Дьявол кроется в деталях, так ли это? Что означает поговорка «дьявол кроется в деталях»? Покой врача дорого стоит пациентам….

Как я уже раньше , запрос о дьяволе, который в деталях, привлекает энное количество людей. Только они малость не то:-)

Распространённая трактовка идиомы «дьявол кроется в деталях» («дьявол скрыт в мелочах», «the devil is in the details») - в любом плане есть пара мелочей на которые стоит обратить внимание, иначе, в дальнейшем, проблем не оберёшься. Так же, как вариант, - при реализации плана недосмотр в, казалось бы, незначительных местах может привести к краху.

Моя любимая Википедия (на которую, говорят, ссылаться стало моветоном) говорит так:

Идиома «Дьявол кроется в деталях» говорит о некой непредусмотренной планированием мелоче, и восходит к «Бог в деталях» («Бог в мелочах»), выражающую идею что любое дело должно быть сделано тщательно (любая деталь имеет значение).

Авторство выражения «Бог в мелочах» приписывается разным людям. The New York Times в некрологе от 1969 года связвает эту фразу с архитектором немецкого происхождения Людвигом Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe (1886–1969)). На данный момент уже общепризнано, что авторство принадлежит не ему.

Часто это выражение упоминается у немецкого историка искусства Аби Варбурга (Aby Warburg (1866–1929)). Хотя, биограф Варбурга Эрнст Гомбрих (Ernst Hans Gombrich) сомневается в авторстве.

Ранняя форма «Le bon Dieu est dans le détail» (хороший Бог в деталях) приписывается Густаву Флоберу (1821–1880).

«Знакомые Цитаты Бартлетта» («Bartlett"s Familiar Quotations») отмечают это выражение как анонимное.

Google Ngram Viewer (забавный сервис, не знал о нём) утверждает, что фраза «the devil is in the details» не появляется в коллекции до 1975 года. В Google Books фраза упоминается в книге 1969 года как уже устойчивое выражение.

Иногда встречаются модификации: «Управление в деталях», «Правда в деталях».

Так же Уильям Сафир (William Safire (1929–2009) упоминает эту фразу в статье для The New York Times (30 июля 1989 г.) и цитирует редактора «Знакомых Цитат Бартлетта»: «Нам до сих пор не ясно с „Бог (или дьявол) кроется в деталях“. Мы знаем что Мис ван дер Роэ использовал её обсуждая архитектуру; предполагается авторство Флобера, но до сих пор не найдено подтверждение в его записях. Мне кажется, это мог сказать Джон Рёскин (John Ruskin), фраза как раз в стиле его высказываний о качестве исполнения, но для подтверждения нам всё так же не хватает цитатат».

Детали скрывает дьявол

Дьявол кроется в деталях — не следует доверять первому впечатлению, делать выводы по бросающимся в глаза фактам, принимать на веру казалось бы заслуживающие уважения сведения. Объективное суждение появляется лишь с изучением всего относящегося к делу: в том числе мелочей, деталей, восприятие которых может в корне изменить уже сложившееся мнение

Но от чего в деталях кроется именно дьявол, а, допустим, не косолапый мишка или Снежная королева?
Потому что дьявол, как известно, существо хитрое, умное, коварное и насмешливое. Его хлебом не корми, дай потешиться над человеческой глупостью, леностью и легковерием. Ведь копаться в деталях, анализировать мелочи, собирать крохи со стола познания — занятие нудное, сложное и долгое. Чем ему предаваться, проще довериться кому-то: соседям, газетам, ТВ…

Примеры деталей, которые скрывает дьявол

Шестидневная война

Факт
Летом 1967 года Израиль атаковал Египет и в течение шести дней разгромил его в так называемой «Шестидневной войне»
Вывод
Израиль — агрессор, который должен нести ответственность за содеянное
Детали

  • 1967, 7 апреля - Воздушный бой над Голанами между сирийскими и израильскими истребителями. 6 сирийских самолётов сбиты. Самолёты Израиля пытались помешать сирийской тяжёлой артиллерии, расположенной на Голанах, обстреливать еврейские поселения расположенные в внизу в Галилее
  • 1967, 21 апреля - Через две недели после воздушного боя заместитель министра иностранных дел СССР Малик заявил, что Израиль подвергает риску «само существование государства»
  • 1967, 4 мая — министр информации Сирии заявил: «(эта битва будет) продолжена более серьёзными сражениями, пока Палестина не будет освобождена, а сионистское присутствие не закончится»
  • 1967, 11 мая - Израиль предупредил СБ ООН о том, что в случае продолжения провокаций со стороны Сирии (она выдвинула тяжёлую артиллерию в демилитаризованную зону), он сочтёт себя в праве прибегнуть к самообороне
  • 1967, 12 мая - Посол СССР передал египтянам информацию о концентрации сил ЦАХАЛа у границы с Сирией, хотя Израиль мобилизацию не начинал. Телеграмма посла в Москву звучала так: «Сегодня мы передали египтянам информацию касательно концентрации израильских войск на северной границе для внезапного нападения на Сирию. Мы рекомендовали правительству ОАР предпринять надлежащие шаги» (ОАР — объединенная арабская республика (Сирия и Египет)
  • 1967, 13 мая - Посол СССР в Израиле Д. С. Чувакин посетил Премьер-Министра Израиля Леви Эшкола и выразил ему «протест против угрожающей концентрации израильских войск на сирийской границе». Ошеломленный Эшкол заверил посла, что никакого нападения на Сирию не планируется, и предложил ему совместную поездку на север — немедленно, прямо сейчас, чтобы самому убедиться. Посол отказался.
  • 1967, 14 мая - Египет начал вводить в Синай пехотные и танковые части
  • 1967, 15 мая - (Египет объявил чрезвычайное положение. Две танковые дивизии демонстративно прошли по Каиру и отправились к мостам через Канал
  • 1967, 16 мая - Президент Египта Насер потребовал от войск ООН в Синае перебазироваться в сектор Газы
  • 1967, 17 мая — Насер потребовал эвакуировать войска ООН из Газы, Синая и вообще от границ с Израилем.
  • 1967, 18 мая - Войска ООН, патрулировавшие линию прекращения огня 1948-1956 годов, покинули свои базы в Синае и Газе
  • 1967, 18 мая - Обращение египетского генерала Муртаги к армиии: «Египетские войска заняли позиции согласно заранее разработанным планам. Дух наших войск высок, ибо наступил день, которого они давно ждали — священной войны»
  • 1967, 19 мая - Египетские войска вошли в Шарм э-Шейх, обосновались в бывших местах дислокации войск ООН в Газе и Синае
  • 1967, 20 мая - Всеобщая мобилизация в Израиле. Занятия в школах сокращены, автобусы все направлены в распоряжение армии, оснащались всем необходимым бомбоубежища, рылись окопы и траншеи, понимая, что правительству понадобятся деньги, тысячи граждан заблаговременно заплатили налоги, в министерство обороны хлынул поток пожертвований, включая драгоценности и обручальные кольца
  • 1967, 21 мая - Насер закрыл для израильских судов Тиранский пролив: «Тиранский пролив является частью наших территориальных вод. Ни одно израильское судно не будет впредь пропущено через него. Одновременно мы запрещаем доставку через пролив в Израиль стратегических товаров на судах других стран». Акабский залив делили между собой Египет, Иордания, Саудовская Аравия и Израиль, следовательно, пролив не мог быть объявлен территориальными водами кого бы то ни было — это нарушало все конвенции по морскому праву
  • 1967, 22 мая - Египет объявил о военном союзе с Ираком
  • 1967, 24 мая — Начался трехдневный визит министра иностранных дел Израиля А. Эвена по странам Западной Европы и в США с просьбой вмешаться в разгорающийся конфликт. Без результата
  • 1967, 24 мая - Египет начал блокаду Тиранского пролива
  • 1967, 24 мая - Иордания завершила мобилизацию и открыла свою границу для войск Саудовской Аравии и Ирака
  • 1967, 26 мая - Президент Египта Насер в речи, обращенной к египетским профсоюзам, сказал, что «война, если она разразится, будет тотальной, и целью ее будет уничтожение Израиля»
  • 1967, 30 мая - В Египет прибыл король Иордании Хусейн. Он подписал с Насером пакт о совместной обороне и передал свою армию в распоряжение египетского генштаба. В тот же день иракские танковые части вступили в Иорданию и перешли на Западный берег, а иракская авиация перебазировалась на ближайшие к Израилю аэродромы. Саудовская Аравия сконцентрировала свою армию на иорданской границе в районе Акабского залива. В Египет был отправлен алжирский экспедиционный корпус.

    В общей сложности Израилю противостояла объединённая арабская армия численностью 530 тысяч человек, имевшая 2 500 танков и 940 боевых самолётов. Вооружённые силы Израиля после всеобщей мобилизации насчитывали 264 тысячи человек, 800 танков и 300 самолётов

  • 1967, 30 мая — В Аммане глава ООП (Организация Освобождения Палестины) Ахмед Шукейри заявил: «Когда мы освободим Палестину, то поможем уцелевшим евреям вернуться в страны исхода. Но я сомневаюсь, что кто-то вообще уцелеет»
  • 1967, 2 июня - Совещание правительства Израиля о сроках начала войны. Решено, что атака начнется не раньше понедельника, 5 июня
  • 1967, 5 июня — Начало Шестидневной войны. 40 самолетов поднялись в воздух с израильских аэродромов и пошли на запад, в сторону моря. Первая волна израильской авиации провела над египетскими аэродромами ровно 7 минут. Через три минуты эти аэродромы оказались накрыты второй волной…

Вывод: так называемая «агрессия Израиля против Египта» — следствие антиизраильской политики арабских стран, поддерживаемых Советским Союзом. Атака 5 июня была превентивным ударом, не соверши которого Израиль проиграл бы надвигающуюся войну

Распад СССР

Факт
1991, 8 декабря — главы Белоруссии, России и Украины, собравшись в белорусском селе Вискули, констатировали прекращение существования СССР
Вывод
Ельцын, Кравчук, Шушкевич «развалили Советский Союз»
Детали

  • Эстонская ССР провозгласила выход из состава Союза 20 августа 1991 года
  • Литовская ССР провозгласила выход из состава Союза 11 марта 1990 года
  • Латвийская ССР провозгласила выход из состава Союза 21 августа 1991 года
  • Азербайджанская ССР провозгласила выход из состава Союза 30 августа 1991 года
  • Грузинская ССР провозгласила выход из состава Союза 9 апреля 1991 года
  • Российская Федерация провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года
  • Узбекская ССР провозгласила независимость 31 августа 1991 года
  • Молдавская ССР провозгласила выход из состава Союза 27 августа 1991 года
  • Украинская ССР провозгласила выход из состава Союза 24 августа 1991 года
  • Белорусская ССР провозгласила выход из состава Союза 8 декабря 1991 года
  • Туркменская ССР провозгласила выход из состава Союза 27 октября 1991 года
  • Армянская ССР провозгласила выход из состава Союза 23 сентября 1991 года
  • Таджикская ССР провозгласила выход из состава Союза 9 сентября 1991 года
  • Киргизская ССР провозгласила выход из состава Союза 31 августа 1991 года
  • Казахская ССР провозгласила независимость 16 декабря 1991

Вывод: президенты Украины, Белоруссии, России Кравчук, Шушкевич, Ельцын, подписавшие Беловежские соглашения, не разваливали Советский Союз, а лишь утвердили то, что уже существовало в реальности

«Дьявол кроется в деталях» — свидетельство того, что единой правды, общечеловеческой истины не существует. Есть множество правд, зависящих от точек зрения, коих миллионы, то есть именно от тех самых деталей, в которых кроется дьявол

Сегодня никто уже не сомневается в том, что красота кроется в деталях. Особенно это близко девушкам. Ведь никогда не получится создать гармоничный образ, если не продумать его от и до. Красивое платье - это еще не все. Чтобы ловить восхищенные взгляды, нужно еще сделать хорошую укладку, маникюр и встать на каблуки. В этой статье мы приоткроем завесу тайны и узнаем, откуда же берет корни фраза «Дьявол кроется в деталях».

Почему детали играют такую важную роль

Все дело в том, что человеку сложно все продумывать заранее. Но целостная картина получается только тогда, когда все детали проработаны. Кажется, что применимо это только к художественному искусству, но это далеко не так. Любое творчество, будь это писательская, музыкальная или архитектурная деятельность, требует внимания к мелочам. Если их не учитывать, то книги будет неинтересные, музыка непривлекательная, а в домах невозможно будет жить. Почему так происходит? Разберём на примере книги.

Писатель должен не только прорабатывать сюжет, но и хорошо продумывать образ героев. Если он этого не сделает, то может возникнуть авторское противоречие самому себе или же персонажи книги будут настолько нереалистичными, что их жизнь не будет цеплять внимания. А если читатель перестает сопереживать вымышленным героям, какой бы интересный сюжет ни был, книга будет заброшена на середине. Дьявол кроется в деталях, и это знают не только люди искусства. Инженеры, ученые, строители, конструкторы, в общем, люди любых профессий вынуждены уделять пристальное внимание мелочам, чтобы результат целого проекта был на высоте.

Происхождение фразы

Впервые выражение «Дьявол кроется в деталях» было напечатано в газете «Нью-Йорк Таймс» в 1969 году. Там оно встречалось в статье архитектора Людвига Мис ван дер Роэ.

По национальности архитектор был немец, что наводит на мысль, что и выражение явно имеет немецкие корни. установлено не было, но скорее всего, высказывание «Дьявол кроется в деталях» - это народная немецкая мудрость. Ведь если задуматься о культуре страны, то все становится на свои места. Немцы очень пунктуальны и педантичны, они, в отличие от наших соотечественников, любят, чтобы все шло по плану.

Значение фразы

В каждой стране есть аналог этого выражения. В России фраза в своем первозданном виде не прижилась, и наши соотечественники ее немного переиначили. Теперь услышать выражение, что «Дьявол кроется в мелочах» можно чаще, чем исходную идиому «Дьявол кроется в деталях».

Значение, впрочем, от этого не меняется. Расхожая фраза повествует о том, что если не уделять внимания мелочам, то хорошего результата не получится. Имеется в виду, что именно детали иногда играют важную роль и могут испортить весь проект. Непредусмотренная вовремя максимальная нагрузка на деталь, плохо пришитая пуговица или же непроверенное лекарство - урон от всех этих оплошностей будет разный, но как следствие, все эти проекты закончатся провалом. В русском языке есть выражение «И так сойдет», к сожалению, многие наши соотечественники делают его чуть ли не девизом по жизни. А ведь все знают, что значит «Дьявол кроется в деталях» и, соответственно, последствия своей халатности тоже всем известны.

Применяем поговорку в жизни

Не имеет значения, кто сказал «Дьявол кроется в деталях», главное, что эта народная мудрость теперь доступна каждому. Конечно, это еще не значит, что все поголовно ей пользуются. Сегодня доступ к знаниям стал открытым, но, к сожалению, люди слишком любят все проверять на собственном опыте. А ведь это не так сложно - перед началом любого проекта уделить некоторое время проработке его деталей. В дальнейшем это однозначно принесет плоды и «дьявол» не будет поджидать вас за каждым метафорическим поворотом. Если нет возможности проводить мозговой штурм в начале проекта, то желательно проводить его хотя бы в конце. Так свои ошибки можно будет найти постфактум. Это, конечно, будет неутешительно, но лучше, если их найдете вы сами, чем кто-то другой.

Уделять внимание мелочам - это не какой-то врожденный навык, а привычка, которая вырабатывается усилием воли. Каждый день нужно заставлять себя быть более сосредоточенным. Начинать практиковать такую осознанность необязательно на работе, можно начать с повседневной жизни. Ведь многие люди невнимательны до такой степени, что колбасу за завтраком кладут в хлебницу, а хлеб - в холодильник. Только ежедневная практика принесет плоды и, если все детали будут предусмотрены, дьявол не будет в них прятаться.

Законопроект о защите чувств верующих подвергли косметическому ремонту.

Принятый Госдумой 21 мая во втором чтении проект закона о «защите чувств верующих» уже дважды анализировался в «Новой газете» — и оба раза с неутешительным результатом. Судя по тому, что приняли депутаты, они продолжают упорствовать в пагубном заблуждении о том, что «оскорбление чувств», во-первых, возможно, а во-вторых, должно быть наказуемо. Но лишь в том случае, если речь идет о религиозных чувствах: чувства неверующих законопроект не защищает.

Главным следствием появления такого закона станет не только усиление клерикализации страны, но полная неприкосновенность для публичной критики как верхушки РПЦ, так и руководства других «традиционных конфессий». Ну и конечно, усиление репрессий в отношении неугодных власти граждан: приписать им «оскорбление чувств» будет крайне несложно — ввиду крайней размытости формулировок, оставляющих необычайный простор для судебного произвола.

Концепция законопроекта лишь косметически изменена по сравнению с первоначальной. И теперь она не вводит в Уголовный кодекс новую статью о наказании за «оскорбление чувств», а меняет старую статью — 148-ю.

В ней отныне будет предусматриваться ответственность «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей, или обязательных работ до 240 часов, либо принудительных работ на 1 год, а также возможного лишения свободы на годичный срок.

Если подобное совершается в местах, специально предназначенных для богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, размер штрафа возрастет до 500 тыс. рублей, срок обязательных работ — до 480 часов, принудительных работ — до 3 лет, а срок лишения свободы — до 3 лет.

Изменения вносятся и в КоАП: увеличиваются максимальные размеры штрафов за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях для граждан от 10 до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 50 до 100 тыс. рублей. Наконец, за «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы и предметов культа» можно получить штраф до 200 тыс. рублей.

Увы, депутат или лукавит, или плохо знает закон.

Во-первых, Гражданский кодекс (а также соответствующие постановления Пленума Верховного суда) определяют моральный вред как «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина».

То есть нравственные страдания гражданина только тогда наказуемы, когда они вызваны нарушением его конкретных прав. Во всех же прочих случаях они не подлежат государственной защите. И факт, что тот или иной гражданин посчитал себя «оскорбленным в религиозных чувствах» — по причине ли проведения не нравящейся ему художественной выставки, показа не нравящегося ему спектакля или проведения акции в защиту ЛГБТ-сообщества от насилия со стороны неонацистов или псевдоправославных фанатиков — не имеет ровно никакого юридического значения.

Во-вторых, как будут устанавливать наличие «умысла», то есть — того факта, что действия совершены именно с целью «оскорбления»?

В-третьих, атеистов закон (в отличие от Конституции, гарантирующей гражданам право не исповедовать никакой религии) никак не защищает: «мировоззренческие взгляды» к религиозным чувствам никак не относятся. А вот попытки распространять атеистические взгляды (что опять же гарантировано Конституцией) станут просто невозможными — по судам затаскают за якобы оскорбление чувств…

Пока закон еще не принят, хочу заявить: я атеист. Имею полное право считать, что любая религия — не более чем сказки. Что никаких богов не существует. Что человек произошел от обезьяны. Что Иисус Христос не воскресал после смерти.

И имею право не только так считать, но и говорить — везде, где сочту нужным.
Без сомнения, любой человек имеет полное право считать иначе. Верить в любого бога, молиться ему вместе со считающими так же, как он, и свободно об этом говорить везде, где хочет. Но у его религиозных чувств нет и не может быть никаких преимуществ по сравнению с моими атеистическими чувствами, и они не могут подлежать особой защите.

Законопроект о защите чувств верующих подвергли косметическому ремонту

Принятый Госдумой 21 мая во втором чтении проект закона о «защите чувств верующих» уже дважды анализировался в «Новой газете» - и оба раза с неутешительным результатом. Судя по тому, что приняли депутаты, они продолжают упорствовать в пагубном заблуждении о том, что «оскорбление чувств», во-первых, возможно, а во-вторых, должно быть наказуемо. Но лишь в том случае, если речь идет о религиозных чувствах: чувства неверующих законопроект не защищает.

Главным следствием появления такого закона станет не только усиление клерикализации страны, но полная неприкосновенность для публичной критики как верхушки РПЦ, так и руководства других «традиционных конфессий». Ну и, конечно, усиление репрессий в отношении неугодных власти граждан: приписать им «оскорбление чувств» будет крайне несложно - ввиду крайней размытости формулировок, оставляющих необычайный простор для судебного произвола.

Концепция законопроекта лишь косметически изменена по сравнению с первоначальной. И теперь она не вводит в Уголовный кодекс новую статью о наказании за «оскорбление чувств», а меняет старую статью - 148-ю.

В ней отныне будет предусматриваться ответственность «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей, или обязательных работ до 240 часов, либо принудительных работ на 1 год, а также возможного лишения свободы на годичный срок.

Если подобное совершается в местах, специально предназначенных для богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, размер штрафа возрастет до 500 тыс. рублей, срок обязательных работ - до 480 часов, принудительных работ - до 3 лет, а срок лишения свободы - до 3 лет.

Изменения вносятся и в КоАП: увеличиваются максимальные размеры штрафов за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях для граждан от 10 до 30 тыс. рублей, для должностных лиц - от 50 до 100 тыс. рублей. Наконец, за «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы и предметов культа» можно получить штраф до 200 тыс. рублей.

Увы, депутат или лукавит, или плохо знает закон.

Во-первых, Гражданский кодекс (а также соответствующие постановления Пленума Верховного суда) определяют моральный вред как «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина».

То есть нравственные страдания гражданина только тогда наказуемы, когда они вызваны нарушением его конкретных прав. Во всех же прочих случаях они не подлежат государственной защите. И тот факт, что тот или иной гражданин посчитал себя «оскорбленным в религиозных чувствах» - по причине ли проведения не нравящейся ему художественной выставки, показа не нравящегося ему спектакля, или проведения акции в защиту ЛГБТ-сообщества от насилия со стороны неонацистов или псевдоправославных фанатиков, - не имеет ровно никакого юридического значения.

Во-вторых, как будут устанавливать наличие «умысла», то есть - того факта, что действия совершены именно с целью «оскорбления»?

В-третьих, атеистов закон (в отличие от Конституции, гарантирующей гражданам право не исповедовать никакой религии) никак не защищает: «мировоззренческие взгляды» к религиозным чувствам никак не относятся. А вот попытки распространять атеистические взгляды (что опять же гарантировано Конституцией) станут просто невозможными - по судам затаскают за якобы «оскорбление чувств»…

Пока закон еще не принят, хочу заявить: я - атеист. Имею полное право считать, что любая религия - не более чем сказки. Что никаких богов не существует. Что человек произошел от обезьяны. Что Иисус Христос не воскресал после смерти. И имею право не только так считать, но и говорить - везде, где сочту нужным.

Без сомнения, любой человек имеет полное право считать иначе. Верить в любого бога, молиться ему вместе со считающими так же, как он, и свободно об этом говорить везде, где хочет. Но у его религиозных чувств нет и не может быть никаких преимуществ по сравнению с моими атеистическими чувствами, и они не могут подлежать особой защите.