Хореограф Алла Сигалова: биография, личная жизнь, семья, фото. Биография сигаловой аллы михайловны Возраст аллы сигаловой

27 января 2010, 11:09

На визитной карточке Аллы СИГАЛОВОЙ написано: хореограф, профессор Школы-студии МХАТ. Тот, кто знаком с этой очаровательной, молодой, улыбчивой женщиной с огромными глазами и точеной фигурой, подумает, что на профессора она абсолютно не похожа. Хотя факты налицо: уроки пластики и танца Аллы Михайловны с радостью вспоминают десятки выпускников театральных вузов. Сигалова - хореограф от Бога. Она первой в России стала заниматься жанром, который сейчас принято называть "современным танцем", создала свою труппу, объехала с ней полмира. Успела поработать в театре "Сатирикон", снималась в кино, училась режиссуре в ГИТИСе… На разных сценах мира она ставила балеты, оперу, создавала пластический рисунок многих драматических спектаклей. Театральным хитом прошлого сезона стал поставленный Сигаловой в Театре им. А.С. Пушкина мюзикл по мотивам фильма Федерико Феллини "Ночи Кабирии". Алла Михайловна (Моисеевна) Сигалова род. 28 февраля 1959 , в городе Волгоград. Так случилось, что после окончания хореографического училища им. Вагановой в 1978 году 19-летняя Алла вынуждена была из-за травмы уйти из классического балета. Для нее это было трагедией, концом жизни. Она переехала из Питера в Москву, "...чтобы спрятаться от себя и от всех". В Москве она пошла на режиссерский факультет ГИТИС, который закончила в 1983 , ассистентуру-стажировку в 1985 . "– Ваша жизнь в профессии началась с очень тяжелой травмы – трагической ситуации, из-за которой вы не смогли больше работать в классическом балете и которую переживали несколько лет. Как-то вы даже сказали, что сама эта ситуация вас сломала. Как вы думаете, возможен ли в принципе серьезный человеческий, профессиональный рост без удара под дых, в самое больное место? Бывает, что обходится без этого? – Все люди, которые чего-то достигли, всегда что-то превозмогали. Даже любимый мой великий танцовщик Фарух Рузиматов, когда его привезли в училище Вагановой, где все у всех на виду и все всех знали и где я училась курса на три старше него, он всю свою жизнь и всю свою карьеру (если к нему применимо это холодное слово) сделал на невероятном преодолении своего организма с исходно очень скромными физическими данными. То же самое Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева. А те, кто изначально обладал великолепными данными, как правило, куда-то пропадали, исчезали. Мне кажется, что преодоление толкает вперед. Так что это вещь, необходимая в профессии. – Это постоянный процесс – преодоление? Или наступает момент, когда какие-то базовые комплексы-страхи преодолены? Или это зависит от того, какие задачи стоят перед человеком? – Большую часть жизни я занимаюсь преодолением внутренних задач. Все мои сложности, все мои войны происходят внутри меня самой со мной же. Я думаю, так у всех. А все внешнее – люди, события – это предлагаемые обстоятельства, в которых существуют наши внутренние войны." В 1987-1989 была хореографом в театре «Сатирикон», работала над хореографией в спектаклях: «Служанки» Ж. Жене, «Геркулес и Авгиевы конюшни» Ф. Дюрренматта. В 1989-2000 годах была руководителем театра «Независимая труппа Аллы Сигаловой». Постановки: «Игра в прятки с одиночеством» на музыку О. Мессиана, Г. Малера, Дж. Гершвина, «Отелло» на музыку Дж. Верди, «Пиковая дама» А. Шнитке, «Саломея» на музыку К. Шимановского, Э. Шоссона, «Ваятель масок» Ф. Кроммелинка, “La Divina”, «Циники» А. Мариенгофа. Также работала над хореографией в спектаклях: «Дневник обыкновенной девушки», «Ивонна, принцесса Бургундии», «Щелкунчик», «Желтое танго», «Болеро», «Видения Иоанна Грозного», «Травиата», «Эскизы к закату», опера «Семь смертных грехов», «Грезы Любви» «Ромео и Джульетта». В театре им. А. С. Пушкина осуществила две самостоятельные режиссерские работы: «Ночи Кабирии» и «Мадам Бовари» по Г. Флоберу. "- Вы говорите, что сами, как режиссер, как балетмейстер, всегда знаете, что будете делать на репетиции. А как же - озарение, вдохновение? - Если мы будем сидеть и ждать озарений, то мы за свою жизнь талантливо поставим, пожалуй, 19 минут сценического времени. Режиссура - это профессия, работа, ремесло. Нужно быть всегда готовой. У меня всегда все расписано, весь план репетиции, все нарисовано: кто пойдет туда, кто сюда. Нечто похожее на раскадровку в кино. А озарение - это когда ты посылаешь такой импульс, так светишься энергией, что можешь увлечь, заразить своим азартом. И тогда актеры тоже вдохновенны и окрылены. Тогда дело идет. - Нет ли у вас желания опять стать хозяйкой труппы или театра? - Нет, я не хочу этого. Я не могу быть ответственной за судьбы других людей. Я ответственна за свою семью, и мне этого вполне достаточно."
Поставила балет «Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в Новосибирском театре оперы и балета. Профессор РАТИ, где преподает на режиссерском факультете сценический танец. Профессор, заведующая кафедрой пластического воспитания Школы-студии МХАТ с 2004 года. С 2008 года автор и ведущая программы о танце «КОНТРДАНС» на радио «Культура». Хореограф эстрадных программ Лаймы Вайкуле (с 1998 года) и Анжелики Варум. С 2006 года постоянный член жюри на шоу "Танцы со звездами", идущего на канале "Россия" Замужем (муж – главный режиссер Театра им. Пушкина Роман Козак ), имеет двоих детей (дочь и сын). "- Близким людям, в частности, Роману Козаку в работе вы предъявляете особый счет? - Наверное. Правда, у меня был пока единственный опыт актерского "подчинения" режиссеру Козаку в "Джане". Мне казалось, что в работе со мной он должен выкладываться не на сто процентов, как обычно, а на двести. Потому что это не по-товарищески - не отдать мне все, что ты знаешь, не напичкать меня собственными знаниями. Иногда я на него очень злилась… - Отражалось ли это на дальнейших отношениях? - Нет, что вы! Как только мы выходили из театра, все обиды заканчивались." Астор Пьяццолла танго "Красные и черные танцы" (Хореограф Алла Сигалова) Танго "Утомленное солнце" (Хореограф Алла Сигалова) "– Вы человек популярный, востребованный, и на улицах вас узнают наверняка… – Да. Но толпами не бегают за мной. И это нормально. Я же хореограф, человек «за сценой». С годами ко мне перестали поступать предложения, которые я не принимаю. Например, когда я начала работать с Лаймой Вайкуле и первый наш опыт был очень успешным, мне стали звонить все-все эстрадные артисты. И, когда первый эшелон весь отзвонил и получил отказ, в этой среде пошел слух, что Сигалова на эстраде не работает, а работает только с Лаймой. Поэтому эта зона предложений со временем отпала. Так же отпали какие-то другие зоны, в которые я не вхожу. Зоны, в которые я вхожу, – это зоны моей собственной, личной необходимости. И чаще всего их нужно инспирировать самой. – То есть не вам задают формат, а вы создаете формат, в котором работаете? – Да. Часто. Но не всегда. – Вам не обидно, что в Москве видят только маленькую часть того, что вы делаете? – Не знаю. Обидно – слово не из моего лексикона. Я же вам уже сказала, что борюсь сама с собой и все мои спектакли – ступени в этой борьбе. Так что тут какой-то другой счет. Я другим занимаюсь. Мне очень важно, чтобы мои спектакли посмотрело много людей. Но существует какая-то правильная закономерность жизни. Если это делается так, значит, так должно быть. Хотя сначала бунтуешь, стараешься что-то сделать, например, организовать гастроли спектакля из Новосибирска в Москве, а потом смиряешься с тем, что нет, не получится. И понимаешь, что тебе дана еще одна ступенька, чтобы ты еще что-то в себе преодолела. И нужно просто идти дальше. В этом есть какая-то очень продуктивная динамика жизни." Источники: theatreofnations.ru, Википедия, teatr.ru

Она мечтала быть балериной, но тяжелая травма в девятнадцать лет, на полгода приковавшая к постели, круто изменила судьбу

Алла все равно добилась успеха, но уже как хореограф. Теперь ее разножанровые постановки идут по всему миру, она — завкафедрой Школы-студии МХАТ, но также еще актриса и радиоведущая. А еще очень приятный собеседник, в чем и убедился «МК-Бульвар».

С мужем, режиссером Романом Козаком, Сигалова вместе уже шестнадцать лет.

Алла все равно добилась успеха, но уже как хореограф. Теперь ее разножанровые постановки идут по всему миру, она — завкафедрой Школы-студии МХАТ, но также еще актриса и радиоведущая. А еще очень приятный собеседник, в чем и убедился «МК-Бульвар».

— Алла Михайловна, накануне нашего с вами интервью вы откуда-то приехали…

— Я была в Риге. На несколько дней вырвалась отдохнуть на нашей даче. Это были мои минуты паузы. Я любовалась соснами, приходила на море, садилась и смотрела, как катаются волны по песку…

— Отдохнуть, наверное, удается нечасто. Судя по обилию проектов, к которым вы имеете непосредственное отношение, ваша жизнь проходит в очень интенсивном графике.


— Конечно. А как иначе?! В этом ведь и заключается жизнь, ее качество. В эмоциях, а не в том, что ты съел на завтрак.

— Вы обладаете уникальной чертой: никогда не боитесь все начинать с нуля. Наоборот, даже какой-то кайф от этого ловите…


— Да, и не от большого ума эта черта. (Улыбается.) Просто темперамент захлестывает.

— Но это же прекрасно, что вы пробуете себя в разных областях и работаете не только как хореограф, но и как актриса снимались в кино…

— Все-таки моя основная профессия — это танцовщица и хореограф, это то, что мне приносит наибольшую радость. Я не драматическая актриса, но и сейчас с удовольствием снимусь у хорошего режиссера.

— Вот и в жюри танцевального шоу вы смотритесь весьма органично. По какой причине дали согласие на участие в этой программе?

— Я знакома со статистикой: за те годы, что выходит передача, интерес к бальным танцам, латиноамериканским невероятно возрос. И это замечательно, когда страна танцует. (Улыбается.)

— Танец — вещь интимная?

— Это многогранное выражение человеческих эмоций. Может быть публичным, может интимным…

— Одно из ваших последних творений — пластический спектакль на музыку Леонида Десятникова «Бедная Лиза», с Чулпан Хаматовой и премьером Большого театра Андреем Меркурьевым. В нем вы еще раз подтвердили, что всю свою бешеную страстность выплескиваете в постановках…

— Да, и поэтому актеры меня обожают. Мы же живем все в любви, и эта тема нас более всего волнует.

— И судя по всему, вы долго вынашивали этот проект.

— Любая работа появляется не вдруг. Это всегда плод колоссальных душевных затрат. «Бедную Лизу» мы ставили два месяца, но готовилась я к ней значительно дольше. И когда смотрела уже как зритель на танец Чулпан и Андрея, у меня рождалось ощущение чуда. На каждом спектакле они преподносят мне сюрпризы. (Сегодня, из-за беременности Чулпан, Алла Михайловна сама танцует ее партию. — «МКБ» ).

— Вы сказали, что не верите в несправедливость судьбы. Думаете, все дары распределяются по заслугам?


— Наверное, иногда случаются некие несправедливости, но в основном если внимательно и жестко проанализировать путь человека и его поступки, то все неудачи, равно как и успехи, заложены в нас самих. Мы творим судьбу собственными руками.

— Вы до сих пор считаете депрессию распущенностью?

— Даже если это серьезный клинический случай, с ним надо бороться. А сколько ведь случаев, когда болезнь ломает человека… Если же это какой-то бытовой вариант слабости, то да, для меня подобное является распущенностью.

— С такой силой воли когда вы последний раз плакали?

— Всегда, когда смотрю фильм «Летят журавли». Не могу сдержать слез на концертах Евгения Кисина, Гидона Кремера. Я плакала, когда Барышников у себя в центре показывал записи, где он исполнял миниатюры Марка Мориса. А вот от ситуаций: я сижу в углу и мне себя жалко — никогда не плачу.

— Вы любите все контролировать?


— Да. И сама себе я очень строгий судья, подчас просто пожираю себя критикой. Все это, безусловно, не самые хорошие качества.

— Автобиографическую книгу не думали написать?

— Мне повезло — я встречалась в жизни с таким количеством одаренных людей, у которых училась, как губка впитывала их знания; они повлияли на то, что я делаю сейчас. И, естественно, мне есть что рассказать. Мы уже делаем какие-то заготовки, я наговариваю текст, но писать сама не буду.

— Вы чувствуете себя счастливчиком?

— Я абсолютный счастливчик! Мне муж говорит: «Ты удивительный человек, всегда засыпаешь и просыпаешься с улыбкой на лице!» Это ощущение радости присутствует в моем организме.

— Кстати, о муже. Однажды одному популярному изданию на вопрос, какие мужчины привлекают женщин, вы ответили: «уверенные, успешные, талантливые, рядом с которыми можно почувствовать себя беззащитной девчонкой». Значит, именно этими качествами вас когда-то покорил ваш супруг, художественный руководитель Театра им. Пушкина Роман Козак?


— Отчасти, несомненно, да. И под обаянием его таланта я нахожусь до сих пор. И тогда, и сейчас я абсолютно очарована его мудростью, жизнерадостностью… И иногда, правда, я могу себе позволить быть безответственной рядом с ним. Причем не слабой, а именно безответственной.

— Вы шестнадцать лет вместе. Два творца в одной семье — это не конфликтная ситуация?

— Нет, совершенно. Все же зависит от желания людей понимать и уважать друг друга. Не знаю, может быть, это актерам быть вместе сложно, а мы все-таки трудимся на разных игровых полях: Роман — режиссер, я — хореограф. Еще, думаю, в совместной жизни важно не залезать на территорию близкого человека — чувствовать ее неприкасаемость. Переступание этой границы обычно чревато. Это касается и мужа, и детей. Не нужно спрашивать лишнего и внедряться туда, куда тебя не зовут.

— Со стороны вы производите впечатление железной леди. Своих детей вы тоже учили держать дистанцию, не выражать эмоции на людях, не жалеть себя, быть дисциплинированными?

— Свою задачу как мамы я видела прежде всего в безграничной любви. Детей нужно любить так, чтобы они были счастливы. А все остальное приходит вместе с житейским опытом. И я не думаю, что я уж очень строгая мама.

— Расскажите про деток.

— Ну, старшая дочь Аня — совсем взрослая. Ей двадцать восемь, и она занимается дизайном интерьеров. Вот недавно отделала собственное жилье. А младшему сыну Михаилу — пятнадцать, и после школы он собирается поступать на журфак. Он очень хорошо пишет, причем и на английском, и на русском. А на досуге с удовольствием играет в футбол, как и все ребята.

— А насколько такая изысканная женщина сочетается с кухней, например?

— Абсолютно никак мы не сочетаемся. Я практически не готовлю. Но при этом мне нравится стирать руками, возиться в воде, убираться… Я слежу за домом с удовольствием, поскольку мне не нравится жить в неаккуратности.

— В каком стиле решена ваша московская квартира?

— В духе обычной ленинградской квартиры, но достаточно аскетична, без картин на стенах. Мне так легче. Зато много зеркал.

— Какие у вас отношения с деньгами и менялись ли они с течением времени?

— Сегодня я могу точно сказать, что всю жизнь неправильно к ним относилась. Их надо любить, а наше советское воспитание основывалось на том, что нам с детства внушалось: говорить о деньгах стыдно, как и их зарабатывать, — надо трудиться за идею, за искусство. Все это в корне неверно. Нужно работать, но за свою работу получать большие деньги. Особенно если ты того заслуживаешь. И не стоит стесняться говорить о гонорарах.

— И вы экономный человек?

— Да. Я не склонна выбрасывать семейные финансы на ветер, приобретая бесполезные вещи.

— А существует ли у вас личная система поощрений за какую-то удачу?

— Естественно. В таких случаях я позволяю себе съесть шоколад или мороженое. (Улыбается.) Могу купить антикварное украшение, к коим питаю слабость…

— Вы стройны, обворожительны, с горящими глазами… Имеете секреты по уходу за внешностью?

— Не считаю нужным выдумывать себе какие-то диеты. Жадность к жизни — самое важное. К этому я только сейчас пришла. Можно не вылезать из спортзалов, соблюдать рацион питания, но ничего при этом не желать и ходить с потухшими глазами. Так что главное — неутолимая жажда жизни.

НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Сигалова Алла Михайловна, хореограф. Родилась 28 февраля 1959 года в Санкт-Петербурге.

Окончила Академию балета им. А. Вагановой (класс Н. Дудинской). На ее счету постановки и балета, и оперы, и музыкальных спектаклей. Лауреат премии «Золотая маска». Как актриса снялась в фильмах «Небо в алмазах», «Любовь моя, печаль моя», «Мистификатор».

Алла Сигалова о браке:

«В семейной жизни важно не залезать на территорию близкого человека — чувствовать ее неприкасаемость. Не нужно спрашивать лишнего и внедряться туда, куда тебя не зовут».

Пятнадцатилетний Михаил, по словам мамы, неплохо пишет как на русском, так и на английском. Оттого после школы собирается поступать на журфак. А пока в свободное время играет в футбол и посещает картинные галереи.

Готовка на кухне для Аллы Михайловны занятие нетипичное. А вот убирается, стирает руками знаменитый хореограф с огромным удовольствием, поскольку не терпит неаккуратности.

Алла Сигалова – советский и российский хореограф, актриса. Заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат премии «Золотая маска». Алла Сигалова ставила спектакли на лучших мировых площадках – Мариинский театр, Королевская опера в Брюсселе, «Ла-Скала», Гранд-Опера и других.

Детство и юность

Судьба Сигаловой Аллы Михайловны, знаменитого хореографа-постановщика, уже до рождения была предопределена. Ее семья принадлежала к роду потомков художника Сомова, отец был талантливым пианистом, а мать Тамара Александровна – балериной. Алла имеет еврейские корни, предположительно, ее отец по национальности был евреем и звали его Моисей, а не Михаил. В одном из интервью Алла Михайловна признается, что еврейское происхождение оказало огромное влияние на ее характер. И ей кажется, что еврейская кровь в ней бурлит сильнее, чем славянская.

Родилась девочка под знаком зодиака Рыбы 28 февраля 1959 года в Волгограде, куда родители переехали из Ленинграда по распределению. Вскоре семья вместе с маленькой Аллой вернулась в Северную столицу.

В доме царила творческая атмосфера. Мать прививала любовь девочке к литературе, поэзии, танцу, а отец знакомил дочку с классической музыкой. Искусство занимало главное место в жизни Аллы. Особенно ей нравились занятия танцами.Первые свои па девочка выполняла под аккомпанемент отца-пианиста.


Девочка много трудилась, чтобы стать ученицей Вагановского училища. И, действительно, педагоги маленькой балерины восхищались ее природными данными, пластикой и артистичностью. Однако, даже несмотря на это, в Вагановское поступила она не сразу, а вот во время учебы проявила себя лучшим образом. Ее педагог Н. М. Дудинская увидела в Алле перспективную танцовщицу.


В 1978 году произошло непредвиденное событие, которое резко изменило всю творческую биографию Сигаловой. На занятиях девушка получила травму, которая поставила крест на ее сольной карьере. Полгода пришлось пролежать в гипсе, а затем начать учиться заново ходить. Помимо физических мучений, молодая балерина испытывала еще и душевные переживания.

Как только здоровье Аллы восстановилось, она переехала в Москву для учебы в ГИТИСе. Алле повезло: театральное искусство ей преподавали и И.М. Туманов. В 1983 году она получает диплом педагога-хореографа.

Творчество

С 1978 года Алла Сигалова стала сниматься в кино. Она появилась в советско-турецкой мелодраме «Любовь моя, печаль моя», где получила главную роль. Картина была снята по мотивам пьесы Назыма Хикмета «Легенда о любви». Это история любви Фархада и Ширин. Вместе с Аллой в ленте участвовали , а также популярные турецкие актеры Тюркан Шорай, Фарук Пекер и Йылмаз Дуру.


Алла Сигалова в фильме "Любовь моя, печаль моя"

Позже Сигалова снялась еще в нескольких картинах – «Расколотое небо», «Платон мне друг», «Небо в алмазах» и других. Так или иначе, театр для нее оказался ближе.

Проработав некоторое время в театре «Сатирикон», Алла Сигалова решается на создание собственного танцевального коллектива. В 1989 году появляется ее детище – «Независимая труппа Аллы Сигаловой». Театр становится первым коллективом в стране, развивающим современные танцевальные стили.

Необычные постановки молодого хореографа быстро набирают популярность, труппа часто выезжает на гастроли за границу. Но экономический кризис конца 90-х негативно сказался на творческом процессе. Постепенно спектаклей становится меньше, а в 1999 театр официально закрывается.


После этого Алла переключается на работу со звездами эстрады. Она ставит танцевальные номера таким певицам, как , . Сигалова на все три сезона «Песен о главном» становится хореографом проекта. На радио «Культура» стартует цикл передач «Контрданс», в котором Сигалова знакомит слушателей с фактами из истории танца. Начиная с 2010 года Алла Сигалова ведет собственные авторские программы на телеканале «Культура»: «Глаза в глаза», «Вся Россия».


На три сезона Алла Сигалова и Алексей Бегак становятся ведущими телевизионного конкурса «Большая опера». В 2013 году по «Культуре» начинают транслировать конкурс «Большой джаз». Вести его предлагают Алле совместно с джазменом Вадимом Эйленкригом. С участием танцовщицы в телеэфир выходит передача «Большой балет».

В 2007 году на канале «Россия» начались трансляции шоу «Танцы со звездами», в котором Алла Сигалова участвовала в качестве судьи. После удачного дебюта ее пригласили и в судейскую команду конкурса «Танцы на паркете».


В 2004 году Алла Сигалова становится преподавателем школы-студии МХАТ, а со временем – профессором кафедры пластического воспитания. Свои знания она передает не только студентам, но и преподавателям танцев, приезжающим со всех концов страны на семинары по современной хореографии. С мастер-классами Алла побывала во многих странах Европы и Северной Америки.

Много времени и сил Алла посвящает театру. Одной из знаменитых ее работ становится музыкальный спектакль «Бедная Лиза» с в главной роли. Он был поставлен на сцене Театра наций, которым руководит .

В 2001 году хореограф представила на сцене Театра эстрады постановку «Грезы любви». Премьера прошла в рамках Всемирной театральной олимпиады. Сигалова поставила спектакль вместе с Имперским Русским балетом.

"Грезы любви" - постановка Аллы Сигаловой

Еще одна яркая постановка с участием Аллы – танцевальный мюзикл «Кастинг», он с успехом шел на сцене театра им. Моссовета. Главные роли в спектакле сыграли , .

За постановку танцев в спектакле «Кармен. Этюды» Сигалова удостоилась в 2008 году премии «Золотая маска». Признание и любовь получила знаменитый хореограф и в Латвии. За постановку «Отелло», которая шла в Латвийском Национальном оперном театре, ей была вручена награда «Лучший балетный спектакль года».

В 2016 году Анна Михайловна выступила в шоу «Танцы со звездами» в паре с танцовщиком Эриком Мирзояном.

Личная жизнь

Еще будучи студенткой второго курса ГИТИСа, Алла Сигалова вышла замуж, а в 1982 году стала мамой. У нее родилась дочь Анна. Вскоре брак распался, и на протяжении 12 лет Алла воспитывала ребенка одна. В 36 лет она решилась на второе замужество. На этот раз ее избранником стал знаменитый театральный режиссер Роман Козак, который вскоре занял пост художественного руководителя Московского драматического театра имени .


Вскоре на свет появился сын Михаил, который стал отрадой для своих родителей. Счастье длилось 16 лет, до кончины мужа в 2010 году. Этот год стал для Аллы Михайловны поистине трагичным. Покинули ее в 2010 году и мама, и папа.

Дети не пошли по стопам родителей. Дочь Анна работает дизайнером, у нее собственное строительное дизайнерское бюро. А еще она подарила Алле Михайловне внука – мальчишку Федора, в котором талантливая бабушка души не чает. Сын Михаил увлекается журналистикой и телевидением, учится на оператора в Вашингтоне.

В программе Первого канала «Наедине со всеми», которая вышла 18 ноября 2015 года, Алла Сигалова поделилась со зрителями некоторыми фактами личной жизни и рассказала о творческих планах.

"Наедине со всеми" - Гость Алла Сигалова

Алла Сигалова – миниатюрная и изящная женщина: при росте 165-167 см ее вес едва достигает 55 кг. Удается ей сохранять такую форму очень просто. Ежедневно с утра Алла выпивает стакан теплой воды. Диеты как таковой танцовщица не придерживается, как утверждает Сигалова, голодание она не переносит, но ест немного. Ее рацион питания совсем обыкновенный, иногда перекусывает чем-то сладким, а по вечерам она пьет только кефир и чай.

Алла Сигалова сегодня

Сегодня Заслуженный деятель искусств Алла Сигалова продолжает вести активную творческую жизнь.

19 марта 2017 года на канале «Россия 1» стартовал проект «Танцуют все», в котором Алла Сигалова совместно с и вошли в состав жюри. В финале конкурса каждому члену жюри пришлось выбрать коллектив, чтобы зрители могли начать народное голосование. Сигалова остановила свой выбор на театре танца «Байкал», который и стал победителем этого шоу.


Алла Сигалова – женщина прогрессивная, поэтому никого не удивило, когда она завела аккаунт в «Инстаграме» . К слову, выкладывает она фотографии и stories регулярно, делится со своими подписчиками не только афишами предстоящих спектаклей, но и кадрами личной жизни. Судя по ее «Инстаграму», она ведет активный образ жизни, полна сил, энергии и новых идей. Например, в июле 2018 года она сообщила, что учится ездить на велосипеде. Считает, лучше поздно, чем никогда.


А в 2017 году она поделилась с поклонниками новостью, что пишет книгу своих воспоминаний, которая получит название «Алла Сигалова. Память сердца». Небольшие отрывки были опубликованы журнале «Сноб».

Фильмография

  • 1978 – «Любовь моя, печаль моя»
  • 1979 – «Расколотое небо»
  • 1980 – «Платон мне друг»
  • 1990 – «Мистификатор»
  • 1999 – «Небо в алмазах»
  • 2012 – «Кастинг» (фильм-спектакль)

Многим, кто видел эту хрупкую, красивую женщину с огромными глазами, очаровательной улыбкой, и точеной фигурой, кажется, что она совершенно не похожа на профессора. Но факты - упрямая вещь: уроки танца и пластики Аллы Михайловны с благодарностью вспоминают десятки эстрадных звезд и студентов театральных вузов из нашей страны и ближнего зарубежья. Все они в один голос заявляют, что Сигалова является хореографом с большой буквы. Именно она первой в нашей стране стала серьезно заниматься современным танцем.

Алла Сигалова - заслуженная артистка России, советский и российский хореограф, лауреат премии «Золотая маска». Она ставила спектакли на лучших площадках мира - в Мариинском театре, в Ла Скала, в Королевской опере (Брюссель). Алла Михайловна, бесспорно, сильная, успешная и самодостаточная женщина, но и в ее судьбе были сложные ситуации и страшные утраты.

Биография хореографа Аллы Сигаловой: детские и юношеские годы

Вероятно, судьба Аллы Михайловны - знаменитого и востребованного не только в нашей стране, но и в зарубежных странах хореографа-постановщика - была предопределена еще до ее рождения.

Семья Аллы принадлежала к роду художника Сомова. Отец Михаил (Моисей) по национальности - еврей. Он был талантливым пианистом. Мама Тамара Александровна — русская. Она была балериной. В одном из интервью Алла Михайловна призналась, что на ее характер оказало огромное влияние еврейское происхождение. Ей порой кажется, что в ней сильнее бурлит еврейская кровь, чем славянская.

Девочка Алла появилась на свет 28 февраля 1959 года в Сталинграде (нынешний Волгоград). Родители переехали туда после окончания ВУЗа в Ленинграде по распределению. Через два года семья с маленькой дочерью вернулась в родную Северную столицу.

В доме Сигаловых во все времена царила творческая атмосфера. Тамара Александровна прививала дочери любовь к литературе, танцам, поэзии, а отец знакомил девочку с шедеврами классической музыки. Искусство играло важную роль в жизни Аллы, но больше всего ее увлекали занятия танцами. Уже с шести лет она танцевала, а ей аккомпанировал на пианино отец.

Вагановское училище

Девочка много трудилась, чтобы стать ученицей Вагановского училища. Педагоги Аллы восхищались ее потрясающими природными данными, артистичностью и пластикой. Несмотря на это, в знаменитое Вагановское училище она поступила не сразу, но зато во время учебы проявила себя наилучшим образом. Педагог Н. М. Дудинская увидела в Алле танцовщицу с большим будущим. В танце девочка была великолепна. Преподаватели академии были уверены, что скоро на мировых сценах зрители увидят восходящую звезду балета.

Но судьба распорядилась иначе. В биографии Аллы Сигаловой произошла трагедия, изменившая всю ее дальнейшую жизнь. Работая у балетного станка, Алла получила тяжелейшую травму, которая перечеркнула ее планы и закрыла ей путь в классический балет. Шесть месяцев девушка лежала в гипсе, а потом еще столько же училась ходить.

Кроме физических мучений, она испытывала и душевные страдания. Как только здоровье было восстановлено, Алла Сигалова переехала в Москву и поступила в ГИТИС на курс А. В. Эфроса и И. М. Туманова. Правда, позже Алла Михайловна признавалась, что уехала в Москву не только для того, чтобы поступить в учиться. Она не могла видеться со своими сокурсниками и педагогами и ловить на себе их сочувствующие взгляды. В 1983 году Алла получила диплом хореографа-педагога.

Творчество

В 1978 году Алла Сигалова попробовала свои силы в кинематографе. Она сыграла главную роль в советско-турецкой картине «Любовь моя, печаль моя», снятой по мотивам пьесы Назыма Хикмета. В этой ленте снимались такие звезды советского кино, как Ирина Мирошниченко, Анатолий Папанов, Армен Джигарханян и популярные турецкие актеры.

Позже фильмография Аллы пополнилась еще несколькими работами: «Платон мне друг», «Расколотое небо», «Небо в алмазах» и других. Однако Алла Михайловна решила, что театр для нее ближе.

Театр Аллы Сигаловой

Недолго проработав в театре «Сатирикон», Алла Михайловна решает создать собственный танцевальный коллектив. В 1989 году ее театр становится первым в стране коллективом, который пропагандировал и развивал современные танцевальные стили в танцах. Оригинальные постановки молодого хореографа Аллы Сигаловой очень скоро стали известны и популярны в стране. Труппа начала выезжать в заграничные турне.

Однако экономическое положение в стране в конце девяностых годов не позволило коллективу развиваться. Спектаклей становилось все меньше, поэтому в 1999 театр прекратил свою деятельность.

Работа со звездами

В этот сложный период Алла Сигалова начинает работать со звездами эстрады. Она ставит великолепные танцевальные номера таким певицам, как Анжелика Варум, Лайма Вайкуле. Все сезоны «Песен о главном» Алла Михайловна является главным хореографом проекта.

Телевидение

Три сезона Алла Михайловна в содружестве с Алексеем Бегак ведут телевизионный конкурс «Большая опера». А с 2010 года зрители телеканала «Культура» с удовольствием смотрят ее авторские программы: «Глаза в глаза», «Вся Россия».

В 2013 году телеканал «Культура» начинает транслировать конкурс «Большой джаз», который предложили вести Алле и джазмену Вадиму Эйленкригу.

Преподавательская деятельность

Алла Сигалова, фото которой мы разместили в этой статье, в 2004 году стала преподавателем школы-студии МХАТ, а позднее - профессором кафедры пластического воспитания. Она передает свои знания не только студентам, но и приезжающим со всех концов страны преподавателям танцев. С мастер-классами Алла Михайловна побывала во многих странах Северной Америки и Европы.

Театр

Алла Михайловна много сил и времени посвящает театру. Одной из ее самых известных работ стал музыкальный спектакль «Бедная Лиза» с Чулпан Хаматовой в главной роли, поставленный на сцене Театра наций, руководимым Евгением Мироновым.

В 2001 году зрители могли оценить постановку «Грезы любви» на сцене Театра эстрады. Ее премьера состоялась во время Всемирной театральной олимпиады. Знаменитый хореограф поставила спектакль в сотрудничестве с Имперским Русским Балетом.

Еще одна яркая и запоминающаяся постановка Сигаловой - танцевальный мюзикл «Кастинг», который с успехом прошел на сцене театра им. Моссовета. Главные роли в нем сыграли Ольга Кабо, Станислав Бондаренко, Анатолий Адоскин. За постановку танцевальных номеров в спектакле «Кармен. Этюды» хореограф в 2008 году была удостоена премии «Золотая маска». Оценили мастерство Сигаловой и в Латвии. За постановку «Отелло», премьера которой прошла в Латвийской национальной опере, ее наградили премией «Лучший балетный спектакль года».

Немного о личном

По мнению Аллы Сигаловой, личная жизнь — это самое важное, что есть у человека. Даже очень успешная карьера никогда женщине не заменит тепла и любви близких и дорогих людей. Она считает, что настоящую женщину определяет ее желание и умение любить. Об этом все спектакли известного хореографа. Она уверена, что не существует ничего важнее способности женщины дарить это светлое чувство.

На втором курсе ГИТИСа Алла вышла замуж, а в 1982 году у нее родилась дочь Анна. Брак очень скоро распался. В течение 12 лет Алла Михайловна воспитывала ребенка одна. Об этом опыте семейной жизни она не любит вспоминать. Алла благодарна первому мужу только за дочь, хотя спустя много лет после расставания с первым супругом в одном из интервью она призналась, что сожалеет о том, дочь не жила с отцом. Она уверена, что залогом правильного воспитания детей является полная семья.

Вторым мужем Аллы Сигаловой стал замечательный, умный и добрый человек — режиссер Роман Козак. Зрелый брак (Алле к тому времени было 36 лет) принес ей настоящее женское счастье. Алла не просто очень любила своего супруга, но и уважала его безмерно. Она была благодарна судьбе за то, что она подарила ей встречу с этим успешным, сильным, мудрым, уверенным и жизнерадостным человеком. В браке родился сын Михаил, который стал отрадой для родителей.

Алла Михайловна ценила каждый миг, проведенный с супругом. Они часами могли говорить, им всегда друг с другом было интересно. Роман считал свою жену удивительной. Она засыпала и просыпалась с улыбкой все 16 лет, которые им довелось прожить вместе. Он всегда удивлялся ее способности быть абсолютно счастливым человеком. Но счастье длилось недолго — в 2010 году Роман Козак скончался после продолжительной болезни. Этот год стал настоящим испытанием для хрупкой женщины. В 2010 году она похоронила не только любимого мужа, но и обоих родителей.

Дети

Дети Аллы Сигаловой (дочь Анна и сын Михаил, родившийся во втором браке) — главное достижение и богатство ее жизни. В этом Алла Михайловна совершенно уверена. Дочь Анна стала успешным и уже довольно известным в столице дизайнером интерьеров. У нее есть собственное строительное дизайнерское агентство. Анна подарила Алле Михайловне замечательного внука Федора, в котором знаменитая бабушка души не чает и старается чаще проводить с ним время.

Сын Михаил увлекся телевидением и журналистикой. Он учится в Вашингтоне на оператора. Сегодня Алла Сигалова ведет активную творческую жизнь, полна энергии, сил и новых идей. В июле 2018 года она сообщила своим поклонникам, что учится ездить на велосипеде. Считает, что лучше это сделать поздно, чем никогда.

Алла Сигалова – талантливый российский хореограф, актриса, преподаватель МХАТ, родилась в Волгограде 28.02.1959.

Детство

Свое детство Алла Сигалова провела в Ленинграде, в очень творческой атмосфере. Ее родители имели прямое отношение к искусству – мама была балериной, отец – профессиональным пианистом. И хотя отец довольно рано исчез из жизни девочки – как только ей исполнилось шесть лет – но годы, проведенные с ним, привили ей любовь к классической музыке.

Часто девочка бывала за кулисами театра и обожала мир классического балета. Ее главной мечтой было поступление в Вагановское училище и карьера балерины. Но мечте этой не дано было осуществиться. Первым препятствием стал провал на вступительных экзаменах.

Но Алла не сдалась, она стала еще больше времени проводить у станка и в 1969 году все-таки поступила в училище, а затем в Ленинградскую Академию балета, которую блистательно закончила в 1978. Казалось бы, звезды сложились правильно. Талантливой девушке прочили блестящую карьеру. Но случайная травма перечеркнула враз все надежды. Мир балета навсегда захлопнул перед ней двери.

Возрождение

Год прошел в страшной дерпессии. Казалось, что жизнь закончена и смысл ее утрачен навсегда. все, к чему она стремилась теперь стало недоступным. Алла в попытке убежать от самой себя и спрятаться от всех переезжает в Москву, где постепенно приходит в себя. Творческое начало вновь пробуждает в ней желание жить и творить.

И в 1979 Алла успешно сдает вступительные экзамены в ГИТИС и поступает на курс режиссерского мастерства к блестящему педагогу А.В. Эфросу. Алла с головой окунается в новый для нее мир актерского искусства. Уже учась на первом курсе Алла начинает сниматься в кино.

Дебютный фильм «Любовь моя, печаль моя, Ширин» не принес ей огромной популярности, но показал правильность выбранного нового пути. Однако свое призвание Алла нашла не в киноискусстве.

После окончание ГИТИСА она получает предложение остаться там преподавателем, которое с радостью принимает. а этой должности она проработала три года. В это время Алла снова потихоньку начинает танцевать. Полученное режиссерское образование помогает ей не только танцевать самой, но и ставить оригинальную хореографию.

Новый путь

Именно в этом Алла снова нашла себя – режиссер и хореограф постановок современного балета. В те времена это было совершенно новое направление в танцевальном искусстве.
В 1987 Алла окончательно принимает решение посвятить себя современному танцу, оставляет работу в ГИТИС и начинает работу хореографом в театре «Сатирикон».

Но в рамках театра Сигаловой быстро становится тесно и в 1989 она создает свой первый творческий коллектив «Независимая труппа Аллы Сигаловой».

После стремительного взлета коллектив Аллы в 1995 году постиг глубокий кризис, который был связан со сложной экономической ситуацией в стране. А на раскрутку зарубежных гастролей требовались немалые деньги. Группа просуществовала еще 4 года, периодически выступая на российских зарубежных площадках.

В 1999 году, вернувшись с последних зарубежных гастролей в Японии, коллектив прекратил свое существование.

Признание

Но к этому времени Алла уже полностью состоялась как актриса и талантливый режиссер и стала известным и признанным хореографом. К этому времени она уже успешно работает как постановщик шоу таких талантливых артисток как Лайма Вайкуле и Анжелика Варум. А в 2004 снова возвращается в родной МХАТ в качестве завкафедрой пластического воспитания.

В 2007 году Алла впервые пробует себя в роли судьи танцевального проекта «Танцы со звездами», а в 2008 – «Танцы на паркете». В высшей степени интеллигентная и обаятельная актриса очень быстро завоевывает зрительскую любовь и становится настоящей звездой телевидения. Вскоре Алла начинает вести авторскую программу о танце на радио «Контраданс». С 2010 года ведет на телевидении авторскую программу «Глаза в глаза»

В 2011-2014 годах Алла была ведущей на канале «Культура». В 2011 году актриса вела программу «Вся Россия», а в 2011-2014 годах — телевизионный проект «Большая опера», в 2012 – «Большой балет», в 2013 – «Большой джаз».

В 2015 году ее пригласили работать на канал «Россия-1» в проект «Танцы со звёздами». Там она была главным хореографом.

В 2017 году, также на телеканале «Россия-1» Алла была судьей на танцевальном телешоу «Танцуют все!».

Летом 2018 года Алла в своем Инстаграме сообщила, что начинает обучение езды на велосипеде. И вообще, актриса старается не отставать от жизни. В 2017 году, она заявила, что пишет автобиографическую книгу «Алла Сигалова. Память сердца».

Личная жизнь Аллы Сигаловой

Несмотря на интенсивную творческую жизнь Алла всегда находила время для своих родных и близких. Красивая талантливая, она всегда была окружена мужчинами, которыми иногда увлекалась. Но семья для нее была главным в жизни и в сердце Аллы был только один мужчина – ее муж режиссер Роман Козак.

С Романом Казаком

Ему Алла подчинялась, ему доверяла, с ним провела счастливые 16 лет своей жизни и воспитала двоих детей. К сожалению, в 2010 актрису постигла тяжелая утрата – после длительной болезни ее муж ушел из жизни.

Дети Аллы Сигаловой не пошли по ее стопам. Дочь – стала дизайнером интерьеров, а сын – хорошим журналистом.

В настоящее время Алла вновь нашла в себе силы вернуться в работу и творчество, жить для своих детей и внуков. Она продолжает преподавать во МХАТЕ и радовать зрителей новыми интересными постановками. На сегодняшний день на счету актрисы более 40 прекрасно сыгранных театральных ролей, успешные зарубежные гастроли и прекрасные эстрадные постановки.