Тема урока: «Музыка весны в произведениях русских и зарубежных композиторов». Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней Весна в творчестве композиторов

Елена Авдеева

Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.

Задачи.

Образовательные:

Продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры;

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки;

Познакомить с произведениями искусства, выяснить, как поэты, художники и музыканты отражают весну в своих произведениях;

Вспомнить творчество П. И. Чайковского о весне, дать представления о творчестве А. Вивальди, С. Майкапара, Э. Грига.

Развивающие:

Развивать представления детей об изобразительных возможностях музыки;

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве;

Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки

Воспитывающие:

Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус;

Воспитывать интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.

Интеграция.

«Коммуникация» : развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.

«Художественное творчество» : побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

«Познание» : расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Музыкальный материал : «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского; «Весна» А. Вивальди, «Весною» С. Майкапара, «Весной» Э. Грига, «Весенние воды» С. Рахманинова.

Методическое оснащение: видеосюжеты из альбома П. И. Чайковского «Времена года», видеосюжет из альбома А. Вивальди «Времена года», видеосюжет Э. Грига «Весной». Слайды репродукций известных художников по теме «Весна» И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова. Портреты композиторов.

ТСО: ноутбук, экран, музыкальный центр.

Материалы для детей: листы бумаги, цветные мелки, карандаши.

Музыкальный руководитель предлагает ребятам отправится в сельскую библиотеку. Дети под музыку С. Рахманинова «Весенние воды» заходят в читальный зал библиотеки.

Лидия Романовна (библиотекарь). Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном времени года – о весне.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф. Тютчев

Библиотекарь. Ребята, а вам нравится весна? За что вы ее любите? (ответы детей). Какие признаки весны вы знаете? (ответы детей).

Вы знаете, ребята, что очень часто композиторы, художники, поэты обращаются в своем творчестве к образам природы? (да).

Муз. рук. Правильно, ребята, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим разнообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. И сегодня мы с вами поговорим о весне, о том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Ребята, вы заметили, какая звучала прекрасная мелодия, когда вы вошли? Она напоминает потоки воды, бурные журчащие ручьи. Кажется, что мы стоим возле ручья, а мелодия словно повторяет переливы движущейся воды (звучит произведение С. Рахманинова «Весенние воды»).

А сейчас я предлагаю вам послушать знакомые произведения известного композитора (дети просматривают видеосюжеты на музыку П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник». Называют произведения, композитора. Проходит беседа об услышанном).


Библиотекарь. Вы знаете, ребята, многие поэты посвятили весне свои стихи (читает стихотворение о весне по выбору, показывает портреты).


Муз. рук. Ребята, я предлагаю вам тоже прочитать стихи о весне.

Дети читают стихи.

Библиотекарь. А еще о весне существует много пословиц и поговорок, может вы знаете какие-нибудь?

Дети произносят по очереди.

Ранняя весна – много воды.

Весна все покажет.

Гуси высоко летят - воды будет много; низко – мало.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Ранние ласточки – к счастливому году.

Библиотекарь. Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но еще о весне написано много картин (идет демонстрация картин, написанных известными художниками). Художников, изображающих природу, очень много, это и И. Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др. (показывает портреты художников).


Весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная (дети рассказывают о том, что они видят на иллюстрациях).

Муз. рук. А сейчас мы послушаем еще два произведения о весне. Первое произведение называется «Весною», написал ее композитор Самуил Майкапар (звучит пьеса С. Майкапара «Весною»). Скажите, какая музыка по настроению? (нежная, веселая). Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина видится вам? (бегут ручейки, поют птицы). Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. Вот как музыка звуками может изобразить картину природы. А вот послушайте пьесу Эдварда Грига с похожим названием - «Весной» (дети слушают произведение Э. Грига «Весной»). Ребята, вы обратили внимание, что первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная? В пьесе Грига мы слышим разные настроения. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только посыпается (звучит начало пьесы, то мощная, грозная, бурная, взволнованная (звучит фрагмент средней части, то восторженная, свежая, открытая, яркая (звучит фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает. Вот ребята, мы видим, как с помощью музыкальных звуков композиторы сочиняют свои произведения о весне. Как с помощью кисти и красок художники пишут свои весенние творения, а поэты, используя слово, сочиняют свои прекрасные стихи о весне.

Педагог. Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг. Весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек. Ну а сейчас представим, что мы с вами художники и мы будем рисовать свою весну. Она у каждого может быть разная. Вы можете изобразить прилет птиц, появление цветов, прозрачные ручейки и т. п.

Муз. рук. А чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А. Вивальди, которое тоже называется «Весна» (звучит музыка А. Вивальди «Весна»).

Дети выполняют работу.

Библиотекарь. Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и веселая, и грустная, и яркая, и задорная.

Муз. рук. Ребята, давайте вспомним, кто же из великих композиторов, художников, поэтов рисовал при помощи слова, звуков и красок весну (ответы детей).


Правильно ребята. Весна в их творчестве – яркая, ранняя, быстрая, стремительная, торопливая, грустная, журчащая. Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была веселой, солнечной, радостной и конечно счастливой.

Наша встреча подошла к концу. Спасибо.

Цели занятия:

  • Образовательные :
    • познакомить с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства, выяснить, как поэты, художники, музыканты разных эпох отражают весну в своих произведениях;
    • выяснить разнообразие весенних образов в музыке, в изобразительной деятельности;
    • вспомнить творчество П. Чайковского, дать представления о творчестве А. Вивальди;
    • учить детей наблюдать за красотой весенней природы;
    • учить соблюдать в изображении пропорции, размер.
  • Развивающие :
    • развивать образную речь, музыкальное восприятие, музыкальные способности, певческий голос, музыкальный слух, творческие способности.
    • развивать чувство прекрасного, художественные умения и навыки.
  • Воспитательные :
    • совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
    • воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.

Методическое оснащение занятия:

  • фонограммы песен «Весна» Оксана Разумовская, «Весна-красна» – Т. Морозова
  • музыка П. Чайковского – «Апрель. Подснежник»,
  • видеосюжет из альбома «Времена года» П. Чайковского,
  • музыка А. Вивальди «Весна» из альбома «Времена года», С. Рахманинов «Весенние воды»,
  • портрет П. Чайковского.
  • слайды репродукций художников:
  • И.И.Левитан. «Март», «Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег», «Цветущие яблони»;
  • И.Шишкин: «Лес весной»;
  • Саврасов: «Грачи прилетели»;
  • К.Юон. «Конец зимы. Полдень»;
  • А.Сислей: «Фруктовый сад. Весна».

ТСО: диапроектор, экран, компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Материалы для детей: подмалевки весеннего неба и земли на белой бумаге формата А4, карандаш, ластик, гуашь, акварель, кисти, баночка для воды, салфетка, методические таблицы «Как дерево растет», «Зимние деревья», детские рисунки прошлых лет.

План урока:

I. Организационный момент. Вход под музыку
II. Беседа о весне в творчестве композиторов, художников, поэтов.
III. Беседа о творчестве великих художников (показ картин о весне – презентация).
IV. Составление поговорок и примет о весне Исполнение песни «Весна-Красна идёт». Стихи о весне.
V. Просмотр видео сюжета «Апрель» П. Чайковского из альбома «Времена года».
VI. Практическая работа. Рисование весны под музыку А. Вивальди «Весна».
VII. Выставка рисунков.
VIII. Итог.
IX. Исполнение песни «Весна».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вход под музыку С. Рахманинова «Весенние воды».

II. Беседа о весне в творчестве композиторов .

Учитель музыки: Ребята, кто обратил внимание на то, о чём пелось в музыкальном произведении, под которое вы вошли в класс? (О весне)
Действительно, прозвучал романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” (Приложение 1 1 . Слайд 1). По каким признакам вы определили, что это именно весна?

Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.

Учитель музыки: Композитор сумел передать весеннее состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья.

– Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да)

Учитель музыки: Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. Но сегодня нам хотелось бы поговорить о весне, том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Тема нашего урока: «Образ весны в …»(Приложение 1 . Слайд 2)

III. Беседа о весне учителя ИЗО , составление пословиц и поговорок, исполнение песни «Весна-Красна идёт»

Учитель ИЗО: Ребята, поднимите руку, кто из вас любит весну? За что вы её любите?

Ответы детей: За яркое солнце, за тёплый воздух, за свежую молодую листву и т.д.

Учитель ИЗО: Я добавлю: (Приложение 1 . Слайды 3-16) Весна наполняет души людей чувством ожидания. Для детей это бодрое ожидание тепла, каникул, свободы, пускание по ручейкам бумажных лодочек, звонкая веселая капель с крыш, это яркое теплое солнышко. А для взрослых весеннее пробуждение природы вселяет надежду на обновление чувств.

– Я открою вам секрет: есть две весны – это ранняя и поздняя. Вопрос детям: Назовите признаки ранней весны?

Работа по слайду № 16.

Ярко светит солнце, но еще не сильно греет, длиннее тени, набухают почки у вербы, рыхлый снег, весеннее тепло, свежесть воздуха, запах мокрой коры и тающего снега.

Учитель ИЗО: А признаки поздней весны?

Ответы детей : солнце яркое и греет, день стал длиннее, появляется зеленая трава и первоцветы, снег только в глубоких оврагах.

Учитель ИЗО: Кто из вас покажет мне раннюю весну по тем признакам, о которых вы сказали.

(Дети выбирают из представленных картин на слайде № 16 раннюю весну).

– Молодцы!

Учитель ИЗО: А кто покажет позднюю весну? (Дети выбирают из представленных картин на слайде № 16 позднюю весну).

– Молодцы, вы справились, вы умеете отличать раннюю весну от поздней весны. (Приложение 1 . Слайд 16) Посмотрите, какие цвета художники использовали в своих картинах при описании образа весны? (Теплые света, желтые, зеленые, красные, оранжевые, но встречаются и холодные цвета).

– Да, весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная. Ребята, вы знаете, что художники, которые пишут о природе, называют пейзажистами, а их картины – пейзажами. Художников, изображающих природу, очень много, это и И.Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др.

IV. Составление поговорок и примет о весне. Исполнение песни «Весна-Красна идёт»

Учитель ИЗО: А еще о весне существуют множество поговорок и пословиц, и мы сейчас проверим насколько хорошо вы их знаете. Вам предлагается игра «Составь пословицу».

Составление поговорок и пословиц о весне (по группам), дети называют пословицы и поговорки.

  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • На чужой стороне и весна не красна!
  • Прилетела бы чайка, а весна будет.
  • Рано затает – долго не растает.
  • Ранняя весна – много воды.
  • Весна всё покажет.
  • Гуси высоко летят – воды будет много; низко – мало.
  • Весна красна цветами, осень – снопами.
  • Лёд весенний тонет – на тяжёлый год.
  • Ранние ласточки – к счастливому году.

Исполнение песни «Весна-Красна идёт».

Учитель музыки: Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но ещё о весне написано очень много песен и стихов, в которых по-разному раскрывается образ весны. Сейчас мы исполним с вами песню «Весна-Красна идёт», а вы подумаете над вопросами.

(Приложение 1 . Слайд 17)

Учитель музыки: Дети, кто желает просолировать?

Исполнение песни «Весна-Красна идёт» .

Учитель задает вопрос после исполнения песни.

1. Какой образ весны раскрывается в песне и как вы определили? С кем сравнивается весна и почему?
2. Каким настроением проникнута песня?

Ответы детей:

– Весна солнечная, весёлая, весна торопится, звонкая, задорная.
– Весна сравнивается с красной девицей.
– Песня вызывает весёлое, радостное настроение, хочется танцевать.

Учитель музыки: Какой духовой инструмент передаёт нам звучание птиц и весеннюю капель, и вообще, придаёт песне лёгкость, изящество?

Ответы детей: свирель.

Учитель музыки: Ребята, раньше в далёкие времена, люди к встрече весны готовились заранее, выпекали из теста птиц, выходили на улицу или в лес, развешивали их на деревьях, пели заклички о весне.
– Как вы думаете, для чего люди пели заклички?
– Кто из вас знает весенние заклички?
– А кто сможет прочесть стихи о весне?

Дети читают стихи о весне.

V. Просмотр видеосюжета П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»

Учитель музыки: Сейчас вы просмотрите небольшой видеосюжет, в котором услышите звучание музыки одного очень известного композитора. После просмотра (Приложение 1 . Слайд 18)
1. Попытайтесь определить, какой месяц характеризует музыка и что указывает на это?
2. Какой композитор мог сочинить такую музыку?

– Что вам известно об этом композиторе?

Ответы детей:

1. Музыка характеризует месяц апрель, т. к. мы видим журчание ручья…
2. Автором музыки является П. И. Чайковский – русский композитор.

Учитель музыки: Ребята, действительно, музыка называется «Апрель» из известного альбома Чайковского «Времена года». Назовите мне особенность этого альбома?

Ответы детей: В альбом вошли 12 музыкальных пьес, каждой из которых Чайковский дал своё название.

На доске зашифровано название этой пьесы (подснежник)

Учитель музыки: Итак, скажите какой же образ весны, предстал перед нами в сюжете? (Весёлой, …)
– Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг, весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек.

VI. Практическая работа

Учитель ИЗО: Ну а сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники-пейзажисты и на наших подмалевках, что вы приготовили дома, дорисуем свою весну. Она, может быть, журчать ручьями, цвести подснежниками, распускаться вербой. На досуге я тоже люблю рисовать пейзажи. Я изобразила свою весну, которая мне нравиться, а вы изобразите свою весну.

– Ребята, а чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А.Вивальди, которая тоже называется «Весна», как и у П. Чайковского из альбома «Времена года». Только Вивальди жил в другое время, намного раньше Чайковского, но также очень любил природу и музыку.

VII. Выставка рисунков

Учитель ИЗО: Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и весёлая, и грустная, и даже счастливая.

VIII. Итог

Учитель музыки: Итак, ребята, скажите, кто же из великих художников и музыкантов рисовал при помощи звуков и красок весну? (Ответы детей)

Учитель ИЗО: Какая же весна встречается в их произведениях? (Ранняя, яркая, быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная).

(Приложение 1 . Слайд 19)

Перед ребятами представлен слайд со словами вразброс, дети должны выбрать подходящие:
грустная, печальная, весёлая, задорная, злобная, бесстрашная, яркая, пробуждающая, стремительная, журчащая, торопливая, бурная, звонкая, долгожданная, солнечная.

IX. Исполнение песни «Весна» (Приложение 1 . Слайд 20)

– Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была весёлой, солнечной, радостной и конечно счастливой, как это поётся в песне, которую мы сейчас исполним все вместе.

– Урок закончен! До свидания!

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ, «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .



НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «СНЕГУРОЧКА»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.




СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ, «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890-1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят —
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев



Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.




АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ, «ВРЕМЕНА ГОДА: ВЕСНА»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.


В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.




ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ, «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США


Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.




ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ, «ВЕСНА»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ, «ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА»

Василий Башкеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов


Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»: