Буквы с новым годом шаблоны для вырезания. Трафареты для вырезания домика, обезьяны, ажурных букв. Шаблоны букв для надписи с новым годом вытынанки

Техника вытынанки – простой и интересный способ создать новогодний декор своими руками. Плоские вытынанки наклеивают на окна, а объемные собирают в настоящие кружевные снежинки, домики, фонарики и шкатулки. Техника доступна и проста, для нее понадобятся только белая бумага (обычная или ватман), нож с неширокими сменными лезвиями и подложка. Обычно в роли подложки выступает коврик для резки. И самое главное – это трафареты для вырезания, с помощью которых мы будем преображать наш интерьер.
В этой статье предлагаю вам три схемы, которые я специально подготовила к этому новому году. Это плоские трафареты обезьянки, кружевная гирлянда букв «С Новым годом!» и объемный трафарет домика, все четыре стенки которого состоят из разных новогодних сюжетов. Надеюсь, мои схемы вам пригодятся.

С этими словами Монелесс описывает свою работу, повторяя то, что уже написано четкими буквами от имени, которое он сейчас сопровождает вас в течение некоторого времени. Он всегда говорит немного, много смотрит и много рисует, навязчиво одержимый техникой своими многочисленными концептуальными ключами. В своем идеологическом процессе он сочетает в себе уличное искусство и средневековые образы, а также выразительные исследования, которые опустили корни в бестселлерах древнего 14-го века, переосмысленные нашим автором с помощью техники трафарета, создавая таким образом код тонкости между иконографической традицией и чистой современностью.

Обезьянка

Мне очень хотелось, что окошко было украшено не только привычными новогодними картинками, но и обязательно символом наступающего года. Поэтому я нарисовала подходящую картинку и превратила ее в трафарет для вытынанки. Вот что получилось. Симпатичная пушистая обезьяна в новогоднем колпаке свисает с лианы. В новогодней композиции я поместила ее в верхней части окна, так что хвостик удачно разместился среди букв гирлянды. А вот и трафареты для нее.

Есть ментальные образы, которые сопровождали вас в течение длительного времени, которые следуют за вами в качестве оттенка хорошо подходящего, но доступного гаджета. Они являются устойчивыми и репродуктивными изображениями, смертельно плотными, как только повод приходит с блестящей настройкой. Изображения так ждут подходящего времени, чтобы стать настоящим, привилегированным поводом для воплощения идеологической гипотезы в решительную виртуозность. Изображение должно было стать мнимым. Мнимая собиралась стать проектом.

Идеальный образ нашел настоящий дом: вот идеальная структура - здание восемнадцатого века на четырех уровнях, расположенное на живописной площади в центре средневековой деревни Умбрии. Это была большая проблема для перехода между отреставрированными полами, благородной квартирой с мебелью и картинной галереей, современной коллекцией престижа, великолепными живописными местами и впечатляющей библиотекой. Большой комплекс городского стиля, связанный с папской историей Сполето, с прямыми связями между Римом и семьей Колликола, с широко распространенным стремлением создать полис, освещенный среди горных фортов Умбрии.



Гирлянда из букв

Через все окно «протянута» длинная гирлянда букв «С новым годом!».
Она состоит из флажков, на каждом из которых разместилась своя буква. Свободное пространство каждого флажка заполнено красивым кружевным узором. Для букв гирлянды выбран интересный каллиграфический шрифт.


Длина гирлянды рассчитана на окна из трех секций, каждое не уже 40 см. Каждый флажок выполнен размером 8х16см. + 1см. – хвостик для подвеса. 11 флажков состоят из букв и последний, двенадцатый, с восклицательным знаком. Вот как это смотрится на окне в вечернее время. А вот и сами трафареты всех букв гирлянды.

Эта вдохновленная тень была готова к раскрытию в проекте. Это потребовало кураторского проекта, который бы придал новый импульс коллекционной системе музея. Он служил «философской» диалектикой со статической причиной дворца, разработанной для сенсационных траекторий вдоль междоузлий, проходов, тихих точек, лестниц и других идентифицируемых точек музея. Первая большая стена была готова. Прошло пять лет, и первый этап достиг своей естественной кульминации сегодня. Проект рождается из самых глубоких корней классической иконографии.

Он переводит на коммуникативный метр флорентийского Возрождения и венецианского барокко, на эту силу символов на молчаливых стенах. В технологическую и виртуальную эпоху подтверждение стены как лингвистического кода становится актом современного сопротивления, разумным способом извлечения истоков изначального дизайна. Восемнадцать художников делятся с древним следом как на периметре происхождения, давая одежду на следующие поверхности, синтезируя фиктивных отцов со скоростью родных туземцев. Мне нужны были работы, которые не были имплантантами, а структурой, стенами, которые были не стенами, а крупноформатными картинами.







Новогодний фонарик

После обезьянки и гирлянды букв меня потянуло на объемные композиции. Пришла в голову идея сделать новогодний фонарик (или домик – кому как больше нравится), в котором каждая сторона будет иметь свой сюжет. Сказано – сделано! Четыре заготовки на картоне для стенок – каждая со своим сюжетом: Дед Мороз со Снегурочкой, колокольчики, рождественский ангел. Для дна сделала ажурную заготовку в виде квадрата со стороной 15 см. Вырезала, склеила и собрала вот такую красивую штуку.

Биологический сбор с физиогномикой регенерированной кожи и скрытой энергией белковой цепи, как мускулистой, так и интеллектуальной. Мне нужны изображения с осознанием прошлого, сознанием настоящего и отношением будущего. Восемнадцать избранных художников рассказывают корни, истории, визуальные эффекты и контент, которые меняются по пути, давая нам польский в естественном образном балансе. Нет общей темы, кроме тождественного подхода, стимула к соединению с сияющими волнами Сполето с его художественным наследием и множеством великих вещей, рожденных в тени Скалы.





Чтобы сделать такую красоту своими руками, вам понадобится:

  1. распечатать все 5 деталей на принтере,
  2. вырезать все элементы рисунков и узора,
  3. склеить детали на ПВА – сначала боковые стенки домика с дном, а затем и крышу.

Такой фонарик можно повесить на стену, на люстру или просто поставить на подоконник или стол. Его можно затонировать красками, пастелью или штемпельными красками, а можно оставить просто белым. Он сделает любой интерьер немножко более сказочным и создаст новогоднее настроение в доме!

Вы обнаружите так много итальянцев, как это правильно, когда музей принадлежит нашей территории. Но также три иностранных автора из Испании и Соединенных Штатов, подтверждающие траектории, пересекающие континенты и страны. Не случайно несколько итальянцев живут в Лондоне, Амстердаме или Сан-Паулу, согласно городской логике, отображающей планету с синусоидальными траекториями.

Поколения от двадцати до сорока используют мир, как если бы это был монитор, где все связано, где говорят общие языки, где культура означает интеграцию без догм, где путешествие связано с построением и обменом. Среди восемнадцати художников есть также четыре названия, которые принадлежат к «традиционной» схеме визуального искусства, которая использует внутренние модели внутренних и белых стен. Данило Бучи, Марио Консиглио, Альберто Ди Фабио и Веронике Монтанино были оспорены, думая о стене как о органическом пространстве, а не как о переплетении для дополнительной работы.




    • Если хотите, чтобы трафареты служили не один год, вырезайте их на ватмане, а не простой бумаге.
    • Приклеить трафареты на окна проще всего на прозрачный скотч, он почти не оставляет следов и почти не заметен на стекле.
    • Чтобы пальцы не слишком уставали в процессе вырезания, почаще меняйте лезвия, они тупятся очень быстро.
    • В роли трафарета может выступить практически любая черно-белая раскраска. Чтобы сделать из нее готовый трафарет для вытынанки, надо просто в фотошопе стереть края некоторых линий.

Попробуйте! Это просто!

Они «двигались» по пространству и времени, верные себе, но «сотовые» в биологическом динамизме фигурации. Эта книга родилась, чтобы дать гармонию и память прекрасной истории человечества, сделанной из методов и видений, штукатурки и идей, талантов и материалов. Том, поддерживаемый любящим патронажем Ольги Урбани, лидера индустриальной истории в мире трюфелей, посетителя нашего музея, чуткого друга, который любит эти места, их памяти, а также головокружения исследований, устойчивой легкости быть всегда «вперед».

Документальный фильм «Германо Сартелли - форма вещей, разговоры»

Выставка, куратором которой является Луиджи Фошини вместе с Роберто Бенчивенга, посвящена картинам с предметами, которые теперь стали знаменитыми Лука Белланди во всем мире: серия Платья, Цветы и Рыбы.





Документальные фильмы в Эмилии-Романья 7 мая с.г. в 30 часов в Центральном кинотеатре Имолы. «Германо Сартелли - форма вещей, разговоры».

Украсить свой дом к новому году вам помогут и другие интересные идеи и мастер-классы: , и . Хороших вам праздников и море вдохновения!