Цифры о науке, или как статистика помогает понять научный потенциал страны.

За рубежом вышло сразу два отчета авторитетных аналитиков о состоянии российской науки. Свои данные опубликовали Thomson Reuters (к слову, владельцы портала Web of Science, где индексируются все научные публикации) и Национальный научный фонд США (NSF ). Оба отчета неутешительны: несмотря на расхожее мнение об улучшении ситуации в российской науке (особенно в области финансирования) по сравнению с 90-ми годами, по ряду ключевых показателей ситуация как раз ухудшается.

NSF отмечает стабильное уменьшение числа научных работников в России: 1995 году их было около 600 000, а в 2007-м — лишь около 450 000. В Китае каждый год количество ученых возрастает почти на 9%, а в России — снижается на 2%. Умеренно, но стабильно наращивают число научных кадров США, ЕС, Япония и Южная Корея. Если текущий тренд сохранится, то лет через 10 число ученых в России и Южной Корее сравняется. Вдумайтесь в эту цифру: даже без учета данных о площади страны и «культурном наследии» она поражает. Население Южной Кореи более чем в три раза меньше, чем население России.

Хорошо, скажем мы, количество не всегда переходит в качество. Возможно, малое количество ученых способно работать эффективно и продуктивно.

Но и здесь России похвастаться нечем. Согласно докладу Thomson Reuters, за последние пять лет российские ученые опубликовали 127 тысяч работ, что составило 2,6% от общемирового количества. Это больше, чем в Бразилии (102 тыс. работ, или 2,1%), но меньше, чем в Индии (144 тыс., или 2,9%), и значительно меньше, чем в Китае (415 тыс. работ, или 8,4%). Кроме того, тренд числа публикаций неутешителен. «В то время как другие страны наращивают свой научный потенциал, Россия едва удерживается на имеющемся уровне и даже скатывается назад в областях, в которых она была исторически сильна — в таких, как физика и изучение космоса», — отмечается в докладе.

«Россия на протяжении длительного периода была интеллектуальным лидером Европы и одним из флагманов науки мира. Сейчас падение ее доли в мировой науке вызывает не просто удивление, а настоящий шок»,

— поражаются аналитики британской компании. Еще 20 лет назад (уже вовсю гремела перестройка) российские ученые публиковали научных статей больше, чем ученые Китая, Индии и Бразилии вместе взятые, а уже в 2008 году статей из России появилось меньше, чем из Индии или Бразилии.

Иностранцы видят главную причину упадка российской науки в недостаточном ее финансировании. «Бюджеты ведущих российских институтов составляют лишь 3-5 % от материального обеспечения аналогичных учреждений в США», — отмечается в докладе. Тезис о «тучных нулевых» опровергается полностью, например, в 2010 году финансирование отечественной науки сократилось на 7,5 млрд рублей и стало ниже уровня 2009 года.

Основным открытием последних лет, конечно, является Китай. За последние 30 лет КНР в 64 раза увеличила число научных результатов и к 2020 году может обогнать США в числе публикаций. В этом случае, конечно, нельзя удержаться от комментария на тему численных характеристик китайской науки. Многие химики-синтетики, например, видя ссылку на методику работы из китайской статьи, заранее настраиваются на неудачу — часто повторить описываемый опыт нельзя. Остается только гадать, имеет ли место направленная фальсификация фактов или китайские коллеги скрывают методы работы для охраны своих «ноу-хау». Так или иначе, это является показателем низкого уровня научной этики, что недопустимо в мировом научном сообществе. Этим, к сожалению, славна КНР, что добавляет ложку дегтя в медовую динамику развития.

Но вернемся к России. Одним из очевидных недостатков нашей системы следует считать «страусиную политику» научного менеджмента и руководства. Например, в сентябре прошлого года российские ученые обратились с письмом к президенту Медведеву, в котором говорилось, что «у России остается 5-7 лет для того, чтобы квалифицированные ученые и преподаватели старшего поколения успели передать свой опыт и знания молодежи», иначе «о планах построения инновационной экономики придется забыть».

Однако представители Российской академии наук тогда заявили, что авторы письма «чрезмерно драматизируют ситуацию». Эту позицию косвенно подтвердил президент РАН академик Юрий Осипов. На просьбу корреспондента «Газеты.Ru» прокомментировать письмо, написанное крупными учеными (у каждого из них очень большие показатели индекса цитирования и индекса Хирша) о состоянии российской науки, которое было обнародовано на прошлой неделе, Осипов заявил:

В этом контексте тезис Thomson Reuters о том, что Россия является перспективным научным партнером, звучит почти горько. Думается, иностранцы надеются потратить ближайшие 5-7 лет, чтобы спасти российское научное наследие и опыт для мирового сообщества, раз уж Россия сама не хочет сохранить этот опыт для себя. «Для партнеров выгоды от сотрудничества должны быть привлекательными, хотя бы исходя из исторической роли России. Однако потенциальные партнеры должны привнести ресурсы для того, чтобы Россия могла участвовать в исследованиях», — сказано в докладе.

Статистика публикаций в научных журналах действительно показывает, что российские ученые весьма много работают в соавторстве с зарубежными коллегами, особенно это касается авторов серьезных публикаций в высоко цитируемых журналах. Однако не будем кривить душой — зачастую эти ученые являются россиянами лишь формально. У многих из них указано несколько «портов приписки» (институтов, где они работают), причем институты РАН идут не первыми в списке. Зачастую чтобы связаться с таким «соотечественником» и получить комментарий к статье, приходится звонить в Париж или Сан-Диего.

Российская аффилиация указывается «на случай вдруг вернусь».

К тому же такая ситуация является выгодной и для угасающих российских институтов: активно работающая за рубежом «мертвая душа» дает возможность отчитываться по грантам и создавать видимость деятельности. Косвенно о таком характере «сотрудничества» говорит и тот факт, что реализуется оно в основном с двумя странами — США и Германией. Соответственно, США — это вообще Мекка и Медина для научной иммиграции, а Германия — самая популярная среди европейских стран в этом же смысле.

Впрочем, если зарубежные аналитики используют для оценки эффективности деятельности ученых количественные характеристики, качественность которых может подвергаться сомнению, то в России собственно количественных характеристик просто нет. Вот, например, принципы отбора молодых ученых для присуждения премии президента России, которую вручат уже сегодня (устами президента РАН академика Осипова).

«Она дается за значительный вклад в развитие отечественной науки и в инновационную деятельность со стороны молодых ученых и специалистов. Над экспертизой работ трудились 111 независимых специалистов. Лучшие четыре работы были определены по итогам тайного голосования. Конкуренция даже на последнем этапе была очень высокой. Было очень нелегко отобрать именно эти работы. Было много споров и различных мнений. В результате были отобраны работы мирового уровня. Мы имеем состоявшихся ученых, у которых есть признание не только в России, но и за рубежом».

При всем уважении к лауреатам премии, из данного описания оценить их заслуги сложно или невозможно. После ряда недавних событий и высказываний высокопоставленных членов РАН счесть их экспертизу независимой весьма и весьма затруднительно. Пытаться привести цифры вместо красивых слов руководители просто не хотят.

Оно и понятно. Например, индекс цитируемости журнала «Труды Института математики и механики» в Екатеринбурге, который президент РАН назвал , за 2008 год составляет 0,315. Даже принимая во внимание то, что средние индексы цитируемости математических журналов заметно ниже, чем, например, физических или биологических, это очень низкая цифра. Авторов с иностранными фамилиями в номерах за 2009 год просто не обнаружилось. Как говорится, судите сами.

По данным ЮНЕСКО количество ученых в развивающихся странах растет, однако ученые-женщины продолжают оставаться в меньшинстве Париж, 23 ноября – На фоне роста числа ученых в мире количество ученых в развивающихся странах с 2002 по 2007 год увеличилось на 56%. Таковы данные нового исследования, опубликованные Статистическим институтом ЮНЕСКО (ISU). Для сравнения: за тот же период в развитых странах число ученых увеличилось всего лишь на 8,6%*. За пять лет количество ученых в мире значительно выросло - с 5,8 до 7,1 миллиона человек. Это произошло, прежде всего, за счет развивающихся стран: в 2007 году число учёных здесь достигло 2,7 миллиона, по сравнению с 1,8 миллиона пятью годами раньше. Отныне их доля в мире составляет 38,4%, по сравнению с 30,3% в 2002 г. «Рост числа ученых, особенно примечательный в развивающихся странах, – это хорошая новость. ЮНЕСКО приветствует этот прогресс даже при том, что участие женщин в научных исследованиях, которому ЮНЕСКО заметно способствует присуждением премий Лореаль-ЮНЕСКО «Женщины и наука», - до сих пор слишком ограничено», - сказала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Наибольший рост отмечается в Азии, доля которой с 35,7% в 2002 г. выросла до 41,4%. Произошло это, прежде всего, за счет Китая, где за пять лет эта цифра выросла с 14% до 20%. В то же время в Европе и Америке относительная численность учёных снизилась, соответственно, с 31,9% до 28,4% и с 28,1%до 25,8%. В публикации приводится ещё один факт: женщины по всем странам в среднем составляют чуть больше четвертой части от общего числа учёных (29%)** , но за этим средним показателем скрываются большие отклонения, в зависимости от региона. Так, например, далеко за этот показатель выходит Латинская Америка – 46%. Паритет женщин и мужчин среди ученых отмечен здесь в пяти странах, это Аргентина, Куба, Бразилия, Парагвай и Венесуэла. В Азии доля женщин-ученых составляет лишь18%, при этом отмечаются большие отклонения по регионам и странам: 18% в Южной Азии, в то время, как в Юго-Восточной Азии - 40%, а в большинстве стран Центральной Азии примерно 50%. В Европе паритета достигли лишь пять стран: Республика Македония, Латвия, Литва, Республика Молдова и Сербия. В СНГ доля женщин-ученых достигает 43%, в то время как в Африке (по оценкам) - 33%. Одновременно с этим ростом увеличиваются инвестиции в исследования и разработки (R-D). Как правило, в большинстве стран мира доля ВНП на эти цели выросла значительно. В 2007 г. на R-D в среднем по всем странам выделялось 1,74% ВНП (в 2002 г. - 1,71%). В большинстве развивающихся стран на эти цели выделялось меньше 1% ВНП, однако в Китае - 1,5%, а в Тунисе - 1%. Средний показатель по Азии в 2007 г. составил 1,6% , при этом самыми крупными инвесторами оказались Япония (3,4%), Республика Корея (3,5%) и Сингапур (2,6%). Индия же в 2007 г. выделила на R-D цели лишь 0,8%своего ВНП. В Европе эта доля колеблется от 0,2% в Республике Македонии до 3,5% в Финлядии и 3,7% в Швеции. От 2 до 3% ВНП выделяли на исследования и разработки Австрия, Дания, Франция, Германия, Исландия и Швейцария. В Латинской Америке лидирует Бразилия (1%), за ней следуют Чили, Аргентина и Мексика. В целом, что касается расходов на R-D, то они концентрируются в основном в индустриально развитых странах. 70% мировых расходов на эти цели приходится на Евросоюз, США и Японию. Важно отметить, что в большинстве развитых стран деятельность в области R-D финансируется частным сектором. В Северной Америке последний финансирует более 60% такой активности. В Европе его доля – 50%. В Латинской Америке и странах Карибского бассейна, как правило, от 25 до 50%. В Африке же, напротив, основное финансирование прикладных научных исследований идет из государственного бюджета. Эти данные свидетельствуют о растущем внимании к инновациям в широком смысле в очень многих странах мира. «Политические руководители, видимо, все больше осознают тот факт, что инновации являются ключевым фактором экономического роста, и даже ставят конкретные задачи в этой области, - отмечает сотрудник Статистического института ЮНЕСКО Мартин Шаапер, один из авторов опубликованного исследования, - Лучший тому пример – Китай, который предусмотрел выделение 2% своего ВНП на исследования и разработки к 2010 г. и 2.5% к 2020 г. И страна уверенно идет к этой цели. Другой пример – План консолидированных действий Африки в области науки и технологий, который предусматривает выделение на R-D 1% ВНП. Цель же Евросоюза – 3% ВНП к 2010 г. - явно недостижима, поскольку за пять лет рост был всего лишь с 1,76% до 1,78%». **** * Эти проценты характеризуют динамику по странам. В сравнительных данных по числу ученых на 1000 жителей, рост составит для развивающихся стран 45%, а для развитых - 6,8%. ** Оценки основаны на данных по 121 стране. Данные отсутствуют по таким странам со значительным числом ученых, как Австралия, Канада, Китай, США и Великобритания.

Мы решили разобраться, в каких странах живут самые умные люди. Но каков главный показатель ума? Пожалуй, коэффициент умственного развития человека, более известный как IQ. Собственно, на основании этой количественной оценки и составлен наш рейтинг. Также мы решили учесть и нобелевских лауреатов, проживающих в той или иной стране на момент получения премии: ведь этот показатель говорит о том, какое место занимает государство на интеллектуальной арене мира.

место

По IQ: административный район

Вообще, проводилось далеко не одно исследование, посвященное взаимосвязи интеллекта и народов. Так вот, согласно двум самым популярным трудам - «Коэффициент интеллекта и глобальное неравенство» и «Коэффициент интеллекта и богатство народов» - впереди планеты всей жители Восточной Азии.

В Гонконге уровень коэффициента умственного развития человека равен 107 баллам. Но здесь стоит учитывать, что в административном районе очень высокая плотность населения.

США опережает другие страны по количеству лауреатов Нобелевской премии с огромным отрывом. Здесь проживают (и проживали) 356 лауреатов (с 1901 по 2014 гг.). Но стоит сказать, что статистика здесь не совсем связана с национальностью: в институтах и научных центрах ученым из разных стран оказывается очень хорошая поддержка, и у них зачастую в Штатах намного больше возможностей, чем в родном государстве. Так, например, Иосиф Бродский получил премию по литературе, будучи гражданином .

место

По IQ: Южная Корея


Жители Южной Кореи имеют показатель IQ в 106 баллов. Однако быть одной из самых умных стран не так-то легко. Например, система образования в государстве одна из самых технологически передовых, но при этом сложных и строгих: школу заканчивают только в 19 лет, а при поступлении в вуз такая страшная конкуренция, что многие просто не выдерживают такое напряжение психически.

По количеству нобелевских лауреатов:

Всего британцы получили 121 Нобелевскую премию. По статистике, жители Соединенного Королевства получают награды каждый год.

место

Ну а что касается лауреатов престижной премии, то на третьем месте находится . Здесь проживают 104 человека, получившие награду в различных областях.

место

По IQ: Тайвань


На четвертом месте опять страна Азии - Тайвань, остров контролируемый частично признанной Китайской Республикой. Страна, известная своей промышленностью и производительностью, сегодня она является одним из главных поставщиков высоких технологий. У местного правительства великие планы на будущее: государство хотят превратить в «кремниевый остров», остров технологий и науки.

Средний уровень IQ жителей - 104 балла.

По количеству нобелевских лауреатов:

Жителей Франции, получивших нобелевскую премию, насчитывается 57 человек. В первую очередь они лидируют по гуманитарным наукам: в стране проживает очень много лауреатов по философии, литературе и искусству.

место


Средний IQ жителей этого города-страны - 103 балла. Как известно, - один из передовых коммерческих центров в мире. А еще одно из самых благополучных и богатых государств, даже Всемирный банк назвал лучшей страной для ведения бизнеса.

По количеству нобелевских лауреатов:

Ну вот, наконец-то, родина самого Нобеля попала в рейтинг. Тут 29 человек, удостоенных премии в разных областях.

место


Сразу три страны имеют средний показатель уровня интеллекта в 102 балла. Ну тут даже и говорить нечего: в Германии никогда не было недостатка в философах и ученых, в Австрии очень дисциплинированная и проработанная система образования, ну а гениев Италии можно начинать считать со времен Древнего Рима.

По количеству нобелевских лауреатов: Швейцария

На Швейцарию приходится 25 нобелевских премий, в основном они в сфере точных наук. Страна известна на весь мир своими частными школами и университетами с прекрасными показателями уровня образования.

место


Аристотель (384–322 до н. э.)

Аристотель - древнегреческий учёный энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики. Считается одним из величайших гениев в истории и самым влиятельным философом древности. Сделал огромный вклад в развитие логики и естественных наук, особенно астрономии, физики и биологии. Хотя многие из его научных теорий были опровергнуты, они значительно поспособствовали поиску новых гипотез их объяснения.

Архимед (287–212 до н. э.)


Архимед - древнегреческий математик, изобретатель, астроном, физик и инженер. Как правило, считается величайшим математиком всех времён и одним из ведущих учёных классического периода античности. Среди его вклада в области физики - фундаментальные принципы гидростатики, статики и объяснение принципа действия на рычаг. Ему приписывают изобретение новаторских механизмов, включая осадные машины и винтовой насос, названый в его честь. Архимед также изобрёл спираль, которая носит его имя, формулы для расчёта объёмов поверхностей вращения и оригинальную систему для выражения очень больших чисел.

Галилео (1564–1642)


На восьмом месте в рейтинге самых великих учёных в истории мира находится Галилео - итальянский физик, астроном, математик и философ. Был назван «отцом наблюдательной астрономии» и «отцом современной физики». Галилео стал первым, кто использовал телескоп для наблюдений за небесными телами. Благодаря этому он сделал ряд выдающихся астрономических открытий, таких как открытие четырёх крупнейших спутников Юпитера, солнечных пятен, вращение Солнца, а также установил, что Венера меняет фазы. Ещё он изобрёл первый термометр (без шкалы) и пропорциональный циркуль.

Майкл Фарадей (1791–1867)


Майкл Фарадей - английский физик и химик, в первую очередь известен за открытие электромагнитной индукции. Фарадей также открыл химическое действие тока, диамагнетизм, действие магнитного поля на свет, законы электролиза. Ещё он изобрёл первый, хотя и примитивный электрический двигатель, и первый трансформатор. Ввёл термины катод, анод, ион, электролит, диамагнетизм, диэлектрик, парамагнетизм и др. В 1824 году открыл химические элементы бензол и изобутилен. Некоторые историки считают Майкла Фарадея лучшим экспериментатором в истории науки.

Томас Алва Эдисон (1847–1931)


Томас Алва Эдисон - американский изобретатель и бизнесмен, основатель престижного научного журнала Science. Считается одним из самых плодовитых изобретателей своего времени с рекордным количеством выданных патентов на его имя - 1093 в США и 1239 в других странах. Среди его изобретений - создание в 1879 году электрической лампы накаливания, системы распределения электроэнергии потребителям, фонографа, усовершенствование телеграфа, телефона, киноаппаратуры и т. д.

Мари Кюри (1867–1934)


Мария Склодовская-Кюри - французский физик и химик, педагог, общественный деятель, пионер в области радиологии. Единственная женщина лауреат Нобелевской премии в двух различных областях науки - физики и химии. Первая женщина профессор, преподающая в университете Сорбонна. Её достижения включают разработку теории радиоактивности, методы разделения радиоактивных изотопов и открытие двух новых химических элементов - радия и полония. Мари Кюри является одним из изобретателей, которые погибли от своих изобретений .

Луи Пастер (1822–1895)


Луи Пастер - французский химик и биолог, один из основателей микробиологии и иммунологии. Открыл микробиологическую суть брожения и многих болезней человека. Инициировал новый отдел химии - стереохимии. Наиболее важным достижением Пастера считаются работы по бактериологии и вирусологии, в результате которых были созданы первые вакцины против бешенства и сибирской язвы. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации. Все работы Пастера стали ярким примером сочетания фундаментальных и прикладных исследований в области химии, анатомии и физики.

Сэр Исаак Ньютон (1643–1727)


Исаак Ньютон - английский физик, математик, астроном, философ, историк, исследователь Библии и алхимик. Является первооткрывателем законов движения. Сэр Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, заложил основы классической механики, сформулировал принцип сохранения импульса, заложил основы современной физической оптики, построил первый телескоп-рефлектор и развил теорию цвета, сформулировал эмпирический закон теплообмена, построил теорию скорости звука, провозгласил теорию о происхождении звёзд и многие другие математические и физические теории. Ньютон также стал первым, кто математически описал явление приливов.

Альберт Эйнштейн (1879–1955)


Второе место в списке самых великих учёных в истории мира занимает Альберт Эйнштейн - немецкий физик еврейского происхождения, один из величайших физиков-теоретиков ХХ века, создатель общей и специальной теории относительности, открыл закон взаимосвязи массы и энергии, а также многих других значительных физических теорий. Победитель Нобелевской премии по физике в 1921 году за открытие закона фотоэлектрического эффекта. Автор более 300 научных работ по физике и 150 книг и статей в области истории, философии, публицистики и др.

Никола Тесла (1856–1943)


Отчасти по этой причине Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР / Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) отслеживает получение учёных степеней в 40 наиболее развитых странах мира.

ОЭСР опубликовала свой доклад «Промышленность, наука и технологии в 2015 году» (Science, Technology and Industry Scoreboard 2015). В нём представлен рейтинг стран, основанный на процентном соотношении количества человек, получивших учёную степень в области естественных наук, технологий, инженерии и математики (дисциплины STEM) на душу населения. Так что это справедливое сравнение между странами с различной численностью населения. Например, Испания заняла 11 место с 24% учёных степеней в области естественных науках или инженерии.

Фото: Марсело дель Позо/Reuters. Студенты сдают вступительный экзамен в лекционном зале университета в столице Андалусии Севилье, на юге Испании, 15 сентября, 2009.

10. В Португалии 25% выпускников получают степень в области наук STEM. В этой стране самый высокий процент докторов наук среди всех 40 обследованных стран – 72%.

Фото: Жозе Мануэль Рибейро/Reuters . Учащиеся слушают преподавателя в классе аэронавтики в Институте занятости и профессионального обучения в городе Сетубал, Португалия.

9. Австрия (25%) занимает второе место по количеству кандидатов наук среди трудоспособного населения: 6,7 женщин и 9,1 мужчин докторов наук на 1000 человек.

Фото: Heinz-Peter Bader/Reuters . Студент Майкл Лейхтфрид из Команды виртуальной реальности в Венском технологическом университете ставит квадрокоптер на карту с обозначениями.

8. В Мексике показатель вырос с 24% в 2002 году до 25% в 2012 году, несмотря на отмену государственных налоговых льгот для инвестиций в исследования и разработки.

Фото: Эндрю Уиннинг/Reuters . Студенты-медики практикуются в реанимационных действиях во время занятия в школе медицины Национального автономного университета в Мехико.

7. В Эстонии (26%) один из самых высоких процентов женщин с научной степенью в области наук STEM, 41% в 2012 году.

Фото: Reuters/Интс Калниньш . Учитель Кристи Ран помогает ученикам первого класса во время компьютерного урока в школе Таллинна.

6. Греция потратила лишь 0,08% своего ВВП на исследования в 2013 году. Это один из самых низких показателей среди развитых стран. Здесь количество выпускников с научной степенью в области наук STEM снизилось с 28% в 2002 году до 26% в 2012.

Фото: Reuters/Яннис Беракис . Астрономы-любители и студенты используют телескоп, чтобы наблюдать частичное солнечное затмение в Афинах.

5. Во Франции (27%) большинство исследователей занято в промышленности, а не в правительственных организациях или в университетах.

Фото: Reuters/Regis Duvignau . Член команды проекта Rhoban проверяет функции робота-гуманоида на семинаре LaBRI в Талансе на юго-западе Франции.

4. Финляндия (28%) больше всего публикует исследования в области медицины.

Фото: Reuters/Боб Стронг . Студенты на занятии по ядерной инженерии в Университете Аалто в Хельсинки.

3. Швеция (28%) немного отстаёт от Норвегии по использованию компьютеров на работе. Три четверти работников пользуются компьютерами на своих рабочих местах.

Фото: Гуннар Гримнес/Flickr . Кампус Стокгольмского университета в Швеции.

2. Германия (31%) занимает третье место по среднегодовому количеству выпускников с дипломами в области наук STEM – около 10 000 человек. Она уступает лишь США и Китаю.

Фото: Reuters/Ганнибал Ганшке . Канцлер Германии Ангела Меркель (справа) и министр образования Аннет Шаван (позади вторая слева) наблюдают за работой лаборантов во время визита в Центр молекулярной медицины имени Макса Дельбрюка в Берлине.

1. Южная Корея вошла в число стран с наибольшим снижением количества получателей научных степеней с 39% в 2002 году до 32% в 2012. Но эта страна сохранила лидирующую позицию и возглавляет рейтинг самых умных стран по версии ОЭСР.

Фото: Reuters/Ли Чжэ Вон . Студент в Сеуле на конкурсе «белых хакеров», организованном совместно Корейской военной академией и Министерством обороны и Национальной разведывательной службой.

Как в целом выглядит рейтинг стран, развитых в области науки:

ОЭСР