Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине

Бульвар Капуцинок в Париже – знаменитое место с большой и интересной историей. На его просторах в 1895 г. открылся первый кинотеатр, именно здесь были обнародованы дебютные короткометражки братьев Люмьер.

Также на этой известной всем артистам улице расположился неповторимый концертный зал, давно ставший мечтой многих музыкантов – «Олимпия». Его сцена позволила услышать местным жителям и приезжим голос Людмилы Зыкиной, Эдит Пиаф, Битлз, Луи Армстронга и многих других великих звезд.

Кроме того, именно в одном из домов этой улицы была проведена первая выставка легендарных импрессионистов, непонятых их современниками. Так, в доме 35 по этому бульвару в 1874 г. были представлены картины авторов: Камилла Писсарро, Клода Моне, Эдгара Дега и других.

Бульвар Капуцинов или Капуцинок в Париже

В 1865 г. небольшая часть Больших бульваров была переименована в Бульвар Капуцинок. У многих возникают вопросы в каком роде употреблять название бульвара, поскольку Капуцины – это монашеский орден, который получил свое название из-за своеобразного капюшона, который они носили (термин употреблялся в просторечии в качестве насмешки).

Однако свое название улица получила благодаря располагавшемуся здесь до Французской Революции монастырю капуцинок , поэтому предпочтительней все же использование наименование бульвара в женском роде.

Бульвар Капуцинок

Бульвар славится своей увлекательной, разнообразной историей и богемной атмосферой, особо привлекательной для обеспеченных людей. Как было указано выше, эту парижскую улицу связывают со своим становлением, как кинематографисты, так и художники. Однако несмотря на значимость для кино дома под номером 14, большего внимания все-таки заслуживает студия Надара (дом №35, в котором была организована тайная выставка художников, подарившая миру новое течение в искусстве — импрессионизм).

Вид из окон именно этого дома был изображен на нескольких картинах Моне (таковых было две, и обе они получили одинаковое название: «Бульвар Капуцинок в Париже»), одно из этих полотен ныне украшает стены московского музея. На картине можно увидеть занятых своими заботами парижан, оживленный бульвар и пробуждение природы в ожидании скорой весны. Свое видение парижского бульвара отобразил в одной из работ и русский художник-импрессионист Константин Коровин, описавший ночной вид популярного места во всех его цветах и красках.

Ныне это место считается излюбленным пафосной публикой , поскольку на каждом шагу бульвара можно столкнуться с успешными и зажиточными людьми:

  • банкирами
  • моделями
  • кинозвездами
  • композиторами
  • артистами и др.

Кроме этого, прогулка по бульвару может порадовать вас не только приятными знакомствами и развлекательными программами, но и приятным обедом или ароматным кофе в одном из уличных ресторанчиков. Одним из самых знаменитых из них является Cafe de la Paix , в котором некогда обедали Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя.

Любителей литературы, в свою очередь, ждет увлекательное путешествие

К истокам творчества Жака Оффенбаха и Стендаля, которые работали в домах на этом бульваре.

Где находится и как добраться до бульвара?

Адрес знаменитого бульвара довольно простой: Париж, Бульвар Капуцинок (Boulevard des Capucines) . Его протяженность всего 440 м, а добраться до популярного места можно на обычном метро с одной из перечисленных станций:

  • Opéra
  • La Fayette
  • RER Auber
  • Chaussée d’Antin
  • Havre-Caumartin.

Или с местного вокзала Сен-Лазар.

Бульвар Капуцинов на карте Парижа:

Бульвар Капуцинок (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бульвар Капуцинок, Cafe de l"Olympia

Конечно, практически у каждого соотечественника имеется устойчивая ассоциация кино с бульваром Капуцинов, но далеко не всем известно, что на самом-то деле он - бульвар Капуцинок! Название этого прорубленного бароном Османом бульвара происходит от монастыря Капуцинок, стоявшего на его месте до Французской Революции. Он является вторым звеном в цепи Больших бульваров Парижа: Мадлен, Капуцинок, Итальянцев и Монмарта - бульваров, которые стали визитной карточкой Парижа, его гордостью и магнитом, притягивающим туристов со всего мира.

Бульвары когда-то были теми артериями, по которым новая жизнь вливалась в Париж.

Любители театра, живописи, кинематографа, а также просто желающие погулять среди интересных людей, выпить ароматный кофе в одном из уличных кафе, столики которых давно стали местами в зрительном зале, удобно расположившись лицом к прохожим, - теперь это называется «бульварный театр». Бульвары когда-то были теми артериями, по которым новая жизнь вливалась в Париж, такими же остаются и сейчас.

Именно отсюда - из дома № 14 по бульвару Капуцинок - 22 марта 1895 года началась эпоха синематографа: братья Люмьер впервые показали публике на большом экране кинофильм!

Расположен бульвар во втором округе Парижа, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок.

Помимо братьев Люмьер, бульвар Капуцинок рассказывает своим гостям о знаменитых французских импрессионистах, среди которых числятся Ренуар, Сислей, Моне, Сезанн, Писсарро и Дега. Когда-то они были неизвестными, но после выставки «Анонимного общества», которая состоялась в 1874-м году в здании № 35 на бульваре Капуцинок, в квартире фотографа Надара, к этим художникам пришла всемирная слава.

Сейчас эпицентр искусства на бульваре Капуцинок – это дом № 28, в котором находится знаменитый концертный зал «Олимпия», и особняк в самом начале бульвара, под номером два, - кинозал «Парамаунт опера».

На бульваре Капуцинов загляните и в знаменитое кафе Cafe de la Paix, на террасе которого когда-то сиживали Эмиль Золя, Мопассан и Оскар Уайльд. В доме № 8 писал свои прекрасные произведения знаменитый композитор Жак Оффенбах - автор «Синей бороды» и «Сказок Гоффмана», - а Стендаль приходил на работу в здание № 43.

Сейчас эпицентр искусства на бульваре Капуцинов - это дом №28, в котором находится знаменитый концертный зал «Олимпия», и особняк в самом начале бульвара, под номером два, который, как и столетие назад, остаётся кинозалом «Парамаунт Опера» и принадлежит крупной киносети «Гомон».

Выступить в «Олимпии» - мечта каждого музыканта и артиста. Зал «Олимпии» хранит память о голосе Эдит Пиаф и Людмилы Зыкиной, Луи Армстронга и Муслима Магомаева, Битлз и Шарля Азнавура.

Что ж, время бежит, мода меняется, на смену черно-белому немому кино приходит 3D, но жизнь на бульваре Капуцинок, все та же: элегантные служащие банков и адвокатских контор неспешно обедают, почитывая «Фигаро», вздыхают у витрин молоденькие стажерки, надев лучшие платья и изысканные перчатки. Приходите на бульвар Капуцинок под вечер посидеть в кафе как Мопассан и Золя, послушать романтичную французскую музыку или посмотреть кино.

Как добраться

До бульвара Капуцинок можно добраться от станции RER Auber, станций метро Opéra, Havre-Caumartin, Chaussée d’Antin La Fayette, либо от вокзала Сен-Лазар. Начинается бульвар от улицы Людовика Великого (rue Louis-le-Grand) и Шоссе Д Антан (rue de la Chaussée-d’Antin) и заканчивается на ул. Капуцинок (rue des Capucines) и Комартан (rue de Caumartin). К слову, длина одного из известнейших бульваров Парижа - 440 метров.

Адрес: Boulevard des Capucines, Paris


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже.
1873 г.
Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Москва.

Вся история французского импрессионизма – от его зарождения до расцвета и постепенного угасания – укладывается в долгую творческую биографию Клода Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность именно импрессионистическому восприятию мира ставят художника особняком даже среди его собратьев. Одно из лучших импрессионистических произведений Клода Моне – знаменитый "Бульвар Капуцинок в Париже", написанный им в 1873 году. Художник пишет два известных парижских вида из окон ателье фотографа Надара, расположенного на бульваре Капуцинок (один находится в Москве в Пушкинском музее изобразительных искусств, Другой – в Художественном музее Канзас-Сити). Вновь К. Моне Избирает высокую точку зрения: сверху, из окна (или с балкона, вместе с теми персонажами, которых он изобразил справа), зритель видит уходящую по диагонали, по направлению к парижской Опере, перспективу бульвара, поток экипажей и пестрой толпы в неразличимом мелькании лиц. Фигурки прохожих едва намечены белыми мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара наполовину скрыты ветвями платанов.

Клод Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих в глубь улицы людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться.
Высокая точка зрения позволяет художнику отказаться от первого плана, и он передает сияющее солнечное освещение в контрасте с голубовато-лиловой тенью от домов, лежащей на уличной мостовой. В московском варианте свет делит композицию по диагонали, противопоставляет одну часть бульвара, залитого солнцем, другому – находящемуся в тени. Солнечную сторону Клод Моне дает оранжевой, золотисто теплой, теневую – фиолетовой, но единая свето-воздушная дымка придает всему пейзажу тональную гармонию, а контуры домов и деревьев вырисовываются в воздухе, пронизанном солнечными лучами.
Скользящее боковое освещение "дематериализует" архитектуру, придает ей невещественность. В красочном мареве тонут архитектурные детали домов, тают контуры экипажей, растворяются ветки деревьев, а глубина пространства теряется в движении светящегося воздуха. Все это заполняет картину таким образом, что глаз зрителя теряет грань между вертикальной плоскостью стен домов и горизонтальной мостовой; между близкими освещенными стенами зданий и дальним голубым сумраком, скрывающим продолжение улицы. Намеченные быстрыми штрихами фигурки прохожих теперь сливаются в общий поток толпы.


Клод Моне. Бульвар Капуцинок.
1873 г.
Музей искусств Нельсона и Аткинс

Полотно из Канзас-Сити имеет совершенно иной (вертикальный) формат и обладает иным настроением. Зритель видит тот же "Бульвар Капуцинок в Париже", тот же самый пейзаж, но уже в хмурый день, когда белесоватый, мутный свет отражается на влажной мостовой. На фоне блеклого, молочно-голубого цвета резче выступают пятна черного, розового, темно-зеленого цветов.

Искусствовед К.Г. Богемская отмечает: "Когда говорят, что импрессионисты умели запечатлевать момент безостановочного движения жизни, то подтверждением этому может быть названа именно картина "Бульвар Капуцинок в Париже" (московский вариант). В других произведениях Клода Моне, при всей их непосредственной сиюминутности, куда меньше стремления вырвать "кадр", чем это ощущается при созерцании данного полотна.

Однако показанная на Первой выставке импрессионистов именно эта картина стала одной из тех, которые вызывали больше всего насмешек и нападок публики. Сам же Клод Моне еще в 1880 году говорил: "Я импрессионист и намерен всегда им оставаться". Эти же слова он мог повторить и на закате своей жизни.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Carnaval Boulevard des Capucines, 1873 холст, масло. 61 x 80 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма* были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926).

Клод Моне стремится схватить и передать непосредственное впечатление, производимое на него картинами действительности, находит новые мотивы городского пейзажа, особое внимание уделяет изображению пространства, освещения и воздушной среды. В одной из своих программных картин, «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ), он запечатлевает вид шумной улицы Парижа с как бы текущей толпой людей и потоком движущихся экипажей, влажность воздуха и далеко уходящий простор бульваров, видных сквозь голые ветви платанов. Он выбирает точку зрения сверху, с одного из балконов дома, край которого включает в композицию. Неожиданность среза фигур на балконе подчеркивает фрагментарность решения, случайность точки зрения, в действительности точно продуманной и найденной художником.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Фрагмент

В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня.

Клод Моне (1840-1926) Бульвар Капуцинок. 1873 г. Музей искусств Нельсона и Аткинс

Так возникают такие серии, как «Руанский собор» (1893-1895, две в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток.

Клод Моне (1840-1926) Собор в Руане в солнце 1894, Музей Орсе, Париж, Франция.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Клод Моне (1840-1926) Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.

Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы.

Ю. Колпинский. Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды - impression , впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре... Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».