Эта дьявольски божественная скрипка Никколо Паганини – почему маэстро завещал ее Генуе. Пять интересных фактов о никколо паганини

Это наверно мечта любого скрипача, любого музыканта, пусть даже попытавшегося закодироваться от алкоголизма , завладеть скрипкой, на которой когда-то играл великий маэстро Николо Паганини. Эта та самая скрипка, которая как утверждают современники, была подарена маэстро дьяволом, после того как Паганини подписал с ним контракт. Мистика, но в это верили, об этом говорили, про это шушукались по углам. Но всё равно шли на концерт скрипача, чтобы услышать его исполнение. А оно было просто божественно. Он умел выжать из своей скрипки такие звуки, которые до этого не старались выжать никто, да и не пытались, а он смог.

Но почему его имя всё время пытались связать с дьяволом? Скорее всего, из-за его вида. Он был не очень симпатичным человеком, как говорили «горбун с кошачьим глазом», а всё, потому что он на самом деле страдал генетическим заболеванием – болезнью Морфана. Именно поэтому у него было плохое зрение, удлинённые пальцы и совершенно плохо с аортой. Но зато у него была большая коллекция скрипок, на которых он играл. А скрипки были именитые над ними работали мастера Страдивари, Амати, Гварнери. Эти мастера умели создавать удивительные скрипки, и он это понимал. Он чувствовал каждую из них, и благодаря этому мог спокойно выявлять из них такие рулады звуков, чего раньше никто и не предполагал это делать.

А ведь по сути всё начиналось у него как и у Моцарта. Его отец возился с ним с раннего детства. Только если отец Моцарта заставлял заниматься музыкой своего ребёнка с утра до вечера, то отец Паганини требовал заниматься музыкой целыми сутками. Правда и в том случае и в этом была заинтересованность самих детей. Им обоим было интересно искать новое в том что есть и сочинять новое, такого чего ещё не было. Но Моцарт это делал на клавесине, а Паганини на скрипке.

Паганини доказал своим искусством, что у маленькой скрипки есть своя душа и свои чувства. В его руках скрипка оживала и выдавала то весёлые мелодии, то печальные, а бывало и тревожные трели. То звучала лёгкая мелодия и вдруг обрывалась в пучину горя.

Когда Паганини умирал его скрипка была с ним рядом. И уже когда не было сил держать её в руках, он просто перебирал её струны. Из-за слухов, которые никто не мог опровергнуть гроб с телом никак не могли похоронить. Вообще история беспрецедентна. Такого ещё не было! Он умер в 1840 году, а похоронить его смогли лишь в самом конце 1890-х. Всё дело в том, что католические священники отказывались предать его тело земле, поскольку считали его посредником дьявола. Понадобилось вмешательство Папы римского, чтобы, в конце концов, его похоронили. А скрипка, которая до самой смерти была с ним рядом получила новое имя – «Вдова Паганини».

Звучание мелодии сравнимо с нежным ручьем, который своим течением мелодично вливается в ухо слушателя. Для многих людей музыка воспринимается как ориентир душевного настроения и зеркало реальности. Предметом воплощения данных переживаний является старинный музыкальный инструмент — скрипка .

Это смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Пожалуй, ни один другой инструмент не имеет такого сочетания технической подвижности, красоты и выразительности звука. Чем качественней изготовлен инструмент, тем лучше это будет отражаться на процессе игры, а также восприятии музыкальной композиции.

Однако сегодня большее изумление вызывает не сама игра на инструменте, а ее стоимость . Стоимость некоторых инструментов на сегодняшний день оценивается в несколько миллионов долларов, ведь элитарное искусство стоит больших денег.

Так какой же инструмент удостоился чести называться «самая дорогая скрипка в мире ». Представляем наш топ-5.

5 место – музыкальные инструменты Линзи Стоппард — 2,2 миллиона долларов

Линзи Стоппард – известная музыкантка, дочь сэра Тома Стоппарда, оскароносного писателя. Новые инструменты девушки полностью выполнены дизайнером Тео Fennell из 24-каратного золота. Инструменты украшены драгоценными камнями – алмазами, сапфирами и рубинами.

Черный и белый инструменты, сделанные под заказ Линзи Стоппард, вместе стоили 4,4 миллиона долларов, то есть по 2,2 миллиона каждая! Как считает их обладательница, искусство стоит денег, а элитарное нуждается в больших деньгах, либо вовсе бесценно.

По сути, инструменты от их дешевых собратьев не отличаются, но их цена видна наглядно. На этих богинях мелодии красуются пятьдесят тысяч кристаллов Swarovski.

Первые в мире золотые скрипки, которые украшены алмазами, рубинами и сапфирами доверили создать британскому ювелиру Тео Феннелли.

Уникальность этих инструментов в следующем:

  • 1. На их создание ушло девять месяцев.
  • 2. Основа инструментов была выполнена из карбона и кевлара – очень крепких и легких материалов, дабы компенсировать вес металла.
  • 3. Основу покрыли золотом и украсили драгоценными камнями.
  • 4. Для их создания понадобилось практически все детали разрабатывать с нуля и экспериментировать с электроникой, чтобы золото зазвучало.
  • 5. Стоимость одного инструмента составила 2,2 миллиона долларов.

4 место – музыкальный инструмент Никколо Паганини — 5 миллионов долларов

Цена этого музыкального инструмента известного итальянского композитора и музыканта долгое время оставалась в тайне, ведь анонимный покупатель не желал разглашения информации даже о том, что такой инструмент существует! Однако спустя некоторое время тайна открылась, и мир узнал, что цена данного старинного экспоната составляет 5 миллионов долларов!

Это довольно удивительно, ведь цена более чем в два раза выше цены предыдущих собратьев по звучанию.

Этот инструмент был любимым у Никколо Паганини. Ее создал Карло Бергонци, ученик великого мастера. Его сын Ахилл после смерти виртуоза продал музыкальный инструмент. В результате его владельцами в разное время были музыканты и аристократы.

Более 35 лет им владел Джон Корильяно, который был членов Нью-Йоркского филармонического оркестра. После кончины маэстро семья выставила инструмент на Sothebys, где она была продана. В настоящий момент инструмент хранится в специальном банковском помещении в определенных климатических условиях и под усиленной охраной, его застраховали на 4,5 миллиона долларов.

3 место – музыкальный инструмент Гварнери — 7 миллионов долларов

На третьем месте уверенно расположился музыкальный инструмент Гварнери, который сделан непревзойденным мастером. Он считается лучшим вместе со знаменитым Страдивари!

Это чудо было изготовлено в 1741 году, что свидетельствует о старинности и ценности инструмента. Максим Викторов, российский предприниматель, в 2008 году купил его за 3,540,000 долларов, однако эксперты провели оценку и утверждают, что нынешняя цена этого инструмента превышает 7 миллионов долларов, что и обеспечило ей третье место в нашем списке.

Большая стоимость не только у предметов старины, но и у домашних животных и даже обычных аквариумных рыбок. Хотя назвать обычными рыб , язык не поворачивается, обычны они лишь для миллионеров.

2 место – «Леди Блант» Антонио Страдивари — 15,89 миллионов долларов

Аукционный дом Tarisio в июне прошлого года продал инструмент Страдивари «Леди Блант» за рекордную цену по нынешним меркам — 15,89 миллионов долларов. Его приобрел анонимный покупатель. Но и это не все, все вырученные от продажи деньги были направлены в помощь пострадавшим от цунами и землетрясения в Японии.

Продажа «Леди Блант» вызвала громадный интерес среди коллекционеров, которые пожелали использовать уникальную возможность, чтобы купить исторический инструмент. Им в течение 30 лет владела внучка поэта лорда Байрона леди Анна Блант. Также хозяевами были парижский мастер Жан Баптист Вийом, барон Кнооп, коллекционер Ричард Беннет, Сэм Блумфилд и Музыкальный фонд Nippon. Удивительно, но инструмент находится в прекрасном состоянии, как и тогда, когда его создали.

«Леди Блант» наиболее близка к своему первозданному состоянию, то есть у нее сохранилась большую часть оригинальных черт, к тому же до сих пор в лаковое покрытие в целом не нарушено.

Инструмент изготовлен в 1721 году Антонио Страдивари. Он также делал виолончели и альты в Кремоне (Италия). Сегодня сохранилось примерно 600 его инструментов. Все они пользуются отличным спросом среди знающих коллекционеров и выдающихся мировых исполнителей. Особенно ценится «Леди Блант», проданная за 15,89 миллионов долларов.

1 место – «Вьетан» Гварнери дель Джезу — 18 миллионов долларов

Истинную уникальность этого инструмента смогли оценить лишь великие скрипачи. Именно на Вьетане играл в одно время Никколо Паганини. Говорят, что истинная ценность Вьетана не исчисляется в денежном эквиваленте. Питер Квинт, который держал на концертах этот инструмент, утверждает, что он обладает невероятной мощью с точки зрения качества звучания. Вьетан способен на широкую звуковую палитру, которая позволяет выражать более широкий спектр эмоций.

Но мы все же говорим о самой дорогой скрипке. Вьетан приобрели за умопомрачительную сумму — 18 миллионов долларов. Ее хозяином стал бельгиец Эжен Изаи, который стал обладателем наиценнейшего музыкального инструмента.

Сколько стоит поесть не просто вкусно, а с ощущением собственной значимости и превосходства? Наша статья с высокой стоимостью Вам про это расскажет. Подумать только, тратить на обед 681 205 рублей за один раз!

Видео: совершенные скрипки (2 часть)

Только один раз в год в муниципалитете города Генуя открывается заветная дверь небольшого хранилища, где в особых температурных условиях хранится скрипка, которую завещал родному городу Никколо Паганини. Торжественно передается она только на один концерт лучшему скрипачу виртуозу, заслужившему эту высокую честь на международном конкурсе имени величайшего генуэзца, прославившего свой город и Италию на весь мир.

Скрипка мастера Гварнери дель Джезу, сегодня во всем мире является величайшей редкостью. Осталось их единицы. И вот одна из них, самая знаменитая, вновь на свободе. И выглядит так, будто Никколо только вчера сдал ее на хранение. И есть ощущение, что до сих пор хранит она тепло его рук.
Смычок легко заскользил по струнам и зал наполнился волшебными звуками, будто сам ее хозяин незримо вернулся вместе с ней в этот огромный концертный зал. Теперь они вновь вместе. На сцене. Покоряют слушателей своей игрой, как в старые, добрые времена.

До сих пор помнит Европа, хотя и прошло после его смерти более 160 лет, неповторимое звучание струн этой воистину волшебной музыкальной скрипки. Умеющей не только звонко петь, но и приглушенно плакать, словно жалуясь на свою нелегкую кочевую жизнь. Неожиданно меняется музыкальная тема и зазвучала жизнеутверждающая мелодия знаменитой «Кампанеллы» – «Колокольчик» – это рондо из его второго концерта для скрипки с оркестром. Слушатели в восторге. Браво, брависсимо… эти возгласы долго не покидают стены концертного зала.

А Никколо, удаляясь в комнату отдыха, слышит эти звуки восторга и вместе с ними не перестающий звучать в его памяти звон церковных колоколов. Именно этот звон был предвестником его первого выступления в церкви, когда ему было всего лишь девять лет. Это было летом 1791 года. Он, этот звон, сопровождает его всю жизнь. И всегда в это время вспоминается ему та темная каморка, куда в далеком детстве запирал его отец, пока он не выучит задание. История его детства это история про мальчика и скрипку и их зарождающейся дружбе. Отныне они всегда будут вместе. Потому что юная душа Никколо сумела открыть в этом ласково сверкающем инструменте родственную ему душу и слиться с ней воедино. И это именно тот феномен, который позволил завистникам и недругам обвинить его в продаже души дьяволу. Хотя его душа была так же красива, как и несравнимая красота звучания скрипки, зато внешность была полной противоположностью: его бледное и скуластое лицо с заостренным носом, и свисающими до плеч темными волосами, и бросающаяся в глаза худоба тела – итог детства, лишенного движения и общения со сверстниками. С четырех лет его отец Антонио, лавочник – неудачник, большой любитель музыки начал обучать своего среднего сына Ника играть на скрипке. На эти занятия уходило до восьми часов в день. А за непослушание запирал сына в темную каморку вместе со скрипкой. И если словами Никколо не мог перечить отцу, зато по полной программе выражал свою обиду через звуки скрипки. Она рычала и свистела, хрюкала и визжала, а отец в это время закрывал глаза от предвкушаемого удовольствия, за выдающееся будущее своего сына. Тонкий знаток музыки и ценитель природного таланта он предвидел, что его сын поможет ему в будущем выбраться из трясины бедности, в которой он вынужден был прозябать вместе с тремя детьми.

Вполне возможно, что с раннего детства, кроме скрипки у Никколо не было друзей, он и представить себе не мог свою жизнь без скрипки. И она, в ответ, лишь только он прикасался к подбороднику инструмента, и любовно погладит ее струны, оживала. И теперь во всю мощь, в полнейшей тишине, звучала мятущаяся душа скрипача виртуоза. Не оставляющая равнодушным ни единого слушателя. Даже признанные скрипачи виртуозы мира признавали за Никколо первенство. Вполне возможно, что история красной скрипки Паганини начиналась на больших сценах Европы и прочно вошла в музыкальную жизнь всего мира. Именно Паганини обязан мир своей любовью к неповторимому звуку пения скрипки. С тех пор и поныне во всем мире стало очень престижно учиться играть на скрипке.
Евгений Шлей

Кому сегодня нужен старинный рояль? Играть на нем невозможно. С течением лет
звучание теряется, угасает. Рояль с «биографией» может представлять интерес
разве что как предмет интерьера или экспонат какого-нибудь исторического музея.
Но скрипки… Эти инструменты работы великих мастеров не утрачивают с веками
благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих
мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма. Подобно другим
драгоценным произведениям искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в
них влюбляются и их ненавидят… Об этом наша статья.

Проигрыш и выигрыш синьора
Паганини


Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой
человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты.
Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло: деньги быстро таяли, и
вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку,
пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была
проиграна. Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на
вечерний концерт, но над ним только посмеялись:
«Ты же сам ее на кон ставил!
Мы тебя не заставляли!» Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз
из-за соседнего столика. «Я простой купец из Парижа, – сказал он, – но люблю
музыку и бывал на ваших концертах. Вы – синьор Никколо Паганини. Так вот,
скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее
сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть,
ее звук понравится вам».
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был
очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила
история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее
молодому гению. «Не мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он.
Эта
скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед
концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру
Вильому (к нему мы еще вернемся). Вильом сумел «вылечить» скрипку, и
растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две
таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело,
вторую дарю вам, исцелившему душу».
До самой смерти Паганини так и не
расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи.
Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Только если в Геную
приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

Загадочный узник

Скрипка Страдивари
из собрания Мадридского королевского дворца

Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери, прозванный дель Джезу и
создавший скрипку, прославившую Паганини? Почему парижский купец назвал его
«никому не известным»?
О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало,
разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио
Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят
инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука.
Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит,
полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень
богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И все же
зависть не оставляла его до конца дней.
Однако Гварнери был арестован и
заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы он
уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать
скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом
продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу
только после смерти…

Приказ «отнять и
поделить»

Эдгар Банди.
«Антонио Страдивари». 1893 год

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь.
В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них
вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в
тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа
Страдивари…
В советское же время в России большевики попросту приказали
конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и
«национализировать» их. Знакомая песня, не правда ли? Знаменитое «отнять и
поделить» товарища Шарикова. Правда, как известно, будущий Шариков играл на
балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари, но сути
дела это не меняет.
Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не
путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь Одессы. В
кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из
большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было
славы Герострата). Текст был таким: «Предоставить подателю сего т-щу Прокофьеву
отдельный классный вагон для поездки в Одессу и обратно».
Зачем же прибыл в
Одессу привилегированный пассажир? Да вот с тем же пресловутым поручением –
найти и конфисковать все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая
вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли немалых
успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту
эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось
сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции
уникальных музыкальных инструментов. Здесь и скрипка 1628 года работы Антонио и
Джироламо Амати, и виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и
альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира.
Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских
ворот в Москве. Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их
законной собственности едва ли имеет смысл. Хорошо еще, что альт вообще уцелел.
Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем
Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Подделки и
похищения

В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился Иван Андреевич Батов,
которому суждено было стать одним из прославленных скрипичных мастеров, «русским
Страдивари», как его называли. Он учился в Москве, у мастера Владимирова, и
вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы, «прекрасную телом и душою».
Растроганный граф дал Батову вольную. Тот открыл мастерскую и до конца жизни
создавал скрипки, пользовавшиеся невероятным успехом и в России, и за границей.
Ну как тут мошенникам устоять от искуса! Они скупали дешевые саксонские скрипки,
ставили на них батовское клеймо и продавали – понятно, уже по другой цене.
А
вот история одной из удивительных скрипок – считалось, что сделал ее итальянский
мастер по имени Дуиффопругар. Это первый в мире создатель инструментов,
называемых теперь скрипками. В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара
Дуиффопругара было известно всего пять, среди них скрипка 1510 года, подаренная
Франциску I. Надо ли упоминать об их неизмеримой ценности… И вот сенсация:
обнаружена еще одна скрипка! Прелестный инструмент с завитком, декорированным
резной человеческой головой, и золотыми буквами по бокам: «Я когда-то жил в
лесах, живой я молчал, мертвый же нежно пою». Нижнюю деку украшала
картина
маслом… Долгое время исследователи не сомневались в авторской принадлежности
этой скрипки. Однако выяснилось, что это всего лишь отличная подделка, и создал
ее не кто иной, как… французский мастер Вильом. Да-да, тот самый Вильом,
исцеливший скрипку Паганини! Воистину, неисповедимы пути творцов…
Но как бы
то ни было, Вильом – мастер. Обычные жулики со звуком и лаком возиться не
станут, им лишь бы продать – поскорее и подороже. Такова трагическая судьба
скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I и после его смерти помещенной в
Эрмитаж. Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что
воры в целях маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак… Теперь эта скрипка
возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат. Волшебный звук утрачен
навсегда.

Тайна лака
Страдивари

Что же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? В
чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских мастеров? Известно лишь,
что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой) отличался
особыми свойствами, повторить которые не удалось еще никому. Многие специалисты
считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и
«драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных
маслах. Утверждается, что старые итальянцы добывали лаки и из сандала и
шафрана.
Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом.
Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука в
еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали
обычно клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти полностью исчезли
«музыкальные» леса. Тот же Вильом в поисках нужного дерева вынужден был
разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни
«препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали,
превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока не получилось ни у
кого. Да и разве можно повторить волшебство?

http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post290072032/

1. Паганини был очень суеверен
Личность великого скрипача была окутана таинственностью, которой способствовала удивительная «демоническая» внешность и неправдоподобно длинные пальцы. О его суеверности ходили упорные слухи, которые рождали предположение о его атеизме или даже о том, что Паганини заключил сделку с дьяволом, купив у него свой талант, и церковь даже пыталась запрещать его концерты. Епископ Ниццы, где скончался Паганини даже отказал в заупокойной мессе, но вмешался папа. Как бы там ни было, но
дьявола скрипач очень боялся. При этом все же заглядывал в игорный дом вместе с приятелем, где регулярно проигрывал, подобно своему отцу. И лишь однажды, когда Паганини зашел в заведение с несколькими лирами, а вышел оттуда с немалым состоянием в кармане, он испугался, зашептав: «Это он, дьявол!» «Может быть, тебе сегодня Бог помог выиграть!» - попытался успокоить его друг, но музыкант возразил: «Вряд ли Бог сделал бы так, чтобы человек получил кучу незаработанных денег...». С тех пор Паганини никогда не посещал игорный дом.

2. Известные музыканты были готовы писать завещание, послушав Паганини
Загадочный ореол вокруг своего имени Паганини поддерживал сам. Он частенько говорил о необычайных секретах своего мастерства, которые обнародует только после окончания своей карьеры. На самом же деле неискушенного зрителя Паганини с легкостью удивлял не только своим дарованием, но и необычайной техникой и безукоризненной чистотой исполнения. В его время богатые возможности скрипки были еще не раскрыты, Паганини сам находил новые эффекты. Когда музыкант исполнил перед слушателями композицию всего ан двух струнах, одна почитательница восторженно сказала: «Вы несносный человек, ничего не оставляете другим! Кто сможет превзойти вас? Разве тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!» Через несколько недель Паганини играл на концертах сонату на одной струне. Другие скрипачи, послушав музыку итальянского дарования, шутили, что им теперь можно писать завещание.

3. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок
С детства маленькая скрипочка была его любимой игрушкой, хотя отец и был чересчур строг с сыном, заставляя его заниматься до истощения... Много позже в колекции Паганини появятся такие великолепные инструменты, как скрипки Страдивари, Амати, Гварнери. Последняя была самой любимой скрипкой Паганини, ее он завещал родному городу Генуе — не хотел, чтобы какой-нибудь другой музыкант играл на ней. Выходя на сцену, Паганини преображался, будто становясь другим человеком и оказывался в полном психическом слиянии со скрипкой. Инструмент, на котором играл великий музыкант, после его смерти получил имя «Вдова Паганини».

4. Паганини был фантастически рассеянным
Казалось, ему вовсе не было дела до тех сторон своей собственной жизни, которые не касались музыки. Он путал год своего рождения, писал, что является вторым сыном в семье, хотя в семье было еще два брата. К подобным промахам маэстро относился достаточно равнодушно, заявляя, что его память «находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку».

5. Паганини выступал и перед монархами
Европейские правители приглашали его для личного выступления и платили большие гонорары. Однажды Паганини даже исполнял масонский гимн в великой ложе Италии. Вот только из-за любви к азартным играм Паганини часто оставался без денег на еду. Тем не менее, к старости он все же скопил небольшое состояние — возможно, не последнюю роль здесь сыграл отказ от азартных игр. Да и сам Паганини старался не продешевить: когда английский король предложил скрипачу за выступление половину требуемого гонорара, Паганини в ответ предложил не тратиться и посетить за меньшую сумму его концерт в театре. А когда извозчик попытался взять со скрипача цену, вчетверо больше обычной («Вы ведь тоже недешево берете за свои концерты, а играете всего на одной струне!»), Паганини ответил: «Что ж, я заплачу назначенную сумму, если вы довезете меня до места на одном колесе».