Волшебные сказки для учащихся пятого класса. Волшебные сказки для учащихся пятого класса Поиск спасительной магии

Проектная деятельность на уроках литературы в 5 классе по теме "Сказки"


«Аленушка»

Алёнушка и два брата.

(Сказка)

Жили - были дед да баба, и было у них два внука и внучка.

Однажды их деревню сжег змей Горыныч. И решили тогда братья убить его. Рассказали о своём плане дедушке и бабушке и попросили, чтобы Алёнушка шла за ними следом и принесла еду. Она спросила: «Как я вас найду?» «А мы, куда пойдем, плугом будем землю вспахивать». Змей Горыныч подслушал, когда братья собрались в дорогу. Он их вспаханную линию в своё логово направил. Так Алёнушка пришла к Горынычу, и он заставил её выйти за него замуж.

Когда братья вернулись домой, спросили, почему Алёнушка не пришла с едой. Дед и баба рассказали, что она ушла, да так и не вернулась. Тогда братья пошли искать её, и пришли в дом Горыныча. Горыныч поймал братьев и бросил их в яму, прижав большим камнем.

Баба с дедом испугались и попросили своего соседа сходить посмотреть. Он пришел к змею Горынычу и увидел большой дом, постучал, ему открыли. Он вошел, а змей за стол зовет. И так съел Горыныч четырнадцать свиней, выпил пять стаканов вина и повёл соседа свой двор показать. Сосед говорит: «Давай силушкой померяемся». Взял он дубину и ударил змея по коленке. Рассердился змей, ударил соседа и вогнал его в землю. А сосед не сдаётся и опять ударил, и вогнал змея тоже по колено. Змей ещё сильнее рассердился и ещё раз ударил, но промахивается. Сосед ударил и вогнал змея по шею. И тут змей сдался. Но сосед сказал: «Пощады не будет!» И ударил его еще раз. Забил он змея до макушки и оставил умирать. Освободил братьев и Алёнушку. И пошли они счастливые домой.

Царьков Антон

Просмотр содержимого документа
«Голубушка»

ГОЛУБУШКА

Сказка

В одном маленьком городе жила семейная пара Дарья Петровна и Федор Степанович. Дарья Петровна работала на хлебзаводе пекарем, а Федор Степанович работал там же водителем. Жили они в домике на берегу реки, а за рекой - густой лес. Жили они дружно и счастливо, только не было у них детей.

Дарья каждый день рано утром шла на завод и пекла хлеб, а Фёдор развозил хлеб в магазины. Так проходил у них каждый день. Но один день в их жизни стал необычным и перевернул всю их жизнь….

На улице стояла золотая осень, сквозь серые тучи пробивались первые солнечные лучики. Дарья и Фёдор шли на работу, под ногами шуршала листва. И вдруг они услышали тихий плач. Фёдор подошел к тому месту, откуда шел звук, и увидел голубку с подбитым крылом. Она так плакала, что можно было подумать что плачет маленький ребёнок. Они подобрали голубку и отнесли домой, дали зерно, воду и уложили в теплый плед. Сами же побежали на работу.

День был тяжелым, супруги пришли домой уставшие. Войдя в дом, они увидели на печи горячий суп, пироги стояли на столе, а в доме был идеальный порядок. Они так удивились, но не могли понять, откуда все это взялось. А голубка тихо лежала в пледе….

На следующее утро Дарья и Федор опять отправились на работу. Голубке они оставили еду и воду, проверили её крылышко, а Дарья, поглаживая её по головушке, приговаривала: « Моя хорошая,нет у нас деток, а ты будешь нам как дочь, никуда тебя не отпустим, любить и заботиться о тебе будем.»

На улице шёл дождик, холодный ветер стучал веточками в окно. Супруги, приближаясь к дому после работы, увидели свет в своём окошке, из трубы дома шёл дымок, а в окне мелькала чья-то тень. Они побежали, думая, что происходит в их доме. Но к тому времени свет в доме погас, и тень исчезла. В доме всё было как прежде, только в печи тихо потрескивали дрова, а на печке весело шипел чайник. Голубка так и лежала, укутавшись в плед.

Дарье и Федору стало очень интересно, что за чудеса происходят в их доме. И они решили проследить. Утром, как обычно, супруги собрались на работу, но далеко не ушли. Погуляв немного по городу вернулись к дому и заглянули в окно. Как велико было их удивление, когда они увидели, что по дому ходит маленькая девочка с голубыми глазками, белокурыми волосами. Она весело подметала пол и напевала песенку. Дарья и Федор вбежали в дом и стали спрашивать, кто она и откуда взялась в их доме. Девочка испугалась, и по её румяным щекам потекли слёзы. Супруги стали успокаивать девочку, налили чай и, усадив её за стол, стали слушать рассказ девочки.

«Меня зовут Настенька и мне всего семь лет. Раньше я жила вместе с родителями, но однажды в наш дом пришла беда. На улице был летний жаркий день, но поднялся сильный ветер, который разрушал всё на своём пути, он разрушил и наш дом, унеся с собой моих родителей, а я осталась одна. Я долго бродила по лесу, вдруг на моем пути встретилась старенькая бабушка, которая, услышав о моём горе, превратила меня в голубку и сказала, что я найду своё счастье там, где земля укрыта золотом. И я полетела в поисках счастья. Долго я летела, всё искала золотую землю, устала и упала, повредив крыло. Если бы не вы, я просто замерзла бы в золотой листве. Вы так были добры, что я решила отплатить вам тем же».

Дарья, утирая слезы, сказала:

Настенька, золотом укрыта земля-это листва, а мы только можем попросить тебя остаться вместе с нами и стать нам дочерью.

Не дал нам Бог своих детей, но послал нам тебя, оставайся с нами,- сказал Федор.

Настенька согласилась и стали они жить одной дружной семьей. Дарья и Федор называли свою доченьку ласково голубушкой, и стали самыми счастливыми родителями на свете.

Иванова Екатерина

Просмотр содержимого документа
«Дрозд и дятел»

Дрозд и дятел

Жили-были дрозд и дятел.

Однажды полетел дятел к дрозду в гости. Там они пообщались и решили поесть.

Давай-ка, поедим,- говорит дрозд.

Ну, давай! Угости меня червячками, жучками всякими,- отвечает дятел. Поели они, поговорили и решил дрозд похвалиться своим умением хорошо еду находить.

Хочешь посмотреть как я червячков ловлю? – спрашивает дрозд.

А давай поиграем в игру? – говорит дятел.

А как? – спрашивает дрозд.

Да это очень просто! Кто первый найдёт червячка- тот и победил,- объяснил дятел.

Ну, давай!- ответил дрозд.

В конце игры победил дрозд.

Ты молодец!- сказал дятел.

Дятел очень обрадовался удачи друга. С тех пор дрозд и дятел летали друг к другу в гости и играли в эту игру.

Голубкова Вика

Просмотр содержимого документа
«Как Баба»

Как Баба -Яга замуж за Ивана собиралась .

(Сказка)

Поспорили однажды Баба-Яга и Кикимора, кто быстрее замуж выйдет. Решили они стрелы пустить. Завязали друг другу глаза, натянули луки да и пустили стрелы. Упала стрела Кикиморы в болота к Водяному. А стрела Бабы-Яги во двор к Иванушке. Вышел Иван утром во двор, глядит у крыльца стрела чья-то, взял её Иван и спрятал за печкой. А Яга узнала, куда стрела её упала, испугалась, что Иван узнает и не только замуж её не возьмет, но и худо ей будет от него. Решила пойти на хитрость, взяла свою волшебную книгу и стала искать заклинание, как стать красавицей. Наутро Яга пошла покорять сердце Ивана. А Иван решил проверить красну - девицу, велел ей в избе прибраться, приготовить обед, гостей позвать. А сам ушёл на охоту. В это время Яга натрясла пыли, развесила паутину, а на обед приготовила суп из поганок, с лягушачьими лапками и мышиными хвостами. А в гости пригласила Кощея, Лешего, Кикимору, Водяного. Сама нарумянилась, напудрилась, нарядилась и поджидает Ивана.

Возвращается Иванушка с охоты, глядит и дивится: вместо его избы стоит избушка как у Яги, только не на курьих ножках, а за столом вся не-честь собралась.

Тут Иван догадался, что это Яга, схватил метлу и давай всех разгонять да приговаривать:

«Ай да, красавица, ай да Ягуся, решила обмануть меня. Только попробуй ещё к моей избе близко подойди, встретит тебя не только метла, но и ухват». Испугалась Яга Ивана, убежала к себе в лес. До сих пор вспоминает метлу, да бок почасывает.

Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Мольков Матвей

Просмотр содержимого документа
«МЫШЬ И ЯБЛОКО»

МЫШЬ И ЯБЛОКО

Жила одна мышь в поле близко к лесу. Один раз принесла ей жаба письмо:

« Дорогая мышь. Я приглашаю тебя в гости на чай. Приходи сегодня в 6:00.

Хомяк»

Что ж надо собираться в дорогу!- сказала она.

Пошла мышь к хомяку. Идёт она идёт и вдруг наткнулась на пластмассовое яблоко. Она была такая голодная, что решила:

Что за яблоко такое, жёсткое?!

Попробовала ещё и ещё …Никак не куснёт.

И пытается его разгрызть по сей день. Но только под конец года поняла, что яблоко пластмассовое!

Варзина Ульяна

Просмотр содержимого документа
«Мармеладный Мишка или сказка дружбе»

Мармеладный Мишка, или Сказка дружбе.

В одной сказочной стране жил мишка. Он был таким добрым, отзывчивым, веселым и очень воспитанным медвежонком. Мишка был весь из мармелада. И поэтому он звался Мармеладный Мишка. Он жил в красивом домике, который был сделан из имбирного пряника и источал аромат ванили. Во всей округе не было более яркого нарядного и такого ароматного домика.

Все было хорошо у Мармеладного Мишки, но вот беда - у него не было друзей. Он очень расстраивался и грустил по этому поводу. И вот однажды вечером, он сидел у своего пряничного камина пил чай с мятой и земляничным печеньем и вдруг подумал: "А почему бы мне не отправиться в путешествие и не найти себе друзей?". " Я так и сделаю!" - решил Мишка.

Рано утром Мармеладный Мишка собрал маленькую котомку с продуктами, закрыл свой красивый домик и отправился в путь.

Шел он шел и вдруг увидел, что на дереве сидит белка и плачет. Она была вся из кедровых орешков. "Что случилось?" - спросил медвежонок. Белочка ответила, что ее хвостик прищемила ветка, и она не может двигаться и ей некого позвать на помощь. Мармеладный Мишка залез на дерево и освободил ей хвостик. Потом он угостил белочку вкусным печеньем, и они сидели и долго разговаривали обо всем на свете. Мармеладный Мишка предложил Белочке быть его другом, и она охотно согласилась. Мишка и Белочка пошли дальше вместе. Им было очень весело и интересно вдвоем.

В один прекрасный день два друга дошли до глубокого оврага, зверята не знали, как перебраться через него. И вдруг из оврага показалась большая чешуйчатая голова. Она смотрела на них очень внимательно. Друзья испугались и хотели убежать, но голова заговорила с ними. Она спросила, кто они такие и откуда. Мишка рассказал голове всю свою историю. Голова вздохнула и сказала, что ей грустно одной сидеть в этом овраге, и она очень хочет тоже путешествовать и иметь друзей, тогда Мармеладный Мишка предложил вместе отправиться в путешествие. Голова обрадовалась и стала вылезать из оврага. И…. о боже! Это был динозавр! Теперь их было трое!

Еще некоторое время друзья путешествовали по стране, они помогали зверятам и растениям, если те нуждались, спасали лес от злых насекомых, которые хотели съесть все листочки на деревьях, даже однажды очистили речку от водорослей, а то рыбки в них запутывались и не могли плыть. Много хороших дел сделали друзья, но очень утомились, и им хотелось найти дом. И тут Мармеладный Мишка предложил вернуться в его сказочную страну и жить в его пряничном домике всем вместе. Звери с радостью согласились. И они отправились в обратный путь.

Крупская Аня

Просмотр содержимого документа
«Мартышка у стоматолога»

Мартышка у стоматолога.

Жила-была в зоопарке мартышка и звали ее Маша. Ну, и случился с ней один случай.Утром, когда она проснулась, встала, позавтракала ну и пошла чистить зубы, и как раз у нее заболел зуб:

Ой-ой! - сказала Маша

Посмотрев в зеркало она увидела что у нее качается зуб. И Маша сказала:

Ой,что ж как больно! Ой -ой!

Маша начала думать, думать и думать, а в голову кроме чем идти к стоматологу, ничего не приходила. И Маша сказала:

Что ж прдется идти к стоматологу.

Маша собралась, навязала платок, взяла сумку, обулась, надела пальто и пошла.А когда пришла, увидела, что очереди как раз и нету, ну и Маша сказала:

Что ж за невезуха -то!

Вошла в кабинет, а там стоит кресло и всякие приборы,а Маша еще больше перепугалась. Вдруг в кабинет вошел доктор Медведь и сказал:

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Маша села, открыла рот, а доктор Медведь быстренько выдернул зуб и дал Маше конфету, а Маша сказала:

Спасибо! А мне ни чуточки и не больно!

Не за что, -сказал доктор Медведь.

И Маша пошла с улыбкой на лице домой! И Маша больше не боялось стоматологов!

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Иванова Настя

Просмотр содержимого документа
«Яма»

Жил- был охотник. И была у него собака,а звали её Джуля.Как- то раз пошёл охотник на охоту и взял с собой Джулю.

Пришли они на болото.Охотник подстрелил утку,а собачка побежала искать добычу.Джулька нашла утку.Обернулась, а охотник невидно.Побежала искать хозяина и заблудилась.Ведь собака она молодая, неопытная ещё. Шла-шла и попала в яму.

Попыталась выбраться,а не получается.Начала она лаять и звать на помощь.А услышал её только заяц.Зайчик подошёл и спросил:

Как ты сюда попала?

Джуля рассказала свою историю.Попытался зайчик помочь,а не получается.Не печалься ты!-сказал зайчик,-сейчас кого- нибудь на помощь позову.

Заяц упрыгал. Скачет-скачет,видит охотник с ружьём стоит.Увидел

охотник зайца,хотел подстрелить,а заяц вдруг попрыгал.Припрыгал он к яме,не заметил и сам в яму свалился.А, что сидит в яме зайчик и собачка, и решил им помочь.Охотник вытащил зверей из ямы.Он очень обрадовался, чтоДжуля нашлась,а Джуля- то как обрадовалась!Она лизнула охотника прямо в лицо.Зайчика тоже к себе забрали.И стали они втроём жить-поживать да добра наживать.

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: "Русские народные сказки"

Цели урока:

1) Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.

2) Развивать речь, творческие способности обучающихся.

3) Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.

4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.

5. Социально-бытовые сказки.

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

1) Презентация «Сказки о животных»

Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

2) Презентация «Волшебные сказки»

Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

3) Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

4) Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

5) Презентация «Социально-бытовые сказки»

Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

IV. Итог урока

Заполнение таблицы

Название сказки

Аргументы (почему?)

1. «Репка»

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

Домашнее задание:

Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выставление оценок за урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: «Русские народные сказки

Цели урока:

  1. Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
  2. Развивать речь, творческие способности обучающихся.
  3. Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

  1. Сказки о животных.
  2. Волшебные сказки.
  3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.
  4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.
  5. Социально-бытовые сказки.

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

  1. Презентация «Сказки о животных»

Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

  1. Презентация «Волшебные сказки»

Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

  1. Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

  1. Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

  1. Презентация «Социально-бытовые сказки»

Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

IV. Итог урока

Заполнение таблицы

Название сказки

Вид

Аргументы (почему?)

1. «Репка»

бытовая

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

4. …

5. …

6. …

7. …

8. …

Домашнее задание:

  1. Закончить таблицу
  2. Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выставление оценок за урок.


Сочинение сказки 5 класс

1 Повторение изученного, подготовка к сочинению сказки.

- Что такое сказка ?

- Из каких частей она состоит?

- Что обязательно должно быть в сказке?

- Какие типы сказок вы знаете?

- Какие вам больше нравятся и почему?

- Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

- Трудно ли быть сочинителем?

- Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

4. Постановка цели и задач урока

Зная законы композиции сказок, их художественные особенности, мы сегодня будем учиться созданию авторских сказок.

5. Работа над темой урока

1. Беседа с элементами поисковой работы

- С чего нужно начать сочинять сказки? (С выбора её типа, темы .)

Тип сказки: мы будем сочинять сказку о животных, тема сказки

- С чего начинается сказка?

- Найдите, зачитайте и выпишите зачины сказок.

- Жил себе…

- Жили-были старик со старухой…

- Однажды…

- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…

2.В сказках есть устойчивые выражения, которые употребляются в определённых местах:

1) шёл он долго ли, коротко ли… — когда герой путешествует;

2) ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать… — при описании красавицы.

3.Концовка сказки обычно бывает счастливая: зло уничтожают или наказывают. Найдите в сказках и зачитайте традиционные концовки.

- Вот, видишь, как бывает оно на свете.

- Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

- И стали они в добре поживать, лиха не знать.

- И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

- Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили,

в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

- …и теперь живёт, хлеб жуёт.

Язык сказки народный. Встречаются повторы , постоянные красоч-ные выражения .

5. Запись плана работы

План работы над собственной сказкой

1. Выбрать тип и тему сказки.

2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа.

3. Выбрать нужный зачин.

4. Использовать народные языковые обороты.

5. Составить план, схему, сюжет сказки.

6. Подобрать концовку.

7. Продумать оформление сказки.

8. Записать сказку, проверить.

6. Домашнее задание

Написать дома сказку, оформить её.

7. Подведение итогов урока

Рефлексия

- Какие вопросы у вас есть по домашнему заданию?

- Выбрали ли вы уже тип своей сказки?

Кот и Мышонок

Встретились как-то раз Кот и Мышонок. Кот уж нацелился на Мышонка, а тот заметил Кота и бежит на утёк от него. Загнал Кот Мышонка в угол, а Мышонок и говорит:

Не ешь меня, мне больно, лапка у меня болит.

Знает Кот, что такое боль, у самого тоже было. Пожалел он Мышонка, и на этом подружились они и дружили так до конца своих дней.

Ведь силен не тот, кто слабого обидел, а тот, кто помог ему и пожалел.

Лисички

Жили были две лисицы-сестрицы. Поспорили как-то они,у кого дом лучше получится... Построили сначала из кирпича да из камня. Ходили -ходили друг к другу в гости да все завидовали. Начали перестраивать. Построили дом соломенный и из листьев. Ходили друг к другу в гости да опять начали завидовать... В конце концов, когда наступили холода, построили они себе дома из снега да изо льда. Уж не пускали они друг друга к себе- то в гости. Так и замерзли они порознь в своих ледяных домах.

Подробности Категория: Сказки для школьников

сказки о космосе для школьников

Далеко-далеко, в дремучем лесу, в таком дремучем, что в нём могли потеряться даже самые шустрые и внимательные лесные жители, жил-был медвежонок Тимка. Медвежонок Тимка вовсе не боялся старого леса. Он знал каждую его тропинку, а ещё Тимка очень любил сидеть на обрыве скалы и смотреть на звёзды.

К обрыву было трудно подобраться. Только большой и сильный зверь мог пройти через густые заросли шиповника и осины. Но чем ближе пробирался зверь к заветному месту, тем мягче и гостеприимней становилась природа на его пути. Вот за осиной показала свои ветки белоствольная берёза. Вот могучая сосна, основание которой поросло мхом, скрипнула на ветру. А вот и белые грибы, собравшиеся дружной стайкой, прячутся от путника в траве.

Медвежонку Тимке всегда был приятен этот момент. Ему казалось, что на обрыве его кто-то ждёт. Он учащал шаг и вскоре оказывался на заветном месте.

Однажды мама медвежонка, бурая медведица, заметила, что вечерами её сынок куда-то пропадает. Медвежонок Тимка объяснял своё исчезновение походом к друзьям, но мама медвежонка не знала больше никаких медвежьих семей, да и соседей у них не было. Бурая медведица не на шутку испугалась и решила вечером проследить, куда её сынок уходит так поздно. Как только сыночек отправился на прогулку, мама, не торопясь, тронулась за ним вслед.

Каково же было её удивление, когда медвежонок привёл её на обрыв. Тимка уселся на самом краю и устремил глаза в небо. Бурая медведица тихо подошла к медвежонку и обняла его.

Почему ты приходишь сюда, сынок? Здесь становится как-то не по себе…

Мам, прости меня, что я долго скрывал от тебя правду, но меня словно магнитом тянет сюда!

Конечно, Тимка, я тебя прощу. Только ты пообещай впредь не обманывать меня.

Хорошо, мамочка.

Медвежонок сильнее прижался к бурой медведице.

Мам, а откуда всё взялось? Откуда появилась земля, звёзды и вон та здоровенная луна на небе?

Всё, что ты видишь, сынок, принадлежит Вселенной. Вселенная – это пространство, которое ограничено миллиардами галактик. В галактиках светят миллиарды звёзд, возле которых вращаются планеты, движутся метеориты и кометы. Причиной возникновения Вселенной стал большой взрыв, в результате которого и возник красивый мир, в котором ты живёшь.

Мам, а в какой галактике я живу?

Наша Галактика, сынок, называется Млечный путь. В ней находятся наша планета Земля, Солнце, звёзды, которые мы видим невооружённым взглядом…

И даже Луна?

И даже Луна, сынок, которая является спутником Земли.

Мам, а как получилось, что появилось Солнце и планеты?

Поговаривают, что первым делом образовалась солнечная туманность, которая была похожа на облако из пыли и газа. Потом это облачко становилось всё меньше и меньше. В его центре образовалось Солнце – удивительная звезда, а из плотных остатков газо-пылевого облака следом возникли планеты…

Мам, а сколько планет в Солнечной системе?

Всего восемь планет, Тимка.

И на каждой из них живут медведи?

Бурая медведица улыбнулась:

Нет, малыш.

Медвежонок Тимка загрустил:

Как так? Неужели я один-единственный медвежонок из Солнечной системы?

Тимочка, на нашей планете живут другие медведи, только они очень далеко от нас. Ты просто не встречал их.

Мне так одиноко, мам, - загрустил медвежонок Тимка.

Ничего, малыш, это пока так одиноко. Вот подрастёшь и обязательно встретишь других медведей.

Медвежонок Тимка ещё раз устремил свой взгляд в небо. В тёмно-синем пространстве блеснул небольшой метеор и полетел на землю.

Как было бы хорошо, - подумал медвежонок Тимка, - если бы в другой галактике, на совершенно незнакомой мне планете с красной поверхностью и необычными деревьями с треугольными листьями в небо смотрел такой же, как я, медведь… Пусть у него и шкура будет другого цвета, например, зелёного, и антенны на голове болтаются в виде светящихся шариков… не важно… Главное, что этот медведь ждёт меня в гости, и я буду ждать его…

Что ты там бормочешь, сынок? – спросила бурая медведица. – Нам пора идти домой, в родную берлогу, малыш.

Медведи тихонько отправились домой. Их путь освещали мерцающие звёзды.