир «Рабочие руку»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Формирование теоретического аппарата. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какое произведение вы прочитали дома?

Рассказ А. Рубинова «Ступенька».

Кратко расскажите, о чем этот рассказ.

(Краткий пересказ).

Как бабушка предложила выя­вить, кто из внуков трудолюбивей?

Тот, кто починит ступеньку без напоминания.

Как еще можно назвать Толю?

Заботливым.

В чем проявляется его забота? Прочитайте.

«Нужно сейчас же починить крыльцо. Дедушка с бабушкой могут упасть».

С каким литературоведческим понятием вы познакомились дома?

Абзац - это красная строка, отступ в начале строки. Рассказ начинается с красной строки.

Перескажите рассказ по плану, предложенному на странице 154 учебной хрестоматии. _

Мы прочитаем сегодня произ­ведение, в котором также затра­гивается тема труда. .

Прочитайте стихотворение Г. Сапгира «Рабочие руки» на странице учебника 49.

О чем это стихотворение?

О труде, о рабочих, трудолюбивых руках.

Прочитайте, что это значит (страница учебника 49).

Имеющие желание, или охоту, что-то делать.

Часто ли мы употребляем это слово в разговорной речи?

Это устаревшее слово.

Укажите рифмы в стихотворении.

Рука - в округе; Самокат - смастерят; Старушке - игрушки; В беде - везде; Пока ученика; Рабочие - охочие.

III. Практические задания .

РТ «Литературное чтение»: стр. 20 № 1.

Добрые, умелые, рабочие, к делу охочие.

РТ «Литературное чтение»: стр. 20 № 3.

Смастерят, дров принесут, починят, выручат, помогут.

IV. Домашнее задание. 1. Прочитайте сказку «Айога» на страницах 119-122 учебной хрестоматии.

2. Выполните задания к тексту.

Урок16. И. Крылов

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новым жанром литературы. Расширение словарного теоретического аппарата. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания следует проводить по заданиям, предложенным в РТ «Литературное чтение» (страница 21).

В задании № 3 предлагается дописать определение диалога. Авторское определение дано на странице 9 в учебнике.

II.Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы - это басня.

Прочитайте определение басни на странице 52 учебника.

Писателей, сочиняющих басни, называют баснописцами. Прочи­тайте определение на странице учебника 53.

Басня - это поучительное произведение.

Мы прочитаем с вами басню Ивана Андреевича Крылова «Ле­бедь, Щука и Рак».

Все ли слова в басне вам понятны?

Нет. Что такое лад, поклажа?

Определение новых слов найдите на странице учебника 52.

Можно ли назвать басню большой пословицей?

Да. В басне мудрость спрятана за образами животных. Смысл нужно додумать самому, в пословице все лежит на поверхности.

Прочитайте первые три строчки басни. Как вы их понимаете?

Похожи ли эти слова на пословицу? Чем?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Почему героям не удалось тронуть воз с места?

Возможности и потребности животных разные. А за образами животных скрыты пороки людей. Поэтому «на лад их дело не пойдет».

Какие басни Крылова вам еще знакомы?

«Ворона и лисица», «Волк и ягненок» и т.д.

III. Практические задания.

Лебедь, Щука и Рак.

Лад, единство.

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 3.

Допишите предложение (дома): Его перу принадлежат такие произведения, как

Баснописец.

IV. Домашнее задание. 1. Выучите наизусть басню И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

2. Прочитайте несколько басен самостоятельно. 3. Допишите предложение, начатое в классе.

Урок 17. Л. Толстой «Страшный зверь»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Научиться выявлять особенности художественных произ­ведений. Формирование навыка монологической речи. Формирование литературоведческих представлений и понятий; Познакомиться с новым произведением; Проверка полученных знаний.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть басни И. Крылова.

Как вы закончили домашнее предложение?

На прошлом занятии мы поз­накомились с понятием басни. Напомните определение басни.

Поучительное произведе­ние, в котором высмеиваются недостатки и пороки людей.

На какой род литературы похожи басни Крылова?

На стихотворения.

Есть рифмы.

Сегодня прочитаем басню Л. Н. Толстого. Она представляет собой поучительный рассказ, или сказку.

Расскажите, какими вы представляете маленькую мышку и старую мышь?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Прочитайте, как мышка рассказывала о петухе.

«...страшный, ходит по двору вот так: ноги у него красные, гребешок красный, нос крючком. Кричит громко...»

Какое впечатление у мышки от кошки?

Как построено произведение? Каким литературоведческим поня­тием называется разговор двух героев?

В этой басне мораль спрятана в тексте. Ее надо понять и объяснить. Попробуйте это сделать.

Не все красивое излучает добро. Внешность обманчива.

Прочитайте басню по ролям.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1.

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 2.

Страшный петух. Добрый кот.

РТ «Литературное чтение»: стр. 23№ 3.

Лев Николаевич Толстой..

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 4.

IV. Домашнее задание. 1. РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 5.

2. Прочитайте первую часть рассказа М. Зощенко «Самое главное» (учебник, страницы 55-56).

Урок 18. М Зощенко «Самое главное»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Формирование литературоведческих представлений и понятий.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ «Литературное чтение».

II. Знакомство с новым материалом.

Перескажите первую часть рассказа, которую дома вы прочитали самостоятельно. (Тем самым выявляется наличие выполненного домашнего задания).

Пересказ первой части.

Чему Андрюшу учила мама?

Быть храбрым, сильным, умным, уметь грамотно при­менять свои знания на практике.

Понравился ли вам герой рассказа - Андрюша рыженький? Чем?

Какие еще рассказы о детях вы знаете? Вспомните, какие произведения вы изучали в первом классе

С. Баруздин «Человеки», «Красные уши», «Петрушка».

Н. Носов «Фантазеры».

Е.Я. Ильина «Шум и Шумок», «Чик-чик нож­ницами».

Н.П. Саконская «Мы с мамой».

В.В. Чаплина «Мушка».

В. Драгунский «Что любит Мишка».

К. Ушинский «Играющие собаки».

Л.Н. Толстой «Косточка».

И. Северянин «Ее пи­томцы».

Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное», «Бумажный змей», «Пичугин мост».

Агния Барто «Я - лишний».

Я. Аким «Мама».

Э. Успенский «Все в порядке».

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».

С. Востоков «Кто кого».

И. Бутмин «Трус».

В. Берестов «Сережа и гвозди».

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 1.

Он был трусливый мальчик. Он всего боялся.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 3.

(Самостоятельные рассуждения учеников).

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 4.

1. Быть храбрым.

2. Быть сильным.

3. Иметь смекалку.

5. Иметь знания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 5.

Землю красит солнце, а человека - труд.

IV. Домашнее задание. 1. Подготовьте подробный пересказ рассказа, опираясь на план, предложенный в РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 4.

2. Учебная хрестоматия: В. Осеева «Волшебная иголочка», начать читать сказку на страницах 123-128 (до слов «А ночка черная уже надвигается...»).

Савинов Примерная основная образовательная программа образовательного... Сочинения отечественных композиторов о Родине . Духовная музыка в творчестве... обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. ...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

Урок литературного чтения

2 «А» класс

тема: Н. Носов «Заплатка»; Г. Сапгир «Рабочие руки»

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 36

Алексеева Тамара Ивановна

г. Белгород, 2011

Урок по литературному чтению во 2 «А» классе.

Тема: «Н. Носов «Заплатка», Г.Сапгир «Рабочие руки».

Цели: определение эмоционального настроения произведения ;

Учить правильно называть произведения (фамилия автора) и заглавие;

Развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения,

Рассказы; выделять главную мысль произведения; составлять

Чтение пословиц по стрелкам;

Чтение пословиц по цифрам.

^ VII. Работа в группах.

1. гр. - Составьте схематический план.

(Солдатские штаны, мама и Бобка, заплатка, молодец!)

2. гр. - Назвать героев-детей из произведений: А.Барто «Катя», С.Баруздин «Как Алёшке учиться надоело», Е.Пермяк Смородинка», Н.Носов «Заплатка». (Катя, Алёшка, Таня, Бобка).

3. гр., 4.гр., 5.гр. и 6.гр. выполняют тестовые задания.

3 гр. - У Бобки были штаны: 1) солдатские; 2) генеральские; 3) школьные ;

4) нарядные.

Бобка штанами: 1) хвастался; 2) радовался; 3) огорчался; 4) веселился.

Бобка порвал эти замечательные штаны и стал просить зашить: 1) маму;

2) бабушку; 3) тётю; 4) сестру.

4 гр. - Зашить штаны дело: 1) быстрое; 2) нелёгкое; 3) скорое;

4) кропотливое.

Заплатка торчала на штанах, словно: 1) сушёный банан; 2) сушёный гриб;

3) сушёный кальмар; 4) сушёный башмак

Одна штанина стала: 1) длиннее; 2) короче; 3) красивее ; 4) безобразнее.

5 гр. - Бобка взял ножик и заплатку: 1) оторвал; 2) отрезал; 3) отпорол;

4) отцепил.

Обвёл вокруг заплатки: 1) фломастером; 2) шариковой ручкой;

3) чернильным карандашом; 4) цветным мелком.

Теперь он шил: 1) правильно; 2) красиво; 3) аккуратно ; 4) молча.

6 гр. - Она была пришита: 1) криво; 2) некрасиво; 3) смешно; 4) ровно.

А заплатка, смотрите, обведена: 1) фломастером; 2) ручкой; 3)мелом;

4) карандашом.

Бобка хотел научиться пришивать: 1) рукава; 2) воротник ; 3) кружева;

4) пуговицы.

Из правильных ответов составляется иллюстрация (разрезная, пазлы) Бобки.

В третьей группе правильные ответы под цифрой 1;

В четвёртой – под цифрой 2;

В пятой - под цифрой 3;

В шестой – под цифрой 4.

^ VIII. Работа в тетради, стр.19-20.

Каким ты представляешь Бобку?

(Трудолюбивым, старательным, гордым, …)

Реши кроссворд. Найди ответы в тексте.

(Лоскуток, Носов, Бобка.)

IX.Физминутка.

X. Чтение хорошо читающим учеником произведения Г. Сапгир «Рабочие руки».(Во время чтения использовать «конторки».)

Вопросы по тексту:

1. О чём это стихотворение?

2. Подумай, какие руки называют рабочими.

3. Какое слово из текста редко употребляется в речи?

«Охочие»-имеющий желание или охоту что-то делать.

4. В стихотворении укажи рифмы.

Старушке – игрушки

В беде – и везде

Пока – ученика

^ XI. Работа в тетради стр.20.

Запиши третью и четвёртую строчки, прочитай. Подчеркни рифму.

(Сами построят они самокат,

Сами скворечник скворцу смастерят.)

Что сделают руки? Найди ответ в тексте.

(Руки построят, смастерят, принесут, починят, выручат, помогут.)

XII. Рефлексия.

Что запомнилось на уроке?

Что расскажите об уроке маме?

XIII. Задание на дом.

Г.Сапгир «Рабочие руки» - выразительно читать.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

Урок литературного чтения

2 «А» класс

тема: Н. Носов «Заплатка»; Г. Сапгир «Рабочие руки»

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 36

Алексеева Тамара Ивановна

г. Белгород, 2011

Урок по литературному чтению во 2 «А» классе.

Тема: «Н. Носов «Заплатка», Г.Сапгир «Рабочие руки».

Цели: определение эмоционального настроения произведения;

Учить правильно называть произведения (фамилия автора) и заглавие;

Развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения,

Рассказы; выделять главную мысль произведения; составлять

Схематический план; соотносить пословицы с содержанием

Произведения; определять главную мысль произведения; формировать

Нравственные понятия.

Ход урока.

I. Чистоговорки: (игра «Слова-рифмы»)

Са-са-са прилетела к нам оса.

Жу-жу- жу с этой книгой я дружу.

Ра-ра-ра и работать нам пора.

II. Работа над темой урока.

1. - Что общего на иллюстрациях?

(На иллюстрациях изображены дети.)

(Н.Н.Носов.)

Как вы думаете, о чём и о ком будем читать?

(Произведения Н.Носова о детях).

На доске написана тема: «Н.Носов «Заплатка», Г.Сапгир «Рабочие руки».

III. Работа над новым произведением.

1. Объяснить смысл слова «заплатка».(Заплата-кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки), уменьшительное слово «заплатка.»

2. Чтение произведения Н. Носов «Заплатка» учителем.

Вопросы по тексту:

Подумай, почему мама не помогла сыну?

Почему Бобка сам решил починить штаны?

Как ребята отнеслись к работе Бобки?

Каким ты представляешь Бобку?

Настроение Бобки.

IV. Чтение отрывка (диалог мамы, Бобки и ребят) по ролям (стр.33-34).

Выбрать нужный тон: просящий, дразнящий, насмешливый, горделивый и т. д.

(Во время чтения использовать «конторки»).

V. Физминутка.

VI. Работа в парах.

Подобрать пословицы о труде:

Вспомнить пословицы;

Придумать пословицы;

Собрать пословицы из отдельных слов;

Чтение пословиц по стрелкам;

Чтение пословиц по цифрам.

VII. Работа в группах.

1. гр. - Составьте схематический план.

(Солдатские штаны, мама и Бобка, заплатка, молодец!)

2. гр. - Назвать героев-детей из произведений: А.Барто «Катя», С.Баруздин «Как Алёшке учиться надоело», Е.Пермяк Смородинка», Н.Носов «Заплатка». (Катя, Алёшка, Таня, Бобка).

3. гр., 4.гр., 5.гр. и 6.гр. выполняют тестовые задания.

3 гр. - У Бобки были штаны: 1) солдатские; 2) генеральские; 3) школьные;

4) нарядные.

Бобка штанами: 1) хвастался; 2) радовался; 3) огорчался; 4) веселился.

Бобка порвал эти замечательные штаны и стал просить зашить: 1) маму;

2) бабушку; 3) тётю; 4) сестру.

4 гр. - Зашить штаны дело: 1) быстрое; 2) нелёгкое; 3) скорое;

4) кропотливое.

Заплатка торчала на штанах, словно: 1) сушёный банан; 2) сушёный гриб;

3) сушёный кальмар; 4) сушёный башмак

Одна штанина стала: 1) длиннее; 2) короче; 3) красивее; 4) безобразнее.

5 гр. - Бобка взял ножик и заплатку: 1) оторвал; 2) отрезал; 3) отпорол;

4) отцепил.

Обвёл вокруг заплатки: 1) фломастером; 2) шариковой ручкой;

3) чернильным карандашом; 4) цветным мелком.

Теперь он шил: 1) правильно; 2) красиво; 3) аккуратно; 4) молча.

6 гр. - Она была пришита: 1) криво; 2) некрасиво; 3) смешно; 4) ровно.

А заплатка, смотрите, обведена: 1) фломастером; 2) ручкой; 3)мелом;

4) карандашом.

Бобка хотел научиться пришивать: 1) рукава; 2) воротник; 3) кружева;

4) пуговицы.

Из правильных ответов составляется иллюстрация (разрезная, пазлы) Бобки.

В третьей группе правильные ответы под цифрой 1;

В четвёртой - под цифрой 2;

В пятой - под цифрой 3;

В шестой - под цифрой 4.

VIII. Работа в тетради, стр.19-20.

Каким ты представляешь Бобку?

(Трудолюбивым, старательным, гордым, …)

Реши кроссворд. Найди ответы в тексте.

(Лоскуток, Носов, Бобка.)

IX.Физминутка.

X. Чтение хорошо читающим учеником произведения Г. Сапгир «Рабочие руки».(Во время чтения использовать «конторки».)

Вопросы по тексту:

1. О чём это стихотворение?

2. Подумай, какие руки называют рабочими.

3. Какое слово из текста редко употребляется в речи?

«Охочие»-имеющий желание или охоту что-то делать.

4. В стихотворении укажи рифмы.

Старушке - игрушки

В беде - и везде

Пока - ученика

XI. Работа в тетради стр.20.

Запиши третью и четвёртую строчки, прочитай. Подчеркни рифму.

(Сами построят они самокат,

Сами скворечник скворцу смастерят.)

Что сделают руки? Найди ответ в тексте.

(Руки построят, смастерят, принесут, починят, выручат, помогут.)

XII. Рефлексия.

Что запомнилось на уроке?

Что расскажите об уроке маме?

XIII. Задание на дом.

Г.Сапгир «Рабочие руки» - выразительно читать.


Тема: Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. д/ч Нанайская народная сказка «Айога»

Цель: определение эмоционального настроения произведения;

учить правильно называть произведения (фамилия автора) и заглавие;

развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения,

рассказы; выделять главную мысль произведения; составлять

схематический план; соотносить пословицы с содержанием

произведения; определять главную мысль произведения; формировать

нравственные понятия.

Познавательные УУД : общеучебные -ознакомление со скороговоркой.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные УУД : работа в парах: чтение диалогов матери и Айоги, матери и соседской девочки. уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конст­руктивные способы взаимодействия с окру­жающими (учителем, сверстниками).

Личностные УУД : высказывают своё мнение

Ход урока.

I . Чистоговорки: (игра «Слова-рифмы») Слайд 1

Са-са-са прилетела к нам оса.

Жу-жу- жу с этой книгой я дружу.

Ра-ра-ра и работать нам пора.

II . Проверка д/з. Слайд 2

    Что общего на иллюстрациях? (На иллюстрациях изображены дети.)

    Какое д/з вы получили на прошлом уроке? Слайд 4

Работа в группах: Слайд 5

    1 группа - «Аналитики» - запиши черты характера Бобки.

    2 группа – «Чтецы» - составь план рассказа.

    3 группа - « Писатели» - придумывают продолжение рассказа.

III Физминутка.

IV . Работа над новым произведением. Слайд 6

Чтение хорошо читающим учеником произведения Г. Сапгир «Рабочие руки». (с. 51) (Во время чтения использовать «конторки».)

Вопросы по тексту:

1. О чём это стихотворение?

2. Подумай, какие руки называют рабочими.

3. Какое слово из текста редко употребляется в речи?(Охочие)

4. Обратитесь к словарю. (с.52)

«Охочие» - имеющий желание или охоту что-то делать.

4. В стихотворении укажи рифмы.

Старушке – игрушки

В беде – и везде

Пока – ученика

V . Работа в тетради стр.20.

Запиши третью и четвёртую строчки, прочитай. Подчеркни рифму.

(Сами построят они самокат, сами скворечник скворцу смастерят.)

Что сделают руки? Найди ответ в тексте.

(Руки построят, смастерят, принесут, починят, выручат, помогут.)

Нанайская народная сказка «Айога» - аудиозапись (Слайд 7_

VI . Рефлексия.

Что запомнилось на уроке?

Что расскажите об уроке маме?

VII . Задание на дом.

Г.Сапгир «Рабочие руки» - выразительно читать.


Первые творческие годы Г. В. Сапгира (1928‒1999) пришлись на время «оттепели». Как и для многих «неформальных» творцов, детская литература слала для Сапгира едва ли не единственной возможностью пробиться к читателю. Поэт признавался: «Никогда бы не догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали всякую возможность заработать на хлеб “взрослым” творчеством». Так появился новый, неожиданный приток свежих сил в литературу для маленьких, талантливый приток, мощный — на волне 60-х годов, вернее, на ее откате».
В 1960 году в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Г. Сапгира для детей под названием «Первое знакомство». Следующая его книга, «Забавная азбука» (1963), — продолжение традиции азбук Саши Черного и С. Маршака. Участвовал поэт и в составлении школьного «Букваря», который начиная с 1965 года регулярно переиздавался. В 70-х годах выходили его детские книги «Четыре конверта», «Леса-чудеса», «Красный шар».
Плодотворным оказалось сотрудничество Сапгира с замечательным сказочником Геннадием Цыферовым: вместе они писали пьесы для кукольного театра («Хочу быть большим», «Кот в мешке»), сценарии для мультфильмов («Паровозик из Ромашково», «Лягушонок ищет папу», «Мой зеленый крокодил», «Лошарик»),
Поэт входил в образовавшуюся на рубеже 50‒60-х годов так называемую Лианозовскую группу литераторов и художников, которые искали основания для творчества в официально не признанном авангарде: здесь зарождался отечественный постмодернизм ‒ явление искусства 80‒90-х годов.
Стихия поэта Сапгира — тайны речи, метаморфозы слов. Образ, как отблеск, возникает и движется при малейшем повороте слова:
Сказала тётя: — Фи, футбол!
Сказала мама: — Фу, футбол!
Сестра сказала: — Ну, футбол...
А я ответил: — Во, футбол!
В стихах для взрослых поэт использует приемы модернистской и постмодернистской поэтики (фиксация свободно звучащей речи, диалог с чужим текстом, наполнение строгих жанров псалма, сонета, жития непривычным содержанием, перекличка и развитие цитат и т. п.). В стихах для детей модернизм проявляется в основном в сфере возможностей самого слова, как оно воспринимается маленьким читателем.
В своем «Новом букваре» (1995) Сапгир отстаивает традиционную методику послогового обучения чтению. Он составил столбцы слов, подобрав их так, что буквы и звуки в словах перекликаются по вертикали, горизонтали и диагонали, создавая графические и звуко-смысловые соответствия, складываясь в те или иные фразы. В сущности, эти столбцы — игра, начальные упражнения в стихотворстве:

ЛУ-НА
МА-ЛА
УМ-НА
УШ-ЛА
НА-ША
ША-РЫ
МЫ-ЛА
МА-МЫ
МЫ
УМ
МА-МА МА-ША ШУ-РА
РА-МА
У-РА

Синтез графики и музыки слов порождает поэзию метафор, уводящих читателя в глубинные лабиринты Слова. Например, стихотворение «Игра», как и многие другие произведения из «Нового букваря», построено на игре букв, звуков, слов и явлений:
Музыкант играл на трубе.
Труба была похожа на улитку.
Улитка была похожа на домик.
Домик был похож на чашку, опрокинутую.
Чашка была похожа на чайник.
Чайник был похож на Ивана Ивановича.
Иван Иванович был музыкант и играл на трубе.
Культура такой поэтической игры восходит к Средневековью, когда книга была предметом культа, а слово — высшей самоценностью, молитвой.
Поэт восстанавливает первоначальный смысл букв русского алфавита: «Я буквы знаю, говори: добро есть». Первая самостоятельно прочитанная книга — Букварь — должна, по его мнению, на всю жизнь оставлять у ребенка чувство священности Слова.
Г. Сапгир написал стихотворные азбуки — «Лесная азбука» и «Журавлиная книга», а также считалки и скороговорки на разные буквы алфавита. Есть у него и нотная азбука — «Сказка о лесной музыке». Многие его стихотворения для детей — своеобразные упражнения по развитию речи:
Что за ЛИ?
Что за МОН?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: ЛИ-МОН —
Сразу станет кисло.
Широкую известность обрели герои стихотворных сказок Сапгира — Лошарик, Людоед и Принцесса, смеянцы из страны Хохотании. Всех этих героев отличает принципиальная выдуманность: их существование полностью зависит от игры воображения.
Г. Сапгир переводил для детей стихи еврейскою поэта О. Дриза, англичанина А. Милна (сборник «Мы с Винни-Пухом», 1994). Он — автор более двадцати пьес для детей; многие из них поставлены в театрах нашей страны и за рубежом. Совместно с Софьей Прокофьевой он написал пьесы «Кот в сапогах» и «Василиса Прекрасная», долгое время державшиеся в репертуаре ТЮЗов. Творчество Сапгира оказало большое влияние на формирование поколения писателей, вошедших в детскую литературу в 80‒90-е годы.