Сочинение по картине брюллова портрет сестер шишмаревых. Сочинение по картине Брюллова Портрет сестёр Шишмарёвых (описание) Описание картин брюллова портрет сестер

Портрет сестёр Шишмарёвых

Известный русский художник Брюллов славится написанием портретов. На одном из них изображены реальные лица - сестры Шишмаревы. Художник изобразил их сбегающих по лестнице - молодые девушки собрались на конную прогулку. Изображенный белый жеребец, бьет копытом о землю, будто хочет сказать, что его уже давно запрягли, и он устал ждать. За девушками бежит пес - радуется, что хозяйки возьмут его с собой на прогулку.

Внешне девушки очень похожи между собой - красивые черты лица, тонкая талия, женственная фигура. Но есть что-то такое, что их очень отличает друг от дружки.

Первая девушка с черными, как смола волосами, очень хороша собой. На ней надето красивое бархатное платье, с черным корсетом и синей юбкой, на голове - синяя вуаль. Белоснежные вязаные рукава, говорят о том, что девушка мастерица и любит вязать, сидев у окна долгими зимними вечерами. Взгляд девушки мечтателен, видно, что она робкая и застенчивая.

Вторая изображенная девушка одета в похожее платье, но оно коричневое с зеленой юбкой. Ее светлые волосы покрывает соломенная шляпка, сзади которой развивается прозрачная вуаль. Нашейный красный платок и розга в руках у девицы говорит о том, что она полная противоположность сестры - озорная и игривая. Ее взгляд немного затуманен, она о чем- то крепко задумалась. Обе девушки в руках держат белые платочки, без них молодицы из дому не выходят.

Благодаря таким картинам, как эта, в наше время можно увидеть, как же выглядели девушки несколько столетий назад. Спасибо за это Брюллову Карлу Павловичу.

8 класс

  • Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники 5, 6, 8 класс (описание)

    Увидеть и почувствовать красоту природы, отобразив ее на полотне, способен настоящий художник. Так и поступил один из выдающихся мастеров живописи – Исаак Левитан

  • Сочинение по картине Пименова Спор 8 класс описание

    Картина «Спор», была написана русским художником Ю. Пименом в середине прошлого века. А именно в 1968 году. Как и большинство работ данного автора, картина «Спор» показывает обычные будни советского народа.

  • Сочинение по картине Будущие летчики Дейнеки 6 класс

    На переднем плане картины изображена набережная. Аккуратная, высокая, она выложена из отполированного руками и ветром светлого камня

  • Сочинение по картине Левитана Вечерний звон 4, 8 класс (описание)

    В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой

  • Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс

    Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.

Кисти одного из величайших художников 19 века Карла Брюллова принадлежат многие прекраснейшие картины того времени. Он работал в разных стилях живописи, от исторических полотен до портретов и нежных акварелей. В каждом из жанров он оставил, без сомнения, настоящие шедевры.

Особое место в творческой биографии Брюллова занимает жанр портрета. Талантливый живописец изображал на своих полотнах удивительных людей - тех, кто привлекал его не только своей красотой, но и экспрессивностью, и характером. Художник однажды даже отказался писать портрет императора Николая I, поскольку эта личность не показалась ему достаточно интересной. Однако отказать своему другу, настоящему ценителю живописи и приятелю многих талантливых художников своего времени, А.Ф. Шишмарёва, он не смог, ведь, познакомившись с его дочерями, он был настолько очарован прелестью девушек, что тут же принялся за работу! Написанный Брюлловым портрет сестёр Шишмарёвых станет своего рода визитной карточкой художника, уступая первенствующую позицию лишь легендарным картинам «Последний день Помпеи» и «Всадница».

Итак, художник решил изобразить двух молодых девушек, собирающихся на конную прогулку в один из тёплых дней. Героинями, как уже было сказано, являются реальные исторические лица - Александра и Ольга Шишмарёвы.

Для портрета, больше, однако же, напоминающего сюжетную зарисовку, Карл Брюллов выбрал преимущественно холодные тона, подчёркивающие аристократическую красоту героинь картины. Несмотря на это, цветовое решение портрета чрезвычайно живо; её тона очень насыщенные, привлекательные; они прекрасно контрастируют между собой, создавая особую, почти магическую притягательность. Особого внимания заслуживает мастерское владение Брюлловым техникой создания света и тени: удивительно точно передано время суток, очень живописно и реалистично выглядит вся композиция в целом. От картины так и веет жизнелюбием, энергией, светом и теплом.

На портрете, как уже говорилось, изображены сёстры Шишмарёвы - старшая Александра и младшая Ольга. Девушки идут по саду, буквально утопающему в зелени; тень от раскидистого дерева падает на лошадей, слегка укрывая их от жары, и на широкие нижние ступени, выполненные в форме полукруга, роскошной мраморной лестницы. Всадницы спускаются вниз, где их ждёт конюший со скакунами. Первой идёт стремительная Александра, старшая дочь дворянина Афанасия Федоровича. Стремительность её движений подчёркивается и изящным поворотом головы, с которым она обращается к художнику, давая понять, как трудно ей сдерживать собственную порывистость, и левой рукой, которой она небрежно придерживает струящуюся юбку её амазонки. Сама поза, в которой героиня застывает на портрете, кажется очень живой и стремительной: Александра уже подалась вперёд всем телом и отозвала от земли стройную ножку, чтобы шагнуть по ступеньке вниз.

Наряд Александры более элегантен, чем наряд её младшей сестры. Амазонка старшей дочери Афанасия Шишмарёва выполнена из дорогого бархата тёмно-синего цвета и чёрного цветов, изумительно оттеняющего аристократическую бледность кожи волоокой красавицы. Материал благородно переливается на солнце, подчёркивая изысканность наряда. При этом амазонка достаточно дерзкая: грудь девушки слегка открыта из-за довольно глубокого выреза, отороченного полупрозрачным нежнейшим кружевом. Густые тёмные волосы Александры убраны в сложную причёску с косами - у младшенькой Ольги почти такая же - и прикрыта шляпкой, почти не заметной на шёлке этих волос, с длинной вуалью голубого цвета, которую развевает тёплый летний ветерок.

Кажется, будто старшей Шишмарёвой не терпится отправиться на прогулку. Она энергична, молода и прекрасна; за художником красавица следит лишь глазами и смотрит на него чуть-чуть искоса. Конь Александры, несомненно, изумительный арабский скакун «яблочной» серой масти, — он нетерпеливо бьёт копытом, ожидая, когда же хозяйка толкнёт его хлыстом и шенкелем и пошлёт его летящим галопом. Он причудливо изгибает свою лебединую шею. Второй конь, гнедой, которого почти не видно на картине, ржёт и задирает голову, призывая девушек поторопиться и оседлать их. Норовистых лошадей с большим трудом удерживает одетый в красный бархат конюший, сопровождающий барышень на прогулке. Его лица нет на картине, однако размах рук, которыми он держит коней под уздцы, позволяет сделать вывод о том, что сдержать пыл горячих жеребцов ему непросто.

Добавляет энергичности и жизнерадостности картине очаровательная пятнистая гончая с длинной шерстью. Брюллов написал её, используя только тёплые тона, так что именно она концентрирует в себе положительную энергию и одухотворённость события. Художник запечатлел собачку в движении, когда все четыре её лапы оторваны от земли, а голова задрана наверх. Кажется, ещё секунда - и гончая зальётся радостным лаем! Она будет сопровождать сестёр Шишмарёвых на прогулке. Кстати, именно эта деталь, собачка, присутствует на всех групповых портретах Карла Брюллова.

На фоне всей этой оживлённости младшая сестра Александры, Ольга Шишмарёва, кажется будто бы застывшей. Она останавливается почти на самом верху лестницы и совершенно замирает. Ольга повернётся к художнику, встав перед ним прямо и смело, так что он сможет запечатлеть её анфас. Девушка не придерживает юбку амазонки, более скромной, чем у сестры, совершенно без декольте, выполненную в чёрно-коричневых тонах, что позволяет сделать вывод о том, что она стоит, иначе она рисковала бы запутаться в длинных юбках из того же роскошного бархата, что и амазонка Александры. К тому же Ольга не опирается о кованые перилла лестницы; вместо этого она держит в руках кружевной платочек, а в другой руке - хлыст, которым ей будет удобно управлять норовистым гнедым жеребцом, нетерпеливо задирающим голову в её ожидании. В какой-то степени эта деталь, наличие хлыста, символична: Ольга любит соблюдать все правила; ей страшно оказаться без «указки», которую будет слушаться её конь. А ещё это может свидетельствовать о том, девушка либо недостаточно смела, как старшая сестра, не взявшая хлыст с собой и положившаяся на волю случая, либо более благоразумна, нежели Александра, и не забыла взять столь необходимый и важный предмет на прогулку.

Оленька Шишмарёва приветливо улыбается художнику одними уголками губ. Выражение лица наталкивает на мысль, что Ольга более застенчива и скромна, более задумчива. Она более румяна, чем сестра, и весь её внешний вид говорит о том, что ещё вчера эта девушка была угловатым подростком с острыми плечиками. В какой-то степени это подчёркнуто и тонами её наряда, и формой шляпки, более детской, чем у Ольги, и совсем светлой; да и летящая вуаль, развевающаяся за спиной юной дворянки, белая, нежная, в очередной раз напоминающая о юности и неопытности красавицы Шишмарёвой.

Однако композиционно, пожалуй, именно нежная Ольга, а не благородная Александра, является своего рода центром портрета. На тонкой шейке младшей из сестёр - яркий алый шарфик, в первую очередь притягивающий взгляд того, кто рассматривает картину.

Тень Ольги чёткая и короткая, а значит, барышни решили проехаться верхом после полудня. Они наверняка вернутся домой к обеду.

Сама картина выглядит невероятно живо, энергично и ярко. От неё веет светом, теплом и жизнелюбием - без сомнения, «Портрет сестёр Шишмарёвых» не сможет оставить равнодушным ни одного зрителя!

Учитель Гриценко Светлана Михайловна

Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестёр Шишмарёвых" (по групповому портрету)

Цели урока:

научить учащихся составлять сравнительную характеристику по картине-портрету;
показать особенности построения текста (сочинения) сравнительного характера;
познакомить учащихся с последовательным типом связи в искусствоведческом тексте;
ввести в активный словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета, обогатить речь образно-выразительными средствами русского языка.

Задачи урока:

познакомить учащихся с творчеством художника К. Брюллова и его картиной «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых»;
научить соединять в своем сочинении различные типы речи (повествование, описание);
обогатить речь учащихся выразительными средствами языка; учить подбирать синонимы, избегать повторов слов, последовательно соединять предложения и части текста;
учить совершенствовать написанное.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сравнительной характеристики.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями.

На доске:

    Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)

    «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1839)

    Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга Афанасьевна.

    Портрет, портретист.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Организационный момент.

Запись числа. Объявление темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

Мы познакомимся с творчеством художника К. Брюллова и его картиной «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых», посмотрим, как строится сравнительная характеристика, и сами попробуем написать сравнительную характеристику героинь, изображенных на картине.

Повторение

Повторим:

Какие типы речи вы знаете?
Что такое повествование? Рассуждение? Описание?
Что можно описывать?
Чем различается научное описание и художественное?

Сегодня мы будем писать сочинение-описание по картине. Давайте вспомним, какие бывают жанры картин (пейзаж, натюрморт, интерьер, жанровая картина, портрет).

Актуализация знаний

Перед нами картина-портрет. А что такое портрет? (портрет – изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии).
Как называют художника, который работает в этом жанре? (художника, работающего в жанре портрета, называют портретистом).
Каких русских художников - портретистов вы знаете? (В.А.Тропинин, В.А.Серов, И.Е.Репин, Веницианов, К.П.Брюллов).
Подберите слова-синонимы к этим словам (портрет – работа, картина, полотно, холст, произведение, шедевр; портретист – художник, мастер, живописец, автор, он, К.Брюллов).
Мы будем писать сравнительную характеристику. Что такое характеристика героя? (характеристика – описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-нибудь или чего-нибудь).
А что такое сравнение и сравнительная характеристика героя? (Сравнение – одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами. В сравнительной характеристике автор выявляет сходные и различные особенности в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения).

Основные правила сравнения:

сравнивать можно только однородные, одноуровневые объекты;
сравнение проводится по их определенным признакам (основание сравнения, нельзя «сползать» с одного признака на другой);
признаки сравнения должны быть существенными, важными.

8.Типы сравнения:

последовательное сравнение (А и В: А: а,в,с….В: а,в,с,….Вывод: сходство и различие между А и В);
параллельное сравнение (общее между А и В; различие между А и В; Вывод: между А и В есть сходство и есть различие)

Итак, писать сравнительную характеристику мы будем по картине К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых». Но для того, чтобы понять картину, необходимо узнать о человеке, который ее написал.

Знакомство с художником и его картинами.

Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Его имя ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Судьба распорядилась так, что Карл Павлович Брюллов родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным - это им было предоставлено право формировать художественный язык, на котором изъясняется российское искусство уже два столетия. В их биографиях есть много поразительных совпадений. Оба несли в крови иноземные гены, но твердо считали себя истинно русскими людьми. Поэт и художник не познали морщин старости - они пророчески предвидели, что их жизненный путь будет весьма короток, и творили до последнего «прости».

Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец - все принадлежали к художническому цеху. Он также поступил в Академию художеств в 1809 году.

Брюллов выделялся яркостью своего дарования и ранней зрелостью мастерства. Лучшая работа Брюллова периода обучения – «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде» (1819). Получив Большую золотую медаль за программу «Явление трех ангелов у дуба Мамврийского» (1821), молодой художник закончил академический курс и в 1822 году вместе с братом Александром на средства Общества поощрения художников отправился в Италию. Он создал ряд произведений на мифологические темы («Эрминия у пастухов», 1824 и др.), однако большой интерес проявлял к жанровой живописи, написав несколько полотен, посвященных итальянской жизни: «Итальянское утро» (1824), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827).

В Италии Брюлловым написаны многие первоклассные портреты – «Автопортрет» (1833), «Портрет А. П. Брюллова» (1833), «Всадница» (1832) и др. Здесь впервые была высоко оценена писавшаяся свыше шести лет картина «Последний день Помпеи» (1833), показанная в Риме и Милане и послужившая причиной избрания художника почетным членом нескольких итальянских академий искусств. В Париже, где картина демонстрировалась с не меньшим успехом, Брюллову была присуждена Золотая медаль.

В декабре 1835 года после двенадцатилетнего отсутствия Брюллов вернулся на родину. В числе восьмидесяти портретов, написанных в эти годы, - портреты В.А.Перовского (1837, ГТГ), Н.В. и Пл.В.Кукольников (1836 и 1837), певицы А.Я.Петровой (1838), сестер Шишмаревых (1839), «Автопортрет».

Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение. Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение. Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов. Особенно интересны картины Брюллова портретного содержания. На каждом его полотне видна точная экспрессия, страсть, пылающая красота и нежность. Буквально видишь, как несколько десятков лет назад этот мастер плавно и нежно касался своей кистью поверхности холста, а через мгновение на нем появлялись величественные и эмоциональные образы. Возможно, именно эта легкость и одухотворенность так подкупает очередного зрителя. И уже сам становишься героем духовного поиска талантливого автора, а в каждой его работе видишь частичку настоящего, чувственного и благородного окружающего мира, таким, каким изобразил его на полотне несравненный Карл Брюллов.

Беседа по картине.

Сбор материала к сочинению. Составление сравнительной таблицы описания девушек.

Рассмотрите репродукцию картины К. Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых».

Кто изображен на этой репродукции?
К какому жанру искусства вы отнесете картину К.Брюллова?
Как вы думаете, можно ли это произведение назвать жанровой картиной? Почему?
Каков цветовой фон картины? (светлые и тёмные краски: золотистые, коричневые, оливковые, черные, голубые; это придаёт ощущение задушевности, спокойствия, теплоты.)
Отметьте на этой жанровой картине детали быта XIX века (наряды дам XIX века).
На какие детали обратим внимание при описании сравнительной характеристики героинь картины? (Одежда, лицо, руки, глаза, волосы.)
Что объединяет и что различает героинь этой картины? (Девушки молодые, интересные, красивые, привлекательные, кокетливые, из обеспеченной дворянской семьи.)

Какова роль пейзажа в этой картине? (Создаёт романтичную обстановку, ощущение теплоты и радости).
Какой стиль речи будете использовать в своём сочинении? (Описание с элементами повествования.)

Из рассказов о шедеврах живописи

Вот как описывает картину Карла Брюллова Эсфирь Николаевна Ацаркина - известный искусствовед 1960–1970 г, автор книг о художниках первой половины XIX в. Отрывок взят из её книги «Брюллов»: «Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность (заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.

Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф.Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ). Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава «Великого Карла» гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.

Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя). Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая - казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая - представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.

В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т.к. они лошадьми не увлекались.

Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы».

Беседа по искусствоведческому тексту

Что нового вы узнали о картине из этого текста?
Какова целевая установка автора текста?
Определите основную мысль этого текста.
Какова структура этого текста? (текст состоит из 3 частей: вступление (1 абзац), основная часть (2 абзац), заключение (3 абзац); абзацы текста связаны лексическими средствами (1 и 2-м пр-ия: Брюллов - он, рамки полотна – его содержания, 3 и 4 пр-ия: фигуры девушек – сестры Шишмаревы, 4-6 пр-ия: сестры Шишмаревы - старшая Шишмарева - младшая сестра, т.е. местоименное замещение и лексический повтор). Как видим, в тексте преобладает последовательный тип связи, т.е. рема предыдущего предложения становится темой последующего предложения. Расстановка предложений в такой последовательности обеспечивает связность при построении текста сравнительного характера, отражает логику развития мысли. Языковыми средствами (скрепами), передающими связность входящих в текст предложений, являются лексические повторы, местоименные замещения, синонимы, антонимы.
Охарактеризуйте языковые средства этого текста: какие лексические, морфологические, синтаксические средства здесь преобладают (конкретные имена существительные с прямым лексическим значением: портрет, рамки, полотно, содержание; имеются имена существительные с абстрактным значением: миловидность, изящество; краткие прилагательные: грациозна, стройна, полные причастия: заказанного, одетые, привлекающая, застывшей, представленных; в тексте всего 9 глаголов: нарушил, свел, спускаются, придерживает,.. 2 деепричастия: избегая, оправдывая. Лексика тематически связана с обозначением портретной характеристики сестер, их состоянием. В тексте всего 7 предложений, из них 2 – сложноподчиненные, 5 – простых: 2 предложения с обособленными определениями, 7-е предложение с 2 обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Такое четкое построение двусоставных предложений создает ясность, четкость, простоту текста.
На основе проведенного языкового анализа определите тип и стиль текста (описание с элементами повествования).

Словарно-стилистическая работа

Объясните, как вы понимаете следующие словосочетания:

Условные рамки (понятные тем, кто согласился, условился между собой относительно чего-либо);

Сюжетная мотивировка (совокупность доводов для обоснования основного содержания);

Грациозна и стройна (красиво и правильно сложена);

Привлекающая миловидностью (обращающая на себя внимание приятностью, милая на вид);

Изящество движения (соразмерность в движениях, отвечающая требованиям художественного вкуса);

Кажется застывшей (оставшейся без движения).

Самая «говорящая» детальна лице человека – это его глаза. Запишите слова, которые характеризуют 1) по их цвету, форме; 2) характеризуют взгляд сестер (по цвету: голубые, карие, черные и т.п.; по форме: раскосые, большие, узкие и т.п.; взгляд: внимательный, напряженный, отзывчивый, сосредоточенный, бодрый и т.п.).
Дополните таблицу сравнительной характеристики сестер Шишмаревых словами и выражениями из текста, которые автор употребляет для описания внешности сестер, передачи их состояния. Укажите общие и отличительные признаки характеристики героинь картины.

Систематизация материала

Работа учащихся с таблицей.

На доске и в тетрадях.

Составление плана сочинения

1.Представление портрета (автор, история создания).

2.Описание портрета (сравнительная характеристика):

а) Какие герои сравниваются и почему?

в) Что общего между ними?

с) Что их отличает друг от друга?

4.Ваше отношение к данным персонажам.

Домашнее задание

Написать сочинение-описание сравнительного характера по картине К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых», при этом обратить внимание на общие черты, объединяющие девушек, и на то, что их отличает друг от друга.

Рефлексия

Что узнали на уроке? Чему учились?
С каким типом связи предложений в тексте познакомились?
Оцените свою готовность к написанию сочинения.

Домашнее задание – написать сочинение.

создает новую картину «Портрет сестер Шишмаревых».

На портрете изображены две девушки, сестры Александра и Ольга, дочери знаменитого поклонника искусства А. Ф. Шишмарёва, он дружил с многими известными художниками своего времени. Брюллов был очень разборчив в выборе тем для своих картин, отказал даже императору Николаю 1 нарисовать его портрет, но своему другу не мог отказать нарисовать его дочерей.

Две прекрасные дамы, хорошо одетые, спускаются по лестнице, видимо собрались на прогулку, ведь на улице теплый солнечный день. Первой спускается старшая сестра Александра, за ней идет младшенькая Ольга.

На первый взгляд сестры кажутся похожими, но если приглядеться, то видно их различие. Обе молодые девушки брюнетки, милые, грациозные с тонкими талиями и красивыми тонкими руками. От обеих сестер веет весельем и радостью.

Видно, что старшая сестра более решительна, во взгляде ее чувствуется уверенность и сила, вторая же девушка Ольга более застенчивее и спокойнее, и менее решительнее.

Но художник показал ее самостоятельност ь, ее одежда отличается от одежды старшей сестры. У нее свои, отличные от старшей сестры, вкусы, привычки и взгляды. Обе девушки изображены в движении, стремительно спускаются по лестнице, предвкушаю приятную прогулку в хорошую погоду.

Рядом с девушками бежит игривая собака, любимица девушек.

Снизу во дворе их ждут лощади, одна серая, другая гнедая, которых придерживает молодой человек, который будет их сопровождать. Его почти не видно, только красное платье. . Лошади тоже жаждут движения, это видно по их изогнутой шее и перебирающих ног, они бьют копытом

Девушки из богатой семьи. Это видно из богатого дома и роскошного сада на заднем фоне картины. Да и одеты обе девушки просто роскошно. Они в дорогих, хорошо сшитых бархатных платьях темного цвета, рукава платьев украшены кружевами, на голове у одной кокетливая соломенная шляпа, у другой развевается на ветру голубая вуаль, в руках у обеих кружевные белоснежные платочки.

Походки девушек грациозные, осанка прямая, чему их обучали с детства няни и гувернантки.

Глаза девушек слегка прикрыты, это выдает их романтичность и мечтательность.

Художник Брюллов К П поражает своим выбором красок. Девушки изображены на фоне светло синего чистого неба, лестница изображена в светло коричневом фоне, а изогнутые перила в золотом, но особенно ярки краски, изображающие лошадей. От всего этого от картины для зрителей веет теплом, задором и радостью.