Краткая биография куприна самое главное для детей. Александр Куприн: биография, творчество и интересные факты из жизни

Александр Иванович Куприн

(1870 - 1938)

Родился 27 августа 1870 года в маленьком городке Наровчате, что в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Писатель не знал своего отца, потому что тот скончался через год после рождения сына, от холеры. Мать его происходила из древнего княжеского рода Куланчаковых. После смерти мужа она переехала во вдовий дом в Москву. Лишь благодаря этому детские годы Куприна прошли близ матери, которую он, к слову сказать, буквально боготворил. И действительно было чем восхищаться.

Его мать обладала твердым, даже несколько деспотичным характером. Была гордой княжной, обладала превосходным вкусом и тонкой наблюдательностью. К сожалению, материальные трудности вынудили ее отдать молодого писателя в Московский Разумовский пансион (сиротский), когда ему было 6 лет.

После окончания пансиона он поступил во Вторую московскую военную гимназию, которая позже была переименована в кадетский корпус. По ее окончании Куприн продолжил свое образование в Третьем Александровском юнкерском училище в Москве. Все это на протяжении 1880-90-х годов. Свою военную молодость писатель отразил в повести «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Из училища он вышел в чине подпоручика.

Уже, будучи в училище Куприн почувствовал тягу к литературе, первыми его попытками были стихотворения, которые так и остались неопубликованными. Первым произведением Александра Куприна, которое увидел мир, был рассказ «Последний дебют» опубликованный в журнале «Русский сатирический листок» в 1889 году. Рассказ оказался не очень удачным, да и сам Куприн не очень серьезно относился к писательской деятельности.

После окончания училища в 1890 году писатель был зачислен в пехотный полк. Служил в течение четырех лет. Военная карьера дала много материала для писательской деятельности Куприна. После отставки в 1994 году переехал жить в Киев. Писатель не имел обычной профессии и был еще очень молод. Он много путешествовал по стране, занимал разные должности и перепробовал множество профессий. Это отразилось в его творчестве.

В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох» , рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).

В эти годы Куприн познакомился с Буниным , Чеховым и Горьким . В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок» , имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 - 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» , «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

Революцию Куприн не принял, охладели его отношения с М. Горьким. Творчеству писателя постоянно мешали финансовые неурядицы, и семейные хлопоты. В 1907 году Куприн вновь занялся журналистикой, что бы оплатить долги и содержать семью.

Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, не принесли больших литературных плодов. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни (рак языка).

Помимо биографии Куприна также уделите внимание другим сочинениям.

Александр Иванович Куприн. Родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в Наровчате - умер 25 августа 1938 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русский писатель, переводчик.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына.

Мать, Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя.

В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.

В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы I созыва от Санкт-Петербургской губернии.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году со своей семьёй поселился в Гатчине.

После начала Первой мировой войны, открыл в своём доме военный госпиталь, и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм.Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Отречение Николая II встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину, был редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам. После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном . В это время сделал перевод «Дон Карлос» . Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.

После поражения Северо-Западной армии отправился в Ревель, а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки, где пробыл до июля 1920 года, после чего отправился в Париж.

К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах. Его литературные гонорары были скудными, а алкоголизм сопровождал все его годы в Париже. С 1932 года его зрение постоянно ухудшалось, и почерк стал значительно хуже. Возвращение в Советский Союз стало единственным решением материальных и психологических проблем Куприна. В конце 1936 года он всё же решился обратиться за визой. В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на Родину.

Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года - с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» (проголосовали «за» И. В. Сталин, В. М. Молотов, В. Я. Чубарь и А. А. Андреев; воздержался К. Е. Ворошилов).

Умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

Повести и романы Александра Куприна:

1892 - «Впотьмах»
1896 - «Молох»
1897 - «Прапорщик армейский»
1898 - «Олеся»
1900 - «На переломе» (Кадеты)
1905 - «Поединок»
1907 - «Гамбринус»
1908 - «Суламифь»
1909-1915 - «Яма»
1910 - «Гранатовый браслет»
1913 - «Жидкое солнце»
1917 - «Звезда Соломона»
1928 - «Купол св. Исаакия Далматского»
1929 - «Колесо времени»
1928-1932 - «Юнкера»
1933 - «Жанета»

Рассказы Александра Куприна:

1889 - «Последний дебют»
1892 - «Психея»
1893 - «Лунной ночью»
1894 - «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса», «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»
1895 - «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия», «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Столетник», «Жизнь»
1896 - «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»
1897 - «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Allez!»
1898 - «Одиночество», «Лесная глушь»
1899 - «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»
1900 - «Дух века», «Погибшая сила», «Тапёр», «Палач»
1901 - «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»
1902 - «На покое», «Болото»
1903 - «Трус», «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель»
1904 - «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»
1905 - «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников»
1906 - «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»
1907 - «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины»
1908 - «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово»
1910 - «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя»
1911 - «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк»
1912 - «Травка», «Чёрная молния»
1913 - «Анафема», «Слоновья прогулка»
1914 - «Святая ложь»
1917 - «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы»
1918 - «Пегие лошади»
1919 - «Последний из буржуев»
1920 - «Лимонная корка», «Сказка»
1923 - «Однорукий комендант», «Судьба»
1924 - «Пощёчина»
1925 - «Ю-ю»
1926 - «Дочь великого Барнума»
1927 - «Синяя звезда»
1928 - «Инна»
1929 - «Скрипка Паганини», «Ольга Сур»
1933 - «Ночная фиалка»
1934 - «Последние рыцари», «Ральф»

Очерки Александра Куприна:

1897 - «Киевские типы»
1899 - «На глухарей»

1895-1897 - цикл очерков «Студент-драгун»
«Днепровский мореход»
«Будущая Патти»
«Лжесвидетель»
«Певчий»
«Пожарный»
«Квартирная хозяйка»
«Босяк»
«Вор»
«Художник»
«Стрелки»
«Заяц»
«Доктор»
«Ханжушка»
«Бенефициант»
«Поставщик карточек»

1900 - Путевые картинки:
От Киева до Ростова-на-Дону
От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели.

1901 - «Царицынское пожарище»
1904 - "Памяти Чехова"
1905 - «События в Севастополе»; «Сны»
1908 - «Немножко Финляндии»
1907-1911 - цикл очерков «Листригоны»
1909 - «Не трогайте нашего языка». О русскоязычных писателях-евреях.
1921 - «Ленин. Моментальная фотография»

Разнообразные жизненные обстоятельства и драматические сюжеты в произведениях Александра Ивановича Куприна объясняются в первую очередь тем, что его собственная жизнь была весьма «остросюжетной» и нелёгкой. Думается, что когда в рецензии на повесть Киплинга «Смелые мореплаватели» он писал о людях, прошедших «железную школу жизни, полную нужды, опасностей, огорчений и обид», то вспоминал о том, что было испытано им самим.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа 1870 года в Пензенской губернии в городе Наровчате. Отец будущего писателя Иван Иванович Куприн – разночинец (интеллигент не принадлежавший к дворянству) занимал скромную должность секретаря мирового судьи. Мать, Любовь Александровна происходила из дворян, но обедневших.

Когда мальчику не было и года, отец скончался от холеры, оставив семью без средств к существованию. Вдова с сыном вынуждена была поселиться в московском Вдовьем доме. Любовь Александровна очень хотела, чтобы её Сашенька стал офицером, и когда тому исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский пансион. Тот готовил мальчиков к поступлению в среднее военное учебное заведение.

В этом пансионе Саша пробыл около 4-х лет. В 1880 году он начал учиться во 2-й Московской военной гимназии, реорганизованной позже в кадетский корпус. Надо сказать, что в стенах военной гимназии царила палочная дисциплина. Ситуацию усугубляли обыски, шпионство, надзирательство, издевательство старших воспитанников над младшими. Вся эта обстановка огрубляла и развращала душу. Но Саша Куприн, пребывая в этом кошмаре, сумел сохранить духовное здоровье, которое впоследствии стало обаятельной чертой его творчества.

В 1888 году Александр заканчивает учёбу в корпусе и поступает в 3-е Военное Александровское училище, готовившее пехотных офицеров. В августе 1890 года он его оканчивает и отправляется на службу в 46-й пехотный Днепровский полк. После этого началась служба в глухих и забытых богом уголках Подольской губернии.

Осенью 1894 года Куприн выходит в отставку и переезжает в Киев. К этому времени он уже написал 4 опубликованных произведения: «Последний дебют», «Впотьмах», «Лунной ночью», «Дознание». В том же 1894 году молодой писатель начинает сотрудничать в газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», а в начале 1895 года становится сотрудником газеты «Киевлянин».

Он написал ряд очерков и объединил их в книгу «Киевские типы». Данный труд увидел свет в 1896 году. Ещё более значимым для молодого писателя стал 1897 год, так как был напечатан первый сборник его рассказов «Миниатюры».

В 1896 году Александр Куприн отправляется в поездку по заводам и шахтам Донецкого бассейна. Горя желанием досконально изучить реальную жизнь, он устраивается на один из заводов на должность заведующего учётом кузницы и столярной мастерской. В этом новом для него качестве будущий знаменитый писатель проработал несколько месяцев. За это время был собран материал не только для ряда очерков, но и для повести «Молох».

Во второй половине 90-х годов жизнь Куприна начинает напоминать калейдоскоп. Он организует в Киеве в 1896 году атлетическое общество и начинает активно заниматься спортом. В 1897 году устраивается управляющим в имение, находящееся в Ровенском уезде. Затем увлекается протезированием зубов и работает некоторое время зубным врачом. В 1899 году примыкает к бродячей театральной группе на несколько месяцев.

В том же 1899 году Александр Иванович Куприн приезжает в Ялту. В этом городе произошло знаменательное событие его жизни – встреча с Антоном Павловичем Чеховым. После этого Куприн посещал Ялту и в 1900, и 1901 годах. Чехов познакомил его со многими литераторами и издателями. Среди них был В. С. Миролюбов – издатель петербургского «Журнала для всех». Миролюбов пригласил Александра Ивановича на должность секретаря журнала. Тот согласился и осенью 1901 года переехал в Петербург.

В городе на Неве произошла встреча с Максимом Горьким. Об этом человеке Куприн написал в своём письме Чехову в 1902 году: «Я познакомился с Горьким. Есть в нём что-то суровое, аскетическое, проповедническое». В 1903 году горьковское издательство «Знание» выпустило первый том рассказов Александра Куприна.

В 1905 году произошло очень важное событие в творческой жизни писателя. Опять же в издательстве «Знание» была опубликована его повесть «Поединок». За ней последовали другие произведения: «Сны», «Механическое правосудие», «Свадьба», «Река жизни», «Гамбринус», «Убийца», «Бред», «Обида». Все они были откликом на первую русскую революцию и выражали мечты о свободе.

После революции последовали годы реакции. В этот период в работах классика отчётливо стали проглядываться неясные философские и политические взгляды. В то же время он создал произведения, которые стали достойными образцами русской классической литературы. Здесь можно назвать «Гранатовый браслет», «Святая ложь», «Яма», «Груня», «Скворцы» и др. В этот же период зарождается замысел романа «Юнкера».

Во время Февральской революции Александр Иванович жил в Гатчине. Отречение государя и переход власти к Временному правительству он горячо приветствовал. Но Октябрьский переворот воспринял негативно. Он печатал в буржуазных газетах, выходивших вплоть до середины 1918 года, статьи, в которых подвергал сомнению переустройство общества на социалистических началах. Но постепенно тон его статей начал меняться.

Во второй половине 1918 года Александр Иванович Куприн уже с уважением отзывался о деятельности большевистской партии. В одной из статей он даже назвал большевиков людьми «кристальной чистоты». Но видимо этому человеку были свойственны сомнения и колебания. Когда в октябре 1919 года Гатчину заняли войска Юденича, писатель поддержал новую власть, а затем вместе с белогвардейскими частями покинул Гатчину, спасаясь от наступающей Красной армии.

Вначале он перебрался в Финляндию, а в 1920 году переехал во Францию. Целых 17 лет автор «Олеси» и «Поединка» провёл на чужбине, живя большую часть времени в Париже. Это был трудный, но плодотворный период. Из-под пера русского классика вышли такие сборники прозы как «Купол св. Исаакия Долматского», «Колесо времени», «Елань», а также романы «Жанета», «Юнкера».

Живя за границей, Александр Иванович слабо представлял, что происходит на родине. Он слышал о величайших достижениях советской власти, о великих стройках, о всеобщем равенстве и братстве. Всё это вызывало в душе классика огромный интерес. И с каждым годом его всё больше и больше тянуло в Россию.

В августе 1936 года полпред СССР во Франции В. П. Потёмкин обратился с просьбой к Сталину разрешить Александру Ивановичу Куприну приехать в СССР. Этот вопрос рассматривали на Политбюро ЦК ВКП(б) и постановили разрешить въезд писателю Куприну в страну советов. 31 мая 1937 года великий русский классик вернулся на родину в город своей юности – Москву.

Однако приехал он в Россию тяжело больным. Александр Иванович был слаб, неработоспособен и не мог писать. Летом 1937 года в газете «Известия» появилась статья «Москва родная». Под ней стояла подпись А. И. Куприн. Статья была хвалебная, и каждая её строчка дышала восхищением социалистических достижений. Однако предполагается, что статью написал другой человек, московский журналист, приставленный к писателю.

В ночь на 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался в возрасте 67 лет. Причиной смерти стал рак пищевода. Похоронили классика в городе Ленинграде на «Литераторских мостках» Волковского кладбища, недалеко от могилы Тургенева. Так закончил свой жизненный путь талантливый русский писатель, воплотивший в своих произведениях лучшие традиции русской литературы XIX века .

1. Годы учебы.
2. Отставка, начало литературной деятельности.
3. Эмиграция и возвращение на родину.

А. И. Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, секретаря мирового съезда. Его отец Иван Иванович Куприн умер от холеры в августе 1871 года. Вдова Любовь Алексеевна почти через три года переехала с тремя детьми в Москву, отдала дочерей в закрытые учебные заведения, Александр жил с матерью до шестилетнего возраста в Кудринском вдовьем доме. Следующие четыре года Куприн учился в Разумовском сиротском пансионе, где с 1877 года начинает писать стихи. Об этом периоде его жизни — рассказ «Храбрые беглецы» (1917).

Окончив пансион, поступает в Московскую военную гимназию (кадетский корпус). Учится он в кадетском корпусе восемь лет, там пишет лирические и шуточные стихотворения, переводит с французского и немецкого. Этот период жизни отражен в повести «На переломе» («Кадеты») (1900). Поступает в Военное Александровское училище, в 1890 году заканчивая его подпоручиком. В 1889 году журнал «Русский сатирический листок» напечатал первый рассказ Куприна «Последний дебют». Автор считал рассказ не удавшимся. За публикацию Куприн получил двое суток карцера — юнкерам запрещали выступать в печати. Это описано в романе «Юнкера» (1928—1932), в рассказе «Типографская краска» (1929).

Служба в пехотном Днепровском полку в 1890— 1894 годах была подготовкой Куприна к военной карьере, но из-за буйного во хмелю нрава его не приняли в Академию Генштаба (силач Куприн сбросил в воду полицейского).

Поручик ушел в отставку. Жизнь его была бурной, ему довелось попробовать себя в самых разных сферах, от странничества до грузчика и дантиста. Он был завзятым авантюристом и исследователем — спускался под воду как водолаз, летал на аэроплане, создал атлетическое общество. Многие жизненные впечатления он положил в основу своих произведений. Годы службы отразились в военных рассказах «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901), «Ночлег» (1895), в повести «Поединок» (1904—1905), рассказе «Свадьба» (1908).

В 1892 году Куприн начал работу над повестью «Впотьмах». В 1893 рукопись передана в редакцию «Русского богатства», альманаха, который издавали В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, И. Ф. Анненский. Повесть опубликована летом, а уже в конце осени в том же альманахе напечатан рассказ «Лунной ночью».

В ранних произведениях Куприна видно, как росло его мастерство. Все меньше подражания, склонность к психологическому анализу. Рассказы армейской тематики отличает симпатия к простому человеку, острая социальная направленность. Фельетоны и очерки сочными красками рисуют жизнь большого города.

После отставки Куприн переезжает в Киев, работает в газетах. Киевский период — плодотворное время в жизни Куприна. Он знакомится с жизнью горожан и самое интересное рассказывает в сборнике «Киевские типы». Эти очерки появляются в конце 1895 года в газете «Киевское слово», а в следующем году выходят отдельной книгой. Куприн работает учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе, пишет повесть «Молох», рассказ «Чудесный доктор», книгу «Миниатюры: очерки и рассказы», странствует, знакомится с И. А. Буниным. В 1898 году он живет в семье своей сестры и зятя, лесничего, в Рязанской губернии. В этих чудесных местах он начал работу над повестью «Олеся». Жители полесских лесов, такие как богатая внутренней и внешней красотой Олеся, продолжают и позже интересовать Куприна как объект для изображения — в рассказе «Конокрады» он рисует образ конокрада Бузыги, сильного, смелого героя. В этих произведениях Куприн создает свой «идеал естественного человека».

В 1899 году опубликован рассказ «Ночная смена». Куприн продолжает сотрудничество в газетах Киева, Ростова-на-Дону, в 1900 году публикует в киевской газете «Жизнь и искусство» первый вариант повести «Кадеты». Уезжает в Одессу, Ялту, где встречается с Чеховым, работает над рассказом «В цирке». Осенью снова уезжает в Рязанскую губернию, взяв подряд обмерить шестьсот десятин крестьянского леса. Вернувшись в Москву, в том же году входит в литературный кружок Н. Д. Телешова «Среда», знакомится с Л. Н. Андреевым, Ф. И. Шаляпиным.

В конце года Куприн переезжает в Петербург, чтобы заведовать отделом беллетристики в «Журнале для всех». Представленный И. А. Буниным издательнице журнала «Мир Божий» А. Давыдовой он публикует там рассказ «В цирке». Рассказ проникнут настроением гибели всего прекрасного. Куприн пересматривает «идеал естественного человека». Человек по природе своей прекрасен, способен вдохновить художника, но в жизни красота принижена, поэтому вызывает чувство сожаления, считает Куприн, Чехов оценивал рассказ таким образом: «"Осенью" Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское "В цирке" гораздо выше. "В цирке" — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком». Также он поставил в известность Куприна, что Л. Н. Толстой тоже читал произведение, и оно ему понравилось. В семейной жизни Куприна происходят перемены — он женится на М. Давыдовой, рождается дочь Лидия. Теперь он соредактор журнала вместе с А. И. Богдановичем и Ф. Д. Батюшковым. Его представляют Л. Н. Толстому, М. Горькому. В 1903 году в печати появляется рассказ «Болото», выходит первый том произведений.

В Крыму писатель делает первые наброски повести «Поединок», но уничтожает рукопись. По впечатлениям от встречи с бродячим цирком пишет рассказ «Белый пудель». В начале 1904 года Куприн отказывается от редакторства в журнале. Опубликован рассказ Куприна «Мирное житие». Он уезжает в Одессу, потом в Балаклаву.

Куприн был далек от революционного движения, но приближение революции отразилось в его творчестве — оно приобрело критическое разоблачительное начало. Очерк «Угар» (1904), в котором выражена идейная позиция Куприна, сатирически изображает «хозяев жизни», контрастом среди тихой лирической южной ночи изображено веселье праздной публики. В рассказах «Корь», «Хорошее общество» и «Жрец» отображен конфликт между «хорошим обществом» и демократической интеллигенцией. На поверку «хорошее общество» оказывается погрязшим в махинациях, это гнилые люди с мнимой добродетелью и показным благородством.

Куприн долго работает над рукописью «поединка», читает отрывки Горькому и получает его одобрение, но во время обыска жандармы изъяли часть рукописи. Выйдя в печать, повесть принесла автору славу и вызвала большой резонанс в критике. Своими глазами писатель наблюдает восстание на крейсере «Очаков», для этого он каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь. Он стал очевидцем расстрела крейсера и укрывал спасшихся матросов. Петербургская газета «Наша жизнь» публикует очерк Куприна «События в Севастополе». В декабре Куприна выслали из Балаклавы и запретили жить там впредь. Этому городу он посвятил цикл очерков «Листригоны» (1907—1911). В 1906 году вышел второй том рассказов Куприна. В журнале «Мир Божий» — рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Куприн говорил, что первой своей настоящей вещью считает «Поединок», а лучшей — «Штабс-капитана Рыбникова».

В 1907 году писатель разводится и женится на Е. Гейнрих, в этом браке рождается дочь Ксения. Куприн пишет «Изумруд» и «Суламифь», выпускает очередной том рассказов. В 1909 году получает Пушкинскую премию. За это время он создает «Реку жизни», «Яму», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце» (научная фантастика с элементами антиутопии).

В 1918 году Куприн выступает с критикой нового времени, его арестовывают. После освобождения он уезжает в Хельсинки и затем в Париж, где активно печатается. Но это не помогает семье жить в достатке. В 1924 году ему предлагают вернуться, и только спустя тринадцать лет тяжело больной писатель приезжает в Москву, а потом в Ленинград и в Гатчину. У Куприна обостряется болезнь пищевода и в августе 1938 года он умирает.

Пережил множество разнообразных событий Александр Иванович Куприн, жизнь и творчество которого наполнены драматизмом свершавшихся в мире событий. Его произведения пользуются неизменным успехом как у простых читателей, так и у профессионалов. Многие рассказы Куприна представляют собой эталон литературного жанра, например, "Штабс-капитан Рыбников". На все времена останутся популярными такие перлы из сокровищницы русской литературы, как "Гранатовый браслет", "Суламифь", "Олеся", "Листригоны, "Юнкера" - все не перечислить. А как зачитываются современные дети такими рассказами, как Александр Куприн в нашей стране имеет поистине всенародное признание.

Детство и юность

Родился будущий писатель в августе 1880 года в маленьком городке Пензенской губернии. Отец его - мелкий чиновник, умер, когда сыну едва исполнился год. Мать не смогла поднять на ноги маленького Александра, потому что не хватало средств, и отдала мальчика в сиротское училище.

Александровское училище в Москве оставило не одни только безрадостные воспоминания. Здесь прошли отрочество и юность, появились первые юношесткие увлечения, литературные опыты, и главное из того, что приобрёл в училище Александр Куприн, - друзья.

Москва была прекрасна своими патриархальными нравами, собственными мифами, наполненными местечковой гордости (ущемлённая в правах столица!), со своими местными знаменитостями, чудаками. Облик города был цельным и ни на какой другой не похожим.

Начало писательства

Учёба дала Куприну довольно полное образование: языки - русский, французский, немецкий. Физика, математика, история, география и словесность (литература). Вот последняя и стала для него прибежищем на всю жизнь. Здесь, в училище, и был написан его первый рассказ - "Последний дебют", опубликованный с пылу с жару в "Русском сатирическом вестнике".

Куприн был неимоверно счастлив, хотя и отсидел за этот поступок в карцере (публикации без ведома начальника училища были запрещены, но юный Куприн этого не знал, вот за незнание внутренней службы и оказался наказан).

Наконец, начинающий писатель был по первому разряду выпущен из училища и назначен служить на юго-западной границе России, глухие провинциальные местечки такого плана были им блистательно описаны в повести "Поединок" и рассказе "Свадьба".

Служба на рубежах страны

Материалом для превосходных, до конца выстраданных произведений, таких как "Дознание", "Ночлег" и других, стала служба на границе. Однако писатель подумывал всерьёз о профессиональной литературной деятельности. Нужно было приобрести достаточный для этого опыт, вот он и печатался в провинциальных газетах, а повесть "Впотьмах" приняли в журнал "Русское богатство".

В 1890 году Куприн, жизнь и творчество которого, казалось, покроются мхом в захолустье, вдруг знакомится с Чеховым и Горьким. Оба мэтра сыграли огромную роль в судьбе Куприна. Естественно, и Александр их ценил чрезвычайно высоко, а ещё больше - их мнение, а Чехова почти боготворил.

Главная тема

Даже не одна из главных, а самая главная тема, которую на протяжении всей жизни использовал писатель Александр Куприн, - любовь. Герои со страниц его прозы прямо светятся этим чувством, раскрываясь в лучших своих проявлениях, всегда светло, всегда трагически, за очень редким исключением (например, "Куст сирени" - этот изумительно красивый рассказ по силе впечатления равен "Дарам волхвов" О. Генри, там всё кончается хорошо, если не считать чувства стыда героя-офицера за свой небольшой обман). Всем настоящим писателям, как Куприн Александр Иванович, биография помогает творить.

"Олеся"

Первое достаточно крупное и весьма значительное произведение появляется в 1898 году. Это повесть "Олеся" - грустная, без малейшего мелодраматизма, светлая, романтическая. Мир природы героини - духовная гармония в противовес человеку из большого и жестокого города. Естественность, внутренняя свобода, простота Олеси притянули главного героя быстрее, чем магнит кусочек металла.

Малодушная доброта оказалась сильнее духовного богатства, едва не погубив чистую и сильную девушку. Рамки социальной и культурной жизни способны изменить даже такого естественного человека, как Олеся, а вот этого-то Куприн и не позволил. Даже высокое чувство любви не может возродить те духовные качества, которые уничтожила цивилизация. Потому и высок смысл этой превосходной повести, что жизнь Куприна Александра Ивановича научила всюду видеть и свет, и тень, его заслоняющую.

"Гранатовый браслет"

В самой будничной реальности писатель ищет и находит таких людей, чья одержимость высоким чувством способна подняться над прозой жизни хотя бы в мечтах. Обращаясь к описанию "маленького человека", Александр Куприн, книги которого читаются взахлёб, поистине творит чудеса. Оказывается купринскому "маленькому" человеку свойственна утончённая, всеобъемлющая любовь, безнадёжная и трогательная. Это чудо, прекрасный дар. Даже умирая, любовь возрождает к жизни, побеждая смерть. И музыка, музыка, перерождающая душу. Она звучит в каждой строке, переходя из холодного созерцания к трепетному чувствованию мира.

Истинно неминуемо трагична. Целомудрие героев обладает созидательной творческой силой. Такими предстают перед читателями герои, как увидел Куприн, жизнь и творчество которого рисуют нам их в жестоком мире, пытающемся разбить хрупкую душу. При этом почти всегда присутствует некая недооценка героем себя, неверие в право обладания той женщиной, которую вожделеет вся его сущность. Тем не менее сложность ситуаций и драма в окончании не оставляют читателю чувства уныния, герои, которых вывел перед читателем Александр Куприн, книги его целиком - само жизнелюбие, сам оптимизм. Светлое чувство после прочтения долго ещё не покидает читателя.

"Белый пудель"

Этот рассказ, изданный в 1903 году, о пожилом шарманщике, мальчике Серёже и их верной собаке - пуделе Арто, так и назван писателем - "Белый пудель". Александр Куприн, как это часто бывало, сюжет срисовал с натуры. К нему на дачу часто заходили гости - артисты, просто перехожие люди, паломники, и всех семья Куприных привечала, кормила обедом и поила чаем. Среди гостей однажды появились старик с шарманкой, маленький акробат и белая учёная собака. Вот они-то и рассказали писателю о том, что с ними произошло.

Богатая барыня настаивала на продаже пуделя для её маленького, избалованного и капризного сыночка, артисты, естественно, отказались. Барыня разгневалась, наняла человека украсть собаку. И Серёжа рисковал жизнью, освобождая любимого Артошку. Куприну эта история показалась интересной тем, что в рассказ легко входили две излюбленные его темы - социальное неравенство и бескорыстная дружба, любовь к животным, забота о них. Так часто вместо писателя работает, как говорил сам Куприн Александр Иванович, биография.

"Поединок"

Во время службы подпоручиком в 46-м Днепровском пехотном полку и задумал, и выстрадал Александр Куприн "Поединок". Город Проскуров, в котором проходила служба, легко узнаваем в этой повести. Выйдя в отставку, писатель приступил к систематизации своих разрозненных записей. Когда повесть была готова, её высоко оценил Максим Горький, назвав великолепной и на всех думающих и честных офицеров должной произвести неизгладимое впечатление.

Также и А. В. Луначарский посвятил "Поединку" статью в журнале "Правда" осенью 1905 года, где всячески такую тематику и такой стиль письма приветствовал, сказав о прекрасных страницах повести Куприна, которые есть красноречивое обращение к армии, и каждый офицер непременно услышит свой собственный голос непоруганной чести.

Некоторые сцены "Поединка" Паустовский назвал лучшими в русской литературе. Но были и противоположные оценки. Не все армейцы согласились с реальностью, которую раскрыл Александр Куприн (жизнь и творчество явно говорят, что он не написал ни слова лжи). Однако генерал-лейтенант Гейсман обвинил писателя в клевете, в ненависти к армии и даже в покушении на государственный строй.

Это одно из самых значительных произведений Куприна об истории конфликта молодого поручика Ромашова с офицером, старшим по званию. Нравы, муштру, пошлость офицерского общества - всю подоплёку жизни захолустного полка Куприн столкнул с юным романтическим мировоззрением и - опять-таки! - настоящей, всепрощающей и всеобъемлющей, жертвенной любовью.

Первое издание повести вышло с посвящением Максиму Горькому, поскольку всё самое буйное и самое смелое в повести определило его влияние. А Чехову повесть не понравилась, и её романтический настрой - особенно, чем Куприн был весьма озадачен и расстроен.

Осенью этого года писатель проводил в Балаклаве, в Крыму, где и прочитал на благотворительном вечере монолог Назанского из "Поединка". Балаклава - город военных, и в зале их в тот момент оказалось много. Вспыхнул огромный скандал, который помог погасить моряк, лейтенант П. П. Шмидт, через месяц возглавивший Писатель воочию увидел безжалостную расправу правительственных войск с восставшими и описал эти события, отправив корреспонденцию в Петербург, в газету "Новая жизнь". За это Куприна из Балаклавы выслали в сорок восемь часов. Но писатель успел спасти от преследования нескольких моряков с "Очакова". Об этом восстании потом были написаны прекрасные рассказы: "Гусеница", "Исполины", замечательнейший "Гамбринус".

Семья писателя

Первой женой Куприна стала Мария Карловна Давыдова, на которой он женился в 1902 году и получил развод в 1909-м. Она была высокообразованная дама, дочь знаменитого виолончелиста и издательницы журнала. Следующим браком она стала женой видного государственного деятеля Николая Иорданского-Негорева. Мария Карловна оставила книгу воспоминаний о Куприне - "Годы молодости".

У них осталась и совместная дочь - Лидия Александровна Куприна, которая умерла рано, в 1924 году, подарив писателю внука Алексея. Александра Ивановича и его внук не оставили другого потомства, род Куприных прервался.

Вторая жена, его муза и ангел-хранитель, - Елизавета Морицевна Гейнрих, которая вышла за писателя замуж в 1909 году. Она была дочерью фотографа и сестрой актрисы. Елизавета Морицевна всю жизнь работала, что для того времени было не характерно, была сестрой милосердия. Не смогла пережить блокаду Ленинграда.

У них была дочь Ксения Александровна, красавица и умница, любимица не только всей семьи, но и людей, хотя бы немного с нею общавшихся. Работала в Доме моды у знаменитого в те времена Поля Пуаре, была моделью и актрисой. В 1958 году вернулась из Франции в СССР. Тоже написала воспоминания "Куприн - мой отец". Играла в московском театре имени Пушкина. У годовалой Ксении появилась сестричка Зинаида, но в 1912 году умерла от пневмонии.

Предвоенные, военные и послевоенные годы

Весь 1909 год Куприн напряжённо работает - пишет повесть рискованной и для наших времён тематики. Писатель решил показать изнутри жизнь публичного дома где-то в провинции. Повесть он назвал "Яма". Писалась она долго. В этом же году ему была присуждена премия имени Пушкина, так же как и Ивану Бунину. Это было уже официальным признанием от Академии наук.

В 1911-м Куприну пришлось продать издательсткое право на Полное собрание сочинений. Получив от издателя сто тысяч рублей гонорара, уже в 1915-м писатель писал, что погряз в долгах. Тогда были опубликованы повесть "Гранатовый браслет", которую так трепетно писал Куприн Александр Иванович, рассказы "Телеграфист" и "Святая ложь" - произведения тонкие, лиричные, грустные. Они явно показали, что душа автора в богатстве не погрязла, что он по-прежнему готов сочувствовать, любить и соболезновать.

В 1914-м Куприн отправился добровольцем на войну, снова поручиком. Служил он в Финляндии, однако недолго: был признан по состоянию здоровья к службе негодным. Вернулся он домой, а дома - лазарет: Елизавета Морицевна и дочь Ксения выхаживали раненых... Так прошли годы войны. Революцию 1917-го Куприн не понял и не принял. Ленина не любил. После разгрома белого движения в 1920 году Куприны покинули Россию.

Двадцать лет жизни Куприна во Франции показали, насколько трудно русскому человеку адаптироваться за рубежом. Заработков не было. Самые известные произведения писателя переводились на французский, а вот новые не писались. Коммерческие предприятия тем более не удавались. Главное - съедала душу тоска. Ушли молодость, здоровье, силы, надежды... Вот этой ностальгией пронизано насквозь единственное крупное произведение, написанное Александром Ивановичем вдалеке от России, - роман "Юнкера". Это получились почти документальные воспоминания о военном училище, тёплые, грустные, но с тем же добрым и мягким купринским юмором. Он очень-очень хотел вернуться на родину.

Домой!

Слишком поздно сбылась мечта Куприна о возвращении в Россию. Смертельно больной писатель вернулся домой, чтобы умереть. Встреча была невероятно тёплой - его любили настолько, что чуть не вся Москва решила с ним повидаться. Радость Александра Ивановича была неизмеримой. Свидетельствуют очевидцы, что он часто плакал, его умиляло всё: и дети, и сам запах родины, и особенно внимание и любовь окружающих. Писатель, несмотря на болезнь, публиковался: очерк о столице "Москва родная", затем воспоминания о Горьком (с огромными умолчаниями, так как в эмиграции Куприн Горького не жаловал за поддержку и пособничество "режиму ужаса и рабства").

Под новый 1937 год Куприны переехали в Ленинград и поселились там, окружённые заботой и вниманием. В июне 1938-го навестили свою милую Гатчину, где так великолепно цвела когда-то сирень. Отказались и от своей старой дачи, и от семидесяти тысяч компенсации за неё, поселились у знакомой вдовы знаменитого архитектора. Куприн гулял по прекрасному саду, наслаждался покоем и тихой радостью.

Тем не менее болезнь всё усиливалась, диагноз был страшен - рак пищевода. В Ленинграде, после возвращения из Гатчины, консилиум решил оперировать Куприна. Временно ему стало лучше, но врачи предупредили, что надеяться, в принципе, не на что. Куприн умирал. В последние дни он имел всё, что только возможно, - самые лучшие медики, прекрасный уход. Но и такое продление жизни не может быть навсегда.

Жизнь вечная

Литературоведы, критики, мемуаристы написали живой портрет замечательного, истинно русского писателя, который продолжил лучшие классические традиции блестящего последователя Л. Н. Толстого. Александр Куприн, цитаты которого в ходу уже век, написал более ста произведений различных жанров. Он был правдив, искренен, с большой долей жизненной конкретики в каждом своём слове, писал только о том, что сам пережил, повидал, перечувствовал.

Обращался Куприн к самой широкой аудитории, читатель его не зависит от пола и возраста, каждый найдёт в его строках своё, заветное. Гуманизм, стойкое жизнелюбие, пластичные, яркие описания, исключительно богатый язык помогают произведениям Куприна оставаться и по сей день одними из самых читаемых. Его произведения экранизированы, инсценированы и переведены на многие языки мира.