История успеха дакоты. Рита дакота пишет песни для звезд эстрады и собственного исполнения Что написала рита дакота

О певице Рите Дакоте не было слышно со времен 7-й «Фабрики звезд». Ее песни редко звучат в эфире радиостанций. Осенью прошлого года о Маргарите Герасимович (настоящее имя певицы Дакоты - прим. сайт) снова вспомнили журналисты. Однако поводом для статей стал отнюдь не выход нового клипа, а тайный роман 25-летней Риты с 23-летним Владом Соколовским. 3 июня этого года влюбленные скрепили свой союз перед Богом и узаконили отношения в ЗАГСе, а 8 июня сыграют пышную свадьбу. Как завязались отношения Дакоты и Соколовского, почему певица пропала из поля зрения прессы и зачем в этом году вернулась на эстраду, появившись в шоу «Главная сцена», - об этом и о многом другом сайт поговорил с Ритой Дакотой.

В 17 лет она попала на «Фабрику звезд-7» и сразу стала одной из самых ярких участниц шоу. Сильный голос, нетипичный образ rock lady, бешеная энергетика и бунтарский характер - все это выделяло Маргариту Герасимович, выступающую под псевдонимом Дакота, из массы других конкурсантов. Ее песня «Спички» установила рекорд проекта по количеству скачиваний в Сети, обойдя предыдущую рекордсменку - Ирину Дубцову с композицией «О нем». Однако после громкого заявления о себе наступило молчание. Рита Дакота перестала появляться на экранах телевизоров, ее песни радиостанции не пропускали в эфир. Осенью 2014 года о Дакоте снова начинают писать в СМИ - рассекречен ее тайный роман с бывшим «фабрикантом» и экс-солистом группы «БиС» Владом Соколовским. 2015 год начинается для Риты с триумфального возвращения в качестве сольной исполнительницы - артистка участвует в шоу «Главная сцена». Почему уходила из шоу-бизнеса, где пропадала и зачем вернулась, - мы узнали всю правду.

сайт: Рита, ты пропала с экранов почти сразу же после завершения «Фабрики звезд». Что случилось?

После нескольких неудачных попыток работать по контракту с продюсерами, лейблами, менеджерами я сильно разочаровалась в российском шоу-бизнесе. После «Фабрики звезд» я была таким наивным ребенком, идеалистом... Юношеский максимализм сквозил из всех щелей. И когда я поняла, что все это жестокий, нечестный, «показушный» мир, в котором нет места музыке, а одни сплошные сплетни и обман, приняла решение уйти с эстрады как артистка. Создала свою рок-группу Monroe, и мы стали играть для независимой аудитории, которой плевать на то, что говорят по телевизору или пишут в журналах.

«Но совсем порвать все связи с шоу-бизнесом не получилось - я все время фигурировала где-то «около» как звездный автор. Писала композиции сначала для малоизвестных певцов, затем моими заказчицами стали топовые артисты - Ани Лорак, Елка, Светлана Лобода, Анита Цой». (Светлана Лобода недавно взорвала хит-парады с песней «Не нужна», певица Елка исполняет композицию Риты Дакоты «Новое небо», - прим. сайт.)

Параллельно я выступала с группой Monroe на громких рок-фестивалях - «Кубана», «Нашествие». Мы ездили с концертами по всей стране, собирали огромные залы. Вдобавок получали неплохие деньги. Но нас не упоминали в СМИ. И долгое время меня это устраивало.

Р. Д.: Однажды я поняла, что мне тесно в одном только роке. И поверьте, это никак не было связано с недостатком внимания прессы или отсутствием узнаваемости. У меня не было цели всенепременно попасть в телевизор, ходить по красным ковровым дорожкам и давать интервью. Мне стало тесно в музыкальном смысле. Я поняла, что некоторые мои песни не звучат в аранжировке с гремящими барабанами, жужжащими гитарами и громким вокалом. И мне захотелось чего-то более камерного, взрослого. Так появились тихие, честные и серьезные композиции, которые писались, что называется, «в стол» и только иногда фигурировали на страничках в моих социальных сетях.

«Периодически меня звали на шоу «Голос», на другие телепроекты, но я все время думала: «Нет-нет-нет, я не артист, только музыкант! Сидеть мне в своей каморке и писать песни».

Но мои друзья, близкие, с которыми я работала и работаю до сих пор, были другого мнения. Они все время говорили, что я поступаю нечестно по отношению к моим песням и к моему потенциальному зрителю, что я «зажимаю нечто классное от аудитории». Мне даже в шутку пригрозили, что однажды Вселенная перекроет мне портал вдохновения, если я продолжу сочинять только для себя (улыбается).

сайт: Угрозы подействовали?

Р. Д.: Когда был объявлен набор участников в шоу «Главная сцена», меня в прямом смысле за волосы притащили на кастинг и не дали сбежать. Друзья записали на прослушивание в первую пятерку, предварительно узнав у организаторов, можно ли мне будет петь только свои песни. И вот, получилось так, что начиная с кастинга и заканчивая полуфиналом, я выступала только с собственным материалом.

«Я рассматривала «Главную сцену» исключительно как некую платформу, благодаря которой смогу показать зрителям, что я автор, причем не только пишущий, но и поющий. Мне хотелось, чтобы мою музыку услышало максимально возможное количество людей».

И раз телевидение могло мне в этом помочь, то почему бы и «да», подумала я, когда шла на прослушивание. Так что все остальное, что случилось после шоу, стало для меня большой неожиданностью.

Р. Д.: Да. Мне стали поступать предложения сделать сольный проект. Люди, которые забыли обо мне после окончания «Фабрики звезд», меня вспомнили. Те, кто не знал, узнали.

«После каждого нового эфира «Главной сцены» я просыпалась, заходила в соцсети и наблюдала, как за ночь у меня прибавлялось по десять тысяч подписчиков! Вот что значит сила федерального телевидения, настоящая магия!» (смеется)

Стали еще больше звонить артисты, просить написать «вот такую же крутую песню». Так что отрицать не буду, появление на таком крупном канале дало мне огромные бонусы.

сайт: После такого успешного возвращения на сцену тебе не хотелось, чтобы для полного счастья тебя признали и на радио?

Р. Д.: Виктор Дробыш, мой наставник на шоу, предлагал мне записать какой-нибудь «суперхит», чтобы радиостанции были готовы оторвать у нас его с руками и ногами. Но, знаешь, всегда во всех своих турах я исполняла не очень коммерческие песни. Их никогда бы не поставили в ротацию.

«В одной - текст достаточно нецензурный. Брани нет, но есть слэнговые словечки, упоминание алкоголя, что априори не возьмут медиамагнаты. Другая композиция - в акустическом исполнении. Третья - с элементами «драм-н-бэйс». («Драм-н-бэйс» - жанр электронной музыки - прим. сайт.)

Мне важнее творчество, а не коммерческий успех. Моя музыка нашла отклик в сердцах зрителей - а это то, ради чего я шла на проект.

сайт: Ты сейчас вся светишься, и причина этого не только в творческих успехах. Через несколько дней ты выходишь замуж за Влада Соколовского, с чем мы тебя и поздравляем! Как начались ваши отношения?

Р. Д.: Мы знакомы еще со времен «Фабрики звезд-7», но на проекте были лишь хорошими друзьями. Даже называли друг друга «братишкой» и «сестренкой». После гастрольного тура мы долгое время не общались, только раз в год пересекались на мероприятиях. У нас оказалась общая компания друзей, но даже на вечеринках и праздниках, куда они нас звали, мы с Владом никак не могли встретиться.

«Помню, друг собирал гостей у себя дома, я в 23:00 уезжаю, а Влад в 23:15 только приезжает, в подъезд заходит. Или же, когда у нашего друга случился потоп, я помогала убрать воду, а спустя час, когда я уже уехала, приезжал Влад и разбирал вещи».

Он мне периодически писал, предлагал уже наконец встретиться и попить молочных коктейлей. Но в один прекрасный момент судьбоносная встреча произошла. Это было на закрытой party у наших общих друзей, только ни я, ни Влад тогда не планировали идти на нее. Вернее, я хотела заехать ненадолго, быстренько поужинать и все, домой работать. Друзья же меня уговорили остаться на всю ночь, потому что я тогда только вернулась с Бали, где отдыхала полтора месяца.

У Влада была похожая ситуация. Он лежал дома с книжкой и планировал лечь пораньше спать. Но в час ночи ему позвонил друг: «Я около твоего подъезда, надевай пиджак и спускайся, едем на вечеринку!»

«Ту искру, которая пробежала между нами, когда мы наконец встретились, не описать словами. Это физически ощутили все окружающие».

Я Влада, правда, сначала не узнала - первый раз в жизни увидела его в костюме и с короткой стрижкой. А для него непривычно было встретить меня в платье, на каблуках, с укладкой и мейкапом. «Да ладно, Дакота, где твои кеды и дреды?» - смеясь, спросил он. И с той секунды мы больше не расставались.

Р. Д.: Достаточно стремительно. У нас не было конфетно-букетного периода в его привычном понимании. Все-таки мы знаем друг друга 8 лет. Многие люди, когда начинают встречаться, пытаются показаться лучше, чем они есть на самом деле. У нас же возможности «повыделываться» не было. Потому что ты прекрасно помнишь, как вы просыпались в 4 утра в одном гастрольном автобусе: оба опухшие, голодные, невыспавшиеся, с немытыми головами.

«В процессе «повторного знакомства» мы открыли для себя и что-то новое в друг друге, например, когда разговаривали о духовных ценностях, жизненных принципах и системе мировоззрения».

Естественно, были свидания, цветочки, подарочки, но уже буквально через два месяца я переехала жить к Владу. Точнее, он меня насильно перевез. Просто собрал у себя дома шкаф из ИКЕА, запихнул туда все мои вещи и отдал мне ключи от квартиры (улыбается).

сайт: Часто ссоритесь?

Р. Д.: Вообще-то нет. У нас какие-то идеальные отношения (улыбается). Поначалу были не то чтобы скандалы, а напряженные моменты, потому что Влад очень ревнивый человек, собственник. Я долгое время была в статусе свободной девушки, и не все мои друзья-мужчины сразу узнали о том, что у меня появился молодой человек. В три часа ночи мог позвонить какой-нибудь хороший друг, действительно просто друг, и позвать гулять. Естественно, у Влада это вызывало ревность. Сейчас, конечно, мне больше никто так не звонит.

Я считаю, когда люди любят друг друга, они берегут спокойствие возлюбленного. И каким-то магическим образом они хоть и попадают в сложные ситуации, которые могут привести к конфликтам и ссорам, то тут же решают эти вопросы тихо-мирно.

. Насколько вы похожи?

«Мы с Владом суперпохожи, даже заканчиваем фразы друг за другом. Наши друзья называют нас идеальной парой, русскими Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли». (улыбается)

Я могу постоянно выходить на стадионы больших рок-фестивалей и исполнять свои жесткие песни, а дома ходить в розовой пижаме и готовить Владу ризотто. Или гладить кота и плакать у любимого на плече, потому что у меня опять возникли проблемы по работе. Главное, не наша оболочка и музыкальные пристрастия, а то, что у нас внутри. Внутри же мы абсолютно идентичны.

. Как решились на такой серьезный и ответственный шаг?

Р. Д.: У нас совершенно одинаковое отношение к религии, к вере. И после того, как Влад сделал мне предложение, мы первым делом назначили дату венчания. Причем совершенно случайно выбор пал на 3 июня. А когда сообщили родителям, выяснилось, что мама и папа Влада венчались в этот же день ровно 25 лет назад! Вот такие знаки судьбы (улыбается).

«Вообще я считаю, что к браку нельзя относиться просто как к штампу в паспорте. Я не очень понимаю тех верующих, которые откладывают венчание на 10 лет после росписи, когда будут точно уверены в выборе супруга».

Не вижу смысла в заключении брака, если ты под венец идешь с мыслями, что разведешься, если не понравится, и найдешь другого получше. Влад сделал мне предложение в тот момент, когда понял, что хочет быть со мной всю жизнь. И венчание для нас - всего лишь клятва перед небесами, что мы действительно друг друга любим. Еще мне кажется, что люди венчаются, когда хотят чтобы там наверху за ними приглядывали и оберегали семью от дурацкого стечения обстоятельств, от бед и болезней.

Р. Д.: Мы отдыхали месяц на Бали. В один из дней пошел сумасшедший тропический ливень, и мы решили искупаться в бассейне. Не знаю, как описать эту красоту! Мы тогда жили в небольшом домике посреди рисового поля, неподалеку росли гигантские пальмы. В тот момент небо из-за грозы окрасилось в фиолетовый цвет, а вода в бассейне стала золотой...

Мы разоткровенничались. Влад долго говорил мне о том, как сильно меня любит и как хочет провести со мной всю жизнь, и в завершении монолога он произнес те самые заветные слова: «Будь моей женой!» Для меня это был шок, если честно. Я понимала, что рано или поздно это случится, но не думала, что именно сейчас. Конечно, ответила согласием.

Рита, добрый день! Рады знакомству! И первый вопрос: почему же Дакота? Откуда такой псевдоним?

Это прозвище ко мне прилипло с самого детства. Знаете, у всех были свои интересы: девочки собираются, плетут из бисера фенечки, кто-то танцует брейк-данс. А вот я попала в компанию граффитчиков и училась рисовать. Художник из меня вышел не очень хороший, конечно, но мне это очень нравилось и казалось, что у меня получается хорошо. И когда мне было 13−14 лет, в Минске оказались граффитчики из Португалии. Они увидели мои работы и были удивлены стилем моих рисунков, например тому, что я включаю плюшевых медведей в граффити или заменяю фруктами какие-то буквы. Они стали называть это на каком-то своем сленге, звучало как« дакотат», что означало что-то необычное, эклектичное, многогранное, непонятное. И вот это прозвище ко мне прицепилось и все стали называть меня Рита Дакота.

Очень интересно! Но видимо написание граффити осталось в прошлом, ведь мы знаем тебя исключительно как музыканта. А с чего началась твоя музыкальная карьера?

Я никогда не видела себя ни в чем другом. Я помню свои мысли в пять лет, я думала, как я буду писать песни, каким я буду известным композитором. Я всегда представляла себя в студии, видела, что я записываю какой-то оркестр, рассаживала свои игрушки и давала им наставления: «Ты играй на пианино, а ты — на флейте». То есть, я всегда мечтала быть больше, чем просто певицей, я мечтала быть музыкантом. И вот, с пяти лет я начала писать стихи и песни, первая была про мои игрушки и называлась« Стойкий маленький солдат». А первая моя серьезная песня была написана когда мне было одиннадцать. Я посмотрела фильм Леон, и, в конце, когда играла композиция Стинга Shape of my heart, я разрыдалась, уселась за рояль и написала свою первую красивую, серьезную, грустную песню. У нас был выпускной по случаю окончания четвертого класса и я решила создать группу из двух девочек — меня и моей подружки, мы надели две одинаковые кофты и спели песню на этом празднике. В тот момент я поняла, что буду обязательно автором песен.

Если ты так рано осознала свое призвание, какой путь ты прошла для осуществления своей мечты?

Потом я пела в панк-группе и писала музыкальные зарисовки для радиостанций. Я никогда не говорила, сколько мне лет и всегда просила какого-нибудь взрослого человека пойти со мной и представить эти песни, потому что я была уверена, что к 14-летней девочке не будут относиться серьезно и ничего не купят. Зато когда я брала с собой крестного папу или мамину подругу, получалось быстрее и надежнее. Потом я стала писать песни для белорусских артистов, причем началось все как в фильме« Малышка на миллион». В Минске был педагог по вокалу, Гульнара Робертовна, она мне как вторая мама. Я за ней ходила по пятам год! Я умоляла ее взять меня, а она меня даже не слушала, потому что она была очень занятая и у нее были самые поющие девочки и мальчики Минска. Я нашла ее номер телефона и звонила, караулила около подъезда… В конечном итоге, она сдалась, и я сыграла ей несколько своих песен, она опешила и взяла меня. Пару месяцев Гульнара Робертовна помогала мне оформить эти песни в демо, потому что песни не существует, пока она не записана, а поскольку я из бедной семьи, возможности раньше записать песню в аранжировке никогда не было.

А как ты попала на проект« Фабрика Звезд»?

Когда объявили кастинг на проект, друзья меня туда повезли исключительно с целью предложить песни. Они говорили: «Даже если эти песни у тебя не купят, подари их! Сделай так, чтобы кто-то из участников проекта спел твою песню, а снизу подписали автора.» И вот с такими мыслями мы приехали. Когда мы увидели эту очередь, я была готова отказаться от этой идеи, но мои друзья сказали: «Ты должна отдать диски лично в руки, раздать их всем! Не хочешь стоять в очереди, спи в машине.» И я действительно спала в машине 8 часов, а они стояли за меня в очереди. И когда я прошла бесчисленное количество туров, и меня взяли на проект в качестве артиста, я была поражена. Я была уверена, что невозможно вот так просто приехать из Минска и попасть в культовый, самый популярный телепроект на Первом канале. Я очень долго сомневалась, до последнего думала, что это не бесплатно, что меня обманут, но все оказалось правдой. И я пошла, и мои песни заметили, в тот момент началась моя карьера. Во всех номинациях я пела только свои песни и писала для других участников проекта.

Популярное

А после окончания« Фабрики Звезд» твои песни по‑прежнему оставались популярны?

После Фабрики у меня был очень затяжной период депрессии. Понимаете, выходишь оттуда, а у тебя в Москве ни друзей, ни денег, ни жилья, ни работы — ничего, а уехать нельзя по контракту. И вот я ела овсянку, жила в маленькой комнате у брата на окраине Москвы, ездила на метро. И я прекрасно помню состояние, когда у меня 25 рублей в кармане и я думаю, поехать мне до метро на маршрутке, а обратно идти пешком, или наоборот, сейчас дойти пешком, а обратно на маршрутке, потому что будет темно и страшно. И я спускалась в метро, меня узнавали, подходили, просили сделать фото, а я в тот момент была в полном отчаянии.

Но ты по-прежнему мечтала быть музыкантом, писать песни?

У меня был такой переломный момент, когда я абсолютно явно поняла, что не хочу быть певицей. Шоу-бизнес мне чужд, мне не нравятся очень многие правила. Лучше я буду делать ту музыку, которую хочу, но при этом быть автором, а не исполнителем. Проект« Дакота» после« Фабрики Звезд» исчез, но зато я очень много времени посвятила саморазвитию. Была очень смешная ситуация. У меня не было пианино в Москве и не было возможности купить синтезатор, а настоящее пианино, хоть и стоило недорого, но в комнату просто не помещалось. Поэтому я давала 500 рублей сторожу из музыкальной школы неподалеку, и по ночам приходила с одеялами, накрывала ими пианино, чтобы приглушить звук, записывала песни на диктофон и в таком виде как-то над ними работала. Тогда мне казалось, что жизнь кончена, я никому не нужна и навсегда останусь безызвестным автором. Сейчас я вспоминаю этот период с теплотой. Мне кажется, что он был дан мне, чтобы я ценила то, что имею, чтобы радовалась, что топовые, самые известные артисты, на которых я смотрела с открытым ртом, сейчас заказывают у меня песни, доверяют и прислушиваются ко мне.

Ты писала песни тайком в музыкальной школе. А что было потом?

Я очень много занималась, читала много литературы, изучала поэтов, от современных до старинных, училась композиторскому мастерству. В итоге, в какой-то момент я поняла, что уже достаточно выросла, чтобы начать продавать свои песни. Поначалу мне было очень стыдно звонить артисту и предлагать свои песни. Несколько раз было так, что я уже набирала номер, а потом клала трубку и ничего не предлагала. Мне было очень страшно, но один момент полностью перевернул мою жизнь. У меня накопилось уже достаточно большое количество музыкального материала, который не подошел бы никому из артистов в силу своей специфики. Я очень долго крутила в голове, кто мог бы это спеть, и меня осенило, что это идеальный материал для группы Ранетки. Они были в тот момент на пике популярности, они собирали огромные арены и были просто культовой группой. У меня был номер их продюсера, но я побоялась ему позвонить и предложить. Спустя несколько лет их продюсер мне позвонил сам и предложил сотрудничество уже по новому проекту, и я рассказываю ему эту историю, что-то напеваю, показываю, поднимаю глаза, и вижу, что у этого взрослого мужчины, успешного продюсера слезы на глазах. И тут он говорит: «Ты не представляешь, Дакота, как мне тогда нужен был такой молодой композитор, как я искал тогда материал, когда мы были в топе, на пике, когда у нас было очень много денег. Я искал такого человека и не знал, где мне взять такие песни.» И после этого у меня будто щелкнуло в голове, что никогда нельзя бояться. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть, как я сейчас. После этого у меня было несколько моментов, когда я позвонила и предложила артистам песни. Когда несколько моих песен« выстрелило», когда известные артисты стали их покупать, начались входящие. Теперь у меня даже есть помощники, есть молодые авторы, которым я помогаю. Сейчас мои песни поют действительно очень хорошие, очень популярные и талантливые артисты, с которыми работать величайшее благо для меня: это Ёлка, Ани Лорак, Анита Цой, Светлана Лобода, Влад Соколовский, Зара и многие другие.

А ты окончательно решила больше не петь самой?

Знаете, сейчас наступил такой момент, что накопилось большое количество песен, они как детишки, невозможно их кому-то отдать. И я поняла, что возможно я что-то сделаю сама, я пришла к тому, что хочу записать свой альбом. У меня нет цели заработать много денег и стать успешной коммерческой певицей, я хочу просто этим песням дать жизнь, донести их до зрителя в том виде, в каком они каждую ночь играют у меня в голове. Кроме того, я работаю с разными режиссерами, делаю саундтреки к фильмам, к мультикам, это тоже очень интересно, передавать музыкой эмоцию, которую режиссер вложил в кадры.

Сейчас, пройдя свой непростой путь, какие у тебя появились жизненные установки, которые тебе помогли, и которые ты бы могла посоветовать читательницам?

Знаете, очень много шагов я не предпринимала, потому что было очень страшно. Самое страшное в жизни любого творческого человека — это когда мечты не реализовываются. Когда ты начинаешь что-то делать, а не выходит: ты мечтал, а тебя не признают, ты желал, чтобы эта песня сработала, а она не работает. Вот поэтому страшно и поэтому многие творческие люди ничего не предпринимают, чтобы эти мечты оставались такими же красочными и грели душу. Но это неправильно, надо стараться, перебарывать себя. Я, например, заменила слово« страшно» на словосочетание« страшно интересно», и теперь, например, говорю: «мне страшно интересно что-то попробовать», и я иду и пробую. Так что я советую всем, у кого есть мечты и стремления, но они боятся, что не получится, что они опозорятся, разочаруются или еще что-то: не бойтесь, берите и делайте! Даже если что-то пойдет не так, это опыт, а опыт — это самое ценное.

Не бояться, не бояться стучать в закрытые двери, не бояться следовать своей мечте, получается так?

Рита, расскажи, какая история связывает тебя с Cosmo?

Как я уже говорила, я выросла в Минске, в бедном районе, училась в обычной школе. Там люди примерно одного достатка, для меня в Москве до сих пор дика огромная пропасть, которую часто можно встретить, например, бутик дорогой одежды, а рядом сидит бездомный. В Минске такого нет. Мы в классе с девочками собирали деньги, которые нам давали родители на обеды, и шли в газетный киоск. Покупали один Cosmo на всех и по очереди каждая брала его домой читать, и так каждый месяц. Это было так здорово. Сейчас ценности, конечно, поменялись: мы можем купить журнал за деньги, которые кажутся нам смешными, и оставить его в вагоне метро. Тогда было все не так, мы передавали каждый номер друг другу как священный огонь. Я помню обложки, я помню рубрики, у меня даже до сих пор дома в Минске хранятся вырезки!

А почему именно Cosmo?

Во-первых, потому что он толстый, это было очень важно. Там было много всего: красивых девушек, на которых можно было посмотреть, модных вещей. Были статьи на самые разные темы, интервью с успешными женщинами, разделы о любви и отношениях. Это было очень интересно, современно написано, но при этом заставляло задуматься. Просматривая Cosmo, мы мечтали. И я правда думаю, что визуализация работает: когда ты смотришь красивый журнал с интересными путешествиями, с успешными людьми, ты визуализируешь. Ты мечтаешь о том, что когда ты вырастешь, ты тоже так сможешь, и тоже будешь красивой девушкой, с красивым мужчиной, пушистым псом и уютным домом. Когда девочки читают статью об успешной и добившейся многого в жизни женщине, они понимают, что возможно все, нужно лишь много трудиться, и это прекрасный пример! Я до сих пор благодарна за это Cosmo. Мечты сбываются, визуализируйте!

Интервью: Ксения Баушева, Светлана Комолова
Фото: Богдан Богданов, @bogdanov.photo
Выражаем благодарность в подготовке материала kseniabausheva.ru, @ksenia_bausheva_store

Маргарита Герасимович (реальное имя Дакоты) родилась в 1990-м году в Минске в обыкновенной семье, не связанной с музыкой и шоу-бизнесом. С детства девочка была склонна к творчеству, вся семья удивлялась ее музыкальности и подвижности. Первое стихотворение «Стойкий маленький солдат» юное дарование написала всего в пять лет, а уже в семь девочка оказалась в музыкальной школе. Именно тогда Рита твердо решила стать известным композитором. Активно участвуя в деятельности школьного хора и занимаясь игрой на фортепиано, она многократно побеждала на различных конкурсах, а в 11 лет сочинила первую серьезную песню.

Будучи подростком, Дакота увлеклась панк-роком и легко собрала свою группу, причем ее серьезные и качественные композиции уже в то время покупали местные радиостанции. В тот же период Рита заинтересовалась граффити, и в тусовке гости из Португалии охарактеризовали ее работы прилагательным «дакотат». Португальское слово со значением «многогранный» стало псевдонимом Риты.

Первым серьезным шагом Риты Дакоты к признанию стало решение показать свои CD-диски известным продюсерам, в том числе Константину Меладзе. Рита приехала в Москву как раз во время кастинга на шоу «Фабрика звезд-7», и юной певице предложили участие в проекте. Хоть Рита Дакота и не победила, зато заявила о себе на всю страну авторскими песнями и хитом «Спички».

Однако сразу после «Фабрики» Рита Дакота пропала из поля зрения поклонников. Позже она объяснила это разочарованием в шоу-бизнесе и действующих в нем законах.

Девушка сконцентрировалась на амплуа композитора и автора песен и написала десятки текстов для Ёлки, Ани Лорак, Светланы Лободы, Зары и других. Однако вокал Рита не забросила и создала собственную рок-группу Monroe, с которой активно гастролировала и пела на рок-фестивалях.

Возвращение в шоу-бизнес Дакота отметила участием в шоу «Главная сцена» у наставника Виктора Дробыша.

Наверняка есть люди, которым это необходимо с точки зрения медицины. Но если пластику делают из прихоти - это уже другое дело.

Рита Дакота до и после

Делала ли Рита Дакота пластику ее поклонники пытаются выяснить уже довольно давно. На фото, которые периодически появляются с подписями «Рита Дакота до и после пластики», видно, что пухлые губы у певицы с детства, как и оформленные скулы и яркие черты лица.

Дакота всегда негативно высказывалась по поводу хирургических вмешательств и каких-либо «махинаций» с лицом: «Наверняка есть люди, которым это необходимо с точки зрения медицины. Но если пластику делают из прихоти — это уже другое дело».

Повышенный интерес публики вызывают и метаморфозы фигуры Риты Дакоты. В последнее время в ее «Инстаграме» много фотографий с Бали: на солнечных фотографиях певица позирует в ярких бикини, демонстрирующих идеальную фигуру. На многочисленные вопросы о том, как ей удается поддерживать идеальные формы, Дакота отвечает, что ведет здоровый образ жизни с физическими нагрузками.

Неудивительно, что после родов Рита Дакота очень быстро восстановилась и вернула прежнюю тонкую талию, идеальную грудь и подтянутые бедра. Она признается, что иногда позволяет себе чипсы, молочные коктейли и бургеры, надеясь на налаженный метаболизм.

Недавно в «Инстаграме» Дакота выложила фото «до и после», под которым написала о пользе здорового образа жизни и вреде экстремально жестких диет, которые приводят к быстрому возврату лишнего веса. Фото Риты Дакоты до и после похудения вызвало шквал комментариев в Инстаграм, среди которых преобладали слова восхищения и различные комплименты в адрес внешности и таланта певицы.

Развод Риты Дакоты и Влада Соколовского

Рита Дакота популярна не только как композитор и певица, но и блогер совместного с Владом Соколовским YouTube-канала.

3 июня 2015 года Молодые люди поженились, а в конце октября 2017 года стали родителями дочери Мии.

Ребята с удовольствием делились опытом семейной жизни в небольших видео на канале, но оказалось, за красивой картинкой скрывались многочисленные измены Влада Соколовского. Рита Дакота рассказала подписчикам микроблога, что подала на развод, узнав, что за время их брака у Влада были десятки любовниц. Рита сообщила, что не желает оставлять дочь без отца и просит поклонников не оскорблять Соколовского.

«Я хочу мирного развода и верю, что нам хватит мудрости повести себя максимально человечно», - поставила точку в отношениях певица.

Является не только прекрасной вокалисткой, но и весьма талантливым композитором и автором текстов. Сегодня ее песни исполняют такие известные артисты, как Ани Лорак, Анита Цой, Доминик Джокер и другие.

Детство

Дата ее рождения - 9 марта 1990 года. Появилась на свет в столице Беларуси, городе Минске. В детстве Рита особо не интересовалась типичными играми для девочек: куклы «Барби» и раскраски с принцессами валялись под кроватью. А она сама в это время гонялась во дворе и играла с мальчишками в войнушку и казаки-разбойники.

Но исполнительские способности начали проявляться уже тогда. По вечерам в числе других ровесников Рита развлекала местных бабушек дворовыми концертами. Мальчишки пели песни Андрея Губина и группы «Божья коровка», а девчонки перепевали композиции Тани Овсиенко и Кристины Орбакайте.

Музыкальная школа

Мама еще в детстве обратила внимание на музыкальный дар дочери. Она слышала, как чисто с точки зрения интонирования Рита напевает песни, читала стихи, которые она написала; слышала мелодии, которые она сочиняла. В семье было принято решение отдать девочку на обучение в музыкальную школу. Тогда, будучи семилетним ребенком, придя с мамой поступать на отделение фортепиано, она покорила своим пением главного преподавателя вокала. В результате было решено, помимо того, чтобы учиться на пианистку, еще и петь в хоре. Позже, благодаря преподавателей и природному дару Риты, она стала одной из лучших участниц этой вокальной группы. Певица Дакота со своим коллективом побывала на гастролях почти во всех странах Европы. Следует отметить, что участниками этого хора в разное время были певица Бьянка, пианист Власюк и другие известные личности.

Нелегкий выбор

После окончания музыкальной школы четырнадцатилетняя Рита решила поступать в музыкальное училище им. Глинки на факультет композиции. Все документы были собраны, но в последний момент, буквально перед дверями училища она передумала. Как признавалась сама певица Дакота, она неожиданно пришла к выводу, что если человек будет кропотливо учиться, то может в результате понять, как пишется правильная музыка. А вот научиться писать хорошую музыку можно, только имея талант. Решив тогда, что композиция будет ее хобби, она направилась совершенствовать свои вокальные данные, поступив в студию эстрадного вокала "Форте".

Фабрика звезд

Не пройдя кастинг на участие в белорусском музыкальном шоу-проекте "Звёздный дилижанс", певица Дакота (фото см. ниже), обвиненная членами жюри в «отсутствии патриотизма» за то, что исполняла песню на английском языке, на какое-то время отказалась от желания строить сольную карьеру.

Гораздо больше на тот момент ее занимало написание собственных композиций. Поэтому, когда Рита узнала от своего друга Армена (известного в Беларуси певца) о начале кастинга седьмой "Фабрики звезд", решила непременно туда попасть, чтобы показать Константину Меладзе свои авторские работы. Для этого она сделала демо из своих песен, твердо намереваясь доказать продюсеру, что из нее выйдет хороший композитор.

Но все сложилось не так, как планировала Дакота. Певица, биография которой доказывает многогранность ее таланта, была принята на телепроект «Фабрика звезд-7», как участница.

Во время проекта Рита написала несколько новых песен, познакомилась с большим количеством творческих людей. Преподаватели по достоинству оценили ее вокальные данные, признав ее голос одним из лучших в истории «Фабрики звезд». Маргарита стала финалисткой проекта. Записала такие популярные авторские песни, как «Спички», «Я всё знала», «Одна» и «Лучшему другу».

Знакомство с Домиником Джокером

По окончании проекта последовали многочисленные гастрольные туры «фабрикантов», в одном из которых певица Дакота знакомится с Домиником Джокером, тоже выпускником одной из предыдущих "Фабрик". Он на тот момент был успешным певцом, композитором и продюсером. Впоследствии эти два творческих человека стали близкими друзьями. Но дружба - это не единственное, что их связывало. Доминик и Рита записали несколько совместных песен. Наиболее известной их работой является саундтрек к сериалу «Мама-Москва».

На краю бедности

По окончании гастролей еще связанная контрактом Дакота оказалась невостребованной. Но обязательства не позволяли ей уехать в родную Беларусь. В отсутствие работы средств к существованию практически не было. Она жила в комнатушке за МКАД, практически голодала, но силы духа не потеряла. Не пропало и желание создавать музыку.

Недалеко от тогдашнего жилища Риты находилась школа. Девушка просила сторожа впускать ее по ночам в актовый зал, чтобы на старом фортепиано сочинять новые песни. Там, накрывшись одеялом, она записывала плоды своего творчества на диктофон, когда-то подаренный Константином Меладзе. В какой-то момент пришло осознание того, что ее песни могут быть интересны другим артистам. Дакота предложила их для исполнения нескольким начинающим исполнителям. Когда поняла, что ее творения востребованы, то стала сотрудничать и со «звездами» повыше рангом.

Когда все трудности позади

Сейчас, когда сложный период в жизни Маргариты закончился, она является востребованным композитором и автором текстов. Достаточно упомянуть несколько песен, которые сейчас звучат на волнах всех радиостанций. Песня «Я буду помнить», которую исполняют Александр Маршал и T-killah, «Небо» в исполнении Елки, «Не нужна», в исполнении Светланы Лободы.

Также Дакота сейчас принимает участие в проекте «Главная сцена», где в основном исполняет песни собственного сочинения.

Певица Дакота и Влад Соколовский: история любви

Они познакомились в далеком 2007 году, будучи участниками «Фабрики звезд-7». Занятно, но тогда они очень подружились и много общались, в шутку называя друг друга «братишка и сестренка». По окончании проекта долгое время не общались. Дакота - певица, личная жизнь которой никогда не была достоянием широкой публики. А вот про бурные похождения Соколовского ходило много слухов. Среди его девушек были и модели, и певицы, и танцовщицы… Она же создала независимую рок-группу, а потом какое-то время вообще была на краю бедности.

Позже, когда к Рите пришел успех, и ее песни стали нарасхват, они повстречались на одной из вечеринок. К тому времени Влад сменил волнистые волосы до плеч на модную стрижку, а юношеский «прикид» на костюм и галстук. Он возмужал и стал мужчиной. Она уже не была ярой бунтаркой в кедах, помешанной на рок-музыке. Наверное, эти обстоятельства позволили им взглянуть друг на друга по-новому. После этой встречи они больше не расставались, но от широкой публики достаточно долго скрывали свои отношения. А спустя какое-то время в пресс стали появляться их совместные фото с различных мероприятий. Вот тут-то поклонники и заподозрили, что между ними нечто большее, чем приятельские отношения. И действительно, вскоре пара призналась, что они влюблены и счастливы. А через полтора года отношений наконец поженились Влад и Дакота.

Певица и Влад Соколовский, свадьба которых состоялась 8 июня 2015 года, сейчас наслаждаются семейной жизнью, совместно занимаются творческой деятельностью (Рита пишет песни, а Влад их исполняет). Также известно, что ребята решили заняться бизнесом и открыли несколько точек передвижного фаст-фуда.

Хочется верить, что эта красивая пара будет жить долго и счастливо. А Дакота напишет и споет еще много красивых песен, которые будут радовать ее верных поклонников.

Биография Дакоты

Дакота - биография

Герасимович Маргарита, более известная в шоу-бизнесе, как Дакота, родилась в столице Беларуси городе Минске 9 марта 1990 года. Всё детство маленькая Рита проиграла в «войнушку, танчики и казаки-разбойники» с мальчишками со двора, оставив кукол «Барби» валяться под кроватью, а по вечерам вместе с всё теми же дворовыми ребятами давала «концерты» для бабушек из своего дома, взгромоздившись на высокое крыльцо одного из подъездов и распевая частушки и песни из репертуара Наташи Королёвой и Кристины Орбакайте.

Мама Риты, заметив музыкальный дар ребёнка, а именно: способность чисто интонировать, писать стишки и придумывать свои мелодии, отдала её в музыкальную школу №1 им.Александровской на класс фортепиано.

С хором Рита объездила всю Европу, а этот хор многократно становился лауреатом международных конкурсов, единственный из мировых хоров удостоился благословения самого Папы Римского в Ватикане, а выходцами этого хора становились такие люди, как певица Бьянка, один из самых успешных пианистов современности Дмитрий Власюк и другие знаменитости. Все годы своего обучения Рита была одной из лучших учениц.Когда пришла пора выпускных экзаменов, девочка серьёзно заболела, пролежала в больнице несколько недель и её освободили от сдачи всех экзаменов, предложив поставить все её «отличные» отметки в аттестат. Однако Рита не согласилась с этим, решив, что никто не посмеет отнять у неё такое событие, да и ей показалось, что это всё нечестно. В конце концов, после двухдневного брынчания на детском синтезаторе под больничной койкой, порвав освобождающую от тестов справку, Рита сдала все экзамены на «отлично» и получила красный диплом по профориентированному классу фортепиано.

В возрасте 16 лет будущая певица поступила в студию эстрадного вокала «Форте», где отучились многие звёзды белорусского шоу-бизнеса.

Летом 2007 года Маргарита приняла участие в кастинге «Фабрики звёзд-7″.

Талант певицы признан и такими громкими именами, как Макс Фадеев, Виктор Дробыш, талантливый композитор и саунд-мейкер Аркадий Укупник. Также творчеством Маргариты заинтересовались и многие европейские и западные промоутеры, которые работали с такими мастерами как Tina Turner, Pink, Whitney Hewston, The Doors заинтересовались и парни из легендарного бэнда Bad Boys Blue.

Сейчас Дакота активно работает над своим первым сольным альбомом, пишет песни другим исполнителям (к примеру, Дакота – автор двух композиций дебютного альбома группы БиС: «Тебя найду» и «Мистер Ди-джей».

Певица записывает первый альбом, готовится к дебютному клипу и собирается поступать в ГИТИС. А пятого декабря состоялся первый в жизни артистки сольный концерт, где она презентовала свою двухчасовую лайф-программу.