Мизгирь и снегурочка. А.Н

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы:

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

История создания

К работе над оперой Николай Андреевич приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.


Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян - высшее благо.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Текст для читательского дневника по сказке Островского Снегурочка

В этой пьесе драматург обратился к народным русским мотивам. Главная героиня – та самая Снегурочка, дочь Мороза и Весны. Она прекрасна и добра, но её сердце не знает любви. По своей воле становится она приёмной дочкой у бедных и жадных людей. Ей нравится Лель, но он выбирает страстную Купаву. Её бывший жених влюблён в Снегурочку, добивается её взаимности и… смерти. Так как полюбившая Снегурочка тает. И её жених убивает себя.

Главная мысль пьесы Снегурочка Островского

Пьеса о том, как гордыня и ревность могут пытаться заменить любовь, но терпят поражение перед этим чувством, весной, самой жизнью. Снегурочка с радостью отдаёт жизнь за миг любви.

Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка

У сказочных родителей разные взгляды на воспитание дочери. Мороз считает, что ей лучше в лесу среди птиц и зверей, а вот Весна верит, что дочке нужно к людям. Родители решают отдать девочку в дом на окраине деревни, где парни не смутят её сердце. Снегурочку – уже взрослую девочку – тоже спрашивают, хочет ли она к людям. Отвечает она, что особенно манит её песня пастуха Леля. Наказав ей держаться от него подальше, они отпускают дочь.

Удочерили девочку жители с окраины – Бобыль с Бобылихой. Их надежды разбогатеть, выгодно отдав приемную дочку замуж, не сбываются, так как Снегурочка слишком холодна с женихами. Но однажды Бобыль за деньги пускает переночевать Леля. Тот пытается соблазнить девушку, но, не получив от неё поцелуя, он убегает к более веселым девушкам.

Кстати, Снегурочка становится причиной раздора во многих парах, ведь девушки ревнуют своих женихов к холодной красавице. Только Купава была добра к Снегурочке, но до той поры, когда её жених, приехавший уже свататься, влюбился в ледяную деву.

Приёмные родители заставляют Снегурочку принять богатые дары, хотя она и не хочет обижать подругу – красть её жениха. Тот смеет сказать Купаве, что разлюбил из-за её «излишней» страсти, которая ему кажется предвестием измены грядущей. Оскорбленная и брошенная девушка пытается утопиться, но её спасает Лель.

Ищет защиты Купава у царя Берендея, спрашивая, можно ли верить честному слову. Конечно, владыка отвечает, что только на части людской всё и держится. Тогда она обличает обманщика, требует его наказать.

Чтобы воздать изменщику и порадовать бога Солнца (и по совету прекрасной жены Елены), Берендей объявляет битву с Лелем за сердце Снегурочки. Лель поёт так прекрасно, что побеждает. Он может поцеловать Снегурочку и, вообще, любую. И он отвергает холодную девушку, выбрав Купаву.

Именно Лель объясняет Снегурочке, что она не знает любви, а только гордость, ревность. Однако настоящая любовь убьет Снегурочку… И всё же, несмотря на предупреждение матери Весны, девушка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. В итоге, её избранником становится бывший жених Купавы.

Безмерно счастливый он ведёт новую невесту на гору, чтоб со всеми встретить праздник Солнца, не верит он в её страхи. И там Снегурочка тает счастливая. А обманутый жених бросается с холма.

В последних строках говорится, что его гибель не должна печалить, ведь теперь Яриле принесена жертва.

Картинка или рисунок Сказка Снегурочка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Быков Дожить до рассвета

    Великая Отечественная Война. Зима. Отряд специального назначения под командованием лейтенанта Ивановского отправился на важное задание. За ночь нужно было управиться.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение«Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

История Леля и Купавы настолько романтична, что стала символом самой чистой, искренней и честной любви. Когда-то она существовала в форме народного предания, однако с XIX века больше известна по авторской сказке драматурга Александра Островского и написанной по ней опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Центральное место в этом произведении занимает сама Снегурочка и ее трагичная история: дочь Мороза и Весны, она погибает, как только ее сердце согревает любовь. Лель и Купава же обретают свое счастье, пережив собственные драмы: Лелю отказывает в любви Снегурочка, и из-за нее же оставляет свою невесту Купаву Мизгирь.

В этом «любовном четырехугольнике» каждому отведена определенная роль. Купава воплощает живое, земное, человеческое женское начало. Характер прекрасного пастуха Леля заимствован из славянской мифологии: современники Островского полагали, что в древние времена на Руси так звали божественного покровителя любви и брака, которого можно сравнить с купидоном (современные исследователи не поддерживают эту точку зрения). В сказке же он обладает поистине магической властью над женскими сердцами, вплоть до того, что его просто не пускают переночевать в дома, где есть дочери на выданье. И Лель, и его возлюбленная Купава проделывают большой путь, чтобы обрести истинную любовь: Купава отказывается от «брака по расчету», а Лель готов преодолеть свою легкомысленность и раскрыть сердце. И пока Снегурочку и Мизгиря в прямом смысле сжигают страсти, Купава и Лель познают самую настоящую и живую любовь.

События сказки «Снегурочка» происходят в дохристианские времена: вымышленное Берендеево царство встречает приход весны и лета по языческим обычаям. Александр Островский весьма бережно обращался с народным наследием, создавая авторское произведение, поэтому заимствованные из фольклорной культуры сюжеты и мотивы аккуратно вплетаются в эту историю.

Мастера-камнерезы также стремились сохранить это очарование: лиричность образа музыканта подчеркнута нежной гаммой использованного камня. Скрупулезная детальность работы проявилась в решении декора одежды: вышивка на рубахе, пестрая клетка ткани штанов, обильный узор на сапогах. А узорчатый резной малахит основания и столь же прихотливо проработанная сказочная трава-мурава из офита объединяют персонажей одной сказки в этой серии - Леля и Купаву.

Из весенней сказки А. Островского «Снегурочка»

Купава:

Насилу я нашла тебя, желанный,

Сердечный друг, голубчик сизокрылый!

Не в глазки, нет, не в щечки целовать, -

У ног лежать, голубчик сизокрылый,

У ног лежать должна Купава.

Лель:

Летят и льнут к соте мухи,

К воде листок, к цветочку пчелка льнет -

К Купаве Лель.

Купава:

Голубчик сизокрылый!

Тепло мое сердечко, благодарной

Навек тебе останусь; ты от сраму,

От жгучих игл насмешки и покоров

Купаве спас девическую гордость.

При всем честном народе поцелуем

Сравнял меня, забытую, со всеми.

Лель:

Да разве я не знал, какое сердце

Куплю себе, тебя целуя. Если

У глупого мальчонка-пастуха

Рассудка нет, так вещим сердцем сыщет

Подружку он.

Купава:

Подружку? Нет, собачку.

Мани меня, когда ласкать захочешь,

Гони и бей, коль ласка надоест.

Без жалобы отстану, только взглядом

Слезящимся скажу тебе, что я, мол,

Приду опять, когда поманишь.

Лель:

Души моей, Купава, сиротинка

Свою гульбу-свободу отгулял.

Победная головка докачалась

До милых рук, долюбовались очи

До милых глаз, домаялось сердечко

До теплого приюта.

Купава:

Лель пригожий,

Надолго ли любовь твоя, не знаю;

Моя любовь до веку и до часу

Последнего, голубчик сизокрылый!

Лель:

Идем скорей! Бледнеют тени ночи.

Смотри, заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край,

Растет она, яснее, ширясь. Это

Проснулся день и раскрывает веки

Светящих глаз. Пойдем! Пора приспела

Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

Перед толпой покажет Солнцу Лель

Любимую свою подругу.

  1. Как видно из названия главным героем произведения является Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Прекрасная девушка с неземной красотой, ледяным сердцем и безграничным желанием любить. Чтобы понять, что значит любить, Снегурочка готова пойти на любые жертвы.
  2. Родители снегурочки: Мороз и Весна-Красна . Мороз жесткой, грозный повелитель холодных ветров и зимней стужи. Он готов отдать все только бы уберечь свою дочь от ошибок. От своей матери Весны Снегурочка получила способность любить.
  3. Лель – беззаботный пастух, жаждущих внимания девушек. Именно он сможет пробудить в Снегурочке любовь.
  4. Мизгирь – проезжий купец, полюбивший Снегурочку всей душой за ее красоту и наивность, бросивший невесту только быть со своей любимой.

Пролог

В центре сюжета царство берендеев. Уже давно должна была наступить весна, но горы царства покрыты снегом. На Красной горке стоит Леший и смотрит как спускается с небес Весна-Красна. Но Берендеев посад не готов к встрече с весенним солнцем и пением птиц.

Мороз заполонил все царство берендеев. А все из-за того, что Весна сыграла с Морозом злую шутку, теперь она у него в неволе. Весна признается Лешему, что у них с Морозом есть дочь – Снегурочка.

Спор Весны и Мороза

На Красную горку спускается Мороз, дабы решить, кто будет заботиться о Снегурочке. Мороз хочет спрятать дочь в лесной чаще, чтобы уберечь от людских проблем. Весна же наоборот хочет, чтобы ее дочь жила среди людей. Мороз убеждает Весну отдать ему ребенка, предупреждая ее о злом умысле бога солнца Ярило.

Ярило хочет погубить Снегурочку – как только в ее сердце загорится огонёк любви, она растает. Весна-Красна не верит словам Мороза. Чтобы решить спор Мороз спрашивает у дочери: «Где бы она хотела жить?». Девушка признается, что всегда мечтала жить среди людей, танцевать, петь песни и радоваться весеннему солнцу. Уже давно Снегурочка мечтает о прекрасном молодом пастухе, которого зовут Лель.

Снегурочка в царстве берендеев

Девушку отдают на воспитание к бездетному Бобылю. В царство берендеев приходит весна, народ встречает ее громкими плясками, хороводами и песнями. Спокойно живет Снегурочка у Бобылей. Из-за своей наивности, скромности и стыдливости у нее совсем нет подруг, да и женихи не выстраиваются за ней в ряд.

Однажды к Бобылем заглядывает молодой пастух Лель. Другие жители деревни остерегаются оставлять у себя дома бедного пастуха, боясь, что их дочери влюбятся в молодого парня. Односельчане одаривают Леля деньгами, а Бобыли, позарившись на деньги, приглашают юношу на ночлег.

Неискушенность Снегурочки

Красота Снегурочки пленяет пастуха. Однако врожденная скромность и стыдливость не дает девушке показать своих чувств. Со всей добротой она дарит юноше цветок за исполненную песню.

Но Лель не отличается бескорыстностью и просит у девушки более значимых подарков – поцелуев. Устав ждать ответных поступков от Снегурочки, пастух отправляется в город, обольщать других девушек своими танцами и песнями.

Знакомство Снегурочки с богатым кузнецом Мизгирем

У Снегурочки нет подруг среди односельчан, лишь одна Купава разделяет с дочерью Весны все невзгоды и печали. Купава готовится к свадьбе с молодым, богатым кузнецом Мизгирем. Она откровенно рассказывает Снегурочке о своей любви к молодому юноше, о своем безграничном счастье.

Купава решает познакомить Снегурочку со своим женихом на девичнике. Купец недавно приехал в деревню, с гостинцами для родни невесты. С первого же взгляда на Снегурочку сердце Мизгиря замирает, он забывает о свадьбе, о своей невесте и любви к Купаве.

Он прилюдно признается Снегурочке в любви и расторгает помолвку. Брошенная невеста совершает самоубийство на берегу реки, но Лель успевает ее спасти. Все молодые девушки ненавидят Снегурочку, а Купава отправляет к царю берендеев с проклятьями в адрес бывшего жениха.

Знакомство Снегурочки с царем

Разгневанный царь Берендей выгоняет купца из страны. Мизгирь достойно принимает царское наказание, но просит царя повидаться с возлюбленной. Царь и сам жаждет познакомиться с таинственной красавицей. По приглашению царя Бобыли со Снегурочкой прибывают в царский дворец.

Берендей сражен таинственной, ледяной красотой Снегурочки, ее наивностью и целомудрием. Он решает выдать девушку замуж за богатого вельможу, чтобы угодить богу солнца Ярило.

Однако девушка не хочет выходить замуж, человеческие чувства теперь противны ей. Берендей советуется со своей женой Еленой Прекрасной о замужестве Снегурочки. Царица понимает, что растопить сердце прекрасной девушки сможет только ее первый возлюбленный – пастух Лель.

Последний подарок Весны

Лель влюбляется в Купаву, однако приглашает Снегурочку на праздник весны. Лель не собирается признаваться в любви дочери Весны, он хочет показать ей, как больно, когда тебя отвергают. Снегурочка надеется на взаимность со стороны Леля, но в ответ получает только упреки. Снегурочке никогда не понять человеческих, плотских чувств.

Мизгирь старается заинтересовать Снегурочку дорогими подарками и своей любовью. Но девушки не нужны богатые дары купца, она хочет научиться любить Леля. Обозленный Мизгирь хватает девушку и тащит ее в лес, пытаясь овладеть девушкой силой. К счастью, волшебные лесные жители оберегают Снегурочку по велению ее отца.

Снегурочка просит мать Весну научить ее человеческой любви. Весна-Красна остерегает дочь, напоминая о жестокости человеческих чувств. Но отказать любимой дочери она не может. Весна дает дочери плетенный из цветов венок: первый, кого встретит Снегурочка, станет ее возлюбленным на всю жизнь.

Смерть Снегурочки

Возлюбленным Снегурочки становится Мизгирь. Богатый купец не может скрыть своего счастья и не волнуется о губительных лучах Солнца, которые могут забрать у него его любимую. Мизгирь приводит девушку на Ярилину гору, где все односельчане и царь готовятся обвенчать прекрасную пару.

Первые лучи солнца не дают Снегурочке стать женой Мизгиря. Так, предсказание ее отца сбывается – Снегурочка тает на солнце от человеческой любви.