Леонид гайдай интересные факты. Леонид гайдай

    [ Умелые руки ]

    По свидетельству жены, когда у Гайдая на столе перегорала лампочка, он мог сказать:
    - Слушай, Нинок, сделай что-нибудь, там у тебя лампочка перегорела!
    Когда что-нибудь случалась с машиной, го­ворил:
    - Нинок, по-моему у тебя там что-то капает.
    - Где. что капает?
    - Ну не знаю, - отвечал он. - Я посмот­рел, а там внизу что-то мокрое.

    [ Умный пес ]

    У Гайдая была собака Рича - существо очень понятливое и умное. Хозяин научил ее многим штучкам.
    Она могла, например, приносить по команде тапочки и газету. Причем, из стопки газет брала только верхнюю. Если он посылал ее за га­зетой еще раз, Рича снова брала из стопки верхнюю.
    Гайдай частенько разыгрывал гостей, демонстрируя феноменальные способности своей собаки. Например, он заявлял, что собака его умеет читать, по крайней мере способна отличить газету «Советская Россия» от «Советской культуры», а «Советский спорт» от «Комсомолки»...
    Сидя с гостем в комнате, он говорил, к при­меру, так:
    - Вы знаете, в сегодняшней «Советской культуре», если я не ошибаюсь, статья про ме­ня. Эй, Рича, принеси-ка мне «Советскую культуру».
    Собака шла в спальню, брала из стопки верхнюю газету и приносила.
    - Нет, - говорил Гайдай, бегло просматри­вая газету. - Это не здесь. А принеси-ка мне, Рича, «Советскую Россию», - просил он, зная, что теперь сверху лежит именно эта газета.
    Собака шла в спальню и, к изумлению гос­тя, приносила названное хозяином издание. Но и здесь нужной статьи не оказывалось. И тогда Гайдай посылал собаку за «Комсомолкой». В конце концов собака приносила под­ряд все восемь газет, которые выписывал Гай­дай, а гость к этому времени уже полностью терял дар речи.

    [ Моргайте только почаще. ]

    На роль Балбеса в фильме «Пес Барбос и необычайный кросс» был утвержден Сергей Филиппов, но к началу съемок он находился на гастролях, а потому ассистенты стали подыски­вать других претендентов. Искали также и двух других актеров. Когда на студию пришел Юрий Никулин, Гайдай сказал: «Все, Балбес у нас есть. Не надо никаких проб».
    Что касается грима, то Гайдай сказал:
    - Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще.

    [ За луком ]

    Жена Гайдая Нина Гребешкова рассказы­вает один случай, который очень точно харак­теризует популярного режиссера. Однажды в Москве пропал из магазинов лук. И вот она ви­дит, что на улице торгуют луком с машины, но стоит огромная очередь. А Гайдай имел книжку инвалида войны. Жена бегом домой:
    - Леня, там гигантская очередь! Пожалуй­ста, сходи, купи хотя бы килограмм.
    Гайдай отправился за луком и пропал на не­сколько часов. Вернулся с килограммом лука. Оказывается, он все это время отстоял в очере­ди, поскольку стеснялся воспользоваться удос­товерением.
    - Почему всего один килограмм, ведь дава­ли по три? - спросила Гребешкова.
    - Но ты же велела один килограмм! - от­ветил Гайдай...

    [ Придумки ]

    Многие придумки Гайдая были выброшены в корзину, во-первых, по соображениям цен­зурным, а во-вторых, ради ритма, ради цельно­сти произведения.
    К примеру, «Пес Барбос и необычайный кросс» должен был начинаться так: к высокому сплошному забору подбегает Балбес, пишет ме­лом громадную букву «X», затем к нему присо­единяется Бывалый, выхватывает из рук Балбеса мел и пишет следующую букву «У» и переда­ет мел Трусу. В этот миг слышится трель мили­цейского свистка. Трус быстренько дописывает мелкими буквами «дожественный фильм», и тройка срывается с места.
    Но, посовещавшись, решили, что такое нача­ло сочтут пошлым, и благоразумно отказались от него.
    Был также выброшен эпизод, когда, убегая от собаки с динамитом, тройка несется мимо бабушки, которая сидит на опушке и держит корзину яиц. Все трое перескакивают через эту корзину, а затем Никулин, как бы одумавшись, возвращается и, подпрыгнув, попадает точнехонько в корзину. Сцена в общем-то соответствовала стилистике фильма, но было непонятно, что делала старушка с корзиной яиц на опушке леса.
    В фильме «Бриллиантовая рука» Нонна Мор­дюкова, обращаясь к жене Семена Семеновича Горбункова, произносила такую фразу: «Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж ходит в си­нагогу», но фразу эту Гайдай убрал, опасаясь обвинения в антисемитизме.

30 января известному советскому кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнился бы 91 год. Он вошел в историю отечественного кинематографа как создатель искрометных комедий, многие из которых стали классикой жанра. В день рождения именитого режиссера портал «7Дней.ru» решил вспомнить интересные факты о наиболее любимых зрителями фильмах Гайдая.

В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.

Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин , Евгений Петросян, Сергей Никоненко , Евгений Жариков , Александр Збруев и Андрей Миронов . Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.

На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой.

Молодая актриса рассердилась на его замечание и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно. Новелла «Наваждение» заставила режиссера и операторов идти на ухищрения, чтобы Селезнева, исполнявшая роль Лиды, не казалась выше Александра Демьяненко - студента Шурика. А ведь разница в их росте была 10 сантиметров. Зрители ее так и не заметили.

Фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» оказался лидером проката в 1965 году. Зрительская любовь к нему не остыла и сейчас. Поэтому одним из главных героев фильма, Шурику и Лиде, установили памятники сразу в двух городах - Москве и Краснодаре.

Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте.

Идеей новой комедии режиссер поделился с Юрием Никулиным, которого хотел видеть в одной из главных ролей. Однако артист посчитал затею глупой, ведь в советское время невест не воровали. Чтобы получить его согласие, Гайдай согласился на совместную с Никулиным работу по улучшению сценария.

Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ».

February 1st, 2017

Человек, чье творчество не воспринимали всерьез коллеги и критики, пережил в народной любви их всех. Интересные факты из работы и жизни.

Он родился в Сибири

Место рождения Леонида Гайдая - городок Свободный Амурской губернии, где сейчас стоит ему памятник. Он появился на свет в 1923 году третьим ребенком в семье железнодорожного служащего родом с Полтавщины Иова Исидоровича Гайдая (1886-1965) и домохозяйки Марии Ивановны (в девичестве - Любимовой), происходившей с Рязанщины. У младшего из трех детей Леонида Иовича был старший на четыре года брат Александр, ставший журналистом и поэтом (умер в 1994 году), и старшая на два года сестра Августа. В год рождения третьего ребенка семья переехала в Читу, а потом - в железнодорожный посёлок Глазково (Иркутск).


Но какие ветры занесли в сибирскую глушь отца будущего режиссера, родившегося на хуторе Ореховщина что на Полтавщине? В суровых краях он отбывал наказание за грабеж. Считается, что отец Леонида Гайдая в молодости попал в тюрьму, взяв на себя чужую вину.

Не на скрипку, так в Красную Армию

С детства Леонид Гайдай проявлял музыкальные таланты и больше всего мечтал о скрипке. Чтобы не разорять семью на ее покупку, инструмент Гайдай-младший смастерил сам и отправился с ним на вступительный экзамен в музучилище. То ли самодельная скрипка преподавателей не впечатлила, то ли способности абитуриента, но учиться музыке Гайдаю было не суждено.

Иркутскую железнодорожную школу № 42 будущий режиссер окончил за четыре дня до трагедии - 18 июня 1941 года. Наутро после объявления войны он пошёл в военкомат добровольцем, но в армию не был взят из-за возраста. На службу его призвали осенью 1941 года. После Монголии Гайдая направили в разведку на Калининском фронте. Медаль «За боевые заслуги» Леонид Иович получил 14 декабря 1942 года за бой в деревне Енкино. Приказом по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии к награде был представлен участник подавления огневой точки врага, уничтожения противника и захвата пленных. Но вскоре Гайдай подорвался на противопехотной мине и после тяжелого ранения ноги в июне 1943-го полгода лечился в эвакогоспитале в Иваново. К дальнейшей службе солдата признали непригодным.

С войны - на сцену

Первой записью в трудовой книжке Леонида Гайдая стал Иркутский драмтеатр, куда он устроился рабочим сцены. В эвакуации на этой базе работал Московский театр сатиры, который и задал Гайдаю вектор на комедию. При Иркутском драмтеатре была театральная студия - ее Леонид и окончил в 1947 году, переквалифицировавшись из осветителя в актеры. А в 1949 году он поступил на режиссёрский факультет ВГИК (мастерская Григория Александрова), где встретил свою «половинку», актрису Нину Гребешкову, с которой прожил сорок лет.

После окончания вуза Леонид Иович работал режиссёром на киностудии «Мосфильм». Первой режиссерской работой Гайдая в 1956 году стала картина по рассказам В. Короленко «Долгий путь» (совместно с В. Невзоровым). А через два года вышла комедия режиссера «Жених с того света». Первый сатирический опыт едва не стоил Гайдаю карьеры. Пройдя редактуру, фильм сократился вдвое... Следующую ленту режиссер сделал идеологически выверенной, но потом старался о ней не вспоминать («Трижды воскресший», 1960).

Лучше не бывает

Первыми «народными комедиями» стали короткометражки 1961 года с Трусом, Балбесом и Бывалым. Настоящую известность Гайдаю принесли веселые истории с Юрием Никулиным, Георгием Вициным и Владимиром Моргуновым «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Следующий фильм «Деловые люди» по мотивам новелл О. Генри не смог повторить эту популярность, и после трехлетнего перерыва режиссер вернулся к героям, принесшим ему успех.

Три комедии подряд стали «золотыми» не только в творческой биографии Леонида Гайдая, но и в советском кинематографе. Кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» стали лидерами проката 1965, 1966 и 1968 годов. А через 30 лет «Бриллиантовая рука» по результатам опроса телезрителей была признана лучшей отечественной комедией века.

Авторский почерк режиссера был в том, что он всегда прикладывал руку к сценариям, выступая полноправным соавтором Я. Костюковского и М. Слободского, К. Бровина и В. Бахнова, Р. Фурмана и А. Инина. Детали и сюжеты он высматривал в хранившихся на чердаке журналах, перебирать которые имел привычку в отпуске на даче.

Из собственной жизни

Образ главного героя своих лучших комедий Леонид Гайдай сочинял с себя. Шурик, по словам наблюдавшей процесс жены режиссера Нины Гребешковой - точная копия мужа. Походка, жесты и очки - всё от Леонида Иовича, который в жизни тоже был добрым и немного нелепым, о чем, конечно, хорошо знал. Его бытовая неловкость была в семье притчей во языцех: за что бы «хозяин» в доме не взялся, всё валилось из рук и получалось наперекосяк. Ремонтом и забиванием гвоздей занималась супруга, потому что в быту этот человек был таким же беспомощным, как и вызывавший симпатии своей неуклюжестью умница Шурик.

Гайдай подарил своим героям и фильмам не одну находку из собственной жизни. Например, в 1942 году он служил в Монголии - в части, где готовили лошадей для фронта. Когда туда приехал офицер за добровольцами на фронт, то спросил у строя, кто желает в артиллерию, кавалерию, разведку и флот. На все вопросы Гайдай отвечал первым: «Я!». «Да подождите вы, - сделал ему замечание военком, - дайте огласить весь список». В немного измененном виде эта сцена появилась впоследствии в фильме «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».

О премиях и принципах

Режиссер поощрял остроумные находки и со стороны актеров, премируя их за каждую удачную придумку двумя бутылками шампанского, которое сам, кстати, не пил. Например, исполнитель роли Бунши и Ивана Грозного Юрий Яковлев гордился тем, что получил от Гайдая «премию» за сандалии, выглядывающие из-под царского одеяния его героя, а также за повязку на щеке, которую предложил повязать в том же эпизоде.

Щедрее всех Гайдай «премировал» своего фаворита Юрия Никулина: например, за остроты в «Кавказской пленнице» актер заработал двадцать четыре бутылки, в то время как напарник по «тройке» Георгий Вицин - одну. Владимиру Моргунову, по его словам, перепало восемнадцать бутылок, что не спасло его от дальнейшей размолвки с режиссером.

«Гайдаевская тройка» приказала долго жить после того, как Моргунов забыл, кто на площадке главный. «Зазвездившись», артист как-то заявился на просмотр материала в подпитии, в сопровождении девиц, и стал хамить режиссеру. Перебранка не затянулась - Гайдай быстро указал компании на дверь, а съемку «Кавказской пленницы» заканчивал без Моргунова, заменив его в некоторых сценах дублером.

Из-за недисциплинированности не стал режиссер церемониться даже с Владимиром Высоцким, утвержденным на роль Остапа Бендера. Любимый артист подвел Гайдая тем, что накануне съемок запил. Шанса исправиться режиссер актеру не дал: Высоцкого он пообещал больше не беспокоить и слово свое сдержал.

На пользу делу

Гайдай не имел привычки раболепствовать перед артистами и поступал с отснятым материалом так, как считал нужным. Например, он своих героев переозвучивал или заменял их части тела чужими. Известно, что главная героиня в «Кавказской пленнице» говорит голосом Надежды Румянцевой, а не исполнительницы роли Натальи Варлей, а Светлану Светличную в «Бриллиантовой руке» озвучивает Зоя Толбузина. В той же картине со словами «Черт побери!» на асфальт падает не Юрий Никулин, а Леонид Каневский - именно его ноги наиболее правдоподобно поскользнулись на арбузной корке. А в комедии «12 стульев» в драке отца Федора и Кисы Воробьянинова сняты ноги самого Леонида Гайдая, оказавшиеся самыми длинными на съемочной площадке.

Гайдай часто снимался в своих фильмах. Обычно это были эпизоды, а в «12 стульях» режиссёр сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова, на роль которого не нашлось подходящего артиста.

Для пользы дела Леонид Иович умел проявить режиссерскую хитрость, благодаря которой ему удавалось обмануть цензуру. В «Бриллиантовой руке», например, его уловка с ядерным взрывом в финале картины спасла не один крамольный эпизод, который могли вырезать. «Всё согласен убрать, кроме этого ядерного гриба!», - сказал режиссер комиссии. В итоге чиновники Госкино пошли на компромисс: пусть останутся пьяницы и проститутки как меньшее зло, лишь бы без взрыва.

Когда работают талисманы

Леонид Гайдай не скрывал своих профессиональных суеверий и откладывал съемку, если ей предшествовала плохая примета. Например, перед началом работы полагалось разбить на «удачу» тарелку. Когда она однажды не разбилась, снимать режиссер не стал.

А своих знаменитых черных кошек он снимал в своих лучших фильмах в уверенности, что это его счастливый талисман. В «Бриллиантовой руке», например, на «счастье» снималось девять котов.

Но в поздних картинах режиссера талисманы не сработали. В 70-х годах Леонид Гайдай экранизировал произведения И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко и Н. Гоголя, в 80-х снял сатирические короткометражки для киножурнала «Фитиль» и несколько новых картин, но фильмы 80-х годов «Спортлото-82» и «За спичками» были менее удачными, чем шедевры 70-х. А картины времен перестройки «Частный детектив, или Операция „Кооперация“», «Опасно для жизни!» и «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» вообще мало кому понравились. Для зрителя режиссер остался непревзойденным в своем раннем творчестве - видимо, худсоветы для творчества не были лишними.

Народный артист

Из жизни Леонид Гайдай уходил тяжело: открылась фронтовая рана на ноге, дала о себе знать и эмфизема легких. После воспаления легких 70-летний режиссер уже не оправился: 19 ноября 1993 года Леонид Иович скончался от закупорки легочной артерии. Похоронили Народного артиста России и СССР на Кунцевском кладбище в Москве.

Память о режиссере увековечена на доме в Москве, где он жил - на первом корпусе по адресу Черняховского, 5 сегодня есть мемориальная доска. Памятная доска установлена также на здании школы в Иваново, где во время войны размещался госпиталь, в котором после ранения восстанавливался Леонид Гайдай.


Имя режиссёра носит площадь на территории «Мосфильма», улица в микрорайоне Левашово в Кургане и два кинотеатра - в Иркутске и в его родном городе Свободном, где ему поставлены памятники. Есть памятник и героям его фильмов - в Перми местный скульптор увековечил Труса, Балбеса и Бывалого.

В 2008 году был снят документальный фильм «Операция «Ы» и другие приключения Леонида Гайдая», в котором о режиссере рассказали Яков Костюковский, Максим Никулин, Нина Гребешкова, Оксана Гайдай, Виктория Островская, Нина Маслова, Михаил Кокшенов, Дмитрий Харатьян, Светлана Светличная, Наталья Селезнёва, Наталья Варлей, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Владимир Этуш и Наталья Крачковская.

Фильмография

Год Фильм Режиссёр Сценарист Актёр Роль

1955Ляна Алёша

1956Долгий путь

1958Ветер Науменко

1958Жених с того света (короткометражный)

1960Трижды воскресшийизобретатель

1961В пути (короткометражный) Толя

1961Пёс Барбос и необычный кросс (короткометражный)

1961Самогонщики (короткометражный)

1962Деловые люди

1965Операция «Ы» и другие приключения Шурика

1966Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

1968Бриллиантовая рукапьяница в подворотне

197112 стульев архивариус Варфоломей Коробейников

1973Иван Васильевич меняет профессию

1975Не может быть!

1977Инкогнито из Петербурга

1977Риск — благородное делорежиссёр на съёмках фильма

1978По улицам комод водилиХудожественный руководитель

1980За спичками

1982Спортлото-82

1985Опасно для жизни!

1989Частный детектив, или Операция «Кооперация»

1992На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди

Сумасшедший игрок в казино

Сюжеты для киножурнала «Фитиль»

1981 — Фамильная драгоценность

1983 — Метаморфоза

1983 — Атавизм

1986 — За свой счёт

1986 — Неожиданное открытие

1986 — Приспособился

1986 — Сюрприз

1986 — Ограбление по…

1987 — Картинка с выставки

1987 — Деловые игры

1987 — Горько

1987 — Пальцем в небо

1988 — Неуловимый мститель

Recent Posts from This Journal


  • Портретные фотографии красивых девушек от Ивана Ковалева

    Ковалев Иван - профессиональный фотограф из Костромы. ©


  • Александр Колпакиди: Сурков - "волшебник" Изумрудного города

    Историк и публицист Александр Колпакиди разбирает статью Владислава Суркова под названием "Долгое государство Путина". На сколько адекватны…

На этих фильмах выросли многие, так давайте теперь заглянем в историю их создания. Интересные факты о пяти самых популярных комедиях Гайдая, — предлагает сайт byaki.net

"Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

В 1965 году в прокат вышла комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение "в верхах". Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.

Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.

На "Мосфильме" любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда "Мотор!", поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно.

"Кавказская пленница"

Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте.
Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств "Кавказская пленница" "пошла в народ". Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой "А в соседнем районе жених украл члена партии!". Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.

"Бриллиантовая рука"

Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В "Правде" режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в "Кавказской пленнице", Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей "утки" стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника "Москвича", летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.

"12 стульев"


В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая - комедию "12 стульев". Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю.
О фильме "12 стульев" известен тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей - в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.

"Иван Васильевич меняет профессию"

1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию "Иван Васильевич меняет профессию". Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как "Москва, Кремль". В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.

У автора знаменитых комедий, человека, благодаря которому появились на экранах Шурик, товарищ Саахов, Трус, Балбес и Бывалый, а заодно и Иван Васильевич, который меняет профессию - день рождения. Пусть и не юбилей, не круглая дата - 93 года. И самого Леонида Гайдая давно нет с нами. Но его ленты, которые смотрят и старики, и школьники, по-прежнему интересны и любимы . Мы собрали малоизвестные, но очень занятные факты из биографии великого режиссера.

Факт первый. Леонид Гайдай и «проба пера»

А говорить об этом случае без смеха невозможно. 1937 год, Иркутск . В детстве Леня Гайдай, как и его брат, пробовал перо. Но вот беда. Девятиклассник Саша Гайдай, старший брат и известный в будущем журналист, публикует в «Пионерской правде» стихотворение. Леня Гайдай, младший брат, тоже рассчитывает на будущую славу (и небезосновательно). Поэтому переписывает вирши от руки и относит в местную газету. Там находят строки небездарными и публикуют. Гордый Леня Гайдай хвастается брату. Занавес...

Факт второй. Первая роль в Театре Сатиры - открывать занавес и бегать за водкой

Ирония судьбы это или нет, но первая роль в театре у Леонида Гайдая, хотя и мельком, но связана с сатирой, которая станет его призванием. Гайдаю 17 лет, 1941 год, он выпускник школы. Только что началась война. И перед призывом он устраивается рабочим сцены в иркутский областной драмтеатр. Вскоре в город эвакуируют московский театр Сатиры. Леонид ставит декорации, открывает и закрывает занавес, знакомится со знаменитостями, бегает для них за водкой в монопольку. Вскоре знает все роли наизусть. Нет, все-таки это была судьба.

Факт третий. С ним шли в разведку

В 1942 году Леонид Гайдай попадает на фронт. Сначала в Монголию , а вскоре его перевели на Калининский фронт в пешую разведку. Как выяснилось совсем недавно, во время войны он совершил подвиг. Тому есть и документальное подтверждение. В Приказе № 069 по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии говорится так: «Красноармеец пешей разведки Гайдай Леонид Иванович (отчество Иович было непривычным, но остальные данные совпадают. – Прим. авт.) за то, что боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трех немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного, награждается медалью «За боев ые заслуги». В одном из боев Гайдай подорвался на противопехотной мине. Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид ее «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана терзала до последних дней жизни.


Факт четвертый. “Пес Барбос и необычайный кросс” появился на основе газетного фельетона.

Талант - он кто? Талант - он видит в обычном - необычное, в сто раз виденном - новое. Так и Гайдай. Иркутск. Именно здесь, на чердаке отчего дома, он наткнулся на старую подшивку “Правды” с фельетоном Степана Олейника и под его впечатлением написал сценарий короткометражки “Пес Барбос и необычайный кросс”. Отстуканные одним пальцем на старенькой машинке листы “Барбоса” домочадцы восприняли критически: ну и что смешного в том, что по лесу три мужика бегают от собаки? Они и представить не могли, какая эксцентрика, какие сцены уже рождаются в воображении Гайдая-младшего. По сути, на чердаке появились на свет Балбес, Трус и Бывалый – легендарная тройка российского кино.

Факт пятый. Веселые истории - дело серьезное

Требуют подготовки. Правду говорят о том, что авторы комедий - люди отнюдь не легкомысленные! Вот доказательства. Для работы над эпизодом драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:

Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.

Нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Играет похоронная музыка. Балбес опечален. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую тот спрятал за пазуху. Бутылка разбилась, красное вино разлилось...

В ходе погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было отыграно восемь вариантов. Победил один. Никулин сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули... Первые зрители - это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино- хохотали.

И третья история. В новелле "Наваждение" в сцене, когда Шурик и Лида , обалдевшие от экзаменов, идут вместе, читая учебник, режиссер добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой движется парочка, удивленно смотрит ей вслед. Смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: "Снимай!" - а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!


В Иркутске Гайдай и Егунов прокутили гонорар за "Кавказскую пленницу".

Факт шестой. Деньги - сор, кайф - в работе

Когда в 1966-м в прокат вышла «Кавказская пленница», он получил за нее гонорар 600 рублей. И приехал в Иркутск.

 Это были огромные деньги, и мы их попросту растранжирили, - с улыбкой вспоминал артист Виктор Егунов. – Я зарплату получал 69 рублей. Он ночевал у меня, мы с ним беспробудно пили. Трепались обо всем. С Егуновым Гайдай учился в театральной студии, потом не раз встречались в Москве . Как вспоминал актер драмтеатра, Леонид Ивович «остроумный, смешной, много анекдотов рассказывал. Но внешне производил впечатление смурного. Никто бы не сказал, что он артист».

Леонид Гайдай не умел экономить. В «Иване Васильевиче» - в сцене «банкета» - он решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл все натуральное. Без проблем была куплена только икра заморская - баклажанная. Когда сцену сняли, обнаружили, что вместе с икрой и осетрами по оплошности засняли бутылку боржоми . Надо переснимать и все покупать снова.

Факт седьмой. 8451 Gaidai

Это не цифры пароля. А нечто другое. Совершенно нет данных, как режиссер Леонид Гайдай относился к тому, что его имя носит целая планета. Правда, малая планета. И ее видели разве что астрономы. Наверное, с юмором. И то - если вообще знал о ее существовании. Тем не менее планета 8451 Гайдай открыта 11 сентября 1977 года астрономом Н. С. Черных и названа в честь любимого кинорежиссера.


Факт восьмой. Борьба с цензурой и принцип разведчика

Помните Штирлица ? Главный разведчик советского кино справедливо считал -запоминается последнее. Этим же маневром пользовался в реальной жизни режиссер Леонид Гайдай, обходя цензуру.

После своего первого фильма «Жених с того света», он было заработал клеймо антисоветчика. И Гайдай, с подсказки Пырьева , научился маневрировать и торговаться: когда ему «выкатили» сорок поправок к «Бриллиантовой руке», он приделал в конце фильма ядерный взрыв, и в итоге вырезали только его.

«Я требую продолжения банкета!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко!»... Почти все знаменитые фразочки, которые потом стали крылатыми, Гайдай подслушал на улице или у друзей. В его комедиях нет ни одного случайного слова. Даже иностранная тарабарщина в «Бриллиантовой руке» - это не просто набор звуков. Ночью перед съемками Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» - «От глупой вонючки и слышу!» Никулина озарило: вонючка - это скунс, а все вместе - крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, - спрашивает Никулин, - мордюк?» - «А я вчера с Мордюковой поругался».

Факт девятый. 22 Остапа

На роль Остапа-Сулеймана -Берта-Марии Бендер -бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий , Алексей Баталов, Олег Борисов , Валентин Гафт , Евгений Евстигнеев , Андрей Миронов , Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт , Михаил Козаков , Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили . Гайдай срочно пригласил его на пробы и сразу же принял. В «Госкино » возмутились:


Факт десятый. А за мышей ответишь!

Творческие люди обидчивы. Вот что рассказывал "КП " москвич Владимир Цукерман , который знает про Труса, Балбеса и Бывалого буквально все.

В «Кавказской пленнице» тяжело давались сцены погони. Гайдай нервничал: «Не смешно!» Обстановка накаленная. В час ночи всегда шел просмотр снятого за день материала, на который никого не пускали, даже жен - там как раз отдыхали жены Вицина и Никулина. А Моргунов пришел туда с девушкой.

И в этой нервной обстановке сказал: «Гайдай, ты мышей не ловишь!» Тот проглотил. За него вступился директор картины: «Посторонние должны покинуть помещение!» Моргунов - девушке: «Сиди, сиди, это к тебе не относится». «Прошу очистить помещение!» - повторил директор. Моргунов держит девушку. Тогда директор сказал: «Просмотр отменяется, а с вами это наш последний фильм». Гайдай обиделся за мышей. Многие пытались позже их помирить, тот же Бондарчук , которого Бывалый привел в искусство. Но Гайдай был непреклонен. И только спустя 27 лет, когда на открытии Музея трех актеров я специально посадил их рядом, они помирились.

x HTML-код

Самые смешные фрагменты из фильмов Леонида Гайдая. 30 января знаменитому режиссеру исполняется 90 лет