Александровская колонна – артефакт, опровергающий официальную версию истории. Тайна сооружения Александровской колонны: вопросы остаются Александрийский шпиль на дворцовой площади

А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.

Столб... столба... столбу...
(С) народ

А лександровский столп (Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.
Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону (она есть )

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - кажется что колонна покачивается.

Это настоящее произведение искусства.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу " .

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны на колонне отражалась эта буква.

С колонной связано много баек и легенд))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу... под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга

Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично из инета.

Н. ЕФРЕМОВА, Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург

Александровская колонна (1829-1834) - крупнейший в мире гранитный монолит, стоящий под тяжестью собственного веса.

Подъем Александровской колонны. Литография 1836 года.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Навершие Александровской колонны обследует верхолаз.

Спина ангела - поражает тщательность чеканки.

Александровская колонна окружена металлическими лесами. Идет реставрация. Фото 2002 года.

На Дворцовой площади Санкт-Петербурга появились строительные леса. Идет реставрация Александровской колонны. Она создана в 1834 году по проекту французского скульптора Огюста Рикара Монферрана как памятник императору Александру I (на одной из граней постамента надпись: "Александру I - Благодарная Россия"). В силу своей художественной выразительности колонна сразу стала восприниматься как одно из самых торжественных триумфальных сооружений во славу побед русской армии, во славу побед "вечной памяти 1812 года".

Французский архитектор Огюст Рикар Монферран (1786- 1858) сумел обратить на себя внимание Александра I, преподнеся ему собственноручно выполненный "Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I". Произошло это сразу после вступления русских войск в Париж в апреле 1814 года. Среди рисунков были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки "Храброму Российскому воинству" и "Колонны в честь всеобщего мира", имеющей определенное сходство с будущим проектом Александровской колонны. Кроме самих рисунков давался краткий перечень необходимых строительных материалов и указывалась стоимость затрат. Таким образом, Монферран сумел показать себя не только как прекрасного рисовальщика, знатока и поклонника классического искусства, но и как технически грамотного специалиста. Архитектор получил любезное, хотя и официальное приглашение приехать в Петербург и не побоялся им воспользоваться. В 1816 году он приехал в северную столицу, где и проработал более 40 лет, до самой смерти.

Монферран получил должность придворного архитектора и начал работу по перестройке Исаакиевского собора. Он уже был достаточно известен к тому времени, когда решил принять участие в конкурсе на проект памятника Александру I. Конкурс объявил в 1829 году император Николай I в память о "незабвенном брате". Монферран представил проект колоссального обелиска, совершенно справедливо полагая, что на просторах Дворцовой площади потеряется любой скульптурный памятник. Император приказал заменить обелиск колонной. И архитектор предлагает, взяв за основу прекрасный античный образец - колонну Траяна в Риме, создать произведение, превосходящее этот шедевр.

Проект утвержден, и начинается не имеющая аналогий по кропотливости и изнуряющей тяжести работа. Для колонны Монферран решил использовать монолит, обнаруженный им в гранитных ломках под Выборгом, в Пютерлаксе, где добывался камень для колонн Исаакиевского собора. Вручную в течение двух лет отделяли гранитную глыбу от скалы. Для доставки камня в Петербург построили специальный бот "Св. Николай", и на нем обтесанную вчерне колонну доставили сначала в Кронштадт, а затем в Петербург, на Дворцовую пристань. Предстоял самый сложный этап - установка колонны на постамент, сооруженный ранее. Изготовили леса, а также множество блоков, лебедок и канатов, с помощью которых собирались поднять монолит.

30 августа 1832 года на Дворцовой площади при огромном скоплении народа колонну установили на постамент. Вся операция продолжалась 100 минут. Император, поздравляя архитектора, сказал: "Монферран, вы себя обессмертили". Но предстояло еще окончательно обработать гранит, отлить из бронзы многочисленные декоративно-символические детали, барельефы и скульптурное завершение.

По поводу последнего были различные предложения. Утвердили проект скульптора Б. И. Орловского: "Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль - сим победиши". (Модель учитывала также настоятельное желание императорского дома "придать ангелу портретное сходство с лицом Александра I".) Скульптурное навершие, барельефы с изображением воинских доспехов, оружия и аллегорических фигур, другие декоративные детали отлиты из бронзы на заводе Ч. Берда.

И вновь 30 августа, но уже 1834 года, состоялось торжественное открытие монумента. Со времен Петра I 30 августа (12 сентября по новому стилю) отмечали как день святого благоверного князя Александра Невского - небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Петр I заключил "вечный мир со Швецией", в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался, прежде всего, как защитник и как страж.

Ангел охранял и благословлял. Вместе с ним город переживал все исторические коллизии: революции, войны, экологические невзгоды. В послереволюционное время его закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след.

Сохранность скульптуры во многом обеспечивалась надежностью авторского конструктивного решения. Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.

За монументом постоянно наблюдали, производились дополнительные осмотры и расчеты запаса устойчивости. К сожалению, с годами увеличиваются вредные вибрационные нагрузки. В последний раз полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году. С конца 1980-х годов у хранителей Государственного музея городской скульптуры появились причины для беспокойства: из-под бронзовой капители колонны вытекали белесые струйки и языки влаги не высыхали даже в самые жаркие дни лета. Причина могла быть только одна: попадание воды внутрь скульптурного навершия и далее - в его основание. Вода, просачиваясь сквозь кирпичную кладку, вымывает связующий раствор, и, кроме того, во влажной среде активно идет процесс коррозии опорного стержня.

В 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы было проведено визуальное обследование скульптуры, венчающей Александровскую колонну. Верхолазов поднял к ангелу лифт специального пожарного крана "Магирус Дойч". Закрепившись веревками, верхолазы выполнили фото- и видеофиксацию скульптуры. Обнаружено значительное количество трещин, протечек, перерождение материалов герметизации. Но потребовалось еще 10 лет тревог и неустанных поисков финансирования, чтобы, установив надежные стационарные леса, начать профессиональное и разностороннее обследование монумента.

Летом 2001 года хранители и реставраторы, преодолев немногим более 150 ступенек металлической лестницы, отправились на первое свидание с ангелом. Увидев его вблизи, испытываешь потрясение: он огромен и одновременно изящен. Предельно выразителен и лаконичен. Поражает виртуозная тщательность чеканки, пластической проработки каждой детали: вьющиеся власы, разделенные пробором и ниспадающие на плечи, обрамляют прекрасный лик, глаза полуприкрыты веками, взор устремлен вниз. Он настолько сосредоточен, что невозможно не почувствовать - ангел смотрит внутрь себя. Бесполезно и незачем искать какого-либо портретного сходства. Ангел похож только на себя! Чрезвычайно выразителен жест правой руки, поднятой в благословляющем жесте к небу. Легок и стремителен бег босых ног, виднеющихся из-под развевающихся одежд. Огромные крылья воздушны, прочеканено каждое перышко. В раскрытой пасти поверженного змея видны зубы и ядовитое жало.

При осмотре мы увидели кроме трещин расхождения соединительных швов, скрепленных некогда свинцом. Свинец полностью деструктурирован. На голове и плече ангела сохранились люки, предназначавшиеся для удаления формовочной земли и арматуры. В подоле одежды размещается фланец (плоское кольцо) на болтах, частично утраченных. Фланец сняли и с помощью специального прибора - волоконно-оптического эндоскопа - осмотрели скульптуру изнутри. Оказалось, что и скульптура и крест не имеют опорного стержня. Стержень, проходящий через внутреннюю кладку цилиндра, верхним своим концом упирается в "подошву" ангела, то есть в сферическое завершение цилиндра. Крылья скульптуры, отлитые из трех частей, соединены с помощью болтов и прикреплены к спине. На голове ангела выявлено сквозное отверстие размером 70 х 22 мм.

Заключение было неутешительным: внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и в абаку. Цилиндр деформирован, "выпирают" стенки, утрачены соединительные болты. Вывернув 54 медных винта, реставраторы частично вскрыли бронзовую облицовку абаки. Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной. Между кирпичами отсутствует связующий раствор, и все это чрезвычайно перенасыщено влагой. В ходе обследования взяты пробы и выполнены соответствующие исследования загрязнений бронзы, качества патины. В целом состояние бронзовой поверхности удовлетворительное, поражение "бронзовой болезнью" фрагментарно.

Важную роль в стабильном состоянии навершия играет конструкция абаки. Система креплений предусматривала "ребра", выполненные из кирпича. Вскрытие листов бронзовой обшивки абаки выявило совершенно удручающее, аварийное состояние внутренних опор: полное отсутствие связующего состава, кирпич разрушен (собран реставраторами на совок с помощью щетки). Новые опоры выполнены из гранита, и теперь опасения, что 16-тонная абака может упасть или перекоситься, полностью устранены.

Внимание хранителей и реставраторов сосредоточено не только на ликвидации трещин, защите бронзовой поверхности, но, в первую очередь, на осушке внутренней кладки. Следует укрепить ее с помощью новейших растворов, а также установить дополнительные болты и винты.

На рельефах постамента памятника обнаружено более 110 следов от осколков снарядов. Пробита осколками и "броня" Александра Невского.

Из-за взаимодействия различных металлов - бронзы и чугуна идет активный процесс коррозии, разрушения бронзы. Реставраторам предстоит кропотливая работа по "залечиванию ран войны".

Сейчас проводятся ультразвуковые обследования колонны, позволяющие обнаружить видимые и невидимые трещины на поверхности и в толще гранита. Одновременно решается серьезная проблема восстановления гранита в основании. Под воздействием тяжести колонны гранит здесь покрыт трещинами. Именно этого опасался Монферран, предлагая заключить низ колонны в бронзовый обод, но предложение тогда не было реализовано.

Методика проведения столь масштабных и не имеющих аналогий реставрационно-консервационных операций разработана проводящими работы специалистами ООО "Интарсия". Финансирует реставрацию московское объединение "Хазер Интернейшнл Рус".

К весне 2003 года Александровская колонна будет укреплена. Первоначальный облик приобретут и расположенные рядом четыре фонаря-торшера. Реставраторы намерены воссоздать ограду, выполненную по проекту Монферрана в 1836 году. И тогда монумент, задуманный и воплощенный как единый художественно-архитектурный ансамбль, вернет себе торжественное великолепие триумфального памятника - подлинного петербургского чуда. Александрийский столп Официальное, историческое название памятника Александру I на Дворцовой площади в Петербурге - Александровская колонна. Однако нередко, ссылаясь на известное стихотворение А. С. Пушкина, Александровскую колонну называют "Александрийским столпом":

Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
К нему не зарастет
народная тропа,
Вознесся выше он главою
непокорной
Александрийского
столпа.

По теме это стихотворение А. С. Пушкина перекликается с одой древнеримского поэта Горация (65-8 гг. до н. э.) "К Мельпомене". Эпиграф к пушкинскому стихотворению: Exegi monumentum (лат.) - Я воздвиг памятник - взят из оды Горация.

Среди семи чудес света известна колоссальная башня маяка, воздвигнутая в Александрии в конце III в. до н. э. и имевшая высоту 180 метров. (В архитектуре столп - башня, башнеобразное сооружение.) Пушкин - прекрасный знаток мифологии - безусловно знал о памятниках древности. Следует учесть, что стихотворение написано в 1836 году, когда Александровская колонна уже два года возвышалась над Дворцовой площадью. И этот памятник не мог оставить поэта равнодушным. Пушкинская метафора многозначна, она вмещает в себя памятники древности и одновременно является откликом на памятник Александру I.

По мере роста возможностей гуманитарных технологий роль истории возрастает. Или улучшается наше понимание этого? Однако ни для кого уже не секрет, что с современной нам наукой под названием “История”, что-то не так.
Ещё бы! Ведь с одной стороны в плане методологии история застряла где-то в ХХ в. и совершенно не учитывает достижения других гуманитарных наук, включая идеи школы "Анналов", а с другой стороны - от истории большего ждут.
А вот и пример.
Тайна возникновения Александровской колонны.

Многие слышали об артефактах скрываемых и открытых, замалчиваемых, хранящихся в спецхранах и в личных коллекциях. Поговорим сегодня о самом торчащем в Санкт-Петербурге артефакте, об Александровской колонне. Официальные историки нам рассказывают вполне вроде логичную сказку.

При Николае I решено было поставить на Дворцовой площади колонну в честь победы над Наполеоном. Поручили осуществить эту идею в 1829 году французу Огюсту Монферану.

Для начала представим себе, что Сталин после победы в Великой Отечественной находит бывшего нацистского архитектора, и поручает ему в России построить непревзойденный памятник победы Советского народа над фашизмом. Как сегодня говорят: прикольно правда? Так вот присмотрел, значит, наш француз в Пютерлакской каменоломне близ Выборга камушек, вернее кусок скалы.

Судя по рисунку, подсовываемому нам официальными источниками, камушек предположительно весом в 1600 тонн не только чем-то выпилили из скалы, но и умудрились отколоть, получив примерно такой же мегалит, как лежит в Баальбеке и удивляет всю научную общественность уже не одну сотню лет.

Тут для общего развития нужно вспомнить, что сегодня чудо современной техники, самый мощный самоходный кран мира, на самом маленьком вылете своей чудо стрелы лишь слегка приподымает 1200 тонн.

Так вот наши, аж гордость пробивает, мужики, вручную его выковыряли из скалы и с помощью воды, песка и тряпочек сделали из гранитной глыбы идеально ровный полированный цилиндр нижний диаметр 3,5 метра верхний диаметр 3,15 метра, высотой 25,6 метров и весом 600 тонн.

Потом как то ручками они столб погрузили на якобы специальную барку. В чем специальность этой барки, почему она не перевернулась при погрузке, как палуба выдержала такой вес, и где чертежи этого шедевра. Вопрос? Говорят только, что на ней и перевезли за 210 км колонну в Петербург. Там её, тоже на руках разгрузили на берег. Правда, конфуз произошел при разгрузке, оригинальный. Доски сломались, но громадина наша зависла в воздухе и подождала, пока новые досочки под нее подложат. Такая вот покладистая колонна оказалась. Затем ее с помощью веревок, брёвен и чего-то еще не материального, по специально, построенному пандусу прикатили к месту установки. Вот так.

Протон-М близкий ей в стартовом весе современные дяди на специальных вагонах по специальным рельсам катают ну, а наши крепостные мужички во главе с Огюстом Монфераном лихо так на веревках пеньковых справились. Тут надо бы еще упомянуть, что рисунки это показывающие и доказывающие взяты из двух альбомов изданных во Франции, и все тем же Огюстом Монфераном.

"Старый" альбом издан в 1832 году, "новый" в 1836 г. Вот так, “достоверные” источники появились. Далее еще интереснее получается. Интереснее тем, что по одним источникам в основании колонны вбили 1250 почему то сосновых столба. По другим источникам копая котлован на Дворцовой площади под фундамент для колонны, очень обрадовались, наткнувшись на уже вбитые в 1760-х годах сваи. Так вот уж непонятно какие там сваи, известно только, что выровняли их налив воды.

Представляете, вбили в котлован 1250 6-и метровых свай одна к одной, а затем налив нужный уровень воды, и взяв не понятно какой инструмент ровнехонько так все 1250 по уровню воды и обрезали. Затем на них опять же по одной версии, уложили гранитные плиты, по другой привезли с тех же каменоломен огромный монолит. Монолит этот весом 400 тонн изготовили на месте и отправили в Петербург морем на суденышке.

По прибытии уже как водится мужички веревочками и на деревянных катках притащили эту глыбу на место, и благополучно, насыпав песок и налив по совету Огюста в раствор водочки, поставили на сваи. Осталось совсем немного, а именно поставить колонну на место.

Правда тут не поясняется, что вероятно для доставки фундаментного монолита нужно было сначала построить один деревянный пандус на всю Дворцовую площадь, а потом его разобрав совсем другой, уже для транспортировки колонны. Ну и еще рисуют нам некое немыслимое сооружение, с помощью которого колонну якобы ставили в вертикальное положение 2400 солдат за менее чем 2 часа.

Деревянное сооружение очень убедительно показывающее, что это якобы возможно. Однако вопрос возможности этой остается чисто риторическим, так как пробовать повторить охотников не находится.

После радостной установки колонны на свое место через два года доработки шедевра, 11 сентября 1834 г. состоялось торжественное открытие колонны и грандиозный парад.

В этой темной истории всплывает еще совершенно непонятное. а именно акварель художника Григория Гагарина 1832-1833гг. “Александровская колонна в лесах”. На этой акварели вполне реалистичного художника изображена Дворцовая площадь с разбираемым, каким-то сооружением, из которого торчит колонна в строительных лесах.

Не вписывается это как то в официальную версию. Если здесь вспомнить, что верхняя часть памятника не гранитная, а кирпичная то становится понятным, почему на акварели князя Гагарина леса никак не похожи на подъемный механизм. Скорее они для реставрационных работ, или сооружения верхней части на уже стоявшей колонне. Ведь если Монферан мог изготовить, привезти и установить гранитную колонну в 600 тонн, то, что ему стоило из гранита же и верхнюю часть своять.

Важно так же упомянуть, что колонну якобы установили в 1832 году, и торжественно открыли в 1834 году в один и тот же день: день 30 августа по старому стилю, 11 сентября по-новому.

Для наших современников это не просто день, а после терактов в Нью-Йорке день назначенный началом новой эпохи в истории нашей цивилизации. Кем назначенный?: спросите вы. Мы можем только предполагать, на сколько, все эти события 11 сентября связаны с усекновением головы Иоана Крестителя правителем Галилеи и кем эта несправедливая смерть святого человека празднуется, а для кого это день скорби и почему. Оставим эту информацию для размышлений.

Для полноты картины следует отметить, что современные камнеобработчики как своим величайшим достижением хвалятся изготовлением по указу президента Путина гранитных колонн для городов воинской славы. Колонны эти не превышают 6 метров и весят не более 16 тонн. А почти 200 лет назад могли без электричества, современных кранов, современных алмазных камнеобрабатывающих инструментов и прочих технологий делать и транспортировать колонны весом 600 тонн. Кажется очень впечатляющее сравнение . Не правда ли?

Есть много способов управления сознанием человека и манипулирования обществом. Но одним из самых действенных остается история . Жонглирование и перестановка, придумывание исторических фактов, построение мифов и легенд один из мощнейших инструментов управления людьми. По закону времени мы живем тогда, когда глобальный источник информации Интернет дает человеку возможность построить по многим вопросам не калейдоскопическое представление о событиях прошлого, а мозаичное.

Это обстоятельство существенно уменьшает возможности манипуляции нами. Главное, чтобы мы, наконец-то захотели не быть обманутыми, перестали быть массой и индивидуумами, которых легко повести туда, куда нам не надо. Человек должен стать осознанным, должен создать сообщество созидания, и для этого сегодня все есть.

Каждый петербуржец знает, что Александровская колонна, которая стоит посередине Дворцовой площади, установлена в ознаменование победы над французами в 1812 году. И что эта махина вырублена из цельного куска гранита. И что вырубили ее из скалы под Выборгом русские мастера. Во всяком случае, историки и краеведы в этом вопросе не сомневаются.

Новые времена разрушают старые мифы и создают новые. Некоторые пытливые умы XXI столетия называют Александровскую колонну самым большим менгиром на планете. Но так ли это?

Менгир на века

Менгир - это каменный монолит, который в высоту больше, чем в ширину. Таковых стоящих камней на планете немало. Колонны, которыми так любили украшать архитектурные комплексы наши предки, - это своего рода воспоминание о менгирах, потому что к тому времени, когда эти предки научились обрабатывать камни под колонны, от возведения менгиров они давным-давно отказались. Большинство менгиров было возведено в эпоху палеолита. Наряду с ними люди палеолита возводили также кромлехи (аллеи из целого ряда менгиров или же круговые сооружения из менгиров и трилитов вроде Стоунхенджа) и дольмены (каменные «домики» из стоящих камней, накрытых еще одним - лежащим на боку).

К тому времени, когда император Николай Павлович приказал возвести на главной площади Санкт-Петербурга памятник усопшему в Таганроге брату, первобытные дикари уже пару тысячелетий покоились в своих первобытных могилах. А если учесть, что Николай Павлович был небольшой охотник до исторических изысканий и чтения «времен минувших анекдотов», то уж он-то ни в коем разе не решился бы соорудить в своей столице первобытный менгир! Зачем бы ему такие глупости? Вот построить пяток виселиц, чтобы на устрашение инакомыслящим казнить на них нескольких зарвавшихся декабристов, - это дело. А менгир... нет, увольте. Тем более что сооружение памятника император поручил не первобытному русскому дикарю, а знаменитому Монферрану.

Но современным правдолюбам и Монферран, задокументировавший весь процесс строительства самой высокой колонны в мире, не указ. Они убеждены, что на самом-то деле каменный столп, то есть менгир, стоял точно посреди Дворцовой площади с эпохи палеолита. Надо полагать, на гранитном же постаменте. А архитектор Монферран просто надстроил гранитный менгир навершием из кирпича и установил там ангела. Менее радикальные правдолюбы в этом не так уверены: нет, пишут они, Монферран... нашел уже готовый менгир, который предки не успели доставить на языческое капище, и воткнул его в центре Санкт-Петербурга себе во славу и всем на радость. А некоторые Монферрана вообще отставляют в сторону и с пеной у рта доказывают, что эту колонну, то есть этот менгир, вытесали из карельской скалы русские строители, обладавшие древним знанием, и по особой древнерусской палеолитической технологии. И что вырубали, доставляли и устанавливали они этот менгир без специальных приспособлений и механизмов - не то чародейством, не то силой мысли, не то просто крепкими трудовыми руками с твердыми крестьянскими мозолями...

Детище Монферрана

Строительство Александровской колонны - тайна, покрытая мраком, как уверяют нас эти «историки». Не сохранилось ни проектных документов, ни записок Монферрана, ни рисунков, ни свидетельств очевидцев - ничего от этого строительства. А если ничего не осталось - так ничего Монферран и не строил. Он просто реставрировал то, что прежде стояло на Дворцовой, то бишь упомянутый менгир! Самый большой менгир на планете, великое наследие палеолитических русичей!

Однако они лукавят. Монферран издал два альбома о возведении Александровской колонны - цветной и чернобелый. На рисунках детально изображен весь процесс обработки, доставки и установки нашего «менгира». Изображены там и инструменты, при помощи которых от гранитной скалы была отколота глыба необходимого размера. Остались и описания этого процесса. Нет, не магией и силой мысли воздействовали на скалу строительные артели. Работали они, как полагается, специальными орудиями. Рабочих было нанято много. И поскольку император требовал соорудить памятник побыстрее, то эксплуатировали этих несчастных без жалости. Трудились они в каменоломне по 400-600 человек в смену.

Осталось описание, как именно создавали трещину в монолитной глыбе, чтобы отколоть от нее нужную часть. Для этого сверлили в камне отверстия, расширяли их клиньями, вставляли туда длинные ломы и начинали забивать в породу, как сваи. Один или несколько человек стояли во всю длину лома и держали его, чтобы направлять в нужную точку, а другие рабочие ударяли по свободному концу огромными молотками. Грохот стоял непереносимый. Но хуже всего приходилось не тем, кто бил молотками, а тем, кто удерживал лом: они глохли, слепли, от невыносимых усилий рвались их мускулы. Работа была адская и с очень высокой смертностью.

Отделив глыбу, ее ужали до нужного размера, потом стали превращать в колонну. Причем в верхней трети начали плавно стесывать лишнюю «стружку», чтобы визуально этот столп выглядел равным по толщине - что вверху, что внизу. Для установки на колонне оставили специальные выступы, чтобы потом закрепить на них веревочные кольца. И хотя «искатели тайн» считают, что округлые изделия из гранита можно изготовить только на токарном станке, колонна вовсе не была единственным сооружением из этого материала. Да и век был XIX...

Для перевозки «менгира» тоже использовалась специальная, но отнюдь не палеолитическая технология - рычаги, вороты, помосты и т.п. Колонну опустили на специальную раму, снабженную полозьями, и двигали ее большим скопом мужиков по другим полозьям, оснащенным бронзовыми шарами (своего рода подшипниками), пока не дотащили до корабля, тоже специально построенного для ее перевозки.

Всенародное торжество

На площади колонну, весившую 600 тонн, поставили на постамент с помощью специальной «башни» - рисунок этой башни есть в альбоме Монферрана. К деревянной конструкции колонна крепилась пятью рядами веревочных колец. Ее осторожно поставили «на попа» меньше чем за два часа (так описывали установку восхищенные современники). Колонна приняла вертикальное положение и удерживалась только за счет собственного веса - никаких растворов для установки не применяли. Она получилась высотой 25,6 метра, если считать длину самой конструкции, и 47,5 метра, если считать общую длину всех элементов. Это была действительно самая высокая колонна в тогдашнем мире - выше Траяновой и выше Вандомской, которую взял за образец Монферран.

Правда, архитектору не удалось полностью воплотить свой замысел. Он мечтал высверлить колонну, чтобы внутри нее создать винтовую лестницу. Он даже придумал, как это сделать: потребовались бы хороший каменотес и мальчик, способный пролезать во внутренность сооружения. Минусом проекта было то, что на вытесывание в цельном камне винтовой лестницы могли уйти годы. Архитектор сетовал, что мальчик за время работы мог увеличиться в размерах и осложнить весь ход работ!

Император задумку Монферрана пресек на корню. Он хотел получить колонну как можно быстрее. И 30 августа 1832 года он ее получил - на мощном постаменте, круглую, розовую, прекрасную.

А ровно через два года вся конструкция была полностью завершена. Постамент обложили гранитными барельефами, верхушку колонны снабдили бронзовой капителью, достроили абаку из кирпича для установки цилиндрического постамента, на котором водрузили ангела с крестом. И 30 августа 1834 года состоялся грандиозный праздник - с торжественным молебном и парадом. На праздник собралась вся петербургская знать. Простые люди могли наблюдать эпохальное событие издалека, либо с окрестных крыш и деревьев.

Два момента из ранней жизни Александровской колонны описаны сотнями очевидцев - установка самого столпа и торжественное открытие. Иными словами, можете забыть о «самом большом менгире в истории». Александр Сергеевич Пушкин нарек императорскую колонну Александрийским столпом. Однако же столпом, а не менгиром! Хотя «правдолюбы» добрались и до Пушкина: они подозревают, что поэт имел в виду не колонну, а... Александрийский маяк. А где маяк и Александрия - там библиотека и язычество. А где язычество - там жертвенники и капища. А где капища - там, конечно, есть место и «самому большому менгиру». Вот таковы, увы, плоды просвещения...