Перикл. Афинская Демократия

Перикл был выдающимся государственным и политическим деятелем, настоящим патриотом и непревзойденным оратором. За период своего правления он смог превратить Афины в процветающий полис.

Благодарные жители Афин называли своего правителя посланником Зевса и переизбирали на высшую должность 15 раз. В отличие от своих предшественников, основной целью своей государственной деятельности Перикл сделал увеличения благосостояния горожан и заботу о них. Перикл смог утвердить настоящую полноценную демократию в Афинах .

Правление Перикла в Афинах: народное собрание

Чтобы сделать органы управления более прозрачными Перикл учредил народное собрания, членами которого были все мужчины, достигшие 20 летнего возраста.

На собрание, которое проводилось раз в неделю, принимались новые законы и обсуждались все проблемные аспекты жизни общества. Свое мнение имел право высказать каждый член собрания.

Чтоб беднейшие слои населения также смогли принимать участия в собрании, Перикл платил им за посещение суму, которую они могли бы заработать за этот день, работая на полях или в мастерских.

Для искоренения коррупции в судопроизводстве, Периклом была введена система, при которой судья до последнего момента не знал, какое дело будет рассматривать. Судьей мог стать любой гражданин Афин, достигший 30 летнего возраста.

Женщины при Перикле не имели абсолютно никаких политических прав, так же, как и приезжие жители. Однако это было вызвано не личными побуждениями Перикла, а теми устоями, которые диктовало то время.

Культурное развитие горожан

Не забывал Перикл также о культурном развитие горожан. Очень часто в Афинах проводились различные соревнования и массовые празднества. Особым уважениям пользовался театр Афин . Горожанам, которые не имели материальной возможности посетить театр, Перикл давал им на это деньги из своих личных средств.

Чтобы обеспечить постоянной работой жителей Афин, Перикл инициировал строительство храмов и общественных зданий. Это не только дало возможность зарабатывать деньги простым людям, но и со временем превратило Афины в город с потрясающей архитектурой.

Согласно историческим источникам, некоторые грузчики и пастухи, которые работали на строительстве, набравшись опыта в этом деле, со временем становились известными архитекторами.

Развитие флота и торговли

Перикл также смог укрепить флот Афин, превративши, таким образом, город в могущественный центр торговли в Средиземноморье. Флот Афин мог противостоять пиратам и со временем фактически полностью их уничтожил.

Из-за своей мягкости и дипломатичности, Перикл не развязывал воин с соседними государствами и фактически не колонизировал другие земли, хотя могущество флота предоставляло ему такую возможность

Все силы правителем были консолидированы в первую очередь на улучшения жизни самих Афин.

Афины при Перикле достигли невиданных высот экономического, интеллектуального и политического развития. Благодаря своей либеральной демократичной политике, он смог не только сделать Афины крупным культурным и политическим центром древнегреческого мира, но и войти в мировую историю, как отец демократии, борец за права и свободы людей.

Богатство и могущество Афин в 5 веке до нашей эры, были достигнуты благодаря Периклу.

До сих пор современные историки, досконально изучившие времена правления Перикла, советуют современным политикам обратить внимание на методы правления афинского деятеля.

Перикл принадлежал к аристократическому роду, он был прекрасно образован (брал уроки у великих философов), был неподкупен и бескорыстен, обладал отличной выдержкой и силой убеждения, тем самым производил на людей сильное впечатление.

Жил он скромно, старался не показывать своё богатство, главным развлечением были философские дебаты в его доме, который всегда был полон мыслителями, художниками и поэтами.

Афины при Перикле становятся крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром Древнего мира. Он поднимает морскую державу, приглашает великих архитекторов для восстановления Акрополя (до этого храмы на Акрополе были разрушены персами). В это время были воздвигнуты Пропелеи - парадный вход в Акрополь, Парфенон - главный храм города, посвящённый Богине Афине .

В это время окончательно складывается демократия, во главе с Народным собранием. В «Собрание» входили все граждане Афин , гражданином назывался горожанин-мужчина у которого мать и отец были родом из Афин и достигшие возраста 20 лет. Путём голосования они выбирали на один год высшее должностное лицо и другие должностные лица. В обязанности высшего должностного лица входило: принятие законов, объявление войны, распоряжение казной, принятие мирных договоров.

Интересна была и личная жизнь Перикла

Первая жена фанатично поклонялась богам, в браке у них было два сына.

Однажды от Сократа , Перикл узнал, что в Афины из Милета приехала женщина, которая в свой дом приглашала молодых женщин и красноречиво рассказывала им о равноправии в браке, об уважении к женщинам. В то время, женщине кроме воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, не разрешалось заниматься чем-то другим.

Аспасия (так звали её) бала красива, образована и на фоне скромных афинских женщин, выглядела весьма выигрышно. Новые взгляды её на жизнь были разносторонни и вскоре в её доме стали собираться философы, мудрецы, государственные мужи.

Когда Перикл увидел и послушал молодую женщину, сердце его было покорено и вскоре он предложил ей руку и сердце. В то время ему было 44 года, Аспасии - 24.

Вот здесь начались проблемы. Аспасия была из другого города, выходит, что гражданкой Афин быть не может, оформить брак по афинским законам было невозможно. Разрешалось мужчине иметь любовницу, но оформлять с ней отношения закон запрещал. Наказание за это было суровым: мужа могли лишить гражданских прав, а жену могли продать в наложницы, дети же признавались незаконными.

К Периклу строгие меры применять не стали, а только высмеивали. П ротивники его обвиняли Аспасию в безнравственности, так как она была обычной гетерой. Многим не нравилось её поведение, возмущало их то, что Перикл советовался с Аспасией в государственных делах. И когда родился у них сын, его тут же объявили незаконнорожденным (когда-то великий стратег сам ввёл этот закон). Пришлось ему просить «Собрание» сделать для него исключение.

Внешне, супруги держались стойко, стараясь не обращать внимание на насмешки завистников, но всё это отразилось на авторитете Перикла. В это же период начинается война со Спартой , которая приносит новые страдания горожанам, за ней следует другое бедствие - чума, которая унесла жизнь великого политического деятеля.

Личность Перикла, его деятельность оставили неизгладимый след в истории Греции.

Начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения . Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание.

Главным органом управления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы .

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Должностные лица.

Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

4. Суд.

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.

5. Введение оплаты.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

6. Строительство в Афинах при Перикле.

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

7. Военная сила Афин.

Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.

Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.

При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.

8. Рабы.

Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", - утверждал один из писателей. "Мы - свободные, ведь живем трудом рабов", - вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.

Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран - Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю".

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Цели: познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

Оборудование: интерактивная доска для игры «Древо познания».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что, являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

— Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции.

— Что такое демократия?

— Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

— Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время.

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Чем занималось Народное собрание.

2. За государственную службу платили деньги из казны.

3. Перикл, его друзья и враги.

III. Работа по теме урока

1. Чем занималось Народное собрание

В трагедии Эсхила «Персы» хор, отвечая на вопрос: «Кто же над афинянами господин?», поет: «Не рабы они у смертных, неподвластны никому!»

— Чем гордились афиняне?

В V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

— Вспомните, как называлось такое общественное устройство.

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» — гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики. Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе — пологом холме под открытым небом в западной части города.

Следовательно, верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию — высшему органу власти, выражавшему волю народа.

— Разделитесь на три группы. Работая с текстом п. 1 § 40 и дополнительным материалом, первая группа исследует структуру Народного собрания, вторая — его функции, а третья — функции афинского суда.

Дополнительный материал для первой и второй групп

Права гражданина

Греческий философ Аристотель так писал о правах гражданина. Если в отношении какого-либо жителя Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство. Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец и из какого он дема (территориальный округ в Древней Аттике)? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери и из какого он дема?» Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

Вопросы для первой группы

— Как происходила проверка прав граждан?

— Почему было важно знать, гражданин ли данный житель или нет?

— Какова цель созыва Народного собрания?

— Как часто оно собиралось?

— Каков его состав?

— Кто не имел права принимать в нем участия?

Вопросы для второй группы

— Чем занималось Народное собрание?

— Что представляла собой должность первого стратега?

— Каким образом утверждалась эта должность на Народном собрании?

— Почему в Афинах так ценилось ораторское искусство?

Дополнительный материал для третьей группы

Суд (гелиэя)

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли принимать участие все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тыс. судей, но обычно они заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Позже, в V в. до н. э., существовал такой порядок. Ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне независимо от знатности и богатства, не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках. Все судьи давали клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого. Я, как судья, не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки». Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем обычно был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый — оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделялись поровну.

Вопросы для третьей группы

— Кто мог принимать участие в суде?

— Как проходил суд в Афинах?

— Мог ли такой суд быть справедливым?

— Почему?

— Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

2. За государственную службу платили деньги из казны

Знаменитым вождем афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. Народное собрание выбирало его пятнадцать раз на главную в Афинах должность первого стратега.

— Работая с текстом п. 2 § 40, определите, что нового Перикл привнес в демократическую систему.

— Как вы думаете, укрепило демократию в Афинах принятие этих изменений? Почему?

3. Перикл, его друзья и враги

V в. до н. э. называют золотым веком афинской демократии, или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Однако не все восхищались этим политическим деятелем. Были и те, кто его ненавидел.

— Как вы думаете, почему к Периклу было столь неоднозначное отношение?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, познакомимся с дополнительными материалами.

Дополнительный материал

Отец Перикла Ксантипп и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и, чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовым.

Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке, и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали Разумом. Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.

Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала аккуратными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уверенной. В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства, его влияние настолько усилилось, что народ полностью доверил ему управление государством. В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался первым стратегом. Он заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь толпе, когда она хотела принять неверное решение. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами. Тратя большие средства на осуществление больших градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной жизни Эллады. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра, велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам. Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление Афинской державы. В качестве стратега он лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями. Перикл заботился о поддержании мощи многочисленного флота, обеспечивавшего военные и экономические интересы Афин в Эгейском и Черном морях. Когда он умирал, друзья и родственники, сидя у постели Перикла, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Сорок лет участвовал он в политической жизни, одерживая победы над врагами Афин. Друзья говорили, думая, что умирающий потерял сознание и не слышит их. Вдруг Перикл приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».

Только когда Перикл умер, афиняне поняли, какого замечательного руководителя они потеряли. Даже противники вынуждены были признать огромный авторитет Перикла, основанный на любви и поддержке народа. Многие не замечали этого, пока Перикл был жив, но теперь, когда он умер, это стало ясно каждому. Популярность Перикла объясняется тем, что проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. Он закрепил морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками. Греция при Перикле достигла высшей степени развития. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название Пропилеи. Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

Отрывок из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха

По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление... это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании...

Враги Перикла — завистники и недоброжелатели из числа знатных — воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинен в неумелой трате громадной суммы.

— Какие черты Перикла положительно характеризуют его?

— Какие качества и поступки вызывали острую неприязнь у определенной части афинян?

— Вспомните, как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов.

— Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

— Какие качества стратега Перикла отразились в данных эпизодах? (Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора.)

— Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чем это говорит?

— Чем можно объяснить популярность Перикла?

(Учащиеся делают следующие выводы.)

Проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

В Афинах были востребованы личные качества политика: ораторский талант и понимание потребностей народных масс.

— Теперь давайте послушаем самого Перикла.

Из речи Перикла

(по рассказу древнегреческого историка Фукидида)

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным... Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами «за» и «против».

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству... вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а предоставляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

— Как сам Перикл определяет демократию?

— В чем он видит главное преимущество демократического строя?

— В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о ней?

— Насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные двадцать пять веков назад?

IV. Закрепление изученного материала

1. Игра «Древо познания»

— Предлагаю вам сыграть в игру.

(На интерактивной доске дерево с листьями зеленого и красного цветов, На зеленых листьях учащиеся записывают положительные стороны афинской демократии, на красных — отрицательные.)

2. Тест

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Для этого выполним небольшой тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в:

1) 420 г. до н. э.

2) 443 г. до н. э.

3) 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность стратега:

3. Перикл происходил из семьи:

1) аристократа

2) торговца

3) ремесленника

4. Перикл в первую очередь думал о:

1) покорении персов

2) могуществе Афин

3) создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

1) платили за государственную службу

2) строили водопроводы

3) обучали женщин в школе

V. Подведение итогов урока

— Давайте вернемся к проблемным вопросам нашего урока. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания? Можно ли считать эпоху Перикла золотым веком демократии?

Домашнее задание

§ 40. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — подготовить сообщение о друзьях Перикла.

2. Для средних учеников — подготовить сообщение о врагах Перикла.

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



В понятии современного мира при демократическом строе равными правами обладают все люди. Равны перед законом мужчина и женщина, политик и дворник, богатый и бедный, иностранец и коренной житель государства.

В древние времена, когда всему миру был присущ рабовладельческий строй, простой народ мечтал о равноправии. Тогда понятие «демократия» носило несколько иной характер. Наиболее близко к современному понятию данного термина приблизилась афинская демократия при Перикле. Его именем назван век его правления - Век Перикла.

Перикл

Перикл родился в знатной семье. Его мать Агариста происходила из одного из самых знаменитых в Афине родов - Алкмеонидов, а отец, Ксантипп, командующий афинским флотом, во время греко-персидской войны победил в боях при мысе Микале.

Перикл был здоровым и крепким ребенком, однако красавцем из-за непропорционально назвать его было сложно. Поэтому все художники и скульпторы изображали правителя исключительно в шлеме. А в комедиях ввиду этого недостатка ему дали прозвище «Луковицеголовый».

Так как Перикл принадлежал к знатной семье, он был хорошо образован и имел именитых наставников.

Отличное воспитание и образование сыграли важную роль в жизни Перикла. Он был хорошим оратором и всегда умел расположить к себе народ. Еще одним характерным отличием вождя афинского демоса было умение в любой ситуации сохранять спокойствие. Известна история, когда один из недовольных граждан шел за Периклом, сыпя оскорблениями, до самого дома, однако мудрый правитель не только не наказал обидчика, но и приказал своему слуге проводить наглеца до его жилища.

Как Перикл стал вождем афинской демократии

Свою карьеру Перикл начал с военных походов. Он избегал политической деятельности, поскольку боялся быть изгнанным из-за своей внешней схожести с правившим ранее тираном Писистартом. Политические оппоненты, пытаясь всячески приуменьшить его влияние, часто заостряли внимание народа на схожести голоса и манере говорить Перикла с тираном.

В связи с тем, что на то время в Афинах не было достойных политиков (кто-то умер, но большинство изгнали), Перикла все же избрали на высокие должности. Афинская демократия при Перикле повлияла и на личную жизнь вождя, ему пришлось отказаться от общения с аристократичными родственниками и встреч со знаменитыми друзьями.

Несмотря на большое количество врагов из аристократической партии, Перикл до конца своего правления придерживался демократического строя.

Управленческая политика Афин в эпоху Перикла

Демократия при Перикле, плюсы и минусы, которой вы сможете увидеть, прочитав данную статью до конца, имеет все же совсем не тот вид, в котором люди привыкли видеть ее сегодня.

Однако с приходом Перикла к власти у граждан Афин появилось значительно больше прав. Главным шагом в сторону народовластия была отмена Ареопага и передача его прав Народному собранию. Теперь простые граждане всех классов с помощью жеребьевки и голосования, собравшись, принимают все важные решения. Архонты - лишь исполнительные органы.

В Народное собрание входят все граждане Афин, исключением являются лишь крестьяне, которые отказываются покидать свои уделы ради участия в политической деятельности.

Рассмотрим основные признаки афинской демократии при Перикле, отмеченные Аристотелем.

Выборы должностных лиц

Должностных лиц ежегодно выбирает народ на общем собрании. Советы, в которые должны входить все филы, выбираются с помощью жеребьевки. Каждая фила выдвигает по пятьдесят кандидатов, одну из фил все тем же способом назначают Пританом. Пританы выбирают место, где будет происходить заседание собрания, подготавливают список вопросов, которые ежедневно рассматриваются на собрании совета, также Пританы выбирают людей, которые будут отвечать за войну и оборону страны. Главу Пританов тоже определяют жеребьевкой, выбранный имеет доступ к казне, всем государственным документам и печати.

Всего Пританы назначают четыре собрания, на основном собрании проверяется легальность выбранных властей, обсуждается защита и продовольственная экономика страны. На втором рассматриваются ходатайства и судебные иски. Третье и четвертое народное собрание нужны для рассмотрения остальных аспектов жизни страны.

Советы утверждают архонтов и других политических деятелей, выбранных Народным собранием.

Афинская демократия при Перикле, судебные процессы

Судебная власть также доступна простому народу, который постоянно присутствует в трибунале гелиастов.

Говоря о том, как развивалась рабовладельчиская демократия при Перикле, нельзя не отметить, что власть даже в таком узком направлении, как трибунал, была разделена между большим количеством людей.

Абсолютно любой гражданин Афин имел право обвинить недобросовестного политика, и тот представал перед народным трибуналом. После рассмотрения такого дела, если обвинения подтвердятся, государственный деятель должен быть снят с занимаемой должности и, возможно, даже изгнан, а его имущество продано на торгах.

Из народных рядов выбирались архонты, к ним обращались с бытовыми жалобами (например, плохое обращение с детьми, не имеющими родителей) и с жалобами на государственных деятелей. С помощью жеребьевки девять архонтов выбирали судью.

Особо тяжкие преступления, такие как убийства, нанесение тяжких увечий и т.д., рассматривались в Ареопаге, где, как было сказано выше, постоянно заседала часть граждан, что существенно снижало возможность подсудимых подкупать судей.

Основы афинской демократии при Перикле - распределение управления каждой областью государственного механизма между как можно большим количеством граждан.

в эпоху Перикла

Несмотря на свою принадлежность к знати, Перикл старался всячески облегчить жизнь простого народа. Введя закон, согласно которому разрешалось принимать участие в политической деятельности и занимать высокие должности не только выходцам из богатых семей, но и гражданам среднего и бедного классов, вождь афинского демоса понимал, что, постоянно заботясь о своем финансовом состоянии, простой народ не сможет честно и рационально участвовать в управлении государством. Поэтому гражданам, занимающим должности в было решено давать выплаты из государственной казны.

Также афинская демократия при Перикле подразумевала социальные выплаты калекам и сиротам. Малоимущие граждане получали выплаты на покупку билетов в театр, который играл немалую роль в формировании менталитета народа.

Обеспечение афинян землей и работой

Мудрый глава афинского демоса понимал, что благосостояние народа нужно улучшать не только социальной финансовой помощью, но и обеспечением для свободных жителей Афин. Перикл ежегодно выдвигал масштабные проекты построек и других работ, дающих места различным ремесленникам. Благодаря такому подходу Афины стали культурным центром, знаменитым своими нереально красивыми постройками.

Ежегодно снаряжались шестьдесят тиер, в экипажи которых мог записаться любой афинянин и получать плату на протяжении службы.

Чтобы расширить границы Аттики, было решено создать на территории государств, входящих в афинский союз, поселения-клерухии, где любой гражданин Афин мог получить участок земли для обработки.

Как и любой другой строй, имела демократия при Перикле плюсы и минусы.

Среди недостатков его правления историки отмечают, что гражданами считались только те жители Афин, оба родителя которых имели афинское гражданство.

И конечно, стоит отметить, что принимать участие в политической жизни страны женщины права не имели.

Рабовладельческая демократия при Перикле (кратко)

Говоря о демократии того времени, несправедливо будет оставить без внимания вопрос рабовладения в Афинах.

Половина четырехсоттысячного населения Афин была рабами. Чаще всего подневольными становились военнопленные, которые не имели возможности внести за себя выкуп. Статус раба передавался по наследству, поэтому ребенок, рожденный рабыней, обречен был повторить судьбу своих родителей.

При Перикле видны даже в сфере рабовладения. Хозяевам было запрещено жестоко обращаться со своими рабами. Раб должен был быть накормлен и одет не хуже афинянина из бедного класса. Им разрешалось участвовать в различных религиозных праздниках, предоставлялась гарантия против грубости судей и политических деятелей. В случае жестокого обращения рабам предоставлялись убежища.

Всю грязную, домашнюю и сложную работу выполняли рабы. С позволения хозяев рабов нанимало государство для строительства зданий. Раб был обязан отдавать свою зарплату владельцу.

Тяжелый труд пленников на рудниках предполагала афинская рабовладельчиская демократия при Перикле, история этих несчастных редко имела счастливый конец.

При Перикле долговое рабство было отменено, так что отец мог продать в рабство своих дочерей только в случае уличения их в распутной жизни.

Конец правления Перикла

Перикла выбирали стратегом на протяжении пятнадцати лет.

Несмотря на то что положительно повлияла на государство афинская демократия при Перикле, события того периода, связанные с войной со Спартой, сильно подорвали авторитет бессменного стратега. И народ, забыв о благах, которые он принес государству, после ряда военных неудач и эпидемии чумы в Афинах обвинил Перикла во всех неудачах и хищениях и приговорил его к большому штрафу. Вскоре Перикл заболел чумой и умер.