Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб. Игорь Северянин — Классические розы: Стих Моей страной мне брошенные гроб

(2)

Игорь Северянин использовал строки Мятлева для написания пронзительного по содержанию стихотворения о нелёгкой судьбе России после октябрьских событий 1917 года:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.

Именно эти две строчки выбиты на надгробии Игоря Северянина в Таллине, где он похоронен.

Для чего же использует поэт приём аллюзии? Какова его роль?

Первое четверостишие «Классических роз» — точная цитата начала стихотворения Мятлева, аллюзия во второй строфе стихотворения Северянина уже из Тургенева:

В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

«Те времена» здесь – дореволюционная Россия, образ которой с такой любовью дан Тургеневым.

Третья строфа словом «воспоминание» также отсылает нас к тургеневскому стихотворению:

Прошли лета, и всюду льются слёзы …
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране …
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Для Тургенева «минувший день» — это оставленная Родина и связанные с нею воспоминания о юности. Для Северянина — это дореволюционная Россия) которой больше нет.

В третьей строфе в цитату вносятся изменения, что отсылает нас уже к приёму К.Р.: слово «были» меняется на слово «ныне» (у К.Р. «теперь») что чётко соотносится со временем.

Четвёртая строфа сначала читается как аллюзия на строки К.Р. «И после сумрачной зимы / опять … / Вернутся радости и грёзы, / Как хороши тогда, Как свежи будут розы!»:

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы.
В самое сердце бьёт последняя строчка:
… Моей страной мне брошенные в гроб.

И снова розы и смерть сплетаются в единое, как у Мятлева и Тургенева.

1825 год. Закончилась Гражданская война, прошлое разрушено. Судьба забросила Северянина в Эстонию. Остались лишь воспоминания. Поэт верит, что Родина преодолеет все невзгоды, и потом, когда-нибудь) наскоро, вспомнит о нём — принесёт цветы. Но можно прочитать эти строки и по-другому: меня вспомнят только после смерти.

1925 год — время НЭПа, время, когда в Россию возвращались (на свою погибель) многие: «Вернуться в дом Россия ищет троп». Но он не вернётся.

Сколько нам открыла одна строка одного стихотворения! Как расширяет смысловое и образное пространство произведения приём аллюзивных включений! Как этот приём раскрывает мысль о преемственности в русской литературе!


В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
1843 Мятлев

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Анализ стихотворения «Классические розы» Северянина

Ностальгия – лейтмотив произведения Игоря Северянина «Классические розы». Оно становится символ преемственности в отечественной литературе, связывая воедино XIX и XX век.

Стихотворение написано в 1925 году. Его автору исполнилось 38 лет, с 1918 года он вместе со своей семьей оказался в неожиданной эмиграции в Эстонии. Отдых перерос в изгнание. В советскую Россию он не вернулся. Начались выступления в поэтических концертах, работа над переводами, удавалось ему и издавать свои книги. По жанру – элегия, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Лишь одна рифма закрытая. Стихотворение предваряет эпиграф из И. Мятлева, чья строка про розы становится рефреном и смысловым центром произведения И. Северянина. Впрочем, в свое время та же строка вдохновила и И. Тургенева на стихотворение в прозе, где старик вспоминает прошедшую, как сон, жизнь. Наконец, великий князь К. Романов – еще один поэт, которого заворожила эта фраза. Лексика возвышенная и нейтральная. Название – отсылка к классическому в литературном отношении XIX веку, когда и был создан первоисточник И. Мятлева, вдохновивший нескольких поэтов. Композиция трехчастная. Лирический герой – сам автор.

В первом четверостишии поэт воспоминает не просто прошлые годы, а «времена», исчезнувшую эпоху, которая кажется теперь легендарной. Прошло всего 8 лет, а «ни страны», ни людей, живших в ней, больше нет. Это другой мир, где больше нет любви – ни его, ни к нему и его творчеству, где не верится, что была слава, что приходила весна, когда можно было быть беспечным. «Как свежи ныне розы»: самый дорогой теперь товар – воспоминания. Память – источник вдохновения. «Вернуться в дом»: надежда на возвращение еще не умерла. «Россия ищет троп»: он отождествляет себя со всей бесприютной Россией. В эти годы часть эмигрантов вернулась на Родину. «Страной мне брошенные в гроб»: две финальные строки выбиты на надгробном памятнике поэту. «Будут розы»: принцип трех времен («были», «ныне», «будут») – невольное заимствование из стихотворения К. Романова. Простые, почти беспомощные, рифмы, понятные, почти женские, эмоции. Все это создает трогательную, меланхоличную интонацию. Вполне возможно, что и сам автор, и некоторые из его читателей, проливали слезы над этими строчками по своей судьбе. Три восклицания подводят итог каждой строфе. Эпитеты: прозрачны и ясны, хороши, свежи. Олицетворения: роились. Инверсия: прошли лета. Метафоры: розы моей любви, ищет троп.

Король поэтов рубежа веков, И. Северянин больше 20 лет своей жизни провел на чужбине, там он и скончался. «Классические розы» — одна из его визитных карточек в мире творчества.

На минувшей неделе ветераны спецназа хоронили в Челябинске "Беркута" - своего боевого товарища. Бывшего командира 154 "мусульманского" отряда специального назначения Главного разведывательного управления ГШ МО подполковника Владимира Портнягина .

22 года службы в Вооруженных силах, участие в спецмероприятиях разведывательно-диверсионных подразделений ГРУ в разных точках планеты. Был тяжело ранен и контужен на территории Афганистана. Награжден шестью государственными наградами. Уже на "гражданке" Владимир Портнягин 25 ноября 2002 года был обвинен в организации и совершении покушения на руководителя охранной фирмы "Магнум" Антона Масленникова и приговорен к восьми с половиной годам колонии строгого режима. Покушение на Масленникова было совершено 18 октября 2001 года в подъезде его дома. Организатором преступления следствие , а затем и суд назвали заместителя начальника службы экономической безопасности АПО "Макфа" Владимира Портнягина , а исполнителем его подчиненного - Сергея Чеснокова . Дело бывшего "афганца" и ветерана спецназа ГРУ Владимира Портнягина разворачивалось на фоне очередного противостояния между первым заместителем губернатора области Андрея Косилова и депутатом Госдумы РФ Михаилом Юревичем . Оппоненты депутата явно пытались придать ему политическую окраску, тем более, что одно время потерпевший Масленников являлся телохранителем еще одного политического деятеля - внешнего управляющего "УралАЗа" Валерия Панова . Журналисты, освещавшие процесс сходились во мнении, что им "трудно поверить в то, что человек, который много лет отслужил в спецназе ГРУ и знает до тонкости приемы разведчика, мог так топорно действовать". По словам самого Портнягина, он, будучи тяжело больным, во время следствия был вынужден себя оговорить . На суде Владимир отказался от своего "признания". Однако именно на нем основывалась доказательная база преступления. Ветеран спецназа на долгих пять лет ушел в колонию, оставив на свободе одну, свою несовершеннолетнюю дочь Светлану.

6 октября 2004 года президиум Верховного суда России, во главе с сего председателем Вячеславом Лебедевым признал незаконность приговора суда в отношении Владимира Портнягина. "В соответствии со ст.75, 302 и 307 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях", - вердикт Верховного суда, данный по этому делу, вряд ли нуждается в особых комментариях. Главный судья страны не мог оставить без внимания и показания Портнягина "о невыносимых условиях его содержания в ИВС, ухудшении в связи с этим состояния здоровья, невозможности получения необходимых лекарств и получении их только после написания "чистосердечного признания". Тем более, что это подтверждалось объективными данными. В том числе и длительным (более двух месяцев) пребыванием Владимира Портнягина в период предварительного следствия на лечении в хирургическом отделении учреждения ЯВ-48/3 с кишечным кровотечением и другими заболеваниями.

Освободившись, Владимир Портнягин , немедленно был вновь госпитализирован в хирургический стационар. На третий день, неожиданно, среди полного благополучия умерла его дочь, успевшая без отца окончить институт и трудоустроиться. Смерть девушки наступила в машине скорой помощи, но она, почему-то не была осмотрена, как это требуется по закону сотрудниками следственно-оперативной группы. Ее тело, почему-то отправили в патологоанатомическое отделение больницы скорой медицинской помощи, где она не лечилась. Таким образом, судебно-медицинского исследования тела дочери Портнягина произведено также не было.

Владимир Павлович мужественно переносил все многочисленные удары судьбы. Активно участвовал в общественной жизни страны и области. Много разъезжал по городам и гарнизонам России. Но сердце старого солдата не выдержало. 1 апреля Владимир Павлович Портнягин скончался. Больше всего он хотел, чтобы Родина любила его так же, как он любил ее сам. Память о "Беркуте" навсегда останется в памяти друзей и соратников. Вечная память герою спецназа.

Когда я была маленькая совсем еще юным реставратором, то часто работала на монтаже выставок - клеила "лапки" на графику и документы. И дружила со смотрительницами - им было скучно и они приходили ко мне поговорить. Пожилые дамы,а на мой юный взгляд, так и просто древние, они чего только мне не рассказывали! Надо было записывать, жалею. Одна, например, сражалась в одном партизанском отряде с Зоей Космодемьянской. А другая коллекционировала... траурные венки. Те, что возлагались к Вечному огню.
Нет, не сами венки, конечно! Но она каждый день проходила мимо Вечного огня, рассматривала, запоминала, а потом мне пересказывала: какие ленточки и цветочки, от кого...

А вспомнила я это сегодня, пока печатала протокол реставрационного совета по траурным венкам, хранящемся в бывшем музее В.И. Ленина, а ныне - в фондовом отделе Исторического музея. Какая-то выставка замышляется про вождей, и вот туда - венки.

Такие описания! Вот, например:

Композиция венка - всевозможные детали и части скорострельных, автоматических ружей, паровых контрольных кранов, патронов, трехгранных штыков, шомполов. Все эти детали прикреплены к вырезанным из кровельного железа стилизованным листьям пальмы...

Или вот этот:

Траурный венок, возложенный к Мавзолею В.И.Ленина и И.В.Сталина в 1953 г. От Антипова Г.Д.
Венок представляет собой небольшой фанерный круг, по окружности обрамленный сплетенными пшеничными колосьями, перемешанными с колосками могара. В венок из колосьев вплетена черно- красная сатиновая лента, завязанная внизу бантом. В середине круга - текст, написанный черной краской: «Великим вождям В.И.Ленину и И.В.Сталину от опытника мичуринско- лысенковской науки Антипова Г.Д. - 69 лет. г. Гусь-Хрустальный. Ноябрь 1953 г.».
Венок был изготовлен Антиповым Г.Д. в г. Гусь-Хрустальный. Помогали ему рабочие Арматурного завода. Венок в Москву был отправлен по почте. К венку было приложено письмо от Антипова Г.Д.

Могар - оно вот что такое, оказывается:
Мога́р (от лат. moharicum ), Щети́нник италья́нский (лат. Setária itálica ) — однолетнее культурное растение семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae ), вид рода Щетинник , пищевая и кормовая культура, по своим качествам сходная с просом .

А вот этот особенно нравится:

Над звездой прикреплена металлическая лента, окрашенная в красный цвет с надписью, сделанной черной краской: «Бессмертному вождю т. И.В. Сталину».

Венок на гроб - бессмертному!
Замечательно

Игорь Северянин

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ

В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
1843 Мятлев

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы