Образы сказки снегурочка в декоративно прикладном искусстве. Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.
Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа. В японском фольклоре существует снежная женщина - Юки-Онна, но это другой типаж - демонический персонаж,олицетворяющий снежную бурю.
Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже,откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним.По одним данным, ее родила Большая Ель.Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки,по

другим-она дочь Весны Красны и Мороза,а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...
Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения – из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.
Привычный нам внешний вид Снегурочки возник благодаря трем великим художникам:

В.М. Васнецову,М.А. Врубелю и Н.К. Рериху.
Все сказки о Снегурочке собрал, записал и изучил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев. Его

книга вдохновила писателя А. Н. Островского, который в 1873 году написал известную пьесу "Снегурочка".Однако пьеса успеха у тогдашней публики не имела и была забыта на десятилетие, до тех пор, пока её не взял под своё крыло всемирно известный меценат Савва Иванович Мамонтов, который решил её заново поставить на сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера пьесы состоялась под Рождество, 6 января 1882 года. Примечательно то, что эскизы костюмов для пьесы подготовил Виктор Михайлович Васнецов.Лунная зимняя ночь...Мерцают звёзды...На белоснежной поляне темного холодного леса,в расписной парчовой шубе и шапке,стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей...


Эта работа стала одной из самых узнаваемых картин художника. В 1881 году московский меценат
Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского "Снегурочка". Он предложил Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Чудным образом переплетались в пьесе Островского сказочные персонажи и люди, жившие на Руси в незапамятные времена, поклонявшиеся богу Яриле. Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею образов древнего русского народа. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: " Рисунки к Снегурочке",в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то,что целых полстолетия отделяет их от наших дней"...Картина была закончена в 1899 г.Моделью для Снегурочки выступила дочь Мамонтова Сашенька. Художнику понравилась умная и шустрая девочка Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях...
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее
Михаил Александрович Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки на декоративном панно в доме А.В. Морозова.

Такой дошла до нас снегурочка Врубеля, которую писал он со своей жены - Н.И.Забелы-Врубель, исполнявшей партию Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова..

Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой,"Незнакомкой", воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе, и в музыке, и в состояниях человеческой души.
Картина так же находится в Государственной Третьяковской галерее
Чуть позднее, в 1912 году, Н.К. Рерих написал свое собственное видение Снегурочки при работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.Но далеко не все замыслы художнику удалось успешно осуществить.Случалось,что в отсутствие Рериха эскизы попадали в руки безответственных ремесленников,искажавших его замысел.Николая Константиновича Рериха
весенняя сказка Островского и Римского-Корсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка.

На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами "Снегурочки".
Рисунки находятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга
Тема Снегурочки очень популярна и у современных художников,хранителей старинных ремесел




Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).


Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…» Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…»


В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила.


Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок.


Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.


Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.


В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.


В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д.


Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.


Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку. Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку.


Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.



Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.



Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».





Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.





Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.





Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.



Методический материал к районному конкурсу «Мисс Снегурочка»

Снегурочка – сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом.

И если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа .

История появления образа Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

Как литературный персонаж - образ дочери Мороза

Образ Костромы

Символ застывших вод.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков.

1. Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Но в 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Под влиянием сказки А. Н. Островского – образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.



Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Правда, из дочки Деда Мороза Снегурочка трансформировалась во внучку.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

2.Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И многие утверждают, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

3.Еще одна версия . Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует. Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

Родиной Снегурочки официально признана Кострома, где у неё есть собственный терем, где внучка Деда Мороза на протяжении всего года принимает и развлекает гостей. В её двухэтажном доме любой желающий сможет познакомиться с владениями внучки Деда Мороза и окунуться в атмосферу волшебства. Этот проект возник вслед за созданием бренда «Великий Устюг - родина Деда Мороза», который быстро заинтересовал туристов. С тех пор традиционно в первых числах апреля Кострома отмечает день рождения Снегурочки.

Довольно долгое время создавался костюм Снегурочки. Как известно, в русских традициях очень многое имеет символический смысл, и образ спутницы Дедушки Мороза ученые также склонны трактовать с позиций традиционной символики. Мы привыкли видеть ее в голубом наряде, поскольку этот цвет ассоциируется у нас с голубоватым льдом. На самом же деле в русской символике цветом льда является белый, и «правильные» одежды Снегурочки исторически всегда были именно белыми. На голове она должна носить восьмилучевой венец, богато вышитый жемчугом и серебряными нитями. Впрочем, какого цвета ни был бы ее костюм, мало кто может сдержать улыбку при виде этой стройной немного печальной девушки, приходящей к нам всего лишь раз в году.

Образ Снегурочки в искусстве. Снегурочка – одна из самых интересных и известных героинь всех времен. Она – героиня не одной и даже не двух, а десятков интереснейших сказок, рассказов, пьес, опер, картин, песен русского народа.

Образ Снегурочки в музыке. Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову.
В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. П.И. Чайковский писал - «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ». Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.

И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.

"Снегурочка" стала на творческом пути П. И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". Как признавался сам П. И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

Грандиозная сцена Кремлевского Дворца, ослепительные костюмы, мощные декорации, выразительные в своем драматическом качестве талантливые солисты создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя. Язык дивной музыки и великолепного танца доступен всем без перевода.

Образ снегурочки в русской живописи. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Васнецов ещё в начале 80-х годов 19 века занялся оформлением пьесы «Снегурочка», поставленной по мотивам одноименного творения Александра Николаевича Островского Абрамцевским кружком. В 1885 г. он принял участие в оформлении постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».

Проект по искусству на тему: «Образ Снегурочки в русском искусстве и литературе» Цель проекта Показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки в культуре русского народа. Образ снегурочки в русском искусстве В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (создание – 1882г) «Снегурочка». Художественный фильм. «Снегурочка». Художественный фильм. (создание – 1968 г.) Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет женских персонажей, с такими же чертами характера, как и у Снегурочки, да еще имеющего «мужского» напарника, такого как Дед Мороз. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет женских персонажей, с такими же чертами характера, как и у Снегурочки, да еще имеющего «мужского» напарника, такого как Дед Мороз. Образ Снегурочки в изобразительном искусстве

Васнецов Виктор Михайлович «Снегурочка»

Рерих Николай Константинович «Снегурочка» Эскиз костюма

Кондюрина Наталья «Снегурочка»

Илья Глазунов «Снегурочка» Илья Глазунов «Снегурочка» Малкус Марина Иллюстрации к сказке «Снегурочка» Малкус Марина Иллюстрации к сказке «Снегурочка» Спасибо за внимание!!!

детский хирург стоматолог