Сказки братьев гримм. Случайные сказки братьев гримм

Братья Гримм отослали своему другу Клеменсу Брентано для ознакомления по его настоятельной личной просьбе, но тот его не вернул. Найдена рукопись была лишь через многие годы, уже после смерти братьев, в монастыре траппистов Эленберг в Эльзасе . Ныне она известна как «Эленбергская рукопись 1810 года». В ней содержится 49 сказок, из которых Вильгельмом Гриммом записано 15, а Якобом Гриммом - 27. Эти сказки услышаны непосредственно от сказителей Гессена. Остальные взяты из литературных источников.

Существовало подозрение, что Брентано опубликует сказки первым, под своим именем, поэтому было решено как можно скорее приступить к изданию собственной книги, с простым оформлением и без иллюстраций, для чтения простого народа.

18 октября 1812 года - «ровно за год до Лейпцигской битвы » (пометка Якоба Гримма), Вильгельмом Гриммом было написано предисловие к их первому изданию:

Мы считаем за благо, когда случится, что буря или другое бедствие, ниспосланное небом, прибьют к земле весь посев, а где-то возле низкой живой изгороди или кустарника, окаймляющего дорогу, сохранится нетронутое местечко и отдельные колоски останутся там стоять, как стояли. Засияет вновь благодатное солнце, и они будут произрастать, одиноко и незаметно, ничей торопливый серп не пожнет их ради наполнения богатых амбаров, но на исходе лета, когда они нальются и созреют, их отыщут бедные, честные руки и, бережно связав, колосок к колоску, почитая выше, нежели целые снопы, отнесут домой, где они послужат пропитанием на всю зиму, а быть может, дадут единственное семя для будущего посева. Такие же чувства испытываем мы, взирая на богатство немецкой поэзии былых времен и видя, что от столь многого не сохранилось ничего живого, угасло даже воспоминание об этом, и остались лишь народные песни да вот эти наивные домашние сказки. Места у печки, у кухонного очага, чердачные лестницы, ещё не забытые праздники, луга и леса с их тишиной, но, прежде всего безмятежная фантазия - вот те изгороди, что сберегли их и передали от одной эпохи - другой.

Фрагмент «Предисловия»

Второе издание в двух томах увидело свет в 1819 году , третья часть выпущена в 1822 году . Всего второе издание, лёгшее в основу первых переводов, содержало 170 сказок, оба тома вышли с титульным листом работы Людвига Гримма , с гравюрой «Братец и сестрица», а также с портретом Доротеи Фиман , одной из сказительниц.

Влияние книги [ | ]

Влияние сказок братьев Гримм было огромным, с первого же издания эти чудесные истории завоевали любовь детской аудитории. Популярный англо-американский поэт У. Х. Оден назвал этот труд одним из столпов западной культуры .

Работа братьев Гримм повлияла на других любителей фольклора, воодушевив их к собиранию сказочных историй и пробудив в них дух романтического национализма , который придавал особую значимость местным народным сказкам и пренебрегал межкультурным влиянием. К этой категории собирателей сказок относились: Александр Николаевич Афанасьев , норвежцы Петер Кристен Асбьёрнсен и Йорген Му , англичанин, и, американец, который собрал ирландские сказки . Реакция на эти сборники не всегда была положительной. Джозеф Джейкобс однажды пожаловался, что английские дети не читают английские сказки ; по его собственным словам, «Что Перро начал, то Гриммы закончили».

Сказочные персонажи подвергались множеству различных интерпретаций, в том числе маргинальных, порой с самой неожиданной стороны. К примеру, нацисты в гитлеровской Германии рассматривали Золушку как героиню, принадлежащую к «чистой расе», мачеху как иностранку, а принца - как нацистского героя, обладающего неиспорченным инстинктом распознавания рас . Авторы, писавшие впоследствии правду об ужасах Холокоста , включили некоторые сказки в свои мемуары, как в своей книге «Шиповничек» (Briar Rose) . После Второй мировой войны даже раздались отдельные голоса, о том, есть ли связь между жестокими сценами в отдельных сказках и зверствами нацистов (например, Карл Приват опубликовал статью «Подготовительная школа жестокости. Обсуждение сказок братьев Гримм.» в берлинском «Der Tagesspiegel» от 7 февраля 1947 г.). Однако якобы существовавший до 1948 года запрет на печатанье сборника сказок братьев Гримм (KHM ) в британской зоне оккупации является всего лишь легендой.

Список сказок [ | ]

Из первого издания. Том 1 (1812) [ | ]

Номер
(KHM)
Русское название
(с вариантами)
Оригинальное название Примечания
1* Король-лягушонок, или Железный Гейнрих
(Король-лягушонок)
Der Froschkönig oder der eiserne Heinrich
2 Дружба кошки и мышки
(Кошка и мышка вдвоем)
Katze und Maus in Gesellschaft
3* Приёмыш Богоматери
(Дитя Марии)
Marienkind
4* Сказка о том, кто ходил страху учиться
(Сказка о добром молодце, который страха не знал)
Märchen von einem, der auszog das Fürchten zu lernen
5* Волк и семеро козлят Der Wolf und die sieben Geißlein
6*
(Верный Иоганн)
Der treue Johannes со 2 издания; в 1 издании - KHM 6a: Von der Nachtigall und der Blindschleiche
7*
(Удачная торговля)
Der gute Handel со 2 издания; в 1 издании - KHM 154: Der gestohlene Heller
8
(Дивный музыкант)
Der wunderliche Spielmann со 2 издания; в 1 издании - KHM 8a: Die Hand mit dem Messer
9* Die zwölf Brüder
10* Das Lumpengesindel
11* Братец и сестрица Brüderchen und Schwesterchen
12 Рапунцель
(Колокольчик)
Rapunzel
13* Три маленьких лесовика
(Три человечка в лесу)
Die drei Männlein im Walde
14* Три пряхи Die drei Spinnerinnen
15* Гензель и Гретель
(Пряничный домик)
Hänsel und Gretel
16 Die drei Schlangenblätter со 2 издания; в 1 издании - KHM 16a: Herr Fix und Fertig
17 Die weiße Schlange
18 Соломинка, уголёк и боб Strohhalm, Kohle und Bohne
19* Сказка о рыбаке и его жене Vom Fischer und seiner Frau
20 Храбрый портняжка Das tapfere Schneiderlein
21* Золушка
(Замарашка)
Aschenputtel
22 Das Rätsel со 2 издания; в 1 издании - KHM 22a: Wie Kinder Schlachtens miteinander gespielt haben
23 Von dem Mäuschen, Vögelchen und der Bratwurst
24* Госпожа Метелица
(Хозяйка Подземелья)
Frau Holle
25* Die sieben Raben
26* Красная Шапочка Rotkäppchen
27* Die Bremer Stadtmusikanten со 2 издания; в 1 издании - KHM 27a: Der Tod und der Gänshirt
28 Der singende Knochen
29
(Тролль с тремя золотыми волосками)
Der Teufel mit den drei goldenen Haaren
30 Läuschen und Flöhchen
31 Девушка-безручка
(Безручка)
Das Mädchen ohne Hände
32
(Ганс-разумник)
Der gescheite Hans
33 Die drei Sprachen со 2 издания; в 1 издании - KHM 33a: Der gestiefelte Kater
34* Умная Эльза Die kluge Else со 2 издания; в 1 издании - Hansens Trine
35
(Портной в раю)
Der Schneider im Himmel со 2 издания; в 1 издании - KHM 157: Der Sperling und seine vier Kinder
36 Столик-накройся, золотой осёл и дубинка из мешка
(Скатерка-самовёртка, золотой осел и дубинка из мешка)
Tischchen deck dich, Goldesel und Knüppel aus dem Sack
37* Мальчик-с-пальчик Daumesdick со 2 издания; в 1 издании - KHM 37a: Von der Serviette, dem Tornister, dem Kanonenhütlein und dem Horn
38
(Свадьба лисички-сестрички)
Die Hochzeit der Frau Füchsin
39 Die Wichtelmänner
40 Der Räuberbräutigam
41 Herr Korbes
42 Der Herr Gevatter
43 Frau Trude с 3 издания; в 1 и 2 изданиях - KHM 43a: Die wunderliche Gasterei
44 Der Gevatter Tod
45* Daumerlings Wanderschaft
46* Диковинная птица
(Чудо-птица)
Fitchers Vogel
47* [d]
(Сказка про можжевельник)
Von dem Machandelboom
48 Старый Султан Der alte Sultan
49 Die sechs Schwäne
50* Спящая красавица
(Шиповничек)
Dornröschen
51*
(Птица-найдёныш)
Fundevogel
52* Король Дроздобород
(Король-Дроздовик)
König Drosselbart
53* Белоснежка
(Снегурочка)
Schneewittchen
54
(Котомка, шляпёнка и рожок)
Der Ranzen, das Hütlein und das Hörnlein со 2 издания; в 1 издании - KHM 54a: Hans Dumm
55* Румпельштильцхен
(Хламушка-Крошка)
Rumpelstilzchen
56
(Милейший Роланд)
Der Liebste Roland
57 Der goldene Vogel
58* Der Hund und der Sperling
59*
(Муженёк и жёнушка)
Der Frieder und das Katherlieschen со 2 издания; в 1 издании - KHM 59a: Prinz Schwan
60 Die zwei Brüder со 2 издания; в 1 издании - KHM 60a: Das Goldei
61
(Мужичок)
Das Bürle со 2 издания; в 1 издании - KHM 61a: Von dem Schneider, der bald reich wurde
62
(Пчелиная матка)
Die Bienenkönigin во 2 издании как KHM 64; в 1 издании - KHM 62a: Blaubart
63 Die drei Federn во 2 издании как KHM 64; в 1 издании - KHM 85: Die Goldkinder
64 Золотой гусь Die goldene Gans со 2-го издания, в 1-м издании помещено вместе с KHM 62, 63 и 64a: Die weiße Taube под общим названием Von dem Dummling
65*
(Девушка-Дикарка)
Allerleirauh
66
(Заячья невеста)
Häsichenbraut со 2 издания; в 1 издании - KHM 66a: Hurleburlebutz
67 Die zwölf Jäger
68 De Gaudeif un sien Meester со 2 издания; в 1 издании - KHM 68a: Von dem Sommer- und Wintergarten
69* Jorinde und Joringel
70 Die drei Glückskinder со 2 издания; в 1 издании - KHM 70a: Der Okerlo
71
(Шестеро весь свет обойдут)
Sechse kommen durch die ganze Welt со 2 издания; в 1 издании - KHM 71a: Prinzessin Mäusehaut
72 Der Wolf und der Mensch со 2 издания; в 1 издании - KHM 72a: Das Birnli will nit fallen
73 Der Wolf und der Fuchs со 2 издания; в 1 издании - KHM 73a: Das Mordschloß
74 Der Fuchs und die Frau Gevatterin со 2 издания; в 1 издании - KHM 74a: Von Johannes-Wassersprung und Caspar-Wassersprung
75 Der Fuchs und die Katze со 2 издания; в 1 издании - KHM 75a: Vogel Phönix
76 Гвоздика Die Nelke
77 Die kluge Gretel со 2 издания; в 1 издании - KHM 77a: Vom Schreiner und Drechsler
78 Der alte Großvater und der Enkel
79
(Ундина)
Die Wassernixe
80* Von dem Tode des Hühnchens
81 Bruder Lustig со 2 издания; в 1 издании - KHM 81a: Der Schmied und der Teufel
82 De Spielhansl со 2 издания; в 1 издании - KHM 82a: Die drei Schwestern
83* Ганс в счастье (Счастливый Ганс) Hans im Glück со 2 издания; в 1 издании - KHM 153: Das arme Mädchen
84 Hans heiratet со 2 издания; в 1 издании - KHM 84a: Die Schwiegermutter
85 Die Goldkinder во 2-м издании - как KHM 63; в 1-м издании - KHM 85a, b, c, d: Schneeblume , Prinzessin mit der Laus , Vom Prinz Johannes , Der gute Lappen под общим названием Fragmente
86 Лиса и гуси Der Fuchs und die Gänse

Из первого издания. Том 2 (1815) [ | ]

Номер
(KHM)
Русское название
(с вариантами)
Оригинальное название Примечания
87* Der Arme und der Reiche
88
(Певун и прыгун-жаворонок)
Das singende springende Löweneckerchen
89* Die Gänsemagd
90 Der junge Riese
91
(Подземный человечек)
Dat Erdmänneken
92 Der König vom goldenen Berg
93 Die Rabe
94* Die kluge Bauerntochter
95 Der alte Hildebrand со 2 издания; в 1 издании - KHM 99: Der Geist im Glas
96 De drei Vügelkens
97 Das Wasser des Lebens
98* Doktor Allwissend
99
(Дух в бутылке)
Der Geist im Glas во 2-м издании - KHM 95; в 1-м издании - KHM 99a: Der Froschprinz
100 Des Teufels rußiger Bruder
101
(Медвежатник)
Der Bärenhäuter
102* Der Zaunkönig und der Bär
103 Сладкая каша
(Волшебный горшочек)
Der süße Brei
104*
(Умные люди)
Die klugen Leute с 7 издания; с 1 по 6 изданиях - KHM 104a: Die treuen Tiere
105* Märchen von der Unke
106*
(Бедный работник с мельницы и кошечка)
Der arme Müllerbursch und das Kätzchen
107 Die beiden Wanderer с 5 издания; с 1 по 4 изданиях - KHM 107a: Die Krähen
108
(Ганс мой Ёж)
Hans mein Igel
109 Das Totenhemdchen
110* Der Jude im Dorn
111 Der gelernte Jäger
112 Der Dreschflegel vom Himmel
113 De beiden Künigeskinner
114* Vom klugen Schneiderlein
115 Die klare Sonne bringt’s an den Tag
116 Das blaue Licht
117
(Своенравный ребёнок)
Das eigensinnige Kind
118 Die drei Feldscherer
119
(Семеро храбрецов)
Die Sieben Schwaben со 2 издания; в 1 издании - KHM 119a: Der Faule und der Fleißige
120 Die drei Handwerksburschen
121
(Королевич, который ничего не боялся)
Der Königssohn, der sich vor nichts fürchtet со 2 издания; в 1 издании - KHM 209: Die himmlische Hochzeit
122
(Салатный осёл)
Der Krautesel со 2 издания; в 1 издании - KHM 122a: Die lange Nase
123 Старуха в лесу
(Лесная старуха)
Die Alte im Wald
124* Die drei Brüder
125 Der Teufel und seine Großmutter
126 Ferenand getrü und Ferenand ungetrü
127 Der Eisenofen
128 Die faule Spinnerin
129* Die vier kunstreichen Brüder со 2 издания; в 1 издании - KHM 129a: Der Löwe und der Frosch
130* Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка Einäuglein, Zweiäuglein und Dreiäuglein со 2 издания; в 1 издании - KHM 130a: Der Soldat und der Schreiner
131 Die schöne Katrinelje und Pif Paf Poltrie
132 Der Fuchs und das Pferd
133
(Стоптанные туфельки)
Die zertanzten Schuhe
134 Die sechs Diener
135* Die weiße und die schwarze Braut
136 Der Eisenhans с 6 издания; с 1 по 5 издание KHM 136a: De wilde Mann
137 De drei schwatten Prinzessinnen
138 Knoist un sine dre Sühne
139 Dat Mäken von Brakel
140 Das Hausgesinde
141 Das Lämmchen und Fischchen
142
(Гора Симели)
Simeliberg
143 Up Reisen gohn со 2 издания; в 1 издании - KHM 143a: Die Kinder in Hungersnot
144 Das Eselein
145 Der undankbare Sohn
146 Die Rübe
147
(Помолодевший старик)
Das junggeglühte Männlein
148 Des Herrn und des Teufels Getier
149 Der Hahnenbalken
150
(Старуха нищая)
Die alte Bettelfrau
151* Die drei Faulen
151a Die zwölf faulen Knechte с 7-го издания - добавление к KHM 151
152 Пастушок Das Hirtenbüblein со 2 издания; в 1 издании - KHM 152a: Die heilige Frau Kummernis
153* Звёздные талеры
(Звёзды-талеры)
Die Sterntaler со 2 издания; в 1 издании - KHM 83
154 Der gestohlene Heller со 2 издания; в 1 издании - KHM 7
155 Die Brautschau со 2 издания; в 1 издании - Rätselmärchen

Из второго издания (1819) [ | ]

Из третьего издания (1837) [ | ]

Из четвёртого издания (1840) [ | ]

Номер
(KHM)
Русское название
(с вариантами)
Оригинальное название Примечания
168 Die hagere Liese
169 Das Waldhaus
170
(Всё поровну)
Lieb und Leid teilen
171 Der Zaunkönig
172 Die Scholle
173 Rohrdommel und Wiedehopf
174 Die Eule
175 Der Mond с 7 издания; с 4 по 6 изданиях - KHM 175a: Das Unglück
176
(Срок жизни)
Die Lebenszeit
177 Die Boten des Todes

Из пятого издания (1843) [ | ]

Номер
(KHM)
Русское название
(с вариантами)
Оригинальное название Примечания
178 Meister Pfriem
179 Die Gänsehirtin am Brunnen
180 Die ungleichen Kinder Evas
181 Die Nixe im Teich
182

Когда-то наши родители читали нам на ночь эти увлекательные сказки, затем эти же истории мы читали своим детям и, вероятно, наши дети будут читать их своим малышам.

Есть ли хоть один человек, который бы никогда не слышал романтическую историю о нежной, доброй красавице Белоснежке и о Прекрасном принце, о смелых и находчивых детях Гензеле и Гретте или о длинноволосой красавице Рапунцель, заточенной в самой высокой башне замка? Скорее всего, таких людей нет, а если и есть, то их не так уж и много. Авторы этих полюбившихся детям и взрослым сказок, которые вот уже на протяжении почти двухсот лет ежедневно звучат в тысячах детских спален, – братья Гримм. Еще в самом начале девятнадцатого века братья Гримм, лингвисты и исследователи немецкой культуры, начали собирать и записывать немецкие народные сказки. Но, как оказалось, далеко не всегда знакомые нам сказки, записанные братьями Гримм, были такими добрыми и романтичными. Современный человек, который прочтет оригинальные сказки этих писателей, скорее всего, ужаснется невероятно жестоким и кровавым сюжетам и еще вопрос, захочет ли мама или папа прочитать эти страшные истории своему малышу перед сном.

Сейчас существуют разные мнения относительно того, стоит ли вспоминать, какими были оригинальные истории, рассказанные братьями Гримм в первом издании. Но, например, редактор издания, которое впервые после двухсотлетнего забвения выпустило сказки братьев Гримм в их первоначальном варианте без купюр, говорит, что для родителей и издателей пришло время вернуться к оригиналу этих сказок.

Рапунцель зачала от своего принца, злая королева из сказки о Белоснежке на самом деле была биологической матерью прекрасной принцессы, замыслившей убить своего собственного ребенка, а голодная мать из еще одной истории настолько помешалась и отчаялась, что говорит своим дочерям: «Я должна убить вас, потому что мне надо что-то есть». Эти варианты сказок никогда прежде не публиковались ни на английском, ни на каком-либо другом (кроме немецкого) языке, но первое издание книги «Сказки братьев Гримм» содержит такие версии историй, которые рассказывали в Германии взрослые своим детям перед сном более двухсот лет назад.

В декабре 1812 года братья Гримм (Якоб и Вильгельм) опубликовали первый вариант своих сказок и вскоре стали известными во всем мире сказочниками. В 1815 году писатели выпустили второй том сказок, а с течением времени братья идут еще дальше и переиздают книгу шесть раз, отполировав истории и добавив в них христианские мотивы, чтобы сделать эти сказки более подходящими для детей. Перед выпуском седьмого издания сказок братья Гримм убирают и многочисленные упоминания о феях. Сегодня мы все знаем именно те варианты сказок, которые содержались в седьмом переиздании, выпущенном уже в 1857 году, - оно-то и стало самым известным сборником сказок в мире.

Джек Зипес (Jack Zipes), почетный профессор немецкого и сравнительного литературоведения в Университете Миннесоты, говорит, что часто задавался вопросом, почему первое издание книги «Сказки братьев Гримм» никогда раньше не было переведено на английский (да и на любой другой) язык, и в конце концов решил сделать это сам. Как рассказывает профессор Зипес, хотя современные издания сказок содержат около 100 историй, которые были включены и в первое издание, но все эти истории были заметно изменены. Таким образом, версии историй, которые сегодня знакомы большинству читателей, существенно отличаются от рассказов, которые были изложены в первом издании.

Издательство Принстонского университета (Princeton University Press) не так давно выпустило в свет оригинальную версию книги братьев Гримм, которая состоит из 156 историй в их первоначальном виде. Издание, проиллюстрированное художницей Андреа Деже (Andrea Dezsо), показывает совершенно другую сторону хорошо известных всем сказок, а также включает и некоторые ужасные, совершенно незнакомые нам сказки, которые сами авторы когда-то просто выбросили из всех последующих изданий, переиздававшихся братьями Гримм.

Например, страшная история под названием «Дети играли в убой (скота)» (Children Played at Slaughtering) поистине соответствует своему названию, так как рассказывает о группе детей, игравших в мясника и свинью. Эта страшная сказка заканчивается предсказуемо: мальчик перерезает горло своему младшему брату, а затем его самого ранит ножом в самое сердце разъяренная мать. К сожалению, бросившись к играющим с ножом детям, мать оставила еще одного своего ребенка в ванне, где тот и утонул. От невозможности жить дальше мать повесилась; когда муж возвратился домой, он был настолько подавлен, что вскоре тоже умер. Сказка «Голодные дети» (Children of Famine) такая же жуткая: мать угрожает своим дочерям убить их, так как нет ничего другого, что можно было бы поесть. Дети предлагают матери свои кусочки хлеба, но это не может утолить ее голод, и она говорит: «Вы должны умереть, иначе мы все зачахнем». Дети предлагают: «Мы ляжем в постель и будем спать, не вставая до тех пор, пока не наступит Судный день». Они так и сделали. «Никто не смог разбудить их ото сна. Между тем, мать покинула их, и никто не знает, куда она пошла».

Если вспомнить о Рапунцель, то она отдается похитителю, и после того, как провела в башне со своим принцем много «веселого времени», удивляется: «Скажите, матушка Готель, почему моя одежда становится слишком тесной? Она не подходит мне больше». А мачеха Белоснежка и мачеха Гензеля и Гретель в первоначальном варианте сказок были их родными матерями. Профессор Зипес полагает, что в более поздних изданиях братья Гримм изменили это, потому что материнство стало священным. Так что это родная мать Белоснежки сказала егерю: «Убей ее и принеси мне ее легкие и печень как доказательство завершенного дела. После этого я приготовлю их с солью и съем», а биологическая мать Гензеля и Гретель отказалась от них в лесу.

Профессор Зипес предполагает, что изменения, которые позже внесли в свои сказки братья Гримм, были «отражением состояния социального поведения, которое существовало на протяжении многих веков и предполагало наличие ревности между молодой мачехой и падчерицей». Ученый отмечает: «В восемнадцатом и девятнадцатом веках многие женщины умирали во время родов, и известны многочисленные случаи, когда отец женился во второй раз на более молодой женщине, которая, возможно, была близка по возрасту старшей дочери отца».

В оригинальной версии сказки «Золушка», чтобы добиться брака с принцем, сводные сестры совершили экстраординарные поступки, отрезая части своих ног, чтобы ступни соответствовали размеру золотой туфельки. Но все без толку - в конце концов, принц видел выливающуюся из обуви кровь. В переводе Зипеса мать говорит сводной сестре Золушки: «Вот нож. Если туфелька все еще слишком тесная для тебя, так отрежь кусок ноги. Это будет немного больно. Но какое это может иметь значение?»

Зипес описывает изменения, которые были внесены в «огромное» количество историй, приблизительно в сорок или даже в пятьдесят сказок, так как в первом издании они были слишком жестокими, а к седьмому, наиболее известному во всем мире изданию, все ужасы были либо удалены, либо кардинально изменены. «Первое издание было опубликовано не для детей и не для семейного прочтения. Эти сказки были вовсе не детскими. Все изменилось только тогда, когда после опубликования двух первых изданий сказок для взрослых братья Гримм изменили свое отношение к этим сказкам и решил создать более кроткие версии, предназначенные для семей из среднего класса. Это привело к тому, что Вильгельм отредактировал и подверг тщательной цензуре многие из уже изданных ранее сказок.

Как отмечает профессор Зипес, Вильгельм Гримм удалил все истории, которые могли бы оскорбить религиозные чувства среднего класса, например, историю о том, как дети играют в убой скота. Зипес также отмечает, что Вильгельм «добавил много христианских выражений и пословиц», стилистически украсил сказки,и устранил фей, потому что это связывало многие истории с французскими сказками. Зипес говорит: «Помните, что это было во время наполеоновских войн, в тот период, когда французы заняли Германию». «Так, в сказке «Шип розы» (Briar Rose), более известной как «Спящая красавица» (Sleeping Beauty), феи превращаются в мудрых женщин. Кроме того, краб, а вовсе не лягушка, объявляет королеве, что она забеременела».

В соответствии с академическими взглядами, оригинальные истории ближе к разговорной традиции, кроме того, они «более бесцеремонные, динамичные и яркие». Марина Уорнер (Marina Warner) в своем вступительном слове к изданию «Оригинальный фольклор и сказки братьев Гримм» (The Original Folk and Fairy Tales of the Brothers Grimm) говорит, что профессор Зипес «перерисовал карту, которую мы, как все думали, знали», и сделал сказки братьев Гримм «снова чудесно странными». Зипес пишет, что оригиналы «сохранили острый и наивный вкус разговорной традиции» и что эти сказки «потрясающие истории именно потому, что они так прямолинейны и неприхотливы», причем братья Гримм добавили к ним еще и свою «сентиментальную христианскую и пуританскую идеологию».

Но, как считает Зипес, эти истории по-прежнему остаются подходящими сказками на ночь. «Настало время для родителей и издателей вспоминать, какими были первоначальные истории, рассказанные братьями Гримм». Зипес добавляет: «Сказки Гримм берут свое естественное начало в народе, и эти сказки могут быть доступными как для взрослых, так и для детей. Если есть что-то отвратительное, читатель может сам решить, будет ли он их читать. Мы не нуждаемся в пуританской цензуре, чтобы кто-то указывал, что для нас хорошо, а что плохо».

Конечно, скорее всего, многим было бы интересно прочитать оригинальные сказки братьев Гримм, которые, как мы до сих пор думали, красивые и добрые. Но все же, прежде чем прочитать своему ребенку на ночь не ту светло-розово-небесно-голубую историю, а старшую, страшную, очень страшную сказку, которая заставляет застывать в жилах кровь, стоит хорошенько подумать, где потом будет спать малыш - в своей постели или на долгие годы переселится в кровать к родителям.

По материалам The Guardian

Я знал, что история популярных детских сказок не совсем простая и не всегда такая, как кажется. Но вот сегодня я узнал еще больше.

Жил-был один писатель. Звали его Ахим фон Арним (Achim von Arnim). Однажды он читал рукопись своих друзей, как было описано позднее, «меряя шагами комнату». При этом фон Арним так сильно углубился в чтение, что — как гласят апокрифы — «не замечал, как балансирует на его голове, легко взмахивая крыльями, ручная канарейка, которая, похоже, прекрасно чувствовала себя в его густых локонах».

Эта сцена дошла до нас в описании братьев Гримм. Якоб и Вильгельм (Jacob und Wilhelm Grimm) были теми самыми друзьями Ахима фон Арнима, которых тот посетил в городе Касселе в 1812 году и рукопись которых читал с таким увлечением, что не замечал канарейки на своей голове. К мнению Ахима братья Гримм, весьма плодовитые литераторы, относились с большим уважением. Тем не менее они были несколько удивлены, когда всем остальным их рукописям, прочитанным в тот вечер, фон Арним предпочел собрание сказок. Этим знаменитым сказкам посвящена сейчас большая часть выставочной площади нового музея братьев Гримм в Касселе, но сами они вовсе не считали эти сказки своим главным делом.

К Рождеству 1812 года они впервые вышли отдельной книгой, озаглавленной так: «Детские и домашние (то есть семейные) сказки, собранные братьями Гримм». Шестнадцать авторских экземпляров этой книги с пометками, комментариями и дополнениями братьев Гримм объявлены ЮНЕСКО документальным наследием человечества.

Романтик фон Арним, один из издателей сборника народных песен, буквально заставил в свое время колеблющихся Якоба и Вильгельма наконец опубликовать сказки, которые те собирали в течение многих лет. Миллионы читателей во всем мире, взрослых и детей, должны быть благодарны за это Ахиму фон Арниму. Ни одна из книг братьев Гримм не может даже приблизительно сравниться по популярности, с их сказками: ни сборник немецких народных преданий, ни толковый словарь немецкого языка в 16 томах.

Но это и не удивительно: вообще ни одну из опубликованных на немецком языке книг не переводили так часто на другие языки мира (в общей сложности на 160 языков!), ни одну не издавали столь высокими тиражами, как «сказки братьев Гримм», — так их уже очень скоро стали называть в самых разных странах. Когда в Германию приехала первая торговая делегация из Японии, которая только-только начинала налаживать отношения с Европой, японские дипломаты и банкиры потребовали включить в программу визита встречу с Якобом и Вильгельмом.

«Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Храбрый Портняжка», «Мальчик-с-пальчик», «Сладкая каша», «Госпожа Метелица», «Король Дроздобород» — вот только несколько названий, которые известны, наверное, почти каждому человеку в мире. Или известны под другими названиями и в несколько измененном виде. «Гензель и Гретель», например, как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о рыбаке и его жене» — как «Сказка о рыбаке и рыбке», и так далее.

Слишком грубые или слишком приглаженные?

Интересно, что у сказок братьев Гримм были и даже есть сегодня не только поклонники. В 1837 году Якоб и Вильгельм, отбиваясь от критиков, написали в одной из статей, что не собираются подробно разбирать достоинства своих сказок, чтобы защитить их. «Сам факт их народного существования, — подчеркивали братья Гримм, — уже достаточен для того, чтобы доказать их ценность». Между тем уже первое издание сказок вызвало недовольство таких представителей романтизма, как Брентано. Они считали сказки слишком грубыми, нуждающимися в литературной обработке. Любопытно, что современные фольклористы обвиняют братьев Гримм в прямо противоположном — в том, что те подвергли устные народные сказки слишком сильной литературной обработке.

Есть у братьев Гримм и критики другого рода. Они неутомимо ищут, откуда те списали свои сказки, и обвиняют их в плагиате. Между тем Якоб и Вильгельм никогда и не скрывали, что они не сами сочинили свои сказки, а лишь записали и обработали то, что услышали от сказителей и сказительниц. Одной из них была Доротея Фиманн (Dorothea Viehmann), дочь гессенского трактирщика. Ее предки-гугеноты бежали от преследований из Франции, поэтому многие сказки, которые услышали от Доротеи Якоб и Вильгельм Гримм и которые считаются классическими образцами немецкого фольклора, на самом деле берут начало в фольклоре французском (как, например, «Красная Шапочка» или «Кот в сапогах»).

Без гонорара

У некоторых сказок можно найти не только устные, но и литературные источники. Так, например, Храбрый Портняжка («одним махом семерых убивахом») впервые появился в шванках Мартина Монтануса еще в середине 16-го века, а Рапунцель с ее длинными золотыми волосами была героиней одного из романов Фридриха Шульца, вышедшего в 1790 году. Но оба автора давным-давно забыты, а вот герои братьев Гримм стали бессмертными. Бессмертными их сделал тот неповторимый поэтический язык в сочетании с реалистическими деталями, который характерен для стиля братьев Гримм.

Кстати, за первое издание сказок Якоб и Вильгельм не получили ни гроша: они отказались от гонорара, чтобы книжка, от которой никто не ожидал коммерческого успеха, вообще могла выйти. И к этому тоже приложил руку Ахим фон Арним, сумевший убедить своих друзей в том, что ценность собранных ими сказок намного важнее денег, которые те могли бы на этих сказках заработать. И он оказался прав.

А вот недавно в Великобритании издали сказки братьев Гримм в первой редакции 1812 года - то есть в самой кровавой и жуткой. Могу вам рассказать оригинальные сюжеты, которые вовсе не стоит рассказывать детишкам на ночь.

Золушка

Считается, что самый ранний вариант «Золушки» придумали в Древнем Египте: пока прекрасная проститутка Фодорис купалась в реке, орёл украл её сандалию и унес фараону, который восхитился маленьким размером обуви и в итоге на блуднице женился.

У итальянца Джамбаттиста Базиле, записавшего сборник народных легенд «Сказка сказок», все гораздо хуже. Его Золушка, точнее Зезолла, вовсе не та несчастная девочка, которую мы знаем по диснеевским мультикам и детским спектаклям. Терпеть унижения от мачехи ей не хотелось, поэтому она крышкой сундука сломала мачехе шею, взяв в сообщницы свою няню. Няня тут же подсуетилась и стала для девушки второй мачехой, вдобавок у нее оказалось шесть злобных дочерей, перебить всех девушке, конечно, не светило. Спас случай: однажды девушку увидел король и влюбился. Зезоллу быстро нашли слуги Его величества, но она сумела сбежать, обронив - нет, не хрустальную туфельку! - грубую пианеллу с подошвой из пробки, какие носили женщины Неаполя. Дальнейшая схема ясна: общенациональный розыск и свадьба. Так убийца мачехи стала королевой.

Актриса Анна Леванова в роли Золушки в спектакле «Золушка» режиссера Екатерины Половцевой в театре «Современник». Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

Спустя 61 год после итальянской версии свою сказку выпустил Шарль Перро. Именно она стала основой для всех «ванильных» современных интерпретаций. Правда, в версии Перро девочке помогает не крестная, а мать-покойница: на ее могиле живет белая птичка, исполняющая желания.

Братья Гримм тоже по-своему интерпретировали сюжет Золушки: по их мнению, вредные сестры бедной сиротки должны были получить по заслугам. Пытаясь втиснуться в заветную туфельку, одна из сестер отрубила себе палец, а вторая - пятку. Но жертва оказалась напрасной - принца предупредили голуби:

Погляди-ка, посмотри,
А башмачок-то весь в крови…

Эти же летающие воины справедливости в итоге выклевали сестрам глаза - тут и сказочке конец.

Красная Шапочка

История о девочке и голодном волке известна в Европе с XIV века. Содержимое корзинки менялось в зависимости от местности, а вот сама история была гораздо более неудачной для Золушки. Убив бабушку, волк не просто ее съедает, а готовит из ее тела вкусняшку, а из крови - некий напиток. Спрятавшись в кровати, он наблюдает, так Красная Шапочка с аппетитом уплетает свою же бабушку. Предупредить девочку пытается бабушкина кошка, но и она умирает страшной смертью (волк бросает в нее тяжелые деревянные башмаки). Красную Шапочку это, по-видимому, не смущает, и после сытного обеда она послушно раздевается и ложится в кровать, где ее поджидает волк. В большинстве версий на этом все заканчивается - мол, поделом глупой девчонке!

Иллюстрация в сказке «Красная шапочка». Фото: Public Domain / Гюстав Доре

Впоследствии Шарль Перро сочинил для этой истории оптимистичный финал и добавил мораль для всех, кого всякие незнакомцы зазывают к себе в кровать:

Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
Красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!

Спящая Красавица

Современная версия о поцелуе, разбудившем красавицу, - просто детский лепет по сравнению с оригинальным сюжетом, который записал для потомков все тот же Джамбаттиста Базиле. Красавицу из его сказки по имени Талия тоже настигло проклятье в виде укола веретена, после которого принцесса заснула беспробудным сном. Безутешный король-отец оставил в маленьком домике в лесу, но никак не мог предположить, что произойдет дальше. Спустя годы мимо проезжал еще один король, зашел в домик и увидел Спящую Красавицу. Недолго думая, он перенес ее на постель и, так сказать, воспользовался ситуацией, а потом уехал и забыл обо всем на долгое время. А изнасилованная во сне красавица через девять месяцев родила близнецов - сына по имени Солнце и дочку Луну. Именно они разбудили Талию: мальчик в поисках материнской груди принялся сосать ее палец и случайно высосал отравленный шип. Дальше - больше. Похотливый король снова приехал в заброшенный домик и обнаружил там потомство.

Иллюстрация в сказке «Спящая красавица». Фото: Commons.wikimedia.org / AndreasPraefcke

Пообещал девушке золотые горы и вновь уехал в свое королевство, где его, между прочим, ждала законная жена. Супруга короля, узнав о разлучнице, решила ее истребить вместе со всем выводком и заодно наказать неверного мужа. Она приказала убить малышей и приготовить из них мясные пироги для короля, а принцессу - сжечь. Уже перед самым огнем крики красавицы услышал король, который прибежал и сжег не ее, а надоевшую злобную королеву. И напоследок хорошая новость: близнецов не съели, потому что повар оказался нормальным человеком и спас детишек, заменив их ягненком.

Защитник девичьей чести Шарль Перро, конечно, сказку сильно изменил, но не удержался от «морали» в конце истории. Его напутствие гласит:

Немножко обождать,
Чтоб подвернулся муж,
Красавец и богач к тому ж,
Вполне возможно и понятно.
Но сотню долгих лет,
В постели лежа, ждать
Для дам настолько неприятно,
Что ни одна не сможет спать….

Белоснежка

Сказку про Белоснежку братья Гримм наводнили интересными деталями, которые в наше гуманное время кажутся дикими. Первая версия была опубликована в 1812 году, в 1854 году дополнена. Начало сказки уже не предвещает ничего хорошего: «В один зимний снежный день королева сидит и шьёт у окна с рамой из чёрного дерева. Случайно она колет иголкой палец, роняет три капли крови и думает: „Ах, если бы у меня родился ребёночек, белый как снег, румяный как кровь и чернявый как чёрное дерево“». Но по-настоящему жуткой здесь предстает колдунья: она ест (как сама думает) сердце убитой Белоснежки, а потом, поняв, что ошиблась, придумывает все новые изощренные способы ее убить. В их числе - удушающий шнурок для платья, ядовитый гребень и отравленное яблоко, которое, как мы знаем, подействовало. Интересен и финал: когда все становится хорошо у Белоснежки, приходит черед колдуньи. В наказание за свои грехи она пляшет в раскаленных железных башмаках, до тех пор, пока не падает замертво.

Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

Красавица и Чудовище

Первоисточник сказки - это ни много ни мало древнегреческий миф о прекрасной Психее, красоте которой завидовали все, начиная от старших сестер, заканчивая богиней Афродитой. Девушку приковали к скале в надежде скормить чудовищу, но чудесным образом ее спасло «незримое существо». Оно, конечно, было мужского пола, потому что сделало Психею своей женой при условии, что она не будет мучать его расспросами. Но, конечно, женское любопытство взяло верх, и Психея узнала, что ее муж вовсе не чудовище, а прекрасный Амур. Супруг Психеи обиделся и улетел, не обещая вернуться. Тем временем свекровь Психеи Афродита, которая с самого начала была против этого брака, решила вконец извести невестку, заставляя ее выполнять разные сложные задачи: например, принести золотое руно с бешеных овец и водички из реки мертвых Стикс. Но Психея все выполнила, а там и Амур вернулся в семью, и жили они долго и счастливо. А глупые завистливые сестры кинулись с утеса, тщетно надеясь, что и на них найдется «незримый дух».

Более близкая к современной истории версия была написана Габриэль-Сюзанн Барбот де Вильнев в 1740 году. В ней все сложно: Чудовище, по сути, несчастный сирота. Его отец погиб, а мать была вынуждена защищать свое королевство от врагов, поэтому воспитание сына доверила чужой тете. Та оказалась злой колдуньей, вдобавок хотела соблазнить мальчика, а получив отказ, превратила его в ужасного зверя. У Красавицы тоже в шкафу свои скелеты: она на самом деле не родная, а приемная дочь купца. Ее настоящий отец - король, согрешивший с залетной доброй феей. Но на короля претендует и злая колдунья, так что дочку ее соперницы решено было отдать купцу, у которого как раз погибла младшая дочь. Ну, и любопытный факт о сестрах Красавицы: когда зверь отпускает ее погостить у родных, «добрые» девицы специально заставляют ее задержаться в надежде, что чудище озвереет и съест ее. Кстати, этот тонкий родственный момент показан в последней киноверсии «Красавицы и Чудовища» с Венсаном Касселем

200 лет Сказкам братьев Гримм

Давным-давно, жили-были два брата-авантюриста Уилл и Якоб Гримм, которые впоследствии стали знаменитыми сказочниками. Они путешествовали по деревушкам, занимаясь собиранием фольклора и «прогоняя нечисть» за деньги… Приезжали в деревню, убеждали жителей, что на их мельнице поселилась ведьма, а потом - за вознаграждение - успешно «изгоняли» ее. В следующем селе это был тролль под мостом и так далее.

Но однажды слава об «экзорцистах» дошла до наполеоновских властей, которые приказали братьям расследовать серию загадочных исчезновений юных девушек в лесу на границе Франции и Германии.

Тут-то наши герои и сталкиваются нос к носу с настоящей нечистью - злой колдуньей… Уиллу и Якобу придется проявить все свои незаурядные способности, ведь в случае неудачи горе-детективов ждет гильотина…

Минуло много лет с той поры, как «Детские и домашние сказки» братьев Гримм вышли в свет. Издание было самое скромное и по внешности, и по объему: в книжке было всего 83 сказки, вместо 200, печатаемых в настоящее время.

Первый рукописный сборник сказок в 1810 году братья Якоб и Вильгельм отослали своему другу Клеменсу Брентано для ознакомления по его настоятельной личной просьбе, но тот его не вернул. Найдена рукопись была через многие годы, уже после смерти братьев, в монастыре траппистов Эленберг в Эльзасе.

Ныне она известна как Эленбергская рукопись 1810 года. В ней содержится 49 сказок, из которых Вильгельмом Гриммом записано 15, а Якобом Гриммом - 27. Эти сказки услышаны непосредственно от сказителей Гессена. Остальные взяты из литературных источников.

Существовало подозрение, что Брентано опубликует сказки первым, под своим именем, поэтому было решено как можно скорее приступить к изданию собственной книги, с простым оформлением и без иллюстраций, для чтения простого народа.

В сентябре 1812 года новая рукопись будущего первого тома была послана издателю Реймеру. Изданный 20 декабря 1812 года в Берлине первый том первого издания сборника был самым скромным и по оформлению, и по объему: в книжке было всего 83 сказки, вместо 200, печатаемых в настоящее время. Тираж составил всего 900 экземпляров. Во втором томе, отпечатанном в 1814 году, добавилось еще 70 сказок.

Еще при жизни братьев Гримм их сборник, постоянно ими дополняемый, вы держал уже шесть изданий и был переведен почти на все европейские языки.

Материал для книги начали собирать за несколько лет до выхода сборника. Братья Гримм начали вести регулярные записи сказок с 1807 года, во время своего путешествия по Гессену, продолжили в Вестфалии. Среди прочих знатоков сказок, давших материал для первого тома, братьями был особенно выделен вклад пастуха овец на лысых вершинах Брунсберга возле Хекстера и престарелого драгунского вахмистра Иоганна Фридриха Краузе в Гоофе под Касселем, у которого братья выменяли истории на старое платье.

Некая старая Мария поведала сказки "Мальчик-с-пальчик", "Братец и сестрица", "Девушка-безручка", "Красная Шапочка", "Спящая Красавица". По ее рассказам, частью близких к сюжетам Шарля Перро, опубликовано 11 сказок в первом томе и одна - во втором. Вероятно, под этим именем скрывается Мария Гассенпфлуг, чья мать происходила из гугенотской семьи Друм из Дофинэ, в доме Марии все свободно разговаривали по-французски. Сказки "Чёрт с тремя золотыми волосками", "Король Дроздобород" также были записаны в семье Гассенпфлуг от дочерей Марии.

Внесла свой вклад и одна юная сказительница-голландка, дружившая с сестрой Лоттой Гримм, которая и сама поддерживала своих братьев в фольклорных изысканиях, впоследствии выйдя замуж за Людвига Гассенпфлуга, сына Марии.

Сын пастора Фердинанд Зиберт, преподаватель Фридриховой гимназии в Касселе, после выхода в свет второго тома сказок пополнил последующие издания множеством сказок, в том числе одним из вариантов "Белоснежки"

http://news.liga.net/all/culture/

Памятник Якобу и Вильгельму Гримм в г. Ханау

«Нам кажется, что все эти сказки принадлежат культуре 200-летней давности и что с тех пор люди сильно изменились, но эти сказки сейчас остаются такими же захватывающими. В них речь идет о распространенных жизненных ситуациях, с которыми мы всегда будем сталкиваться, потому что с течением времени люди почти не меняются», - мнение Пулман.

К этой дате Федеративная Республика Германия запускает выпуск целого цикла серебряных монет. Первая посвящена непосредственно 200-летнему юбилею издания и несёт изображение братьев - Якоба и Вильгельма. Вторая будет эмитирована в следующем году. Тема её - «Белоснежка».
Утащено отсюда , спасибо Томаовсянка

17 января 2015, 03:03

Пиноккио

В оригинальной версии Карло Коллоди, опубликованной в 1883 году, никаких фей и чудес и в помине не было. Бедный деревянный мальчик в самом начале книги заснул у огня и его ноги сгорели, а перед этим он умудрился убить говорящего сверчка. Да-да, то самое милое создание, которое нам нравилось в мультиках. После всего этого Пиноккио превращают в осла, привязывают к камню и сбрасывают со скалы…но и на этом его злоключения не заканчиваются. Пока он был ослом, его покупали на ярмарке и хотели сделать из него барабан, потом - чуть не посадили в тюрьму, и вообще издевались над Пиноккио как могли.

В чем была поучительная часть оригинальной сказки понять трудно. Не стругайте из дерева мальчиков, все плохо закончится? Как бы то ни было, современная версия с Карабасом Барабасом или страстным желанием деревянного мальчика превратиться в настоящего, звучит просто волшебно, когда знаешь настоящую историю.

Белоснежка

Гномы в оригинальной версии сказки даже мимо не проходили, а вот вместо мачехи у Белоснежки была настоящая мама, которая все-таки отправила егеря убить собственную дочь в лесу и принести обратно только её печень, легкие и сердце чтобы, засолить и съесть. По некоторым версиям - для вечной красоты и молодости. В сюжете Братьев Гримм 1812 года, жестокая мама все-таки была наказана: она пришла на свадьбу Белоснежки и танцевала в раскаленных железных башмаках, пока не упала замертво.

Красная шапочка

В первоначальной истории, на основе которой Перро создал легендарную сказку (а было это аж в 1697 году), волк был не обаятельным Джонни Деппом, как в новом фильме, а обортнем. Съев бабушку, он предлагает красной шапочке не пообсуждать размеры его ушей и глаз, а сразу раздеться и лечь в кровать, выбросив одежду в огонь. Дальше версии расходятся - в сказке Перро волк съедает Красную Шпочку в постели, в оригинальной истории девочка говорит, что хочет в туалет и ей удается сбежать. Последняя версия звучит вполне позитивно, если вспомнить, что в версии братьев Гримм 1812 года, девочку и бабушку освобождают, разрезав волку брюхо.

Золушка

В пересказе братьев Гримм, а именно в 7-м тираже 1857 года, сказка звучит намного зловещее, чем у Шарля Перро, который создал оригинальный сюжет за 200 лет ло этого. Кстати именно эту жутковатую версию мы и видим в новом фильме «Чем дальше в лес…». Почему из всех добрых пересказов сказки Голливуд выбрал именно этот, не понятно, но факт остается фактом: по версии братьев Гримм, красивые и злые сестры Золоушки любой ценой хотели замуж за принца и в отчаянии одна отрезала себе палец, а другая пятку, что бы нога поместилась в туфельку. Голуби, друзья Золушки, замечают что туфельки наполняются кровью и раскрыв обман сестер, выклевывают им глаза. Ну а принц в это время понимает, что Золушка и есть его единственная.

Спящая красавица

В сборнике сказок 1634 года сказочника Джамбаттиста Базиле, который один из первых взялся записывать сказки, которые рассказывали люди из поколения в поколения, и которые потом переписали Братья Гримм и Шарль Перро, сказка о спящей красавице тоже выглядит по-другому. Основана она на рассказе «Солнце, Луна и талия (имя)» Джамбаттиста Базиле. Принцесса Талия засыпает глубоким сном, и ее находит принц, но не целует, а, очарованный ее красотой, насилует. Она беременеет, рожает близнецов. Один из них начинает сосать палец вместо груди в поисках пищи и высасывает осколок заколдованной иглы. Принцесса в шоке просыпается, оказывается, что она уже и мама. Король, который ее изнасиловал, узнав о чудесном воскрешении принцессы, быстренько убивает свою прежнюю жену и остается с новой возлюбленной. Вот так вот все просто решается.

Крысолов

Самый известный сегодня вариант сказки о Крысолове, в двух словах, таков:

Город Гамельн подвергся нашествию полчища крыс. И тут появился человек с дудочкой и предложил избавить город от грызунов. Жители Гамельна согласились заплатить щедрое вознаграждение, и крысолов выполнил свою часть договора. Когда дело дошло до оплаты – горожане, что называется, «кинули» своего спасителя. И тогда Крысолов решил избавить город от детей тоже!

В более современных версиях, Крысолов заманил детей в пещеру подальше от города и как только жадные горожане расплатились, отправил всех по домам. В оригинале Крысолов завёл детей в реку, и они утонули (кроме одного хромоножки, который отстал от всех).

Русалочка

У Диснея фильм про Русалочку заканчивается пышной свадьбой Ариэль и Эрика, на которой веселятся не только люди, но и морские жители. Но в первой версии, которую написал Ганс Христиан Андерсен, принц женится на совершенно другой принцессе, а убитой горем Русалочке предлагают нож, который она, чтобы спастись, должна вонзить в сердце принца. Вместо этого бедное дитя прыгает в море и умирает, превратившись в морскую пену.

Затем Андерсен слегка смягчил концовку, и Русалочка становилась уже не морской пеной, а «дочерью воздуха», которая ждёт своей очереди, чтобы отправиться на небеса. Но всё равно это был очень печальный конец.

Изначально русалочка должна была умереть, чтоб принц и его царство процветали. Вот такая жертвенность. В итоге русалочкина душа становится свободной за хорошие поступки. Интересно, а что происходит в итоге с душой принца. Уж он-то точно поступил неблагородно.

Рапунцель

Братья Гримм собрали историю из кусочков темных деяний, и продюсерам Диснея стоило немалого труда, чтобы переделать ее. На самом деле история бегства Рапунцель кончается тем, что та прыгает с башни, пытаясь покончить с жизнью самоубийством, но выживает. Затем слепнет и уже слепая ищет принца. Находит или нет, не сказано. Позже принц находит Рапунцель, а та живет в лесу с двумя детьми. Чьими – тоже остается загадкой, видимо, внебрачными, от принца. Да уж, не очень-то детская легенда.

красавица и чудовище

А вы как думали? Тут тоже есть подвох. Диснеевская история написана по мотивам французской сказки под авторством Жанна-Мари Лепренс де Бомон. Но на этом сходство с оригиналом истории заканчивается. Жанна писала о том, что Красавица была младшей дочкой, и было у нее две сестры. А дальше сказка в точности повторяет наш Аленький Цветочек. Что ужасного. Вообще-то красавицу отправили умирать без еды и помощи в глухой лес. Сестры надеялись, что ее там сожрет страшное чудовище.

гензель и гретель

Хотя братья Гримм и снабдили сказку счастливым концом, но события, которые преследовали брата и сестру, способны оставить мрачные следы в душе детей. Двое родителей оставили малышей в лесу умирать, так как не могли прокормить сами себя (какой благородный посыл, прививаемый детским умам). Попав в обитель лесной ведьмы, дети едва спаслись. Единственное, что в сказке якобы справедливо, так это то, что мама-кукушка в конце погибает странной смертью. Хотя тоже вот: что это за прививки мстительных идей?

Румпельштильцхен

Сказка о злобном карлике, который умел прясть из соломы золото. В оригинальном варианте сказки братьев Гримм он помогает дочери мельника, которая врет королю, что умеет прясть из соломы золото. Карлик просит взамен за услугу ее будущего ребенка. Когда ребенок рождается, а девушка не соглашается его вернуть карлику, тот говорит, что если она угадает его имя, то он оставит ей ребенка. Девушка случайно слышит песенку и произносит имя карлика. В последней редакции сказки карлик просто в гневе убегает. Но изначально он проваливается под пол, и, пытаясь выбраться, дергает себя за ногу и рвет на две части на глазах у девушки. Очень жизнеутверждающая история.

Принцесса и лягушка (Король-лягушка)

Сказка тоже была написана братьями Гримм. Если в русских сказках лягушкой оказывается принцесса, тот тут принц. И если в поздней версии сказки отказ от поцелуя означал вечное заключение юного принца в теле лягушки, то в ранней версии неправильное заклинание, которое заменяло поцелуй, расплющивало несчастную лягушку о стенку. Затем труп лягушки терял голову и самопроизвольно возгорался. Очевидно, о правах животных во времена создания сказок не слыхивали.

маша и три медведя

В этой милой сказке фигурирует маленькая златовласая девочка, которая заблудилась в лесу и попала в дом трёх медведей. Ребёнок ест их еду, сидит на их стульях, и засыпает на постели медвежонка. Когда медведи возвращаются, девочка просыпается и от страха сбегает в окно.

У этой сказки (опубликованной впервые в 1837 году) целых два оригинала. В первом медведи находят девочку, разрывают её и съедают. Во втором – вместо златовласки появляется маленькая старушка, которая, после того, как её будят медведи, выпрыгивает в окно и ломает себе то ли ногу, то ли шею.