Александр варламов композитор краткая биография. А


Варламов Александр Егорович - Варламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант.

Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).

Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу.

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I , Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским.

Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство.

Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства.

Слушая "Севильского Цирюльника" Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни "На что ж было огород городить", которую итальянский маэстро, по словам Варламова, "хорошо, мастерски свел на польский".

Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

По одним источникам, он жил это время в Петербурге, по другим, менее достоверным, - в Москве.

В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения.

24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии.

В декабре 1831 г. он был уволен от службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах.

К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка", прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная".

В них, как и в других номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, и, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки. Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества.

Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки.

Рядом со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах.

Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету.

При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта.

В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами.

Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.

Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

Известнейшие из этих произведений: романсы "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Многие из них и теперь (особенно в провинции) охотно распеваются в дилетантских кружках, а музыка романса "Не бил барабан перед смутным полком", приложенная к другому тексту ("Вы жертвою пали борьбы роковой"), получила даже общероссийское распространение.

Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца. О другом сыне его, Константине, см. Дочь Варламова, Елена, также выступала певицей и сочиняла (романсы).

Православный календарь

Проповедь

Евангельское чтение:
Мк. 10:32-45
Лк. 7:36-50

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В этом мире есть понятие времени. Мы, взрослые люди, чувствуем его и знаем, что сейчас что-то должно произойти. Литургия по времени могла бы закончиться минут пятнадцать назад – в это время я обычно завершаю проповедь. Судя по всему, времени на то, чтобы мне сейчас что-то сказать, остаётся совсем немного.

Сегодня я хотел говорить о преподобной Марии Египетской. О её подвиге, о трудах, которые она понесла после страшных падений, блуда. Потом, после раздробленности и внутренней расчленённости, она достигла высоты. Будучи безграмотной, она могла читать Священное Писание наизусть. Это определённые высоты, к которым мы пока не подошли. Перед нами пример потрясающего восхождения по лестнице добродетели – из глубины ада, от блуда в самых низменных его порывах. Заметьте, в житии это описывается в очень достойной форме. Как Мария сказала старцу Зосиме: «Не хочу смущать тебя, отче, и сама в памяти своей не хочу поднимать ту бездну, ворошить прожитое». Это культура покаяния, мы должны этому поучиться. Я сегодня об этом хотел говорить, но скажу о другом.

Я хочу сказать, что радуюсь тому, что здесь, на Подворье, разнообразные труды по-своему несут самые разные люди. Они приходят сюда, чтобы отдавать свои силы. У нас несколько хоров: концертный хор, хор мальчиков, хор девиц и отроковиц, есть и совсем юные отроковицы, которые начали петь совсем недавно. Есть женщины, которые поют уже три года, а до этого не пели никогда. Если всех пересчитать, получится около сотни человек. Есть такое высказывание: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Сегодняшняя Литургия бесценна. Сегодня совершалось таинство соприкосновения сердца с сердцем. Это хочется положить в душу, это очень дорогого стоит. Поэтому отодвигаю границы времени и слов, ухожу от формальных моментов спешки.

Радуюсь тому, что Господь даёт нам сокровище, которым важно дорожить. Вместе с тем важно быть внимательными к воспитанию: сегодня я двух отроков попросил задержаться и причастил последними. Опять же, ничего нового: мы читали сегодня в Евангелии о том, как два апостола хотели быть первыми. И вот – два отрока: кто из них раньше к Чаше подойдёт? Так они между собой спорили, что никого вокруг не видели. Но апостолы Иоанн и Иаков, хотевшие быть первыми, ныне во святых, и наши мальчики к Чаше подошли – правда, последними.

Житие преподобной Марии Египетской – пример подъёма по лестнице добродетели, чего я хотел бы пожелать всем вам. Радуюсь вместе с вами и на этом скажу: «Аминь!».

Протоиерей Андрей Алексеев

Композитор Александр Егорович Варламов

27 ноября 1801 года родился Александр Егорович Варламов – автор около двухсот песен и романсов (среди них – знаменитые «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Белеет парус одинокий…», «Горные вершины…), духовных сочинений, двух балетов, музыки к театральным постановкам, где сам выступал и в роли театрального дирижёра; знаток хорового пения, прекрасный певец и замечательный вокальный педагог, автор книги «Полная школа пения», а также исполнитель на скрипке, гитаре, виолончели и фортепиано.

Круг авторов, чьи стихи были положены Варламовым на музыку, очень широк: это более сорока поэтов, среди которых – Пушкин и Лермонтов, Жуковский и Дельвиг, Полежаев и Тимофеев, Цыганов и другие. Варламов открывает для русской музыки произведения Кольцова, Плещеева, Фета, Михайлова; пишет музыку к переводам из Гёте, Гейне, Беранже.

Александр Егорович Варламов – композитор с изменчивой творческой судьбой: с одной стороны, признанный при жизни блистательным мастером романса (как композитор, так и исполнитель), с другой – вскоре после кончины преданный хуле, обвинениям в безвкусице и банальности (в обиходе появилось даже обидное словцо «варламовщина»).

Но время расставляет всё на свои места. И сегодня романсы А. Варламова продолжают звучать, пленяя нас выразительностью мелодий и искренностью переданного в них чувства.

Александр Егорович Варламов родился в семье отставного поручика, скромного титулярного советника Егора Ивановича Варламова. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано – в любви к пению, к игре на скрипке и гитаре.

В девять лет Александр был определен в Петербургскую придворную певческую капеллу «малолетним певчим». Отличный голос и яркие способности мальчика заинтересовали знаменитого русского композитора Д.С. Бортнянского – директора капеллы, и он стал заниматься с маленьким певцом отдельно. Впоследствии в письмах и записках Варламов всегда с благодарностью вспоминал своего учителя.

За годы обучения в капелле Александр обнаружил не только незаурядные певческие, но и педагогические способности и был отмечен в 1819 году переводом из капеллы на службу в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны, ставшей супругой наследного принца Вильгельма Оранского. После коронации Вильгельма на голландский престол Варламов переезжает в Гаагу, где становится регентом в русской посольской церкви.

Перед восемнадцатилетним юношей открывается мир новых впечатлений: он проникается строгой красотой голландской живописи и архитектуры, знакомится с французской и итальянской оперой, выступает публично как певец и гитарист. О его выступлениях писали в газетах.

Овладев разговорным французским, Варламов беседует с иностранными музыкантами о вокальном искусстве. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки».

В Гааге Александр Егорович встречает свою будущую жену – Анну Пахомовну Шматкову, дочь камердинера при дворе Анны Павловны.

В 1823 году Варламов возвращается в Россию, в Петербург. Он преподаёт в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семёновского полков. В конце 1828 года молодой музыкант стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднёс императору Николаю I две Херувимских песни – первые известные нам его сочинения.

24 января 1829 года он был определён в капеллу в число «больших певчих»; также на него была возложена обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В зале Филармонического общества Варламов даёт свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль в жизни начинающего композитора сыграли встречи с М. Глинкой – они способствовали формированию взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.

Расцвет композиторского дарования Варламова приходится на московский период. В 1832 году он получает приглашение на должность помощника главного капельмейстера московских театров (Большого и Малого), затем становится «композитором музыки». Александр Егорович быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции: среди его знакомых в то время – актеры М. Щепкин, П. Мочалов, композиторы А. Гурилев, А. Верстовский, певец А. Бантышев. Существуют свидетельства, указывающие на то, что в Москве А. Варламов встречался с Пушкиным. Большой интерес к творчеству А. Варламова проявляют известные пианисты того времени – авторы фортепианных обработок его романсов Ф. Лангер, А. Дюбюк и знаменитый Дж. Фильд. Бытуют истории об интересе к творчеству Варламова самого Ф. Листа.

«Музыке нужна душа», – писал Александр Варламов, – «а у русского она есть, доказательство – наши народные песни».


В эти годы композитор сочиняет свои самые известные романсы, прославившие его имя – например, «Красный сарафан». Этим романсом восторгались А. Пушкин, П. Виардо, Ф. Лист, А. Даргомыжский. Варламову достаточно было написать одно это произведение, так же как Алябьеву – «Соловья», чтобы навечно остаться в истории русской музыкальной культуры.

Работая в театре, Варламов пишет музыку к драматическим постановкам («Двумужница» и «Рославлев» Шаховского; «Князь Серебряный» по повести «Наезды» Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Гамлет» Шекспира). Постановка «Гамлета» стала выдающимся событием культурной жизни Москвы. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль семь раз...

В Москве Александр Варламов прожил до 1845 г. Здесь наиболее полно раскрылось его дарование – как сочинительское, так и исполнительское. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров. Варламов обладал небольшим, но очень красивым по тембру тенором. Пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал... свои романсы», – писал один из его друзей.

Широко известен он был и как вокальный педагог. Его «Полная школа пения» (1840) – первая в России крупная работа в этой области – и сейчас не утратила своего значения.

Последние годы жизни Варламова прошли в Петербурге. Здесь он сдружился с А. Даргомыжским. Их сближала общность взглядов на певческое искусство как наиболее непосредственный и каждому понятный способ выражения мыслей и чувств.

Незадолго до смерти Варламов начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», содержанием которого являлись обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен.

Его памяти были посвящены стихотворение А. Григорьева, романс А. Гурилева «Воспоминание о Варламове», коллективные фортепианные вариации на тему его романса «Соловьем залётным» (среди авторов – А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 «Музыкальный сборник в память А.Е. Варламова», включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов.

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова, солист Большого театра А. Бантышев, долгое время упрашивал композитора написать для него романс.

– Какой тебе?

– Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...

– Хорошо. Приходи через неделю.

Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.

Через неделю Бантышев приходит – романса нет.

– Некогда было, – разводит руками Варламов. – Завтра приходи.

Назавтра – то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

– Экий ты, право, – вознегодовал однажды Варламов. – Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же – напишу, и напишу!

– Завтра? – язвительно спрашивает Бантышев.

– Завтра, завтра!

Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

– Это вам, господин Бантышев, – говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.

Назывался романс «На заре ты её не буди».

Т.А. Медведева

Aleksandr Varlamov

Пианист, джазовый композитор, дирижёр, руководитель джаз-оркестра.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1.11.1979).

Родился в семье коллежского, затем статского советника, члена Симбирского окружного суда. До сентября 1918 года жил в Симбирске, учился во второй мужской гимназии. В 1912 году в Симбирске были опубликованы его первые музыкальные произведения - пьеса «Грусть» и вальс «Вечерок».

В 1922 году поступил в ГИТИС (в одну мастерскую с Эрастом Павловичем Гариным и Николаем Павловичем Охлопковым). Однако вскоре уходит оттуда и поступает в Училище имени Гнесиных в класс Рейнгольда Морицевича Глиэра и Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого (сокурсник по классу композиции - Арам Хачатурян).

Собрал первую в СССР группу из музыкантов-импровизаторов («Семёрка»). В 1937 году создал джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, которым руководил до 1939 года, в 1940-1941 годах - главный дирижёр Государственного джаз-оркестра СССР. В начале войны возглавлял симфоджаз в Москве.
В 1943-1956 годах жил на Урале и в Казахстане, куда был выслан. До 1948 года руководил лагерным оркестром, позже работал преподавателем в Караганде. После реабилитации вернулся в Москву, писал музыку для эстрадных оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок. В последние годы жизни жил на улице Лескова дом 10-б в московском районе Бибирево.

Знаменитый фильм режиссера Карена Шахназарова «Мы из джаза» вошел в двадцатку самых кассовых картин в СССР 1983 года. В основу фильма легли истории о создании советского джаз-банда в 20-е годы. Их авторам картины рассказал композитор, певец, аранжировщик и дирижер Александр Варламов. Именно с его творчества, по словам Леонида Утесова, все и началось…

Краткая биография Александра Варламова будет представлена вашему вниманию в статье.

Современному поколению, не разбирающемуся в джазе, кажется, что эта негритянская музыка всегда была не в почете в СССР. Однако это не совсем так. Гонения на джаз были, но позже. В 30-х годах это музыкальное направление считалось идейно-прогрессивным искусством пролетариата. Джаз-оркестры играли в Кремле, участвовали в съемках на «Мосфильме», например, в картинах «Цирк», «Веселые ребята», «Девушка спешит на свидание». В стране было больше сотни джаз-оркестров. Этот стиль музыки полюбился многим. Его можно было услышать в ресторане, на танцплощадке, в фойе кинотеатра перед началом сеансов, в концерте, цирке, на радио и грампластинке.

В Москве в 1936 году учредили Государственный джаз-оркестр, которым управлял Виктор Кнушевицкий. Свои джазовые коллективы были у железнодорожников и Радиокомитета. Среди ценителей музыки были популярны такие жанры, как вокальный ансамбль и джазовая чечетка. В стране активно выступали и зарубежные джаз-оркестры из Польши, Германии, Чехословакии, Швеции.

Творческие принципы джаза 30-х годов определили путь развития этого направления в России. Оркестры под руководством Валентина Парнаха на практике показали, что джаз может стать самостоятельным номером в концерте и филармоническим жанром, так что 30-е годы можно назвать «золотым» временем советского джаза. В это же время появляется джаз-банд Александра Варламова. В 1930 году он создает «Первоксэ», иначе «Первый вокальный квартет современной эстрады».

Биография: Александр Варламов и его любовь к музыке в детские годы

19 июня 1904 года в творческой семье появился на свет Александр Владимирович Варламов. Хотя сам он говорил, что день его рождения на приходится на месяц позже - 19 июля. Мол в документах что-то перепутали и записали в июне. Друзья и близкие поздравляли композитора с днем рождения два раза - в июне и в июле. Он всегда был этому очень рад.

Родился Александр Варламов в городе Симбирске в довольно музыкальной среде. Его прадед был композитором и автором популярных романсов и песен. Константин Александрович Варламов, двоюродный дедушка, был известным драматическим актером. Стоит отметить, что многие члены семьи также увлекались музыкой. Мать маленького Саши блистала в роли оперной певицы, пела в церковном хоре.

Выбор между музыкой и театром

Логическим продолжением семейной династии стало и увлечение Александра Владимировича Варламова музыкой, которая стала его профессией. Живя до сентября 1918 года в Симбирске, Александр учился сначала в первой, а потом во второй мужской гимназии. В этом же городе он окончил музыкальную школу под руководством Е.В. Цетнерской. В Симбирске вышли в печать его первые музыкальные творения - вальс «Вечерок» и пьеса «Грусть».

Впрочем, музыка не сразу полностью овладела мечтами юного Александра. Он хотел реализовать себя и в карьере драматического актера. Для этого Варламов в 1922 году поступает на актерский факультет в ГИТИС. Однако любовь к музыке была сильнее, Александр уходит в музыкальное Там он занимается по классу композиции у таких мэтров, как Рейнгольд Глиэр и Дмитрий Рогаль-Левицкий.

Страсть к джазу

В годы учебы в Москве Варламов Александр впервые услышал джаз. Он побывал на концерте джаза Валентина Парнаха. Слушатели были восхищены и ошеломлены необычным зрелищем и новой музыкой. В 1926 году Александр Варламов посетил выступление гастролирующего джаз-банда Френка Уилтерса. Музыка потрясла и увлекла Александра Варламова. Он стал постигать основы джазовой оркестровки, метод игры, инструментовку.

Страсть к джазу Александру Варламову подарило и его увлечение радиотехникой. Через самодельный радиоприемник он слушал эту необыкновенную музыку. Наибольшее впечатление на него джаз произвел после просмотра фильма «Король джаза», в нем знаменитый композитор и пианист Джордж Гершвин исполнял собственную рапсодию. Александр Варламов начинает сам писать музыку в стиле джаз.

Первые шаги в джазе

Первым музыкальным коллективом Александра Варламова стал «Первоксэ». Он оканчивает учебу, с дипломом дирижера в 1931-1933 годах устраивается заведующим музыкальной частью театра миниатюр Москвы. Однако планы у него были другими. Варламов Александр собирает джазовый оркестр при Центральном доме Красной армии и с большим размахом проводит первый концерт.

Внимание публики он привлекает к себе сотрудничеством с афроамериканской певицей Целестиной Коол. Кстати, история с этой исполнительницей попала в фильм «Мы из джаза». В СССР ее пригласил родственник, рабочий Московского подшипникового завода, депутат Моссовета Роберт Робинсон. В Москве она получила гражданство и училась пению. Мастерство оркестра Варламова ей понравилось и, сотрудничая, они даже выпустили грампластинку.

Хотя во время первой встречи Целестина наотрез отказалась выступать с джаз-ансамблем, состоящем из белых. Администратор коллектива Феликс Данилевич с трудом, но уговорил певицу. Специально для нее Александр Варламов написал романсы «Желтая роза», «Лаллабай», «Рапсодию любви» Вильямса и «Время в моих руках».

Позже Варламов Александр собрал первый в союзе коллектив из музыкантов-импровизаторов «Семерка». В 1938 году работал с джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета, вместе с ним выступал на советском телевидении. В начале 40-х годов был руководителем джаз-оркестра МВТУ им. Н.Баумана, позже дирижировал Государственным джаз-оркестром СССР.

С началом войны Госджаз СССР преобразовали в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны. Коллектив выехал на фронт, где почти все оркестранты погибли. Варламов Александр остался в Москве и руководил симфоническим джазом при Всесоюзной студии эстрадного искусства. Он готовил музыкальные номера к выступлениям перед моряками США в портах Мурманска и Архангельска.

Годы в ссылке

Далеко идущие планы талантливого музыканта были неожиданно прерваны зимой 1943 года. Александра Варламова забрал под стражу военный конвой. Его выслали из Москвы на Урал, а затем в Казахстан. До 1948 года был руководителем лагерного оркестра, работал учителем в Караганде. Есть несколько версий причин задержания и ареста композитора, но точный повод неизвестен. Александра Варламова обвиняли в подготовке концертов для немцев, в подготовке побега за границу и предательстве Родины. 13 лет он провел в лагерях и ссылках.

После войны

Реабилитировали композитора в 1956 году, восстановили в Союзе композиторов. После возвращения в Москву Варламов Александр Владимирович сочинял музыку для эстрадных оркестров, телевизионных передач, кинофильмов. С его легкой руки получили популярность такие композиции для оркестра, как «Ранний час», «Веселый час», «Счастьем жизнь полна», «Дикси-ли» (Dixie Lee) и другие.

Он написал пьесы: "Романтическая рапсодия", "Край мой любимый", "Ты поверь, ты пойми" и другие. Варламов был талантливым переводчиком, переводил иностранные песни и исполнял их. Он был аранжировщиком итальянской баркаролы в исполнении Аделины Патти.

Александр Варламов - композитор, который в 70-е годы написал произведения для биг-бэнда. Родному городу Симбирску, позже названному Ульяновском, в 1986 году посвятил композиццию "Концерт для трубы с оркестром». Он усердно работал над исполнительской техникой и ансамблевой игрой музыкантов, что стало причиной заметного роста профессионализма в советском джазе и повлияло на развитие джазового направления в СССР. В конце жизни Александр Варламов жил в Москве в районе Бибирево. В 1979 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Умер композитор 20 августа 1990 года, похоронили его на



Варламов, Александр Егорович

Весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность благодаря искренности, мелодичности, доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801 г., умер в 1851 г. Воспитывался в придворной певческой капелле, под руководством знаменитого Бортнянского. Готовился сначала к карьере певца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться от этой мысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое время за границей, где продолжал изучать музыкальное искусство. Вернувшись в Россию, он с 1832 г. был капельмейстером при московских театрах, а с 1835 г. поселился в Петербурге и преподавал пение в разных учебных заведениях. Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-х годов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году у музыкального издателя Грессера. Из них особенную популярность получили: "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и "Что отуманилась, зоренька ясная". К этой серии романсов относятся еще: "Пойми меня", "Вот идут полки родные", "Не шумите", "Ох, болит", "Молодая молодка", "Ах ты, молодость". Много романсов было написано В. в сороковых годах; они напечатаны у разных издателей Петербурга и Москвы. Весьма известная "Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в трагедии "Гамлет", издана в 1842 г. у Грессера в Москве; "Испанская серенада" - в 1845 г. у Бернарда, "Разлюби меня" - в том же году у Миллера, "Волшебница" (1844 г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет парус одинокий" - в 1848 г. у Грессера и пр. Позднее все романсы, счетом 223, изданы Стелловским в Петербурге, в 12 тетрадях. В. пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит "Херувимская" на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844). Но автор скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса. В. заявил о себе, как о педагоге, в своей "Полной школе пения", в трех частях, изданной у Грессера в Москве в 1840 г. Эта школа является у нас первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Теперь это издание Грессера составляет библиографическую редкость. Из трех частей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющая переработку "Nouvelle méthode de chant et de vocalisation" парижского профессора Андраде. Но зато вторая, практическая, сделана совершенно самостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, не утратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторе большого знатока человеческого голоса. Третья часть заключает в себе десять упражнений для голоса, с аккомпаниментом фортепиано, и две русские песни: "Ах, не одна-то во поле дороженька" и "Не будите меня молоду", переложенный на три голоса. Ни один композитор не выдержал у нас столько изданий, как В. В 1886 году начало выходить в Москве, у Гутхейля, новое полное собрание сочинений В., издаваемое его наследниками.

Н. Соловьев.

{Брокгауз}

Варламов, Александр Егорович

Композитор, род. 15 ноября 1801 в Москве, ум. 15 октября 1848 в СПб. Сын дворянина (молдаванского происхождения), В. 10-ти лет поступил в Придворную певческую капеллу, где дарование его обратило на себя особое внимание Бортнянского; голос его, однако, стал слабеть, в 1819 он вышел из капеллы и отправился в Голландию, где был регентом при церкви русского посольства и служил (псаломщиком?) при дворе В. К. Анны Павловны, принцессы Оранской. В 1823 В. вернулся в Россию и поселился в Москве, где стал давать уроки музыки (он был не только певцом, но также скрипачом и гитаристом). В январе 1829 В. поступил учителем сольного и хорового пения в СПб. придв. певч. капеллу (по 1200 руб. в год); но уже в конце 1831 бросил службу и вскоре снова переехал в Москву, где занял место помощника капельмейстера и "классного композитора" Имп. московских театров (последнее звание умерло с В.), занимаясь в то же время педагогической деятельностью. С 1833 В. пожалована была Государем пенсия в 1000 руб. (ассигн.) в год. Тогда же были изданы первые 9 романсов В., в Москве у Грессера (посвящ. Верстовскому, с которым В. сблизился в Москве). По смерти первой жены В. женился вторично в. 1842, через два года бросил казенную службу в Москве и в 1845 снова переехал в СПб. Старания его снова получить место в капелле. не увенчались успехом и ему пришлось жить исключительно уроками музыки (частными и в учебных заведениях) и своими композициями Песни его и романсы скоро стали очень популярны и оплачивались высшими по тому времени гонорарами (наравне с Глинкой). Возникла даже ни на чем не основанная легенда, будто "Аскольдову могилу" написал В., продавший ее затем Верстовскому. Умер В. внезапно, от разрыва сердца; через несколько недель могила его (на Смоленском кладбище) была размыта наводнением; место ее и теперь неизвестно. Собрание романсов В. (223) было издано еще Стелловским в 12 тетр.; после того большинство их было не раз переиздано. По своему общему характеру и технич. складу они приближаются к алябьевским; впрочем, В. был талантливей своего современника, лучше знал свои силы и оттого лучше применял их. В русских "песнях" В. есть несомненно народные черты, но большей частью черты эти схвачены только поверхностно и нигде не выдержаны до конца. Известнейшие из песен: "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (обе послужили темами для "Souvenir de Moscou" Венявского), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась"; из романсов: "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет доктор, нет", дуэты: "Пловцы", "Ты не пой" и др. Многие из них и теперь еще охотно распеваются (главным образом в дилетантских кружках). Кроме того, В. написал несколько "херувимских" и первую русскую "Школу пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретич.) является переделкой парижской школы Андраде, две же остальные (практические) самостоятельны и изобилуют ценными указаниями по искусству пения, во многих отношениях не потерявшими значение и по ныне. Сыновья В.: Георгий, род. 1825, служил в военной службе, автор многих романсов в духе своего отца, и Константин (род. после смерти отца) - даровитый драматический артист СПб. Имп. сцены. См. статью Булича о В. ("Рус. Муз. Газ.", 1901, №№ 45-49).

Варламов, Александр Егорович

(1801-1851) - русский композитор, представитель эпохи т. н. дилетантизма русской музыки. В. по происхождению дворянин. Многочисленные песни и романсы В. (среди них наиболее известны: "Красный сарафан", "Соловьем залетным", "Оседлаю коня", "Травушка", "Соловушко" и др.) представляют собой в большинстве случаев подделку под народную песнь, что находит себе объяснение в том спросе на подслащенную народную песнь, который характеризует музыкальный быт России 1-й половины 19 в. Произведения В., отличающиеся легкостью и доступностью формы, большой мелодичностью я звуковой характерностью, еще при жизни его пользовались большой популярностью; позднее романсы В. продолжали оставаться излюбленным репертуаром в мещанских и купеческих слоях. Недостаточность музыкального образования В. наложила на его творчество печать примитивизма и не позволила стать на уровень тогдашнего западноевропейского музыкального творчества, хотя в некоторых его романсах отразилось влияние Шуберта. В. пользовался большой известностью как педагог. Им составлена школа пения в 3-х частях (Москва, 1840), из которых однако лишь последние две самостоятельны. Собрание романсов В. было издано Стелловским в 12 тетрадях.

Лит.: Булич С., А. Б. Варламов, "Русская музыкальная газета", 1901, №№ 45-49.

Варламов, Александр Егорович

(род. 27.XI.1801 в Москве, ум. 27.X.1848 в Петербурге) - рус. композитор, певец, дирижер, педагог. Муз. образование получил в придворной Певческой капелле ; ученик Д. Бортнянского. В 1819-23 учитель пения при рус. посольской церкви в Гааге; в последующие годы жил в Москве (1823-29, 1832-45) и Петербурге (1829-32, 1845-48). Автор первого в России руководства по вокальной педагогике. Основная область творчества - вокальная лирика (песня, романс), отмеченная близостью к городской бытовой музыке, теплотой, непосредственностью, жанровым разнообразием.

Соч.: балеты "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" ("Мальчик с пальчик", совм. с А. Гурьяновым, 1837); музыка к драм. спект. "Ермак", "Двумужница", "Гамлет" и др.; ок. 200 романсов и песен, в т. ч. "Ах ты время, времечко", "Красный сарафан", "Вдоль по улице метелица метет", "Оседлаю коня", "На заре ты ее не буди", "Песня разбойника" ("Что затуманилась, зоренька ясная"), "Что ты рано, травушка", "Так и рвется душа", "Белеет парус одинокий", "Соловушко", дуэт "Пловцы" и др.; Полная школа пения (1840).

Варламов, Александр Егорович

Известный русский композитор-дилетант. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 года, происходил из молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). В десять лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I, Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, не работал и остался при тех познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих выпускников. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов познакомился. Быть может, отсюда он и вынес свое искусство пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В декабре 1831 г. он был уволен со службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах. К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка" ("Красный сарафан"), прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная". Достоинства композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки.

Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме.

Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Наряду со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта. В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.

Варламов оставил более 200 романсов и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы Красный сарафан, "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Варламов, Александр Егорович" в других словарях:

    Русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. В 1819‒23 учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. В 1823 возвратился на родину,… … Большая советская энциклопедия

    Варламов, Александр Егорович известный русский композитор дилетант. Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из волошских, то есть молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на… … Биографический словарь

    - (1801 48), рус. композитор и певец (тенор). Один из видных мастеров рус. вокальной лирики. На стихи Л. создал романсы: «Казачья колыбельная песня» и дуэт «Из Гёте» («Горные вершины») (М., 1842), «Ангел» (М., 1843), «Молитва» («Я, матерь божия...» … Лермонтовская энциклопедия

    - (1801 48) российский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Ок. 200 романсов и песен: Вдоль по улице метелица метет, Красный сарафан, На заре ты ее не буди … Большой Энциклопедический словарь

    Варламов, Александр Егорович - ВАРЛАМОВ Александр Егорович (1801 48), композитор, певец; около 200 романсов и песен, основанных на интонациях русского городского и крестьянского фольклора (“Вдоль по улице метелица метет”, “Красный сарафан”, “На заре ты ее не буди”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Варламов. Александр Егорович Варламов Дата рождения 15 (27) ноября 1801(1801 11 27) Место рождения Москва Дата смерти … Википедия