Торговый сбор в каких городах. Торговый сбор или как объявили четырехлетний мораторий на введение новых налогов

Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.

Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе .
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.

В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).

Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор , очевиден: в местный бюджет.

ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье .

Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.

Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале .

Как оплатить торговый сбор в 2016-2017 годах?

Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье .

Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.

Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.

Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале .

Итоги

Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.

С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ, посвященная новому виду налогового сбора – торговому (). Но согласно НК РФ введен данный сбор может быть только с 1 июля 2015 года. Разберемся, что же представляет из себя этот платеж, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

Где он действует

Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (). Однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве – новый сбор появится в столице с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 " "; далее – Закон г. Москвы). Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны смогут сделать это только после принятия специального федерального закона (в настоящее время информации о разработке проекта такого закона нет). Поэтому далее мы будем рассматривать особенности этого сбора на основании Закона г. Москвы.

О порядках и сроках уплаты торгового сбора, НДФЛ, НДС, ЕНВД и других платежей – читайте в "Энциклопедии решений. Налогообложение" . Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня, узнайте ответы на интересующие налоговые вопросы и сэкономьте на штрафах и задолженностях!

НАША СПРАВКА

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады ().

К торговой деятельности для целей применения относятся следующие виды торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
  • осуществляемая путем отпуска товаров со склада ().

Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков ().

Под объектом осуществления торговли (он же – объект обложения сбором) понимается движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал ().

То есть сбор придется платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) ().

Предприниматели, обязанные уплачивать торговый сбор, должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются объекты недвижимости ( , ). Так, если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП – в другом регионе, то уведомление нужно подать в московскую инспекцию по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ " "). Если же имеется несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории одного муниципалитета (города федерального значения), но в разных районных инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. При этом по каждому объекту заполняется отдельная страница с информацией об объекте. Подавать такое уведомление необходимо в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми ().

Если плательщик владел торговым объектом еще до введения сбора (то есть до 1 июля 2015 года), подать уведомление следует не позднее 7 июля 2015 года включительно. В тех случаев, когда имущество будет приобретено после 1 июля 2015 года, срок постановки на учет установлен как пять рабочих дней со дня приобретения имущества ().

Для постановки на учет в качестве плательщика в обоих случаях необходимо подать специальное уведомление по рекомендуемой форме, утвержденное письмом Минфина России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036@ "О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору" ().

Если организация или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения сбором, то они могут сняться с учета (). Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (). При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

Любое из уведомлений можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы "Налогоплательщик ЮЛ " и направить по телекоммуникационным каналам связи. Или же – подать уведомление в инспекцию в бумажном виде.

ФОРМЫ И ОБРАЗЦЫ

Кроме того, налоговый орган необходимо будет уведомлять и всякий раз, когда меняются показатели объекта обложения сбором, влияющие на его размер, например, площадь торгового зала ().

В течение пяти рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направит заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора ().

За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (). А вот ведение торговой деятельности без такой постановки будет "стоить" уже дороже – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. ().

Если же плательщик сбора своевременно не предоставил в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. ().

В случае, когда плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговый орган может привлечь его к ответственности по или по – выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения (). И в первом, и во втором случаях плательщику грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы – 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора. Обращаем внимание, что закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а – нет.

Порядок расчета и уплаты сбора

Прежде всего стоит оговориться, что сбор является ежеквартальным, а значит, все показатели, применяемые для его расчета, исчисляются за квартал ().

Торговый сбор уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала) (). Таким образом, крайний срок уплаты сбора за третий квартал 2015 года наступит 26 октября 2015 года (поскольку 25 октября 2015 года является выходным днем, то срок уплаты сбора переносится на следующий ближайший рабочий день).

За неуплату или неполную уплату сбора НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20%, а в случае если будет доказана умышленная неуплата (неполная уплата) – 40%, от суммы неуплаченного сбора помимо доплаты самой суммы сбора ().

Чтобы рассчитать сумму подлежащего уплате сбора, нужно фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта, которую можно взять из регистрационных документов) умножить на ставку сбора ().

Под физической характеристикой объекта понимается (в зависимости от вида осуществляемой деятельности) либо площадь торгового зала, либо сам объект осуществления торговли.

В НК РФ установлены только предельные максимальные значения ставок сбора, а окончательные ставки обязаны устанавливать муниципальные образования самостоятельно ( , ).

Поскольку торговый сбор в 2015 году будет применяться только в столице, разберем московские ставки (). Различаются они не только по видам торговой деятельности, но и по месту нахождения объекта торговли, что весьма справедливо. Ведь от того, стоит, например, газетный киоск на Тверской улице или на окраине Москвы, будет зависеть и выручка его владельца.

Всего выделено три группы районов (рис.):

  • группа 1 – районы, входящие в Центральный административный округ;
  • группа 2 – районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);
  • группа 3 – все остальные районы Москвы.

На 2015 год установлены следующие ставки (табл.).

Таблица. Ставки торгового сбора в г. Москве в 2015 году

Вид торговой деятельности

Ставка торгового сбора (руб. за квартал)

Физический показатель

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением АЗС) и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной торговли)

Объект осуществления торговли

Развозная и разносная розничная торговля

Объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

а) до 50 кв. м (включительно)

Объект осуществления торговли

б) свыше 50 кв. метров
(каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м)

1 кв. м площади торгового зала

Организация розничных рынков
(за 1 кв. м площади розничного рынка)

1 кв. м площади розничного рынка

Законом г. Москвы предусмотрены также и льготы по некоторым видам деятельности. Так, сбором не облагаются следующие объекты движимого и недвижимого имущества, применяемые:

  • в розничной торговле с использованием торговых автоматов;
  • на специализированных, региональных ярмарках или ярмарках выходного дня;
  • через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
  • в разносной розничной торговле, осуществляемой в зданиях (сооружениях, помещениях), управляемых автономными, бюджетными и казенными учреждениями ().

Таким образом, ни торговый автомат с напитками и закусками, ни павильон на ярмарке меда, ни киоск или прилавок на официальном розничном рынке сбором облагаться не будут.

Кроме того, вне зависимости от объекта торговли и осуществляемой торговой деятельности, не будут платить сбор организации федеральной почтовой связи, а также автономные, бюджетные и казенные учреждения ().

Рассмотрим порядок расчета торгового сбора за третий квартал 2015 на примере.

ПРИМЕР

Столичный предприниматель владеет тремя торговыми палатками (объекты нестационарной торговой сети), в которых продает печатную продукцию. Палатки № 1 и № 3 расположены в районе Марьино, палатка № 2 – на территории розничного рынка. При этом палатка № 3 в июле, августе и сентябре не использовалась. Поскольку палатка № 2 расположена на территории розничного рынка (а значит, на нее распространяется льгота), а палатка № 3 не использовалась в предпринимательской деятельности в течение всего квартала, то сбором за третий квартал 2015 года будет облагаться только палатка № 1. Учитывая, что она находится в районе Марьино (применяются ставки для Группы 3 (см. табл.) и является объектом нестационарной торговой сети, за третий квартал предпринимателю придется заплатить за ее использование 40 500 руб.

Торговый сбор и другие налоговые платежи

Федеральный законодатель предусмотрел возможность уменьшения других налогов на сумму уплаченного торгового сбора. Так, например, ИП, который вел торговую деятельность по месту своего учета, за счет уплаченного торгового сбора может уменьшить сумму НДФЛ по итогам налогового периода (). Однако здесь есть небольшая, но очень существенная оговорка. Этой льготой не получится воспользоваться, если предприниматель не подавал уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Такое же правило распространяется и на организации – на сумму уплаченного сбора разрешается уменьшить налог на прибыль или единый налог для применяющих УСН ( , ). При этом уменьшается сумма налога, уплачиваемая в бюджет города федерального значения или в консолидированный бюджет региона, на территории которого расположен муниципалитет, принявший решение о введении торгового сбора.

Во время подготовки материала, в редакцию поступило много вопросов от читателей нашего портала о порядке исчисления и уплаты торгового сбора, которые были направлены заместителю руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Марии Багреевой. Ответы на них читайте в нашем следующем материале.

Если у вас остались вопросы о правилах начисления и уплаты торгового сбора, их можно задать нашим экспертам на .

С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту . Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

Что нас миновало

Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов. Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж. По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов , что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани . Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга) , были полностью за введение налога с продаж.

«Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным. Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога. Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами. Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне. «Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог . Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением) .

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

«Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью. На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности. Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности .

Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора .

Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги . Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей). Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы. Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате .

Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств. Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы. Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора .

Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях .

«Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор .

Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов . Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей . При том, что в Москве с её 260 тыс. торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей .

Что такое торговый сбор и зачем он введён

Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества .

Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД .

Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м 2) + 50 рублей * 17 м 2 (ставка за каждый метр превышения 50 м 2) = 60 850 рублей.

Необходимо также указать, что в НК РФ установлена максимально возможная ставка торгового сбора, которая не может превышать расчётную сумму налога при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) в муниципальном образовании или в Москве, как в нашем случае. Суть ПСН заключается в том, что индивидуальный предприниматель (далее – ИП) имеет право уплатить лишь 6% (расчётную сумму налога) от суммы предполагаемого дохода, указанной для данного вида деятельности. Так, например, в соответствии с изменениями, внесёнными Законом города Москвы от 19.11.2015 №52 «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения», размер налога в квартал для стационарного объекта розничной торговли площадью не более 50 м 2 составляет 60 тыс. рублей , то есть та же самая ставка, установленная для торгового сбора.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов.

НК РФ предполагает возможность зачёта суммы торгового сбора в счёт уплаты других налогов, то есть уменьшения сумм уплаченных налогов по налогу на прибыль организаций (но не всей суммы, а только подлежащей зачислению в региональный бюджет – она составляет 90% от всей суммы), налогу на доходы физических лиц, в рамках упрощенной системы налогообложения, однако из-за специфики уплаты вышеперечисленных налогов и применения упрощённой системы налогообложения, необходимо будет сначала заплатить сумму торгового сбора перед тем, как уменьшать суммы к уплате по другим налогам.

«Торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов»

Наш магазинчик в ЦАО, уплатив 60 850 рублей за 3 квартал, смог бы уменьшить свои платежи по налогу на прибыль только по итогам 4 квартала (или всего налогового периода 2015 года, в соответствии с терминологией НК РФ), так как фактически уплата сбора должна была бы произойти до 25 числа первого месяца 4 квартала, то есть до 26 октября (25 октября – выходной). Если размер налога на прибыль превышает сумму торгового сбора, то магазинчику было бы необходимо заплатить только положительную разницу между налоговыми обязательствами по налогу на прибыль и суммой торгового сбора. Если же сумма налога на прибыль оказалась меньше или магазинчик получил убыток по итогам периода, то сумма налога на прибыль не перечисляется в бюджет, а сумма уплаченного торгового сбора не сможет быть зачтена в счёт уплаты налога на прибыль, вследствие того, что у нас для этого «не хватает» налога на прибыль. При этом за убыточный период мы также должны заплатить сумму торгового сбора, ведь обязанность его уплаты не зависит от финансового результата деятельности, а зависит только от факта осуществления квалифицированной торговой деятельности.

Таким образом, на крупные торговые предприятия налоговая нагрузка не возрастёт, потому что сумма торгового сбора для них достаточно символична, даже при наличии значительных торговых площадей, и поэтому им не составит труда зачесть уплаченную сумму торгового сбора в счёт, например, налога на прибыль. Но для небольших добросовестных торговых предприятий, выплата дополнительного сбора может привести к существенному понижению прибыли.

Необходимо также заметить, что исчислять и уплачивать сумму налога налогоплательщик должен самостоятельно, что несёт в себе дополнительные риски неуплаты торгового сбора в отношении объекта движимого или недвижимого имущества, с помощью которого осуществляется торговая деятельность.

Каким же образом стать налогоплательщиком по торговому сбору? С 1 по 7 июля 2015 года все лица, использовавшие объекты движимого и недвижимого имущества для ведения квалифицированной торговой деятельности, должны были подать уведомление о постановке на учёт в налоговый орган по месту нахождения объекта имущества или по месту жительства (в случае с ИП). В случае изменения размера площади торгового объекта или появления нового торгового объекта, налогоплательщик должен в течение 5 дней уведомить об этом уполномоченный налоговый орган или поставить его на учёт в налоговый орган (п. 2 ст. 416 НК РФ).

По данным СМИ, из 260 тыс. торговых предприятий в Москве к середине июля подали уведомления около 35 тысяч . Это связано в том числе с тем, что штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, составляет всего 200 рублей . Однако если в ходе налоговой проверки будет выявлено, что лицо вело деятельность без подачи уведомления о постановке на учёт и уплате торгового сбора в установленном размере, то оно может быть привлечено к более серьёзной ответственности (п. 2 ст. 116 НК РФ): штраф в размере 10% от доходов, полученных в данный период, но не менее 40 тыс. рублей.

Как можно избежать уплаты торгового сбора законными способами

Во-первых, в соответствии с Законом о торговом сборе, в Москве освобождаются от уплаты торгового сбора при условии подачи уведомлений :

  • розничная торговля через вендинговые аппараты;
  • разносная торговля в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговля на территории розничных рынков (сбором облагается только деятельность по организации розничных рынков);
  • торговля на территории агропродовольственного кластера;
  • отделения «Почты России»;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках;
  • торговля в театрах, кинотеатрах и музеях, планетариях и цирках;
  • торговля через объекты нестационарной торговли (ларьки) со специализацией «Печать»;
  • лица, оказывающие бытовые услуги и осуществляющие при этом торговлю.

Во-вторых, освобождаются от уплаты торгового сбора без подачи уведомлений :

Некоторые предприниматели предлагают различные варианты по объединению нескольких торговых предприятий в рамках договоров о совместном использовании объектов движимого и недвижимого имущества и, соответственно, платить торговый сбор не как за отдельные объекты торговой деятельности, а как за один объект торговой деятельности. Такая опция возможная, так как суммы сбора за небольшой торговый объект площадью 25 м 2 и 250 м 2 различаются незначительно (например, для ЦАО 60 тыс. рублей и 70 тыс. рублей, соответственно).

Выводы

Торговый сбор направлен в первую очередь на установление минимальной планки налогов, которые обязано платить торговое предприятие вне зависимости от финансового результата, а только за факт ведения торговой деятельности в Москве. В связи с этим, многие предприятия, для которых уплата торгового сбора представляет собой значительную сумму, будут прекращать вести деятельность или уходить в «теневой» рынок, то есть не платить налоги вовсе. Поэтому вторая цель, на которую было направлено введение торгового сбора – уменьшение размера «теневой» торговли – может потерпеть крах, так как, скорее всего, «теневой» сектор торговли может только вырасти без должного контроля со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы и ФНС.

Источник главного фото: http://ecoplus-buh.ru/

Независимые книжные магазины увидели угрозу в новом торговом сборе [Электронный ресурс]: Новая газета, — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1695270.html (дата обращения 27.12.2015); Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания [Электронный ресурс]: Ридус, — Режим доступа: (дата обращения 27.12.2015).

http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017, млрд руб. [Электронный ресурс]: budget.mos.ru, — Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Новые сборы с бизнеса коснутся только торговли [Электронный ресурс]: РБК, — Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/11/2014/5469b8edcbb20fe3da6ccbf0 (дата обращения 27.12.2015).

Для городов федерального значения в конце 2014 года налоговым кодексом введен новый вид платежа – торговый сбор (ТС). Он относится к организациям, использующим для торговой деятельности движимое и недвижимое имущество. Сбор отличается от налога тем, что налог – это безвозмездная уплата, а сбор подразумевает разрешение властей вести торговую деятельность на том или ином участке. В статье расскажем про торговый сбор для ИП, дадим примеры расчета при разных налоговых режимах.

Торговая деятельность – купля-продажа розничная, мелкооптовая, оптовая с помощью стационарных и нестационарных торговых сетей, а так же через склады. Москва уже приняла региональный закон о торговом сборе еще 01.07.2015 года. А в Санкт-Петербургеи Севастополе данный вид сбора так и не ввели, с целью поддержки малого бизнеса.

Что облагается торговым сбором

Облагается объект, через который идет торговля, а именно:

  • Стационарный без торгового зала (исключение – автозаправочная станция);
  • Нестационарный объект (лотки, машины, палатки и т.п.);
  • Магазины, павильоны;
  • Склады, если с них идет торговля.

Все ли ИП платят торговый сбор

ТС платят предприниматели, которые ведут торговлю в городе федерального значения через движимое (недвижимое) имущество. Не платят сбор ИП, уплачивающие ECXH или применяющие ПCH. В Москве установлены льготы, т.е. освобождаются от уплаты объекты:

  • Торговые автоматы;
  • Ярмарочная продажа в выходной день;
  • Объекты на территории рынков;
  • Торговля в казенном, бюджетном учреждении.
  • Торговля в цирке, кинотеатре, музее, планетарии и т.п. если сумма доходов от розничной торговли в общей сумме доходов составила более 50 процентов.
  • ИП, которые торгуют на стационарном объекте без торгового зала или с залом менее 100 м2. При этом должны соблюдаться условия: при регистрации ИП указан основной вид деятельности – парикмахерские и косметологические услуги, химчистка, ремонт одежды, покраска одежды, ремонт обуви, украшений, изготовление ключей. При этом в помещении витрина с образцами не должна занимать по площади более 10%.
  • Торговля книгами, газетами, журналами. При этом доля дохода от продаж печатной продукции должна быть не менее 60% от всего дохода и использование кассового аппарата. Читайте также статью: → “ ».

Как встать на учет и сняться с учета

Встать на учет обязаны все организации и ИП, осуществляющие торговую деятельность в г. Москве, даже если они попадают под льготу и освобождены от уплаты. Чтобы встать на учет, предприниматель должен подать в налоговую инспекцию уведомление (форма ТС 1). В нем указывается:

  • Объект обложения;
  • Характеристика объекта (количество, площадь);
  • Вид деятельности;
  • Ставка фиксированная за объект или ставка за 1 кв.метр;
  • Исчисленная сумма ТС;
  • Льготы по уплате ТС;
  • Сумма за квартал

Подать уведомление нужно не позднее 5 дней с момента возникновения объекта.

Если какие-то характеристики объекта изменились, то плательщик обязан уведомить налоговый орган обо всех изменениях так же не позднее 5 дней, с момента их возникновения. После того, как налоговый орган получит уведомление от плательщика, его ставят на учет в течение 5 дней. После постановки, в течение 5 дней выдается свидетельство.

Уведомление подается в письменном виде или в электронном с электронной подписью. Чтобы сняться с учета, необходимо предоставить уведомление (форма ТС 2) об окончании использования торгового объекта. Сроки подачи те же, что и при постановке.

Если у ИП несколько торговых объектов в разных регионах, то нужно подать уведомление в инспекцию по нахождению любого из объектов в него включается информация обо всех торговых объектах. Перечисление суммы сбора осуществляется в ту инспекцию, куда было подано уведомление. Штрафы:

Вид нарушения Штраф
За не своевременную постановку на учет 10 000 руб.
Не постановка 10% от доходов з квартал, но не ниже 40 000 руб.
Несвоевременное указание изменений 200 руб.
Подача уведомления с опозданием Штраф 200 руб. и и административный штраф от 300 до 500 руб
Указаны недостоверные сведения неумышленно 20% от суммы сбора
Указаны недостоверные сведения умышленно 40% от суммы сбора

Как рассчитать торговый сбор

Сумма сбора зависит от фактической величины объекта (площадь, количество и т.д.). Ставка умножается на это фактическое значение. Размеры устанавливаются на местном уровне, законом города федерального значения. В законе подробно прописаны размеры ставок, которые зависят от того, в каком районе находится объект торговли и от его площади.

Если фактическое значение увеличилось в течение отчетного периода, то новое значение учитывается уже с начала квартала. Если оно уменьшилось – то с начала квартала, следующего за отчетным.

Ставки ТС установлены Законом №6 г. Москвы от 17.12.2014. Ежегодно увеличиваются на коэффициент-дефлятор, в 2017 году он составляет 1,237.

Что относится, а что не относится к площади торгового зала:

Ставки сбора по регионам Москвы:

Вид объекта Фактическое значение Ставка в рублях
I зона (ЦАО) II зона (за МКАДом) III зона (до МКАДа, но не в ЦАО)
Стационарная и нестационарная торговля без залов (исключение переносная торговля) За один объект 81 000 28 350 40 500
Стационарная торговля с залами площадью до 50 м2 60 000 21 000 30 000
Развозная и разносная торговля 40 500 40 500 40 500
Стационарная торговля с залами более 50 м2 За 1 м2 в пределах 50 м2 1 200 420 600
За каждый последующий м2 50 50 50
Розничный рынок За 1м2 50 50 50

Пример расчета сбора

У ИП Брасова 2торговых объекта, которые не попадают под льготу:

  • Первый – в зоне I с торговым залом более 35 м2;
  • Второй – в зоне 3 с торговым залом 70 м2.
  • По первой зоне будет фиксированная сумма 60 000 руб.
  • По третьей зоне (600 руб * 50 м2) + (50 руб * 20 м2) = 31 000 руб.
  • Всего составит: 91 000 руб.

Tорговый сбор у ИП при УСН «Доходы»

Если ИП применяет УСН «Доходы», зарегистрирован и уплачивает налог в г. Москва, то он может упрощенный налог снизить на сумму TC. При этом сбор должен быть начислен в том же периоде, что и авансовый платеж по упрощенному налогу. Если ИП не зарегистрирован в Москве, но ведет тамторговлю, то он обязан в стать на учет по уплате TC в Московскую налоговую инспекцию. Налог по УСН перечисляется по месту жительства, поэтому его не снизить за счет суммы TC .

Особенные моменты:

1) Если у ИП при УСН есть наемные сотрудники, то налог можно уменьшить за счетстраховых взносов, выплат по больничным листам, личных страховок но не более чем на 50%.Согласно пункту 8 статьи 346.21 НК, плательщик в дополнении к суммам, уменьшающим налог, может снизить его на сумму ТС. Получается, что оставшуюся часть налога можно убавить на сумму ТС вплоть до нуля.

Если наемных сотрудников нет, то предприниматель платит только за себя страх.взносы, и вправебез ограничений снизить упрощенный налог за счет перечисленных страх. взносов.

2) ТС не указывается в книге учета доходов и расходов, так как нет соответствующей графы для суммы уплаченного ТС. Поэтому указывать ее в книге не нужно. А в декларации нужно будет указать в строках 140-143 раздела 2.1 вместе со страховыми взносами

3) если ИП занимается не только торговлей, но и другими видами деятельности, то доходы он должен учитывать раздельно по каждому виду. Согласно письму Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 и ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233, можно снизить только ту часть налога, которая исчислена от торговой деятельности. То есть предпринимателю нужно рассчитать налог от торговой деятельности и от остальной. И уменьшить только тот, который от торговой.

Пример учета ТС при разных видах предпринимательской деятельности

ИП Воронина А.И. зарегистрирована в Москве. Там же предлагает ремонтные услуги и занимается розничной торговлей, которая облагается ТС. Сумма уплаченного ТС за 2016 год равна 28 500 руб. Сумма доходов за 2016 год составила:

  • от услуг – 850 000 руб.,
  • от торговли- 570 000 руб.

Сумма общих страховых взносов за себя и за наемных сотрудников составила 68 500 руб. На сколько снизится налог с доходов от торговой деятельности? Рассчитаем сумму налога с доходовза 2016 год

  • Налог с доходов от услуг:

850 000 * 6% = 51 100 руб.

  • Налог с доходов от торговли:

570 000 * 6% = 34 200 руб.

  • Общие страховые взносы распределяем пропорционально доходам:

На работников, занятых в услугах

850 000: (850 000 + 570 000) * 68 500 = 41 004 руб.;

На работников, занятых в торговле

570 000: (850 000 + 570 000) * 68 500 = 27 496 руб.

  • У ИП есть 50% ограничение, поэтому налог с дохода от торговли можно снизить за счет страховых взносов на сумму:

34 200 * 50% = 17 100 руб.

Tорговый сбор у ИП при УСН «Доходы-расходы»

При данном виде учета сумма ТС включается в «Расходы» при расчете налогооблагаемой базы. Если «Доходники» могут снизить уже рассчитанный налог, то здесь уменьшается только база, а с нее уже берется 15%. Раздельный учет при ведении разных видов деятельности не требуется (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ТС можно включить в Расходы, даже если ИП зарегистрирован не в Москве, но ведет там торговую деятельность. Сумма ТС отражается в Книге учета в первом разделе со всеми остальными расходами. В декларации – в строках 220-223 разд. 2.2. – в общей сумме расходов.

ТС для ИП при налоговом режиме ОСНО

ИП, применяющие общую систему налогообложения могут уменьшить сумму НДФЛ, начисленного по итогам года на сумму уплаченного ТС. Налог можно снизить при условии, что ИП зарегистрирован и ведет торговлю в г. Москва. Раздельный учет при данной форме налогообложения для учета ТС вести не нужно.

Если сумма ТС больше исчисленного налога, то оставшаяся сумма сбора на следующий год не переносится.

ТС для ИП на патенте и ЕСХН

Согласно ст. 411 НК РФ предприниматели, выбравшие ПСН или уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, освобождаются от уплаты ТС. Предприниматель, который утратил право на применение ПСН, обязан уплатить ТС за период до потери права. Предприниматель, утративший право на уплату ЕСХН обязан начать уплачивать ТС с момента потери права.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1 . ИП применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы» и ведет разные виды деятельности, в том числе и торговую. Каким образом снизится налог с доходов?

В этом случае нужно вести раздельный учет доходов по всем видам деятельности и уменьшать только тот налог, который рассчитан от доходов с торговли.

Вопрос №2. ИП арендовал павильон, который ранее использовался для торговли, под склад. Торговлю в этом помещении не ведет. Нужно ли уплачивать ТС?

Уплачивать не нужно, так как помещение не используется для торговли, а только для складирования.

Вопрос №3. Предприниматель применяет ПСН и занимается торговой деятельностью в Москве. Нужно ли уплачивать ТС?

Уплачивать не нужно, так как плательщики патента освобождены от уплаты данного вида сбора.

Вопрос №4. Предприниматель зарегистрирован не в Москве, но в Москве у него есть магазин, нужно ли уплачивать ТС?

Да, нужно, поскольку торговля ведется на территории города федерального значения, в котором принят закон об уплате ТС. Важно установить, попадает ли объект торговли под льготы.

Звонок в один клик

В городах федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, введен фиксированный сбор для тех, кто занимается торговлей на территории этих городов. Действует он пока только в Москве, когда он вступит в действие в других городах, пока неизвестно.

Торговый сбор представляет собой фиксированный ежеквартальный платеж за использование объекта торговли. При этом под Объектом понимается площадь, на которой предприниматели и организации размещают выставочные образцы, демонстрационные материалы, где происходит расчет при покупке товара, а также площади, доступные для посещения покупателями. Это могут быть как недвижимые объекты, так и движимое имущество (развозная торговля).

Кто должен платить торговый сбор?

Сбор касается тех предпринимателей и организаций, которые занимаются розничной, оптово-розничной и оптовой торговлей на территории Москвы. Если предприниматель живёт, например, в Твери, а торговлю осуществляет в Москве, то он обязан платить сбор. А если, наоборот, живёт в Москве, а торговля происходит в Твери, то обязанности нет.

Полностью освобождены от уплаты сбора предприниматели, которые приобрели патент, а также ИП и организации, выбравшие систему налогообложения в виде ЕСХН. То есть, обязаны уплачивать сбор ИП и предприниматели на УСН и ОСНО. А вот совмещение сбора и ЕНВД запрещено. Если по выбранному виду деятельности введен сбор, то, чтобы уплачивать его, необходимо будет сменить систему налогообложения.

Как уже говорилось - торговый сбор является фиксированным платежом. И платить его нужно, даже если деятельность велась хотя бы один раз за квартал. Любая продажа или покупка обязывает к уплате сбора. Отсутствие прибыли также не является освобождением от уплаты сбора.

Периодом оплаты для торгового сбора является квартал, поэтому авансовых платежей нет. Уплатить его нужно в течение 25 дней после окончания квартала.

Размер сбора зависит от вида деятельности, территории нахождения места торговли и от торговой площади.

Чтобы стать плательщиком сбора, предпринимателю или организации нужно встать на учёт в налоговой инспекции по месту ведения торговой деятельности, если объект - стационарный. При ведении деятельности на нестационарных объектах торговли на учёт нужно встать по месту регистрации (месту жительства) предпринимателя. Для этого нужно прийти в налоговую и подать уведомление в течение 5 дней со дня начала ведения торговли. Уведомление подается по .

Если организация или ИП по виду деятельности попадает под льготу и может не уплачивать торговый сбор - подать уведомление все равно нужно.

Варианты подачи уведомления:

  1. Прийти лично в налоговую инспекцию.
  2. Отправить уведомление по почте.
  3. Отправить уведомление в электронном виде через ТКС, если заключён договор с оператором ЭДО.

Торговый сбор примечателен тем, что, по большей части, он не увеличивает налоговой нагрузки на предпринимателя. При системе налогообложения в виде УСН «доходы» можно уменьшить налог 6% на сумму уплаченного торгового сбора. При ОСНО уменьшается налог на прибыль. Если предприниматель выбрал УСН «доходы за минусом расходов», то торговый сбор можно включить в расходы. ИП может уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора.

Если деятельность не велась, то нужно также подать уведомление. Иначе придется заплатить в «холостую». При не подаче уведомления обязанность по уплате остаётся на предпринимателе независимо от ведения бизнеса.

Надо ли платить торговый сбор со склада?

Согласно законодательству, обложению торговым сбором подлежат объекты, через которые осуществляется мелко-розничная, розничная, оптово-розничная и оптовая торговля. К ним относятся:

  • стационарные площади, у которых имеется торговый и выставочный залы;
  • стационарные площади, не имеющие выставочных помещений;
  • нестационарные объекты;
  • складские помещения.

Однако, они должны быть перечислены в региональном нормативном акте.

В Москве торговый сбор при отпуске товаров со склада не предусмотрен. К складам относятся помещения, в которых товар находится на хранении, и доступ в помещение склада для посетителей и покупателей закрыт.