Джон коффи зеленая миля. Стивен кинг - зеленая миля

Книга не то, чтобы не разочаровала – просто потрясла. Будучи знаком с Кингом по нескольким рассказам – ужастикам и довольно нелепому «Стрелку» - не ожидал такой глубокой, серьезной и гармонично построенной книги. Этот роман без преувеличения – одна из лучших книг мировой литературы.

Главная концепция книги – в заглавии. «Зеленая Миля» - дорога смерти, дорога к электрическому стулу. Но главный герой книги говорит – «у каждого из нас своя Зеленая Миля». Простая и очевидная мысль – люди смертны. И их путь похож на этот коридор – несколько шагов к небытию. Жизнь каждого – дорога к смерти. Насколько достойно людям удается пройти эту дорогу? Насколько велика разница между камерой смертников и домом престарелых – ведь эти заведения редко покидают живыми…

Смертная казнь в романе становится не справедливым возмездием, а орудием слепой судьбы. Но разве, если электрический стул перестанет существовать, это станет гарантией чьей-то жизни? Надзиратель уходит с работы, чтобы больше никогда не видеть, как казнят невиновного – и становится свидетелем страшной гибели своей любимой жены в автокатастрофе. Как и присутствуя при казни Коффи – не в силах ничего сделать. Обманчивая иллюзия – убежать от смерти…

Образ Джона Коффи – человека, словно пришедшего из древних времен, кажущегося наивным и добродушным – а на самом деле бесконечно чужого современному миру, непонятного и не стремящегося быть понятым, неиспорченного дикаря, человека действия. Страшно, что ему не хочется ни умирать, ни оставаться в этом мире.

Каждая жизнь – трагедия. Судьба не справедливее человеческого суда, и участь человека часто зависит от произвола мелких тиранов. Перси гораздо больше заслужил смерти, чем несчастный француз, чью казнь он превратил в чудовищную расправу. Но, хотя на страницах романа надзиратель-садист получает по заслугам, автор не позволяет себе отойти от правдоподобия – и Перси словно воскресает для главного героя в лице надоедливого и злобного работника дома престарелых.

Некому спасти жену главного героя, некому наказать Брэда Доулена, никто больше не воскресит ручного мышонка – единственный человек, способный вопреки законам нашей реальности восстановить справедливость, не смог защитить только себя. Что с этим поделать - чудесам нет места в мире, где в них не верят, в мире, где Библия стала набором пыльных догматов и нравственных теорем, которые каждый трактует в свою пользу и оправдание.

Жизнь, пусть недолговечная, наполненная ожиданием смерти – все же прекрасна. Добра в мире меньше, чем зла – но это лишь повод встать на защиту слабых и уязвимых. И попытаться сохранить в себе человечность до конца пути.

Итог: одна из величайших книг мировой литературы. Кинг написал роман высочайшего уровня, «Зеленая Миля» - это больше, чем характерный для автора психолого-мистический триллер. Об этой книге сложно писать, ее обязательно надо прочитать самому. Мудрая книга о жизни и смерти.

Оценка: 10

Этот роман я считаю лучшим произведением Кинга - из тех, что я читал (хотя в глубине души я не верю, что эта оговорка нужна). Более того, я считаю эту книгу одним из главных достижений американской литературы XX века. «Зеленая миля» трагична - но без театрального надрыва, фантастична - но без малейшего отступления от правды жизни, глубоко нравственна - но без пошлой назидательности. Я не погрешу против истины, если назову эту книгу новым Евангелием - конечно, еретическим, ибо ни одной из «нееретических» книг до уровня первых Евангелий не дотянуться. И, как это обычно бывает, автор-еретик оказывается более близок к Истине и Богу, чем любой ортодокс...

Да и можно ли создать Великую Книгу, не выходя за рамки обыденности?

Оценка: 10

Невероятный роман. Кинг написал мощнейшую, невероятно психологичную, поразительную книгу. Одновременно трогательную и жуткую, и жуткую совсем не по-хоррорному, а безжалостно-отстранённым реализмом. Расовые и классовые предрассудки, соразмерность наказания вине, наконец, проблема смертной казни. Покуда существует хотя бы исчезающе малая вероятность ошибки, мы не вправе обрекать человека на смерть, с этим, думаю, согласны все. Но вот как быть с по-настоящему виновными, притом виновными в омерзительных преступлениях, совершённых обдуманно и рассудочно? Есть ли у них право на второй шанс? Бедняга Делакруа вызывает у читателя скорее жалость, и голове не укладывается, что этот герой - безжалостный насильник и убийца. А вот Крошка Билли, наоборот, мерзкий выродок, которого хочется прихлопнуть немедленно, не дожидаясь назначенного часа казни. Перси вообще не совершал преступлений, но оттого ничуть не менее отвратителен. Получается, что никаких формальных критериев нет, а есть просто люди, которых следует судить. Но как? Приговор выносится судом присяжных, «во всём равных обвиняемому». Но ведь равенство всего лишь иллюзия. Как может подонок Билли быть равным простым людям? И кто может сравниться с Коффи? Кто из судей осмелится взглянуть последний раз в глаза осужденному и пустить ток? Зачем, для этого же есть специальные люди. Которые ни в чём не виноваты. Которым потом с этим жить. Казнить нельзя помиловать. Решения не существует. Всё, что мы можем, это сделать мир самую малость лучше, пусть даже мы и не умеем лечить рак наложением рук. Джон Коффи жил и умер за наши грехи и из-за нашей тьмы. То же, если разобраться, ждёт и всех нас. Присяжные уже собрались и вынесли приговор, судья уже утвердил его. Мы только не знаем последней даты. Но мы уже на миле.

Оценка: 10

Возможно, многие удивятся, но фильм, снятый по этой книге, я не смотрела, видела только отрывки и знаю, кто играет главные роли. Книгу прочла только сейчас. Получила ли я какое-то удовольствие от прочтения – конечно, нет. От такой книги невозможно получить удовольствия, каждая ее страница пропитана болью и состраданием. Но это потрясающая книга, она завораживает, магнитически затягивает, от нее невозможно оторваться, пока не будет перевернута последняя страница и поставлена точка и ее, навряд ли, когда-нибудь забудешь.

Автор с головой погружает читателя в страшный и жестокий мир корпуса смертников тюрьмы Холодная гора. С помощью мелких деталей он создает реалистичную атмосферу происходящих событий, в которую невозможно не поверить, которую невозможно не прочувствовать. Он заставляет увидеть, остро ощутить и испытать омерзение, гадливость и ненависть к отрицательным персонажам: особенно это дает прочувствовать не только то, что они совершали, а их мерзкие и наглые ухмылки, естественные движения, типа приглаживания волос, пустые глаза, действия с оглядкой «а вдруг кто увидит», когда молодость позволяет себе проявлять силу над старостью и т.д. И позволяет испытать симпатию, уважение, силу характера, боль, сострадание и порой беспомощность положительных персонажей.

Невозможно без дрожи читать о Джоне Коффи. Видеть тихие, горькие, жгучие слезы взрослого, огромного и сильного человека, который испытывает на себе боль всего человечества. Что это – дар, проклятие или наказание, посланное Господом на свое дитя? Его последние слова: «Я сам хочу уйти» и «Мне жаль, что я такой» - не оставят равнодушным никого.

Несмотря на свою трагичность, книга принесла удовлетворение. В первую очередь за Джона Коффи, за его освобождение, за то, что Зеленую милю с ним прошли те, кто не испытывал к нему ненависти и отдал ему часть своей души. Во второю - за то, что зло наказано, что против одной силы, есть другая, которая сможет одержать верх.

Об этой книге можно говорить долго, но больше, чем она скажет сама за себя, все равно не скажешь. Ее обязательно нужно прочесть и прочувствовать. Книги, которые так сильно трогают и оставляют свой след в душе, очень редки – «Зеленая миля» одна из них!

Оценка: 10

Читая «Зеленую милю», все время ловил себя на мысли, что роман очень похож на другое, не менее известное произведение Стивена Кинга, «Риту Хейворт и спасение из Шоушенка». И там, и там есть тюремные декорации, хороший человек, оказавшийся за решеткой за преступление, которого не совершал (даже сами преступления схожи: убийство двух человек), развязка линии с истинным виновником злодеяний, да и способ повествования один и тот же (мы видим главных героев только через призму восприятия стороннего наблюдателя, близкого к героям). Очень похоже на то, что Кинг переосмыслил свои предыдущие идеи и решил их рассмотреть под новым углом.

Так что же такое Зеленая миля? Многие мои знакомые воспринимают эту историю как откровение. Немногие - как скучную нудятину. У меня же в голове вертится множество определений, настолько разноплановым произведением мне показался данный роман. Это и средний роман от мастера ужасов, и отличный роман от талантливого писателя остросюжетной прозы, хороший (но не более) фильм, коридор в блоке Е, покрытый зеленым линолеумом, просто зеленые полтора километра с лишним и, в конце концов, метафора на всю нашу жизнь. У каждого своя Зеленая миля. Каждый видит ее по-своему. Но видеть просто, а вот понимать... На это нужно немного больше времени.

Теперь необходимо перейти уже к самому произведению, отзыв-то не резиновый. Главный герой, Пол Эджкомб, от лица которого ведется повествование - это бывший старший надзиратель в блоке Е (блоке для смертников), который доживает свой срок в доме для престарелых. Он пишет мистическую историю, которая приключилась с ним более 60 лет назад и связана непосредственно с Джоном Коффи - негром огромного роста, осужденного на смертную казнь через электрический стул за убийство и изнасилование двух девочек. Кстати, пишет Пол очень неплохо, слог ровный, предложения гладкие, интригу нагнетает, ему бы в писатели податься, а не надзирателем быть. Однако речь не о нем, а точнее не только о нем. Повествование довольно неторопливо, финал угадать несложно, все хвосты тоже связываются в одну нить без труда. И все это приправлено любимым коньком автора - глубоким психологизмом персонажей. В истории нет эпика, да он и не нужен: все главные события происходят внутри людей. Где-то глубоко в душе переживает происходящее в романе и читатель. Вероятно именно поэтому эту книгу так любят многие, включая и непочитателей Кинга.

Отдельно хотелось бы упомянуть российское издание книги. Перевод изобилует мелкими огрехами, со сносками беда (часть поставлена невпопад, как минимум одна неверна по содержанию, несколько просто бесполезны), а про безвкусную обложку я промолчу (хотя эти ГЛАЗА со всех книг Кинга меня уже достали). Остается надеяться на исправление всех косяков в переиздании.

И подводя итог, я бы хотел отметить, что это не идеальная, но очень хорошая книга, которая отлично демонстрирует, насколько Кинг разноплановый автор.

Оценка: 8

Главный закон этой жизни – будь как все. Потому что если ты другой, иной в любом своем проявлении – ты кандидат на зеленую милю. И тебе придется пройти по ней до конца.Ты можешь быть добрее, талантливее, больше ростом – это никого не остановит. Ты – другой и этим все сказано.

Книга Кинга в данном случае о том, что хорошие люди встречаются порой в самых неожиданных местах; о том, что за редким исключением все люди заслуживают достойного обращения. И еще о том, что иногда милосерднее дать человеку уйти по миле, чем заставлять его жить.

Как поясняет нам Кинг – дар свыше всегда есть испытание. И не всем дано его пройти и понять в чем оно заключалось. Воздаяние за грехи – еще один лейтмотив данного произведения. Вообще,в нем очень много аналогий с библейскими и евангельскими текстами, на мой взгляд. Такой своеобразный взгляд на религию и бога глазами людей, стоящих у порога смерти. Наверняка именно так смотрели на Христа, воскресившего Лазаря. С благодарностью за чудо и страхом в душе.

У каждого своя Зеленая Миля и только от нас зависит насколько достойно мы пройдем по ней.

Оценка: 10

Тут вроде бы изучили роман со всех сторон и ракурсов, включая поиск параллелей с евангельскими рассказами или же попытки доказать, что Джона Коффи казнили за дело. И что мне теперь прикажете делать?

Не водворить ли в центр моих рассуждений мышь по имени Мистер Джинглс? Ту самую мышь, что так ловко катала раскрашенную цветными мелками катушку, поселившись в коробке из-под сигар в камере приговоренного к смерти французика Делакруа. Некоторые даже решили, что Кинг слишком много страниц уделил такому ничтожному грызуну, но его супруга Табита так не считает, и мнение Табиты весомо для меня...

Вот если бы эта мышь могла говорить, то поведала бы она нам о том, что люди не так уж далеко ушли от мышей, чтобы превозносить себя и считать венцом творения...

Дрессированная мышка толкает лапками катушку, чтобы ей дали лизнуть леденец или бросили маленький кусочек сыра. Дрессированный человечек ходит на работу. Например, охраняет узников, приговоренных к смерти. По команде большого босса переводит в нужное положение рубильник, поджаривая на электрическом стуле порой реальных злодеев вроде Крошки Билли, порой злосчастных бедолаг вроде Джона Коффи. За это дрессированному человечку дают пригоршню долларов, и он может купить на них много леденцов и сравнительно много сыра. Если его при этом мучают угрызения совести, то человечек завидует мыши, которая ради сыра толкает катушку, а не сажает других мышей на электрический стул...

Мышке было больно, когда Перси Уэтмор раздавил ее подошвой ботинка. Мышку воскресил Джон Коффи, но Мистер Джинглс на всю свою жизнь мышиную должен был запомнить ту самую боль. Джону Коффи тоже было больно умереть. Но Джон Коффи отнюдь не хотел бы, чтобы ему сохранили жизнь. Потому как если мышам и людям больно умирать, то бедному Джону Коффи было больно жить. Жить, впитывая всю боль окружающего мира, все страдания. Пытаться помочь, но неминуемо опаздывать в большинстве случаев...

А если и помочь, то лишь усугубить боль. Допустим, Полу Эджкомбу, своему сердобольному надзирателю, Джон подарил крепкое здоровье и долгую жизнь. Подарил скорбь по всем близким, кого Джону суждено пережить. Подарил долгие бессонные ночи, заполненные размышлениями о том, что нельзя исправить. Завершающиеся осознанием того, что вся жизнь человека - это длинное путешествие по Зеленой миле к заранее запрограммированному исходу. И чем оно длиннее, тем мучительнее...

Как-то так...

А да. От прочтения этой книги в очередной раз мне стало больно. К глазам подступали слезы. И не только по поводу невинно убиенного правосудием Джона Коффи. Но и по поводу заточенного в дом престарелых столетнего старца Эджкомба. И даже по поводу пресловутой мыши, которая все-таки издохла вторично...

Оценка: 10

Когда взял в руки книгу Стивина Кинга «Зеленая миля», я не имел представления об авторе, так только слышал что Стивен Кинг пишет «мистическо-ужасные» произведения, поэтому собираясь читать роман «Зеленая миля», я думал что буду читать про монстров пожирающих людей и о всякой такой ерунде. Но был удивлен, возможно даже разочарован прочитав десяток страниц. Будни надсмотрщика в блоке «Г» для приговоренных к казни на электрическом стуле заключенных. «Выдавить» из этой темы хороший сюжет мне показалось абсолютно невозможно. Но у некоторых правил есть исключения, Стивен Кинг является этим исключением.

Уже после пятидесяти страниц ты начинаешь неравнодушно относиться к судьбе главного героя и к заключенным, приговоренных на смертную казнь. На двухсотой странице ты обещаешь себе перечитать роман. Дочитав роман до конца, перечитав последнее предложение несколько раз, по твоей коже бегут мурашки и ты понимаешь что держишь в руках не очередное фэнтезийное произведение а поистине шедевр, возможно это лучшее что ты когда либо читал.

«Мы все заслужили смерть, без исключения, я это знаю, но иногда, Боже, Зеленая Миля бывает слишком длинной...»

P.S. Смотреть фильм «Зеленая миля» не читая книги тоже самое, что пить чай без заварки. Советую всем кому понравился фильм обязательно прочитать книгу.

Оценка: 10

«Зеленая Миля» - поразительный, тяжелый, проникновенный и глубокий роман непревзойденного Стивена Кинга. Легкость слога и увлекательность сюжета, с первых страниц уводят в мрачный мир заключенных, приговоренных к смертной казни, и к их надзирателям, в подвал, где стоит электрический стул, вокруг которого и начинают вращаться события. «Зеленая миля» - квинтэссенция психологического романа. Драма с моральным напряжением. История настолько реалистична, что кажется, самого автора бросало в дрожь от убедительности собственных слов. Жестокость, страх, необузданное безумие и насилие, расовые и классовые предрассудки – вот с чем сталкиваются надзиратели каждый день. (И безумная печаль «Зеленой Мили» может нанести ущерб психике слишком впечатлительных людей). Надзиратели блока смертников имеют холодный ум и большое сердце. Ведь для многих осужденных в последнюю минуту так необходимо разделить с кем-то свои переживания. Надзиратели работают здесь как психологи, и заботятся о том, чтоб осужденные не спятили с ума в ожидании казни. Автор с головой погружает читателя в страшный и жестокий мир корпуса смертников. Создает реалистичную атмосферу, и дает возможность испытать всю гамму переживаний, от надежды до глубочайшего отчаяния; любовь (симпатию, сострадание), и ненависть (омерзение, отвращение). Но даже в этом жутком и будоражащем ум и воображение корпусе, в этой тьме нашлось место для лучика света. Смышленый мышонок, который подарил мгновения радости одному раскаявшемуся в своих преступлениях смертнику; мышонок, который играл с катушкой (возился с ней, как песик с палочкой) и поедал вместе с осужденным его леденцы. Затем на «Миле» появился Коффи, темнокожий гигант, с душой безобидного, и даже немножко глупого ребенка, и, драматизм событий принял новый оборот. Мы полагаем его сначала безжалостным убийцей двух девчонок, которых он к тому же и изнасиловал, но, на самом-то деле Джон хотел им помочь. Бог не обделил его смышленостью, но наградил силой исцеления. Коффи излечил ГГ, воскресил мышонка (которого раздавил временный надзиратель, не имеющий в себе и капли человечности), он даже спас жену начальника тюрьмы от смертельной болезни (эти сцены, когда Коффи тайно вывезли из тюрьмы, и другие, после – звенят, словно натянутые струны). И когда уже у надзирателей нет сомнений, что этот гигант, не убийца и насильник, а невинное дитя Божье – на стол ляжет приказ о применении смертной казни. Вот вам и расовая дискриминация, и несправедливость. В 30-е года никто не стал бы судить повторно чернокожего. Как говорит автор: «их никто не замечал, до тех пор, пока они не приблизятся к дверям вашего дома». Финал произведения ошеломляет и повергает в шок. Надзиратели не в силе противостоять безысходности, и, даже то, что Коффи сам согласился на казнь («Я хочу уйти, босс. В этом мире очень много ненависти и насилия. Я все это чувствую и не могу им помочь») будоражит их умы, ведь они сознательно должны казнить ни в чем невинного человека. Характеры персонажей, каждый со своими чувствами и переживаниями настолько реальны, что кажется, Кинг «раскопал» историю, которая действительно имела место. Не смотря ни на что, я получил удовольствие, хотя роман и вызвал у меня безумную печаль, после прочтения, (даже слезы на глаза наворачивались) все же, это печаль не безысходна. А мораль, которая красной нитью пронзает роман, звучит так: «Жизнь коротка, жестока и несправедлива. Но попытаться сохранить в себе человечность на всех этапах жизненного пути». Каждый здесь найдет свои ответы, но в душе каждого этот роман оставит след.

Оценка: 10

Эта книга может нанести ущерб психике слишком впечатлительных людей. «Зеленая миля» - эталон психологического романа, написанного с применением мистики. Стивен Кинг придумал настолько яркую историю, настолько правдивую, что ни на секунду не сомневаешься в реальности происходящего.

С первых страниц автор погружает читателя в мир смерти. Тюрьма, в которой приводят в исполнение смертные приговоры, используя для этого электрический стул, станет основным местом, где будут происходить события. Кинг тщательно описывает все в мельчайших подробностях, воссоздает кошмарную атмосферу страха и ужаса, которые навеки поселились в стенах тюрьмы. Вместе с осужденными на смерть, свой срок отбывают и охранники-надзиратели, так как практически вся их жизнь проходит в той же самой тюрьме. Автор делает ставку на описании внутренних ощущений и тех кому предстоит умереть, и тех кто поведет их в последний путь. Если вы думаете, что их мысли сильно отличаются, то могу вас разочаровать. И тем, и другим свойственно думать об одном и том же. Как коротка жизнь. Как легко можно пойти по ложному пути. Как одним необдуманным действием можно полностью изменить свою жизнь и жизнь многих людей.

Но все это было бы простым описанием последних дней из жизни смертников, если бы Стивен Кинг не придумал своего главного персонажа. Это убийца и насильник двух маленьких девочек, которого единогласно приговорили к смертной казни. От неожиданных поворотов судьбы не застрахован никто. Иногда жизнь ставит настолько сложные вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Что если в жизни не все белое или черное? Есть ли другие цвета, по которым можно определять степень вины человека? Автор наглядным примером показывает, что не всегда стоит верить своим глазам и ушам, даже они могут показывать не то, что есть на самом деле.

Вообще, данный роман может служить настоящим учебником по психологии взаимоотношений. Кинг создал столько ярчайших персонажей, наделил их всеми известными человечеству пороками, что нужно следить не только за главными героями, а практически за любым из персонажей книги, чтобы не пропустить даже малейшие детали их общения между собой.

Концовка этого произведения ошеломляет и повергает в шок. Конечно, все так и должно было произойти, но до конца не хотелось верить, что Кинг ничего не захочет менять. Из всех прочитанных мною ранее книг, «Зеленая миля» более всего насыщена эмоциями, которые могут вызвать всю гамму переживаний, от надежды до глубочайшего отчаяния. «Зеленая миля» - одно из лучших произведений без принадлежности к каким-либо жанрам.

Оценка: 10

Стивен Кинг, король ужасов, поэт Бездны не мог пройти мимо этой темы. Что там, на самом Краю, который перешагиваю все, но никто не возвращается обратно. И как есть разные пути к Богу, так и Зелёная Миля в жизни каждого своя, и если у обитателей блока «Г» она пролегает по отрезку линолеума цвета жизни, то другие ставят «последние точки над i» в Доме престарелых, кто-то отсчитывает часы изнуряемый смертельной болезнью, а другой зажатый в тиски обстоятельствами, даёт команду «включай вторую» обрекая себя на вечные муки раскаяния.

Казнь, старость, болезнь, катастрофа – все они ведут к одному концу, переходу за Край, успокоению, в отличие от мук совести казнящих свою жертву каждый день, неотрывно наблюдающих за тобой, как тень Коффи в туннели у горящего автобуса. Они не смогли ни чем ему помочь и даже желание Коффи уйти было слабым утешением.

Коффи был обречён изначально, удивительно как он дотянул обладая таким даром до своего возраста - жить ощущая боль всего мира и сознавать что помочь всем невозможно. Если помнить всё это, можно сойти с ума и сознание благосклонно стирало его память.

И среди этой боли, страха ожидания и несправедливости жизни нашлось место для маленькой мышки, как символа свободы и мимолётности жизни, даровавшей нам мгновения радости на пути по Краю к Бездне.

Основными достоинствами данной книги я бы назвал:

1) Глубокое описание событий

2) Хорошее описание персонажей. Даже тюремный продавец с его несколькими фразами - герой, запоминающийся получше многих. Окружение главного героя чуть более однородно.

3) Пласт разнородных философских проблем: где кончается долг и начинается выбор? Правда ли, что закон выше совести? Есть ли смысл в борьбе с системой, если борьба заранее обречена? Можно и нужно ли помогать людям, если большая часть из них озлобленно воспринимает даже помощь? Пережить всех близких и друзей - наказание или чсе-таки за это время можно что-то сделать?

Я полагаю, что у каждого произведения можно найти недостатки. Но в данном случае пришлось подумать:

1) Всеж-таки есть шаблоны героев: верная жена, друзья-мушкетеры и подлец-злодей

2) Монолог Коффи в самом конце о жизни и страдании. Слишком прямое изложение в такой тонкой книге. Можно было бы попытаться сделать это менее топорным образом.

3) Мистика с мышонком. Я не понимаю, зачем мышонку нужно было придавать столько удивительных качеств. Для сюжета это значения не имеет, но реализма чуть убавляет.

Но недостатки - это больше придирки. Книга, безусловно, выдающаяся. Читать обязательно. Несомненно входит в десятку лучших прочитанных мною книг.

Оценка: 10

Кто для радости беспечной

Кто для ночи бесконечной...

(Уильям Блейк)

Зеленая миля. Так называли свой последний путь приговоренные к смерти заключенные тюрьмы Холодная гора, так же называется мое любимое произведение талантливейшего писателя современности Стивена Кинга. О чем это произведение? На этот вопрос я могу ответить однозначно. Это произведение о человеке, который работая на такой малопривлекательной работе, смог сохранить человеческое лицо, привнести для многих смертников в последнюю минуту, что-то необходимое каждому, успокоение... Это произведение о человеке, обладающим мистическими способностями, которые он использовал на благо ближних(по сути кроме этого он ничего не умел, даже завязать в узелок продукты), человеке, который пострадал за свою доброту... Это произведение о человеческой подлости и злобе (которую в книге олицетворяет Перси Уэтмор), обескураживающей и ничем не прикрытой ненависти...

Один из главных героев книги - огромный, устращающе выглядящий, но по детски наивный и добрый, боящийся темноты негр по имени Джон Коффи. Этот персонаж представляет собой луч света в темном и жестоком мире, тот, кто стоя на коленях, кричит, что ничем не смог им помочь, тот, который одним лишь прикосновением изменил жизнь Пола Эджкомба и который устал от своей жизни и со смирением принимает свою судьбу. (...Боже мы убиваем ангела - говорит зверюга и мы верим в это). Не является ли смерть любимой женщины Пола своеобразным наказанием за это? В том, что он не получил даже царапины в этой аварии и еще будет вынужден долго существовать в этом мире?

Замечательна параллель прошлого и будущего, где мы наблюдаем Пола уже в доме для пристарелых, символично, что личность охранника в этом доме сливается с другой известной нам личностью...

Зеленая миля - сильнейшее произведение Кинга, которое заставит читателя задуматься над извечными вопросам добра и зла. Я не знаю человека, на которого сие произведение не произвело впечатления. История Джона Коффи не оставит вас равнодушным.

Даже не буду ничего писать. В мире не найдется слов, чтобы описать мою любовь к «Миле». Это просто ЛУЧШЕЕ, что я в жизни читал. Я даже не говорю о нетривиальном сюжете, закрученной интриге, философской составляющей. Это все вместе сплетается в такой восхитительный клубок букв, слов, предложений… чувств. Достаточно сказать то, что я каждый год перечитываю роман. И каждый раз открываю что-то новое. Каждый раз плачу…

Перечитывая, находишь для себя что-то новое. Те мелочи, которые раньше не замечал, всплывают на поверхность, и становятся вдруг главными. Каждый раз перечитывая «Зеленую милю» я испытываю что-то вроде эмоционального перерождения. Дело даже не из-за самой истории, а в том, что я вижу за ней. Это история не одного отдельно взятого человека, но всего человечества.

«Мы все обречены на смерть, все без исключения, я это знаю, но, о Господи, иногда Зеленая миля так длинна».

И неизвестно кому из них будет легче идти этот путь - тому кто идет тольо в одну сторону, или тому, кому придется возвращаться назад, неся на себе двойную ношу

Стивен Кинг на высоте. Роман ему блестяще удался

Оценка: 9

Рецензия, для тех, кто давно видел фильм «Зелёная миля».

Собираясь пересматривать такой фильм как «Зелёная миля», мы специально подбираем для просмотра такой час и день, в течение которого нас никто никаким образом не будет тревожить, потому что мы с вами знаем, что смотреть такой фильм нужно или с начала до конца или лучше не начинать вовсе.
Первые кадры переносят нас в спокойную провинцию, где происходит шумные действия. Слышны шаги бегущих мужчин, но не слышно криков, а только лай собак. А мы с вами наблюдаем из-за пшеницы.
Резкий переход к современности. Старые красные глаза старика, он сам проживающий в доме для престарелых, немного нас смущают. Но немного погодя, и всё становится ясно - фильм сложен из его воспоминаний. Стандартный приём: поведать в конце в жизни об удивительной истории, но старик бывший надзиратель тюрьмы для приговоренных к смерти, что делает его воспоминания весьма интригующими.
Корпус для смертников, обычный день 5-и надзирателей, среди которых есть главный, являющийся и главным героем фильма, молодой парнишка до конца не осознающий места своего нахождения, да к тому же с садистскими наклонностями, но с влиятельными связями. Тобиш, положительный герой и отрицательный в одной шкуре.
Подъезжает машина, один из надзирателей замечает, как она прогнулась из-за тяжести, и являющийся причиной тому, вышедший оттуда чёрный великан с «коровьими глазами». Само собой отношение к нему, как и ко всем заключённым, а особенно к такому экземпляру очень пристальное. Но великан сразу же даёт знать о себе странные особенности: зовут его Коффи, как кофе, но пишется совсем по-другому, смирное и тихое поведение, боязнь темноты - последнее, кстати, рассмешило работников тюрьмы. Однако, его главная странность в начале фильм в том, что он дружелюбно протянул руку главному персонажу – Полу, тот с опаской, но ответил взаимностью. Казалось бы, рукопожатие на первый взгляд противоположных друг другу героев, различия заключаются не только в социальном положении, но и в цвете и в самой конституции тела, что кажется, мне отличным приём фильма.
Помимо новенького, в тюрьме доживают свои дни: маленький пожилой мужчина, видно алкоголик, индеец, мужчина лет 40-ка, казнённый первым, и безумный малыш-убийца – молодой человек, чьё безумное поведение пугает и раздражает остальных.
Поражают сцены с очищением надзирателями электрического стула, словно он сокровище, один на всех, единственный совершающее правосудие.
Самая интересная вещь вначале истории - казнь индейца, которой вместе с Полом рассуждают о рае. Когда показывают, как в самый момент казни губка наполняется водой, как учащается дыхание смертника, выражения лиц близких людей жертвы и время, секунды которого приводят к точному разряду электричества. После недолгих мучений, человек заплатив за свои грехи, обретает свободу.
Не смотря на трагедию и на место происходящего, в фильме есть и смешные моменты. Например, сцена с мышонком, ради которого три здоровых мужика расчистили карцер, но не сумевшие поймать того. Зато, злополучный мышонок становится другом для заключённого человека, чьи последние дни и мечты стали связанные с ним. Странно наблюдать как крошечный вредитель, становится самым важным в жизни человека и остаётся таким до конца картины.
Не только у заключённых есть одна большая беда – смерть, но и главного героя надзирателя, мучает неприятный недуг, а у начальника тюрьмы жена вовсе жена умирает от опухоли в голове. И в этом во всём помогает великан, который ничего не зная, чувствует всё, и готов помочь, расплачиваясь за это своей болью. Пол за помощь и видя каков есть Коффи, уезжает к его адвокату, пытаясь разузнать, убивал ли она раньше и убивал ли он вообще девочек. Тогда же и проводится аналогии Коффи с собакой, что слушать лично, было не приятно.
Спасая жену начальника тюрьмы, запомнилась сцена объятия
Коффии с дамой, и дарение ему выздоровевшей женщиной кулона с изображением Святого Христофора.
Если говорить конкретно о персонажей то тут всё понятно, ничего нового в принципе нет. Пол – благородный мужчина, выполняет свою работу честно и уже много лет, его друг такой типаж, разве что со здоровяком у него не такие тёплые отношение. Новичок - отрицательный персонаж, имеющий странное представление о казни, пытающий прыгнуть выше своей головы, начинает раздражать и вызывать мерзость с начало картины, ведя Коффи в тюрьму, крича: «Смертник идёт! Смертник идёт! ». А Коффи само воплощение доброты и искренности, немного жалостливый, чья внешность предаёт ему оттенок надёжности.
Самая шокирующая сцена фильма – казнь Деила, когда тот начинает буквально жариться на электрическом стуле, за смертью которого наблюдать было противно.
Самая трогательная сцена, связанная с последним днём Коффии, который оказывается никогда не видел фильм в своей жизни, и то как он наблюдает на экране танцующую пару, называя из ангелами в раю.
Самое большое разочарование в сюжете, когда мы узнаём что Пол зная, что Коффи не виновен в смерти, не может спасти его от неё, и что главный герой берёт на себя огромный грех производя приговор в жизнь.
Самая печальная сцена, конечно, казнь гиганта, боясь темноты, отказывается встречать смерть в маске, говоря себе: «Рай…я в раю…рай». Во время приговора, у всех надзирателей глаза наполненные неизбежностью и слёзами, а у самого молодого из них, вовсе текут слёзы.
«Пол ты не отдал приказ…» - говорит ему товарищ.
«Первая фаза! » - загораются лампы.
«Вторая фаза! » - электричество проходит по телу, сразу в мозг.
Секунды, проходя и божьего дара, Джона Коффи больше нет в живых.
Последние минуты фильма показывают того самого старика, являющийся Полом, тот, кто за убийство чёрного чуда, расплачивается долголетием, провожаю в смерть всех своих родных, при чём с тем же с мышонком Джинглисом, которому передалась часть энергии Коффии, во время его воскрешения.
Последние строки главного героя звучат так: «У каждого своя зелёная миля, как же порой бесконечна она».
Фильм даже при нескольких просмотров, даёт пищу для размышления, немного оседает на сердце, застревает в сознании на некоторое время и не забывается никогда.
Хороший актёрский состав, никто не фальшивил.
Достойная работа оператора, показывающая всю мерзость тюрьмы, и всю красоту природы.
Ненавязчивая музыка композитора.
Отличная работа режиссёра, очень последовательно построен сюжет, в нужное время повороты, неожиданности, нет растягивания, всё точно и во время, как выполнение смертного приговора.
«Все они погибли из-за любви…и так каждый день…по всему миру» - Джон Коффии.

Фильм, который не оставляет равнодушных. Одна из лучших ролей Тома Хэнкса и Майкла Кларка Дункана. Одна из лучших экранизаций романа Стивена Кинга. Фильм на века, который должен посмотреть каждый, кто ценит по-настоящему хорошее кино. Итак, сегодня мы расскажем вам неизвестные факты о фильме “Зеленая миля”.

1. Все охранники в фильме одеты в одинаковую тюремную униформу. В 1935 году не было принято носить единую форму. Такое решение было принято авторской группой, чтобы создать в фильме соответствующую атмосферу.
2. В штате Луизиана электрический стул стал способом казни лишь в 1941 году. В год, значащийся временем действия фильма – 1935 (в книге – 1932), осужденных преступников казнили через повешение.
3. На самом деле, Майкл Кларк Дункан, исполнитель роли добродушного темнокожего арестанта Джона Коффи, был абсолютно одинакового роста с актером Дэвидом Морсом (Брутус «Зверь» Хауэлл). Более того, он даже был ниже актера Джеймса Кромвелла, который играл роль начальника тюрьмы, почти на 5 сантиметров. Для того, чтобы создать такой его рост были использованы специальные ракурсы камеры и другие приемы. Изощряться приходилось довольно-таки много.

4. Продюсеры долго не могли найти актера на роль Джона Коффи. Брюс Уиллис посоветовал им актера Майкла Кларка Дункана, с которым он снимался в “Армагеддоне”.
5. Когда на съемочную площадку приходил Стивен Кинг, то актер Том Хэнкс постоянно предпочитал оставаться в образе, чтобы автор мог понять, правильно ли был сделан выбор. Один раз Стивен Кинг предложил Тому посидеть на Old Sparky ((авт. перевод “Старина Спарки”, “Старая искра”), так в штатах Арканзас, Коннектикут, Флорида, Джорджия, Иллинойс, Кентукки, Небраска, Нью-Йорк, Огайо, Оклахома, Южная Каролина, Техас, Вирджиния и Западная Вирджиния называли электрический стул. Интересно, что в штатах Нью-Джерси, Пенсильвания и Теннесси его называли Old Smokey (“Старина Смоуки”, “Старый дымок”)): Том отказался, сказав, что это нарушит дисциплину в тюрьме.
6. Если верить самому Стивену Кингу, которого экранизировали невероятное количество раз, то он считает этот фильм единственной самой верной адаптацией его работ.
7. В начале съемок было решено, что Том Хэнкс будет играть старого Пола Эджкомба. Но после многочисленных попыток гримеров сделать его старым, стало понятно, что он выглядит слишком молодо. Именно по-этому для этой роли был приглашен Дэббс Грирс. Также оказалось, что эта роль стала для Дэббса последней ролью в кино, больше в кино он не снимался.

8. По книге действие происходит в 1932 году. Время для фильма была специально сдвинуто на 1935 год, чтобы в нем можно было использовать фильм “Цилиндр” – известнейшую в США музыкальную комедия режиссёра Марка Сендрича. Четвёртый совместный фильм Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Именно в этом фильме впервые была исполнена песня “Щека к щеке” (Cheek to cheek). Эпизод с этой песней неоднократно цитировался в более поздних кинофильмах, в том числе в “Пурпурной розе Каир”.
9. Актеру Дагу Хатчинсону (исполнителю роли Перси) дали невероятно скрипучую обувь для съемок в фильме. Это было сделано для того, чтобы он мог по-настоящему раздражать своим присутствием всех, кто с ним снимался. Актер сказал, что он даже доволен, что так случилось. В самом фильме можно слышать, как сильно скрипит его обувь.
10. Из всех экранизаций Стивена Кинга этот фильм единственный, который преодолел отметку в 100 миллионов долларов в американском прокате.
11. Когда Стивен Кинг один раз пришел на съемочную площадку, ему предложили посидеть на электрическом стуле при полном подключении. Он с интересом согласился. Но после полного подключения попросил быстро все убрать, сообщив, что ему было очень неприятно. Хотя, скорее, слова были использованы более резкие.

12. Изначально в фильме Пол кричал Перси “Get the fuck off my block” (букв. перевод “Пошел на%№й из моего блока”). Но позже все-таки было принято решение дублировать фразу на “Get the hell off my block” (букв. перевод ”Пошел к черту из моего блока”).
13. По книге персонажу Перси был 21 год. Актеру Дагу Хатчиссону на момент съемок было целых 39 лет. Он соврал режиссеру Фрэнку Дарабонту, что ему “слегка за 30″ и получил роль. Позже это сыграло с ним злую шутку, когда он пробовался на роль персонажа постарше для фильма “Море Солтона”. Тогда режиссер сказал, что ему нужны актеры постарше и сильно удивился, когда Даг показал ему свои водительские права с указанием возраста. Кроме того сильно удивился и Фрэнк Дарабонт, который выступил продюсером этого фильма и только тогда понял, что его надули.

14. Роль Пола Эджкомба изначально была предложена Джону Траволте, но он отказался от участия в проекте.
15. В фильме играет актер, которого зовут Гарри Дин Стэнтон. Абсолютно отдельно от этого факта в фильме есть два персонажа: одного зовут Гарри, а другого Дин Стэнтон. Забавно, не правда ли? (на фото – второй слева)

16. В моменте, когда Джон Коффи посещает Мелинду Мурс, она дает ему медаль Святого Кристофера. В католицизме, Святой Кристофер известен как покровитель путешественников (Джон Коффи описывал себя, как странника). И он, также как и Коффи, умер мучеником.
17. В самом начале фильма, когда Пол Эджкомб просыпается после страшного сна и идет по полу, то он отчетливого зеленого цвета. Это прямая аллюзия на Зеленую милю, которую проходят смертники.
18. Когда Пол и Брутус выводят Джонна Коффи на улицу, он говорит: “Посмотрите, это Кэтти, едет на огненной колеснице”. В данном случае имеется в виду Кассиопея, ее именно так и изображали.

19. Музыка, которая играет по громкоговорителям в доме престарелых, в котором находится старый Пол это та же мелодия, что и в фильме “Пролетая над гнездом кукушки”. Тогда ее слушала медсестра во время терапии.
20. Имя для персонажа Джона Коффи было скопировано с профессора колледжа, преподобного Джона Коффи, которого знал Стивен Кинг. Преподобный Коффи преподавал историю в “Emerson College” в Бостоне, штат Массачусетс. Он ушел на пенсию в мае 2005 года.
21. По версии Канала 4 (Великобритания) фильм “Зеленая миля” занял второе место в списке “Самые слезливые фильмы”, уступив только фильму “Инопланетянин” Стивена Спилберга.
22. Интересный факт, впервые увидев мышонка Мистера Джинглса, Перси сравнивает его с цингой, болезнью вызванной недостатком витамина С. Хотя доказано, что у мышей есть ген, который активно синтезирует этот жизненноважный витамин.
23. Майкл Джетер, актер, который играет Эдуарда Делакруа, также играл в фильме “Охота на мышь”. Там мышонка наоборот пытались всячески уничтожить.
24. Стивен Кинг лично посетил премьеру со своей женой Табитой.
25. Майкл Кларк Дункан испытывал очень большой дискомфорт при съемках сцены, в которой он должен был хватать Тома Хэнкса между ног. Момент никак не могли снять, поскольку эмоции получилась очень своеобразными и не передавали момент. В итоге, Том вышел на несколько минут с площадки и снимать начали заново. Когда Дункан снова схватил актера между ног, то стало понятно, что тот положил себе в штаны пластиковую бутылку, и переживать можно было меньше.
26. Мышонку Мистеру Джинглсу было по меньшей мере 64 года в тот момент, когда Пол Эджкомб показал его своей старой подруге. Это в 9 раз дольше, чем прожила самая известная мышь-долгожитель.

ISBN []

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    История повествуется от лица Пола Эджкомба - бывшего надзирателя федеральной тюрьмы штата Луизиана «Холодная гора», а в настоящее время обитателя дома престарелых «Джорджия Пайнз». Пол рассказывает своей подруге Элейн Коннелли о событиях, произошедших более полувека назад.

    1932 год. Пол - старший надзиратель тюремного блока «E», в котором содержатся приговоренные к смертной казни на электрическом стуле. В тюрьме этот блок, застеленный линолеумом цвета перезрелого лайма, называют «Зелёная миля» (по аналогии с «Последней милей», которую приговорённый проходит в последний раз).

    В обязанности Пола входит проведение казней. Надзиратели Гарри Тервиллигер, Брут «Зверюга» Хоуэлл и Дин Стэнтон, которые помогают ему в этом, выполняют свою работу, придерживаясь негласного правила «Зелёной мили»: «Лучше относиться к этому месту, как к реанимационной палате. Самое лучшее здесь - тишина ».

    Особняком в команде Пола стоит надзиратель Перси Уэтмор. Молодой садист , трусливый и жестокий, он развлекается, издеваясь над заключёнными, и мечтает о том дне, когда лично проведёт казнь. Несмотря на всеобщее омерзение, которое он вызывает на «Зелёной миле», Перси чувствует себя в полной безопасности - он племянник жены губернатора штата.

    На момент повествования в блоке «E» ожидают казни два смертника - индеец племени чероки Арлен Биттербак по прозвищу «Вождь», приговорённый к смерти за убийство в пьяной драке, и Артур Фландерс по кличке «Президент», получивший приговор за убийство собственного отца с целью получения страховых выплат. После того как Вождь проходит по «Зелёной миле» и садится на «Старую замыкалку» (англ. Old Sparky ) (так называют в тюрьме электрический стул), а Президента переводят в блок «C» для отбывания пожизненного заключения, в блок «E» прибывает француз Эдуард Делакруа, которого все называют «Дел», приговорённый к смерти за изнасилование и убийство девушки и непредумышленное убийство ещё шести человек. Вторым прибывает Джон Коффи, темнокожий мужчина более двух метров ростом и весом около 200 килограммов, по поведению скорее похожий на умственно отсталого ребенка, чем на взрослого человека. В сопроводительных документах указано, что Джон Коффи признан виновным в изнасиловании и убийстве двух девочек-близняшек Кэти и Коры Деттериков.

    В это время на «Зелёной миле» появляется маленький мышонок. Неизвестно откуда взявшись в тюрьме, он всякий раз неожиданно появляется и исчезает, демонстрируя недюжинный ум и сообразительность, не свойственную мышам. Перси Уэтмор каждый раз впадает в бешенство при появлении мышонка; он пытается его убить, но тот всегда успевает ускользнуть. Вскоре Делакруа удается приручить находчивого мышонка и он дает ему имя «Мистер Джинглес». Зверек становится любимцем всей «Мили». Получив разрешение оставить мышонка в камере, Делакруа обучает его различным трюкам. Единственный, кто не разделяет общего отношения к мышонку - Перси Уэтмор.

    Третьим в блок «E» прибывает заключённый Уильям Уэртон, также известный как «Крошка Билли» и «Дикий Билл». Осужденный за грабёж и убийство четырёх человек при этом, Уэртон по прибытию в блок начинает вести себя антисоциально и всячески раздражать Пола, «Зверюгу» и Гарри.

    Пол - близкий друг начальника тюрьмы Хола Мурса. В семье Мурса трагедия - у его жены Мелинды обнаружена неоперабельная опухоль мозга. Надежды на излечение нет, и Мурс делится с Полом своими переживаниями. У самого Пола также проблемы со здоровьем - он страдает воспалением мочевого пузыря . Именно болезнь Пола позволяет Джону Коффи проявить свои сверхъестественные способности. Прикоснувшись к Полу, Джон Коффи поглощает болезнь как некую субстанцию, а затем выпускает её из себя в виде тучи пыли, похожей на насекомых. Удивительное исцеление заставляет Пола сомневаться в виновности Джона Коффи - Господь не мог дать такой дар убийце.

    Тем временем обстановка в блоке «E» накаляется. Уэртон, подкарауливает потерявшего осторожность Перси Уэтмора, хватает его через решетку и целует в ухо. От испуга Перси мочится в штаны, а Делакруа, наблюдавший эту сцену, не может удержаться от смеха. В отместку за своё унижение Перси убивает «Мистера Джинглеса», но Джон Коффи снова проявляет свой дар и возвращает мышонка к жизни.

    Пол и «Зверюга», возмущенные поведением Перси, требуют, чтобы тот убирался с «Мили». Перси ставит условие - если ему разрешат руководить казнью Делакруа, он переведется в психиатрическую лечебницу «Брайр-Ридж», работа в которой считается для надзирателя престижной. Не видя другого способа избавиться от Перси Уэтмора, Пол соглашается. Казнь Делакруа превращается в настоящий кошмар - Перси намеренно не намочил губку в соляном растворе, из-за чего Делакруа буквально сгорает заживо. «Мистер Джинглес» во время казни Делакруа исчезает из блока.

    Для Пола это становится последней каплей. Понимая, что Мелинде Мурс, так же, как и Джону Коффи, жить осталось совсем немного, он решается на отчаянный шаг - тайно вывезти из тюрьмы приговоренного к смерти заключенного для того, чтобы спасти умирающую женщину. «Зверюга», Дин и Гарри соглашаются помочь Полу. Подогнав к блоку «E» грузовик, насильно заперев Перси в карцер, нарядив в смирительную рубашку и усыпив «Дикого Билла», надзиратели с величайшими предосторожностями сажают туда Джона Коффи и отправляются к дому начальника тюрьмы.

    Джон исцеляет Мелинду. Но, поглотив опухоль, Коффи не может избавиться от неё сам, как делал до этого, ему становится плохо. Едва живого, его снова сажают в грузовик и возвращают на «Милю».

    Освободившись от смирительной рубашки, Перси начинает угрожать Полу и остальным надзирателям, что заставит их заплатить за содеянное. Он слишком близко подходит к камере, и Джон Коффи хватает его через решетку. На глазах надзирателей Джон выдыхает поглощенную опухоль в Перси Уэтмора. Сойдя с ума, Перси подходит к камере «Дикого Билла», выхватывает револьвер и всаживает шесть пуль в спящего Уэртона.

    Джон Коффи объясняет потрясенному Полу причины своего поступка - именно «Дикий Билл» был настоящим убийцей Кэти и Коры Деттериков, и теперь его настигла заслуженная кара. Понимая, что ему предстоит казнить невинного человека, Пол предлагает Джону выпустить его. Но Джон отказывается; он хочет уйти, потому что устал от людской злобы и боли, которой в мире слишком много, и которую он ощущает вместе с теми, кто её испытывает.

    Скрепя сердце, Полу приходится провести его по «Зелёной миле». Это становится последней казнью, которую проводит Пол. Расследование смерти «Дикого Билла» приходит к выводу, что причиной произошедшего было внезапное помешательство надзирателя. Перси Уэтмора, как и предполагалось, переводят в «Брайр-Ридж», но не в качестве работника, а в качестве пациента.

    На этом Пол завершает свой рассказ. Элейн, которая уже давно живет рядом с ним в доме престарелых и считавшая его своим ровесником, задает вопрос: если на момент описываемых событий, в 1932 году, у Пола было двое взрослых детей, то сколько же лет ему самому сейчас, в 1996 году?

    Ответ Пола поражает Элейн - он показывает ей мышь, старую и дряхлую, но живую. Это «Мистер Джинглес», которому сейчас 64 года. Самому Полу 104 года. Сверхъестественный дар Джона Коффи дал долгую жизнь им обоим, но Пол считает своё долголетие проклятьем за убийство невиновного. Он остался совершенно один - все его родные и близкие давно умерли, а он продолжает жить.

    Последние слова Пола: «Мы все обречены на смерть, все без исключения, я это знаю, но, о Господи, иногда зелёная миля так длинна ».

    Все персонажи

    • Пол Эджкомб - рассказчик, от лица которого ведётся повествование. Бывший надзиратель блока «E» тюрьмы «Холодная Гора», а в настоящее время 104-летний обитатель дома престарелых «Джорджия Пайнз».
    • Джон Коффи - заключённый блока «E», огромный афроамериканец. Аутичный , но очень добрый и чувствительный человек. Обладает сверхъестественными способностями. Приговорён к смертной казни за убийство двух девочек, которого не совершал.
    • Элейн Коннелли - верная подруга Пола Энджкомба в доме престарелых «Джордия Пайнз».
    • Брут Хоуэлл по прозвищу «Зверюга » (англ. Brutal ) - надзиратель блока «E», близкий друг Пола. Крупный, но, вопреки прозвищу, добродушный человек.
    • Гарри Тервиллигер
    • Дин Стэнтон - надзиратель блока «E», друг Пола.
    • Кертис Андерсон - заместитель Хола Мурса.
    • Хол Мурс - начальник тюрьмы, друг Пола.
    • Перси Уэтмор - надзиратель блока «E». Молодой 21-летний человек с женственной внешностью и омерзительным характером. Любит издеваться над заключенными. Племянник жены губернатора штата.
    • Эдуард Делакруа, он же «Дел » - заключённый блока «E», француз. Приручил мышонка «Мистера Джинглеса» и обучил его разным трюкам. Приговорён к смертной казни за изнасилование и убийство девушки и непредумышленное убийство ещё шести человек.
    • «Мистер Джинглес » - маленький мышонок, неизвестно откуда появившийся в блоке «E». Наделен недюжинным умом и сообразительностью, несвойственную мышам. Становится близким другом Делакруа, который обучает его разным трюкам. После казни Делакруа исчезает из блока, но в конце становится другом Пола.
    • Арлен Биттербак , он же «Вождь » - зaключённый блока «E», индеец племени чероки . Приговорён к смертной казни за убийство в пьяной драке
    • Уильям Уэртон , он же «Крошка Билли » и «Дикий Билл » - заключённый блока «E». 19-летний маньяк-убийца . Настоящий убийца двух девочек.

    Факты

    • Роман писался частями, и вначале издавался отдельными брошюрами:
      • Том 1: Две мёртвые девочки (28 марта 1996; ISBN 0-14-025856-6)
      • Том 2: Мышь на миле (25 апреля 1996; ISBN 0-451-19052-1)
      • Том 3: Руки Коффи (30 мая 1996; ISBN 0-451-19054-8)
      • Том 4: Скверная смерть Эдуарда Делакруа (27 июня 1996;
      • Произведение выиграло премию Брэма Стокера в номинации «Лучший роман» в 1996 году.
      • Джон Коффи, исцеляя кого-либо, выплёвывает что-то вроде насекомых. Это напоминает о демоне Вельзевуле , который считается повелителем мух, богом врачевания и в то же время дьяволом.
      • Кроме самого Пола Энджкомба, никто из тех, кто так или иначе имел отношение к казни Джона Коффи, не умер от старости, а погиб либо от болезни, либо в результате несчастного случая.
      • Сюжет книги и фильма до мельчайших подробностей напоминает сюжетную линию Понтия Пилата и Иешуа из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита ». В нём есть все клоны и параллели, изменены только имена, типажи и исторический антураж - несправедливо осуждённый праведник-чудотворец, исцеляющий своего палача; палач, разрывающийся между чувством признательности за излечение, сочувствием и служебным долгом; осуждённый, принимающий свою судьбу с должным смирением; наказание палача бессмертием. Повторена даже такая деталь, как верный домашний питомец, разделивший с любимым хозяином его долгое наказание, ужавшийся с размеров верного пса до мышонка.

      Дальнейшие судьбы героев

      В последних главах книги главный герой описывает дальнейшую судьбу героев романа.

      • Клаус Деттерик (отец убитых девочек) - умер от инсульта в марте 1933 года.
      • Хол Мурс - умер от инсульта в 1941 году сразу после нападения японцев на Пёрл-Харбор .
      • Мелинда Мурс (жена Хола Мурса) - умерла спустя 10 или 11 лет от сердечного приступа.
      • Джейнис Эджкомб (жена Пола Эджкомба) - погибла в автокатастрофе в 1956 году в возрасте 59 лет.
      • «Мистер Джинглес» (мышонок) - умер от старости в день, когда Пол показал его Элейн в возрасте 64 лет.
      • Элейн Коннелли (подруга Пола Энджкомба) - умерла от старости через 3 месяца после «Мистера Джинглеса».

    «Зеленая миля» - книга, любимая читателями по всему миру, проникновенная история о простых людях и жизненных перипетиях с нетривиальным сюжетом и очень трогательной развязкой. Не совсем характерен для стиля Стивена Кинга роман «Зеленая миля», отзывы о котором лестные уже на протяжении более десятка лет, ведь в нем минимум мистицизма и не так уж много от жанра ужасов. «Зеленую милю» просто обязан прочитать каждый, ведь это словно философский трактат, где очень много смысла. В 1999 году по данной книге был снят художественный фильм, который просто обожают миллионы и по сей день. В создании фильма принимал участие сам автор книги - Стивен Кинг.

    «Зеленая миля»: краткое содержание

    Повествование идет от лица бывшего тюремного надзирателя по имени Пол. Он когда-то работал в тюрьме «Холодная гора», что в штате Луизиана. На момент чтения вами книги он уже совсем стар и обитает в доме престарелых. Он решает поведать одну из историй своей жизни, которая случилась на самом деле много лет назад, своей подруге Элейн.

    Дело происходит в 1932 году, как раз на тот момент Пол работал в блоке «Е», там держали самых опасных преступников, которые были приговорены к смертной казни через электрический стул. В данном учреждении этот страшный блок все называют «Зеленой милей» из-за ярко-зеленого цвета линолеума, по которому заключенным предстоит отправиться в свой последний путь.

    Обязанностью Пола является самое страшное - проведение казней. Другие надзиратели стараются относиться к работе спокойно, они просто выполняют свои обязанности, как и Пол. Необычно лишь поведение надзирателя по имени Перси, он молод и порывист, у него явные садистские наклонности, этот человек любит издеваться над заключенными, но при этом по сути своей является трусом. На удивление, у Пола он вызывает даже больший негатив, чем преступники. Но Перси это не волнует, он родственник губернатора, потому и ощущает абсолютную безнаказанность. Очень тонко передает эмоции человека Стивен Кинг. «Зеленая миля», краткое содержание которой перед вами, - глубокое психологическое произведение.

    Знакомство с персонажами

    На ту пору, о которой Пол рассказывает, в этом отделении тюрьмы было всего двое заключенных. Один из них был индейцем племени чероки, его приговорили за то, что он убил человека в пьяной разборке. А второй засиделся в «Зеленой миле» совсем недолго. Его переводят в другой блок, а индейца казнят. И вот тогда в блоке «Е» появляются другие два персонажа. Первый - это француз Делакруа, он сотворил в жизни очень много плохого. Приговорен к казни за то, что насиловал девушек и убивал людей. А второй - Джон Коффи, это высокий и сильный афроамериканец со спокойным нравом, по документам Полу становится известно, что он приговорен к казни за изнасилование и убийство двух девочек-близнецов.

    Странное дело, а может, и нет, но в тюрьме именно в «Зеленой миле» вдруг появляется маленький мышонок, он то неожиданно выходит к людям, то исчезает. Перси сразу же невзлюбил животное, он хочет поймать и убить мышь. Но Делакруа приручил кроху, он попросил разрешения оставить его у себя, а затем обучил нескольким несложным трюкам. Мышонок становится любимцем всей тюрьмы, и только Перси по-прежнему его ненавидит.

    А затем в блок для смертников попадает третий человек, это Уэртон, ему всего девятнадцать, но он очень опасен, его жестокость просто не знает границ, он настоящий маньяк, который терпеть не может людей, он умышленно ограбил и убил несколько человек, за что и попал в тюрьму.

    А затем в книге происходит странное. Пол очень дружен с у того большое горе, его любимая жена больна неизлечимой формой рака и угасает прямо у него на глазах. Начальник рассказывает все Полу, тот прекрасно понимает его горе, ведь Пол и сам очень болен, у него воспаление мочевого пузыря, что доставляет ему сильную боль. И вот однажды Джон Коффи делает невероятное, он ощутил, как плохо Полу, простым прикосновением он полностью справился с воспалением, вытянув его, как небольшую дымку, из тела Пола, а потом выпустил ее из своего рта, будто стаю саранчи. Пол не мог поверить своим глазам, он не мог понять, как этот громила, который разговаривает, будто умственно отсталый, смог такое сотворить. Теперь Полу становится странно, что человек, наделенный таким даром, смог сотворить плохое.

    Развитие сюжета

    А в это время в «Зеленой миле» происходит множество неприятных событий. Уэртон ссорится с Перси, ссору видит Делакруа и не может не посмеяться над трусостью второго. Решив отомстить, Перси убивает мышонка. Но только Джон Коффи снова спасает ситуацию и возвращает мышке жизнь. Оказывается, что он способен и на такое.

    Это была последняя капля, остальные надзиратели больше на намереваются терпеть выходки избалованного Перси и требуют его отставки, Пол выступает в их числе. Перси и сам хотел уйти в более престижное место, только он ставит условие: ему должны разрешить руководство казнью француза. Коллеги соглашаются, так как считают, что тот не сможет сделать хуже. Но это не так, он подстраивает все так, что Делакруа буквально сгорел заживо.

    В это время жене начальника тюрьмы все хуже, Пол понимает, что Джон мог бы с помощью своего дара помочь ей, но до его казни остается всего лишь пара дней. Пол предпринимает очень рискованный поступок: он вместе с коллегами нейтрализует Перси, который мог бы на них донести, берет машину и везет Джона домой к другу, где умирает женщина. Джон спас ее, только вот болезнь не захотела покидать его тело, как было ранее. Силы стали на глазах покидать его, на машине его доставляют обратно в стены тюрьмы.

    Развязка

    Когда Перси смог высвободиться от пут, он начал угрожать всем и каждому в «Зеленой миле», что донесет на них и каждого ожидает расправа. Он очень близко подходит к камере Джона, неожиданно Коффи хватает Перси и выдыхает затаенную болезнь ему прямо в лицо. От этого Перси моментально теряет рассудок и шесть раз стреляет в Уэртона, который в тот момент просто спал.

    Растерянные надзиратели совершенно не понимают происходящего, но Джон Коффи объясняет, что он не совершал преступления, а девочек убил Уэртон, таким образом, кара Господа настигла настоящего убийцу. Пол понимает, что предчувствия его не обманывали и Джон действительно невиновен. Тогда Пол предлагает Коффи побег, но Джон отказывается, он и сам желает покинуть этот мир, так как не понимает очень многого: жестокость, злобу, мелочность, низкие страсти, которыми одержимы многие люди. Джон очень хорошо ощущает ту боль, которую испытывает абсолютно каждый. И он больше не может этого терпеть.

    Полу приходится провести Джона по зеленому коридору до электрического стула. Сам Пол понимает, что больше не сможет этим заниматься. Джон умирает. Расследование смерти заключенного от пулевых ранений показало, что виновен один из надзирателей, который лишился рассудка. Перси упекают в лечебницу.

    Эпилог

    На этом моменте Пол прекращает повествование. Элейн уже давно соседствует в богадельне с Полом, она спрашивает про его возраст. И оказывается, что ему уже больше ста лет, а мышонку, который все еще с Полом, больше шестидесяти. Джон наградил их обоих даром долголетия, только вот Пол вовсе не рад этому, ведь муки за убийство невинного человека преследовали его все эти годы. А кроме того, все его близкие уже скончались, он остался один. Последними словами бывшего надзирателя в этом романе становится легендарная фраза: «Порой зеленая миля так длинна…»

    Отзывы о книге

    В мире почти любому знакомо название «Зеленая миля», отзывы о данной книге практически все положительные. Некоторые сначала посмотрели кинокартину, а потом прочитали роман. Но эта история просто перевернула представления многих людей о нашем мире.

    Если вы ищете книгу с проникновенным сюжетом и нетривиальными персонажами, то выбирайте роман, который написал Стивен Кинг, - «Зеленая миля». Отзывы о книге очень лестные.

    Фильм, снятый по произведению, просто потрясает. Драматичность, трогательность, огромное напряжение - всю эту гамму эмоций испытываешь одновременно. Оторваться от сюжетной линии просто невозможно. Фильм производит совершенно верное впечатление, а книга - выше всяких похвал. Многие отмечают, что книга не намного сильнее, нежели фильм, как часто бывает. Кинокартина так хороша, что не слишком отличается от романа. Все в ней гармонично и передано именно так, как было задумано автором.

    «Зеленая миля» - книга, отзывы о которой встречаются различного характера, но по большей части положительные.

    Большинство читателей единодушно утверждают, что книга просто гениальная. Пускай в ней очень гнетущая атмосфера, рассказывается про убийц, расизм, смертную казнь и жизненную несправедливость, но оторваться от чтения практически невозможно. Это очень трогательная книга. Это произведение на все времена, а читать слог Кинга - одно удовольствие.

    А какие обороты и фразы использует в романе Стивен Кинг! «Зеленая миля», цитаты из которой разошлись по миру, полна афоризмов о жизни и о человеке. Вот некоторые из них:

    "Романтика не умирает даже для тех, кому уже больше восьмидесяти."

    "В любом возрасте не в радость испуг и одиночество, но в старости они особенно ужасны".

    "Лучше прыгнуть сразу, раньше, чем потеряешь самообладание и захочешь отказаться от прыжка."

    "Лучше нелепая любовь, чем вообще никакой."

    Многие читатели считают, что "Зеленая миля" - лучшее произведение из всех, что написал Стивен Кинг. Роман очень просто читается. Сюжет затягивает с первых страниц. Читая, вживаешься в атмосферу произведения, переживаешь, радуешься и проживаешь историю вместе с персонажами. А если после прочтения посмотреть фильм, получится лучше представить описанную в книге обстановку.

    «Зеленая миля», отзывы о которой многочисленны, просто не может не понравиться. И восторженных отзывов можно найти очень много. Любому человеку не чужды сострадание, сочувствие, любовь, настоящая дружба и так далее. Когда читаешь «Зеленую милю», испытываешь совершенно различные и очень сильные эмоции, переживаешь жизни героев, задумываешься об очень серьезных философских проблемах. Этот роман не только стоит, но просто необходимо прочитать, его уже поистине можно считать классикой мировой литературы. «Зеленая миля» - книга, отзывы о которой вполне соответствуют действительности.

    Рецензии

    Если вам хочется прочесть что-то стоящее, то вас не разочарует Стивен Кинг. «Зеленая миля», мнение критиков о которой мы рассмотрим, не зря стала культовой книгой.

    Написано множество прекрасных рецензий, посвященных данному шедевру. Их содержание не столь однозначно, как в отзывах простых читателей, но все же роман действительно нравится даже строгим критикам.

    Книга «Зеленая миля» отзывы и рецензии в свое время получила от самых влиятельных изданий. Одну из рецензий приведем ниже.

    «Это одна из если не назвать ее лучшей. Здесь поклонники творчества писателя не увидят ужасов, а найдут потрясающую по сложности и жизненному реализму драматичную историю. Это история очень доброго человека, рожденного имеющего дар исцелять и дарить людям жизнь. Только вот в современном мире такому человеку совсем не нашлось места. Его посадили в тюрьму за преступления, которых он не совершал, и обрекли на смерть. И даже в этих страшных обстоятельствах человек остается смиренным, добрым ко всем, кто этого заслуживает, и самоотверженным, готовым отдать свою жизнь ради другого. Этот персонаж пытался сделать жизнь своих сокамерников и надзирателей хоть немного лучше, понимая, что живет в этом мире свои последние дни. Несколько раз в книге все же встречается некий мистицизм, он сокрыт в необычном даре Джона Коффи, но его в книге совсем немного, что не характерно для романов Стивена Кинга. Здесь это совершенно уместно, это лишь добавляет некую остроту сюжету и никак не портит реализм, которым полнится содержание. Каждая фраза в романе очень образная и яркая, читатель прекрасно понимает главных персонажей, их поступки, мысли и эмоции. Герои в романе представляются точно живые. Дороги минуты, проведенные за прочтением этого романа, порой хочется зажмуриться, представляя то, что происходит на его страницах, порой - вскрикнуть, не сдержав удивления, а порой - просто разрыдаться. От этой книги слезы выступают даже у взрослых и мужественных читателей. Больно становится оттого, что все происходит лишь в книге, что ты не сможешь ничего изменить и помочь главным героям. Сопереживание персонажам тут просто гарантировано. «Зеленая миля» - это потрясающая книга, она создана, чтобы дать возможность посмотреть на жизнь со всей ее несправедливостью и жестокостью, не закрывая глаза. Каждый должен прочитать эту книгу, чтобы понять, что такое жизнь».

    Стивен Кинг «Зеленой милей» хотел сказать, что человечество со всеми своими пороками ещё не готово к приходу спасения.

    Экранизация романа, автор которого - Стивен Кинг

    «Зелёная миля» — это не только чудесная книга, но и замечательный фильм, о котором уже упоминалось ранее. Это ставшая культовой мистическая драма от создателя хоррор-историй - Стивена Кинга. Премьера кинокартины прошла в декабре 1999 года. Фильм удостоен четырех номинаций на «Оскар», трех премий «Сатурн» и множества иных наград и номинаций. Режиссером выступил а главные роли исполнили известнейшие актеры: Том Хэнкс и Майкл Кларк Дункан.

    Фильм «Зеленая миля», отзывы о котором столь же лестные, как и о книге, любят уже много лет люди разных возрастов. От картины зрители в полном восторге по сей день, хоть фильм можно отнести к классике мирового кинематографа. Картина не новая, с ней ознакомились очень многие, но не понять ее или же не проникнуться ею просто невозможно.

    Те, кто посмотрел это кино, делятся на два лагеря. Первые пересматривают фильм снова и снова, желая освежить былые эмоции. Вторые, посмотрев его раз, больше не хотят повторять, так как фильм наполнен несправедливостью и болью, коими полнится человеческая жизнь.

    Очень серьезные социальные темы затронул в своем труде «Зеленая миля» Кинг. Отзывы о произведении даже от искушенных читателей наполнены восторгом и эмоциями. Кстати, сам Стивен Кинг считает, что этот фильм является лучшей экранизацией его романа. Наверняка для актеров и режиссера картины это было лучшей похвалой, ведь им удалость полностью воплотить задумку автора в жизнь. А это получается не столь часто.

    Том Хэнкс хотел лично сыграть своего героя по имени Пол в старости, но грим выглядел на нем очень неубедительно, возраста ему не добавлял, потому эти кадры за него играл другой актер - Дэббс Грир. К сожалению, эта роль для него стала последней в жизни.

    Ни для кого не секрет, что Стивен Кинг - личность незаурядная и непредсказуемая. Он лично посетил съемочную площадку. И его более всего привлек муляж электрического стула, на котором по сюжету казнили преступников. Конечно же, писатель пожелал и сам посидеть на нем, ведь модель вышла очень реалистичной, ее создавали по настоящим образцам середины двадцатого века. К удивлению съемочной группы, Кинг признался, что ему было очень комфортно и даже приятно посидеть на этом устройстве. Затем он предложил Тому Хэнксу попробовать этот эксперимент на себе, но тот учтиво отказался, не выходя из роли, сказав, что является здесь надзирателем, а не приговоренным к смерти.

    Только вот стоит знать, что наличие в этой книге электрического стула - это историческая неточность. Ведь во время, когда в романе разворачиваются события, в казнили особо опасных преступников иным образом, через повешение. Только и в книге, и в фильме смотрелся эффектнее.

    Итог

    Очень серьезные философские проблемы затронул в своем произведении «Зеленая миля» Кинг. Отзывы о романе лестные как среди русских читателей, так и среди мирового сообщества в целом.

    Если вам еще не довелось прочитать этот роман великого мастера мистических историй, то стоит это сделать в ближайшее время. В любой электронной библиотеке имеется произведение, которое создал Стивен Кинг, - «Зеленая миля». Отзывы, как правило прилагаются.

    Только приготовьтесь к тому, что книга выжмет из вас все эмоции, до капли, заставит переживать, надеяться, бояться, а в итоге, возможно, безудержно рыдать над прочитанным. Но это того стоит.

    Прочтите это произведение, даже если вы не поклонник жанра, в котором работает Кинг. "Зеленая миля" - книга, которую нужно прочитать, в какой бы стране вы ни жили, сколько бы вам ни было лет.