Чучело львов призрак и тьма. Двое из Цаво: колониальная быль, плавно переходящая в страшную сказку

Знаменитые львы-людоеды из Цаво, погубившие жизни свыше 130 рабочих-железнодорожников в Кении в начале 20 века, убивали людей не из-за недостатка пищи, а ради удовольствия или из-за простоты охоты на человека, заявляют палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Похоже, что охота на человека не была мерой последнего спасения для львов, она просто облегчала им жизнь. Наши данные показывают, что эти львы-людоеды не до конца съедали туши пойманных ими животных и людей. Похоже, что люди просто служили приятным дополнением к их уже разнообразной диете. В свою очередь, антропологические данные указывают на то, что в Цаво людей ели не только львы, но и леопарды и прочие большие кошки", - рассказывает Лариса ДеСантис (Larisa DeSantis) из университета Вандербильтов в Нэшвилле (США).

Эта история берет свое начало в 1898 году, когда колониальные власти Британии задумали соединить свои колонии на востоке Африки гигантской железной дорогой, протянувшейся вдоль берегов Индийского океана. В марте ее строители, завезенные в Африку рабочие-индусы и их белые "сахибы", столкнулись с очередной естественной преградой – рекой Цаво, мост через которую они строили последующие девять месяцев.

На протяжении всего этого времени железнодорожников терроризировала пара местных львов, смелость и дерзость которых часто доходила до того, что они в прямом смысле вытаскивали рабочих из их палаток и съедали их заживо на краю лагеря. Первые попытки отпугнуть хищников при помощи огня и заграждений из колючих кустарников провалились, и они продолжали нападать на участников экспедиции.

В результате этого рабочие начали массово дезертировать из лагеря, что вынудило англичан устроить охоту на "убийц из Цаво". Львы-людоеды оказались неожиданно хитрой и неуловимой добычей для Джона Паттерсона, полковника имперской армии и руководителя экспедиции, и только в начале декабря 1898 года ему удалось подстеречь и застрелить одного из двух львов, а через 20 дней убить второго хищника.


Призрак и Тьма. Львы-людоеды из Цаво, репродукция в Полевом музее естественной истории в Чикаго

За это время львы успели оборвать жизни 137 рабочих и британских военнослужащих, что заставило многих натуралистов того времени и современных ученых обсуждать причины подобного поведения. Львы, и особенно самцы, в то время считались достаточно трусливыми хищниками, не нападающими на людей и крупных кошек при наличии путей отступления и других источников пищи.

Как рассказывает ДеСантис, подобные идеи заставляли большинство исследователей предполагать, что львы нападали на рабочих из-за голода – в пользу этого говорило то, что местное поголовье травоядных животных сильно сократилось из-за эпидемии чумы и серии пожаров. ДеСантис и ее коллега Брюс Паттерсон (Bruce Patterson), однофамилец полковника из Полевого музея истории Чикаго, где хранятся останки львов, уже 10 лет пытаются доказать, что это было не так.

Сафари для "царя зверей"

Изначально Паттерсон считал, что львы охотились на людей не из-за недостатка пищи, а по той причине, что их клыки были сломаны. Эта идея была встречена шквалом критики со стороны научного сообщества, так как сам полковник Паттерсон отмечал, что клык одного льва сломался об ствол его винтовки в тот момент, когда животное подстерегло и прыгнуло на него. Тем не менее, Паттерсон и ДеСантис продолжили изучение зубов "убийц из Цаво", используя на этот раз современные палеонтологические методы.

Эмаль зубов всех животных, как объясняют ученые, покрыта своеобразным "узором" из микроскопических царапин и трещин. То, какую форму и размеры имеют эти царапины, и то, как они распределены, напрямую зависит от типа пищи, которой питался их обладатель. Соответственно, если львы голодали, то тогда на их зубах должны оставаться следы от разгрызенных костей, которые хищники были вынуждены поедать при недостатке пищи.

Руководствуясь этой идеей, палеонтологи сравнили рисунки царапин на эмали львов из Цаво с зубами обычных львов из зоопарка, которых кормят мягкой пищей, гиен, питающихся падалью и костями, и льва-людоеда из Мфуве в Замбии, убившего как минимум шестерых местных жителей в 1991 году.

"Несмотря на то, что очевидцы часто сообщали о "хрусте костей", раздававшемся на окраинах лагеря, мы не нашли следов повреждений эмали на зубах львов из Цаво, характерных для поедания костей. Более того, рисунок царапин на их зубах больше всего похож на тот, который имеется на зубах львов в зоопарках, которых кормят говяжьей вырезкой или кусками конины", - рассказывает ДеСантис.

Соответственно, можно говорить о том, что эти львы не страдали от голода и охотились на людей отнюдь не по гастрономическим причинам. Ученые предполагают, что львам просто понравилась достаточно многочисленная и легкая добыча, для поимки которых требовалось гораздо меньше усилий, чем для охоты на зебр или крупный рогатый скот.

Как считает Паттерсон, подобные выводы частично говорят в пользу его старой теории о стоматологических проблемах у львов – для того, чтобы убить человека, льву не обязательно было перекусывать его шейные артерии, что было проблематично сделать без клыков или с больными зубами при охоте на крупных травоядных животных. Аналогичные проблемы с зубами и челюстями, по его словам, имел и лев из Мфуве. Поэтому можно ожидать, что споры вокруг людоедов из Цаве вспыхнут с новой силой.


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КНИГЕ ПАТТЕРСОНА «ЛЮДОЕДЫ ИЗ ЦАВО»

КНИГА английского инженера Джемса Паттерсона получила международную известность в начале нашего столетия. Она выдержала несколько изданий и переведена на многие европейские языки (на русский не переводилась). Книга «Людоеды из Цаво» рассказывает о строительстве железной дороги в Восточной Африке. Она содержит попутно очерки природы и этнографии Кении и рассказы об охотничьих приключениях автора. Однако не эти, пусть живо написанные, но все же дилетантские сведения обусловили широкую известность книги. Центральный стержень ее – повесть о борьбе с двумя львами-людоедами, которые прервали строительство важного моста и замедлили всю постройку дороги. Именно эта повесть о большой трагедии и выдающемся человеческом мужестве сделала книгу Паттерсона документом отважной борьбы с природой, документом, который не потерял своего интереса и для последующих поколений, в том числе и для наших советских читателей, умеющих ценить стойкость, храбрость и самоотверженный труд.

Поэтому из всей книги были выбраны лишь главы, рассказывающие о борьбе Паттерсона с львами-людоедами, все другие части опущены как устарелые. Может быть, любители истории исследования Африки и этнографии посетуют на этот выбор и сочтут, что книгу следовало бы перевести полностью. Однако мне кажется, что интерес драматической центральной части книги не идет ни в какое сравнение с отрывочными и случайными наблюдениями автора над этнографией и природой Кении конца прошлого века. Вот почему в нашем сборнике для массового читателя мы ограничились лишь главами о борьбе с львами-людоедами.

Повесть «Людоеды из Цаво» перекликается с написанными сорок лет спустя замечательными книгами Джима Корбетта об индийских тиграх-людоедах. В книгах невольно обращает на себя внимание громадное количество людей, погибших от тигров и леопардов-людоедов, и полная беспомощность населения перед страшным хищником. Целые районы покидались людьми, пустели ярмарки, замирала жизнь на дорогах, прекращались заготовки леса. Очень похожую картину рисует Паттерсон на строительстве железной дороги. Всего два льва-людоеда появляются в районе строительства, и тысячи рабочих живут в постоянном ужасе, работы дезорганизуются и даже совсем прерываются. Это сходство историй Корбетта и Паттерсона не случайно. Строительство железной дороги вели привезенные в Африку рабочие-индийцы. Они сохранили в Африке характерные черты быта индийского народа и в том числе религиозное отвращение к убийству любого животного. Пассивность и покорность предопределению судьбы также характерны для главных религий Индии – брахманской и буддийской.

Можно с уверенностью утверждать, что в других условиях животные-людоеды не могли бы так свирепствовать. Жизнь их была бы очень короткой и число жертв несравненно меньшим. И дело тут не только в отсутствии огнестрельного оружия. Не окажись здесь инженера, Паттерсона, вместо него отлично расправились бы с людоедами своими копьями воины из племени масаев.

Итак, два льва-людоеда разгулялись на маленьком кусочке Индии, перенесенном в Африку, в полную силу своих азиатских коллег. По есть существенная разница между Джимом Корбет-том и инженером Джемсом Паттерсоном. Корбетт был прирожденным охотником, уроженцем Индии, и те места, в которых он охотился за людоедами, были знакомы ему, как комната родного дома. Этот человек, в беспримерном мужестве которого не может быть никаких сомнений, выступил на борьбу с людоедами, будучи вооружен отличным знанием джунглей и привычек зверей, какое дало ему более чем четвертьвековое знакомство с ними.

Инженер Паттерсон взялся за такую же задачу в чужой стране, едва знакомой ему, и его охотничий опыт не шел ни в какое сравнение с опытом Джима Корбетта. Конечно, скажут иные бывалые путешественники, тигр опаснее льва! На это можно ответить, что у Паттерсона не было столь совершенного оружия, электрических фонарей и магниевых вспышек, какими обладал Корбетт. Молодая самоуверенность и отвага, да может быть еще и удача, спасли инженера Паттерсона и помогли ему выйти победителем. Достаточно прочитать захватывающие страницы о его дежурстве на наспех сколоченном низком помосте, в непроглядной темноте, один на один с людоедом, чтобы понять, что борьба эта не всегда была равной и что явный перевес был на стороне львов-людоедов.

Я убежден, что наши читатели с интересом примут эту повесть о большом мужестве человека, сумевшего спасти жизнь многим простым людям – индийским рабочим, к которым он относился с неизменным уважением, так же как и к спутникам своих охот – коренным жителям Африки.

Профессор И. А. Ефремов



ПРИЕЗД В ЦАВО

ПОЛДЕНЬ 1 марта 1898 года застал меня на борту корабля, входящего в узкую и довольно опасную гавань Момбасы, порта на восточном берегу Африки. Город расположен на острове того же названия, отделенном от материка очень узким проливом, который и образует гавань. Пока наше судно медленно разворачивалось неподалеку от старой причудливой португальской крепости, построенной более трех столетий назад, я все больше и больше поражался необычной красоте пейзажа, постепенно раскрывающегося передо мной. Вопреки ожиданиям все вокруг выглядело свежим и цветущим. Древний город нежился в сверкающих лучах солнца, лениво отражаясь в неподвижном море; плоские крыши и ослепительно белые стены домов мечтательно проглядывали меж покачивающихся стволов стройных кокосовых пальм, огромных баобабов и раскидистых манговых деревьев, а темно-зеленые, поросшие густым лесом холмы и склоны материка служили выразительным фоном для этой прекрасной и неожиданной для меня картины.

« ... Похоже, что охота на человека не была мерой последнего спасения для львов, она просто облегчала им жизнь. Наши данные показывают, что эти львы-людоеды не до конца съедали туши пойманных ими животных и людей. Похоже, что люди просто служили приятным дополнением к их уже разнообразной диете. В свою очередь, антропологические данные указывают на то, что в Цаво людей ели не только львы, но и леопарды и прочие большие кошки... »

— рассказывает Лариса ДеСантис (L arisa D eSantis) из университета Вандербильтов в Нэшвилле (США).

Темное сердце Африки

Эта история берет свое начало в 1898 году, когда колониальные власти Британии задумали соединить свои колонии на востоке Африки гигантской железной дорогой, протянувшейся вдоль берегов Индийского океана. В марте её строители, завезенные в Африку рабочие-индусы и их белые “сахибы” , столкнулись с очередной естественной преградой — рекой Цаво, мост через которую они строили последующие девять месяцев.

На протяжении всего этого времени железнодорожников терроризировала пара местных львов, смелость и дерзость которых часто доходила до того, что они в прямом смысле вытаскивали рабочих из их палаток и съедали их заживо на краю лагеря. Первые попытки отпугнуть хищников при помощи огня и заграждений из колючих кустарников провалились, и они продолжали нападать на участников экспедиции.

В результате этого рабочие начали массово дезертировать из лагеря, что вынудило англичан устроить охоту на “убийц из Цаво” . Львы-людоеды оказались неожиданно хитрой и неуловимой добычей для Джона Паттерсона, полковника имперской армии и руководителя экспедиции, и только в начале декабря 1898 года ему удалось подстеречь и застрелить одного из двух львов, а через 20 дней убить второго хищника.

За это время львы успели оборвать жизни 137 рабочих и британских военнослужащих, что заставило многих натуралистов того времени и современных учёных обсуждать причины подобного поведения. Львы, и особенно самцы, в то время считались достаточно трусливыми хищниками, не нападающими на людей и крупных кошек при наличии путей отступления и других источников пищи.

Как рассказывает ДеСантис, подобные идеи заставляли большинство исследователей предполагать, что львы нападали на рабочих из-за голода — в пользу этого говорило то, что местное поголовье травоядных животных сильно сократилось из-за эпидемии чумы и серии пожаров.

ДеСантис и её коллега Брюс Паттерсон (Bruce Patterson), однофамилец полковника из Полевого музея истории Чикаго, где хранятся останки львов, уже 10 лет пытаются доказать, что это было не так.

Сафари для "царя зверей"

Изначально Паттерсон считал, что львы охотились на людей не из-за недостатка пищи, а по той причине, что их клыки были сломаны.

Эта идея была встречена шквалом критики со стороны научного сообщества, так как сам полковник Паттерсон отмечал, что клык одного льва сломался об ствол его винтовки в тот момент, когда животное подстерегло и прыгнуло на него.

Тем не менее, Паттерсон и ДеСантис продолжили изучение зубов “убийц из Цаво” , используя на этот раз современные палеонтологические методы.

Эмаль зубов всех животных, как объясняют учёные, покрыта своеобразным “узором” из микроскопических царапин и трещин.

То, какую форму и размеры имеют эти царапины, и то, как они распределены, напрямую зависит от типа пищи, которой питался их обладатель.

Соответственно, если львы голодали, то тогда на их зубах должны оставаться следы от разгрызенных костей, которые хищники были вынуждены поедать при недостатке пищи.

Руководствуясь этой идеей, палеонтологи сравнили рисунки царапин на эмали львов из Цаво с зубами обычных львов из зоопарка, которых кормят мягкой пищей, гиен, питающихся падалью и костями, и льва-людоеда из Мфуве в Замбии, убившего как минимум шестерых местных жителей в 1991 году.

« ... Несмотря на то, что очевидцы часто сообщали о “хрусте костей”, раздававшемся на окраинах лагеря, мы не нашли следов повреждений эмали на зубах львов из Цаво, характерных для поедания костей. Более того, рисунок царапин на их зубах больше всего похож на тот, который имеется на зубах львов в зоопарках, которых кормят говяжьей вырезкой или кусками конины... »

— рассказывает ДеСантис.

Соответственно, можно говорить о том, что эти львы не страдали от голода и охотились на людей отнюдь не по гастрономическим причинам. Учёные предполагают, что львам просто понравилась достаточно многочисленная и легкая добыча, для поимки которых требовалось гораздо меньше усилий, чем для охоты на зебр или крупный рогатый скот.

Как считает Паттерсон, подобные выводы частично говорят в пользу его старой теории о стоматологических проблемах у львов — для того, чтобы убить человека, льву не обязательно было перекусывать его шейные артерии, что было проблематично сделать без клыков или с больными зубами при охоте на крупных травоядных животных.

Аналогичные проблемы с зубами и челюстями, по его словам, имел и лев из Мфуве.

Поэтому можно ожидать, что споры вокруг людоедов из Цаве вспыхнут с новой силой.

В 1898 году Великобритания начала строительство железнодорожного моста через реку Цаво в Кении. В течение следующих девяти месяцев рабочие-строители превратились в постоянный объект нападений двух львов-убийц. Хищники отличались крупными размерами (более трех метров в длину) и, как и многие львы в регионе Цаво, отсутствием гривы. Сначала львы нападали на рабочих ночью, утаскивая людей из палаток в чащу и пожирая там. Однако вскоре хищники настолько потеряли страх, что пожирали жертв прямо рядом с палатками. Размеры, свирепость и коварство двух львов-убийц были столь велики, что многие местные жители считали хищников демонами, пытающимися изгнать британских захватчиков, а рабочие железной дороги сотнями уходили со строительства. В результате строительство моста было свернуто - никто не хотел становиться следующей жертвой «дьявольских львов». Часто львы не поедали своих жертв, а просто убивали ради удовольствия. Из-за этого львы получили говорящие имена: Призрак и Тьма, на их поиски и поимку неоднократно посылались охотники, но львам каждый раз удавалось уходить от преследования. Все отмечали что в них было что-то дьявольское и мистическое.

Джон Генри Паттерсон, главный инженер, ответственный за строительство железнодорожного моста, решил убить хищников: в декабре 1989 года он подстрелил одного из двух львов, а двумя неделями убил и второго. К этому времени львы убили порядка 140 человек.
Во время своих странствий по саванне, Паттерсон и Ремингтон нашли зловонную пещеру, где гнили человеческие останки. Некоторые органы были просто покусаны, а что-то совсем не тронуто. Из этого они сделали вывод, что львы охотились не только из-за еды, но и из-за острых ощущений.

Пока они искали их, они ни разу не встретили львов лицом к лицу, но зато часто слышали их частое дыхание или глухой рык. В темноте из-за травы они иногда замечали блики кошачьих глаз, но они быстро исчезали. Львы довольно близко подходили к охотникам, но понимали люди это только через какое-то время. В некоторые моменты, по признанию Паттерсона и Ремингтона, им казалось, что охотятся именно за ними.

Ситуация накалилась. Пара мужчин поняла, что это не просто охота, а гонка на выживание. Убийство львов должно было положить конец кровопролитию, которое началось девятью месяцами ранее. После неудачным попыток, первого льва удалось убить 9-го декабря 1898-го. Двадцать дней спустя был повержен и второй. Позже охотник рассказал, как даже 9 выстрелов не остановили зверя. «В последний момент он пытался напасть на меня. Мне повезло!» - вспоминал Паттерсон.

Эта пещера существует и по сию пору, и хотя человеческие кости были изъяты, местные жители утверждают, что человеческие останки до сих пор можно обнаружить внутри. Этот факт кажется очень странным, учитывая, что обычные львы не обустраивают себе логово. Сегодня останки двух знаменитых львов-убийц хранятся в музее в Чикаго, хотя власти Кении уже выражали намерение построить музей, полностью посвященный хищникам и их жертвам. Примечательны были и размеры львов: первый из львов был 3 метра длиной (от носа до кончика хвоста). Он был настолько тяжелым, что потребовалось 8 человек, чтобы донести его до лагеря.

Новость отредактировал Оляна - 4-12-2015, 09:22

Мы хорошо помним этих львов по фильму «Призрак и тьма» (1996), именно так их называли, «Призрак» и «Тьма». 119 лет назад эти два огромных безликих людоеда охотились на железнодорожников в районе Цаво в Кении. В течение девяти месяцев в 1898 году львы убили, по меньшей мере, 35 человек, а по другим источникам аж 135 человек. И вопрос о том, почему львы пристрастились к вкусу человеческой плоти оставался предметом многих домыслов и предрассудков.

Также известные как львы из Цаво (людоеды из Цаво), эта парочка животных охотилась ночью, пока она не была застрелена и убита в декабре 1898 года инженером железной дороги полковником Джоном Генри Паттерсоном. В последующие десятилетия общественность была очарована рассказами о свирепых львах, которые впервые появились в газетных статьях и книгах (один рассказ был написан самим Паттерсоном в 1907 году: «Людоеды из Цаво»), а затем в кино.

Раньше предполагалось, что жестокий голод толкал львов поедать людей. Однако недавний анализ останков двух людоедов, которые стали частью коллекции Музея естественной истории имени Филда в Чикаго дает новое трактование того, что заставило львов из Цаво убивать и поедать людей. Открытия, описанные в новом исследовании, дают другое объяснение: причина кроется в зубах и челюстях, из-за чего животным было мучительно охотиться на свою обычную крупную добычу, состоящую из травоядных животных.

Для большинства львов люди обычно далеки от их пищевых повадок. Большие кошки обычно питаются крупными травоядными животными, такими как зебры, буйволы и антилопы. И вместо того, чтобы рассматривать людей в качестве потенциальной пищи, львы стремятся полностью избегать людей, сказал соавтор исследования Брюс Паттерсон, куратор млекопитающих Филдовского музея естественной истории, сообщает «Live Science».

Но что-то подтолкнуло львов из Цаво нападать на людей, что было довольно честной игрой, сказал Паттерсон.

Львы во многом полагаются на свои зубы, чтобы схватить и задушить животное или разорвать его трахею. Из-за такого постоянного использования примерно у 40 процентов африканских львов имеются зубные травмы, сообщает исследование 2003 года, проведенное Брюсом Паттерсоном в соавторстве с «DeSantis».

У львов из Цаво возникли проблемы с использованием ртов, поэтому ухватить и удержать зебру или буйвола было бы, если не невозможно, то мучительно больно.

Фото. Людоеды из Цаво в Музее естественной истории имени Филда в Чикаго

Чтобы разгадать вековую тайну авторы исследования изучали доказательства поведения львов по их сохранившимся зубам. Микроскопические модели износа могут рассказать ученым о пищевых привычках животных, особенно во время последних недель жизни, а у зубов этих львов не было признаков износа, связанных с разгрызанием больших тяжелых костей, пишут ученые в исследовании.

Гипотезы, предложенные в прошлом, строились на том, что львы развили вкус к человеческой плоти, возможно, потому что их обычная добыча умерла от засухи или болезни. Но если бы львы охотились на людей из-за отчаяния, голодные кошки наверняка бы раскалывали человеческие кости, чтобы получить последнюю порцию пищи из этих ужасных блюд, сказал Паттерсон. А образцы зубов показали, что они оставляли кости в покое, поэтому львы из Цаво вероятно не были мотивированы отсутствием более подходящей добычи, добавил он.

Более вероятное объяснение основывается на том, что зловеще названные «Призрак» и «Тьма» начали охоту на людей, потому что немощь их пасти не позволяла им ловить более крупных и сильных животных, пишет автор исследования.

Причины нападений кроются с их пасти
Предыдущие результаты впервые представленные Американскому обществу маммологов в 2000 году, по мнению «New Scientist» свидетельствовали о том, что у одного из львов из Цаво отсутствовали три нижних резца, был сломанный клык и наблюдался значительный абсцесс в окружающих тканях у корня другого зуба. У второго льва также был поврежден рот, сломан верхний зуб и обнажена пульпа.

Что касается первого льва, давление на абсцесс приводило бы к невыносимой боли, что давало более чем достаточную мотивацию для того, чтобы животное отказалось от большой сильной добычи и переключилось на простых людей, сказал Паттерсон. Фактически химический анализ, проведенный в другом, более раннем исследовании, опубликованном в 2009 году в журнале «Труды Национальной академии наук», показал, что лев с абсцессом потреблял больше человеческой добычи, чем его партнер. Более того, после того как первый лев был застрелен в 1898 году (второй лев был убит две недели спустя), нападения на людей прекратились, отметил Паттерсон.

Почти 120 лет после того, как жизнь людоедов резко прервалась, интерес к их ужасным привычкам до сих пор сохранился и подпитывал научное общество раскрыть тайну этих львов. Но если бы не их сохранившиеся останки, которые Джон Паттерсон продал Музею в качестве трофейных шкур в 1924 году, сегодняшние объяснения их привычек были бы не более чем предположениями, сказал Брюс Паттерсон.

«Если бы не образцы не существовало бы способа разрешить эти вопросы. Спустя почти 120 лет мы можем сказать не только то, что ели эти львы, но мы можем выяснить различия между этими львами, изучив их шкуры и черепа», сказал он.

«Много научных доводов можно построить на сохранившихся образцах», добавил Паттерсон. «У меня в коллекции Музея есть еще 230000 экземпляров и у всех у них своя история, которую они могут поведать».