В каком году родился лев николаевич. Биография Толстого Льва Николаевича кратко

Граф, великий русский писатель.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне в ) в семье отставного штабс-ротмистра графа Н. И. Толстого (1794-1837), участника Отечественной войны 1812 года.

Л. Н. Толстой получил домашнее образование. В 1844-1847 годах он учился в Казанском университете, но курса не окончил курса. В 1851 году он отправился на Кавказ в станицу - к месту военной службы старшего брата Н. Н. Толстого.

Два года жизни на Кавказе оказались необыкновенно значительными для духовного развития писателя. Написанная им здесь повесть «Детство» - первое печатное произведение Л. Н. Толстого (опубликовал под инициалами Л. Н. в журнале «Современник» в 1852 году) - вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и "Юность" (1855-1857) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого - «Молодость» - так и не была написана.

В 1851-1853 годах Л. Н. Толстой участвовал в военных действиях на Кавказе (сначала в качестве волонтера, затем - артиллерийского офицера), в 1854 году был наплавлен в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны по личной просьбе он был переведен в Севастополь, при осаде которого участвовал в обороне 4-го бастиона. Армейский быт и эпизоды войны дали Л. Н. Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-1855), а также для художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликованы в «Современнике» в 1855-1856 годах). Эти очерки, получившие по традиции название «Севастопольские рассказы», произвели огромное впечатление на русское общество.

В 1855 году Л. Н. Толстой приехал в , где сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с , И. А. Гончаровым, и др. 1856-1859 годы были ознаменованы попытками писателя найти себя в литературной среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию. Наиболее яркое произведение этой поры - повесть «Казаки» (1853-1863), в которой проявилось тяготение автора к народным темам.

Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном кругах, Л. Н. Толстой на рубеже 1860-х годов решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В 1859-1862 годах он отдал много сил основанной им в школе для крестьянских детей, изучал постановку педагогического дела в и за границей, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную систему образования и воспитания.

В 1862 году Л. Н. Толстой женился на С. А. Берс (1844-1919) и начал жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и все увеличивавшейся семьи. В годы крестьянской реформы он исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешал тяжбы помещиков с их бывшими крепостными крестьянами.

1860-е годы стали порой расцвета художественного гения Л. Н. Толстого. Живя оседлой, размеренной жизнью, он нашел себя в интенсивном, сосредоточенном духовном творчестве. Самобытные пути, освоенные писателем, привели к новому взлету национальной культуры.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869, начало публикации - 1865 год) стал уникальным явлением в русской и мировой литературе. Автору удалось удачно сочетать глубину и окровенность психологического романа с размахом и многофигурностыо эпической фрески. Своим романом Л. Н. Толстой попытался дать ответ на стремление литературы 1860-х годов понять ход исторического процесса, определить роль народа в решающие эпохи национальной жизни.

В начале 1870-х годов Л. Н. Толстой вновь сосредоточился на педагогических интересах. Им была написана "Азбука" (1871-1872), позже - «Новая азбука» (1874-1875), для которых писатель сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Л. Н. Толстой вернулся к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начали проявляться симптомы кризиса нравственно-филосфского мировоззрения писателя, усугубленного исторической остановкой социального перелома 1870-х годов.

Центральное произведение Л. Н. Толстого 1870-х годов - роман «Анна Каренина» (1873-1877, опубликован в 1876-1877 годах). Подобно романам и , написанным в это же время, «Анна Каренина» - это остропроблемное произведение, насыщенное приметами времени. Роман стал итогом раздумий писателя над судьбой современного общества и проникнут пессимистическими настроениями.

К началу 1880-х годов Л. Н. Толстой сформировал основные принципы своего нового миросозерцания, получившего впоследствии название толстовства. Наиболее полное выражение они нашли в его произведениях «Исповедь» (1879-1880, опубликована в 1884 году) и «В чем моя вера?» (1882-1884). В них Л. Н. Толстой сделал вывод о ложности основ существования высших слоев общества, с которыми он был связан происхождением, воспитанием и жизненным опытом. К характерной для писателя критике материалистических и позитивистских теорий прогресса, к апологии наивного сознания добавляется теперь резкий протест против государства и казенной церкви, против привилегий и образа жизни своего класса. Свои новые социальные взгляды Л. Н. Толстой ставил в связь с нравственно-религиозной философией. Труды «Исследование догматического богословия» (1879-1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-1881) положили основу религиозной стороне толстовского учения. Очищенное от искажений и церковной обрядности, христианское учение в его обновленном виде должно было, по мысли писателя, объединить людей идеями любви и всепрощения. Л. Н. Толстой выступил с проповедью непротивления злу насилием, считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальной духовной работе, нравственном усовершенствовании личности и отвергал значение политической борьбы и революционных взрывов.

В 1880-е годы Л. Н. Толстой заметно охладел к художественной работе и даже осуждал как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В то же время росло недовольство писателя привычным образом жизни близких. Его публицистические работы «Так что же нам делать?» (1882-1886) и «Рабство нашего времени» (1899-1900) резко критиковали пороки современной цивилизации, но выход из ее противоречий автор видел по преимуществу в утопичных призывах к нравственно-религиозному самовоспитанию. Собственно художественное творчество писателя этих лет пропитано публицистикой, прямыми обличениями неправого суда и современного брака, землевладения и церкви, страстными обращениями к совести, разуму и достоинству людей (повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886); «Крейцерова соната» (1887-1889, опубликована в 1891 году); «Дьявол» (1889-1890, опубликована в 1911 году).

В этот же период Л. Н. Толстой начал проявлять серьезный интерес к драматическим жанрам. В драме «Власть тьмы» (1886) и комедии «Плоды просвещения" (1886-1890, опубликована в 1891 году) он рассматривал проблему тлетворного влияния городской цивилизации на консервативное деревенское общество. Стремлением Л. Н. Толстого обратиться напрямую к читателю из народа вызваны к жизни так называемые «народные рассказы» 1880-х годов («Чем люди живы», «Свечка», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно» и др.), написанные в жанре притчи.

Л. Н. Толстой деятельно поддержал возникшее в 1884 году издательство «Посредник», руководившееся его последователями и друзьями В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения писателя по цензурным условиям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе В. Г. Черткова было основано издательство «Свободное слово». В 1891, 1893 и 1898 годах Л. Н. Толстой возглавил широкое общественное движение по оказанию помощи крестьянам голодающих губерний, выступал с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во 2-й половине 1890-х годов писатель отдал много сил защите религиозных сектантов - молокан и духоборов, содействовал переезду духоборов в Канаду. (в особенности в 1890-е годы) стала местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран, одним из крупнейших центров притяжения живых сил мировой культуры.

Главной художественной работой Л. Н. Толстого 1890-х годов явился роман «Воскресение» (1889-1899), сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. В поразительном стечении обстоятельств (молодой аристократ, виновный некогда в соблазнении девушки-крестьянки, воспитанной в барском доме, должен теперь как присяжный заседатель решать в суде ее судьбу) выразился для писателя алогизм жизни, построенной на социальной несправедливости. Карикатурное изображение служителей церкви и ее обрядов в «Воскресении» стало одной из причин постановления Святейшего Синода об отлучении Л. Н. Толстого от православной церкви (1901).

В этот период отчуждение, наблюдаемое писателем в современном ему обществе, делает необычайно важной для него проблему личной нравственной ответственности с неизбежными при этом муками совести, просветлением, моральным переворотом и последующим разрывом со своей средой. Типичным становится сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере («Отец Сергий», 1890-1898, опубликован в 1912 году; «Живой труп», 1900, опубликован в 1911 году; «После бала», 1903, опубликован в 1911 году; «Посмертные записки старца Федора Кузмича...», 1905, опубликован в 1912 году).

В последнее десятилетие жизни Л. Н. Толстой стал признанным главой русской литературы. Он поддерживает личные отношения с молодыми писателями-современниками В. Г. Короленко, А. М. Горьким. Продолжалась его общественно-публицистическая деятельность: печатались его воззвания и статьи, велась работа над книгой «Круг чтения». Толстовство получило широкую известность в качестве идейной доктрины, однако сам писатель испытывал в это время колебания и сомнения в правоте своего учения. В годы русской революции 1905-1907 годов получили известность его протесты против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908).

Последние годы жизни Л. Н. Толстой провел в в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами и членами его семьи. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями, 28 октября (10 ноября) 1910 года писатель тайно ушел из . По дороге он простудился и скончался 7 (20) ноября 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне поселок в ). Смерть Л. Н. Толстого вызвала колоссальный общественный резонанс в и за рубежом.

Творчество Л. Н. Толстого знаменовало собой новый этап в развитии реализма в русской и мировой литературе, стало своеобразным мостом между традициями классического романа XIX века и литературой ХХ века. Философские взгляды писателя оказали огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма.


Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии 28 августа (9 сентября) 1828 года. Жил в усадьбе в 1828-1837 годах. С 1849 года возвращался в имение периодически, с 1862 года жил постоянно. Похоронен в Ясной Поляне.

Впервые посетил Москву в январе 1837 года. Жил в городе до 1841 года, впоследствии бывал неоднократно и жил подолгу. В 1882 году купил дом в Долгохамовническом переулке, где с той поры его семья обычно проводила зиму. Последний раз приезжал в Москву в сентябре 1909 года.

В феврале-мае 1849 года впервые посетил Санкт-Петербург. Жил в городе зимой 1855-1856 годов, бывал ежегодно в 1857-1861 годах, а также в 1878 году. Последний раз приезжал в Санкт-Петербурге в 1897 году.

Неоднократно посещал Тулу в 1840-1900 годах. В 1849-1852 годах числился на службе в канцелярии дворянского собрания. В сентябре 1858 году принимал участие в съезде губернского дворянства. В феврале 1868 года был избран присяжным заседателем по Крапивенскому уезду, присутствовал на заседаниях Тульского окружного суда.

Владелец имения Никольское-Вяземское Чернского уезда Тульской губернии с 1860 года (ранее принадлежало брату Н. Н. Толстому). В 1860-1870-х годах проводил в усадьбе эксперименты по улучшению хозяйства. Последний раз посетил имение 28 июня (11 июля) 1910 года.

В 1854 году деревянный усадебный дом, в котором родился Л. Н. Толстой, был продан и перевезен из в село Долгое Крапивенского уезда Тульской губернии, принадлежавшее помещику П. М. Горохову. В 1897 году писатель посещал село с целью выкупа дома, однако из-за ветхого состояния он был признан нетранспортабельным.

В 1860-х годах организовал школу в селе Колпна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне в черте города Щекино). 21 июля (2 августа) 1894 года посещал рудник акционерного общества «Товарищество Р. Гилль» при станции Ясенки. 28 октября (10 ноября) 1910 года, в день ухода из , сел на поезд на станции Ясенки (ныне в Щекино).

Жил в станице Старогладовской Кизлярского округа Терской области, месте расположения 20-й артиллерийской бригады, с мая 1851 по январь 1854 годов. В январе 1852 года был зачислен фейерверкером 4-го класса в батарейную № 4 батарею 20-й артиллерийской бригады. 1 (13 февраля) 1852 года в станице Старогладовской записал при помощи своих друзей С. Мисербиева и Б. Исаева слова двух чеченских народных песен с переводом. Записи Л. Н. Толстого признаны «первым по времени письменным памятником чеченского языка» и «первым опытом записи чеченского фольклора на местном языке».

Впервые побывал в крепости Грозной 5 (17) июля 1851 года. Посетил командующего левым флангом Кавказской линии князя А. И. Барятинского для получения разрешения участвовать в боевых действиях. Впоследствии посещал Грозную в сентябре 1851 и в феврале 1853 годов.

Впервые посетил Пятигорск 16 (28) мая 1852 года. Жил в Кабардинской слободке. 4 (16) июля 1852 года отправил из Пятигорска редактору журнала «Современник» рукопись романа «Детство». 5 (17) августа 1852 года отправился из Пятигорска в станицу . Повторно посетил Пятигорск в августе - октябре 1853 года.

Посещал Орел трижды. 9-10 (21-22) января 1856 года навещал умиравшего от чахотки брата Д. Н. Толстого. 7 (19) марта 1885 года был в городе проездом по пути в имение Мальцевых . 25-27 сентября (7-9 октября) 1898 года посещал Орловскую губернскую тюрьму в ходе работы над романом «Воскресение».

В период с октября 1891 по июль 1893 годов несколько раз приезжал в село Бегичевка Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Бегичево в ), имение И. И. Раевского. В селе им был организован центр помощи голодающим крестьянам Данковского и Епифанского уездов. Последний раз Л. Н. Толстой уехал из Бегичевки 18 (30) июля 1893 года.

«Великий писатель земли русской», Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в селе Ясная Поляна Тульской губернии. Отец его, гусарский подполковник, и мать, урожденная княжна Волконская, описаны отчасти в «Детстве» и «Отрочестве», отчасти в «Войне и мире». Мальчику было полтора года, когда умерла его мать, и девять лет, когда умер отец; круглый сирота, он остался на попечении своей тетки, графини Остен-Сакен; воспитание мальчика было поручено дальней родственнице, Т. А. Ергольской. Об этой доброй и кроткой женщине, имевшей благотворное влияние на порученных её воспитанию детей, впоследствии трогательно вспоминал Толстой. Будучи 24-х лет, он писал ей с Кавказа: «Слезы, которые я проливаю, думая о вас и о вашей любви к нам, так радостны, что я позволяю им течь без всякого ложного стыда».

Получивши домашнее воспитание, обычное в то время для детей помещиков, Толстой в 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков; через год он переходит на юридический. Юноша не по летам развитой, склонный к самонаблюдению и к критическому отношению ко всему окружающему, Толстой остается чрезвычайно неудовлетворенным составом профессоров и университетским преподаванием. Вначале он довольно усердно принялся за занятия, стал писать сочинение, где проводил параллель между «Наказом » Екатерины Великой ІІ сочинениями Монтескье ; но вскоре эти занятия были заброшены, и Толстым на время завладели интересы светской жизни: блестящая внешняя сторона светского мира и его вечных празднеств, пикников, балов, раутов, увлекла впечатлительного юношу; он отдался интересам этого мира со всей страстностью своей натуры. И, как во всем в своей жизни, он был и здесь последователен до конца, отрицая в ту пору все, что не входит в круг интересов светского человека.

Но, как показано в «Детстве, Отрочестве и Юности», содержащих много автобиографического материала, в Толстом еще в детстве проявлялись черты самоуглубления, каких-то упорных нравственных и умственных исканий; мальчику вечно не давали покоя вопросы его еще смутного внутреннего мирка. Можно сказать, судя по оставленному нам писателем художественному материалу, что он беззаботного детства, с его бессознательной радостью, почти не знал. Самолюбивый, всегда все подчиняющий своему размышлению, он, как большинство великих людей, провел детство мучительное, подавленный разнообразными вопросами жизни внешней и внутренней, разрешить которые было не по его детским силам.

Вот эта-то особенность натуры юноши-Толстого взяла в нем верх через некоторый промежуток времени, проведенного в светских удовольствиях. Под влиянием собственных размышлений и чтения, Толстой задумал резко изменить свою жизнь. То, что он решил, было тотчас же приведено в исполнение. Убедившись в пустоте светской жизни, разочарованный занятиями университетскими, Толстой возвращается к своим постоянным идеалам жизни. В «Детстве» и Отрочестве» мы читаем не раз о том, как мальчик, герой повести, составляет программы будущей чистой и разумной жизни, отвечающей каким-то смутным требованиям совести. Словно неведомый голос всегда раздавался в его душе, голос нравственных велений, и заставлял идти за собой. То же было и в Казани. Толстой бросает светские развлечения, перестает посещать университет, увлекается Руссо и просиживает дни и ночи над книгами этого писателя, имевшего на него большое влияние.

В книгах Толстой ищет не умственных наслаждений и не знаний самих по себе, но практических ответов на вопросы, как жить и чем жить, т. е. в чем увидать смысл и истинное содержание жизни. Под влиянием этих размышлений и чтения книг Руссо, Толстой пишет сочинение «О цели философии», в котором определяет философию как «науку жизни», т. е. как такую, которая выясняет цели и образ жизни человека. Уже в это время книги Руссо поставили перед юным Толстым проблему, неотразимо привлекшую его умственный взгляд: о нравственном совершенствовании. Толстой путем усиленного духовного напряжения определяет план будущей своей жизни: она должна проходить в осуществлении добра и в деятельной помощи людям. Придя к этому выводу, Толстой бросает университет и едет в Ясную Поляну заняться бытом крестьян и улучшить их положение. Здесь его ждали многие неудачи и разочарования, описанные в рассказе «Утро помещика »: силами одного человека сразу такую большую задачу невозможно было решить, тем более, что работу затрудняли многие незаметные мелочи и помехи.

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1851 году Толстой уезжает на Кавказ; здесь ждет его масса впечатлений, сильных и свежих, которых жаждала богатырская натура 23-летняго Толстого. Охоты на кабанов, лосей, на птиц, грандиозные картины кавказской природы, наконец, стычки и битвы с горцами (Толстой зачислился юнкером в артиллерию) – все это производило большое впечатление на будущего писателя. В битвах он был хладнокровен и отважен, всегда находился в самых опасных местах и не раз представлен был к награде. Образ жизни в то время Толстой вел спартанский, здоровый и простой; хладнокровие и мужество не покидали его в самые опасные минуты, как например, в том случае, когда на охоте на медведя он дал промах по зверю и был им смят, спасенный через минуту другими охотниками и чудом отделавшийся двумя неопасными ранами. Но он вел жизнь не только боевую и охотничью, – были у него и часы для работы литературной, о которой немногие пока знали. В конце 1851 года он сообщает Ергольской, что пишет роман, не зная, будет ли когда-нибудь он напечатан, но работа над ним доставляет ему глубокое наслаждение. Характерно для молодого Толстого это отсутствие честолюбия и выдержка в неторопливом и усердном труде. «Я три раза переделал работу, которую начал уже давно, – пишет он Ергольской, – и я рассчитываю еще раз переделать ее, чтобы быть довольным; я пишу не из тщеславия, но по влеченью, мне приятно и полезно работать, и я работаю».

Рукопись, над которой работал в то время Толстой, была – повесть «Детство »; среди всех впечатлений Кавказа молодой писатель любил с грустью и любовью оживлять воспоминания детства, возрождая каждую черту прошлой жизни. Жизнь на Кавказе не огрубила его впечатлительной и по-детски нежной души. В 1852 году в журнале Некрасова «Современник» была напечатана первая повесть Толстого со скромной подписью Л. Н.; лишь немногие близкие люди знали автора этой повести, отмеченной в критической литературе. За «Детством» появилось «Отрочество » и ряд рассказов из кавказской военной жизни: «Набег», «Рубка леса» и крупная повесть «Казаки», выдающаяся по своим художественным достоинствам и отразившая черты нового миросозерцания. В этой повести Толстой впервые подчеркнул отрицательное отношение к городской культурной жизни и перевес над ней простой и здоровой жизни на свежем лоне природы, в близости к простым и чистым духовно народным массам.

Военная скитальческая жизнь Толстого продолжалась во время начавшейся тогда Крымской войны . Он участвовал в неудачной осаде Силистрии на Дунае и с любопытством наблюдал быт южных народов. В 1854 году произведенный в офицеры, Толстой прибыл в Севастополь, где пережил его осаду вплоть до сдачи города в 1855 году. Здесь Толстой пытался завести журнал для солдат, но не получил разрешения. Отважный, как всегда, находившийся и здесь в местах, наиболее опасных, Толстой богатые наблюдения этой осады воспроизвел в трех рассказах «Севастополь в декабре, в мае и в августе ». Появившиеся также в «Современнике», эти рассказы обратили на себя всеобщее внимание.

После падения Севастополя Толстой выходит в отставку, переселяется в Петербург и отдается по преимуществу интересам литературным; он сближается с кружком литераторов того времени – Тургеневым , Гончаровым , Островским , Некрасовым , Дружининым , дружит с Фетом . Но в значительной мере определившиеся в Толстом во время уединенной жизни в кавказской глуши его новые взгляды на жизнь, на культуру, на цели и задачи личной жизни человека – были чужды общим взглядам литераторов и отдаляли от них Толстого: он оставался в общем замкнут и одинок.

После нескольких лет жизни самоуглубленной и одинокой, достигнув нескольких определенных пунктов собственного, большим духовным напряжением созданного, миросозерцания, Толстой теперь с какой-то умственной жадностью стремится охватить все достояние духовной культуры запада. После занятий в Ясной Поляне сельским хозяйством и школой, он едет за границу, посещает Германию, Францию, Италию и Швейцарию, присматривается к жизни и учреждениям западного мира, поглощает массу книг по философии, социологии, истории, по народному образованию и пр. Все виденное и слышанное, все прочитанное, все, что поражает его ум и душу, становится материалом для внутренней переработки в процессе достижения твердых устоев миросозерцания, которых неустанно ищет мысль Толстого.

Большим событием для его внутренней жизни была смерть его брата, Николая; вопросы о цели и смысле жизни, вопросы о смерти с еще большей силой овладели его душой, склонив на время к крайне пессимистическим выводам. Но вскоре горячая жажда умственного труда и деятельности снова охватывает его. Изучая в западноевропейских странах постановку школьного дела, Толстой приходит к собственной педагогической теории, которую и пытается осуществить по возвращении в Ясную Поляну. Он заводит там школу для крестьянских детей и педагогический журнал под названием «Ясная Поляна». Воспитание, как могучее орудие для общественных реформ, представляется ему важнейшим делом жизни. В Ясной Поляне он хотел в миниатюре сделать то, что потом могло бы привиться во всем мире. В основе теории Толстого была все та же точка зрения необходимости личного совершенствования человека не путем насильственной прививки взглядов и убеждений, но в согласии с основными свойствами его натуры.

Женившись на С. А. Берс и устроив спокойную семейную жизнь, Толстой отдается изучению философии, древних классиков, собственным литературным работам, не забывая ни школы, ни сельского хозяйства. Период времени с шестидесятых до восьмидесятых годов минувшего столетия отличается для Толстого исключительной художественной производительностью: за эти годы им написаны наиболее важные по художественной ценности и выдающиеся по объему его произведения. От 1864 года по 1869-й он занят громадной исторической эпопеей «Война и мир» (см. краткое содержание и анализ этого романа). С 1873 по 1876-й год он работает над романом «Анна Каренина ». В этом романе, в истории внутренней жизни Левина уже отражается наступивший перелом в духовной жизни самого Толстого. В нем окончательно берет верх то стремление к осуществлению в личной жизни признанных им идей добра и правды, которое проявлялось в нем от юности. Интересы религиозные и морально-философские первенствуют над интересами литературно-художественными. Историю этого духовного поворота он изобразил в «Исповеди », написанной в 1881 году.

Портрет Льва Николаевича Толстого. Художник И. Репин, 1901

С этих пор Толстой свою литературную деятельность подчиняет принятым нравственным идеям, становясь проповедником и моралистом (см. толстовство), отрицая свою прожитою художественную деятельность. Умственная производительность его все так же громадна: кроме целого ряда религиозно-философских и общественных трактатов, он пишет драмы, рассказы и романы. С конца восьмидесятых годов появляются рассказы для народа: «Чем люди живы», «Два старика», «Свечка», «Упустишь огонь, не потушишь»; повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», и роман «Воскресение ».

Известность Толстого в эти годы становится всемирной, произведения его переводятся на языки всех стран, имя его пользуется большим почетом и уважением среди всего образованного мира; на западе устраиваются специальные общества, посвященные изучению произведений великого писателя. Ясную Поляну, где он жил, посещали люди всех стран, движимые стремлением побеседовать с великим писателем. До самого конца его жизни, конца неожиданного, поразившего весь мир, Толстой, 80-летний старец, неутомимо отдавался умственным занятиям, создавая новые философские и художественные произведения.

Желая перед концом жизни уединиться и жить в полном согласии с духом своего учения, что было всегда заветным его стремлением, Толстой выехал в последних числах октября 1910 г. из Ясной Поляны, но по пути на Кавказ заболел и должен был остановиться на станции Астапово, где скончался через 11 дней – 7 (20) ноября 1910 года.

"Мир, возможно, не знал другого художника, в ком вечно эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого. В творениях его живёт стихия эпоса, её величавое однообразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, её терпкая, могучая свежесть, её обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм"

Томас Манн


Недалеко от Москвы, в Тульской губернии, есть небольшая дворянская усадьба, название которой известно всему миру. Это Ясная Поляна, родился, жил и работал один из великих гениев человечества Лев Николаевич Толстой. Толстой родился 28 августа 1828 года в старинной дворянской семье. Отец его был графом, участником войны 1812 года, полковником в отставке.
Биография

Родился Толстой 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье помещика. Родители Толстого принадлежали к высшей знати, ещё при Петре I предки Толстого по отцовской линии получили графский титул. Родители Льва Николаевича рано умерли, у него остались только сестра и три брата. Опеку над детьми взяла на себя тётя Толстого, жившая в Казани. Вся семья переехала к ней.


В 1844 году Лев Николаевич поступает в университет на восточный факультет, а потом учится и на юридическом. Толстой знал более пятнадцати иностранных языков ещё в 19 лет. Он серьёзно занимался историей, литературой. Учёба в университете продолжалась недолго, Лев Николаевич оставил университет и вернулся домой в Ясную Поляну. Вскоре он решает уехать в Москву и посвятить себя литературной деятельности. Его старший брат, Николай Николаевич, уезжает на Кавказ, где шла война, в качестве офицера-артиллериста. Следуя примеру брата, Лев Николаевич поступает на службу в армию, получает офицерский чин и отправляется на Кавказ. Во время Крымской войны Л. Толстой переводится в действующую Дунайскую армию, сражается в осаждённом Севастополе, командуя батареей. Толстого наградили орденом Анны ("За храбрость"), медалями "За защиту Севастополя", "В память войны 1853-1856 г. г.".

В 1856 году Лев Николаевич вышел в отставку. Через некоторое время он едет за границу (Франция, Швейцария, Италия, Германия).

С 1859 года Лев Николаевич активно занимается просветительской деятельностью, открыв в Ясной Поляне школу для детей крестьян, а потом способствуя открытию школ по всей округе, издавая педагогический журнал "Ясная Поляна". Толстой серьёзно увлёкся педагогикой, изучал зарубежные методики преподавания. С целью углубить свои знания в педагогике он отправляется в 1860 году вновь за границу.

После отмены крепостного права Толстой активно участвует в решении споров между помещиками и крестьянами, выступая мировым посредником. За свою деятельность Лев Николаевич получает репутацию неблагонадёжного человека, в результате чего в Ясной Поляне произвели обыск с целью найти тайную типографию. Школа Толстого закрывается, продолжение педагогической деятельности становится почти невозможным. К этому времени Лев Николаевич уже написал знаменитую трилогию "Детство. Отрочество. Юность.", повесть "Казаки", а также множество рассказов и статей. Особое место в его творчестве заняли "Севастопольские рассказы", в которых автор передал свои впечатления от Крымской войны.

В 1862 году Лев Николаевич женится на Софье Андреевне Берс, дочери врача, ставшей на долгие годы его верным другом и помощником. Софья Андреевна взяла на себя все заботы по хозяйству, а кроме того она стала редактором своего мужа и первым его читателем. Жена Толстого вручную переписывала все его романы перед отправлением в редакции. Достаточно представить, сколь сложно было подготовить для печати "Войну и мир", чтобы оценить самоотверженность этой женщины.

В 1873 году Лев Николаевич окончил работу над "Анной Карениной". К этому времени граф Лев Толстой становится известным писателем, получившим признание, ведущим переписку со многими литературными критиками и авторами, активно участвующим в общественной жизни.

В конце 70-х годов - начале 80-х годов Лев Николаевич переживает серьёзный духовный кризис, пытаясь переосмыслить происходящие в обществе перемены и определиться в своей позиции гражданина. Толстой решает, что необходимо заботиться о благополучии и просвещении простого народа, что дворянин не имеет права быть счастливым, когда крестьяне находятся в бедственном положении. Он пытается начать перемены с собственного имения, с перестройки своего отношения к крестьянам. Жена Толстого настаивает на переезде в Москву, так как детям необходимо получить хорошее образование. С этого момента начинаются конфликты в семье, так как Софья Андреевна пыталась обеспечить будущее своих детей, а Лев Николаевич считал, что с дворянством покончено и пришло время жить скромно, как весь русский народ.

В эти годы Толстой пишет философские сочинения, статьи, участвует в создании издательства "Посредник", занимавшегося книгами для простого народа, пишет повести "Смерть Ивана Ильича", "История лошади", "Крейцерова соната".

В 1889 - 1899 годах Толстой заканчивает роман "Воскресение".

В конце жизни Лев Николаевич окончательно решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своём имении, давая свободу крестьянам. Такая жизненная позиция Льва Николаевича стала причиной серьёзных домашних конфликтов и ссор с женой, которая иначе смотрела на жизнь. Софья Андреевна переживала за будущее своих детей, была против неразумных, с её точки зрения трат Льва Николаевича. Ссоры становились всё серьёзнее, Толстой не раз предпринимал попытку уйти из дома навсегда, дети переживали конфликты очень тяжело. Былое взаимопонимание в семье исчезло. Софья Андреевна пыталась остановить мужа, но потом конфликты переросли в попытки раздела имущества, а также прав собственности на произведения Льва Николаевича.

В конце концов 10 ноября 1910 года Толстой покидает свой дом в Ясной Поляне и уходит. Вскоре он заболевает воспалением лёгких, вынужден остановиться на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) и там умирает 23 ноября.

Контрольные вопросы:
1. Расскажите биографию писателя с упоминанием точных дат.
2. Объясните, в чём проявляется связь биографии писателя и его творчества.
3. Обобщите биографические данные и определите особенности его
творческого наследия.

Лев Николаевич Толстой

Биография

Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя - 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.

В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

«Воскресение» (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой , сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Еще статьи на ТокаДока⇓

Раздел:

Навигация по записям