Безумие смерть вот что находит. Египетский лабиринт хранит тайны древних цивилизаций

Все знают о существовании на территории Египта загадочных пирамид, но не все знают, что под ними скрыт огромный лабиринт. Секреты, хранящиеся там, способны раскрыть тайны не только египетской цивилизации, но и всего человечества.

Этот древний египетский лабиринт находился рядом с озером Биркет-Карун к западу от реки Нил в 80 километрах к югу от современного города Каира. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений.

Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных. Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова:

«Безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие»

Много легкомысленных вошли в эту дверь и не вышли из нее. Это - бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом. Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.


Египетский лабиринт представляет собой необычайно большое сооружение — размеры его основания составляют 305 х 244 метров. Греки восхищались этим лабиринтом больше, чем любыми другими египетскими постройками, за исключением пирамид. Во времена античности его называли «лабиринт», и он послужил моделью для лабиринта на Крите.

За исключением нескольких колонн, в настоящее время он полностью разрушен. Все, что нам о нем известно, основывается на древних свидетельствах, а также на результатах раскопок, выполненных сэром Флиндерсом Петри, который предпринял попытку реконструкции данной постройки. Самое раннее упоминание принадлежит греческому историку Геродоту Галикарнасскому (около 484— 430 до н. э.), он упоминает в своей «Истории», что Египет разделен на двенадцать административных округов, которыми правят двенадцать правителей, и далее приводит свои собственные впечатления от этого сооружения:

«И вот они решили оставить общий памятник, а решив это, воздвигли лабиринт немного выше Меридова озера, близ так называемого Города Крокодилов. Я видел внутри этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт.

А между тем храмы в Эфесе и на Самосе — весьма замечательны. Конечно, пирамиды — это огромные сооружения и каждая из них по величине стоит многих творений эллинского строительного искусства, вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит размерами и эти пирамиды. В нем двадцать дворов с воротами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу.

Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать мне их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов.

Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят все творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы.

Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий, с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход».

Манефон, верховный жрец Египта из Гелиополя, который писал на греческом, отмечает в своем сохранившемся в отрывках труде, датируемом III веком до н. э. и посвященном истории и религии древних египтян, что создателем лабиринта был четвертый фараон XII династии, Аменемхет III, которого он называет Лахарес, Лампарес или Лабарис и о котором он пишет так:

«Он правил восемь лет. В Арсинойском номе он выстроил себе гробницу — лабиринт со множеством комнат».

В период между 60 и 57 годами до н. э. греческий историк Диодор Сицилийский временно жил в Египте. В своей «Исторической библиотеке» он утверждает, что египетский лабиринт находится в хорошем состоянии.

«После смерти этого правителя египтяне вновь стали независимыми и возвели на престол правителя-соотечественника, Мендеса, которого некоторые называет Маррус. Он не вел никаких военных действий, но выстроил для себя гробницу, известную под названием Лабиринта.


Этот Лабиринт примечателен не столько своими размерами, сколько хитростью и искусностью внутреннего устройства, воспроизвести которое невозможно. Ибо когда человек входит в этот Лабиринт, он не может, сам найти дорогу назад, и ему необходима помощь опытного проводника. которому устройство здания известно досконально.

Некоторые говорят еще, что Дедал, посетивший Египет и восхищенный этим чудесным творением, построил похожий лабиринт для критского царя Миноса, в котором содержалось. как гласит миф, чудовище по имени Минотавр. Однако критского лабиринта более не существует, возможно, его сровнял с землей кто-то из правителей или же время выполнило эту работу, тогда как египетский лабиринт простоял в полной неприкосновенности до наших времен».

Диодор сам не видел этой постройки, он лишь собрал воедино те данные, которые оказались для него доступны. При описании египетского лабиринта он пользовался двумя источниками и не сумел распознать, что оба они повествуют об одном и том же здании. Вскоре после составления своего первого описания он начинает рассматривать данное сооружение, как общий памятник двенадцати номархам Египта:

«Два года не было в Египте правителя, и в народе начались мятежи и убийства, тогда двенадцать самых главных вождей объединились в священный союз. Они собрались на совет в Мемфисе и заключили соглашение о взаимной верности и дружбе и провозгласили себя правителями.

Они правили в соответствии со своими клятвами и обещаниями, поддерживали взаимное согласие в течение пятнадцати лет, после чего решили выстроить для себя общую гробницу. Замысел их был таков, что как и при жизни они лелеяли сердечное расположение друг к другу, им воздавались равные почести, так и после смерти их тела должны покоиться в одном месте, а монумент, воздвигнутый по их приказу, должен символизировать собой славу и мощь погребенных там.

Это должно было превзойти творения предшественников. И вот, избрав место для своего памятника близ Меридова озера в Ливии, они выстроили гробницу из великолепного камня в форме квадрата, однако по величине каждая сторона его была равна одной стадии. Искусность резных украшений и всякой прочей работы потомки никогда не смогли бы превзойти.


За оградой был сооружен зал, опоясанный колоннами, по сорок с каждой стороны, крыша же двора была сработана из цельного камня, выдолбленного изнутри и изукрашенного искусной и многоцветной росписью. Двор также украшали великолепные живописные изображения тех мест, откуда родом был каждый из правителей, а также имевшихся там храмов и святилищ.

В целом же про этих правителей известно, что так велик был размах их планов по сооружению своей гробницы — и по размерам ее, и по затратам, — что если бы до завершения строительства их не свергли, то творение их осталось бы непревзойденным. И после того как царствовали эти правители в Египте в течение пятнадцати лет, случилось так, что правление перешло к одному человеку...»

В отличие от Диодора, греческий географ и историк Страбон Амасейский (около 64 до н. э. — 24 н. э.) приводит описание, основанное на личных впечатлениях. В 25 году до н. э. он в составе свиты префекта Египта Гая Корнелия Галла совершил путешествие в Египет, о чем он подробно повествует в своей «Географии»:

«Кроме того, в этом номе есть лабиринт — сооружение, которое можно сравнить с пирамидами, — а рядом с ним гробница царя, строителя лабиринта. Около первого входа в канал, пройдя вперед 30 или 40 стадий, достигнем плоской местности в форме трапеции, где находится селение, а также большой дворец, состоящий из многих дворцовых помещений, числом столько, сколько в прежние времена было номов, ибо там находится столько залов, которые окружены примыкающими друг к другу колоннадами, все эти колоннады расположены в один ряд и вдоль одной стены, которая подобна длинной стене с залами перед ней, а пути, ведущие к ним, находятся прямо напротив стены.

Перед входами в залы находится много каких-то длинных крытых сводов с извилистыми путями между ними, так что без проводника ни одному чужеземцу не найти ни входа, ни выхода. Вызывает удивление, что крыша каждого покоя состоит из одного камня и что крытые своды в ширину точно так же покрыты плитами из цельного камня чрезвычайно большой величины, без всякой примеси дерева где-либо или какого-нибудь другого вещества.

Поднявшись на крышу небольшой высоты, так как лабиринт одноэтажный, можно видеть каменную равнину, состоящую из камней такой же большой величины; отсюда, спустившись снова в залы, можно заметить, что они расположены в ряд и покоятся на 27 колоннах, стены их сложены также из камней не меньшей величины.


В конце этого здания, занимающего пространство больше стадии, помещается гробница — четырехугольная пирамида, каждая сторона которой имеет около плефра в ширину при равной высоте.

Имя погребенного там — Имандес. Говорят, что такое количество залов построено в силу обычая собираться здесь всем номам соответственно значению каждого, вместе со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений, принесения даров богам и для судопроизводства по важным делам. Каждому ному был отведен предназначенный ему зал».

Несколько далее, в 38-й главе, Страбон приводит описание своей поездки к священным крокодилам Арсинои (Крокодилополь). Это место расположено рядом с лабиринтом, поэтому можно предположить, что и лабиринт он тоже видел. Плиний Старший (23/24—79 н. э.) в своей «Естественной истории» приводит наиболее подробное описание лабиринта.

«Скажем и о лабиринтах, самом, пожалуй, диковинном творении человеческой расточительности, но не вымышленном, как могут подумать. До сих пор еще существует в Египте в Гераклеопольском номе тот, который был создан первым, как передают, 3600 лет тому назад царем Петесухом или Титоесом, хотя Геродот говорит, что все это сооружение создано 12 царями, последним в числе которых был Псамметих.

Назначение его истолковывают по-разному: по Демотелу, это был царский дворец Мотерида, по Ликею — гробница Мерида, по истолкованию многих, оно было построено как святилище Солнца, что наиболее вероятно.

Во всяком случае нет сомнения в том, что отсюда заимствовал Дедал образец того лабиринта, который он создал на Крите, но воспроизвел только его сотую часть, которая содержит коловращение путей и запутанные ходы туда и обратно, не так, как мы видим на павиментах или в Полевых играх мальчиков, содержащий на небольшом клочке много тысяч шагов ходьбы, а с множеством вделанных дверей для обманных ходов и возврата к тем же самым плутаниям.


Это был второй лабиринт после египетского, третий был на Лемносе, четвертый в Италии, все крытые сводами из тесаного камня. В египетском, что меня лично удивляет, вход и колонны — из камня с Пароса, остальное в нем сложено из глыб сиенита - розового и красного гранита, которые едва ли могут разрушить даже века, хотя бы и при содействии гераклеопольцев, которые относились к этому сооружению с необычайной ненавистью.

Подробно описать расположение этого сооружения и каждую часть в отдельности невозможно, так как оно разделено на регионы, а также на префектуры, которые называют номами, и 21 названию их отведено столько же обширных помещений, кроме того, в нем есть храмы всех богов Египта, и, сверх того, Немесис в 40 эдикулах закрытых молелен заупокойных храмов заключил много пирамид по сорока обхватов, занимающих по шести арур 0,024 га в основании.


Устав же от ходьбы, попадают в ту знаменитую запутанную ловушку дорог. Мало того, здесь и вторые этажи высоко на склонах, и нисходящие девяноста ступенями портики. Внутри — колонны из камня порфирита, изображения богов, статуи царей, чудовищные фигуры. Некоторые помещения устроены так, что, когда отворяют двери, внутри раздается страшный гром.

А проходят большей частью в потемках. И еще за стеной лабиринта есть другие громадные строения — их называют птерон колоннады. Оттуда прорытые под землею ходы ведут в другие подземные помещения. Кое-что восстановил там всего лишь один Херемон, скопец царя Нектеба [Нектанеба I], за 500 лет до Александра Великого.


Передают также, что при сооружении сводов из тесаного камня подпорки были сделаны из стволов спины [египетской акации], проваренных в масле».

Описание римского географа Помпония Мелы, который в 43 году н. э. изложил в своем сочинении «О положении земли», состоящем из трех книг, принятые в Риме воззрения на известный мир:

«Лабиринт, построенный Псамметихом, охватывает одной непрерывной стеной три тысячи зал и двенадцать дворцов. Стены и крыша его мраморные. Лабиринт имеет только один вход.

Внутри его имеется бесчисленное количество извилистых ходов. Все они направлены в разные стороны и сообщаются между собой. В коридорах лабиринта есть портики, попарно похожие один на другой. Коридоры огибают друг друга. Это создает большую путаницу, но разобраться в ней можно».

Авторы древности не предлагают никакого единого, последовательного определения этого выдающегося сооружения. Однако поскольку в Египте времен фараонов из камня строились только святилища и сооружения, посвященные культу умерших (гробницы и погребальные храмы), — тогда их все прочие здания, включая и дворцы, строились из дерева и глиняных кирпичей, — значит, лабиринт никак не мог быть дворцом, административным центром или памятником (при условии что Геродот, говоря о «памятнике, монументе», не имеет в виду «гробницу, что вполне возможно).

С другой стороны, поскольку фараоны XII династии сооружали в качестве гробниц пирамиды, единственно возможным предназначением «лабиринта» остается храм. Согласно весьма правдоподобному объяснению, приводимому Аланом Б. Ллойдом, он, вероятно служил и погребальным храмом для Аменемхета III, который был погребен в пирамиде неподалеку, а также храмом, посвященным некоторым богам.

Неубедительным остается и ответ на вопрос о том, как этот «лабиринт» получил свое название. Предпринимались попытки вывести данный термин из египетских слов «al lopa-rohun, laperohunt» или «ro-per-ro-henet», обозначающих «вход в храм у озера».

Но между этими словами и словом «лабиринт» нет фонетического соответствия, также и в египетских текстах не обнаружено ничего похожего. Высказывалось также предположение, что тронное имя Аменемхета III, Ламарес, эллинизированный вариант которого звучит как «Лабарис», происходит от названия храма Лабариса.

Такую вероятность нельзя исключить, однако это не объясняет сути явления. Более того, веским аргументом против подобной интерпретации служит тот факт, что Геродот, автор самого раннего письменного источника, не упоминает об Аменемхете III и его тронных именах. Не упоминает он и о том, как это сооружение называли сами египтяне («Аменемхет живет»). Он просто повествует о «лабиринте», не считая нужным объяснять, что это такое.

Для описания огромного, внушающего благоговение, искусно выполненного каменного сооружения он использует греческий термин, словно этот термин выражает некое общее значение, концепцию. Именно такого рода описания приводятся и во всех прочих письменных источниках, и лишь авторы более позднего времени упоминают об опасности заблудиться.

Следовательно, можно сделать вывод, что термин «лабиринт» в данном случае используется метафорически, он служит названием для некой постройки, выдающегося сооружения, выполненного из камня. М. Будимир, прибегая к историко-лингвистической аргументации, пришел к аналогичному заключению, трактуя лабиринт как термин, обозначающий «постройку большой величины».

Немецкий иезуит и ученый Атанасий Кирхер (1602—1680), известный современникам как Доктор сотни искусств (Doctor centum artium), попытался реконструировать египетский «лабиринт», основываясь на античных описаниях.

В центре рисунка помещен лабиринт, который Кирхер, возможно, смоделировал по образцам с римских мозаик. Вокруг расположены изображения, символизирующие двенадцать номов — административных единиц Древнего Египта, описанных Геродотом. Этот рисунок, гравированный на меди (50 X 41 см), помещен в книге «Вавилонская башня, или Архонтология» («Turris Babel, Sive Archontologia», Амстердам, 1679).


В 2008 году, группа исследователей из Бельгии и Египта приступила к изучению запрятанных под землёй объектов, в надежде найти и разгадать тайну загадочного подземного комплекса древней цивилизации.

Бельгийско-египетская экспедиция вооруженная научными приборами, и техникой позволяющей заглянуть в тайну помещений скрытых под песком, смогла подтвердить наличие подземного храма недалеко от пирамиды Аменемхета III. Без сомнения, экспедиция под руководством Петри вывела из тьмы забвения одно из самых невероятных открытий в истории Египта, пролив свет на величайшее открытие. Но если вы подумаете, что открытие состоялось, а вы об этом не знаете, то вы ошибетесь с выводом.

Это значимое открытие было скрыто от общества, и никто не смог понять, почему так произошло. Результаты работы экспедиции, публикация в научном журнале NRIAG, выводы исследования, публичная лекция в университете Гента, - все это подверглось «замораживанию», поскольку генеральный секретарь Высшего совета по древностям Египта, запретил все сообщения о находке, якобы из-за наложенных санкций египетской службы безопасности, защищающих памятник древности.

Луи де Кордье, и другие исследователи экспедиции терпеливо ждали ответ о раскопках в районе лабиринта в течение нескольких лет, с надеждой о признании находки и желанием сделать её достоянием общественности, но к сожалению этого не произошло.

Но даже если исследователи подтвердили существование подземного комплекса, раскопки все равно должны проводиться, чтобы исследовать невероятный вывод ученых. Ведь считается, что сокровища подземного лабиринта могут дать ответы на бесчисленные исторические тайны древнеегипетской цивилизации, а также дать новые знания об истории человечества и других цивилизаций.

Вопрос здесь только в одном, почему это бесспорно невероятное историческое открытие попало под гнет "умолчания"?




Когда я искал материал для этой статьи то нашел изображение египетского лабиринта в самом неожиданном для этого места - на коллекционной монете, достоинством в 10 новозеландских долларов. Коллекционная серия "Этапы развития Человечества". Египетский лабиринт. Серебро. Острова Кука 2016. Одна из 999 разновидностей коллекционной коробки. Упакована эта монета в металлическую коробку. На ее крышке отображена часть лабиринта. Собрав все 999 коробок (тираж монеты), можно получить полное изображение схемы комплекса.

Я нахожу тот факт, что возможно самая главная тайна человеческой цивилизации на разгадку которой должны были быть брошены все силы и средства современной науки, этой самой современной науке не интересны - возмутительным. Неужели древний египетский лабиринт достоин лишь отображения на коллекционных монетах имеющих обиход лишь в узком кругу коллекционеров?

Впрочем стоит признать тот факт, что по всему миру разбросаны сотни, если не тысячи загадочных артефактов прошлого нашей цивилизации, которые преданы забвению, а все попытки их поиска и исследования, тут же жестко пресекаются.

Девушка, привязанная к стулу, тяжело дышит и истекает кровью. Руки тоже перевязаны тугой верёвкой. Одежда порвана, на ногах нет обуви, а стеклянные глаза смотрят в пол без всякого жизнелюбия. За заколоченным досками окном слышны странные мычания - зомби. Вокруг стула кровь, которая капает с лица девушки и с привязанных рук. Верёвка тоже окрасилась в красный цвет. На лице не видно слёз, видимо, они уже смешались с другой жидкостью.

Дверь открывается, заходят три парня. Два блондина. Один из них коротко подстрижен, у второго длина волос до плеч, а третий брюнет с волосами до лопаток. Один из них, тот что блондин с короткими волосами, подходит к девушке и расплывается в улыбке.

Как дела? – произносит он почти шёпотом.

Молчание. Парень достаёт нож и прикладывает к щеке своей жертве. Та молча сидит и смотрит вниз, даже не дёрнувшись.

Теперь будешь молчать? – после этой фразы она подняла взгляд и посмотрела на блондина, ожидавшего хоть какой-то реакции. Но ничего более, тишина и взгляд, в котором читался ужасный страх, который, казалось, нельзя было скрыть ничем.

После недолгого молчания два остальных парня занимались своими оружиями, сидели на диване и слушали громкие крики, которые издавала девушка, пытаясь вырваться со стула. Совершенно без каких-либо эмоций они продолжали своё дело, пока другая сходила с ума от боли.

А так? – парень снова посмотрел на неё, только теперь на её лице виднелся глубокий порез, проходящий через правый глаз.

Вытекавшая из глаза кровь отлично заменяла слёзы. Смотря на это, тот улыбался, держа в руке нож. Девушка молчала, пытаясь закрыть глаз. Тогда он встал сзади неё и, нагнувшись, начал проводить яркие полосы на руках со стороны, где проходили вены. Она снова начала кричать, направив голову в потолок и широко раскрыв зелёные глаза. Стул шатался во все стороны, но бесполезно было что-либо предпринимать.

Отойдя на расстояние, он начал с восторгом рассматривать её новые записи на обеих руках, сделанные его ножом. На левой руке отчётливо были видны слова: «Безумие». На правой же: «Или смерть». Сами слова были написаны большими печатными буквами, из которых вытекала кровь.

Немного постояв и полюбовавшись, он подошёл спереди и поднял голову девушки за подбородок так, что она смотрела ему в глаза, задыхаясь.

Что ты должна сказать? – спросил он.

Ублюдок, - еле как произнесла девушка, после чего получила пощёчину.

Некультурная, - после этой фразы он отошёл минуты на две, а после вернулся со странными браслетами, внутри которых виднелись острые шипы. – Теперь будешь платить за свою наглость.

Парень нагнулся и надел браслеты на ноги пленницы так, что шипы полностью вонзились в кожу, а сама она взвыла от боли, пытаясь отбиваться ногами, даже врезав пару раз блондину по лицу, причём зря. Он поднялся и дал ещё одну сильную пощёчину так, что той пришлось отвернуть голову. Из глаз тёк ручей слёз, который медленно протекал через кровь на щеках. Он громко смеялся, глядя на это зрелище.

Дин, ещё одно нападение, - произнёс брюнет, после чего смех того прекратился.

Чёрт! – выругался он, заряжая пистолет. – Тогда уходим!

Девушка открыла глаза и рухнула с дерева, приземлившись на ноги и достав из ножен парные кукри. Она нацелила оружие на парня с короткими тёмными волосами, который сидел на её байке. На его лице читался страх.

Это твоё? – он слез с мотоцикла. – Я не знал, извини…

Девушка засунула кукри обратно в ножны и достала пистолет, нацелившись на парня.

Но ведь я просто, - после этой фразы пуля пронзила его голову, а он упал на землю без всяких признаков на жизнь.

Она убрала пистолет и, запрыгнув на байк, поехала в сторону города. На улице уже было светло, поэтому легко можно было распознать дорогу. Повсюду ходили зомби, поэтому приходилось сворачивать или отстреливаться.

Наконец-то доехав до какого-то супермаркета, девушка слезла с мотоцикла и зашла в это здание. Пусто. Но зато на полках имелись чипсы, всяческие консервы, хлеб, бутылки с водой и даже жвачка. Не раздумывая, взяла булку хлеба, воду и пачку «Lays». Единственным плюсом апокалипсиса являлась бесплатная еда. А ещё хорошо жилось тем, кто просто терпеть не мог людей, причём это были многие.

Покрепившись и, выйдя из магазина, девушка осмотрелась по сторонам. Её внимание привлёк звук выстрелов, доносящийся с крыши. Бросив на землю пустую пачку от чипсов, она побежала в соседний подъезд и понеслась вверх по лестнице, предварительно доставая пистолет.

Выбив дверь люка ногой, она выпрыгнула на крышу и, сев на корточки, прицелилась в сторону, где стояли три парня, явившихся в её сне. Напротив них стоял парень лет двадцати (её сверстник) с русыми волосами, которые свисали до плеч. Чёлка закрывала глаза так, что их цвет трудно было разглядеть. В руке он держал пистолет, направленный на тех парней, которые тоже держали в руках пистолеты.

Идя по жизни, мы понятия не имеем, где окажемся завтра. Мы стремимся к цели, но не знаем, как ее достичь. Плутаем, рискуя оказаться в тупике. Ломаем голову: какую дорогу выбрать? Символ нашей жизни - лабиринт. История лабиринтов длинна, сложна и запутанна. Как и жизнь человека.
Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему - это танец или шаги, которые описывают определённые фигуры: фигуры на поверхности, фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы тоже должны продвигаться танцуя, определяя таким образом процесс эволюции.
Символика лабиринта в первом тысячелетии до н. э. распространилась по всему Старому Свету. Из Средиземноморья она проникла на Восток, позднее станет популярна и на Западе: в Испании, Англии, Скандинавии и на Руси. В Скандинавии, Прибалтике и России можно встретить более пятисот очень архаичных лабиринтов, выложенных из камней. Их строители не гнушались ни мелким булыжником, ни крупными валунами. Эти сооружения носят названия "троянских крепостей" Севера. Диаметр большинства из них составляет от семи до восемнадцати метров. Многие соответствуют классическому критскому типу лабиринта с одним входом. Сроки их сооружения определили по возрасту лишайников, покрывавших камни. Все они возведены примерно в XIII - XVII веках. Их назначение до сих пор непонятно ученым.

Лабиринты манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращала жертву к исходной точке… Лабиринт отказывался отпускать своих гостей…

Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы «украшали» человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами. Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ - семь линий, закрученных вокруг центра.

Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В последнее время лабиринты, некогда полные сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов, меняясь и усложняясь по мере того, как трансформировались представления человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.

Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами. Такой привычный для нас образ на самом деле далек от «первоисточника». Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.
Египетский лабиринт
В древнем Египте, в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.
Очень древний лабиринт был неподалеку от города Каир. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тыс. м2. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных.


Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Все северные лабиринты сложены из небольших камней, имеют в плане вид овала, а внутри затейливые ходы, ведущие к центру сооружения. Выделяется несколько видов конструкций лабиринтов. Замечено, что лабиринты разных видов могут соседствовать, а одинаковых конструкций встречаться на территориях, отделенных сотнями километров. Обобщающей работы по северным лабиринтам нет, но исследователи разных стран занимаются этими загадочными сооружениями более 150 лет.


Каменные лабиринты часто носят здесь имена городов или укреплений - "Троя", "Вавилон", "Ниневия", "Иерусалим". В Финляндии, кроме того, есть названия "Забор или дорога Великанов", "Игра Святого Петра", "Девичьи пляски" и др. Подобные названия также не раскрывают нам сущности лабиринтов и навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями. Лабиринты в них использовались для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцевали. Такие обычаи - пример вторичного использования исторических памятников. В науке высказано несколько точек зрения о назначении и хронологии лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой магией, культом мертвых, приписывают им календарное значение.
Россия
На Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится к 11 - 1 тысячелетиям до н. э. до сих пор эти сооружения остаются одним из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.


Одной из его нераскрытых загадок до сих пор остаётся происхождение каменных лабиринтов – странных, мистических узоров, выложенных на поверхности земли. Как и когда они появились на островах, кем были созданы и какой цели служили – на эти вопросы исследователи по сей день не могут дать однозначного ответа.


У лабиринта только один вход, который в то же время служит и выходом: человек, решивший пройти по лабиринту и соблюдающий его правила, через некоторое время с удивлением обнаружит, что вышел в том же месте, где и зашёл. Возраст лабиринтов – около трёх тысяч лет, утверждают археологи. Кто именно оставил на островах эти причудливые узоры из камней, достоверно не известно. По одной из версий, это были древние поморские племена, давно преданные забвению, по другой – северные мореходы, исследовавшие холодные воды Дышащего моря, в наши дни именуемого Белым. Сторонники этой гипотезы подкрепляют свои доводы тем, что почти все лабиринты расположены на побережье.


Другой неразгаданной тайной остаётся предназначение странных каменных орнаментов. Версий множество: от сугубо научных до абсолютно фантастических. В разные времена склонные к мистификациям «теоретики» считали лабиринты следами инопланетян, средствами связи, при помощи которых древние люди общались с Космосом, и даже порталами в другой мир. Как ни странно, с последней версией солидарно большинство серьезных исследователей. Они считают, что лабиринты служили сакральным целям и действительно использовались для перехода в другой мир – загробный. В этих местах первобытные люди проводили ритуалы погребения умерших. Даже сам рисунок лабиринтов говорит в пользу этой теории. Его спиралевидная форма напоминает кольца свернувшихся клубком змей. Именно змея в карело-финском эпосе служила символом смерти и ассоциировалась с потусторонним миром: её укус отправлял человека прямиком в царство мертвых. Сложное строение рисунков многие учёные, объясняют ещё и тем, что древние народы верили: запутавшись в лабиринте, душа усопшего не сможет вернуться и навредить живым.
Мир - лабиринт. Ни выхода, ни входа,
Ни центра нет в чудовищном застенке.
Ты здесь бредешь сквозь узкие простенки
На ощупь, в темноте - и нет исхода.
Напрасно ждешь, что путь твой сам собою,
Когда он вновь заставит сделать выбор,
Который вновь заставит сделать выбор,
Закончится. Ты осужден судьбою.
Вдоль бесконечных каменных отростков
Двуногий бык, роняя клочья пены,
Чей вид приводит в ужас эти стены,
Как ты, блуждает в чаще перекрестков.
Бреду сквозь лабиринт, уже не веря,
Что повстречаю в нем хотя бы зверя.

С конца ХV века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".


С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром - Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны - Веру. Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне.


К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками - это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания.


Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме - проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.
О ужас, эти каменные сети
И Зевсу не распутать. Изможденный,
Бреду сквозь лабиринт. Я осужденный.
На бесконечно-длинном парапете
Застыла пыль. Прямые галереи,
Измеренные долгими шагами,
Секретными свиваются кругами
Вокруг истекших лет. Хочу быстрей
Идти, но только падаю. И снова
Мне чудятся в сгущающемся мраке
То жуткие светящиеся зрачки,
То рев звериный. Или эхо рева.
Иду. За поворотом, в отдаленье,
Быть может, затаился наготове
Тот, кто так долго жаждал свежей крови.
Я столь же долго жажду избавленья.
Мы оба ищем встречи. Как и прежде,
Я верю этой меркнущей надежде.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров - все это отразилось на философском восприятии лабиринта - символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии.


Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход. Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.


Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был подсказан самой природой - спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль его «прародителей» претендуют и наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.


Суеверия лабиринта
В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни/
Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет стороной.

В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.

Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.

Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход найдется.

В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться: могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.

Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.

Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.


Версия, которой придерживаются многие современные исследователи, состоит в том, что лабиринты задумывались как своего рода лаборатории совершенствования духа, внутри совершались особые мистические ритуалы. Не случайно строение лабиринта напоминает строение мозга! Человек, проходя лабиринт до конца, преодолевал свои глубинные страхи и становился одним из посвященных в тайны этого и того мира. Мало того, он обретал новые силы, бодрость и воскресал душой и телом. Лабиринт рассматривался как путь в царство мертвых и способ обретения магической силы. Есть предположение, что проходящий по лабиринту человек символизировал Солнце, умирающее и воскресающее, а следовательно, приобщался к древним природным ритмам. дамы сердца танцевали по извилистым ходам к центру "гиганта". Цитата сообщения


Главный вопрос, который мучает каждого человека на Земле: «Какой же дорогой идти, чтобы понять Мир и познать Истину? Как жить?» Поисками Истины занимается наука, философия и религия. Все примерно знают, сколько на сегодняшний день существует направлений в науке. Но и религий не меньше. На 1 января 1993 года только в России существовали 40 религиозных организаций; самые многочисленные - русская православная, римско-католическая, мусульманская, иудаизм, буддизм. Так кто же из них на верном пути и кто заблуждается? А может быть все они, говоря разными языками, говорят об одном и том же?

Чтобы человеку познать истину, надо получать информацию из чистого источника, которыми являются святые люди и книги. Например, чтобы узнать о Христе, надо читать Библию (в первом варианте), а не переработанную современниками или то, что говорят об этой книге обыватели. Так как одну и ту же книгу разные люди трактуют по разному - в зависимости от своего уровня развития и понимания жизни.

Посвящение

Посвящение или крещение - это развитие духовного принципа, содержащегося в зачаточном состоянии в каждом человеке, до уровня сознания. Посвящение - это и открытие человеку тайн бытия. Посвящение - есть сущность развития человека, оно не может быть получено по чьему-либо благоволению (тем более за деньги) и подтверждено всевозможными дипломами (как это сейчас практикуется в сомнительных организациях). Посвящение - это состояние духа человека. Оно есть или его нет. Церемонии посвящения суть лишь внешняя форма. Истинное крещение - это крещение огнем, достижение мудрости, победа духа над животной природой человека. Древние мудрецы говорят, что существует три вида крещения:

1. Есть только внешняя форма, и имя для него необязательно;
2. Это крещение «водой истины», или пробуждение души к сознанию истины. В это время человек получает новое имя, выражающее уровень и предназначение данной личности (Быт. 17,5);
3. Крещение «огнем духа», и имя, которое оно дарует, выражает силу совершенного и бессмертного божественного человека (Отк. 2,17). Его, например, получили 12 Апостолов И.Х..

Посвящение в жрецы (адепты, посвященные, пророки) в Древнем Египте проходило в три этапа: «водой», «огнем» и «медными трубами». Шюре в своей книге «Великие посвященные» говорит, что первое и второе испытание («водой» и «огнем») - это преодоление низменной страсти, страха, сомнений, ненависти, страх перед «бездной» (неизвестной истиной). Они вырабатывают самообладание и терпение. Претенденту предлагалось пройти через лабиринт тайного святилища, в котором малая оплошность грозила смертью. Учение, прошедший через эти два смертельные испытания и вышедший из лабиринта, продвигался к третьему испытанию «медными трубами» - чашей наслаждения - славой. Его встречала прекрасная жрица, женщина его мечты, пожирающая его чудесными влажными, полными страстной любви глазами. В руках ее был кубок вина для «победителя». Если ученик соблазнялся вином и женщиной (думая, что настал час его наград и торжества), то проигрывал, становясь рабом, а не учеником у жрецов в храме наук. «Кто живет рабом своей плоти, тот живет во мраке, - говорили жрецы, - Истину дать нельзя. Ее можно найти или внутри самого себя, или совсем не найти». Учителя не могут «сделать» адепта, сам человек должен сделаться им. «Работай и жди!» - говорили они. Многие стремились стать Посвященными, но немногим это удавалось. «Кто хочет стать тем, чем он должен быть, должен перестать быть тем, что он есть», - говорили наставники. Жрец-учитель говорил претенденту: «Каждый, прикасающийся к нашему учению, ставит на ставку свою жизнь. Безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный; одни лишь сильные, добрые, чистые сердцем и силою отречения находят здесь жизнь и бессмертие. Это - бездна, которая возвращает лишь смелых духом. И если твое мужество несовершенно, откажись от своего желания. Ибо после того, как эта дверь закроется за тобой, отступление уже невозможно».

Прошедшим же все испытания («двадцать мытарств») и не поддавшимся гордыни, открывались «двадцать две тайны Бытия». Потому, что полное знание может быть открыто лишь тем, кто прошел через все испытания и остался скромным и трудолюбивым. Посвященный становился просветителем - пророком, ясновидящим и созидателем душ, то есть, - Учителем.

Жрецы говорили: «Ибо только тот, кто господствует над самим собой, может господствовать над другими. Только тот, кто сам свободен, может приводить к свободе других».

Чтобы править миром, необходимо иметь три качества:

1. мудрость, которая не зависит от образованности, это способность различать правильное и неправильное, избрать правильный способ и правильно решить проблему;
2. силу , но не физическую, а духовную;
3. состоятельность (средства), а она придет, когда есть мудрость распознать действительно необходимое, решить и поступить правильно. Но ее будет столько, сколько необходимо для решения проблемы, не больше.

В русских сказках обновление приводится как прыжок благородного героя в кипящую, а затем в холодную воду в котле («Конек-горбунок»). После этого герой превращается в прекрасного царевича. Завистливый же соперник при этих испытаниях гибнет.

Любая миссия - это трагедия. И напрасно ждать роз на своем пути. Скорее всего, путь будет полон лишений, трудностей и непонимания окружающих.

Приведем притчу. Один человек роптал на то, что его крест, который он нес, был слишком тяжел. Человек взял и отпилил часть креста. И крест стал легче. Человек радостно зашагал по дороге и обогнал другого путника, который, страдая, но терпя, нес свой большой тяжелый крест. Через некоторое время на пути их оказалась пропасть. Человек с большим крестом положил его на края пропасти и, как по мосту, перешел на другую сторону. Крест же другого (более короткий) не достал до второго края пропасти, и человек упал в бездну. Один, пусть трудно, но дошел до цели, а второй - погиб. «Претерпевший до конца, спасется».

Другая притча описывает дорогу жизни человека, стремящегося найти Истину. Путь его идет через долину Уничижения, в которой по очереди встречаются восемь испытаний: Уныние, Распутство, Затруднение, Обман, Наказание, Недовольство, Стыд и Краснобайство.
* «Уныние », здесь человек может впасть в стенания о своей «трудной доли», но должен открыть дверь в следующий этап своей дороги;
* «Распутство », которое лестью и обещаниями (власти, денег…) заманивает путника. Но Учителя предупреждают: «Стопы Распутства достигают до преисподней»;
* «Затруднение » (нехватка денег, потеря близких, болезни…);
* «Обман » («Ветхий человек») - старик, который предлагает обманом получать утехи и довольство. Он имеет трех Дочерей: «Вожделение» тела, «Похоть» глаз и «Гордость» житейскую. Поддающийся Им, попадает в рабство;
* «Наказание », когда Некто, не говоря ничего, бьет путника за все его грехи. Это Моисей, не терпящий тех, кто не соблюдает заповеди Бога. Но Иисус запрещает Ему трогать путника;
* «Недовольство » своей жизнью (человек считает, что его недооценили);
* «Стыд », восстающий против религии. «Стыд» говорит, что вера в Бога показывает трусость человека, его необразованность и стыдит в этом путника. Но Библия говорит - не бойся прослыть дураком за свою веру, ты более мудрый, чем устыжающие тебя;
* «Краснобай » («красиво говорящий»). Его трудно отличить от порядочного человека, так как он говорит красиво и вроде бы правильно о жизни, но сам не живет по законам Бога. Он морочит головы людям, ведя их за собой в никуда. Его можно воспринять за истинного своего друга и Учителя, но это обман, ведущий в тупик. Это - лжеучителя.

Прошедший же все испытания, познает Жизнь и истинное Счастье - в нем загорается «космический огонь» (человек начинает светиться, как святой). Уолт Уитмен сказал по этому поводу: «Огромное, яркое Солнце, как быстро ты убило бы меня, если бы во мне самом не восходило такое же Солнце». Рамакришна (Гададхар Чааттерджи) (1836-1886) индийский мыслитель и крупнейший духовно-религиозный реформатор считал своего ученика Свами Вивекананда (1863-1902) благословенным среди людей тем больше, чем больше его ученик прошел испытаний. В духе Вивекананда был старше своего Учителя Рамакришны.

Восточная мудрость гласит: «Кто боится себя исчерпать, обязательно станет нищим. Раздай себя, чего бы это ни стоило, если хочешь действительно познать счастье в жизни». В Махабхарате говорится: «У человека нет больше врага, чем он сам». «Кто в жизни ничего не слышал, кто ничего не понял, тот состарился подобно ослу. Только живот его растет все больше и больше, и все меньше по достоинству он оценивает жизнь» (Будда). Космос помогает всем нам духовно расти, но: «Бог помогает тем, кто помогает другим». Человек, нашедший свою миссию на Земле и следующий ей, несмотря на все трудности, будет испытывать душевный восторг, чувство высшего счастья. В этом случае у него не может быть соперников, так как никто, кроме него, не может выполнить его миссию на Земле.

За раскрытие тайн Мироздания подвижникам приходится дорого платить. Пастернак писал:

«Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь
».

А. Чижевский (медик, химик, художник, поэт и космист), открывший новое направление в науке (солнечно-земные связи), говорил о первооткрывателях:

«В своих бореньях
Им нет приюта, гонят их,
Но в этих сумрачных гоненьях
Сокрыт удел - удел святых
».

Добровольным испытанием и жертвой может являться отрешение самого человека от мирских радостей. Но не жертвоприношением себя или другой личности, любого живого существа (барана, ягненка, голубя), так как это приравнивается к убийству живой души. К отрешению от мирских радостей приходят только посвященные, так как они уже не принадлежат себе и своим семьям - они служат Истине. Об отказе от всего земного (даже от создания семьи) для посвященных говорит и Библия (Мтф. 19): «…не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые скоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства небесного. Кто может вместить, да вместит».

Можно привести случай, произошедший с Буддой, когда пять нищих, увидев, как Будда вкусил рису и похлебки, ушли, потеряв веру в его искание истины. Будда же сказал: «О, братие, в две крайности не должен впадать вступивший на Путь. Одна из них в страстях, соединена с наслаждением страстями, низкая, грубая, свойственная человеку непосвященному. Другая соединена с самоистязанием, скорбная, не связанная со тщетою» («Что сверх меры - то нездорово»). Будда, отойдя от крайностей, избрал средний путь, дающий прозрение, знание, ведущий к успокоению, высшему разумению (Нирване): «Прежде всего надо познать четыре святые истины: существование - есть страдание; источник существования - жажда жизни; уничтожение жажды жизни - уничтожает и существование; жажда наслаждений уничтожается вступлением на Путь возвышения Духа, который в свою очередь состоит из восьми частей: истинных воззрений, истинных стремлений, правдивой речи, доброго поведения, честного способа добывания средств к существованию, истинного страдания, верной памяти, истинного самоуглубления». «Идеальное, не охваченное материальным, не существует». И если смотреть в глаза святых, то можно увидеть внимательное и серьезное отношение к людям, жизни, событиям. Человек в присутствии святого ощущает взор строгого, справедливого и любящего Учителя (Заметим, что совсем другое выражение глаз у сектантов - оно, скорее всего, пугает своим отрешением от жизни и напоминает взгляд зомби). «Гори, не опаляя (не губя) окружение!» Дело не в самоистязании, а в самообуздании.

Приведем притчу : жил брахман, который истязал свое тело, носил одежду из самой жестокой ткани и прижигал свое тело в пяти местах. Увидела его монахиня и сказала: «Ты не жжешь того, что должно жечь, а жжешь то, что не должно жечь». Рассердился брахман и сказал: «Жалкая женщина, что же ты разумеешь под тем, что надо жечь?» Монахиня ответила: «Если ты хочешь знать, что жечь, жги гнев твоего сердца. Тогда оно станет сердцем чистым и искренним. Когда бык запряжен в телегу и телега не двигается, то ударяют по быку, а не по телеге. Тело подобно телеге, а сердце - это бык движущий».

Перед каждым человеком стоит выбор - что он ценит превыше всего в жизни: произвол; власть и богатство или свободу, свет, истину, добро. Народная пословица гласит: «Человек стоит то, ради чего он хлопочет».

В китайской Книге Перемен указывается «четыре (последовательных) пути к совершенству». Первый путь - подойти к пониманию текста мудрых изречений. Второй путь - через действия подойти к пониманию изменчивости мира. Третий путь - через устройство космических законов подойти к пониманию событий; четвертый путь - через ясновидение подойти к пониманию предсказаний. Посвященный в знания, начинает не бороться с окружающим миром, а взаимодействовать и учиться у него. Как это покажется ни странно, но бороться легче, чем учить «уму разуму».

Три условия для формирования личности . Мало родиться личностью, важно кто формирует личность. В первую очередь это семья, учителя и окружение. Поэтому, для правильного воспитания человека, как правило, необходимо три условия:

1. в семье кто-то из родителей должен своей жизнью показывать пример служения Истине;
2. в школе преподаватели (или хотя бы один из них) обязаны прививать детям интерес и любовь к познанию;
3. в окружении должен появиться наставник (Учитель), который ознакомит с Космическими законами и поможет найти свою миссию на Земле.

Один мудрец сказал: «Сердце - Отечеству, Душу - Богу, Жизнь - людям, Честь - никому».

Три этапа в развитии личности. Путь к Истине не скорый, а проходит через три уровня сознания от низшего до высшего: молодость (утренний), зрелость (полуденный), старость (вечерний).

Зрелость - более высокая работа - «полуденное» («товарищ») («лето»). Период цветения, управление огнем. В этом состоянии человек пребывает еще около 18 лет. Девиз: «Я - сам по себе, ты - сам по себе». Нейтралитет. Главная цель в жизни - деньги, слава, комфорт. Происходит как бы остановка для осмысления полученной энергии-информации, переход от внешней энергии «ян” к внутренней энергии «инь». Цвет - зеленый (анализ). В это время человек второй раз раскрывает свою душу - перед самим собой.

Старость - самый высокий уровень работы - «вечернее с ночным временем» («мастер») («осень», «зима»). Произрастание плода и падение такового с целью создания дальнейшего процесса осеменения почвы. Процесс добывания «философского камня». На это уходит все оставшееся время. Девиз: «Все, кто не против меня, тот со мной. Все мы - дети одного Отца Небесного. Все мы - братья. Кто-то старше, кто-то младше. Мы должны помогать друг другу в нашем трудном пути к Истине». Происходит созидательная, творческая (внутренняя), умственная работа «инь». Это - разум, дружба, помощь, доброта, любовь к людям. Цель жизни - идея познания истины, работа на Космос. Цвет - синий (творчество). В это время человек третий (и последний) раз раскрывает себя перед Вселенной (Богом).

На первой ступени развития (молодость) ученик должен чувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться и молчать. На второй ступени (зрелость) он вводится в область применения приобретенных им хороших качеств. Ученик становится частично посвященным. На третьей ступени развития (старость) ученику дается ключ к пониманию иерархий (через притчи, легенды), которые посвященный понимает по мере посвящения своего Духа и в меру своего ума. Переход от ступени к ступени плавный и непрерывный.

Одного гениального писателя спросили как он относится к творчеству. Он ответит: «Когда мне было 15 лет, я говорил: "Я". Когда мне исполнилось 25, я говорил: "Я и Пушкин". В 40 лет я говорил: "Пушкин и я". Сейчас я говорю: "Пушкин!"».

Алхимики утверждали, что развитие человека, рост его духа идет через три уровня. Первый переход из «твердого состояния в жидкое» - воспитание умения слушать других и воспринимать информацию, быть терпимым к другим. Второй - растворение в любви к Высшим Силам (Абсолюту, Богу и истине). Третий - сгорание для идеи (самопожертвование).

Восточная философия также говорит об иерархии иерархических уровней в духовности. Этих уровней три. Есть еще четвертая, высшая, не принадлежащая Земле. Первый уровень - это работа физического плана. Второй уровень - это смешанный труд, например, экономика и военное дело. Третий уровень - это умственный труд, например, педагогика, медицина. Но самый высокий уровень работы, не подчиняющийся никому, - это четвертый - работа пророков, мудрецов, старейшин, гения, которые сами есть - Закон. Через них люди получают Высшие Космические законы, которым должны следовать все, без исключения. Четвертый план людей не может и не должен приручаться. Иначе прогресс остановится. Более того, эта единственная категория людей, которая имеет право на неприкосновенность. Никакой другой человек (ни царь, ни президент, ни посол, ни депутат) этого права не должен иметь. Если эта иерархия соблюдается, то на Земле наступает гармония, которая у разных партий и религий называется по-разному: золотой век, рай, коммунизм - все это одно и то же.

На Востоке есть очень хорошая поговорка: «Из хорошего железа не делают простых гвоздей, из хорошего человека - простого солдата». И афоризм «Каждому - свое» означает, что каждый человек должен заниматься своим по духу (а не чужим) делом. Неправильно, если человек по наследству занимается делом своего отца, если оно ему не нравится (как это происходит при частном капиталистическом строе). Более правильно, когда пост занимается по мере образования, таланта и желания (как это происходит при развитом социалистическом производстве). Другое дело, что название строя «социалистический” в России не совсем соответствует действительно социалистическому.

Примером выполнения своей миссии (на Земле) служит эпизод из Библии, когда Иоанн Креститель усомнился в том, что он имеет право крестить самого Сына Божьего - Иисуса. (Мтф. 3): «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: ”Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь же теперь; ибо надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его».

Осознания жизни или, как говорил Рерих - «открытие центров» происходит двумя путями: неправильным и правильным. В первом случае человечество начинает осознавать мир («открывает глаза» на мир) после стресса или заболеваний (невралгии, ревматизма, астмы, чахотки). Центры при этом хотя и раскрываются, но лишь частично. Полное раскрытие энергетических центров (чакр) происходит лишь при выборе второго пути - через духовную работу человека. Вот почему многие люди приходят к духовной работе и пересматривают свое отношение к жизни после серьезных стрессов, болезней и травм.

Из всего сказанного следует, что переход от одного уровня к другому должен осуществляться только путем созидания (обучения), а не путем захвата (насилия). Так, в семье ребенок должен быть под контролем родителей до тех пор, пока не повзрослеет и не поумнеет. Если сравнить двух людей Пугачева и Ломоносова, начавших свой подъем по социальной лестнице с одного уровня, то Михаил Ломоносов шел долгим путем созидания (обучения), а Емельян Пугачев выбрал более короткий путь - путь захвата. Трудно даже себе представить, что было бы с Россией, если бы к власти пришел неграмотный и агрессивный, пускай и талантливый Пугачев! Но мы, увы, иногда ставим Пугачева выше Ломоносова. К захватчикам можно отнести также Александра Македонского, Наполеона, Гитлера.

Этот закон также подразумевает, что любой человек в своем развитии, в процессе многих реинкарнаций проходит все уровни иерархии. Поэтому все мы в будущем при хорошей работе и живя по Космическим.законам будем гениями и пророками. Но этот процесс долгий.

Для примера приведем эпизод из Библии (разговор Иисуса с Вараввой), когда Варавва предложил Иисусу быстро навести порядок в стране при помощи революционного переворота и захвата власти. Иисус же просил Варавву следовать за собой и учить всех людей Космическим законам. За это Варавва по своей близорукости и неграмотности обвинил Иисуса в трусости и выборе для себя более легкого пути в жизни. Именно также подумали о Иисусе и простые обыватели на всеобщем судилище пророка.

Показатель уровня духовности страны, правителя и народа - это отношение к «высшим иерархическим уровням» (ученым, людям искусства, врачам, педагогам). Каждое государство, правитель, человек, что бы он о себе ни говорил, помогает и стимулирует тот уровень, к которому относится сам. «По делам их судите их», - говорит Библия. Царь Соломон, зная и понимая эту иерархию, платил за ученого раба в несколько раз больше, чем за физически крепкого и здорового, предназначенного для физического труда. Потому что «из всех созидательных энергий самой высокой является мысль». Такое поведение мудрого царя Соломона не всегда понимала и благосклонно принимала и тогдашняя знать.

В наш век Япония для восстановления своего хозяйства после второй мировой войны (1941-1945 года) стимулировала науку и приобретала новейшие научные разработки, что выдвинуло ее на первое место по развитию производства. Какой же путь выберет мировая (и российская) высшая иерархия в наступающем 21 веке?


В древности считалось, что человек, вошедший в лабиринт , теряет волю, ориентацию и вообще может забрести в иной мир. Раньше в лабиринты часто отправляли провинившихся или неугодных людей. Из-за запутанных ходов человек тут же подвергался панике, которая нередко приводила его к безумию. Для более действенного устрашения, в лабиринтах разбрасывались кости, а на стенах рисовались изображения демонов.




Считается, что самый древний египетский лабиринт, построенный в 2300 году до н. э., располагался у озера Биркет-Карун в окрестностях Каира. Это было огромное здание площадью 70 тысяч квадратных метров, обнесенное стеной. Внутри него располагалось 1,5 тысячи наземных помещений и такое же количество – под землей (там были гробницы фараонов и крокодилов). Перед входом в лабиринт висела табличка с надписью: «Безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».

Стоит ли говорить, что просто так перемещаться по сложной системе запутанных коридоров без риска остаться в них навсегда, было очень опасно. Только во время праздника прославления Себека (бога с головой крокодила) в лабиринт входили жрецы, приносившие ему жертвы.



Самым известным считается лабиринт на острове Крит. Его еще называют лабиринтом Минотавра. Легендарный скульптор Дедал стал автором этого творения. В 1380 году до н. э. лабиринт был разрушен.

В 1900 году английский археолог Артур Эванс, среди прочих находок, обнаружил в Оксфордском музее иероглифическое письмо, в котором говорилось о лабиринте. Археолог отправился на остров Крит и принялся за раскопки. Артуру Эвансу понадобилось 30 лет, чтобы справится с лабиринтом. Площадь Кносского лабиринта составила 22 тысячи квадратных метров. Высота над землей этого сооружения составляла не менее 5-6 этажей.



Согласно мифам, внутри лабиринта жил Минотавр – существо с телом человека и головой быка. Единственным косвенным подтверждением этой легенды стала фреска с изображением Минотавра в одном из залов. Там же археолог отыскал множество человеческих костей.



В Древнем Китае лабиринты можно было обнаружить при входе чуть ли не в каждый город и дом. Жители Поднебесной верили, что нечистая сила могла летать только по прямой, поэтому извилистый вход будет ей не по зубам.



На побережье Балтийского моря в Скандинавии можно отыскать более 600 лабиринтов, выложенных из камней. Они не такие запутанные, как лабиринты в Греции или Египте, но проходя по ним, местные рыбаки верили в удачный улов в предстоящей рыбалке.



На территории России также можно отыскать лабиринты. На Соловецких островах находятся так называемые «места силы». Внутри них не растет ничего, кроме мхов, а все высаженные деревья тут же погибают. Животные никогда не забредают на территорию лабиринтов.



Европейцы, начиная примерно c XV века, «переместили» лабиринты в христианскую плоскость. Они стали изображаться на напольной плитке католических храмов, символизируя собой извилистый путь наказания, которое должен был пройти на коленях раскаявшийся грешник.



К XVII веку запутанность лабиринта частично теряет свою сакральность и приобретает более развлекательный характер. В королевских парках начинают сажать растения таким образом, чтобы живая изгородь превращалась в лабиринт. Монархи забавлялись, наблюдая за тем, как их придворные бегают туда-сюда в поисках выхода.
Парковые лабиринты по красоте вполне могли бы конкурировать с , поражающими изысканностью и красотой.