Захаров, адриан дмитриевич. Андреян Захаров: французская мегаломания на русской почве Гатчина

Талантливый русский архитектор Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров родился 8 (19) августа 1761 года в Петербурге в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. И хотя семья была небогата, Захаров-отец все же сумел дать двум своим сыновьям хорошее образование. Оба они стали впоследствии профессорами и академиками. При этом Яков Захаров прославился как крупный ученый в области химии и механики, а его младший брат Андреян - как гениальный архитектор.

21 апреля 1767 года, когда Андреяну еще не исполнилось 6 лет, отец определил его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора тесным образом связана с Академией. Окончив подготовительное училище, Андреян Захаров перешел в Академию и занимался там у выдающихся русских зодчих того времени: профессоров А.Ф. Кокоринова, А.А. Иванова и И.Е. Старова. 13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев". В ноябре 1781, Захарову была задана выпускная программа - разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 году Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии.

В 1782 году, окончив Петербургскую Академию художеств, Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж.Ф. Шальгрену. Вот как писал Шальгрен о своем ученике в отзыве, направленном им в Академию художеств: "В настоящее время под моим руководством работает... Захаров, способностями и поведением которого я не могу достаточно нахвалиться. Такие люди всегда дают высокое представление о школе, которая их воспитала, и позволяют высоко ценить учреждение, которое оказывает такое блестящее содействие искусствам. ...Мое намерение было заставить его упражняться над большими заданиями, которые требуют все напряжение таланта, чтобы развить прекрасное дарование, которое получил этот молодой человек от природы". После четырех лет работы во Франции летом 1786 года А.Д. Захаров возвращается в Петербург, а со следующего, 1787 года он уже сам преподает архитектуру в Академии художеств. Его преподавательская деятельность не прерывалась до конца жизни. Почти одновременно с преподаванием Захаров занялся проектированием. Так, например, известно, что в 1789 г. он разработал проект училища для села Любучи Рязанского наместничества.

К 1792 г. относится первая по времени из известных графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией. В 1794 году А.Д. Захаров становится академиком Петербургской Академии художеств. Тогда же он был назначен архитектором всех академических строений. В течение пяти последующих лет (1794-1799) Захаров проектировал отделку интерьеров, занимался устройством новых апартаментов для президента Академии художеств, руководил текущими ремонтными работами.

В конце 1799 г. по повелению Павла I А.Д. Захаров, сохраняя должность профессора Академии художеств, становится архитектором города Гатчины, где находилась загородная резиденция императора. Известно, что первоначально на должность гатчинского архитектора планировали взять Винченцо Бренну, но в 1799 он был занят на строительстве Михайловского замка в Петербурге, поэтому в Гатчину был направлен Захаров. Фактически он становится придворным архитектором, принимая деятельное участие в работах по перестройке Гатчинского дворца, проектировании и строительстве многочисленных городских и дворцово-парковых сооружений. В качестве помощника с 1800 года у него работал А.Н. Воронихин, создавший впоследствии такие выдающиеся произведения русской архитектуры, как Казанский собор и здание Горного института. Почти два года проработал Захаров в Гатчине. Довел до конца надстройку Кухонного каре, разработал проект новой дворцовой церкви на месте старой и построил ее. Под его руководством заканчивалось строительство Дворцовых конюшен по проекту В. Бренны. Целый ряд сооружений спроектировал Захаров для парка. Самым значительным являлся монастырь святого Харлампия. Осенью 1800 года начались работы по его возведению, но после смерти Павла I работы были прекращены. Захарову было разрешено закончить только те сооружения, которые близились к окончанию. Он успел создать самый лучший мост в парке - Горбатый мост, напоминающий венецианские мосты, а также Львиный мост, павильоны "Ферма" и "Птичник".

В 1801-1802 годах по указанию Александра I А.Д. Захаров совершил поездки в различные губернии для разработки на местах проектов военных училищ, составления проектов и смет для их строительства. Эта поездка сыграла большую роль в формировании собственного архитектурного почерка Захарова. В 1803 году, после возвращения в Петербург, он представил серию образцовых, или типовых, зданий для провинциальных городов. В числе составленных архитектором чертежей были проекты домов генерал-губернатора, гражданского губернатора, вице-губернатора, здания присутственных мест, тюрем, винных и соляных складов для губернских городов. В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске, Архангельске и многих других городах России.

С 1797 года он являлся профессором, а с 1803 года - ведущим (старшим) профессором архитектурного класса Академии художеств. Тогда же Захаров выполняет проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии Наук (1803-1804), выполненный в традициях французской градостроительной школы. В это же самое время Захаров подготавливает проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки. А.Д. Захаров усиленно занимался составлением проектов, но, несмотря на освобождение от должности академического архитектора, он неоднократно привлекался к строительным работам, уже в качестве эксперта и проектировщика. К наиболее значительным из этих работ относится осуществленный проект Литейной мастерской при Академии художеств (1805, не сохр.).

В том же 1805 году Захарова назначают главным архитектором Главного Адмиралтейства в Петербурге вместо Ч. Камерона, исполнявшего эту должность с 1802 по 1805 г. В середине июля 1805 Захаров принял у Камерона все дела, в том числе чертежи и сметы. С этого времени и до последних дней жизни он руководил и направлял всю строительную работу. Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Из-за этого Захаров вынужден был тратить массу времени на черновую, не требующую высокой квалификации работу.

Здание Адмиралтейства (1806-1823) в Петербурге - величайший памятник, шедевр русской архитектуры. Старое здание Адмиралтейства было построено в 1727-1728 годах архитектором И.К. Коробовым. Через сто лет было решено начать работы по его реконструкции. Подготовить проект и претворить его в жизнь поручили А.Д. Захарову, "Главных Адмиралтейств Архитектору". Получив задание капитально перестроить коробовское Адмиралтейство, Захаров с большим подъемом и энергией взялся за дело. Проект, составленный им, был утвержден императором, и 25 мая 1806 года на Адмиралтейском дворе вновь начались строительные работы. Задача, вставшая перед Захаровым, была чрезвычайно сложна. Ему предстояло не только переделать фасады, но и произвести перепланировку сотни помещений. Дело в том, что сама верфь нуждалась в коренной реконструкции. А кроме того, требовались новые помещения для только что учрежденного Министерства морских сил, в состав которого вошли и Адмиралтейств-коллегия, и вновь созданный Адмиралтейский департамент. Адмиралтейство по-прежнему должно было оставаться не только резиденцией морского ведомства "с его библиотекою, музеумом и прочими к нему принадлежностями", но и производственным предприятием с кладовыми и кузницами. Совмещение действующей верфи со зданием, играющим главную роль в архитектурном ансамбле, было задачей весьма необычной, почти не имевшей прецедентов в истории мировой архитектуры. Кроме того, Захаров был стеснен планом старого Адмиралтейства, которое он изучил самым тщательным образом и которое решил по мере возможности не разрушать. Архитектор исключительно бережно отнесся к творению своего предшественника.

Захаров сам установил очередность предстоящих работ, разбив их на несколько этапов. Первый - сооружение корпуса перед Зимним дворцом; второй - крыла главного корпуса до башни; третий - башня и т. д. Однако строительство продвигалось вперед медленнее, чем это предусматривалось планами и сметой. Кстати, по смете, составленной Захаровым, стоимость строительства была определена в 654 232 рубля ("...если же сделать колонны, карнизы и прочие украшения из пудожского камня, то еще нужно прибавить 110 000 рублей"). А фактически было израсходовано 2,5 миллиона рублей. Причин тому было несколько. Во-первых, иногда на стройке ощущалась нехватка рабочей силы. Во-вторых, тормозило дело и личное вмешательство императора, далеко не всегда разумное и своевременное. Строительство первоочередного, восточного корпуса началось в 1806 году. К осени того же года была возведена часть стен. На следующий год здание подвели под крышу, а еще год спустя Александр I потребовал сократить его длину (чтобы корпус не подходил вплотную к Неве), в связи с чем пришлось сломать часть уже воздвигнутого здания, переделать проект и начать строительство сначала. В 1811 году в основном завершились работы по отделке восточной части Адмиралтейства, включая и Невский павильон, но здание в целом было еще далеко не окончено. Борьба за каждую деталь Адмиралтейства, борьба с бюрократической рутиной и сопротивлением чиновников бесконечно изматывала силы. Зодчий остро нуждался в хорошей мастерской, способной избавить его от черновой работы, в увеличении числа помощников. В одном из рапортов Захаров писал, что его сотрудники загружены не по силам и "от непомерных трудов до того изнурены, что беспрестанно впадают в болезни очевидные".

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Предшественникам зодчего не приходилось создавать таких протяженных фасадов, какие имеет Адмиралтейство (главный фасад - 407 м, а каждый из боковых - около 172 м). В центре здания - монументальная ступенчатая башня со шпилем - знаменитая Адмиралтейская игла (высотой 72,5 м), ставшая символом города. Для создания скульптурного убранства были привлечены лучшие русские ваятели того времени (Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский и др.). Строительство Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества.

Архитектор трудился не жалея себя, не зная отдыха. Он буквально сгорел на работе. Андреян Захаров умер в Петербурге 27 августа (8 сентября) 1811 года, так и не успев завершить свое великое творение, которому суждено было стать выдающимся произведением не только в творчестве самого зодчего, но и во всей мировой архитектуре. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, рядом со своими родителями - Д.В. Захаровым (1732-1810) и Е.В. Захаровой (1740-1830). В 1936 году их прах и памятник был перенесен в Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры). Осталась на Смоленском кладбище только могила его брата - Якова Дмитриевича (1765-1836), химика, академика, основоположника научного воздухоплавания.

Андреян Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи - архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией. В год кончины ему только что исполнилось 50 лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет. В начале XIX в. Захаров стал первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.

"Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры, статского советника Захарова, каковая потеря, по сведениям и дарованиям его, весьма для Академии чувствительна. Опыты талантов его и правильного вкуса в строении достаточно представить может и одно ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотой".

(Из протокола заседания Академия художеств в 1811 году)


Захаров Андреян Дмитриевич

Годы жизни: 1761 г. - 1811 г.

Архитектор

Андреян Дмитриевич Захаров принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры. Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.

А. Д. Захаров родился 8 августа 1761 г. на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в небогатой семье мелкого адмиралтейского служителя прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. 21 апреля 1767 г., когда Андреяну еще не исполнилось шести лет, отец определяет его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора самым тесным образом связана с Академией.

13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев".

Ближе к окончанию Академии художеств, 1 ноября 1781 г., Захарову была задана программа - разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 г. Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии художеств.

Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж. Ф. Шальгрену.

C 1787 г. он преподает в Академии художеств.

К 1792 г. относится первая по времени из известных на сегодняшний день графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией.

В 1794 г. Захаров был назначен архитектором всех академических строений.

В конце 1799 г. по повелению Павла I становится архитектором города Гатчины.

Целый ряд сооружений архитектор спроектировал в Гатчинском парке. Наиболее значительным из них является монастырь св. Харлампия.

Андреевский собор в Кронштадте - наиболее значительная постройка из всех культовых сооружений зодчего. Он был задуман как памятник русской воинской славы в ознаменование победы русского флота над шведами.

В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске и других городах России. Они достойны специального изучения.

В 1806 г. архитектору предложили рассмотреть проекты вновь учрежденного в Астрахани Адмиралтейства для Каспийской флотилии и двух госпиталей в Казани и Архангельске. Составленные на местах довольно слабые проекты Захаров основательно переработал и в сущности составил новые.

В 1811 г. Захаров предложил проект перестройки обращенных главными фасадами в сторону Невы провиантских "магазинов". Он значительно улучшил их пропорции как в целом, так и отдельных частей, ввел целый ряд простых, но выразительных архитектурных деталей. В случае осуществления этого проекта Петербург обогатился бы еще одним высокохудожественным произведением.

Более значительной работой архитектора, чем Адмиралтейские казармы, явилась перестройка Морского госпиталя на Выборгской стороне (Выборгская наб., 1-3, - Клиническая ул., 2-4), где уже в петровское время возникла Госпитальная слобода.

Вступив в должность главного архитектора в 1805 г., Захаров прежде всего завершил начатые Камероном работы и выстроил отдельный кухонный флигель с пекарней со стороны восточного корпуса.

От всего архитектурного ансамбля Морского госпиталя, занимавшего когда-то обширную территорию, сохранились здания, перестроенные во второй половине XIX- начале XX в., причем от Захарова - лишь маленький фрагмент по Клинической улице.

Построенная в 1807-1811 гг., Артиллерийская лаборатория просуществовала немногим более десяти лет. Во время грандиозного наводнения 1824 г. все ее постройки были разрушены.

Помимо проектирования и строительства Захаров выполнял в Петербурге массу ремонтных работ в Новой Голландии (наб. р. Мойки, 103), в Никольском Морском соборе, Училище корабельной архитектуры, в Адмиралтейской типографии на Васильевском острове, в Инвалидном доме на Каменном острове и других различных зданиях, находившихся преимущественно в ведении Морского министерства.

Новое здание Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества всех времен.

Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом.

Подводя итог, следует прежде всего отметить, что Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. В год кончины ему только что исполнилось пятьдесят лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи - архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией.

К достижению еще небывалых высот архитектурного творчества будущий великий зодчий шел дорогой долгого каждодневного труда. Он не знал отдыха. Несмотря на то что ученические работы и самые ранние проекты Захарова не сохранились, можно наметить основные этапы его творческого пути. Прежде всего, это годы учения (1767-1786), сыгравшие фундаментальную роль в формировании его профессионального мастерства.

1787-1800 гг. - следующий этап творчества Захарова. Для него характерно овладение практической стороной деятельности архитектора и строителя. А для формирования собственного архитектурного почерка очень важен следующий этап - 1800-1805 гг. После непродолжительного увлечения романтизмом во время работы главным архитектором города Гатчины Захаров возвращается к строгому классицизму на его переходной стадии к высокому классицизму. На данном этапе примечательно влияние на Захарова творчества его старшего современника архитектора Ф. И. Волкова, давшего первые образцы объединения единым фасадом целых кварталов городской застройки. Это был значительный шаг на пути от строгого к высокому классицизму.

И наконец, самый главный и наиболее яркий этап творческой биографии зодчего - 1805-1811 гг., когда он являлся главным архитектором Адмиралтейства и осуществлял градостроительную политику во всех портовых городах Российской империи. На этом этапе творчество Захарова-градостроителя развернулось во всю ширь. К сожалению, не все архитектурные и инженерно-строительные идеи зодчего, намного опережавшие эпоху классицизма, смогли воплотиться в жизнь, но они способствовали дальнейшему прогрессивному развитию человеческой мысли.

Захаров в начале XIX в. становится первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.

Андреян Дмитриевич Захаров, годы жизни отдавший формированию облика Санкт-Петербурга, известен всему миру, как автор Его значимость для русской архитектуры трудно переоценить, он определил направление развития отечественного зодчества на долгий период.

Педагогическая деятельность

Андреян Дмитриевич Захаров, биография которого неразрывно связана с Санкт-Петербургом, сразу по возвращении на Родину приходит в родную Академию в поисках работы. В 1787 году его зачислили на должность адъюнкт-профессора, в 1792 году он защищает проект и становится профессором Академии. Свою педагогическую деятельность Захаров не оставлял до конца жизни. Он оказался талантливым учителем, за годы работы он смог сделать хорошую карьеру, а также выпустить немало достойных учеников. В частности, под его началом работал А.Н. Воронихин, его учеником был выдающийся русский архитектор А.И. Мельников.

Архитектор Гатчины

В 1799 году Андреян Дмитриевич Захаров, работы и проекты которого были замечены самым высшим руководством страны. Павел Первый назначает его главным архитектором Гатчины, с сохранением должности профессора в Академии. Здесь он создает проекты нескольких зданий и сооружений. Сначала он начал работать над проектом монастыря, но смерть Павла не позволила воплотить этот проект. В нем Захаров хотел воплотить новгородско-псковские традиции храмового зодчества. Под его руководством в Гатчине возводится Лютеранская церковь, до сегодняшнего дня не сохранилась. Также он проектирует два моста: Горбатый и Львиный, успевает закончить два павильона: «Птичник» и «Ферма». Первый был построен, а возведение второго остановила кончина Павла.

В это же время Захаров принимает участие в создании научного труда «Российская архитектура», что дает ему возможность детально рассмотреть особенности национальных традиций и поездить по стране. За это время он глубоко проник в основы отечественного зодчества, осознал специфику и мощь российского ландшафта и был готов к созданию крупных проектов.

Работа над обликом Васильевского острова

А. Д. Захаров развивался в своем мастерстве, он гармонично сочетал в себе талантливого архитектора и отличного практика-строителя. Его приглашают экспертом во все крупные проекты, осуществляемые в Петербурге. Так он вносит существенный вклад в создание проекта Биржи. В 1804 году архитектор создает проект застройки набережной Васильевского острова с перестройкой здания Академии художеств. В нем зодчий хотел воплотить лучшие традиции французской архитектуры с арками и колоннадами. Проект получил очень высокую оценку экспертов и коллег, но осуществить план не довелось, документы и схемы не сохранились. В это же время Андреян Дмитриевич работает над планом застройки Нижегородской ярмарки, создает проект Литейной мастерской для Академии художеств.

Дело жизни - Адмиралтейство

А. Д. Захаров, российский архитектор, который вошел в историю, как создатель одного из важнейших зданий Санкт-Петербурга - Адмиралтейства. В 1805 году его назначают главным архитектором адмиралтейского ведомства, которое в те времена было огромным и требовало множество построек. Захаров создал немало проектов, не все из них были осуществлены, некоторые сооружения не сохранились, но масштаб работ был впечатляющим. Он проектировал для многих городов России: Кронштадт, Санкт-Петербург, Херсон, Ревель, Архангельск, работы было очень много. Захаров очень трепетно относился к каждому проекту и не оставлял без доработки, иногда очень существенной, ни одного здания, от небольших служебных сооружений до главных корпусов Адмиралтейства в Архангельске и Астрахани. В этих проектах проявился талант Захарова-градостроителя, он определил облик набережных многих городов России. Самыми значительными работами стали здания Черноморского госпиталя в Херсоне, Кадетского корпуса в Николаеве, проект Канатного завода в Архангельске.

И все-таки главным делом жизни Захарова стал проект главного здания Санкт-Петербургского Адмиралтейства. Он создал эффектное, масштабное сооружение, длина его фасада составляет 400 метров. Ритм и симметрия фасада украшенного скульптурами выглядит величественно и парадно. А башня со шпилем и золотым корабликом задает вертикаль, которая стала доминантой городского ландшафта. Здание стало вершиной творчества Захарова, в этом сооружении все идеально: от продуманной функциональности до величественного и гармоничного внешнего вида.

Работы архитектора

Андреян Дмитриевич Захаров, фото зданий которого сегодня украшают все учебники по российской архитектуре, создал немало проектов разного масштаба по многим городам страны. Наиболее заметными работами стали:

  • собор Андрея Первозванного в Кронштадте;
  • план застройки «Провиантского острова» в Адмиралтействе Санкт-Петербурга;
  • собор Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе;
  • Морской госпиталь на Выборгской стороне Петербурга;
  • собор Александра Невского в Ижевске;
  • перепланировка Главного Гребного порта в Санкт-Петербурге.

Многие сооружения Захарова не сохранились до наших дней, но его наследие по достоинству оценено потомками.

Частная жизнь

Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров всю свою жизнь посвятил любимой работе. Он много преподавал, трудился над проектами, и личное счастье устроить не успел. Свободное время он посвящал изучению книг по механике, искусству, технике, интересовался плотничьим ремеслом. Захаров страдал сердечными приступами, но не придавал этому значения. Летом 1811 года он сильно заболел и 8 сентября скончался. Академия художеств выразила глубочайшую скорбь по поводу его безвременного ухода. К сожалению, великий архитектор так и не успел увидеть завершенным ни один из своих больших проектов, многие его работы опережали время и не были реализованы.

Продолжу выкладывать сюда свои статьи о русских архитекторах из последнего вышедшего тома "Православной энциклопедии". Первым был Иван Петрович ЗАРУДНЫЙ , вторым на букву "З" будет Андреян ЗАХАРОВ. Забавно, что идея писать монографические статьи по архитекторам, внесшим значительный вклад в церковную архитектуру, возникла в "Православной энциклопедии" не сразу, а когда несколько томов уже вышли. Поэтому те зодчие, чья буква уже прошла, оказались в пролете, среди них, кажется и... о ужас! - БАЖЕНОВ (г-н Бархин точно побьет тяжелым ордером все руководство этого издания!). Вот так у нас все большие дела делаются, "как бог на душу положит". Итак,

ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич (1761, Санкт-Петербург – 1811, Санкт-Петербург) – один из крупнейших русских архитекторов рубежа XVIII - XIX вв., в творчестве которого сформировались принципы т.н. высокого классицизма или ампира с романтически-возвышенным пониманием архитектурного образа, воплотившего идею величия и мощи империи, а также с ансамблевым подходом в решении градостроительных задач. Собственное творческое наследие архитектора относительно невелико, однако наличие в нем нескольких бесспорных шедевров (например, здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге) и активная педагогическая деятельность Захарова делают его ключевой фигурой российского архитектурного процесса, оказавшей существенное влияние на развитие стиля.

А.Д. Захаров родился в небогатой семье офицера на окраине Санкт-Петербурга, в малолетнем возрасте был отдан в училище при Академии художеств, в котором сразу хорошо себя зарекомендовал, за что был в 1769 г. публично премирован книгой. Обучение в Академии Захаров продолжил в архитектурном классе у А.А. Иванова. В 1782 г. за дипломный проект здания «фокзала», предназначенного для отдыха и увеселений, он удостоился большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку во Францию, где пробыл с начала 1783 г. по середину 1786. В Париже Захаров рассчитывал учиться под руководством Ш. де Вайи, однако тот отказал ему за отсутствием вакансий. Проработав некоторое время под руководством малоизвестного Ж.-Ш. Бликара, Захаров поступил учеником к королевскому архитектору Ж.-Ф. Шальгрену, в будущем одному из создателей наполеоновского ампира. В мастерской Шальгрена Захаров воспринял характерное для предреволюционного французского неоклассицизма увлечение мегаломанией со свойственным ей пиранезианским прочтением античности, суровым минимализмом обобщенных форм и контрастной геометрией объемов. Помимо самого Шальгрена на русского архитектора повлияли и другие лидеры нового направления, в первую очередь К.-Н. Леду и в меньшей степени отличавшийся крайним авангардизмом Э.-Л. Булле. Соприкоснувшись со смелыми экспериментами французской школы и унаследовав от нее романтическое понимание грандиозности, Захаров по возвращении на родину продемонстрировал приверженность и традициям русского классицизма екатерининской эпохи, для которого характерны внимательно-грамотное отношение к ордеру и спокойные симметричные композиции.

Вернувшись в Россию, Захаров поступил на службу в Академию художеств, в 1794 г. получил звание академика. К 1792 г. относится самый ранний из дошедших от него проектов – эскиз торжественной декорации по случаю заключения Ясского мирного договора с Османской империей. К сожалению, сохранившееся графическое наследие зодчего крайне недостаточно и затрудняет изучение его творчества. Некоторые его важные проекты известны только по описаниям. С 1794 г. Захаров исполнял должность архитектора всех академических строений, еще теснее связав профессиональную деятельность с академией. С 1797 г. он числился профессором архитектуры, в 1802 г. был выбран членом Совета Академии, а год спустя – старшим профессором архитектуры. До конца жизни он преподавал, воспитав несколько поколений выпускников. Его наиболее известным учеником является А.И. Мельников, построивший немало зданий в стилистике ампира и позднего классицизма, в т.ч. несколько крупных соборов в разных городах России. Еще одним способным воспитанником Захарова был выходец из крепостных С.Е. Дудин, автор ярких классицистических зданий и ансамблей Ижевска, из которых выделяется комплекс Ижевского завода, спроектированный под воздействием захаровского Адмиралтейства.

В 1800 г. Захаров императорским указом был назначен архитектором Гатчины, преобразованной Павлом I из загородной резиденции в город. Под руководством зодчего там начинается строительство монастыря Св. Харлампия, парковых сооружений, кирхи в с. Малое Колпано, заново отделывается дворцовая церковь, выполняются многочисленные проекты для парка и города. Однако вскоре после убийства императора работы были свернуты. Многое так и не было реализовано или завершено с отказом от скульптурных украшений. Сейчас из построек Захарова в Гатчине сохранились павильон птичник (воссоздан по первоначальному проекту в 1844 г), Горбатый мост, остатки Трехарочного (или Львиного) моста.

В 1805 г. Захаров получил назначение главным архитектором Адмиралтейства, чтобы начать работу над главным произведением своей жизни – капитальной реконструкцией здания Адмиралтейства в Петербурге, сооруженного еще в 1730-х гг. И.К. Коробовым. Приняв руководство перестройкой Адмиралтейства от Ч. Камерона, Захаров уже в 1805 г. разработал проект полного изменения фасадов здания, а в 1806 г. подготовил окончательный проект всей реконструкции, с перепланировкой и новым приспособлением помещений под нужды учрежденного недавно морского министерства. Строительство началось сразу после утверждения проекта и растянулось на много лет, до 1823 г. По ходу регулярно возникали сложности с финансированием, переносились сроки сдачи объекта, у Захарова случались конфликты с чиновниками, что в итоге сильно подорвало его здоровье. Он так и не дожил до завершения работ, скончавшись в августе 1811 г.

Обновленное Адмиралтейство принадлежит к числу наиболее выдающихся шедевров русского классицизма, открыв ряд т.н. «больших проектов» Санкт-Петербурга первой трети XIX в., изменивших облик городского центра, наделив его новым масштабом и стилистическим единством. Захарову удалось органично увязать утопический размах французской мегаломании с реальным местом основанного Петром I Адмиралтейства в структуре и в жизни Петербурга. Здание, замкнувшее перспективу трехлучия главных магистратралей, создавалось как архитектурный символ морской державы, что подчеркивал и аллегорический язык богатого скульптурного убранства (ск. Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев). Башня со шпилем, оставшаяся от коробовского замысла, в новой захаровской редакции усилила свою роль в качестве важнейшей высотной доминанты. В ее архитектурном оформлении в полную силу проявились эстетические принципы зарождающегося ампира, особенно в главенстве крупных геометрических объемов с ровными плоскостями, контрастирующими с изысканной ювелирностью декора.

Помимо Адмиралтейства Захаров разрабатывал еще несколько важных проектов для Санкт-Петербурга (перепланировка галерного порта на Васильевском острове, казармы Адмиралтейства, новый корпус Морского госпиталя и т.д.), из которых мало что было осуществлено. Эти оставшиеся на бумаге замыслы в первую очередь интересны с точки зрения новых градостроительных подходов, входивших в русскую архитектуру во многом благодаря Захарову. Проекты Захарова не ограничивались Петербургом, в 1802 г. ему было поручено разработать несколько проектов «казенных строений» для провинциальных городов. Возведенные на основе чертежей Захарова здания в стилистике строгого классицизма сохранились в Чернигове (дом гражданского губернатора), Полтаве (застройка Круглой площади) и других городах.

В сфере культовой архитектуры за Захаровым числится не так много работ, однако они интересны с точки зрения развития типологии классицистического храма и эволюции стиля. К редким примерам средневековой стилизации в творчестве архитектора принадлежит оставшийся неосуществленным замысел монастыря Св. Харлампия в Гатчине (1800 г.). Спроектированная по заказу Павла I обитель органично встраивается в круг романтических фантазий императора, мечтавшего о возрождении рыцарской морали и средневекового благочестия. Монастырь был задуман Захаровым в виде католического аббатства с чертами крепостной архитектуры (на что указывают контрфорсы и небольшие проемы), но без четких стилистических признаков. Архитектор использовал минимальные вкрапления романских, готических и даже барочных элементов, словно намекая на длительную историю древнего монастыря, подвергавшегося переделкам. Главенствующую роль в асимметричной композиции должна была занять церковь базиликального типа с тремя нефами, завершенная лишь миниатюрным табернаклем и скромной барочно-готической звонницей. Внутри предполагался иконостас, устроенный по принципу традиционных тябловых иконостасов, но со стрельчатыми готическими рамами. К началу 1801 г. для постройки монастыря были вырыты рвы и частично заложен фундамент, однако после смерти Павла все работы прекратились.

В ближайших окрестностях Гатчины в с. Малое Колпано по проекту Захарова в 1799-1800 гг. была выстроена лютеранская церковь. Простая схема зального храма дополнена высокой башней, первоначально увенчанной шатром. В оформлении фасадов, облицованных известняком, Захаров соединил классические элементы (руст) с готическими (стрельчатые проемы), что является характерной особенностью т.н. павловского романтизма.

Для Гатчины Захаров также выполнил проект храма в воспитательном селении, оставшийся нереализованным. Судя по оставшимся чертежам, приземистая по пропорциям монументальная церковь должна была напоминать собор Св. Иосифа в Могилеве, спроектированный еще в 1780 г. Н.А. Львовым. Ее интересной особенностью являлся широкий и низкий барабан купола, прорезанный множеством арочных окон – прием, традиционно в екатерининском классицизме указывающий на греческие прототипы и в первую очередь на Софию Константинопольскую.

В 1800-х гг. по поручению императрицы Марии Федоровны Захаров выполнил несколько вариантов проекта памятника-мавзолея Павлу I для парка в Павловске. Известные по чертежам (в 1807-1810 гг. был осуществлен проект Тома де Томона), они демонстрируют романтический характер замысла, с обилием скульптуры, пышным убранством интерьера и эффектной театрализацией в духе времени. Так, в первом варианте, где Захаров отталкивался от образа египетской пирамиды, при входе задуманы два дымящихся жертвенника. Во втором проекте ротондальное мавзолейное пространство вписано в лаконичный куб с дорическим портиком.

Основной вклад Захарова в церковную архитектуру связан с разработкой типа монументальной купольной базилики, восходящей с одной стороны к образцу парижского Пантеона (церкви Св. Женевьевы, арх. Ж.-Ж. Суфло), а с другой, продолжавшей линию Троицкого собора Александро-Невской лавры И.Е. Старова. В январе 1801 г. Павлом I был утвержден выполненный Захаровым проект церкви при Обуховском сталелитейном заводе (бывш. Александровской мануфактуре). Ориентация на старовский Троицкий собор очевидна – помимо общего типологического сходства есть узнаваемые цитаты, вроде формы купольной ротонды с полуколоннами или входного шестиколонного портика.

Созданный Захаровым образ отличался немногословностью. Избранная тема базилики с доминантой «римского» купола была актуальной в свете утопических проектов Павла вернуть христианству распавшееся единство. Окончательному варианту предшествовал первый, в котором церковь еще более напоминала собор главного столичного монастыря, имея две парные башни на западном фасаде. По указанию императора проект было велено переработать, убрав башни, что Захаров и сделал, поместив две звонницы по сторонам аттика паперти, словно экран, приставленной к телу храма.

Строительство церкви было начато только в 1804 г. в память Павла I, из-за чего ее было решено освятить в честь апостола Павла. Под руководством архитектора Г. Пильникова храм возводился до 1806 г., после чего работы были приостановлены и возобновлены только в 1817 г. уже после смерти Захарова. Тогда недостроенный храм по техническим соображениям разобрали и начали строить заново по захаровскому проекту. При этом возникли сложности, т.к. не оказалось полного комплекта чертежей, в т.ч. боковых фасадов и детальных планов. Доработкой проекта занимался архитектор Н.А. Анисимов, самостоятельно спроектировавший интерьер и боковые фасады церкви. Только в 1826 г. храм был освящен, а в 1930 г. уничтожен до основания.

Начатую проектом церкви апостола Павла тему Захаров развил в своем самом известном и значительном церковном произведении – Андреевском соборе в Кронштадте, заложенном в 1806 г. и завершенном также после смерти автора, в 1817 г. Отталкиваясь от объемно-планировочной структуры храма Александровской мануфактуры, Захаров добился большей гармонии в пропорциях и придал выразительность образу собора введением высокой колокольни, завершенной изящной колонной ротондой и острым шпилем. Кроме французских прототипов в силуэте собора, особенно его колокольни следует отметить влияние однобашенных церквей английского классицизма, в т.ч. построек К. Рена.

Андреевский собор, снесенный в 1932 г., был заметным явлением в храмостроении русского классицизма, повлиявшим на архитектуру некоторых храмов в провинции и вызвавшим к жизни два относительно точных повторения, расходящихся с оригиналом лишь в деталях. Спасо-Преображенский собор в Днепропетровске (бывш. Екатеринославе, 1830-1835 гг.) в 1805-1806 гг. проектировался самим Захаровым, однако эти чертежи не найдены. В 1820-х гг. архитектором Ф. Санковским был выполнен проект на основе захаровского проекта кронштадского собора, по которому в итоге Екатеринославский собор и был выстроен. Вторая копия Андреевского собора появилась в 1816-1823 гг. в Ижевске и связана с деятельностью ученика Захарова С.Е. Дудина. Он сначала выполнил собственный проект собора Александра Невского, который был отвергнут, после чего взял за основу замысел учителя, изменив некоторые детали, в первую очередь, завершение колокольни. Влияние облика кронштадского собора можно наблюдать в ряде проектов и построек А.И. Мельникова, а также у других архитекторов, например, у А.А. Михайлова в проекте церкви Св. Екатерины на Васильевском острове в Петербурге (построена в1811-1823 гг.).


Адмиралтейство


Панорама Адмиралтейства до застройки внутренней территории


Вариант проекта мавзолея Павла I. Дальше еще несколько


Церковь Апостола Павла на Обуховских заводах. Снесена в 1930-е гг.


Паперть церкви Апостола Павла на Обуховских заводах


Андреевский собор в Кронштадте. Снесен в 1930-е гг.

Цветные фотки стащены у

В истории мировой архитектуры Захаров Андреян Дмитриевич оставил заметный след. Его период творчества совпал с расцветом русского зодчества. Дата рождения Захарова А.Д. - 8 августа 1761 года. Одаренный от природы ребенок родился в Санкт-Петербурге. Его отец состоял на службе в Адмиралтейской коллегии. В шестилетнем возрасте он становится учеником художественного училища, что состояло при Академии художеств. Закончив его, Андреян Дмитриевич переходит на архитектурное отделение и здесь показывает свои способности.

Ни одна его работа не осталась незамеченной. Ему вручают серебряные медали за проекты загородного дома и дома принцев. Захаров блестяще заканчивает Академию художеств, унося с собой золотую медаль. Ею он был удостоен за дипломный проект «Увеселительный дом». Отличившись на выпускных экзаменах, он оказывается в числе других учеников, которые отправляются во Францию. Там молодой архитектор собирает новые знания, учась у Беликара, Шальгрэна. Но его мечтой была поездка в Италию, где бы он мог воочию познакомиться со знаменитыми архитектурными памятниками. На поездку за границу не были отпущены средства, а личных у молодого человека не было.

Захаров возвращается в Санкт-Петербург и начинает заниматься архитектурной деятельностью и одновременно успевает обучать юных дарований. В 1800 году получив должность архитектора Гатчины , он приступает к проектированию ряда новых сооружений. Так появилась «Ферма», «Птичник», Львиный мост , монастырь святого Харлампия.

После кончины императора Павла работы в Гатчине отошли на задний план. Захаров в должности главного архитектора Адмиралтейства стал заниматься разработкой проекта нового дома. К тому времени старое здание Адмиралтейства не отвечало требованиям. Оно ветхо смотрелось на фоне красивых мастерски созданных сооружений. Поэтому перед Андреяном Дмитриевичем стояла задача выстроить прекрасное здание - символ города. Он с ней блестяще справился, чем и увековечил о себе память.

Новое здание Адмиралтейства имеет главный фасад протяженностью в 407 метров. За основу был взят прежний план строения. По центру удалось сохранить башню со шпилем, созданную Коробовым. Пришлось ее лишь облагородить. Прекрасное сооружение, выполненное в стиле ампир, заключило в себе декоративные рельефы и лепнину, барельефы, многочисленные скульптуры, архитектурные выпуклости.

Жаль, что самому автору не удалось увидеть плод своего труда во всей красе. Все работы по Адмиралтейству были закончены уже после его кончины. Андреян Дмитриевич тяжело заболел. Так и не оправившись от недуга, Захаров умирает 8 сентября 1811 года в пятидесятилетнем возрасте.