Ссп с разными видами связи примеры. Виды придаточных в СПП

В этой статье мы рассмотрим, что такое сложные предложения с разными видами связи, примеры которых будут приведены и проанализированы. Но чтобы было понятно, начнем издалека.

Что называют сложным предложением

В синтаксисе предложение - это слова, объединенные общим смыслом и связанные с помощью законов грамматики, обладающие общей темой, целью высказывания и интонацией. С помощью предложений люди общаются, делятся своими мыслями, излагают какой-либо материал. Мысль можно выразить кратко, а можно развернуто. Соответственно и предложения могут быть лаконичными или распространенными.

В каждом предложении есть его "сердце" - грамматическая основа, т.е. подлежащее и сказуемое. Это предмет речи и его основная характеристика (что делает, каков он, что он такое?). Если грамматическая основа в предложении одна, это простое предложение, если их две или более, то сложное.

(СП) могут включать в себя две части, три, четыре и даже больше. Отношения по смыслу между ними, а также средства связи их друг с другом могут быть различными. Есть сложные союзные предложения и бессоюзные. Чтобы узнать об их многообразии, читаем следующий раздел.

Какими бывают СП

Мы уже начали говорить о том, что СП могут быть союзными или бессоюзными. Все очень просто. Если части СП связаны союзом (либо и интонацией, то связь между ними называют союзной, а если одной лишь интонацией, то, соответственно, бессоюзной.

В свою очередь, союзные предложения подразделяются на сочинительные и подчинительные - в зависимости от того, находятся ли их части в "равноправном" положении или одна зависит от другой.

Скоро наступит весна . Это простое предложение. мир снова заиграет яркими красками. Это предложение - сложное, при этом его части связаны интонационно и союзом "когда" . Мы можем задать вопрос от главной предикативной части к придаточной (мир заиграет яркими красками когда ? - когда наступит весна ), значит, это Скоро наступит весна, и природа расцветет . В этом предложении тоже две части, но объединены они интонацией и сочинительным союзом и . Нельзя сформировать вопрос между частями, зато легко можно разделить это предложение на два простых. Это предложение - сложносочиненное. Скоро наступит весна, расцветут цветы, прилетят птицы, станет тепло. В составе этого СП четыре простых части, но все они объединены только интонацией, союзов на границах частей нет. Значит, это бессоюзное Чтобы составить сложные предложения с разными видами связи, потребовалось бы объединить в одном предложении и союзную, и бессоюзную связь.

Сколько простых предложений может быть в сложном?

Чтобы некое предложение считалось сложным, в него должно быть включено как минимум два простых, две предикативных части. Сложные предложения с разными видами связи (примеры увидим чуть ниже) содержат не менее трех частей, а бывает, насчитывают и около десяти. Но в этом случае предложение может тяжело восприниматься. Такие предложения совмещают в себе союзную и бессоюзную связь, сочинительную и подчинительную в любых комбинациях.

Он был удивлен; каким-то странным чувством были полны голова и грудь; вода бежала с пугающей быстротой, неукротимо прорываясь между камней, и с такой силой падала с высоты, что казалось, не выдержит этого напора гора, по склонам которой пестрили горные цветы...

Вот замечательный пример. Здесь представлены части сложных предложений с разными В этом предложении 5 предикативных частей, между которыми представлены все из возможных видов связи. Каковы их особенности? Давайте вспомним более подробно.

Союзная сочинительная связь

Сложные союзные предложения бывают сложносочиненными (ССП) или сложноподчиненными (СПП).

Сочинительная связь (СС) соединяет "равноправные" простые предложения. Это значит, что нельзя сформировать вопрос от одной предикативной части сложного предложения к другой, между ними нет зависимости. Части ССП легко можно сделать самостоятельными предложениями, и смысл фразы от этого не пострадает и не изменится.

Для связи частей таких предложений используются сочинительные союзы и, а, но, или и т.д. Море было неспокойным, и волны разбивались о скалы с бешеной силой .

Союзная подчинительная связь

При подчинительной связи (ПС), как и видно из ее названия, одна часть предложения "подчиняет" себе другую, несет основной смысл, является главной, тогда как вторая (придаточная) лишь дополняет, конкретизирует в чем-либо, к ней можно задать вопрос от главной части. Для подчинительной связи используются такие союзы и союзные слова как что, кто, когда, который, потому что, если и т.д.

Но грустно думать, что напрасно была нам мо-лодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она... (А. Пушкин). В этом предложении одна главная часть и три придаточных, зависимых от нее и отвечающих на одинаковые вопросы: "Но грустно думать (о чем?), что напрасно... "

Если попытаться разделить СПП на отдельные простые, то в большинстве случаев будет видно, что главная часть сохраняет свой смысл и может существовать без придаточных, а вот придаточные становятся неполными по смысловому наполнению и полноценными предложениями не являются.

Бессоюзная связь

Еще один вид СП - это бессоюзное. Сложное предложение с разными видами связи чаще всего и сочетает связь без союзов с одним из видов союзных или с обоими видами сразу.

Части БСП связаны только интонационно. Но такой вид СП считается самым сложным с точки зрения пунктуации. Если в союзных предложениях между их частями ставится только один знак - запятая, то в данном случае нужно сделать выбор одного из четырех знаков препинания: запятую, точку с запятой, тире или двоеточие. В этой статье мы не будем вдаваться в подробности этого нелегкого правила, так как наша задача сегодня - сложные предложения с разными видами связи, упражнения в их грамматически правильном составлении и пунктуационном оформлении.

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). В этом предложении три части, соединенных интонацией и разделенных запятыми.

Итак, мы коротко дали характеристику каждому из возможных видов связи частей СП, и теперь снова вернемся к основной теме статьи.

Алгоритм разбора СП с разными видами связи

Как правильно расставить знаки в СП с множеством частей и разными видами связи? Самое главное - определить, сколько в нем частей и где именно проходят их границы. Для этого нужно найти грамматические основы. Сколько их - столько и предикативных частей. Далее выделяем все второстепенные члены, относящиеся к каждой из основ, и таким образом становится понятно, где заканчивается одна часть и начинается другая. После этого нужно определить, какие виды связи между частями (посмотреть на наличие союзов или их отсутствие, попытаться задать вопрос или попробовать сделать каждую из частей отдельным предложением).

И наконец, остается только правильно расставить знаки препинания, ведь без них на письме очень трудно воспринимаются сложные предложения с разными видами связи (упражнения учебников как раз и направлены на развитие этого навыка).

Как же не ошибиться в выборе знаков препинания?

Пунктуация сложного предложения с разными видами связи

После того, как предикативные части выделены и виды связи установлены, все становится очень понятным. Знаки препинания расставляем в соответствии с правилом, относящимся к конкретному виду связи.

Сочинительная (СС) и подчинительная связь (ПС) требуют постановки запятой перед союзом. Другие знаки препинания в этом случае очень редки (при сочинительной связи возможна постановка точки с запятой, если одна из частей осложнена и содержит внутри себя запятые; возможна постановка тире, если части резко противопоставлены или одна из них содержит неожиданный результат).

При бессоюзной связи, как уже упоминалось выше, может стоять один из четырех знаков препинания, в зависимости от того, какие смысловые отношения между частями предложения.

Составление схем сложных предложений с разными видами связи

Этот этап можно выполнить до расстановки знаков препинания, а можно после, чтобы проверить их правильность. Схемы используются в пунктуации, чтобы графически объяснить выбор того или иного знака препинания.

Схема помогает написать без пунктуационных ошибок сложные предложения с разными видами связи. Примеры расстановки знаков препинания и составления схемы приведем прямо сейчас.

[День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев) .

В этом предложении между первой и второй частью легко прослеживается бессоюзная связь, между второй и третьей - сочинительная, и третья часть является главной по отношению к следующим двум придаточным частям и соединена с ними подчинительной связью. Схема этого СП такова: [__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __). Схемы сложных предложений с разными видами связи могут быть горизонтальными и вертикальными. Мы привели пример горизонтальной схемы.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что такое сложные предложения с разными видами связи (примеры их очень распространены в произведениях художественной литературы и деловом общении). Это предложения, содержащие более чем два простых в своем составе, а их части соединены разными видами синтаксической связи. В СП с разными видами связи могут входить СПП, ССП и БСП в различных сочетаниях. Чтобы не ошибиться в знаках препинания, нужно обозначить простые предложения внутри сложного и определить виды синтаксической связи.

Будьте грамотными!

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

В состав сложных предложений всегда входят два или более простых (их также называют предикативными частями), соединяющихся различными видами связи: союзная сочинительная, бессоюзная и союзная подчинительная связь. Именно наличие или отсутствие союзов и их значение позволяют установить вид связи в предложении.

Определение подчинительной связи в предложении

Подчинение, или подчинительная связь - вид связи, при котором одна из предикативных частей является главной, подчиняющей, а другая - зависимой, придаточной. Такая связь передаётся посредством подчинительных союзов или союзных слов; от главной части к придаточной всегда возможно задать вопрос. Таким образом, подчинительная связь (в отличие от сочинительной) подразумевает синтаксическое неравноправие между предикативными частями предложения.

Например: На уроках географии мы узнали, (о чём?) почему бывают приливы и отливы, где На уроках географии мы узнали - главная часть, бывают приливы и отливы - придаточная часть, почему - подчинительный союз.

Подчинительные союзы и союзные слова

Предикативные части сложного предложения, связанные подчинительной связью, соединяются с помощью подчинительных союзов, союзных слов . В свою очередь, подчинительные союзы подразделяются на простые и сложные.

К простым союзам относятся: что, чтобы, как, когда, едва, пока, если, будто, словно, точно, ибо, хотя и другие. Мы хотим, чтобы все народы жили счастливо.

Сложные союзы включают в себя как минимум два слова: потому что, оттого что, так как, для того чтобы, как только, в то время как, до тех пор пока, несмотря на то что, как будто и другие.Как только взошло солнце, проснулись все певчие птицы.

В качестве союзных слов могут выступать относительные местоимения и наречия: кто, что, который, чей, какой, сколько (во всех падежах); где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему и другие. Союзные слова всегда отвечают на какой-либо вопрос и являются одним из членов придаточного предложения. Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал! (Г. Розен)

Нужно знать: что такое , его примеры в литературе.

Виды подчинения в сложном предложении

В зависимости от средства, связывающего предикативные части , выделяются следующие виды подчинений:

  • союзное подчинение - части сложного предложения соединяются простыми или сложными союзами. Он открыл двери пошире, чтобы процессия прошла свободно.
  • относительное подчинение - между предикативными частями стоит союзное слово. После смерти люди возвращаются туда же, откуда они явились.
  • вопросительно-относительное подчинение - части сложного предложения связаны посредством вопросительно-относительных местоимений и наречий. В придаточной части поясняется выраженный глаголом или именем существительным член главного предложения, имеющий значение высказывания, мыслительной деятельности, чувства, восприятия, внутреннего состояния. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. (М. Булгаков).

Нередко в одном сложном предложении содержится более двух предикативных частей, являющихся зависимыми по отношению к главной. В связи с этим различают несколько типов подчинения:

Это интересно: в правилах русского языка.

Отталкиваясь от того, какой член главного предложения поясняет или распространяет зависимая, придаточные предложения в некоторых источниках подразделяются на подлежащые, сказуемые, определительные, дополнительные и обстоятельственные.

  • Каждый , кого он здесь встретил, предложил ему помощь . Придаточная часть распространяет подлежащее главной части каждый .
  • Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. (И. Павлов) Придаточная часть поясняет сказуемое главной думайте .
  • Никогда не стоит сожалеть о том, что уже нельзя изменить. В данном случае придаточная часть отвечает на вопрос предложного падежа.

Более распространена классификация, согласно которой в зависимости от вопросов, на которые они отвечают, придаточные части делятся следующим образом:

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 513.

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.