Юрий Соломин: Мечты сбываются у тех, кто много и честно трудится. Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин Юрий Соломин в программе "Судьба человека"


Художественный руководитель Малого театра Юрий СОЛОМИН поставил «Женитьбу» Гоголя. После премьеры народный артист СССР рассказал корреспонденту «Культуры» о том, как стал режиссером и при чем здесь Акира Куросава. Не обошлось без разговора о классиках и современниках.

культура: Николай Васильевич Гоголь не отпускает Вас на протяжении всей творческой биографии. Вы неоднократно играли в спектаклях по его произведениям, ставили «Ревизора». Почему решили вновь обратиться к классику?
Соломин: Гоголь, равно как и Островский, Пушкин, Грибоедов и другие великие писатели, - гордость отечественной литературы и драматургии. Малый театр всегда опирался на этих авторов. Как объяснить, почему режиссер выбирает для постановки произведение, знакомое с юности? Вопрос довольно сложный. Примерно по тем же причинам, по которым мужчина влюбляется в определенную женщину, хотя все ему прочат в жены совершенно другую. Например, вам известно, как в свое время в Малом театре появился «Ревизор», провалившийся в Петербурге? После неудачной премьеры Николай Васильевич связался с прославленным актером Михаилом Щепкиным и попросил его поставить пьесу. Тот согласился, и в итоге спектакль имел колоссальный успех. При этом Щепкин не был режиссером. Тогда в России профессии режиссера толком не существовало. Этому нигде не учили. На мой взгляд, к счастью.

культура: Почему?
Соломин: Мне кажется, что этому нельзя научить: либо в человеке изначально есть способности к режиссуре, либо нет. Все остальное - практика, поиск своего стиля и прочее. То же самое и с профессией актера. Я веду курс в Щепкинском театральном училище. Ежегодно мы набираем человек 25, выпускаем 20, а артистами становятся дай бог восемь. В историю же входят за редким исключением один-два. У нас был курс Николая Анненкова, из которого вышли Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов и Виктор Павлов, но это, скорее, исключение. Вырастить большого актера очень трудно. У меня сейчас третий курс, и я взял на себя смелость никого не отчислять. Если кто-то из ребят не станет артистом, то благодаря своей любви к театру, пониманию его внутреннего устройства всегда найдет себя в смежной профессии. Например, в Малом театре часто не хватает суфлеров, помощников режиссеров.

культура: Режиссеры обычно пытаются нащупать актуальность пьесы. В процессе работы искали параллели с сегодняшним днем?
Соломин: На мой взгляд, все и так на поверхности. Думаю, не обязательно рядить героев Гоголя в джинсы, чтобы зритель увидел в них современных людей. Подколесин - собирательный образ сегодняшнего нерешительного мужчины, который не знает, как подойти к женщине. Свадьбы и ответственности он боится как огня. Агафья Тихоновна - взрослое дитя, выросшее в достатке и не умеющее строить отношения с противоположным полом. А сам процесс сватовства?! Ни о какой любви речи не идет: женихи присматриваются к внешности невесты, выясняют, знает ли она французский, какое у нее приданое и наследство. То есть ищут прямую выгоду, а брак планируют заключить по расчету. Все, как сейчас, - никаких чувств. Только мы не преподносим это прямо в лоб, а даем зрителю возможность самому соединить ниточки.

культура: Говорят, Ваши режиссерские задатки в свое время оценил сам Акира Куросава. Правда ли это?
Соломин: Я снимался у Куросавы в «Дерсу Узале». Когда пришло время монтировать картину, он поручил мне и второму режиссеру Володе Васильеву заняться озвучкой. Прошло лет пять. Мы с театральной группой отдыхали в Болгарии. В то время там все очень хорошо говорили по-русски, и местные актеры пригласили нас к себе в театр. Стефан Димитров - руководитель коллектива - на банкете предложил мне поставить у них пьесу Островского. Я изумился, так как на тот момент никогда даже не помышлял о режиссуре. Тогда Стефан достал болгарский журнал и начал читать интервью, где Куросава утверждал, что, дескать, у Соломин-сана есть явные склонности к режиссуре и однажды он будет ею заниматься. В итоге мой дебют состоялся в Болгарии, где я поставил «Лес» Островского. Спектакль имел большой успех и был показан около ста раз.

культура: Тогда-то и поняли, что Вас привлекает кресло постановщика?
Соломин: Дело не в том, хочу ли я быть режиссером, а в том, что необходимо театру. Бывали моменты, когда в определенный период нужно было выпустить спектакль, а подходящего постановщика найти не удавалось. Тогда приходилось брать ответственность на себя. Коллектив Малого театра мне доверяет: в этом году будет 30 лет, как я возглавляю его в качестве художественного руководителя. Кроме того, за долгие годы в Щепкинском училище я поставил немало спектаклей, опыт у меня приличный. Но при этом в моем случае режиссура - занятие для души.

культура: Вы строги с актерами?
Соломин: Конечно, как постановщик могу и прикрикнуть, но все в рамках разумного. Вы забываете тот факт, что я преподаю более 50 лет. Многие мои ученики - народные артисты России, лауреаты всевозможных театральных и кинопремий. Считаю, что педагог и режиссер в некотором роде схожие профессии, потому что нужно обладать неимоверным терпением, чтобы донести до артистов свои мысли. Мне доводилось работать с режиссерами старой школы, которые очень доброжелательно относились к актерам. Они умели помочь коллегам на сцене раскрыть своих героев, а не идти нахрапом, как часто делают сегодня молодые постановщики. Сейчас все ищут оригинальных решений, но тогда, на мой взгляд, артисты вообще не нужны. Это уже статисты, выполняющие режиссерские замыслы. Я не против, когда идет совмещение режиссуры и актерских работ, но когда эпатаж ради эпатажа… Не понимаю такого.

культура: А как художественный руководитель Вы тоже столь гуманны?
Соломин: Конечно, нет. Например, недавно снял артистку с роли, потому что она не явилась на спектакль. Заигралась в кино и совсем забыла, что вечером ей на сцену. Пришлось делать экстренный ввод. Спектакль должен быть сыгран, и точка. Люди приехали, чтобы спектакль посмотреть, и что я должен им сказать: «Извините, у нас тут такое кино»? Вообще, когда я отпускаю на съемки, то сразу предупреждаю: «В свободное от театра время».

культура: В чем, на Ваш взгляд, заключается миссия театра?
Соломин: В первую очередь, конечно, в просвещении. Сейчас почему-то принято считать, что его основная задача - обеспечить зрителю досуг после трудного рабочего дня. Все так, но при этом каждая постановка должна нести в себе образовательную функцию, расширять кругозор, помогать зрителю находить выход из сложных ситуаций. У нас есть спектакли, идущие десятилетиями. К примеру, в «Вишневом саде», который поставил еще народный артист СССР Игорь Ильинский, сменилось уже третье поколение артистов. Раневскую в свое время играла Татьяна Еремеева, после - Нелли Корниенко и Ирина Муравьева, а сейчас - Светлана Аманова. Мы в нем принципиально ничего не меняем. По такому спектаклю можно не то что знакомиться с творчеством Чехова, особенностями быта, эстетикой эпохи, но и с самой историей Малого театра. Недавно пересмотрел «Вишневый сад». В финале есть сцена, где Раневская и Гаев прощаются с домом, со своим садом, олицетворяющим их детство. Артисты просто держатся за руки. А я думал: случись со мной что-нибудь, кто присмотрит за моими дворнягами, которые живут на даче? Потом вспомнил, что все родственники помешаны на собаках, и немного успокоился. Посмотрел по сторонам - у людей тоже слезы на глазах. Я ценю такой театр, в котором, как говорила мой мастер Вера Николаевна Пашенная, на сцене нужно оставлять кусочек сердца.

культура: Вы преподаете в Щепкинском училище. Обычно старшее поколение критично относится к молодежи. А Вы?
Соломин: Не надо всех подгонять под одну гребенку. Ребята все разные, в основном замечательные. Но посмотрите, на чем они растут. Знаете, я недавно провел месяц в санатории, иногда смотрел телевизор. Господи, что нам показывают? Драки, семейные дрязги, взрывы, насилие. Я был в ужасе. Допустим, у меня крепкая психика, я взрослый, образованный человек, а каково это видеть нашим детям? Спрашивается, зачем все это транслировать?

культура: Считаете, должна быть цензура?
Соломин: Вы видели, сколько страшных вещей произошло в школах за последнее время? Вот вам и полная свобода. Насмотрелись подростки фильмов и лезут в драку, думая, что в жизни - как в кино. Я не призываю вернуть цензуру, но думаю, что у каждого человека, будь то руководитель телеканала, театральный режиссер, киносценарист или продюсер, должен быть свой внутренний фильтр. Если каждый будет задаваться вопросом, а хотел бы я, чтобы мои дети росли на подобных передачах и фильмах, то у нас станет гораздо меньше трагедий среди молодежи.

Денис Сутыка

Русский актёр театра и кино, режиссёр.
Заслуженный артист РСФСР (2.09.1971).
Народный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист СССР (9.02.1988).
Народный артист Кыргызстана (1996).
Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл.

Вырос в семье профессиональных музыкантов, старший брат актёра Виталия Соломина (1941-2002).

В 1957 году, по окончании Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина (курс В.Н. Пашенной), был принят в Малый театр.

Начав с ролей эпизодических, молодой актёр вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара. Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее. В 1966 году в спектакле Игоря Ильинского "Ревизор" Н.В. Гоголя Соломин сыграл Хлестакова - юного, лёгкого, порхающего.

В 1970 году, создав образ капитана Кольцова в фильме Евгения Ташкова "Адъютант его превосходительства", приобрёл всесоюзную известность.
Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы "Дерсу Узала" (1975) сделала актёра известным мировому кинематографу.

1970-е годы - начало периода творческой зрелости актёра. В ролях классического русского репертуара проявились склонность актёра к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, особая нервность темперамента.
Неслучайно критика часто называет Соломина «чеховским актёром Малого театра», отмечает особую «русскую национальную трогательность» актёра, склонного к воплощению не столько широты и размаха русской души, сколько той внутренней силы, какая таится в ней.

В 2000 году в "Горе от ума" А.С. Грибоедова Соломин сыграл Фамусова, обнаружив блестящие комедийные возможности, склонность к яркой характерности и вписав эту роль в число выдающихся своих сценических созданий.
Оставаясь ведущим актёром, выступает и как режиссёр.

Не менее известен Соломин как актёр кино. Среди его лучших киноработ: Дмитрий Ульянов ("Сердце матери", 1965), майор Геттель ("Сильные духом", 1967), Телегин (телефильм "Хождение по мукам", 1977), майор Звягинцев ("Блокада", 1975–1978), Трактирщик и Генрих Айзенштайн (телефильмы "Обыкновенное чудо" и "Летучая мышь", оба - 1979), Владимир Александрович ("Свет в окне", 1980), Славин ("ТАСС уполномочен заявить…", 1984).

Ю.М. Соломин выступает и как кинорежиссёр. Им сняты телефильмы "Скандальное происшествие в Брикмилле" (1981), "Берег его жизни" (1985), "В начале было Слово" (1992).

Получивший прекрасную школу русского реалистического искусства, ученик Пашенной, Соломин с 1961 года преподаёт в училище имени М.С. Щепкина. Руководитель курса, профессор (1986).

Занимал пост министра культуры Российской Федерации (1990-1992). Член КПСС с 1966 года.

В 1998 году был избран Русским биографическим институтом «Человеком года» за выдающиеся заслуги в области искусства.
Президент Ассоциации русских драматических театров (МАТР).
Академик Международной академии творчества.
Почётный член Российской академии художеств.
Член-корреспондент Российской академии образования (1992).
Почётный профессор МГУ (2012).

В честь Юрия Соломина назван астероид № 10054 - «Юрий Соломин» (2001).

театральные работы

1957 - «Макбет» В. Шекспира. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и Е. П. Велихов - Флинс
1957 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Парень
1957 - «Доходное место» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: К. А. Зубов - Мальчик
1957 - «Порт-Артур» И. Ф. Попова, А. Н. Степанова. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и П. А. Марков - Молодой солдат, Офицер
1957 - «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса. Режиссёр-постановщик: П. А. Марков - 3-й корреспондент
1957 - «Пигмалион» Б. Шоу. Режиссёр-постановщик: И. Я. Судаков - Газетчик
1958 - «Когда горит сердце» В.Кин. Режиссёр: А. А. Гончаров - Безайс
1958 - «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик Л. А. Волков - Дворовый парень, Митюшка
1959 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Джентльмен
1959 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Молодой джентльмен
1959 - «Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Юрий
1959 - «Карточный домик» О. Н. Стукалова. Режиссёр-постановщик: Д. А. Вурос - Веселый сотрудник
1959 - «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Тишка
1960 - «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Петр, Гость
1960 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Зритель в суде
1960 - «Любовь Яровая» К. А. Тренева, режиссёры-постановщики И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - 2-й конвойный
1960 - «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр: Д. Вурос - Слава
1961 - «Взрыв» И. Дворецкого. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Лопатин
1961 - «Весенний гром» Д. И. Зорина. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Аркадий
1962 - «Коллеги» В. П. Аксенова, Ю. М. Стабовой. Режиссёры-постановщики: Б. А. Бабочкин и В. И. Коршунов - Сержант
1962 - «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Режиссёр-постановщик: Л. В. Варпаховский - Танцующий
1962 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Сесиль Грехем
1962 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Исидор
1962 - «Палата» С. Алешина. Режиссёр: Л. Верпаховский - Миша
1963 - «Перед ужином» В. С. Розова. Режиссёр: В. Монахов - Гриша
1963 - «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова. Режиссёр-постановщик Е. Р. Симонов - Федя
1964 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино
1966 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Игорь Ильинский - Хлестаков
1969 - «Золотое руно» А. Гуляшки. Режиссёр-постановщик: Г. Аврамов (Болгария) - Ковачев
1970 - «Твой дядя Миша» Г. Д. Мдивани. Режиссёр-постановщик: В. Б. Монахов - Валерий
1973 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Кисельников
1976 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Неизвестный
1976 - «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Иван Петрович (Ваня)
1976 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино
1976 - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёр: Борис Равенских - царь Фёдор
1977 - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко - Михаил Яровой
1978 - «Берег» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Княжко
1981 - «Целина» Л. И. Брежнева, режиссёры-постановщики Б. А. Львов-Анохин и В. М. Бейлис - Ведущий
1983 - «Картина» Д. А. Гранина Режиссёр-постановщик: Л. Е. Хейфец - Астахов
1983 - «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Режиссёр: Рачья Капланян - Сирано
1984 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлопов
1984 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр: В. М. Соломин - Федя Протасов
1985 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлестаков
1987 - «Игра» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Крымов
1988 - «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Б. Морозов - Войницкий
1990 - «И Аз воздам» С. Кузнецова. Режиссёр-постановщик Б. А. Морозов - Николай II
1993 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: С. А. Соловьёв - Войницкий
1996 - «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Тригорин
1999 - «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик Ю. М. Соломин - Карп
2000 - «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: С. В. Женовач - Фамусов
2003 - «Таинственный ящик» П. А. Каратыгина. Режиссёр-постановщик: Ю. М. Соломин - Сен-Феликс
2009 - «Мольер» М. А. Булгакова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Жан-Батист Поклен де Мольер.

Режиссёрские работы в театре
1982 - «Ревизор» Н. В. Гоголя (совместно с Евгением Весником)
1996 - «Чайка» А. П. Чехова (художественный руководитель постановки, режиссёр: В. Н. Драгунов)
1998 - «Лес» А.Н. Островского
1998 - «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера
2003 - «Таинственный ящик» П. А. Каратыгина
2004 - «Три сестры» А. П. Чехова
2006 - «Ревизор» Н. В. Гоголя
2008 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого
2012 - «Бесприданница» А. Н. Островского (руководитель постановки)

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) - за исполнение роли капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства» (1969).
Государственная премия Российской Федерации (2001).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 октября 1999).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 июня 2005).
Орден Почёта (18.06.2010).
Орден Дружбы Народов (1985).
Орден Академии искусств Японии «За вклад в мировую культуру» (1993).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Премия КГБ СССР (1984) - за роль полковника Славина в фильме «ТАСС уполномочен заявить…».
Премия «Золотой Овен» - за выдающийся вклад в развитие отечественного кино (1996).
Международная театральная премия Станиславского - за роль Фамусова в спектакле Малого театра «Горе от ума» (2001).
Премия «Человек года-2008» Русского биографического института.
Премия ФСБ в номинации «Актерская работа» за создание высокохудожественных образов сотрудников органов безопасности в отечественном кинематографе (2010).
Высшая Российская общественная награда - знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество».
Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ).
Почётный гражданин города Арсеньева (1975).
Медаль «Слава Читы» (№ 1).
Премия Кузбасса (2007).
Медаль «В память 1000-летия Казани» (2009).
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2011).
Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова "Фигаро" в номинации "За служение русскому репертуарному театру" (2014).
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2015)
Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ, 2005)
Орден святого преподобного Андрея Рублева I степени (РПЦ, 2015)
«Человек года-1998» (Русский биографический институт)
Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2010)
Премия за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония)
Императорский Орден Святой Анны II степени (Российский Императорский Дом, 2014)
Самарский крест (Общественный совет Болгарии, 2014 год)
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2016) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
Академик РАО (2019)
Почётный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации (2015)
Почётный член Общественного совета Следственного комитета Российской Федерации (2015)

Народный артист СССР (1988)

Народный артист Кыргызстана

Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл

Лауреат премии РСФСР им. братьев Васильевых (1951, за роль в фильме «Адъютант его превосходительства»)

Лауреат Государственной премии КГБ

Лауреат Государственных премий России

Лауреат Международной премии Станиславского

Лауреат премии «Золотой овен»

Лучшие дня

Кавалер ордена Дружбы народов

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени

Кавалер ордена Японии «За вклад в мировую культуру»

Награжден медалью «Слава Читы» за номером 1

Лауреат звания «Человек года – 1998» за выдающиеся заслуги в области искусства

О корнях семьи Соломиных

Соломин Юрий Мефодьевич родился 18 июня 1935 в Чите. Вырос в семье профессиональных музыкантов, старший брат актера Виталия Соломина. Родители Юрия Соломина имели сибирские корни. Мефодий Викторович родом из Забайкалья, Зинаида Ананьевна – из Томска. Оба – прекрасные музыканты, отец свободно играл на всех струнных инструментах, у матери был хороший голос – меццо-сопрано.

Чита в те годы была городом высоких культурных традиций. С ним связаны имена Олега Лундстрема, Николая Задорнова, Константина Седых. Семья Соломиных была хорошо известна в городе. Родители профессионально служили музе, работая преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. Мефодий Викторович посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии. Главным достоянием Соломиных-старших стали их сыновья, знаменитые российские актеры, народные артисты Юрий и Виталий Соломины.

О Щепкинском училище

Юрий Соломин - артист счастливой судьбы. Выбор профессии для человека труден всегда. Для юноши, живущего за тысячи километров от главных культурных центров, он нелегок вдвойне. Судьба распорядилась так, что понятие «Малый театр» вошло в жизнь юного Юрия Соломина «с младых ногтей» и на всю жизнь.

Еще в Чите Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера», сделанный к 125-летию театра. Тогда же он узнал о Щепкинском училище и после окончания школы сразу отослал документы по адресу: Москва, Неглинная, 6.

Везет тому, кто везет. Это правило, которое впоследствии многие годы ощущал на себе Юрий Мефодьевич Соломин, определило подарок судьбы – учебу в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы. Он окончил Театральное училище имени Щепкина и стал актером Малого театра.

О Малом театре

Малый театр Юрий Соломин считает своим домом. Впервые он появился здесь, будучи студентом второго курса, на практику. Первая работа была в спектакле «Иван Грозный», и даже сохранилась программка этого спектакля, где было написано: второй ремесленник - студент Театрального училища имени Щепкина такой-то. Вот такой-то и был Соломин Юрий Мефодьевич.

Потом пошла работа, пошли роли. Роли были разные: и большие, и маленькие. «Но нас уверяли тогда, что нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Я с этим не согласен. Есть просто и маленькие роли, и плохие роли…», - рассуждает замечательный актер Юрий Соломин.

Начав с ролей эпизодических, молодой актер вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара: Безайс в «Когда горит сердце В.Кина», режиссер А.Гончаров, Слава и Гриша в розовских «Неравном бое», режиссер Д.Вурос, и «Перед ужином», режиссер В.Монахов, Миша в «Палате» Алешина, режиссер Л.Варпаховский, Пэпино в «Украли консула» Мдивани, режиссер В.Монахов.

Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее. В ролях классического русского репертуара – Кисельников в «Пучина» А.Н.Островского, режиссер Васильев, Царь Федор Иоаннович в одноименная трагедия А.К.Толстого, режиссер Равенских, Федя Протасов в «Живом трупе» Л.Н.Толстого, режиссер В.Соломин – проявились склонность актера к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, особая нервность темперамента. Эта тема отчетливо читалась и в роли последнего русского царя, Николая II, в современной пьесе С.Кузнецова «…И Аз воздам».

Неслучайно критика часто называет Соломина «чеховским актером Малого театра», отмечает особую «русскую национальную трогательность» актера, склонного к воплощению не столько широты и размаха русской души, сколько той внутренней силы, какая таится в ней. Многогранность актерского дарования Соломина позволяет ему с одинаковым успехом играть и русских страдальцев, и французского романтического Сирано в «Сирано де Бержерак» Э. де Ростана, которую вместе с Войминским в пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» считает особо любимыми и, возможно, лучшими своими театральными работами.

О кино

Путевку в кинематограф Юрию Соломину дала Вера Николаевна Пашенная. Она рекомендовала его режиссеру И.М. Анненскому на главную роль в фильме «Бессонная ночь». Она же рекомендовала Сергею Бондарчуку попробовать Соломина на роль князя Болконского в «Войне и мире», роль, правда, впоследствии блестяще сыграл Вячеслав Тихонов. Потом было множество ролей, более 50 фильмов и сериалов в кино и на телевидении: разноплановых, драматических, лирических, острохарактерных, комедийных – и везде актер находил свои, присущие только ему краски, делая каждую роль явлением.

Юрий Соломин стал широко известен, после выхода на телеэкран многосерийного фильма «Адъютант его превосходительства». Среди его лучших киноработ: Дмитрий Ульянов в «Сердце матери», Телегин в телефильме «Хождение по мукам», майор Звягинцев в «Блокаде», Трактирщик и Генрих Айзенштайн в телефильмах «Обыкновенное чудо» и «Летучая мышь», Владимир Александрович в картине «Свет в окне», Славин в «ТАСС уполномочен заявить…». Можно просто перечислить некоторые картины, где он сыграл главные роли: «Мелодии белой ночи», «Сны о России», «Московская сага». И каждая из них популярна и любима несколькими поколениями зрителей в Советском Союзе, Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии, других странах. Своими же любимыми работами сам Юрий Соломин считает роль Штубе в фильме А. Салтыкова «И был вечер, и было утро» и роль Геттеля в фильме В. Георгиева «Сильные духом».

Съемки в кино подарили актеру встречи с выдающимися режиссерами и актерами. Огромной удачей для себя он считает работу и дружбу с Акирой Куросава и Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым и Марком Донским, Комаки Курихара и Жанной Моро, Мариной Влади.

О Куросаве

Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» сделала актера Юрия Соломина известным мировому кинематографу.

Эту работу нельзя забыть. Замечательный режиссер. Его знают во всем мире. Когда называют великих, то называют: Феллини, Бергман, Куросава. Эта тройка, без которой очень трудно говорить о мировом кинематографе. И Акира Куросава дал согласие работать в России, тогда в Советском Союзе, снимать фильм «Дерсу Узала». Юрий Соломин был очень рад, это же те места, где он родился и вырос. Это все о Даурской тайге и Приморском крае. Соломину предложили роль Арсеньева. Максим Максимович Мунзук приехал из Тувы, это тот, который играл Дерсу Узала. Он такой очень открытый был, и Куросава сразу сказал - Дерсу. Однозначно сказал, и далее уже Юрия Соломина с Максимом Максимовичем собственно и не пробовали, а пробовали гримы, пробовали костюмы. «Как-то естественно все получилось, не было, как бывает, тебя утвердили, и ты кричишь: «Ура!». Этого не было, все было настолько естественно, что я даже сегодня не могу понять, каким образом я даже узнал, что меня утвердили. Вот как меня пригласили, это я помню, а дальше...», - любит вспоминать Юрий Соломин. Надо отметить, что Куросава был художником. Он закончил Академию художеств и очень хорошо рисовал. Поскольку потом режиссера и актера связывала большая дружба, то Куросова всегда присылал своему русскому другу к Новому году открытку, которую сам создавал: рисовал ее и выпускал в Японии.

А однажды на съемке в Приморском крае он подарил Соломину картину. Куросава нарисовал огромную голову тигра с какими-то такими зеленоватыми глазами, немножко справа японский орнамент и написал - 18 июня 1974 года, Соломин сан, Куросава сан. И сейчас картина висит дома у артиста, в рамочке.

О режиссуре

Быть режиссером Юрий Самойлов никогда не мечтал. Он даже и не знал, что это такое. Когда жил в Чите, слушал по радио концерты из Колонного зала, артисты такие-то, такие-то, а что такое режиссер... Хотел быть артистом, хотел выступать. Никогда не думал быть ни художественным руководителем, ни каким либо начальником, нет. Но вот судьба распорядилась иначе. Юрия Соломина избрали художественным руководителем, и он несколько лет на сцене театра ничего не ставил, довольствовался дипломными спектаклями в Театральном училище имени Щепкина, но это несколько другая режиссура, педагогическая. Но сила обстоятельств все-таки привела к тому, что Соломин стал режиссером…

В режиссуре его больше увлекает сам процесс, увлекает возможность помочь. Когда ты можешь направить человека, интересно понять автора. Понять, например, почему Чехов написал: «В Москву, в Москву!»? Когда начинаешь читать его, вникать, и уже не можешь жить без его писем, без его записок, без каких-то воспоминаний о нем… На сцене Малого больше идет классика, чем современные авторы. К сожалению, нет пока хороших современных пьес. Да и ставить пьесу, которую сейчас пишут на два-три человека, нерентабельно при труппе в 130 человек.

Как режиссер Юрий Соломин поставил в Малом театре – «Ревизор», «Чайку», «Лес», «Коварство и любовь», водевиль «Таинственный ящик», «Три сестры», а также несколько спектаклей в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. В кино и на ТВ Юрий Соломин поставил фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, трехсерийный фильм «Берег его жизни», «В начале было слово». В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. Был удостоен премии за студенческие работы в Братиславе, Словакия, и Кобе, Япония.

О телевидении

Сейчас принято ругать телевидение за развращение вкусов и массовое зомбирование населения. На эту тему у великого актера Юрия Соломина особое мнение: «Ругать телевидение бессмысленно. Стоит ругать его руководителей. Главный грех телевизора в том, что всю страну посадили на пиво. Это ужас! Вот иду я недавно по театральной площади. Зима, холодно. И идет девушка, вся замерзшая, и держит в руках бутылку пива. Я ее останавливаю и говорю: «Что, холодно? А ты попей...» А она не поняла моего юмора...

А реклама? Я всю жизнь жил без рекламы. Я знал, что эта колбаса - хорошая. И все тоже это знали. А когда мне еще говорят: «Это твой стиль!», - да пошли они все со своим стилем!.. Меня еще вот что раздражает: я никогда не успеваю записать телефоны, которые рекламирует нам телевидение. Мне нужно было купить однажды нагревающиеся фанерки для собак. Я увидел эту рекламу, успел записать только половину телефона - и все. А дело было в Питере на гастролях. Потом два дня тупо сидел в гостинице, смотрел всю муру, ожидая повтора, но этой рекламы больше так и не показали...»

О педагогике, о назначениях

В своей альма-матере – Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, Юрий Соломин является профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.

В 1988 году Коллективом Государственного академического Малого театра Юрий Соломин был избран, надо заметить - первым за долгую историю, среди руководителей театра, художественным руководителем, а затем уже назначен на эту должность решением Правительства России. За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив знаменитый спектакль "Царь Федор Иоаннович" в постановке Равенских и великий «Вишневый сад» в постановке Ильинского. Удалось сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра, более 600 человек! Сохранить уникальную труппу, в составе которой народные артисты СССР, без малого 30 заслуженных артистов России, талантливая молодежь.

В 1990 году Юрий Соломин был назначен на пост министра культуры в состав первого Правительства Российской Федерации. За период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества.

По роду своей деятельности Юрию Соломину приходилось встречаться с самыми влиятельными и именитыми людьми. Это – и королева Великобритании Елизавета II, королева Нидерландов - Беатрикс, президенты государств, главы правительств, выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели. Однако среди них сам Юрий Соломин выделяет несколько человек, которые пришли к нему на помощь в трудное время, связанное с серьезной болезнью. Благодаря выдающимся медикам: академикам Е.И. Чазову, М.И. Перельману, Р.И. Акчурину, хирургу из Киева Юрию Гануле, докторам В.П. Мезаеву и С.В. Розановой, хирургам из Италии Рипоссини и Игорю Котельникову болезнь удалось побороть.

О сокровенном

Супруга Юрия Соломина – Соломина Ольга Николаевна. Дочь – Соломина Дарья Юрьевна. Его внучка – Александра - это особая гордость.

Дома и на даче Юрия Соломина окружают любимый пес – овчарка Маклай, и не менее любимые собаки Ляля, Лушка, Яшка, и кошка Дуся.

Живет и работает актер в Москве. Имя Юрия Соломина присвоено новой малой планете.

Фильмография:

1958 Сердце матери

1960 Бессонная ночь

1965 Музыканты одного полка

1966 Верность матери

1966 Погоня

1967 Сильные духом

1968 Весна на Одере

1969 Адъютант его превосходительства

1969 Красная палатка

1971 Инспектор уголовного розыска

1971 Море в огне

1971 Кочующий фронт

1971 И был вечер, и было утро...

1971 Даурия

1972 Моя жизнь

1972 Четвертый

1972 Право на прыжок

1974 Блокада

1975 Соколово

1976 Мелодии белой ночи

1976 Пучина

1976 Преступление

1976 Дерсу Узала

1977 Хождение по мукам

1978 Квартет Гварнери

1978 Обыкновенное чудо

1978 Школьный вальс

1979 Летучая мышь

1980 Скандальное происшествие в Брикмилле – актер, режиссер

1980 Свет в окне

1981 Крик тишины

1983 Лунная радуга

1983 Утро без отметок

1984 Тайна виллы "Грета"

1984 ТАСС уполномочен заявить

1985 Берег его жизни – актер, режиссер

1985 Софья Ковалевская

1986 Певучая Росси

1987 Загадочный наследник

1989 Сувенир для прокурора

1991 Привал странников

1991 Анна Карамазофф

1992 Вначале было слово – актер, режиссер

1992 Сны о России

1992 В начале было слово

2003 Ранняя любовь

2003 Родина ждет - сериал

2004 Московская сага - сериал

Завтра Малый театр открывает новый сезон. «Известия» встретились с художественным руководителем прославленной труппы народным артистом СССР Юрием Соломиным и расспросили его о творческих планах, отношении к современным пьесам и несостоявшихся проектах.

- Юрий Мефодьевич, каким спектаклем Малый театр откроет 262-й сезон?

Наш театр - это национальное достояние. Долгие годы у нас существует традиция - открывать сезон Островским, Гоголем или Грибоедовым. Это - классика русской драматургии. 17 лет назад на этой же исторической сцене мы представили зрителям премьеру «Горе от ума» Грибоедова. И с той поры мы каждый сезон открываем этой постановкой.

- Какие премьеры вы готовите к выпуску?

Народный артист России Вячеслав Езепов поставил «Маленькие трагедии» Пушкина, в которых еще и сыграл сам сразу три роли. А я готовлю к выпуску «Женитьбу» Гоголя.

- Расскажите поподробней о «Женитьбе».

Ну а что говорить о ребенке, который еще не родился? Я так не умею. Могу рассказать только, что заняты в нем будут наши ведущие артисты: Людмила Полякова, Борис Клюев, Ирина Муравьева, Александр Ермаков, Алексей Кудинович и много еще кто.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

- Вы будете верны традициям или удивите зрителей неожиданной интерпретацией Гоголя?

- Пьесу «Женитьба» знают все. Поэтому удивлять мы будем тем, что попытаемся показать Гоголя так, как он и задумал свое произведение. Мы как и прежде традиционны.

- Когда премьера?

В ноябре. А до этого, в октябре, выйдет «Царь Борис» по Алексею Константиновичу Толстому. В главной роли - народный артист России Валерий Афанасьев. Когда-то на исторической сцене шла вся драматическая трилогия Алексея Константиновича - «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Этой осенью исполняется 200 лет со дня рождения писателя. И нам хотелось напомнить всем об этой большой дате.

Отметив переезд в историческое здание после ремонта, театр представил зрителю сразу две премьеры - «Таланты и поклонники» и «Король Лир». На них невозможно было достать билеты!

И мы радуемся такому вниманию зрителей. Как только историческая сцена начала работу, у нас в театре постоянно аншлаги на всех спектаклях. Осенью мы ждем зрителей на новые премьеры.

Кроме своих режиссеров, вы в этом сезоне начали работу с постановочной группой из Израиля. Почему вы пригласили зарубежных коллег?

Режиссер Илан Ронен, бывший художественный руководитель театра «Габима» из Тель-Авива, поставит трагикомедию Дюрренматта «Визит старой дамы». Почему я пригласил Илана ставить у нас? Я смотрел его спектакли и остался под большим впечатлением. Постановочная группа уже начала работать. Они приезжали во время нашего отпуска, пообщались с нашими артистами, художниками, сценографами. Сейчас в наших пошивочных цехах создают костюмы и обувь. В спектакле будет занята почти вся труппа Малого театра.

Вообще каждый сезон мы стараемся приглашать коллег из-за рубежа. С 2010 года мы сотрудничаем с режиссером из Италии Стефано ди Лука. Он поставил в Малом театре уже три спектакля: «Влюбленные», «Филумена Мортурано» и «Слуга двух господ». Пять лет назад мы сотрудничали с французским постановщиком Жоржем Лаводаном - сделали с ним пьесу «Сирано де Бержерак».

Министр культуры Владимир Мединский, побывав у вас на сборе труппы, посоветовал Малому театру ставить больше спектаклей о современной России, отметив, что и Чехов, и Островский писали о своих современниках.

- А кому не хочется ставить пьесы о современной России? Всем хочется. Но дело в том, что пьеса должна быть хорошо написана. Если бы вы каждый день читали то, что мне приносят, то попали бы в больницу. Когда появится достойная пьеса, тогда мы подумаем. А пока я люблю русскую литературу. Несколько лет назад у нас шли спектакли по Распутину, Шукшину. Я восхищен ими. А еще - Абрамовым, Беловым... Вот эта та компания из русской литературы второй половины XX века, про которую сейчас можно сказать: наши классики. Если будут такие авторы - будем ставить. Но пока второго Распутина не появилось.

Назовите мне, кто сейчас ставит пьесы о современной России? Всё больше переделывают классику под себя, под современность. Это всё равно что на меня надеть сейчас кожаный пиджак. Это - не мое.

- Среди современных драматургов вы не видите достойных Малого театра?

Пока то, что я читаю, не годится для этой сцены и даже для сцены на Ордынке. Те пьесы, что нам присылают, больше подходят для гастролей маленьких трупп. А зачем нам такое, когда у нас большая прославленная труппа? Поэтому мы обращаемся к классике, которую ставить можно бесконечно. Мало кто сравнится с Островским, Чеховым, Гоголем, Шекспиром.

- Предложение Мединского было неожиданным для вас?

Нет, почему же. Я понимаю его как министра. Конечно же, современная драматургия нужна. А где ее взять? Есть достойные художественные произведения, хорошие книги, но это же не пьесы. По ним надо делать инсценировки. А это довольно-таки сложно. В принципе можно было бы поработать и написать инсценировку по хорошей прозе. В прошлом году мы чуть не выпустили пьесу под названием «Ялта». И я в ней даже должен был играть роль.

В основе постановки была книга шведского писателя Лукаса Свенссона.

- Это о Ялтинской конференции 1945 года?

Да. О дележе, о политике. Кстати, книга очень даже неплохая. Поэтому мы и согласились. Но когда мы начали работать, получались нестыковки. Это надо было залезать в какой-то исторический материал, что-то уточнять и доделывать. А у нас все-таки на это нет времени. Два-три месяца и мы должны выпустить спектакль.

- Для постановки «Ялты» требовалась большая дополнительная работа?

Конечно, но я не обвиняю режиссера Александра Нордштрема в этом. Кстати, он перевел книгу Свенссона со шведского на русский.

- Полагаю, в этом спектакле вы должны были играть президента США Рузвельта?

Не скажу. Не состоялся спектакль, так что чего зря трепаться... Ну а кто его знает, может, еще и вернемся к этому материалу.

В эти дни у вас двойной праздник: не только открытие сезона, но и 60 лет, как вы работаете в Малом театре. А как вас принимали старики, кумиры, когда вы только появились в этом коллективе?

Так же, как сегодня мы принимали выпускников Театрального училища имени Щепкина. Только я пришел в костюме и галстуке, а молодежь нынешняя приходит в свитерах и подтяжках. Поэтому я им и порекомендовал прямо со сцены: прежде чем идти в Малый театр, посмотрите на себя в зеркало. Дома так можно ходить, но театр - это святое для нас. Так я приучен. Я тоже не люблю ходить в костюме каждый день. Дураком выглядишь. Но в Малом театре все мужчины соблюдают этикет. А молодежь - обалдуи. Ну ничего, научатся.

Хотя молодежь молодежи рознь. Вы знаете, я тут недавно видел телепередачу, где мальчишка четырех лет пел песню «Священная война». «Пусть ярость благородная...» Он так пропел «благородная», что у меня ком в горле встал. Я своим студентам обязательно покажу эту запись. Пусть учатся. А мальчишка - гений. Он прочувствовал песню. Ему дан Богом актерский талант. Я был поражен его органикой. Ну а потом он еще и монолог Гамлета прочел, да так поразительно сердечно, что, извините, все Гамлеты, которых я видел, в сравнении с этим малышом не идут. Я не преувеличиваю. Ну а если и преувеличиваю, то самую малость.

- Не было у вас желания найти этого мальчика и позвать в Малый театр на небольшую роль?

Было. Вот поеду в Казань на гастроли и найду его. Он ведь живет там. Признаюсь вам, я бы его взял не в труппу, а в училище, - и сразу дал бы ему диплом. Чтобы он просто жил в Москве с папой и мамой и ходил в Малый театр, как в детский сад. Такого человека учить не надо.

Справка «Известий»

Юрий Соломин окончил Театральное училище имени Щепкина в 1957 году, после чего был зачислен в труппу Малого театра. С 1988 года - его художественный руководитель. С 1990 по 1991 год был министром культуры РСФСР. Народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин отмечает 80-летие..

Судьба Юрия Мефодиевича неразрывно связана с Малым театром. Его приняли в труппу в 1957 году, а спустя тридцать лет он возглавил его как худрук. Жизненный путь от подростка, очарованного искусством театра, до народного артиста, без которого сложно представить советский кинематограф, полон сюжетных коллизий. Не случайно в прошлом сезоне театр выпустил увлекательную по содержанию книгу "И это все о нем" (автор - Вера Максимова). Фолиант прекрасно иллюстрирован документальными фотографиями, которые представляют разные этапы сценической жизни Соломина. Чего только не было на его веку. Сегодня Юрию Мефодиевичу исполняется 80 лет.

Мечты детства

Мальчик из музыкальной семьи рос в атмосфере всеобщего творческого горения. Еще живя в родном городе, в Чите он как-то увидел документальный фильм, посвященный юбилею Малого театра. Это детское впечатление проросло корнями вглубь, и, оканчивая школу, юный Соломин не видел для себя иного пути, как пойти в актеры. Для вступительных экзаменов в училище имени Щепкина он выбрал "Стихи о советском паспорте" Маяковского, монолог Нила из "Мещан", отрывок из поэмы Твардовского "Василий Теркин". Героический репертуар слабо вязался с внешним обликом щуплого абитуриента, но контраст помог расположить к себе строгую комиссию во главе с Верой Пашенной – педагоги заходились от смеха, и до басни дела не дошло – мальчика пропустили на следующий тур. Судьба вмешалась в этот процесс, когда отца Соломина ограбили, и встал вопрос – когда возвращаться домой, в глубинку. Родитель посоветовал сыну пойти к Пашенной и прямо спросить – берет ли она его на курс? Соломин в деталях рассказал о новых обстоятельствах и о том, что сроки его пребывания в Москве в такой ситуации сильно сократятся. Актриса, внимательно выслушав мальчика, резюмировала: "Оставайся".

Театр жизни

Впервые на сцену Малого театра Соломин вышел будучи второкурсником. Среди эпизодов попадались очень яркие выходы, и начинающего актера стали замечать критики и зрители. Первая настоящая роль настигла его в коридоре театра – режиссер Игорь Ильинский предложил Соломину сыграть Хлестакова. Неделю спустя на доске объявлений в театре появилось уведомление о распределении ролей. Несмотря на большой успех спектакля, в последующие шесть лет Соломин не получил ни одной новой роли. На несправедливость обратила внимание коллектива актриса Руфина Нифонтова. Руководство прислушалось к молодой актрисе, и уже скоро Соломин получил большую роль в постановке "Пучина" по Островскому.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 11

Дебют и покорение Японии

В кино Соломин в то время оказался более востребованным. Он дебютировал в социальной драме "Бессонная ночь", где сыграл главного героя – инженера Павла Каурова. Это была единственная экранная работа Соломина, которую видел его отец. В 1975 году, когда актер был уже любим и известен, ему представилась возможность поработать с мастером японского кинематографа Акирой Куросавой. Мэтр приезжал в 1971 году на Московский кинофестиваль с картиной "Додескаден". Оказавшись человеком на удивление сговорчивым, он согласился снять фильм с советскими актерами. Еще в далеком 1939 году он пробовал воплотить на экране роман Владимира Арсеньева в Японии, но проект не сложился. В Союзе он получил второй шанс.

Приступая к съемкам, Куросава попросил помочь ему выбрать актеров на главные роли. Мосфильмовское руководство предоставило семь вариантов. Куросава отнесся к замыслу со всей серьезностью и решил ознакомиться с киноработами каждого из претендентов. После просмотра двух серий "Адъютанта его превосходительства" Куросава намекнул, что желает досмотреть весь фильм до конца. После этого вопрос об актере на роль Арсеньева отпал сам собой – Соломин был утвержден, причем без проб. Фильм имел колоссальный успех во многих странах мира. Японцы сделали Соломина своим кумиром.

Королевский прием

В биографии Соломина много интересных персон, но об одной стоит упомянуть особо. В 1994 году в российскую столицу прибыла с визитом королева Великобритании Елизавета II. В здании Малого театра монаршая гостья оказалась по стечению обстоятельств – из множества вариантов проведения встречи с дипломатами Ее Величество заинтересовал более всего Малый театр. Без подарка таких людей не принимают, и Соломину пришла в голову мысль сделать на заказ палехскую шкатулку с изображением его родного театра. Как потом рассказывал Юрий Мефодиевич, это был выбор пальцем в небо. Но восторгу королевы не было предела. Оказалось, что Елизавета II занимается коллекционированием, и ее страсть – шкатулки. Чуть позже Соломин получил из Лондона объемный конверт. В нем лежала фотография с изображением королевской четы, подписанная лично королевой.

Творческое кредо

Юрий Мефодьевич не сторонник режиссерского произвола в театре. Он давно для себя решил, что экспериментам современных режиссеров в его вотчине не место. Он считает, что произведения Пушкина, Гоголя и Островского не предназначены для перекраивания и переиначивания сюжета и смысла. По его мнению, для нужд молодых и дерзких существует и развивается современная драматургия. Зритель должен чувствовать атмосферу прошлых веков, должен расширять свои знания за счет изучения традиций. Это касается всех составляющих спектакля – начиная с языка и заканчивая декорациями, костюмами и предметами интерьера. Пусть в этом есть что-то от музейной эстетики. Кто-то же должен стать хранителем наследия предков. Соломину нравится быть консерватором. Главное, у него это хорошо получается.

В день рождения мэтра поздравляют коллеги и друзья.

Режиссер Иосиф Райхельгауз :

"Я с огромным удовольствием и искренне поздравляю моего любимого коллегу и творца Юрия Мефодиевича с юбилеем. Мы с ним нечасто видимся, но он всегда производит на меня впечатление цельного, "завершенного" театрального мастера, столпа, основы нашего театра – при всех поисках, экспериментах, шатаниях и бросках современного русского театра. С ним надежно, стабильно, внятно. В 90-е годы наш театральный союз то распадался, то создавался и происходили какие-то бурные страсти, одна группировка боролась с другой, я всегда старался на этих съездах театральных деятелей сидеть буквально в последних рядах. И для меня было колоссальной поддержкой то, что неподалеку от себя я видел тихого и скромного выдающегося мастера Юрия Мефодиевича Соломина".

Актер Даниил Страхов (совместная работа с Юрием Соломиным в картине "Исаев"):

"Я хочу поздравить Юрия Мефодиевича не просто с юбилеем, большой солидной датой, а со способностью оставаться в памяти. Я не только про людей, про всенародную любовь, а про очень простую вещь. Актерскую память. Она так устроена, что очень многое уходит в одно общее воспоминание о фильме – так много людей, впечатлений, событий проходит через актера во время съемок. В "Исаеве" персонажей было множество. Но Юрий Мефодиевич занимает в картине особое место. В ней мы: отец и сын, бесконечно любящие друг друга и неспособные договориться – с собой и миром. Я, как многие дети, рос почти без родителей, и для меня эти семейные редкие сцены были до такой степени тревожно-узнаваемы, что спугнуть это состояние, нужное для работы, было очень легко. Я хорошо понимал, что здесь нужно играть, какая степень тоски, одиночества, желания обнять любимого человека и неспособность это сделать заложена тут. Главное, было удержать эту внутреннюю вибрацию узнавания того, что ты сам как человек не доиспытал, не долюбил, "не до..." И уйти это правильное самочувствие, конечно, в первую очередь могло из-за партнера. Соломин был так деликатен, так чуток, так прост, в конце концов, что очень помог мне в этих наших семейных сценах. Он как-то срифмовался внутри меня с этой щемящей сыновней интонацией тоски по отцу. Как будто в чем-то совместился с ним, как отражение. Спасибо ему за это".

Алексанра Соломина, внучка юбиляра:

"Дедушка многому меня научил, и не только в плане общекультурного и творческого воспитания. Он с детства прививал мне общечеловеческие принципы, которые он исповедует не только в театре. Многие говорят, что он – блестящий артист, руководитель, но помимо всего дедушка – невероятной доброты человек, отзывчивый, готовый прийти на помощь по первому зову. Неважно, в чем заключается просьба, он всегда сделает все, что в его силах. Этому я от него научилась. Нельзя смотреть на другого человека сверху вниз, но по возможности стараться поставить себя на место другого. Юрий Мефодиевич сыграл важную роль в судьбе многих актеров и даже творческих коллективов. Когда Михаил Плетнев создал Российский Национальный Оркестр, и встал вопрос о ведущем первого концерта в Москве, дедушка, который в то время был министром культуры, согласился принять участие. Все отказали Плетневу, но только не дедушка. Вспомнила об этом, потому что недавно Юрий Мефодиевич нашел значок с этого исторического выступления.

Понимание о том, что мой дедушка – человек известный и любимый многими, пришло не сразу. Я жила в другой стране, приезжала сюда только на каникулы. Окончательно осознала это в тинейджерские годы. Я очень люблю его за изумительное чувство юмора, человечность, отзывчивость, живость ума и способность прийти на помощь."

Юлия Чечикова, Ирина Левкович