Андерсон рассказы. Андерсен ханс кристиан

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - всемирно известный датский писать, автор популярных сказок для детей и взрослых.

Г.Х. Андерсен является автором многочисленных сказок, романов, эссе, пьес, стихотворений, однако популярность он получил благодаря сказкам и историям для детей и взрослых. Его без преувеличения называют основоположником сказки, как литературного жанра. Необычайно талантливый автор умел зажечь огонь в маленьких глазах каким-то особенным волшебством. У автора чудесно все – от случайного бутылочного осколка до гадкого утенка, превратившегося в прекрасного лебедя. Поэтому читать сказки Андерсена – это значит стать соучастником неповторимого разнопланового действа.

Читать сказки Андерсена онлайн

Сказки Христиана Андерсена – это окно в целый мир человеческих чувств. В них милосердие и доброта неотделимы друг от друга также сильно, как жалость невозможно представить без сострадания. В них разные настроения никогда не надоедают, потому что они окрашены в реальные жизненные тона – печали и радости, смеха и грусти, встреч и разочарований. Это и есть такой разный, но такой чистый вкус настоящей жизни.

Читайте сказки Андерсена, чтобы обрести веру в справедливость, гармонию и вечную победу добра.

Андерсон родился в семье прачки и сапожника. Случилось это 2 апреля 1805 года. Ганс Кристиан Андерсон с детства был знаком со сказками. Ему любил читать их его отец. По вечерам он баловал своих детей разными рассказами – «Тысяча и одна ночь», Библию, новеллы и т.д. Также от отца Гансу досталось любовь к пению и к театру. Специально для сына, отец соорудил домашний театр, а придумывал сюжеты для действий уже сам Ганс. К сожалению, это счастливое время длилось для детей не долго – вскоре старший Андерсен умер. Его жена осталась с маленькой дочерью и Гансом на руках. В детстве ребенок много общался с душевнобольными в больнице, где тогда работала его бабушка. Мальчик увлекался их безумными рассказами и впоследствии сам писал о том, что писателем его сделали песни отца и рассказы безумных.
Гансу Кристиану пришлось идти зарабатывать на жизнь самому. Его трудовой стаж начался с помощника у ткача. Потом он подрабатывал помощником у портного, и даже какое-то время работал на сигаретной фабрике. Так как Андерсен очень любил петь, и у него было чистое красивое сопрано, он часто пел прямо на фабрике, пока ребята, работавшие вместе с ним, не поймали его и не стянули с него штаны, чтобы проверить, не девчонка ли он.
Ганс Кристиан научился читать к четырем годам. И закончил он школу для бедных, но так как рос Андерсен эмоциональным и нервным ребенком, то его мать отдала его в еврейскую школу – так как во всех остальных школах в то время в ходу были телесные наказания. Андерсен навсегда сохранил эту связь с еврейским народом, знание его традиций и языка. Впоследствии Ганс Христиан даже написал несколько рассказов и сказок на еврейскую тему, они так и не были переведены на русский язык.
В 14 лет юноша покидает родной дом и едет в Копенгаген. И в течении 3 лет пытается стать актером. В это же время он начинает писать пьесы. Но так как они были еще слабыми, то не привлек внимание дирекции. Однако от театра Ганса устраивают в бесплатную гимназию и даже выбивают для него стипендию. Во второй половине 20-х годов 19 века он начал публиковать свои произведения. Первыми увидели свет его стихи. Потом автор опубликовал свой фантастический рассказ. Но известность ему принесли, конечно же, сказки. Первая сказок вышла в свет в 1835 году.

Вторая была опубликована в 1839 году, а третья уже в 1845 году. Как ни странно, но Ганс Кристиан Андерсон не любил свои сказки и протестовал, когда его называли детским писателем. Он хотел прославиться как драматург и романист, продолжал писать пьесы и романы во второй половине 40-х годов. Но они не были так популярны, как его сказки. Поэтому он был вынужден писать их снова и снова. Последнюю свою сказку Андерсен написал в 1872 году. В этом же году Ганс Христиан получил серьезную травму и лечился в продолжение трех лет. Однако уже в 1875 году он умер, и был похоронен в Копенгагене на известном кладбище Ассистенс.

2 апреля в честь дня рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена отмечается Международный день детской книги.

Датский сказочник, поэт, писатель, драматург, эссеист Ганс Христиан Андерсен (Hans Christian Andersen) родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн в Дании в семье сапожника и прачки.

В 1819 году после смерти отца юноша, мечтая стать артистом, уехал в Копенгаген, где пробовал найти себя в качестве певца, актера или танцора. В 1819-1822 годах, работая в театре, он получил несколько частных уроков датского, немецкого и латинского языков.

Через три года безуспешных попыток стать драматическим артистом Андерсен решил писать пьесы. После прочтения его драмы "Солнце эльфов" совет дирекции Королевского театра, отметив проблески дарования юного драматурга, решил просить короля о назначении юноше стипендии для обучения в гимназии. Стипендия был получена, персональным попечителем Андерсена стал член дирекции театра советник Йонас Колин, который принял деятельное участие в дальнейшей судьбе молодого человека.

В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре. Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение "Умирающий ребенок", которое позже вместе с его другими стихами было напечатано в литературно-художественном журнале и принесло ему известность. На настойчивые просьбы Андерсена Коллину забрать его из школы тот в 1827 году организовал для подопечного частное обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии. Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена "Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер". В этом же году он написал водевиль "Любовь на Николаевой башне", который был поставлен на сцене Королевского театра в Копенгагене и имел большой успех.

В 1831 году, скопив небольшую сумму от гонораров, Андерсен отправился в свое первое путешествие по Германии, где он познакомился с писателями Людвигом Тиком в Дрездене и Адальбертом фон Шамиссо в Берлине. Итогом поездки стали эссе-размышление "Теневые картины" (1831) и сборник стихов "Фантазии и эскизы". За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов .

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834). В Париже Андерсен познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со скульптором Бертелем Торвальдсеном. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, где написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. Им были написаны поэма "Агнета и моряк", сказка-повесть "Ледяница".

Всю свою жизнь Андерсен провел в путешествиях, он посетил многие страны - Италию, Испанию, Францию, Швецию, Норвегию, Португалию, Англию, Шотландию, Болгарию, Грецию, Богемию и Моравию, Словению, Бельгию, Австрию, Швейцарию, а также Америку, Турцию, Марокко, Монако и Мальту, причем в некоторых странах он бывал по многу раз.

Всего Андерсен совершил 29 поездок за рубеж и более девяти лет жил за пределами Дании. Во впечатлениях от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений. В путешествиях он познакомился и беседовал с композиторами Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном-Бартольди, писателями Чарльзом Диккенсом (с которым был дружен и даже жил у него во время поездки в Англию в 1857 году), Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком и Александром Дюма и многими другими деятелями искусства. Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения "Базар поэта" (1842), "По Швеции" (1851), "В Испании" (1863) и "Визит в Португалию" (1868).

Во время путешествий Андерсен много писал. Он долго правил свои рукописи, но писал быстро, потому что обладал даром импровизации - отзывчивости поэта на любую мысль и впечатление и претворение ее в потоки образов и гармонических картин. Свой первый роман об Италии Андерсен начал писать как импровизатор, поэтому произведение так и было названо "Импровизатор" . Роман вышел в свет в 1835 году и принес Андерсену европейскую известность. Позже Ганс Андерсен написал романы "Всего лишь скрипач" (1837), "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1857), "Петька-Счастливец" (1870).

Признание получили его комедия "Первенец" и мелодрама "Мулат" (1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок "Дороже жемчуга и злата", "Бузинная матушка", "Оле-Лукойе".

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. Два первых иллюстрированных выпуска "Сказок, рассказанных для детей" были напечатаны в мае и декабре 1835 года, третий сборник - в апреле 1837 года. В них вошли известные сказки "Огниво", "Принцесса на горошине", "Русалочка" и другие.

В 1840-е годы был написан ряд сказок и новелл, которые Андерсен издавал в сборниках "Сказки" с сообщением, что произведения адресованы и детям, и взрослым: "Книга картин без картин", "Свинопас", "Дюймовочка", "Снежная королева", "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утенок", "Девочка со спичками", "Тень", "Соловей" и другие.

В 1853 году в Дании начало выходить в свет первое собрание сочинений Андерсена, где в 1855 году была напечатана исправленная версия его мемуаров - автобиографическая повесть "Сказки моей жизни". Позже она была доработана рядом замечаний о событиях каждого года вплоть до 1867 года и напечатана в 10-томном собрании сочинений Андерсена, изданном в Америке (1869-1871).

В 1858 году Андерсен впервые публично прочитал в недавно созданном Рабочем союзе свои сказки, которые имели большой успех. В последующие годы около 20 раз он читал сказки в аудиториях, состоявших из 500-900 человек. Помимо рабочих и студентов он читал свои сказки дворянству, знати и королевской семье.

Андерсен был награжден датским рыцарским орденом Данеброг, немецким орденом Белого Сокола 1-го класса, прусским орденом Красного Орла 3-го класса, норвежским орденом Святого Олава.

В 1867 году Ганс Андерсен получил титул статского советника и стал почетным гражданином города Оденсе.

В 1875 году, в день рождения писателя, Андерсену было объявлено, что по приказу короля ему будет поставлен памятник в королевском саду в Копенгагене. Позже писателю были представлены несколько моделей скульпторов, изображавших его окруженным детьми, но ни одна из них ему не понравилась - он не считал себя только детским писателем.

Лето 1875 года, будучи тяжело больным человеком, Андерсен провел у своих друзей Мельхиоров в загородной вилле Ролигед на берегу моря.

4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене от рака печени. День похорон поэта-сказочника был объявлен национальным днем траура. На его отпевании присутствовала королевская семья.

За всю жизнь писатель так и не обзавелся семьей, хотя был платонически влюблен в нескольких девушек.

В Дании Андерсену посвящены два музея и установлены - в Оденсе и Копенгагене.

23 августа 1913 года в Копенгагене героине сказки Андерсена Русалочке был установлен памятник , который стал символом Дании.

С 1956 года Международным советом по детской книге (IBBY) присуждается Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена - высшая международная награда в современной литературе. Этой медалью награждаются писатели, а с 1966 года - художники, за вклад в детскую литературу.

С 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения Андерсена, отмечается Международный день детской книги.

2005 год в связи с 200-летием со дня рождения писателя .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Почти за две сотни лет произведения известного датчанина разошлись по всему свету и полюбились взрослым и детям. Во многих семьях уже давно стало доброй традицией сказки Андерсена читать в тесном кругу детям, наслаждаясь неповторимым слогом, вечной актуальностью, невероятными поворотами сюжетов. Гений в своем жанре Ганс Андерсен сказки писал не только для детской аудитории, но и для взрослых, о чем постоянно напоминал при выходе своего нового творения.

Название Автор Популярность
Андерсен Г.Х. 147
Андерсен Г.Х. 67
Андерсен Г.Х. 71
Андерсен Г.Х. 632
Андерсен Г.Х. 71
Андерсен Г.Х. 73
Андерсен Г.Х. 150
Андерсен Г.Х. 144
Андерсен Г.Х. 478
Андерсен Г.Х. 86
Андерсен Г.Х. 112
Андерсен Г.Х. 81
Андерсен Г.Х. 77
Андерсен Г.Х. 477
Андерсен Г.Х. 171
Андерсен Г.Х. 208
Андерсен Г.Х. 71
Андерсен Г.Х. 66
Андерсен Г.Х. 205
Андерсен Г.Х. 83
Андерсен Г.Х. 138
Андерсен Г.Х. 280
Андерсен Г.Х. 110
Андерсен Г.Х. 153
Андерсен Г.Х. 120
Андерсен Г.Х. 101
Андерсен Г.Х. 983
Андерсен Г.Х. 582
Андерсен Г.Х. 210
Андерсен Г.Х. 115
Андерсен Г.Х. 95
Андерсен Г.Х. 266
Андерсен Г.Х. 96
Андерсен Г.Х. 88
Андерсен Г.Х. 298
Андерсен Г.Х. 280
Андерсен Г.Х. 61
Андерсен Г.Х. 158
Андерсен Г.Х. 69
Андерсен Г.Х. 133

Все самые известные сказки Андерсена, которые так привлекают малышей, можно найти в нашей рубрике. Нашлось здесь место для волшебных историй, чудесных приключений, невероятных путешествий. «Принцесса на горошине», «Снежная королева» и «Новое платье короля» будут интересны всем детишкам и принесут немало удовольствия.

Не останется без детского внимания и «Гадкий утенок», который уже давно считается визитной карточкой сказочника. Чудесная история превращения невзрачного некрасивого утенка в лебедя-красавца завораживает своей простотой и добротой, где рядом идут жестокость и недоброжелательность. Как и в каждом творении Андерсена, здесь замечательный финал, и малышам непременно понравится, чем закончилась вызывающая слезы грустная история.

Сказка «Русалочка» Андерсена частично воплотила в жизнь мечту сказочника. В продолжение долгих лет он пытался пробиться на сцену и стать актером, хотя все его попытки закончились неудачами. Теперь одна из лучших его сказок стала основой для фильмов и мультиков, театральных спектаклей и даже опер. У малышей есть возможность узнать о новых приключениях Русалочки, которая так полюбилась по мультику, ведь первоисточник всегда намного интереснее, тем более, если читает его любимая мама.

Маленьких почитателей знаменитого сказочника часто интересуют подробности о жизни Андерсена. Примечательного здесь ничего нет, ведь родился он в бедной семье и даже предположить не мог, что добьется славы всего лишь с помощью сказок. Как бы там ни было, остается только поражаться мастерству, с которым легендарный датчанин создавал свои шедевры, которые всегда будут оставаться любимыми творениями для детей и их родителей.

На страничках рубрики в очередной раз оживут сказочные герои Андерсена, которые позволят окунуться в волшебный мир. Взрослые, читая для любимого чада, смогут вспомнить замечательную пору детства, прошедшего рука об руку с любимыми историями, а малыши впервые услышат увлекательные сказки, которые будут сопровождать их в течение всей жизни.

Автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.


Сказки Ганса-Христиана Андерсена знают все. И маленькую отважную девочку Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, исколовшую все пальцы крапивой, пока она шила волшебные рубашки для братьев-лебедей... Все помнят, что в сказках только этого человека из поленьев могут расцвести розы. А вещи у него по ночам разговаривают и рассказывают свои чудесные истории: любви, разочарований, надежд...

Но что мы знаем о самом этом человеке, кроме того, что он жил в прошлом веке в Дании? Почти ничего. Как пишут переводчики А. и П. Ганзен: "К сожалению, такова судьба авторов самых любимых детских книг: убыв по возрасту из мира, куда уже не вернуться ни в сундуке-самолете, ни в семимильных сапогах, мы редко любопытствуем, кто же был тот, кто незримо был рядом с нами всё детство".

Стало грустно от этих строк и захотелось хоть немного рассказать вам о Великом Сказочнике, опираясь на тот небольшой биографический материал, что мне удалось найти.

Никто не расскажет о том, что было, лучше автора.

Поэтому предоставим слово самому Гансу-Христиану Андерсену.


Он писал: "Жизнь моя настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная! Если бы в ту пору, когда я бедным, беспомощным ребенком пустился по белу свету, меня встретила на пути могущественная фея и сказала мне: "Избери себе путь и дело жизни и я, согласно с твоими дарованиями и по мере разумной возможности, буду охранять и направлять тебя!" - и тогда жизнь моя не стала бы лучше, счастливее, радостнее..."

"В 1805 году в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) - продолжает Андерсен, - в бедной каморке жила молодая пара - муж и жена, бесконечно любившие друг друга: молодой двадцатилетний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знающая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Только недавно вышедший в мастера, муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской и даже кровать. На этой кровати 2 апреля 1805 года и появился маленький, орущий комочек - я, Ганс-Христиан Андерсен. Я рос единственным и потому балованным ребенком; часто мне приходилось выслушивать от матери, какой я счастливый, мне-то ведь живется куда лучше, чем жилось в детстве ей самой: ну, прямо настоящий графский сынок! - говорила она. Её саму, когда она была маленькой, выгоняли из дому, просить милостыню. Она никак не могла решиться и целые дни просиживала под мостом, у реки. Слушая ее рассказы об этом я заливался горючими слезами". (Г.-Х. Андерсен "Сказка моей жизни". 1855 год, перевод А. Ганзен) Уже в раннем детстве мальчик отличался эмоциональностью и тонким восприятием мира. Даже самые незначительные впечатления оставляли глубокий след в его душе.

"Помню я событие, случившееся когда мне минуло шесть лет, - появление кометы в 1811 году. Матушка сказала мне, что комета столкнется с землей и разобьёт ее вдребезги или случится какая-нибудь другая ужасная вещь. Я прислушивался ко всем слухам вокруг и суеверие пустило во мне такие же глубокие и крепкие корни, как и настоящая вера. (Там же.)

Понятие о вере привил Андерсену отец, человек любивший без памяти книги и обладавший не только живым и тонким воображением, но и большой долей здравого смысла. Андерсен вспоминал: "Отец читал нам вслух не только комедии и рассказы, но исторические книги и Библию. Он глубоко вдумывался в то, что читал, но когда заговаривал об этом с матушкой, оказывалось, что она не понимает его; оттого он с годами все больше замыкался в себе. Однажды он раскрыл Библию и сказал: "Да, Иисус Христос был тоже человеком, как и мы, но человеком необыкновенным!" Мать пришла от его слов в ужас и залилась слезами. Я тоже перепугался и стал просить у Бога прощения моему отцу за такое богохульство".

На все увещевания о Божьем гневе и происках дьявола умный сапожник отвечал: "Нет никакого дьявола кроме того, что мы носим в своем сердце!" Он очень любил своего маленького сына, общался в основном с ним: читал ему вслух разные книги, гулял по лесу. Заветной мечтой башмачника было жить в маленьком доме с палисадником и розовыми кустами. Позже подобные дома опишет Андерсен в своих знаменитых сказках. Но мечте этой не суждено было исполниться! От физического перенапряжения - он так желал, чтобы семья его ни в чем не нуждалась! - отец Ганса-Христиана заболел и скоропостижно умер. Матери, для того, чтобы содержать сына и иметь возможность откладывать деньги на его учебу, пришлось искать поденную работу. Она зарабатывала стиркой белья. А худой долговязый мальчуган с огромными голубыми глазами и неистощимой фантазией целыми днями сидел дома. Закончив несложные хлопоты по хозяйству, забивался в уголок и разыгрывал представления в своем домашнем кукольном театре, который ему смастерил покойный отец. Пьесы для своего театра он сочинял сам!

По соседству с Андерсенами жила семья священника Бункефлода: его вдова с сестрами. Они полюбили любознательного мальчика и часто приглашали к себе. "В этом доме, - писал Андерсен, - я впервые услышал слово "поэт", произносимое с благоговением, как нечто священное..." В этом же доме Ганс-Христиан впервые познакомился с произведениями Шекспира, и под влиянием прочитанных пьес и драм, сочинил свою. Она называлась: "Карась и Эльвира" и была гордо прочитана вслух соседке-кухарке. Та грубо осмеяла ее. Юный автор залился слезами. Мать утешала его: "Это она говорит потому, что не ее сын написал такую пьесу!" Ганс-Христиан успокоился и взялся за новые труды.

"Моя любовь к чтению, - писал он впоследствии, - хорошая память - я знал наизусть множество отрывков из драматических произведений - и, наконец, прекрасный голос - все это вызывало некоторый интерес ко мне со стороны лучших семейств нашего городка". С особенной теплотой Андерсен вспоминал семейство полковника Хёг-Гульберга.

Полковник попытался оказать мальчику протекцию и представил Ганса-Христиана жившему тогда во дворце, в Оденсе (как мала прекрасная Дания!), наследному принцу Кристиану. (Впоследствии королю Кристиану VIII.)

Андерсен мало пишет о последствиях этой аудиенции, но видимо, именно она оказала решающее влияние на Ганса-Христиана, который вскоре поступил в школу, где преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику, да и то из рук вон плохо. "Я едва мог правильно написать хоть одно слово, - вспоминал Андерсен позднее. - Уроков я дома никогда не готовил - учил их кое-как по дороге в школу. Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя. Очень любил я, - прибавляет писатель, - рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех".

Горькое признание! Городок был мал, все быстро становилось известным. Когда Ганс возвращался из школы за ним следом бежали мальчишки и, дразнясь, кричали: "Вон, бежит сочинитель комедий!" Добежав до дому, Ганс забивался в угол, часами плакал и молился Богу...

Мать, видя странные увлечения сына, приносящие одно только горе его впечатлительному сердцу, решила отдать его в учение к портному, чтобы вылетели из головы детские нелепые фантазии.

Ганс-Кристиан пришел в ужас от такой перспективы своей судьбы!

"Я принялся умолять мать позволить мне лучше попытать счастья, отправившись в Копенгаген (это было в 1819 году), который в моих глазах тогда был столицей мира. "Что ты там собираешься делать?" - спросила мать. "Я прославлю тебя" - ответил, и рассказал ей о том, что знал о замечательных людях, родившихся в бедности. "Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься!" - говорил я. Меня охватило какое-то непостижимое увлечение, я плакал, просил, и мать, наконец уступила моим просьбам... Она связала все мои пожитки в один скромный узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал привезти меня в Копенгаген без билета всего за три дня... Наконец, день отъезда наступил. Матушка печально проводила меня за городские ворота...

Почтальон затрубил в свой рожок; стоял прекрасный солнечный день и в моей детской душе засияло солнышко: вокруг меня было столько нового, да и к тому же я ведь направлялся к цели всех моих стремлений.

Тем не менее, когда мы в Нюборге пересели на корабль и стали удаляться от родного острова, я живо почувствовал всё своё одиночество и беспомощность: у меня не было никого, на кого бы я мог положиться, никого, кроме Господа Бога... (Г.-Х. Андерсен. Сказка моей жизни. Перевод с датского А. и П. Ганзен при участии О. Рождественского. Журнал "Ровесник" No 4. 1991 г).

Первое время, прибыв столицу с несколькими монетками в кармане, Андерсен бедствовал, но затем, благодаря своему голосу, нашел себе покровителей в профессоре консерватории г-не Сибони, композиторе Вейзе, поэте Гольдберге и, главным образом, конференц-советнике Коллине. При их содействии Ганс-Христиан поступил в театральное училище, но потеряв голос, перешел учиться в классическую гимназию и еще на школьной скамье обратил на себя внимание педагогов незаурядным талантом рассказчика и несколькими стихотворениями. Поступив в университет, Андерсен в 1829 году напечатал сатирический рассказ "Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака". Лирические его стихотворения имели большой успех и Дания вскоре признала его как поэта. Основные темы поэзии Андерсена - любовь к Родине, пейзажи Дании и христианские темы. Многие замечательные его стихотворения, позже положенные на музыку, были переложением библейских псалмов и сюжетов. Обладая незаурядным умом, и ироничностью по отношению к самому себе, Андерсен, тем не менее, неимоверно страдал от непризнания его таланта и произведений критикой и широким кругом читателей.

В романе "Импровизатор", - тонком психологическом этюде о судьбе художника, чей дар долго пробивался сквозь каменные стены презрения и ненужности, есть множество автобиографических эпизодов. (Этот роман до сих пор считается вершиной творчества Андерсена - прозаика и психолога, но не переиздавался после революции в России! Самым полным изданием на русском языке и сейчас является пятитомник Андерсена в переводе А. и П. Ганзен, изданный в 1895 году! Что тут сказать!)

Константин Паустовский как-то заметил, что очень трудно в сложной биографии Андерсена отыскать тот момент, когда он начал писать сказки. Достоверно известно одно: это было уже в зрелом возрасте. Андерсен приобрел славу поэта, которого знали и в народе: под его колыбельные засыпали дети, и путешественника - вышло несколько книг о его путешествиях по Швеции (1855) и Италии (1842).

Италию он особенно любил. Его книгой "Путевые тени" (1831г) - о впечатлениях в странствиях по белому свету вообще зачитывалось не одно поколение европейцев! На театральной сцене с успехом шли его пьесы: "Мулат", "Первенец", "Грезы короля", "Дороже жемчуга и злата". Правда, смотрел он их с мест в театральном зале, что предназначены были для простого народа и отделялись от роскошных кресел аристократической публики железной полосой! Вот так-то!

Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть. А критики смеялись!

Андерсен с горечью писал об этом своему английскому другу Чарльзу Диккенсу, говоря, что "Дания - такая же гниль, как гнилые острова на которых она выросла!"

Но минуты отчаянья быстро проходили, особенно в обществе детей, которые очень любили худенького, высокого, остроносого господина в черном сюртуке с неизменным цветком в петлице и большим носовым платком в руках. Он был, может быть, не очень-то и красив, но каким живым огнем загорались его огромные голубые глаза, когда он начинал рассказывать детям свои необыкновенные истории!

О самых серьезных вещах в сказке он умел рассказать простым и ясным языком. А. Ганзен, непревзойденный переводчик Андерсена с датского на русский, писал: "Воображение у него - совсем детское. Потому его картины так легки и доступны. Это волшебный фонарь поэзии. Все, чего бы он не коснулся, оживает перед его глазами. Дети любят играть разными обломками деревяшек, лоскутками материи, черепками, кусочками камней... У Андерсена то же самое: заборный кол, две грязные тряпки, заржавелая штопальная игла... Картины Андерсена так обаятельны, что часто производят впечатление волшебных сновидений. Не только окружающие его предметы - например, цветы, трава, но и даже стихии природы, чувства и отвлеченные понятия принимают живые образы, превращаются в людей..." (Цитируется по: Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 1. Андерсен.)

Воображение у Андерсена было настолько сильным и необычным, что иногда его с недоумением называли колдуном и ясновидцем: посмотрев раза два на человека он мог многое рассказать о нем, будучи с ним совершенно незнаком. Многие читали эпизод из биографии сказочника (в переложении К.Г. Паустовского) о его ночном путешествии с тремя девушками, каждой из которых он предсказал судьбу. Самое странное то, что все его предсказания имели реальную почву и сбылись! Девушек этих он прежде никогда не видел. А они были потрясены встречей с Андерсеном и на всю жизнь сохранили о нем самые благоговейные воспоминания!

За столь божественный дар творения и воображения Андерсен заплатил немалую цену. Он умер в полном одиночестве на своей вилле Ролигхед 4 августа 1875 года, после долгой болезни, начавшейся еще в 1872 году. В литературоведческих источниках глухо упоминается о его несчастной любви к знаменитой датской певице и актрисе "ослепительной" Иени Линд. Когда начался этот красивый и поэтический роман - неизвестно. Закончился он разрывом. Андерсен посчитал, что его призвание важнее и сильнее семейных уз. А может быть, так посчитала Иени... никто не узнает теперь...

P.S. Еще при жизни довелось Андерсену увидеть свой собственный памятник и иллюминацию в Оденсе, предсказанную гадалкой в далеком 1819 году его матери. Он улыбался, глядя на себя, скульптурного. Маленький оловянный солдатик, подаренный бедным мальчиком и лепестки той розы, что протянула голубоглазая девчушка, когда он гулял по улице были ему дороже всех наград и памятников. И солдатик и лепестки бережно хранились в шкатулке. Он часто перебирал их пальцами, вдыхал увядший, тонкий аромат и вспоминал слова поэта Ингемана, сказанные ему еще в юности: "Вы обладаете драгоценной способностью находить и видеть жемчуг в любой сточной канаве! Смотрите, не утратьте этой способности. В этом Ваше предназначение, быть может".

Он не утратил. До конца. В ящике его письменного стола друзьями были найдены листки с текстом новой сказки, начатой за несколько дней до смерти и почти законченной. Перо его было столь же летучим и быстрым, как и фантазия!

Г.-Х. Андерсен "Сказка моей жизни" Перевод А. и П. Ганзен при участии О. Рождественского. Журнал "Ровесник ". No 4. 1991 год.

К.Г. Паустовский Великий Сказочник. Предисловие к изданию сказок Г.-Х. Андерсена. А-Ата. Изд-во "Жазушы." 1983 год.