Кто написал иванушка дурачок автор. Иван-дурак

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

Много сказок интересных накопилось за века,
Но особенно известна про Ивана-дурака.
Откровенный, добрый малый и наивный, как дитя.
Никогда не унывал он, делал трудное шутя.

(Г. Ладонщиков)

Проект

«Русский герой сказок – Иван – Дурак»

Проект выполнили:

учащиеся 1 «Б» класса

Руководитель:

Ваньшина О.А.,

учитель начальных классов

март 2013 года

Цель: Изучить образ Ивана в русских народных сказках

Задачи :

1. Узнать значение имени;

2. Описать образ Ивана, выяснить какой у него характер.

3. Определить род его занятий.

4. Выяснить в каких отношениях он находится с людьми.

Методы реализации проекта :

    изучение источников информации (научной и художественной);

    опрос учеников;

    рисование сюжетов сказок;

    анализ сказок.

Ожидаемый результат: работа поможет понять глубину смыслового содержания сказки, истоки и особенности русского фольклора

1. Введение.

2. История имени.

3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках.

4. Загадка образа Ивана-дурака

5. Иван – дурак и Иван - царевич.

6. Заключение.


1. Введение

Иван - один из персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII(18) - начале XIX(19) века.

Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье. Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым и сумасбродным отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу, не требующую особых навыков и познаний.

На самом же деле Иванушка – баловень судьбы и любимец природы; он сдружился с животными, птицами и рыбами, живёт не разумом, а сердцем, поэтому его поступки кажутся нелогичными для других. Благодаря своему «не уму» и нерациональному поведению ему удаются дела, невозможные для других. Он ведает, где спрятана смерть Кощея, знает слабые места нечисти и врагов.

Иван-царевич – младший сын царя, самый любимый и самый умный из трёх братьев. Не имея прав на престол отца, занимается любимыми делами: оттачивает мастерство владения мечом и луком, обучается премудростям ведения боя, верховой езде. Бо-рется со всяким злом, защищает со своей дружиной приграничные земли от вражеских набегов.

В русских народных сказках Ивашка, Иванушка, Иванушка-дурачок, Иван-дурак, Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый любимый народом.

Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают, ищут выгоду.


У кого ты ни спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его … Иван

_________________________ 2. История имени

Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский имённик с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.

Это имя любили на Руси и посвятили ему три праздника:

В этот день пекут из теста лестницу для восхождения на небо в будущей жизни. На Листвиничка домовой бесится до полуночи, пока не запоет петух.

Накануне, в ночь, волшебную силу приобретают цветы и растения, купальские костры исцеляют всякую хворь человека и скотины. В эту ночь особую силу и власть обретает всякая нечисть: ведьмы, русалки, змеи.

Соблюдается строгий пост, нельзя есть яблоки, капусту, арбузы и прочее, что напоминало бы голову; нельзя что – то резать ножом, пить и плясать, потому что Иродова падчерица Саломея с помощью пляски и песни добилась казни Ивана.

Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

Иван-дурак , или Иванушка-дурачок - один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям.


______3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках

Про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.

    Дурак-невежа

«Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся.

    Ленивый дурак

Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку.

    Исполнительный дурак

Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.

    Просто дурак

Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.

Перед нами в волшебных сказках встает вариант худшего человека - бедного, несчастливого, непрактичного и, действительно, глупого. Например, в одной из сказок героя посылают на базар, чтобы купить все необходимое по хозяйству - стол, ложки, горшки, еду. На обратном пути, стремясь помочь своей ослабевшей лошади, дурак оставляет стол на дороге: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». И вороны не зря кричат над головой, наверно, есть хотят. И Иван-дурак раскладывает перед ними еду. Обгорелые пни в лесу покрывает горшками: «Эх, - думает, - ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!» В итоге, домой он приезжает с пустыми руками, подводит семью. Но рассказчик и слушатели героя не ругают. Все понимают, что делал это Иванушка по глупости, а не по злому умыслу. В сказке еще он выполняет роль шута, скомороха.

Образ Ивана успешно перешагнул и в современную реальность. О нем снимаются фильмы, мультфильмы , облик стал соответствовать нашему дню: м/ф «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», к/ф «Чародеи». Однако стиль его поступков остался тем же: вижу цель, не замечаю препятствий – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

________________5. Загадка образа Ивана-дурака

Иван-дурак - персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость.

Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха; если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.

Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:

“Было у него три сына.
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.”

Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета.

Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой - дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора,

Сюжет об Иване-дураке похож на тип волшебных сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.

В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать - никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, - он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники.

Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.

В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.

С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.

Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.

Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.

Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство.

____________________5. Иван – дурак и Иван - царевич.

Как же стало возможным, что один и тот же образ Ивана– воплощается в двух героях - дурака и царевича.

Царевич - человек благородного происхождения, сын царя. А сын царя всегда должен быть положительным и сильным. Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой. Образ Ивана-царевича значительно более древний, чем Ивана-дурака.

Иван – царевич – положительный персонаж.

    беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении;

    борется со злом, помогает обиженным или слабым;

    в конце сказки он получает полцарства, царскую или королевскую дочь, волшебного или дорогого коня.

Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

6. Заключение

Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности.

И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Сказки об Иване.

    Иванушка-Дурачок

    Сивка-Бурка Вещая-Каурка

    Как Иванушка-дурачок за чудом ходил

    Иван-Царевич и серый волк

    Как Иван-дурак дверь стерег

    Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что.

    Иванушка и домовой

    Сказка о молодильных яблоках и живой воде

    Иван Бесталанный и Елена Премудрая

    Иван – крестьянский сын и чудо – юдо

    Марья Моревна

    Иван Быкович

    Кощей Бессмертный

    Медное, серебряное и золотое царство

    Василиса Премудрая

    Волшебное кольцо

    Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Опрос учащихся

1. Иван – дурак он или умный?

2. Какие качества вам нравятся у Ивана- дурака?

8 .Использованная литература

    Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986

    Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.

    Андрей Синявский. Иван-дурак в русских сказках// Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001, с. 37-48

    Бахтин В. Сказки

    Лихачёв Д.С. Ещё раз о красоте

    Пропп В.Я. Морфология сказки

    Материалы Интернета

СКАЗКА ПРО ИВАНА-ДУРАКА для старших дошкольников


Жиляева Елизавета, 8 лет, обучающаяся МБОУ «Золотухинская СОШ», п.Золотухино, Курская область
Руководитель: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская СОШ», п.Золотухино, Курская область.
Описание: Предлагаем вашему вниманию детское литературное творчество, первая «проба пера». Данные литературные произведения могут быть полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: Воспитание интереса к литературному творчеству.
Задачи:
- развивать фантазию, творческие способности, устную речь детей;
- воспитывать любовь к книге, желание читать и самостоятельно сочинять сказки.

СКАЗКА ПРО ИВАНА-ДУРАКА

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был крестьянин Федот. Было у него три сына.


Первый Василий был умный, второй Николай – сильный, а третий Иван - очень добрый. Не был похож Иван на своих братьев: любил один ходить по лугу, слушал пение птиц, цветы собирал, возле речки подолгу сидел, на воду глядел.


Звали его за это «Иваном-простачком, Иваном-дурачком».
Однажды послал отец сыновей в лес за дровами. Пошли братья по дрова. Идут они по лесу и вдруг слышат страшный рев медведя. Подошли братья поглядеть, что случилось. Видят, привалило деревом лапу медвежонку, и он никак не может выбраться. Очень ему больно.
Говорит Иван-дурак:
-Давайте ему поможем!
Братья отвечают:
-Ты что совсем спятил?! Он же не человек, покусать нас может. Пойдем отсюда подобру поздорову. Своя жизнь дороже. Он хоть и маленький, но медведь!
Пошли братья дальше собирать дрова. А Иван-дурак подошел к медведю и осторожно освободил ему лапу.Перестал реветь медведь.


А Иван побежал догонять братьев, да только те далеко уже ушли, нигде их нет. Вдруг Иван куда-то упал…


Очнулся он в яме, видит и братья его тут. Рассказали они ему, как попали в яму. Глубока яма - не выбраться отсюда. Что делать? Вдруг слышат наверху шорох. Стали они звать на помощь.


Замерли братья в ужасе, когда увидели медведя. Заревел мишка и отошел от ямы. Сидят братья, не знают, что будет дальше. Как же они были удивлены, когда увидели, что медведь притащил к яме дерево и бросил его в яму. Выбрались братья из ямы по дереву, домой побежали. Рассказали дома о своем приключении.


И сказал тогда отец:
-Молодец, Иван! Можно быть умным и сильным. Но главнее иметь доброе и храброе сердце.
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!!!

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех (мера земли) пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов (слепень или овод) и думает: «Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки (мера земли, с которой платилось в старину. Выражение «мелкой сошки» означает здесь: низшего разряда) сметы нет!».

Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери: «Давайте мне полог(толстая холстина, сшитая в несколько полос) и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит - на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет».

Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик (толстая холстина, сшитая в несколько полос) наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас (род одежды, подобной сарафану и названной так потому, что ее красят в дубовом листу); он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней (место, где одна дорога разделяется на две, перекресток) - а был еще мало-мало грамотный - написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.

Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись: «Ба, - говорит, - проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно». Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха не ломат шапки, говорит: «Здорово, Илюха!» Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! - и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи - снимат шапку, говорит: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха шапки не ломат. «Здорово, - говорит, - Федюнька!»

Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал: «Не наше дело! Спрашивай вон старшого - сильного, могучего богатыря».

Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить: «Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж». Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул: «Илюха! Ступай прогони их, что за люди?» - сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.

Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников8 царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул: «Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!» Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.

Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный (верхом едущий) подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда - угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.

Царь это увидел, перепугался: «Ох, - говорит, - богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец». За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.

Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит: «Синь да хорош!» Я думал: «Скинь да положь!» Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Иванушка-дурачок" и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. Бытовая проблематика - невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Сказка "Иванушка-дурачок" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Б ыл-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.
В одно время наварила старуха аржаных клецок и говорит дураку:
— На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.
Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:
“Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?” И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.
— Эка ненасытная утроба! — сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком — разлетелись черепки в разные стороны.
Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:
— Ты, дурак, зачем?
— Вам обед принес.
— Где же обед? Давай живее.
— Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!
— Какой такой человек?
— Вот он! И теперь рядом стоит!
Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.
Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.
— Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?
— Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать — во как умаялся!
— Постой, еще не так умаешься! — говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!
Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка такая, знать, неудалая: везет — не везет!
“А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит”.
Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.
“Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!”-подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:
— Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.
А сам все вперед да вперед подвигается.
Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.
“Эх, — думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!”
Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она все не пьет.
“Знать, без соли не хочет!”- и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.
— Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?
Хватил ее поленом, да прямо в голову — и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет — ложки назади так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: “Иванушка-дурак!”- бросил их и ну топтать да приговаривать:
— Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:
— Все искупил, братики!
— Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?
— А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся — так я их на дороге покинул.
— Ступай, дурак, поскорее! Собери все, что разбросал по дороге!
Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.
— Пиво, не броди! Дурака не дразни! — говорит Иванушка.
Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.
Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.
На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:
— Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!
— Постой, дурак, — сказал барин, — я умею и судить и рядить; вылезай из куля!
Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.
— Знать, бурка ловит! — проговорили братья и побрели домой.
Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:
— Вот-ста каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко — такой славный!
Завидно стало братьям; говорят дураку:
— Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдет от нас сивко…
Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.
Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.

Жил-был царь. И росла у него в поле шелковая трава. Но каждую ночь траву кто-то поедал и вытаптывал, а царь никак не мог поймать вора. Разослал царь гонцов по всему царству: кто сумеет шелковую траву устеречь, за того отдаст царь свою дочь.

Сошлось к царю много народу — богачи, паны и простые люди.

А жил в том царстве один не богатый, но и не бедный человек. И было у него три сына: двое грамотеи, а третий, старший, дурак.

Средний сын просится у отца царскую траву стеречь. Пришел он к царю, низко поклонился.

Царь принял хлопца ласково, угостил, а вечером в поле послал траву стеречь.

Уснул хлопец в поле, а утром проснулся и видит: траву будто кто выкосил. Почесал затылок и пошел домой. Отец спрашивает:

Ну как, сынок, устерег?

Не умею я царское добро стеречь?

Собирается младший сын и похваляется, что уж он-то устережет. Но и младший проспал, не устерег царскую траву.

Тогда слезает с печи Иван-дурак и говорит:

Раз вы были, то и я пойду.

Выбежал он из хаты, грязный, оборванный — в чем на печи сидел, в том и во дворец пошел. Но царь и его принял, угостил, да еще дал торбу с хлебом и салом. Пошел дурак в поле, к царской траве.

Развел костер и жарит сало. Выбегает из норки мышка, просит:

Дай крошку хлеба, очень я голодна.

Иван отломил полкраюхи, еще и сала кусок дал. Мышка вдоволь поела и говорит:

Спи спокойно, Иванко. Я знаю, кто траву губит. Пасутся здесь по ночам три коня-красавца. Один конь серебряный, второй — золотой, а третий брильянтовый. Когда стемнеет, они прибегут к колодцу, попьют воды, а потом пастись будут. И не столько травы съедят, сколько вытопчут. Ты, Иван, подойди к тому колодцу и спрячься за кустом. Нагнется конь воду пить — срывай с него уздечку. Так и со второго, и с третьего. Не отдавай, когда станут просить. А теперь ложись спать, я разбужу тебя в полночь. Только не забудь, что я тебе сказала.

В полночь мышка разбудила Ивана-дурака. Встал он и пошел к тому кусту, что над колодцем свесился. Спрятался, тихо сидит. Вдруг сильный свет ударил ему в глаза, и видит хлопец: прибежал серебряный конь воду пить. Только нагнул голову к колодцу, Иван сорвал с него уздечку. И стал конь покорным, не отходит далеко.

Потом прискакал золотой конь. И с него Иван сорвал уздечку. И с брильянтового тоже.

Ходят кони за дураком, просят:

Отдай, Иван, наши уздечки, зачем они тебе?

Иван отвечает:

Радуйтесь, что я вас отпустил! Вот поймаю, и будете камни возить: у нас как раз новую церковь строят.

Исчезли кони, будто их не было. Дождался дурак рассвета, пошел домой. А царю и не сказал, что траву уберег. Нашел у реки дуплистую вербу, спрятал свои уздечки, забил дупло дерном. Приходит домой. Сел на печь и никому ни слова. И ему, дураку, никто ничего не говорит.

А царь решил посмотреть свое поле. Приходит, видит: трава выше и краше стала. Испугался царь, жалко ему дочь за дурака отдавать... Долго думал, как быть и придумал: за того царевну отдаст, кто на коне подпрыгнет до третьего этажа.

Отправил царь гонцов по всей державе. Объявляют они народу царскую волю. И услыхали это братья Ивана-дурака. Говорят отцу:

Идите, батюшка, на торг и купите нам лихих коней: царь объявил, кто на коне до третьего этажа прыгнет, за того отдаст свою дочь.

Пошел отец на торг и купил двух лихих коней. Поскакали хлопцы-грамотеи к царю. А Иван-дурак говорит:

Нянько, разве я не ваш сын, что не хотите и мне коня купить? Да не беда, я и пешком дойду.

Слез с печи и ушел. На берегу реки открыл дупло в старой вербе, достал из него серебряную уздечку, потряс ею в воздухе.

И прискакал к нему серебряный конь:

Иван отвечает:

Желаю серебряную одежду, серебряную саблю и еще хочу, чтобы прыгнул ты со мной до третьего этажа, к балкону царской дочери.

Конь говорит:

Вложи руку в мое левое ухо и вытащи все, что тебе надобно.

Иван вложил руку в левое ухо коня, вытянул одежду и саблю. Разоделся, а конь ему:

Садись, пресветлый царь, на меня. Как прикажешь — по земле скакать или по воздуху лететь?

Перегнал Иван своих братьев. Подскакал к царским воротам, пришпорил серебряного коня, взвился над толпой и выскочил на балкон третьего этажа к царской дочке. Сошел с коня, выпил вина, а потом опять вернулся к той вербе, где прятал уздечки. Коня отпустил, уздечку положил в дупло, переоделся в свои лохмотья и пошел домой. Никто его не спросил, где он был, сидит дурак на печи тихо. Через три дня приезжают братья, отец их спрашивает:

Ну, сынки, сделали вы то, за чем ходили?

Непутевое это дело, батюшка. Разные люди пробовали прыгнуть верхом до третьего этажа, да кто ни прыгнет тот и голову разобьет. Только один молодой витязь на серебряном коне и сам весь серебряный допрыгнул до балкона царской дочки.

А Иван с печи говорит:

Видал и я того, в серебре! Он похлеще вас будет.

Рассердились братья:

Молчи, дурак! Сидел бы на своей печке, нас не позорил бы.

А царь опять зовет охотников прыгать верхом до балкона царевны. Братья собираются, и дурак тоже. Когда грамотеи сели на своих коней и уехали, Иван пошел к вербе, вынул из дупла золотую уздечку и потряс ею. Прискакал к нему золотой конь:

Чего желаешь, пресветлый царь?

Желаю золотую одежду, золотую саблю и еще хочу, чтобы прыгнул ты со мной до третьего этажа, к балкону царской дочери.

Конь говорит:

Вложи руку в мое левое ухо.

Достал Иван из уха коня все, что надо. Едет в царский дворец. Как подъехал, пришпорил коня и взвился до третьего этажа. Царевна должна была ударить его по лбу царской печатью, да не успела, растерялась — больно уж красив был витязь. А Иван вернулся к вербе, отпустил коня, спрятал уздечку, переоделся в свои лохмотья. Пришел домой, влез на печь, ничего не говорит. Через три дня вернулись братья. Отец их спрашивает:

Что нового?

А они отвечают:

Есть новости! Много народу лбы себе порасшибало, но никто не допрыгнул. Только один молодой витязь на золотом коне и сам весь золотой допрыгнул.

Собираются они в третий раз к царю. Грамотеи сели на своих коней и поехали. А Иван пошел к вербе. Вынул из дупла брильянтовую уздечку, потряс ею. И прискакал к нему брильянтовый конь:

Чего желаешь, пресветлый царь?

Желаю брильянтовую одежду, брильянтовую саблю и еще хочу, чтоб прыгнул ты со мной до третьего этажа, к балкону царской дочери.

Конь говорит:

Вложи руку в мое левое ухо.

И опять разоделся Иван. Когда подъехали ко дворцу, пришпорил коня и взвился до третьего этажа, к царевне. Вскочил на балкон, царская дочь ударила его в лоб печатью. Иван поговорил с девушкой, взял у нее платочек и золотой перстень. Очень понравился витязь царевне. А Иван опять ушел к своей вербе. Уздечку спрятал в дупло, коня отпустил, переоделся и пошел домой.

Через три дня приезжают братья и рассказывают отцу, что был там брильянтовый витязь на брильянтовом коне, а больше, мол, никаких новостей нет.

Ждет царь не дождется жениха дочери. А Иван не торопится, сидит на печи, выгревается. Ждал царь, ждал, а потом разослал своих жандармов и полицию, чтобы привели всех молодых хлопцев и нашли того, кто с царской печатью на лбу.

Пришли жандармы и к отцу Ивана-дурака. Видят: хлопцы-грамотеи за столом что-то пишут, а дурак натянул на голову чулок, сидит на печи. Подошли к нему жандармы, хотели чулок стянуть. А он не дает. Жандармов было много, скрутили они Ивана и стянули с его головы чулок. Смотрят, а на лбу у дурака царская печать. Спрашивают:

Где же у тебя золотой перстень и шелковый платочек царевны?

Не знаю я ни про какие платочки, ни про какие перстни.

А братья говорят жандармам:

Посмотрите в печи, в золе.

Разрыли они золу и нашли платочек, а в нем золотой перстень. Силой взяли Ивана, повели к царю.

Привели. А царская дочь вышла навстречу оборванцу, низко ему поклонилась, взяла за руку и повела в свою светлицу. Царь от позора глаза зажмурил. Не пошел к дочери на угощение. Только спросил:

Впрямь хочешь такого мужа?

А она отвечает:

Хочу и очень даже рада.

Повенчались они, но царь свадьбы не сыграл. Только то и сделал, что приказал вычистить гусиный хлев и отдать его заместо спальни царевне с мужем-дураком. И стали молодые в том хлеву жить-не грустить.

Раз приходит царская дочка к отцу, а царь сидит хмурый, печальный. Она спрашивает:

Как мне, дочка, веселым быть, если надо на войну идти! И не знаю, устоит ли мое царство против лютого врага.

Вернулась царская дочь в свой хлев и рассказывает мужу, какие слова от отца услыхала. А Иван говорит:

Пойди-ка, спроси у царя, не поехать ли и мне с ним на войну?

Царевна спросила отца. А царь говорит:

Пусть едет, может, убьют его там.

Царская дочь обняла своего Ивана и со слезами промолвила:

Велел батюшка, чтобы ты на войну шел.

А царское войско в большой печали было — никому воевать неохота. Только Иван-дурак веселый. Вывел он из конюшни самого захудалого коня, сел лицом к хвосту и ездит по царскому двору. Все над ним стали смеяться. А Иван поехал вперед войска, остановился в поле у лужи, в которой полно лягушек жило. Зарядил ружье и лягушек постреливает. Проходит мимо войско, спрашивает Ивана:

Что ты, дурак, делаешь?

Делаю, что надо, — отвечает. — Смотрите, сколько врагов перебил, пока вы пришли.

Чего желаешь пресветлый царь?

Желаю серебряную одежду, серебряную саблю и хочу все вражье войско перебить.

Понес его конь по воздуху. Обогнали они царя с дружиной и перебили все вражье войско. Едут обратно, встречают своих. Говорит Иван:

А царь спрашивает:

Откуда ты, добрый молодец?

Я из Гусятина.

Пришпорил Иван своего серебряного коня и поскакал. Остановился в поле у лужи, переоделся, дивного коня отпустил и стреляет себе лягушек. Тут его и нашли.

Вернулся царь с дружиной домой и рад-радешенек, что война окончилась для него без потерь. А царская дочка спрашивает:

Что, батюшка, нового?

Царство свое мы отстояли, — отвечает царь. — Помог нам серебряный витязь из Гусятина. Да я вот все карты пересмотрел и никак не могу найти такого города.

Царевна знала, что тот витязь — ее муж. Но отцу ничего не сказала.

А царь другой державы собрал войско и прислал письмо, что идет войной. И снова дочка спрашивает отца:

О чем вы, батюшка, кручинитесь?

Как мне не печалиться, если опять война! Тот раз мы царство свое отстояли, а уж теперь как будет, не знаю.

А Иван-дурак опять вывел из конюшни захудалого коня и поехал к той луже, где лягушек стрелял. Когда царская дружина прошла мимо, Иван взял золотую уздечку, потряс ею. И прискакал к нему золотой конь:

Чего желаешь, пресветлый царь?

Желаю золотую одежду, золотую саблю и хочу все вражье войско разбить.

Сел Иван на коня, поднялись они в воздух, долетели до самой границы и перебили все вражье войско. На обратном пути встречают своих. Иван говорит:

Возвращайтесь домой, война окончена.

Царь его спрашивает:

Откуда ты, добрый молодец?

Я из Гусятина.

Пришпорил Иван золотого коня, прискакал к своей луже, переоделся и опять возится с лягушками. А дружина царская вернулась домой, отдыхает и радуется, что войне конец. Спрашивает дочь царя:

Батюшка, что нового?

Хороши новости! Отстояли мы свое царство. Помог нам славный золотой витязь. И этот сказал, что он из Гусятина. Где же город такой, никак не пойму!

А царь третьей державы собрал войско и тоже прислал письмо, что воевать хочет. Снова дочка спрашивает царя:

О чем вы, батюшка, кручинитесь?

Как мне веселым быть, если опять на войну идти! Два раза отстояли мы свое царство, а уж в третий — не знаю...

Пошла царевна в свой хлев и рассказала мужу новости. А Иван-дурак вывел из конюшни захудалого коня и поехал к своей луже, опять лягушек стреляет. Прошла царская дружина мимо, а Иван взял брильянтовую уздечку и потряс ею. Прискакал к нему брильянтовый конь:

Чего желаешь, пресветлый царь?

Желаю брильянтовую одежду, брильянтовую саблю и хочу разбить вражескую державу, а ее царя убить.

Разоделся Иван в брильянтовую одежду, вскочил на коня и полетел по воздуху до границы. Все вражье войско разбил и самого царя убил.

А Ивану только большой палец правой руки саблей поранили.

Повернул Иван брильянтового коня, едет домой, встречает своих.

Возвращайтесь, война окончена!

Царь вынул шелковый платочек, завязал встречному витязю пораненый палец и спрашивает:

Откуда ты, добрый молодец?

Я из Гусятина.

Пришпорил Иван брильянтового коня и прискакал к своей луже. Переоделся, опять лягушек стреляет. Царская дружина проходит мимо, все над дураком смеются. А когда царь с войском вернулся домой, большое веселье было.

Иван не пошел на царский пир. Лег в гусином хлеву на свою самодельную кровать и крепко уснул. Смотрит жена: на руке у него отцовский шелковый платочек. Обрадовалась, побежала к царю и спрашивает:

Что, батюшка, нового?

Хороши новости, доченька! Отстояли мы нашу державу. Врагов разбил славный витязь на брильянтовом коне и сам весь брильянтовый.

Царевна говорит:

Батюшка, а чего это у моего дурака рука вашим шелковым платочком перевязана?

Не может быть, дочка: твой дурак лягушек стрелял!

Пошел царь в гусиный хлев и сам увидел на руке Ивана свой платочек. Крикнул царь:

Зятек мой дорогой, вставай!

Встал Иван и спрашивает:

Чего тебе еще от меня надобно, пресветлый царь?

Ничего я от тебя, дорогой зятек, не требую. Только скажи, ради бога, почему три раза отвечал мне, что ты из Гусятина?

Разве то неправда? — говорит Иван. — Вы дали нам этот хлев, а в нем раньше гуси жили. Вот вам и Гусятин!

Вынул Иван из тайника свои три уздечки и потряс ими. Прискакали к нему три его диво-коня. Одел Иван по очереди серебряную, золотую и брильянтовую одежду, спрашивает:

Не такого ли витязя вы, пресветлый царь, встречали?

Забрал царь Ивана в свои палаты и отдал ему свою корону.