Пушкин капитанская дочка. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования

— работа, где в основу легли исторические события, а именно, крестьянская война под предводительством . Но в повести факты из истории переработаны, да и в главной роли здесь совсем иное лицо. Петруша Гринев дворянин, и именно от его лица ведется повествование.

Жизнь дворянского недоросля

С недорослем мы встречаемся сразу в первой главе, здесь же узнаем о его образовании, о чем мы кратко напишем в нашем .

Жизнь героя не отличается от других детей из семей дворян. Уже с рождения мальчик был определен на военную службу в Семеновский полк. До этого времени он воспитывается в родительском доме, получает знания в домашних условиях. В основном он был под присмотром стремянного Савельича — преданного слуги. Видимо поэтому грамоте мальчик обучился лишь к двенадцати годам, да и больше знал о повадках борзых.

Позже Петруше нанимают учителя — француза, который у себя на Родине был парикмахером, поэтому и не смог он научить Петрушу ни французскому, ни немецкому языку. Учебой он не утружден. Проще говоря, Петруша получил слабое образование и называл себя недорослем, который гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

Краткие портреты родителей Петруши

Родители Гринева — это замечательные люди, помещики.

Отец Андрей — был честным. Он отставной офицер, строгий, суровый мужчина с твердым характером. Гринев старший обладает решительностью и упрямством, очень сдержан в своих чувствах, но в то же время жесток в выражениях. Андрей, хоть и имеет деньги, ребенка не балует, его цель — воспитать хорошего человека. Он хочет, чтобы сын был научен жизни, поэтому вместо Петербурга, где его сын может научиться лишь повесничеству и мотовству, отправляет парня в Ориенбург.

Мать Гринева — Авдотья — бедная дворянка. В замужестве проявила себя хозяйственной женщиной, нежной матерью и любящей женой. Ее увлечением было рукоделие, кроме того она любила готовить блюда русской кухни и варить варенье.

В семье Гриневых были установлены патриархальные порядки, поэтому последнее слово всегда было за отцом.

Причины перемен в судьбе Петруши

Изначально герой должен был служить в Семеновском полку, и, возможно, его бы судьба сложилась совсем иначе. Если бы герой попал в Петербург, то, скорее всего, он стал бы кутилой, дамским угодником, балагуром, хлебнув столичной жизни. Он был бы неким офицером, как тот Зурин. Но, переменчивое решение отца, поменяло все. Парень сумел стать достойным человеком.

Береги честь смолоду

Отправляя свое чадо в Ориенбург, отец дал напутствие, где подчеркнул важность и необходимость соблюдения чести. Он призывал служить верно, никогда не гоняться за лаской начальников и от приказов не отговариваться. А главное, что сказал его родитель, это всегда помнить мудрость народа и беречь честь смолоду. Кстати, пословица является и эпиграфом к произведению поэта. И герой следовал данной мудрости. Это не дает сбиться с правильного пути нашему герою, что мы наблюдаем в дальнейшем.

В основу повести «Капитанская дочка» легли реальные события: крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Но это произведение нельзя в полном смысле назвать историческим. Факты здесь художественно переработаны автором.
Несмотря на это, Пушкин объективно описывает причины и размах пугачёвского восстания. Он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкирца, виселицы на плотах).
Самое же ценное в повести – нравственные проблемы. Герои попадают в сложные ситуации, где необходимо сделать выбор в свою пользу или ради блага других людей, проявить жестокость или милосердие.
Главный герой повести – Пётр Гринёв – дворянин, офицер. От его лица ведётся повествование. В начале произведения Пётр Гринев кратко рассказывает о своём происхождении и воспитании. Образ жизни Петруши мало чем отличался от жизни других детей дворянского происхождения в 18 веке. В те времена традиционным было определять мальчика на военную службу ещё до рождения. Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом.
Сначала он воспитывался стремянным Савельичем. Затем к мальчику был приставлен француз месье Бопре, который должен был обучать Петрушу языкам и разным наукам. Сам Гринёв с иронией отзывается о своём отрочестве: «Жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
На семнадцатом году Пётр должен был отправиться на военную службу: «Мысль о службе сливалась с мыслью о свободе, об удовольствиях петербургской жизни». Возможно, юноша и познал бы всю прелесть столичной жизни, стал балагуром, кутилой и дамским угодником, как офицер Зурин. Но служба в Белогорской крепости свела Гринёва с разными людьми: честными и подлыми, сильными духом и трусливыми, открытыми и малодушными. Здесь он возмужал, нашёл истинную любовь, друзей, но и врагов.
В разных ситуациях Пётр поступает с неизменным достоинством, всегда защищает свою честь. Он добр, великодушен, несколько вспыльчив, горяч, так как ещё очень молод. Например, по дороге в крепость кибитка Гринёва попала в буран. Ямщик потерял дорогу. К счастью, случайно встреченный мужичок согласился проводить заблудившихся путников на постоялый двор. Пётр из благодарности к проводнику подарил ему со своего плеча заячий тулуп и полтину на водку. Гринёву совсем неважно, какого звания перед ним человек. За добро нужно платить добром.
В Белогорской крепости Гринёва, казалось бы, ждала скучная, тихая служба: голая степь вокруг, совсем нет молодых офицеров, кроме Швабрина, одни старики и инвалиды. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Пётр сразу был радушно принят в семье коменданта Миронова. Здесь он встретил Марью Ивановну, дочь Ивана Игнатьича и Василисы Егоровны, к которой с первого взгляда стал питать тёплые чувства.
Некоторое время Гринёв был в приятельских отношениях со Швабриным. Но тот оказался завистливым, самолюбивым, подлым и хитрым. Гринёв сразу разгадал его низменную натуру.
Зато Пётр сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой. С Машей Гринёв повёл себя благородно. Он искренне полюбил девушку, тут же предложил ей руку и сердце, несмотря на то, что она была бесприданницей.
По ходу романа Гринёв и Пугачёв оказываются во враждебных лагерях, но доброта Гринёва, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходит бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачёва. Мы видим не двух врагов, а двух людей, искренне желающих помочь друг другу. Неслучайно за мгновение до казни Пугачёв видит во враждебной толпе вокруг эшафота Гринёва, взгляд которого по-человечески согревает последние минуты жизни вождя крестьянской войны.
Добро и милосердие оказываются выше ненависти, и для Пушкина это единственный путь решения возникших в обществе проблем. Гринёву удалось сохранить человечность, честь и верность себе в условиях бунта. Герой одинаково не принимает стихию «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и голый формализм казённо-демократического мира, особенно отчётливо проявившегося в сцене военного суда.
Оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачёву. С другой стороны, во время суда, рискуя жизнью, он не называет имя Маши, чтобы та не была подвергнута унизительному допросу.
Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядный, смелый, отчаянный поступок. Поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, честь.
В «Капитанской дочке» великолепно изображены различные стороны жизни 18 века (помещичий быт, жизнь далёкой крепости, образы старика Гринёва, Савельича, капитана Миронова, Пугачёва и его «енералов»), воссоздан и исторический колорит эпохи. Многопланово изображены характеры героев, особенно Петра Гринёва. На дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит ещё неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.

Расскажите о жизни дворянского недоросля.

Вся жизнь Петруши Гринева до его военной службы описана в главе "Сержант гвардии". В ней рассказано и то, что случилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему глава и получила такое название).

Воспитывался Петруша "не по-нонешнему": с пяти лет им занимался стремянной Савельич ("дядька"), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году батюшка нанял француза мосье Бопре - бывшего парикмахера и солдата. Обучившись разговорному русскому языку, Бопре зажил со своим учеником "душа в душу". Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шестнадцати лет стали голуби, чехарда и прочие домашние развлечения.

Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: "Пора его в службу". Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?

Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев женился на дочери одного из своих соседей - бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Петруша. Матушка была занята по хозяйству, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный календарь.

Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный календарь в решениях отца?

Дворянские недоросли обычно начинали нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их развития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадован их успехами. Это обстоятельство заставило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержантом!

Объясните, как раскрывает смысл главы пословица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.

Повесть открывает пословица: "Береги честь смолоду". Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определенным законам. И среди них один из главных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих людей лежит служение отчизне.

Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.

Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: "Береги честь смолоду". Однако уже в начале пути, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвращать. И это Петруша сделал. "С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска".

  1. Расскажите о жизни дворянского недоросля.
  2. Вся жизнь Петруши Гринева до его во-енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу-чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла-ва и получила такое название).

    Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба-тюшка нанял француза мосье Бопре — бывшего парикмахера и солдата. Обучив-шись разговорному русскому языку, Боп-ре зажил со своим учеником «душа в ду-шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест-надцати лет стали голуби, чехарда и про-чие домашние развлечения.

    Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

  3. Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?
  4. Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же-нился на дочери одного из своих сосе-дей — бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет-руша. Матушка была занята по хозяйст-ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален-дарь.

  5. Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален-дарь в решениях отца?
  6. Дворянские недоросли обычно начина-ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз-вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо-ван их успехами. Это обстоятельство заста-вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан-том! Материал с сайта

  7. Объясните, как раскрывает смысл главы по-словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.
  8. Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен-ным законам. И среди них один из глав-ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю-дей лежит служение отчизне.

  9. Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.
  10. Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу-ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра-щать. И это Петруша сделал. «С неспо-койной совестию и с безмолвным раска-янием выехал я из Симбирска».

Пушкин строит повесть как воспоминание, и рассказ ведется от имени Петра Андреевича Гринева. Воспоминания написаны Гриневым в старости, спустя много лет после описанных событий, эти записки "дожили до его внуков".
Помните последние строки повести: "Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена". И подпись: "Издатель". Пушкин отводит здесь себе лишь место издателя, словно бы поручив повествование о событиях рассказчику Петру Андреевичу Гриневу.
Петр Андреевич Гринев вырос в дворянской усадьбе с ярко выраженным, сложившимся веками крепостническим укладом, который запечатлен в главе I, хотя его описание и немногословно. Дом наполнен слугами: это прежде всего дядька, Савельич, бывший ранее стремянным, неизменно сопутствующий особе маленького Гринева (значит, и охота была у отца Петруши, недаром барич рано научился у дядьки "распознавать свойства борзого кобеля"), есть и непременный гувернер-француз, бывший у себя на родине парикмахером, презираемое существо в доме Гриневых.
Застойную тишину патриархальной усадьбы мы чувствуем и в сцене традиционной варки самой барыней в гостиной медового варенья. Тут и барин, сидящий у окна и читающий все одну и ту же книгу – "Придворный календарь". Это крутого нрава помещик, чье "расположение духа" сказывается на всех домашних. Он жесток по отношению к крепостным, даже к верному Савельичу, для которого у него нет иного обращения, кроме как "старый пес" (вспомним письмо барина к Савельичу).
Собирая эти незаметные, казалось бы детали, мы видим, как Пушкин создает колорит дворянского имения Гриневых, в котором прошли детство и юность рассказчика.
Следует обратить внимание на ироничный тон, которым Гринев рассказывает о своем воспитании и образовании: "Под его [Савельича] надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля"; "батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла... Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, – то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке, и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка"; "Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо..."
Откуда эта ирония в рассказе Гринева? Пушкин выдерживает здесь стиль рассказчика, человека пожилого, умудренного опытом, словно пересматривающего свою жизнь, правдивого, отнюдь не желающего приукрасить себя.
Однако ироническое описание детства Петруши Гринева как бы принадлежит "двум авторам" – Гриневу и Пушкину. Кому принадлежит блеск остроумия, безоговорочные насмешки над невежественностью и застоем дворянской усадьбы? Конечно, самому Пушкину. Над дворянским воспитанием Пушкин иронизировал и раньше. Вот пример из "Евгения Онегина" (I глава):

Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
..................................................
Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.

Мы видим, что Monsieur l’Abbe очень напоминает мосье Бопре. Monsieur l’Abbe – гувернер в петербургской дворянской семье, он более благопристоен, нежели провинциальный Бопре. Но конец пребывания в дворянских домах обоих гувернеров одинаков. Мы видим текстуальное совпадение: "Monsieur прогнали со двора", когда он перестал быть нужным, с "мусье" после его провинности поступили еще более бесцеремонно: "Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора".


Гринев не скрывает, что он, как и многие другие дворянские сынки, не получил настоящего образования, кругозор его был убог: "Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками".
Но в момент духовного формирования человек испытывает многочисленные влияния, подчас незаметные для него самого. Чье же влияние особенно сильно сказалось на формировании нравственного облика Петра Гринева? Несомненно, влияние отца. Вспомним семейную сцену, когда было решено отправить Петрушу на военную службу. Этот строгий и прямолинейный человек отказывается просить князя Б. о сыне, не желает милостей вельможи. Он хочет, чтобы его сын узнал солдатскую жизнь. Именно из его уст мы слышим пословицу "Береги платье снову, а честь смолоду", главную часть которой как бы подхватывает Пушкин и выносит в эпиграф ко всей повести. Значит эта мысль, высказанная старым Гриневым, дорога Пушкину и важна для понимания всей повести.
Андрей Петрович Гринев "служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором". Это многое объясняет в судьбе отца Гринева. Граф Миних был известен как противник воцарения Екатерины II. Андрей Петрович был в числе сторонников Миниха и, несомненно, вынужден был выйти в отставку в небольшом чине. Это делает понятной многозначительную деталь – чтение старым Гриневым "Придворного календаря", в котором сообщалось о чинах и награждениях. Среди людей, обласканных царицей, было много дворян, начинавших службу с Андреем Петровичем. "Волнение желчи", овладевавшее им при чтении "Придворного календаря", говорит о неприятии старым Гриневым людей, награжденных Екатериной II. Пушкин упоминает в повести о некоторых предках Гринева. "Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым" (гл. XIV), – взволнованно говорит Андрей Петрович в тягчайшую для него минуту (когда получает сообщение о том, что его сын предан суду за сношения с Пугачевым).
Петр Андреевич Гринев 16 лет прожил с отцом, и влияние на него отца, его принципов несомненно. В этом мы убедимся далее.