О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени

Необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Сюжет романа

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

Из записной книжки Анны Ахматовой

Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».

Начало создания романа

Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).

Реальные прототипы главного героя

В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.



Вторая версия гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.

Жанр произведения

При создании «Дубровского» Пушкин обращается к популярному в то время жанру разбойничьего или авантюрного романа. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Благородный разбойник, вызывающий сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Заключение

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей.



Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, - все это нашло свое место в «Дубровском».

Александр Сергеевич Пушкин, величайший поэт и писатель. Его произведения бесценны и неповторимы. В романе «Дубровский» блестяще описан не только быт и жизнь людей того времени, но и взаимоотношения между различными слоями общества, их социальные отрывы друг от друга. Не зря это произведение входит в обязательный курс литературного изучения в 6 классе школьной программы.

История создания романа «Дубровский»

В основе произведения лежат жизни и судьбы реальных людей:

  • Одним из таковых стал Островский. Он был небогатым белорусским дворянином, имевший судебный процесс с соседом из-за земли. В результате тяжбы, Островский лишился своего имения. В результате чего, Островский занялся грабежом и впоследствии попал в тюрьму. Вот такую историю сообщил писателю его друг П. В. Нащекин.
  • А также Пушкину было известно еще одна не менее трагичная история одного человека. Поручик Муратов, владел имением Новоспасским, состоявшим из 186 крепостных душ. В 1759 году, имение было продано отцу Муратова, но в 1790 году, в результате пожара, документы подтверждающих право владения на имение сгорели. Поэтому новый владелец не смог доказать в суде, что была сделка по продаже имения, поэтому право собственности отошло предыдущему владельцу. В этом деле судебные чиновники не стали поднимать архивы уездного суда, в котором были доказательства на право владения имением поручиком Муратовым. Копия выписка из судебного дела легла в рукопись романа.

Эти сообщения из истории живых людей, которыми был так впечатлен Пушкин. После писательской переработки получилось целое произведение. К созданию «Дубровского» Пушкин приступил 21 октября 1832, а последняя глава датирована 6 февралем 1833 годом. К сожалению, книга так и не была закончена и не подготовлена для издания. Сама же книга не получила название от автора, ведь в оглавлении оригинала рукописи стояла только дата его начала, а название прозе дали его издатели. Впервые роман был напечатан в 1841 году после смерти Пушкина. Первое издание было подвергнуто жесткой цензуре, многое было вырезано и не допущено к изданию.

Краткий обзор произведения

В основу романа заложен конфликт социального неравенства . С одной стороны состоятельный, богатый помещик Кирила Петрович Троекуров, весьма своенравный человек по характеру, привыкший к жестокому обращению с людьми и к тому, что все окружающие ему угождают. С другой стороны, небогатый помещик Дубровский (отец героя), которых связывает давняя дружба по службе. По отношению к Троекурову, Дубровский держится независимо и гордо. Именно их сходный характер, стал основой их дружбы и этот же характер сделал их врагами.

Однажды происходит ссора на псарне между друзьями из-за случая с одним из крепостных, который весьма дерзко подметил финансовое благополучие Дубровского. Начало будущей вражды положена, отныне бывшие друзья превращаются в непримиримых врагов.

Троекуров подает иск в губернский суд , использует свое влияние и деньги, в итоге он выигрывает дело и забирает имение Дубровского - Кистеневку. Во время суда отец Дубровского сходит с ума, поэтому сын вынужден бросить учебу в Петербурге и вернуться к тяжелобольному отцу.

После его смерти, Владимир поджигает имение вместе с судебными чиновниками и уходит на путь разбойника. Его дерзким налетам и грабежам подвергаются местные помещики, все, кроме Троекурова. Власти губернии предпринимают попытки уничтожить разбойников, но у них ничего не выходит. Дубровский распускает свою банду и отправляется за границу. На этом заканчивается повесть. Хотя некоторые исследователи считают, что в возможном пушкинском замысле дальнейшего продолжения рассказа, Дубровский возвращается в Россию для встречи с Машей, дочерью Троекурова, которая была отдана замуж за старого князя Верейского, но на него поступит донос о его старых разбойничьих делах.

Образ главного героя

В начале повествования, главный герой под стать своему врагу: он также беззаботен, легкомысленный и чрезмерно горд. С легкостью тратит деньги своего отца, его не интересует жизнь простых крестьян. После смерти отца, Дубровский начинает понимать и ценить жизнь других людей. К нему приходит понимание об ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, которые его окружают. Несмотря на то, что главный герой перешел за черту закона, избрал путь «злодея», он не теряет вновь приобретенные качества, остается мужественным, честным и человеком способным на высокое чувство - любовь.

Критика

Многие критикуют «Дубровского» за «копию» уже вышедших за границей произведений с похожей тематикой, за создание «русского Робин Гуда», мол это попытка легкого заработка денег на столь актуальной теме, как отозвалась А. Ахматова. Несмотря на это, другие критики оценили в романе высокую достоверность помещичьего быта тогдашней России, подробное описание героев повествования.

Заключение

Пушкин в своем произведении талантливо раскрыл, что происходит:

  • когда у одних людей есть большие деньги и связи, неограниченные простыми нормами человеческой морали;
  • если процветает алчность и жажда наживы чиновников.
  • когда нет возможности добиться справедливости законными путями.

Видео

Из этого видео вы можете узнать о том, как создавался роман "Дубровский".

"Вообще считается, что у Пушкина нет неудач.
И всё-таки «Дубровский» - неудача Пушкина.
И слава Богу, что он его не закончил.
Это было желание заработать много, много денег,
чтобы о них больше не думать.
Это, в противуположность «Пиковой даме»,
вещь без Тайны. А он не мог без Тайны.
Она, одна она, влекла его неудержимо.
«Дубровский», оконченный, по тому времени,
был бы великолепное чтиво.
..Там есть всё, - но нет тайнописи «Пиковой дамы»".
(Анна Ахматова)

Роман «Дубровский» когда-то называли повестью и изучали в школе. Считалось так: "Дубровский" - произведение бунтарское по сути. В нем Пушкин призывает к революции.

Отставной генерал Троекуров живет в имении Покровское. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес».
Нет предела грубым выходкам Троекурова. Никто не пытается его остановить. Бесполезно и опасно. Напротив: «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при одном его имени».
Гости - соседи Троекурова разделяют его шумные и буйные увеселения. И только бедный сосед Андрей Дубровский выпадает из общего потока. Он «прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина».
Это нонсенс. Соседи приходят в недоумение, по каким таким причинам своевольный Троекуров прощает Дубровскому все подряд. Нам же, читателям, известно только, что отставной генерал и Дубровский - старые знакомые, когда – то вместе служили.
И вот однажды Дубровскому нанесли оскорбление. Причем, обидел не дворянин, а псарь, дворовый человек Троекурова.

Надо бы стерпеть Дубровскому, смириться, так уж повелось, но старик мириться не захотел, а потребовал выдачи и наказания обидчика.
Троекуров был даже рад. Поделом ему, Дубровскому! Наконец-то осадили чересчур смелого друга. Но Дубровский по-прежнему ценен Троекурову и настроение барина меняется.
Хорошо бы вернуть прежние отношения. Генерал предлагает мировую и, кажется, готов снова терпеть выходки старого друга.
Однако Андрей Дубровский непреклонен. Он снова забыл о реальном положении вещей. Ничего не поделаешь, такое упрямство - примета старости.
И тогда злобный характер Троекурова раскрывается во всей полноте.
- Дубровских надо уничтожить как племя. Чтобы духу от них не осталось.
Продажные чиновники ищут поводы и находят их. Происходит неправый суд.
Бывший гвардейский офицер Андрей Дубровский теряет имение и становится нищим. Здоровье его подорвано.
К умирающему отцу из столицы приезжает сын Владимир. Полный сил офицер горит желанием отомстить. Крестьяне имения Дубровских поддерживают молодого барина. Устроили так, что судебные исполнители, те, кто прибыли отбирать имение, сгорают заживо, а в лесах появляется шайка разбойников. По всей округе начинаются грабежи богатых помещиков.
Не стоит сомневаться, что скоро очередь дойдет до Троекурова. Однако благородная месть состояться не может. У Троекурова есть дочь, юная красавица Маша. Сердцу не прикажешь, молодой Дубровский оказывается влюблен в дочь своего врага.
Маша отвечает взаимностью. Происходит ряд любопытных событий и нам уже кажется, что молодой Дубровский и Маша, наконец, соединят свои судьбы. Для того и пишут романы, что бы у них был счастливый конец.
Но на пути их счастья всякий раз возникают помехи. Тайна молодых раскрыта. Машу хотят насильно выдать замуж за немолодого князя Верейского.
Законы жанра требуют этому помешать, но как-то неудачно действует Дубровский. Венчание Маши и князя Верейского все-таки происходит.
Действие этого романа идет наперекор надеждам читателя.
Положение не спасает и то, что Владимир Дубровский отбивает Машу у князя Верейского. Им можно скрыться, можно устроить развод, но Маша отказывает Дубровскому.
Дальнейшая борьба теряет всякий смысл и дворянин - разбойник покидает родные края.
Таково краткое содержание.

Анна Андреевна Ахматова не подвергает роман детальному изучению. Она разочарована, только и всего. Это верно. Не назовешь роман "Дубровский" слишком увлекательным.
И надо-ли строго оценивать роман, если он писался для заработка?
Пушкин хотел заработать, но с задачей не справился. Но, как всегда, к написанному относился критично, о недостатках знал и потому не отдал роман в печать.
Ахматова как будто рада, что роман не был напечатан при жизни Пушкина. Это как-то оправдывает недостатки рукописи.
Однако Виссарион Белинский, прочитав "Дубровского" пришел в восторг. И назвал роман Пушкина произведением высочайшего качества.
Замечания он сделал позднее.
Последующие знатоки вели себя по-разному. Одни строили придирки к отдельным деталям и несоответствиям, другие, уважая гений Пушкина, не особенно вдавались в критику.

Однако стоит поразмышлять.

Итак. Служили два товарища и оба вышли в отставку.
Генерал – аншеф Кирилла Петрович Троекуров. Это высшее генеральское звание, устаревшее. К 1832 году, к началу написания романа, такое звание в русской армии уже не присваивали.
Что касается современной армии, генерал-аншеф соответствовал бы званию генерала армии, далее следует маршал.
Бедный сосед его Дубровский, по выходу в отставку был гвардейским поручиком. По-современному - это капитан.
Поскольку нас интересуют эти двое, сразу приходит мысль о социальной лестнице. Оба находятся на противоположных концах её. Дистанцию можно бы и уменьшить. Но надо верить тому, что написано.
Пушкин, преследуя какую-то, одному ему понятную цель, именно так установил воинские звания героев романа.

Отметим, что дружба капитана и генерала армии - нонсенс. Дружат равные. У капитанов – друзья капитаны, у генералов - друзья генералы.
Обоюдная дружба представителей разного общественного слоя, как минимум, недолговечна и в чистом виде не встречается.
Генерал может оказывать покровительство, и называть дружбой. А капитан может получать от этого выгоды и называть дружбой свое неравное положение.
Однако если капитан человек неглупый, то должен прислушаться к житейской мудрости. А она советует держаться подальше от начальства и покровителя. На всякий случай.
«Избави нас Бог от барских милостей», - так, кажется, говорил Грибоедов.
Старый Дубровский, должно быть, понимает это, но поместья их находятся рядом, а тут ещё старые связи. Хочешь – не хочешь, приходится дружить. Заметим, Пушкин дает понять, что Андрей Дубровский не очень - то ценит дружбу с Троекуровым.
Сколько продолжалась их дружба – доподлинно неизвестно, но Троекуров был искренне расположен к старому другу. Магнат запросто навещал бедный дом старого Дубровского.
Кирилла Петрович был готов женить малолетнего Володьку Дубровского на своей дочке Машеньке. Правда, это только слова, но каков порыв!
Старый Дубровский вполне резонно и вежливо от такой перспективы отказывается. Он иллюзий не строит.

Несомненно, хорошее отношение генерал-аншефа – следствие каких-то прошлых заслуг Дубровского. Поскольку оба люди военные, объяснение кажется простым.
Андрей Дубровский, с его прямым и твердым характером, конечно же совершил военный подвиг. Однако награда его обошла. Так бывает. Он, должно быть, не дождался повышения по службе и ушел в отставку.
Несомненно, Дубровский совершил что - то значительное.
Возможно, Андрей Дубровский обеспечил успех боевой операции, в которой участвовал генерал Троекуров, его командир. Троекуров помнит заслуги старого друга и выделяет его среди соседей - помещиков.
Возникает вопрос:
- На какой войне воевали, в каких боях принимали участие?
В романе ответа нет.
Младший Дубровский находит письма отца из турецкого похода. Но в них ни слова нет о Троекурове. Как нет упоминаний о сражениях и походах в которых участвовал сам Андрей Дубровский.
Казалось бы, Пушкин мог расшифровать. Война ему знакома. Три года назад Пушкин побывал в Курдистане, на русско-турецкой войне.
Конечно, поэта к серьёзным боям не допускали. Пушкина берегли. Но характер у него общительный, а старых и новых знакомых - хоть отбавляй. С ним делились рассказами о боевых эпизодах.
Что же касается стратегической обстановки, Пушкин тоже был в курсе. Он был желанный гость на обедах у Ивана Паскевича, командующего армией. И за столом, высшие командиры рассуждали о ходе компании.
Таким образом, Пушкин был свидетель и участник, недостатка в информации у него не было.
И почему бы классику, пишущему роман о двух русских офицерах, не показать их давнее или недавнее военное прошлое.
Военные события могли придать остроты. А война без всякой фальши сделала бы роман по-Пушкински реалистичным.
Но почему-то Пушкин не показывает ни войну, ни военных приключений. Не считает нужным.
Может быть, решил не отвлекаться, а стремится сообщить другое? Пушкин поставил себе какую-то другую, недоступную нам (пока) задачу?
Настолько важную, что показ военных действий, столь любимый публикой и выигрышный для писателя - задача второстепенная.
И, более того, Пушкина как будто не особенно волнует, будет роман увлекательным или нет.

Однако надо искать. Верно то, что роман сложен для понимания.
А пока не стоит соглашаться с Анной Андреевной. Получение гонорара - не главная причина его создания.

Первые выводы очевидны и незначительны.
Можно только утверждать, что старый Дубровский имеет заслуги, никак не связанные с войной.
Но какие-то очень важные заслуги.
Заслуги несомненны, Пушкин подчеркивает это. Кирилла Троекуров помнит и ценит Дубровского в ущерб собственному болезненно раздутому самолюбию. Старый Дубровский сосед особенный, и попытки соседей совершать такие-же смелые поступки Кирила Петрович пресекает в принципе.
Вопрос. Какие заслуги кроме военных, мог иметь офицер, вышедший в отставку в малых чинах?
Далее. Младший офицер, пускай бывший, не соблюдает субординацию - могло ли быть такое? Военный ли он?
Сомнения в этом законны. Почему-то бывший офицер Дубровский высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина.
Кстати, зададим вопрос, какие суждения мог высказывать Дубровский? И по каким вопросам?
Мы знаем, что высказывания ставят босса в затруднительное положение, но Троекуров терпит.
Пушкин приводит только одно замечание Дубровского, которое стало последним в его дружеских отношениях с Троекуровым.
Старик посочувствовал дворовым генерала, мол, собакам у него живется лучше.
Поскольку других высказываний Дубровского Пушкин не приводит, логично допустить, что тема их могла быть такой – же или похожей. Униженное положение дворовых или крепостных людей.
В николаевские времена это была болезненная и неразрешимая тема. Рассуждения по ней выглядели похожими на ворчание отставного поручика.

Ещё один момент, который нельзя обойти. Виданное ли дело одному помещику воевать с другим?
Случай для России редчайший.
Знатоки объясняют тем, что друг Пушкина Нащокин будто бы видел в остроге города Витебска некоего шляхтича Островского. Вина которого состояла в том, что Островский повел войну с соседом - помещиком в ответ на судебную несправедливость.
Островский, небогатый литовский дворянин, проживал недалеко от местечка Игумен между Минском и Могилёвом. Теперь это город Червень Минской области.
Примерно в тех местах проходили действия, инкриминируемые дворянину Островскому.
Белоруссия, она же Литва, по частям входила в состав Российской империи. Последний раздел Речи Посполитой произошел за пять лет до рождения Пушкина.
Если Дубровский - это Островский, тогда многое сходится. Вместе с польско-литовским населением в Россию перешли старинные обычаи шляхты. В частности, такая форма разрешения проблем, как "наезд".
Центральная административная власть и суды Речи Посполитой были слабыми и шляхтич, например, несогласный с решением суда, мог собрать сторонников и добиваться справедливости не по суду, а "по понятиям", как говорили совсем недавно, в лихих девяностых.
Каким образом? А также как в девяностые: заплатить, заставить, пообещать. Чинить зверства и кого - то лишать жизни - совсем необязательно, хотя было и то и другое.
Важно показать силу и превосходство. Организовать прессинг. Противник должен уступить и принять условия сильнейшего. Литвин Островский так и поступил, но встретил сопротивление. Успешной атаки не получилось, а времена были уже не те. В Российской империи его действия квалифицировали, как бунт со всеми вытекающими последствиями.
Вначале пушкинский роман так и назывался «Островский». Это широко известно.
Попутный вопрос. Почему в процессе написания романа Пушкин меняет его название на "Дубровский", также, как и фамилию главного героя?

С членами шайки Дубровского тоже не всё понятно.
Для русских крепостных перемена хозяина была делом заурядным. В результате купли – продажи имения вместо одного хозяина становился другой.
Ну, допустим, к старому барину привыкли и новый барин сделает жизнь хуже. Но с этим ничего не поделаешь. Протесты ничего не изменят. Живущие на этой земле будут всё теми-же подневольными людьми.
Крестьянские выступления в Росси были нередки и число их росло. Крестьяне роптали, возмущались, и порой брались за вилы. Бунты охватывали целые местности и случалось так, что усмирять народ присылали войска. Но крестьяне бунтовали в ответ на притеснения.
Здесь же притеснений нет и далеко не факт, что таковые наступят. Новый барин ещё не вступил в свои права.
Не слишком ли мал повод, чтобы мужики составили разбойничью шайку и ушли в лес?
Между тем, перспектив нет никаких. Дело Дубровского проиграно в суде. Участие в банде приводит к сибирской каторге или к виселице. Но, тем не менее, крестьяне идут в лес за своим командиром.
А может, они были готовы? Долго ждали и получили сигнал?
До чего же грамотно они расправились с судебными исполнителями! Можно сказать, профессионально. И при этом не испытали ни сомнений, ни угрызений совести!
Неужели Пушкин всё это выдумал?

С романом было вот что.
После кончины Пушкина разбирали его архивы и среди прочих бумаг нашли рукопись романа.
Николай Второй был в курсе, возможно, даже ознакомился с романом. Однако, император не стал придавать значения бунтарскому содержанию его, и "Дубровский" был напечатан, как не самое лучшее произведение классика русской литературы.
После революции идеологов привлек бунтарский дух и «Дубровского». И роман ввели в обязательную школьную программу по литературе.

Жанр приключений считают лёгким. Он так устроен, что читатель лишний раз должен убедиться в торжестве справедливости.
И автор следует этому пожеланию. Чтобы достигнуть непростого, но успешного завершения, путь героя обрастает трудностями, и читатель, возвышая себя вместе с героем, становится сильным, смелым, благородным и непременно побеждающим зло во имя справедливости.

Однако роман "Дубровский" построен иначе и торжества справедливости в нем нет. Положительный герой ровным счетом ничего не добился.
Он лишен имения, положения в обществе, потерял отца, любимую женщину и вынужден покинуть Родину.
Негодяй Троекуров, на совести которого смерть старого товарища, выходит победителем.
Троекуров, власть, законы и обстоятельства действуют удивительно согласованно и эффективно во имя несправедливости. Зло осталось ненаказанным.
Венчания дочери с молодым Дубровским не происходит. Она становится княгиней, и безусловно согласна с этим. Жизнь продолжается и романтикам ней не место.
Есть ещё один ненаказанный участник драмы. Это гнусный человечек - псарь по имени Парамошка. С его подачи происходит конфликт.
... старый Дубровский Троекурову надоел. Барин не может урезонить своего друга. Но как поставить на место Андрея Дубровского? Грубо одернуть нельзя - старый друг всё-таки, а намеки Троекуров делать не умеет.
Кризис приближается.
Проблему взялся решить дворовый человек Парамошка. Он тонко чувствует обстановку и понимает, что нужно хозяину. Хорошо бы Дубровского да лицом в грязь, чтобы был как все.
И Парамошка проявил инициативу.
Да как удачно! Дворянин Дубровский получает оскорбление от человека низкого звания. Троекуров остается в стороне. Вот так псарь! Читает мысли хозяина!
Парамошка – исключительно смелый и талантливый провокатор. Троекуров доволен.
Выдачи Парамошки добивается Дубровский. Не получит. Преданный холуй полезнее старого друга!
Да такому псарю цены нет!

Парамошка должен быть наказан. Этого требует справедливость.
Наказания не последовало. Почему? И почему вопиющая несправедливость легла на страницы романа? Может быть, это случилось в жизни и Пушкин был тому свидетель? А может, нечто подобное случилось с самим Пушкиным? Не совсем как в романе, но по смыслу одинаково. Уж очень трудно придумать такой оборот.
А если так, то откуда взялся в окружении Пушкина псарь с его холуйским оскорблением?
И какое отношение он имел к Александру Сергеевичу?

Возможно Ахматова права. Молодой семье Пушкиных нужны были деньги и Пушкин решил поправить дела.
Он взялся написать приключенческий роман. Был сентябрь 1832. Задача казалась несложной. Чрез пару-тройку месяцев читатель получал нечто простенькое и увлекательное. Имя Пушкина на обложке давало уверенность, что тираж можно сделать большим и книга разойдется скоро.

Вот только не надо спешить. По всем признакам Пушкин задумал нечто другое, пока непонятное нам. Он поместил героев Дубровского в неромантическую современную ему Россию. Гениальные люди обладают даром предвидения и, возможно, Пушкин не строил иллюзий насчет того, сколько мало ему осталось жить.
Простое развлечение публики было невозможно для зрелого Пушкина. Также, как всегда было невозможным создание им "литературной пустышки", или произведения среднего уровня, в котором "есть маленькая, и всем хорошо известная правда".
Он что-то хотел сказать, но не успел, отложил, надо было разобраться. Пушкин сознательно, уже в который раз, пошел на то, чтобы в случае публикации стать объектом критики и очень серьёзных обвинений.
Надо сопоставить роман Дубровский с фактами биографии Пушкина.

Это произведение великого русского классика о потомках двух враждующих помещичьих семей так и осталось незаконченным, не было подготовлено к печати, на страницах рукописи остались пометки и замечания самого автора, и даже не имело названия. Но, тем не менее, именно этот роман до сей поры считается одним из самых известных произведений о разбойниках на русском языке.

Первая публикация романа датируется 1841 годом. Но произведение прошло строгую цензуру, в ходе которой претерпело значительные искажения, изменения, некоторые части романа были вырезаны, пропущены. Причиной таких изменений стали, конечно же, популяризация вольнодумия, показ разбойничьего атамана как положительного героя, обладающего способностью любить, сострадать и сопереживать. Лишь много лет спустя, уже в советское время, читатель получил возможность ознакомиться с ним в полном объеме.

История создания романа «Дубровский»

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, она очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях и героя, и персонажей второго плана.

Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения. История эта случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.

История эта до глубины души поразила Пушкина, который являлся непримиримым борцом за право человека к свободомыслию и старался всячески подчеркнуть это в своих произведениях, за что и подвергался гонениям и опале.

О сюжете романа «Дубровский»

Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.

В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.

Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.