«Константин Левин и его раздумья о жизни. «Константин Левин и его раздумья о жизни Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Образ Константина Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

левин толстой каренина

Сильно сложенный, широкоплечий человек с курчавою бородой. Умное, мужественное лицо. В свои 32 года очень энергичный человек. Образованный, трудолюбивый, честный. Не верующий, но уважавший верования других людей.

Левин - натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни - жить и творить, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

Очень сильный, но трудный характер. Человек, который прислушивается к совести, который живёт христианскими правилами, любя, и с состраданием относясь к ближним, с лозунгами: против войны, за честность, за трудолюбие, за любовь в семье; и не признающий Бога. Это образ богатого барина, у которого всё есть и он абсолютно не в чем не нуждается. В принципе все, что ему нужно он может добиться сам, усилием воли или же просто купить за деньги. Он выбирает безопасный образ жизни. Отчуждая себя от «высшего света», от мира, он живет в тихой и спокойной деревне, где вероятность оступиться и заблудиться в жизненных исканиях гораздо меньше, чем в большом городе. Но ему не нужно просто проживать свои дни в уединении и спокойствии, он стремится сделать свою жизнь лучше и еще лучше. Постоянно борется с неправильными порядками и стереотипами. Левин стремится к благородному и честному труду, простому человеческому счастью и любви.

Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он прежде представлял себе семью. Его понятия о женитьбе поэтому не были похожи на понятия большинства его знакомых, для которых женитьба была одним из многих общежитейских дел; для Левина это было главным делом жизни, от которого зависело все его счастье.

Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин - от Левы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Толстой передал ему подробности собственной биографии - так, объяснение Левина с Кити мелком заглавными буквами слов на ломберном столе воспроизводит в точности его собственное объяснение с С. А. Берс, как оно описано Т. А. Кузминской со слов сестры. Мелкие подробности жениховства, чтение его дневников невестой, опоздание в церковь из-за крахмальной рубашки - все это просто Толстой списал с себя. Нравственные же искания и страдания Левина в последней части близко соотносятся с тем, о чем автор вскоре будет рассказывать в своей «Исповеди» (1879-1889). Николаю Левину также приданы черты и подробности жизни и смерти брата Дмитрия, к которому Лев Николаевич приезжал в Орел пред смертью его в 1856 году.

Все началось с его приезда в Москву. Целью поездки было сделать предложение Кити - свояченице своего друга.

Левин приезжал в Москву из деревни всегда взволнованный, торопливый, немножко стесненный и раздраженный. В Москве ему приходилось общаться с разными людьми, они говорили о новых железных дорогах, о коммунизме, о политике. Левин, конечно, был образованный человек, но от этих разговоров его одолевала путаница понятий, недовольство собой, стыд пред чем-то. Просто, именно то пафосное навязывание общественного мнения и порядков, оставляло в нем такой осадок.

Но как только он приезжал домой в деревню, видел всё то, что наполняло его жизнь: его сани, его лошадей, его кучера, - который рассказывал новости, произошедшие в его отсутствии - внутреннее состояние его улучшалось, он чувствовал, что понемногу путаница разъясняется, и стыд и недовольство собой проходят. Только здесь он мог почувствовать себя уверенно и оставаться таким, какой он есть. Только здесь он мог с трезвостью и мудростью отнестись к тому, что происходило с ним в Москве и посмотреть на это с другой стороны. Теперь он хотел быть только лучше, чем он был прежде. Такое отношение к себе, говорит о самокритике и оптимизме личности. Деревня - место жизни, то есть радостей, страданий, труда - говорил Левин.

Но даже здесь в своих владениях, где он был сам себе хозяин, где он сам устраивал свою жизнь, где все люди и проблемы, которые наполняли его суетные дни, были частью его жизни, частичкой его самого, даже здесь он сталкивался с противлением. Это были мысли - ассоциации, которые возникали в его голове при виде старых вещей в его кабинете: оленьи рога, полки с книгами, зеркало печи с отдушником, отцовский диван, большой стол, сломанная пепельница, тетрадь с его подчерком; вещи, которые наполняли его жизнь с самого детства. Когда он увидел все это, на него нашло на минуту сомнение в возможности устроить ту новую жизнь, о которой он мечтал после отказа Кити. Все эти следы его жизни как будто охватили его и говорили ему: «Нет, ты не уйдешь от нас и не будешь другим, а будешь такой же, каков был: с сомнениями, вечным недовольством собой, напрасными попытками исправления и падения и вечным ожиданием счастья, которое не далось и невозможно тебе».

Толстой, в этой личности показывает нам самое настоящее столкновение двух внутренних сил. Назовем их: хорошая и плохая. Хорошая, конечно же, стремилась к любви и счастью, а плохая старалась его погубить и убить в нем стремление к счастью. Он выбирал позитивный вариант, и старался направлять все свои усилия в осуществление своей мечты - быть счастливым. Левин много работал и много думал. Время шло и делало свое дело. Он чувствовал, что в глубине его души что-то устанавливалось, усмирялось и укладывалось.

Во время его усиленной работы, Левин сделал для себя очень важный вывод по поводу его работы и хозяйства. Он ясно видел теперь, что то хозяйство, которое он вел, была только упорная и жестокая борьба между ним и работниками, в которой на одной стороне, на его стороне, было постоянное напряженное стремление переделать все на считаемый лучшим образец, на другой же стороне, - естественный порядок вещей. И в этой борьбе он видел, что, при величайшем напряжении сил с его стороны и безо всякого усилия и даже намерения с другой, достигалось только то, что хозяйство шло вничью и совершенно напрасно портились прекрасные орудия, прекрасная скотина и земля. В сущности, в чем состояла борьба? Он стоял за каждый свой грош, а они только за то, чтобы работать спокойно и приятно, то есть так,как они привыкли. Уже давно Левин чувствовал недовольство своим отношением к хозяйству. Он видел, что лодка его течет, но он не находил и не искал течи, может быть нарочно обманывая себя. То хозяйство, которое он вел, стало ему не только не интересно, но отвратительно, и он не мог больше им заниматься. Это отнюдь не слабохарактерность и не неуверенность в себе, это как раз та самая настоящая мудрость, которая подразумевает правильный подход к проблеме. Он смотрит на проблему со всех сторон, и ищет все плюсы и минусы. Он не делает поспешных выводов и не упирается на одном мнении которое могло сложиться в недостатке информации. Эту же мудрость Левин проявляет и в своих спорах с братом Сергеем Ивановичем Кознышевым. Только потому, что Левин смотрел на вещи с разных сторон, и искал самого правильного и истинного ответа, он не преследовал цели доказывать свое мнение единственным верным и не гнался за статусом мудреца, всегда в этих спорах побеждал брат. Он имел твердое непоколебимое мнение, от которого не хотел отказываться из-за своей гордости.

Вскоре Левин принимает решение полностью изменить свое хозяйство. Он говорит, что будет много работать и сильно стараться, но своего добьется.

Толстой в этом романе показал и сравнил два самых важных чувства присущие человеку. Любовь и ненависть. Любовь испытывал Левин ко всем людям и проблемам окружавшим его в день свадьбы, и чувство ненависти Карениной в момент предсмертных переживаний. Противопоставляя этих двух героев можно обширней и более конкретней увидеть одну из основных целей романа, смыслом которого является сравнение двух видов любви. Одна любовь была у потерянной дамы с высокими нравственными понятиями и красивой внешностью - Анна Каренина, вторая любовь - в духовно возрождающемся барине, с его упрямым подходом во всем разобраться и желанием жизненного счастья.

Любовь Анны Карениной была с самого начала обречена. Во-первых, она изменяла мужу и предала всю свою семью. Во-вторых, вся её любовь, несмотря на сильную страсть и неудержимое влечение, основывалась только на плотской потребности и эгоизме. Анна хотела острых переживаний, романтики, страстей, беззаботности. За весь роман Толстого, Анна ни разу не давала понятия о любви, и не объясняла переживаний этого чувства. Все те доводы, которые она придумывала, чтобы очернить отношение своего мужа к ней не имели никакого основания, она это делала только потому, что хотела как-то себя оправдать в своих же глазах. После того как она поняла, что ей не уделяется то внимание, о котором она так мечтала в отношениях с любовником, ее мнительная натура опять начала придумывать себе оправдания, обвиняя любовника в преступлениях которых он не совершал. Именно потому, что это была не настоящая, не чистая любовь, а точнее не любовь, а обычная эгоистичная похоть, из-за которой была разрушена вся ее жизнь, она испытывала отвращение и ненависть. А ненависть, конечно же, повлекла за собой месть. Местью была смерть. Это единственный способ уйти от себя, убежать от проблем и позора. И одновременно это месть за пренебрежение ее любовью.

Совершенно другую картину мы видим в отношениях Левина.

Вспомним тот вечер, когда Левин во второй раз признался в любви Кити, и она ответила ему взаимностью. Его наполняло чувство восторга и счастья - это была любовь. В тот вечер, чтобы как-то провести время до следующего дня, он поехал с братом на заседание. На заседании все спорили об отчислении каких-то сумм и о проведении каких-то труб, они очень оживленно друг другу язвили.

Левин слушал их и ясно видел, что они все не сердились, а что они все были такие добрые, славные люди, и так все это хорошо, мило шло между ними. Замечательно было для Левина то, что они все для него нынче были видны насквозь, и по маленьким, прежде не заметным, признакам, он узнавал душу каждого и ясно видел, что они все были добрые. В особенности его, Левина, они все чрезвычайно любили нынче. Это видно было по тому, как они говорили с ним, как ласково, любовно смотрели на него даже все незнакомые.

Он почти ничего не ел, не мог спать. Хоть в комнате было свежо, но его душила жара. «Всю ночь и утро Левин жил совершенно бессознательно и чувствовал себя совершенно изъятым из условий материальной жизни. Он чувствовал себя совершенно независимым от тела: он двигался без усилий мышц и чувствовал, что все может сделать. Он был уверен, что полетел бы вверх или сдвинул бы угол дома, если б это понадобилось. И что он видел тогда, того после уже он никогда не видал. В особенности дети, шедшие в школу, голуби сизые, слетевшие с крыши на тротуар, и сайки, посыпанные мукой, которые выставила невидимая рука, тронули его. Эти сайки, голуби и два мальчика были неземные существа. Все это вместе было так необычайно хорошо, что Левин засмеялся и заплакал от радости».

Это было не земное чувство, чувство любви. Эта любовь выражалась во всем, она наполняла его изнутри и освещала все вокруг. Эти отношения действительно были правильно построены. Левин не ставил будущей жене рамки рабыни. Он не хотел жениться только из-за ублажения своих природных желаний. Прежде всего он хотел семью по взаимной любви, без любви он не видел в ней смысла. Также он строил свои отношения на полной открытости и доверии. И даже несмотря на то, что он был неверующим человеком, он согласился говеть и ходить на Богослужения. В принципе, он хотел того же человеческого счастья, что и Каренина, но все то, что Левин делал для этой любви, указывает на самопожертвование. В то время как Каренина вовсе не жертвовала собой, ради ее мнимой любви. Она жертвовала своей семьей, своим мужем, своим сыном, но не собой. Она жертвовала всем тем, что было построено совместными усилиями ее семьи, то есть она разрушала все то, что любовь должна строить.

Именно потому, что любовь Левина была чиста, она имела будущее, она имела дальнейшее развитие.

«Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал. На каждом шагу он испытывал то, что испытал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку. Он видел, что мало того, чтобы сидеть ровно, не качаясь, - надо еще соображаться, ни на минуту не забывая, куда плыть, что под ногами вода и надо грести, и что непривычным рукам больно, что только смотреть на это легко, а что делать это хотя и очень радостно, но очень трудно».

В этом отрывке писатель романа, показывает нам, что у любви, даже с правильным началом, есть большие трудности, которые надо преодолевать огромным усилием. Левин как и все мужчины, представлял себе невольно семейную жизнь только как наслаждение любви, которой ничто не должно препятствовать и от которой не должны были отвлекать мелкие заботы. Ревность, вероятная измена, охлаждение чувств второй половинки, любовь к другому человеку - все угнетающие чувства которые испытывала Каренина к Вронскому, испытывал и Левин к своей жене. И несмотря на все сомнения и разочарования, Левин все понимал и шел дальше, стремясь преодолеть все трудности.

После исследования любви в жизни Левина, нам остается только один важный момент в его жизни - «верить или не верить?» - этот вопрос встал перед ним после всех пережитых трудностей: отказ Кити, взаимная любовь Кити, семейные конфликты, смерть брата, рождение ребенка. Это все в его жизни прошло не бесследно, а именно помогло ему как-то обосноваться и укрепиться на ногах в этом мире. Именно такие тяжелые повороты в его судьбе, выводят его к вере и нужде к Богу. И он, как будто поднимая все размышления из глубин своей души, раздумывает над этим необходимо важным вопросом - верить или не верить?

«Левин в первый раз взглянул на вопросы жизни и смерти сквозь те новые, как он называл их, убеждения, которые незаметно для него, в период от двадцати до тридцати четырех лет, заменили его детские и юношеские верования, - он ужаснулся не столько смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что она такое. Организм, разрушение его, неистребимость материи, закон сохранения силы, развитие - были те слова, которые заменили ему прежнюю веру. Слова эти и связанные с ними понятия были очень хороши для умственных целей; но для жизни они ничего не давали, и Левин вдруг почувствовал себя в положении человека, который променял бы теплую шубу на кисейную одежду и который в первый раз на морозе, несомненно, не рассуждениями, а всем существом своим убедился бы, что он все равно что голый и что он неминуемо должен мучительно погибнуть.»

С той минуты, невольно, бессознательно для себя, он теперь во всякой книге, во всяком разговоре, во всяком человеке искал отношения к своему вопросу и его разрешения.

Кроме этого, он не как не мог забыть того, что во время родов жены с ним случилось необыкновенное для него событие. Он, неверующий, стал молиться и в ту минуту, как молился, верил. Но прошла эта минута, и он не мог дать этому тогдашнему настроению никакого места в своей жизни.

Переживания эти томили и мучили его то слабее, то сильнее, но никогда не покидали его. Он читал и думал, и чем больше он читал и думал, тем дальше чувствовал себя от преследуемой им цели.

Казалось бы, все, нашел нормальное объяснение всему: Постижение божественных истин не дано человеку, но дано совокупности людей, соединенных любовью, - Церкви. Его обрадовала мысль о том, как легче было поверить в существующую, теперь живущую Церковь, составляющую все верования людей, имеющую во главе Бога и потому святую и непорочную, и от нее уже принять верования в Бога в творение, в падение, в искупление, чем начинать с Бога, далекого, таинственного Бога, творения и т. д. Но, прочтя потом историю Церкви католического писателя и историю Церкви православного писателя и увидав, что обе Церкви, непогрешимые по сущности своей, отрицают одна другую, он разочаровался в Церкви.

Теперь, все те объяснения жизни, которые дает человечество, основываясь на том, что человек это пузырек и этот пузырек бессмысленно подержится и лопнет, в голове у Левина ассоциировались со злой противной силой, которой нельзя было подчиняться.

«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить», - говорил себе Левин.

И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться.

Но Левин не застрелился и не повесился и продолжал жить.

Медленно, но верно он заземлялся, уходил в жизнь, в труд, в суету своих дней.

В один из солнечных дней, в деревне, Левин разговорился с мужиком Федором, и мужик сказал ему очень интересные слова: Один человек только для нужды своей живет, только брюхо набивает, а Фоканыч - правдивый старик. Он для души живет. Бога помнит.

Слова, сказанные мужиком, произвели в его душе действие электрической искры, вдруг преобразившей и сплотившей в одно целый рой разрозненных, бессильных, отдельных мыслей, никогда не перестававших занимать его. Мысли эти, незаметно для него самого, занимали его.

То есть, с его слов Левин понял, что жить для души, жить для Бога - это жить в добре. Добро само по себе это настоящее чудо. «А я искал чудес, жалел, что не видал чуда, которое бы убедило меня. А вот оно чудо, единственно возможное, постоянно существующее, со всех сторон окружающее меня, и я не замечал его!» - рассуждал Левин.

Также он понимал, что жил (не сознавая этого) теми духовными истинами, которые он всосал с молоком, а думал, не только не признавая этих истин, но старательно обходя их. И понимал, что ответ на его вопрос не мог дать его разум, ответ дала ему сама жизнь. То есть что-то неземное, непонятное, таинственное, вложило в его душу ответ. А его разум учил лишь жить в гордости, только для себя, и душить всех, мешающих удовлетворению своих желаний.

На самом деле, не смотря на то, что Левин никак не хотел принимать Церковь, он очень правильно понимал все основные духовные истины присущие Богу. И чем больше он размышлял и искал ответов, тем ближе он становился к вере и Богу.

А для того, чтобы нам быть абсолютно уверенными в его спасении и правильности выбора, можно обратиться к тем самым двум дорогам в жизни человека. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». - Евангелие от Матфея 7:13,14.

Левин нашел, и выбрал как раз тот узкий и трудный путь, который ведет ко спасению. Значит, он не застрелится, не уклонится от истиной веры, и обязательно примет в свою жизнь Церковь.

У Бога есть правило - всему свое время.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

ГЛАВНЫЕ ОБРАЗЫ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА»

Обоаз Левина

В романе сосуществуют две равнозначные сюжетные линии - Анны и Левина, которые не пересекаются. Однако наибольшее внимание писатель уделяет духовной жизни Анны и Левина. И если с Анной связаны проблемы, которые касаются так называемого женского вопроса, то Константин Левин ищет ответы на вопросы глобальные, философские: что такое человек? зачем она пришла в этот мир? для чего живет? Смысл человеческой жизни - вот конечная цель поисков Левина.

Однозначно определить роль образа Левина в структуре романа сложно. Большинство исследователей считает, что в этом произведении двое главных героев: Анна Каренина и Константин Левин. Да и объем текста, посвященный сюжетным линиям этих персонажей примерно одинаков. Как отмечалось, образ Левина появился только в четвертой редакции романа, однако сразу стал его важной частью. Анна и Левин встречаются только раз, непосредственно перед ее самоубийством. И если до встречи он осуждал Каренину, считал ее поступок недопустимым, то после разговора с ней его отношение к Анне изменилось чуть ли не на противоположное: «Следя за интересным разговором, Левин все время любовался ею - и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью. Он слушал, говорил и все время думал о ней, о ее внутренней жизни, стараясь угадать ее чувства. И, прежде так строго осуждая ее, он теперь, по какому-то странному ходу мыслей, оправдывал ее и вместе с тіш. жалел и боялся, что Вронский не вполне понимает ее» (7, X). Интересно, что до непосредственной встречи героев автор ничего не говорит нам об отношении Левина к Анне, хотя взаимоотношения между Левиным и Вронским - предмет детального исследования.

Вместе Толстой создал образ Левина? Пожалуй, ответ на этот вопрос нужно искать в сюжетной линии главной героини романа. Даже чтобы судьба Анны сложилась иначе: светское общество не отвернулось бы от нее, Каренин согласился бы на расторжение брака, Сергей остался бы с ней, она не родила бы внебрачного ребенка от Вронского - то и тогда вряд ли ее проблемы были бы решены, поскольку Толстой изображает конфликт не внешний, а внутренний. Анна захотела абсолютной свободы: быть только женщиной и никем больше - ни матерью, ни женой (кстати, женой Вронского!). Более того, этот вопрос (именно в такой его постановке) невозможно вообще решить. Ни одной счастливой развязки здесь не существует, и писатель это гениально воплотил в своем произведении.

Ad Fontes

Из секретов мастерства Льва Толстого

Рядом с Анной Карениной в романе Толстого все большее значение приобретает образ Константина Левина, у которого имеются знакомые черты автора этой книги. И если Анна Каренина вдруг почувствовала «шаткость» семейных устоев своей эпохи, то Константин Левин постигал тогда ненадежность післяреформе - них социальных основ... Внутренняя родственность мироощущения Анны и Левина обеспечивает единство всего романа.

ТОЛСТОЙ Л. М. Анна Каренина//Л. М. ТОЛСТОЙ. Собрание сочинений: В 12 т. - М.: Правда, 1987. -Т.7.- С. 484.

Публикация первых частей «Анны Карениной» (хотя и не в окончательной редакции) взволновала общественное мнение России: одни признавали незаурядный талант Толстого, другие - обвиняли его в расшатывании основ христианского брака или говорили, что ситуация Анны Карениной в жизни бывает нередко, поэтому и не сказать об этом прямо - значит не лечить болезнь, а скрывать ее... Тогда же появилось «литературное эхо» этого произведения. Так, широко известной стала эпиграмма выдающегося русского поэта Николая Некрасова, где он заявил на моральном аспекте и потенциале романа «Анна Каренина»:

Толстой, ты доказал с терпением и талантом,

Что женщине уже не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-ад"ютантом1,

Когда она жена и мать.

Итак, философской линии Анны нужна была своеобразная «противовес» - тоже философская. Однако с этой точки зрения никто из образов произведения «уравновесить» ее позиции не мог, поскольку внутренний мир главных героев, как и внутренний мир обычных людей (а их всегда большинство), не выходит за пределы личных переживаний. Те или иные философские проблемы интересуют их настолько, насколько они влияют на их жизнь. Вронский, Каренин, Долли, Кити сосредоточены прежде всего на своих личных проблемах, вызванных внешними факторами: влюбленность, измена мужа или жены, невозможность признать ребенка официально и т.д.

«Анна Каренина» - гениальная постановка неаирішуааних вопросов?..

Однако прямой моральный вывод М. Некрасова («...женщине уже не следует “гулять”..., когда она жена и мать») всем вопросам, затронутым Л. Толстым в романе, окончательно не решал. Ведь подобную установку («Будьте верными друг другу!») говорят и во время венчания, и во время регистрации брака. Новобрачные дают торжественный обет ее не нарушать. И где гарантия, что абсолютно счастлива сегодня семья, где муж и жена искренне любят друг друга, в будущем не попадут в ситуацию семьи Каре - ніних? С этой точки зрения, хотя не такой дидактической, но значительно более взвешенной, мысль А. Чехова: «В своем романе Толстой не ответил на один из поставленных вопросов, но сама их постановка является гениальной».

1. Граф Вронский имел высокий чин флигель-адъютанта (от начала XIX в. флигель-адъютанты служили при императорах, фельдмаршалах или других высших должностных лицах европейских стран).

Внешняя жизнь Левина вроде бы обыденное и почти бесконфликтное (отказе Кити выйти за него замуж никак нельзя сравнить с предательством Стіви или Анны). Общество считает его почти неудачником: «Он не имел никакой привычной, определенной деятельности и положения в свете, тогда как его товарищи теперь, когда ему было тридцать два года, были уже - который полковник и флигель-адъютант, который профессор, который директор банка и железных дорог или председатель присутствия, как Облонский; он (он знал очень хорошо, каким он должен был казаться для других) был помещик, который разводил коров, стрелял дупелей и строил, то есть бездарный человек, с которой ничего не получилось и которая делает, на мнение гражданства, то самое, что делают ни на что не годные люди» (1, VI). Поэтому он и воспринимает отказ Кити жениться с ним как закономерный результат своей «серости». «С точки зрения родных он невыгодная, недостойна партия для прелестной Кити. - А сама Кити не может любить его».

Однако за кажущейся «безподійністю» внешней жизни Левина спрятана напряженная внутренняя деятельность, которая вызывает у него даже мысль о самоубийстве именно тогда, когда, казалось, судьба его устроилась как нельзя лучше: любимая жена, сын, материальная обеспеченность: «И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться» (8, IX).

Однако мы не можем назвать Левина « alter ego » («вторым “Я”») Анны Карениной. У них диаметрально противоположные взгляды на жизнь. И прежде всего - в отношении к семье. Для Анны семья - неприемлемый способ связать себя с Вронским и средство ограничения женской свободы: «Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любит только его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим» (7, XXX).

Левин имеет противоположную точку зрения: «Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он сначала представлял себе семью, а потом уже ту женщину, которая даст ему семью. Для Левина бракосочетание было главным делом жизни, от которой зависело все его счастье» (1, XXVII).

Однако Левин вместе с тем не является полной противоположностью Анны. Так, подобным является их отношение к церкви. Они потеряли веру в того Бога, которого проповедовала официальная религия. Однако атеистами их назвать нельзя, потому что в самые драматичные минуты своей жизни они мысленно обращались к Богу. Последние слова Анны: «Господи, прости мне все!» Перед тем как броситься под поезд, она перекрестилась! Возвращается к Богу и Левин. Однако это для него не Бог церкви, православия или магометанства, а Бог крестьянина Фоканича, что «для души живет. Бога помнит». Жить надо для того, чтобы вложить в жизнь, в каждую его минуту «смысл добра» - вот конечная цель напряженных духовных поисков Левина. Этого не было в жизни Анны, она чувствовала только «зло и бессмысленность жизни»...

Еще одно, что существенно объединяет эти два образа, - это поиски правды, нежелание жить фальшиво, во лжи.

Не осознание того, что вокруг нее все лживо, привело Анну к роковому концу?

В образах Анны и Левина общие не судьба (с этой точки зрения все люди подобны, поскольку ищут свою судьбу и любовь) и характер, хотя это важно, а те психологические ситуации, которые каждый должен самостоятельно решить: попытка забыть любимого человека, создание новой семьи, противоречивые чувства к родным детям, наконец - нежелание подчиняться фальшивым законам, попытка жить без лжи, по правде. Решение этих проблем приводит Анну к катастрофе, Левин же переживает глубокую внутреннюю драму, но находит утешение в том, чтобы постоянно делать добро. Так Толстой дает тот один-единственный рецепт, который поможет людям стать счастливыми.

Нужно обратить внимание на сходство образа Левина с Л. Толстым. «Автобіографізм образа Левина несомненно, как несомненно и то, что его путь к вере воспроизводит путь личных толстовских исканий “силы жизни”, которая уничтожает “страх смерти”»1.

Мысли, которые Толстой заключает в сознание Левина, его отношение к крестьянам, природы, общественной жизни, религии, семьи, занятия гимнастикой, катанием на коньках напоминают самого автора. Так, Левин «гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов» удивительно похож на Толстого, который, по воспоминаниям современников, что бывали в Ясной Поляне, мог подтянуться на перекладине одной рукой. И самая яркая соответствие - это описание косарства Левина. Писатель передает нам малейшие нюансы не только психологического состояния, но и будто стенографує изменение физического чувства. Так точно этот процесс мог описать только человек, который был искусным косарем, а именно таким был Толстой. Имя героя не случайно, ведь, по приведенным выше мнением Ю. Тынянова, в художественном произведении «все имена говорят». Фамилия персонажа «Левин» безусловно связано с именем Толстого - Лев. В то же время отождествлять образ Левина с автором нельзя, поскольку он содержит лишь самые общие автобиографические черты.

1 История русской литературьі: В 4 т. - Л.: Наука, 1982. - Т. 3. - С. 831.

21.03.2016 15:53

Цель урока:

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока:

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Просмотр содержимого документа
«Образ Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»»

Урок 4.

Семинар.

Образ Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Цель урока: определить значение образа Левина в романе.

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского; издания романа «Анна Каренина».

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

    Каково место образа Левина в общей структуре романа?

(Образ Левина занимает в романе одно из ведущих мест. Он раньше, чем Анна Каренина, появляется на страницах романа, и заканчивается роман мыслями Левина о смысле жизни.

В «Анне Карениной», в отличие от «Войны и мира», нет лирических, философских или публицистических отступлений. В этом романе выразителем авторской позиции чаще всего является Левин.)

    Что мы узнаём о герое при его первом появлении в романе? Какова цель приезда Левина в Москву?

(Левин впервые появляется на страницах романа в пятой главе первой части. Левин приходит на службу к своему старому приятелю Стиве Облонскому. Первое впечатление о нём мы получаем из уст сторожа, который не пустил Левина в залу присутствия до окончания заседания: «Какой-то... без упроса влез, только я отвернулся». И в самом деле, Левин кажется человеком из народа: широкоплечий, с курчавой бородой, не снимая бараньей шапки, быстро и легко взбегал наверх...».

Мы узнаём, что Стива Облонский и Левин любили друг друга, «несмотря на различие характеров и вкусов, как любят друг друга приятели, сошедшиеся в первой молодости». Эти два героя оказываются сразу противопоставленными автором во всём, начиная с внешности и заканчивая взглядами на жизнь. Левин живёт в деревне, он помещик. Облонский родился в среде тех людей, «которые были и стали сильными мира сего», и занимает место начальника одного из присутственных мест в Москве. Облонский посмеивался над образом жизни своего друга. «Точно так же и Левин в душе презирал и городской образ жизни своего приятеля, и его службу, которую считал пустяками, и смеялся над этим».

Облонский представляет Левина своим сослуживцам: «Земский деятель, новый земский человек, гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов, скотовод и охотник и мой друг Константин Дмитрич Левин». Для Левина невозможно равнодушное отношение к делу. Перестав верить в эффективность и необходимость земских собраний, он перестаёт заниматься земской деятельностью. В дальнейшем мы видим героя в постоянном поиске, в сомнениях, на жизненном распутье.

Кроме того, нам становится известна причина приезда Левина в Москву: он решился сделать предложение Кити Щербацкой, свояченице Стивы Облонского. Ленин получает отказ: Кити думает, что она влюблена во Вронского, который уже увлечён Анной Карениной. Так судьбы главных героев оказываются переплетёнными.)

    Как Левин воспринимает отказ Кити?

(Левину кажется, что он не достоин этой девушки. Причину отказа он видит в своём несовершенстве: «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее... Кто я? И что я? Ничтожный человек, никому и ни для кого не нужный». Левин склонен к самоанализу, он постоянно находится в сомнении, в поисках жизненного пути.)

II. Переход к теме урока

Преподаватель. Герои Толстого всегда идут неизведанными путями, но смысл толстовского психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества вариантов. Единственно возможный путь оказывается и наиболее характерным.

    Какие пути, какие возможности изменить жизнь видел для себя Левин?

(У Левина есть свои искушения. Он готов круто изменить жизнь. И тут он задумывается о различных возможностях: «Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке? Как же я сделаю это? опять спрашивал он себя и не находил ответа».)

Преподаватель. В своей «Исповеди» Толстой сказал «Я жил дурно». Он имел в виду, что, живя «как все», не думая об «общем благе», заботился об «улучшении своей жизни», был погружён в привычный мир помещичьего усадебного быта. И вдруг ему открылась историческая и нравственная несправедливость этой жизни. Несправедливость «избытка» по сравнению с «бедностью народа».

И тогда у него возникло желание избавиться от жизни «в исключительных условиях эпикурейства», «удовлетворения похоти и страстей». «Я всеми силами стремился прочь от жизни, – пишет Толстой в «Исповеди». – Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как приходили мысли об улучшении жизни».

    Как эти переживания Толстого отражены в романе «Анна Каренина»?

(Похожее беспокойство испытывает и герой Толстого, Левин: «И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нём, и боялся ходить с ружьём, чтобы не застрелиться». Эта фраза кажется парадоксальной. Счастливая семейная жизнь всё-таки жизнь, а не исключительное состояние счастья. Свадьбой, о которой мечтал Левин, не заканчивается линия этого героя, она получает новое, более сложное развитие.)

    Какое место в романе занимает описание женитьбы Левина?

(Описывая сватовство, приготовления Левина к свадьбе, Толстой показывает как раз то самое исключительное состояние счастья. Герой находится «в состоянии сумасшествия, в котором ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего существующего». Левин не имеет планов и целей для будущей жизни, он предоставляет решение этого другим, «зная, что всё будет прекрасно» (ч. V , гл. I).

Вспомним, что состояние Каренина в несчастье было примерно таким же – он «не мог ничего сам решить, не знал сам, чего он хотел теперь, и, отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами, на всё отвечал согласием». Конечно, состояния Левина и Каренина полярны: счастье-несчастье, – но сходство в той «несамостоятельности», которая присуща человеку в исключительных положениях.

Толстой высказывает в сцене говения Левина (ч. V, гл. I) свои сомнения по отношению к Богу: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всём сомневаюсь и большей частью нахожусь в сомнении». Здесь же высказывается ключевая мысль о выборе пути, столь важная для Левина. Священник говорит: «Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его».

В следующей, второй главе взгляды на брак и семью высказывают приятели Левина, убеждённые холостяки. Крайние мысли по этому поводу принадлежат Катавасову: «Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные – содействовать их просвещению и счастью».

Во время венчания Левина поражают слова священника о Божьей помощи. «Как они догадались, что помощи, именно помощи? – думает Левин. - Что я знаю? Что я могу в этом страшном деле… без помощи? Именно помощи мне нужно теперь».

Чувство безоблачного счастья покидает Левина, он думает, что «всё это было ребячество и что это что-то такое, чего он не понимал до сих пор и теперь ещё менее понимает».

Гости, собравшиеся в церкви, вспоминают свои молодые годы, полные надежд на счастье, и каждый думает о своих разочарованиях и крушении надежд.

Первые пять глав пятой части противопоставлены следующему за ними описанию начала совместной жизни Анны Карениной и Вронского.)

    Как и под воздействием чего меняются взгляды Левина в конце романа?

(Левину иногда кажется, что «от него зависит переменить ту столь тягостную праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Левин был уверен, что перемена зависит от него. Но жизнь распорядилась иначе.

В последней части романа Толстой рассказывает о встрече Левина с простым крестьянином Фёдором во время уборки урожая. «Было самое спешное рабочее время, когда во всём народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не появляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты».

«Необыкновенное напряжение самопожертвования», которое Левин увидел и почувствовал в народе, совершенно изменило образ его мыслей.)

Преподаватель. Примерно то же пишет о себе Толстой в «Исповеди»: «Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придаёт жизни».

Мечта Левина об опрощении сливается с идеалом «трудовой и прелестной жизни». «Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью».

    Каким видел Левин будущее народа?

(Левин пришёл к мысли о необходимости изменений, и в этом увидел смысл жизни: «Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, думал Левин, и работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не моё личное, а тут вопрос об общем благе. Всё хозяйство, главное положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности общее богатство, довольство; вместо вражды согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна».)

    Какая метафора используется Толстым для выражения поисков правды?

(«Теперь он точно против воли, всё глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды», пишет Толстой о Левине.

Сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы является глубоким определением главной идеи романа. Эта метафора ядро социального, нравственного и художественного смысла «Анны Карениной».)

III. Анализ сцен стихии природы

Преподаватель. Левин находит ответы на вопросы и «закон добра» в своей душе. «Ну-ка, – размышляет Левин, – пустите нас с нашими страстями, мыслями… без понятия того, что есть добро, без объяснения зла нравственного... Ну-ка, без этих понятий постройте что-нибудь!» (ч. VIII, гл. ХIII). Левин думает о разрушительной силе страстей, не имея в виду Анну Каренину. Но в романе Толстого все мысли «сообщаются» между собой.

    Какую роль играет описание грозы в последней части романа?

(Роман завершается картиной мощной весенней грозы, когда Левин вдруг увидел звёздное небо над своей головой. При каждой вспышке молнии яркие звёзды исчезали, а потом, «как будто брошенные какой-то меткой рукой, опять появлялись на тех же местах». И Левин почувствовал, что «разрешение его сомнений... уже готово в его душе». Гроза символизирует очищение, прозрение, разрешение сложных жизненных вопросов.)

    Вспомните похожие эпизоды в романе «Война и мир». Какова роль этих эпизодов?

(Описание грозы, звёздного неба над головой Левина напоминает образ неба в сцене ранения князя Андрея под Аустерлицем; звёзду 1812 года, которая была предвестием перемен в судьбе Пьера Безухова. Эти эпизоды являются ключевыми в романе «Война и мир», они обозначают поворотные моменты в мировоззрении героев.)

Преподаватель. Роман заканчивается размышлениями Левина. «Жизнь моя теперь, – думает Левин, – вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута её – не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в неё!»

В этом «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, в этом оптимизм всего его романа.

IV . Домашнее задание

Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Анны Карениной.

Константин Дмитриевич Левин - помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром для Левина». Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения «дворянских гнезд», и Левин понимает неизбежность этой драмы.

Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие.

Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство.

Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся «мужицкой правдой жизни», бессознательной верой в Бога. Ойисание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе «Анна Каренина», но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения. Душевные терзания Анны и поиски истины Левина - это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления.

Толстой, в этой личности показывает нам самое настоящее столкновение двух внутренних сил. Назовем их: хорошая и плохая. Хорошая, конечно же, стремилась к любви и счастью, а плохая старалась его погубить и убить в нем стремление к счастью. Он выбирал позитивный вариант, и старался направлять все свои усилия в осуществление своей мечты - быть счастливым. Левин много работал и много думал. Время шло и делало свое дело. Он чувствовал, что в глубине его души что-то устанавливалось, усмирялось и укладывалось.

Левин принимает решение полностью изменить свое хозяйство. Он говорит, что будет много работать и сильно стараться, но своего добьется.

Толстой в этом романе показал и сравнил два самых важных чувства присущие человеку. Любовь и ненависть. Любовь испытывал Левин ко всем людям и проблемам окружавшим его в день свадьбы, и чувство ненависти Карениной в момент предсмертных переживаний. Левин никак не хотел принимать Церковь но он очень правильно понимал все основные духовные истины присущие Богу. И чем больше он размышлял и искал ответов, тем ближе он становился к вере и Богу. Левин нашел, и выбрал как раз тот узкий и трудный путь, который ведет ко спасению. Значит, он не застрелится, не уклонится от истиной веры, и обязательно примет в свою жизнь Церковь.

Роман Толстого « Анна Каренина» строится на основе многогеройности (несколько ведущих героев), разносюжетности. Но здесь многоплановость сливается в целое не по эпическому образцу, как это было в романе «Война и мир». Разные индивидуальные судьбы соотносимы по принципу, родственному полифонии (может быть, потому что предметом изображения становится текущая современность, которая была материалом для полифонического романа Достоевского).
Длясюжета «Анны Карениной» характерна драматичность. Здесь есть линейная композиция (завязка, развитие, кульминация, развязка), есть напряжённость сюжета, устремлённость к итогу.
В этом отношении данное произведение наиболее близко европейской романной традиции, которую Толстой обычно оценивает как чуждую. Для сюжета «Анны Карениной» характерно обилие перфектов, необратимых свершённостей (в целом это совершенно не свойственно толстовской прозе): после встречи с Вронским уже нельзя жить, как будто её не было; тем более нельзя повернуть события вспять после их близости; максимальной степени необратимость достигает в последнем трагическом шаге Анны (она опомнилась под колёсами поезда, но было уже поздно).
Символика романа, пророческие знаки, предсказывающие будущее, усиливают драматическую напряжённость, ощущение рокового характера происходящих событий. Начало любви Карениной и Вронского (встреча на железной дороге, сопровождаемая гибелью дорожного работника под колёсами поезда) предсказывает её смерть. Анне снятся пророческие сны о смерти во время родов – и она действительно чуть не умирает.
Милан Кундера в философском романе «Невыносимая лёгкость бытия», размышляя о том, что связь начала и развязки любви Карениной и Вронского слишком литературна, предлагает видеть небуквальность этой соотнесённости. По его мысли, Толстой здесь не подчинён штампам «роковой» истории любви. Чешский писатель, размышляя о том, реалистичен или «литературен» Толстой в этом случае, указывает, что в реальной жизни мы нередко бессознательно сюжетны, литературны: когда выбираем любимого человека именно потому, что в отношениях с ним есть какая-то связная фабула, символичность, намёк на некую осмысленность; когда, собираясь расстаться навсегда, вдруг изменяем намерение, потому что происходит нечто, что кажется продолжением сюжета. У Толстого это действительно есть: повествователь указывает, что выбор способа свести счёты с жизнью был обусловлен подсознательным влиянием прежнего впечатления.
Думается, правильный ответ где-то посередине: идея Божьего суда всё же предполагает действие роковых сил. Но психологическая релятивизация сюжета возвращает нас к более привычному Толстому. И действительно, все остальные сюжетные линии (как и само их обилие, размывающее централизацию сюжета) менее перфектны, в них больше незаконченности и обратимости, и в этом смысле они «более толстовские». Наиболее характерна в этой связи история Левина и Кити (отказ Кити в начале романа оказался обратимым). Хотя и в случае с Левиным есть намёк на жёсткость композиции, роковую предсказанность (в начале романа Константин Левин разговаривает с Кознышевым и его гостем-философом о смерти; позиция брата связывается с проблемой смерти, что и будет потом реализовано в истории Николая Левина), но это скорее смысловое созвучие (как в похожем мотиве повести «Детство»), а не причина и следствие, акция и реакция.
В истории Анны также есть многое, разбивающее «романность» европейского типа: например, две кульминации. Традиционный европейский роман закончился бы в точке первой кульминации, у постели Анны, чуть не умершей во время родов, прощённой мужем, – здесь достигнут нравственный катарсис, вершинная сюжетная точка, случилось важное нравственное обретение. Всего этого вполне достаточно для традиционной романистики. Но у Толстого действие продолжается, катарсис оказывается относительным, Каренин, даже с его прощением, остаётся нелюбимым и неприятным, прощение лишь добавляет неловкость в их отношения…


Самый лучший человек тот, который

живет преимущественно своими

мыслями и чужими чувствами, самый

худший сорт человека, который живет

чужими мыслями и своими чувствами.

Л. Н. Толстой

Уход Л. Н. Толстого из дому в октябре 1910 года потряс весь мир. Что заставило великого писателя совершить такой шаг? Чтобы ответить на этот вопрос, следует перечитать «Анну Каренину», особенно страницы, связанные с К. Д. Левиным. Об­раз этого человека во многом автобиографичен. Раздумья Левина над вечными воп­росами бытия - что есть жизнь и смерть, добро и зло, если Бог один, почему рели­гия не одна, что такое «я» и мое место в этом мире, каков я? - это и раздумья самого Толстого. Это вопросы, которые испокон веку мучили лучшую, наиболее совестли­вую часть русской интеллигенции. К ней принадлежал и Константин Левин.

Левин появляется в романе раньше главной героини. Ему тридцать два года, он полон сил и энергии, в общении с людьми очень застенчив и злится на себя за это. В Москву приезжает редко, но «всегда взволнованный, торопливый... и... с совер­шенно новым, неожиданным взглядом на вещи». Взгляды меняются, потому что он в постоянных поисках истины, в движении. Сначала был увлечен земской дея­тельностью, потом разбранился со всеми и перестал ездить на собрания, убедив­шись, что «никакой земской деятельности нет и быть не может». Просто «уездная шайка» играет в парламент и наживается, если не за счет взяток, то в виде незаслуженного жалованья. То же самое Левин видит и в Москве, когда заходит к С. А. Облонскому, начальнику одного из присутственных мест.

Никакой справедливости нигде Левин не находит. На государственной службе он быть не может именно потому, что он честный гражданин, а еще потому, что слишком любит землю, сельскую жизнь, крестьянский труд. Имея три тысячи десятин, упорно трудится. Его идеал - патриархальная жизнь в полном согласии с крестьянами. Но согласия не получается. На собственном опыте Левин убеждает­ся в том, что интересы помещика и крестьянина противоположны. В этом причина упадка дворянского землевладения. Симпатии Левина на стороне крестьян. Этого помещика постоянно тяготит сознание вины перед народом.

Левин, как и все, хочет счастья. Неудачное сватовство не сломило его. Постоян­ная занятость либо физическим, либо умственным трудом (он пишет книгу о земле­устройстве в России), спорт, охота, общение с природой - все это смягчает боль оди­ночества и оскорбленной гордости.

И вот он опять встречает Кити, она не может пройти мимо его любви. О такой любви мечтает каждая девушка. Левин боялся подойти к ней, ибо даже место, где она стояла, казалось ему «недоступною святыней». Как не похоже это трепетное чувство на всепоглощающую страсть Вронского к Анне!
После венчания Левин ощущает и безмерное счастье, и отчасти разочарование. Он и подумать не мог, что будет с Кити ссориться. Ведь они не только любили, но и понимали друг друга с детства. Оказалось, ссоры и примирения неизбежны. Тол­стой приводит интересное сравнение: одно дело, когда ты любуешься лодочкой с берега, и совсем другое - находиться в ней самому и грести веслами, напрягая руки. Однако семейное счастье не освободило Левина от мучительных раздумий о жизни и себе самом. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить» - к такому страшному выводу при­ходит этот умный и добрый человек. Трудно в это поверить, но «счастливый семь­янин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться».

Победила вера в разумность жизни. «Какой же он неверующий? С его сердцем, с этим страхом огорчить кого-нибудь, даже ребенка! Все для других, ничего для себя», - так думает Кити о своем муже. Счастлив человек, который имеет такую жену. Счастливым будет и сын, которому мать говорит: «Да, только будь таким, как твой отец, только таким».

В обстановке такой чистой и одухотворенной любви Левин постигает наконец правду жизни: «вся моя жизнь, ... каждая минута ее - не только не бессмыслен­на... но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее».

Этими словами заканчивается роман. Мы закрываем книгу, но хочется верить, что с такими людьми, как К. Д. Левин, мы еще встретимся в жизни.