Николай карамзин. Биографии великих людей Чувствительные повести «Бедная Лиза»

179 ЛЕТ НАЗАД СКОНЧАЛСЯ Н.М. КАРАМЗИН, выдающийся русский мыслитель, создавший цельную, оригинальную и весьма сложную по своему теоретическому содержанию концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью

Карамзин Николай Михайлович , один из основоположников русского консерватизма, историк, писатель, журналист, поэт.

Происходил из крымско-татарского рода Кара-мурзы (известного с XVI в.). Детство провел в имении отца - Михаила Егоровича, помещика средней руки - селе Знаменское, затем воспитывался в частном пансионе Фовеля в Симбирске, где учили на французском языке, потом - в московском пансионе проф. И.М. Шадена. Шаден являлся апологетом семьи, видел в ней хранительницу нравственности и источник образования, в котором религия, начало мудрости, должна была занимать ведущее место. Наилучшей формой государственного устройства Шаден считал монархию, с сильным дворянством, добродетельным, жертвенным, образованным, ставящим во главу угла общественную пользу. Влияние подобных взглядов на Карамзина неоспоримо. В пансионе Карамзин выучил французский и немецкий языки, учил английский, латынь и греческий. Кроме того, он посещал лекции в Московском университете. С 1782 г. Карамзин служил в Преображенском полку. В это же время начинается его литературная деятельность. Первое печатное произведение Карамзина - перевод с немецкого С. Гесснера "Деревянная нога".

По смерти отца Карамзин в 1784 вышел в отставку и уехал в Симбирск, где вступил в масонскую ложу "Золотого венца". Спустя год Карамзин переехал в Москву, где сблизился с московскими масонами из окружения Н.И. Новикова, под влиянием которых формируются его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского "Просвещения", "энциклопедистам", Монтескье, Вольтеру и пр. Масонство привлекало Карамзина своей просветительской и благотворительной деятельностью, но отталкивало своей мистической стороной и обрядами. В конце 1780-х гг. будущий писатель участвует в различных периодических изданиях: "Размышления о делах Божиих...", "Детское чтение для сердца и разума", в которых публикует собственные сочинения и переводы. К 1788 г. Карамзин охладевает к масонству.

В 1789-1790 г. совершает 18-месячное заграничное путешествие, одним из побудительных мотивов которого был разрыв Карамзина с масонами. Он побывал в Германии, Швейцарии, охваченной революцией Франции и Англии. Будучи свидетелем событий во Франции, неоднократно посещал Национальное собрание, слушал речи Робеспьера, завел знакомства с многими политическими знаменитостями. Этот опыт оказал на дальнейшую эволюцию К. огромное воздействие, положив начало критическому отношению к "передовым" идеям. Так, в "Мелодоре и Филалете" (1795) Карамзин ярко выразил неприятие и шок, вызванный реализацией идей "Просвещения" на практике, в ходе так называемой "Великой Французской революции":

"Век просвещения! Я не узнаю тебя - в крови и пламени не узнаю тебя - среди убийств и разрушения не узнаю тебя!"

По возвращении из-за границы издает "Московский журнал" (1791-1792), альбом "Аглая" (1794-95), альманах "Аониды" (1796-99), "Пантеон иностранной словесности" (1798), журнал "Детское чтение для сердца и разума" (1799), публикует "Письма русского путешественника" (1791-1792), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным Г.Р. Державиным и окончательно порывает с масонством. В этот период Карамзин испытывает все нарастающий скепсис по отношению к идеалам "Просвещения", однако в целом остается на западнических, космополитических позициях, будучи уверенным в том, что путь цивилизации един для всего человечества и что России должна идти по этому пути: "все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами" (Письма русского путешественника. Л., 1987. С.254). Как литератор, он создает новое направление, так называемый сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать. В наибольшей степени сентиментализм получил отражение в таком произведении как "Бедная Лиза"(1792). Стремление Карамзина "офранцузить" русский язык не следует преувеличивать. Еще в 1791 г. он утверждал: "в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?" . Кроме того, тогдашний космополитизм Карамзина сочетался с своеобразной литературной борьбой за возвращение к русским истокам. К примеру, его повесть "Наталья, боярская дочь" (1792) начиналась словами: "Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу..?"

В апреле 1801 г. Николай Михайлович женился на Елизавете Ивановне Протасовой, которая через год скончалась, оставив дочь Софью.

Восшествие на престол Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 г. он выпустил в свет написанное в 1801 г. "Историческое похвальное слово Екатерине Второй", представлявшее собой наказ новому царю, где он формулирует монархическую программу и ясно высказывается в пользу самодержавия. Карамзин развернул активную издательскую деятельность: переиздал "Московский журнал", предпринял издание "Пантеона российских авторов, или собрание их портретов с замечаниями", выпустил первое свое собрание сочинений в 8 тт. Главным событием первых лет XIX века стало издание "толстого" журнала "Вестник Европы" (1802-1803), выходившего два раза в месяц, где Карамзин выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя. В нем он четко формулирует свою государственническую позицию (ранее для него государство было "чудовищем"). Примечательно также, что в своих статьях Карамзин довольно резко выступает против подражательства всему иностранному, против воспитания русских детей за границей и т.д. Свою позицию он недвусмысленно выражает формулой: "Народ унижается, когда для воспитания имеет нужду в чужом разуме" . Более того, Карамзин призывает прекратить безоглядное заимствование опыта Запада: "Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках... Хорошо и должно учиться: но горе <...> народу, который будет всегдашним учеником" (.) К. критически относится к либеральным начинаниям Александра I, формируя позицию, которую можно обозначить как прото-консервативную, поскольку сам К. еще остается "республиканцем в душе". Не оставляет К. и литературу - в 1803 г. он публикует "Марфу Посадницу" и ряд других произведений. Особенно стоит выделить "Мою исповедь" (1802), где он резко полемизирует со всей просветительской традицией - от "энциклопедистов" до Ж.Ж. Руссо. Его консервативно-монархические взгляды становится всЈ более чЈткими.

Еще в конце 90-х гг. XVIII в. обозначился интерес Карамзина к русской истории. Он создает несколько небольших исторических работ. 28 сентября 1803 г. писатель обращается в Министерство народного просвещения к попечителю Московского учебного округа М.Н. Муравьеву с просьбой об официальном назначении его историографом, которая вскоре была удовлетворена особым указом от 31 октября. В этом же году вышла книга А.С. Шишкова "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", в которой видный русский консерватор обвинил Карамзина и его последователей в распространении галломании. Однако сам Карамзин никакого участия в литературной полемике не принимал. Объяснить это можно тем, что Карамзин был не только занят историографическими разработками, "постригся в историки" (П.А.Вяземский), его позиция, в том числе и лингвистическая, под влиянием занятий русской историей, стала сближаться с позицией Шишкова.

В 1804 г. Карамзин женился во второй раз - на Екатерине Андреевне Колывановой. Его жизнь была наполнена напряженным трудом, зимой он проживал в Москве, летом - в Остафьево.

С 1803 по 1811 г. Карамзин создает пять томов "Истории государства российского", попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники.

В конце 1809 г. Карамзин впервые был представлен Александру I. К 1810 г. ученый под влиянием занятий русской историей становится последовательным консерватором-патриотом. В начале этого года он, через своего родственника Ф.В. Ростопчина, знакомится в Москве с лидером тогдашней "консерватвной партии" при дворе - великой княгиней Екатериной Павловной и начинает постоянно посещать ее резиденцию в Твери, где ее супруг, принц Ольденбургский, был генерал-губернатором. Салон великой княгини представлял тогда центр консервативной оппозиции либерально-западническому курсу, олицетворяемому фигурой М.М. Сперанского. В этом салоне Карамзин читал отрывки из "Истории..." в присутствии великого князя Константина Павловича, тогда же происходит его знакомство с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц. В 1810 г. Александр I пожаловал Карамзину орден св. Владимира 3 степени. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 г. Александру I, во время чтений в Твери очередного фрагмента из своей "Истории...", трактат "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" - наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли. Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в "Записке" содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.

С точки зрения Карамзина, самодержавие представляет собой "умную политическую систему" , прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была "великим творением князей московских" , начиная с Ивана Калиты, причем в основных своих элементах она обладала качеством объективности, то есть слабо зависела от личных свойств, ума и воли отдельных правителей, поскольку не была продуктом личной власти, а довольно сложной конструкцией, опирающейся на определенные традиции и государственные и общественные институты. Система эта возникла в результате синтеза автохтонной политической традиции "единовластия", восходящей к Киевской Руси и некоторых традиций татаро-монгольской ханской власти. Большую роль также сыграло сознательное подражание политическим идеалам Византийской империи .

Возникшее в условиях тяжелейшей борьбы с татаро-монгольским игом самодержавие было безоговорочно принято русским народом, поскольку не только ликвидировало иноземную власть, но и внутренние междоусобицы. "Рабство политическое" . не казалось в этих условиях чрезмерной платой за национальную безопасность и единство.

Вся система государственных и общественных институтов была, по Карамзину, "излиянием монаршей власти" , монархический стержень пронизывал всю политическую систему сверху донизу. При этом самодержавная власть была предпочтительнее власти аристократии. Аристократия, приобретающая самодовлеющее значение, могла стать опасной для государственности, например, в удельный период или в период Смуты XVII века . Самодержавие "встраивало" аристократию в систему государственной иерархии, жестко подчиняло ее интересам монархической государственности.

Исключительную роль в данной системе, по Карамзину, играла Православная Церковь. Она являлась "совестью" самодержавной системы, задающей нравственные координаты для монарха и народа в стабильные времена, и, в особенности, когда происходили их "случайные уклонения от добродетели". Карамзин подчеркивал, что власть духовная действовала в тесном союзе с властью гражданской и давала ей религиозное оправдание. В своей "Истории..." он подчеркивал: "история подтверждает истину, <...> что вера есть особенная сила государственная" .

Самодержавная система политической власти, по Карамзину, зиждилась также на общепризнанных народом традициях, обычаях и привычках, того, что он обозначал как "древние навыки" и, шире, "дух народный", "привязанность к нашему особенному" .

Карамзин категорически отказывался отождествлять "истинное самодержавие" с деспотизмом, тиранией и произволом. Он считал, что подобные отклонения от норм самодержавия было обусловлено делом случая (Иван Грозный, Павел I) и быстро ликвидировалось инерцией традиции "мудрого" и "добродетельного" монархического правления. Эта традиция была столь мощной и эффективной, что даже в случаях резкого ослабления или даже полного отсутствия верховной государственной и церковной власти (например, во время Смуты), приводила в течение короткого исторического срока к восстановлению самодержавия .

В силу всего вышеперечисленного, самодержавие явилось "палладиумом России" , главной причиной ее могущества и процветания. С точки зрения Карамзина, основные принципы монархического правления должны были сохраняться и впредь, лишь дополняясь должной политикой в области просвещения и законодательства, которые вели бы не к подрыву самодержавия, а к его максимальному усилению. При таком понимании самодержавия всякая попытка его ограничения являлась бы преступлением перед русской историей и русским народом.

Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление этого императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывали "дух народный", то есть самые основы самодержавия, "нравственное могущество государства". Стремление Петра I "к новым для нас обычаям переступила в нем границы благоразумия" . Карамзин фактически обвинил Петра в насильственном искоренении древних обычаев, роковом социокультурном расколе народа на высший, "онемеченный", слой и низший, "простонародье", в уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры, переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв . В итоге, утверждал мыслитель, русские "стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России" .

Основные элементы концепции самодержавия Карамзина в той или иной форме были разработаны последующими поколениями русских консерваторов: С.С. Уваровым, Л.А.Тихомировым, И.А. Ильиным, И.А. Солоневичем и другими.

В "Записке" Карамзин сформулировал до сих пор не реализованную на практике идею "русского права": "законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств" . "Русское право также имеет свои начала, как и Римское; определите их и вы дадите нам систему законов" . Как ни парадоксально, в какой-то мере (но далеко не полной) рекомендациями Карамзина воспользовался уже в царствование Николая I его идейный противник М.М. Сперанский в процессе кодификации русского законодательства.

Кроме всего прочего, в "Записке" содержались классические принципы русского консерватизма: "требуем более мудрости хранительной, нежели творческой" , "всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости" , "для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу" .

"Записка" была холодно воспринята императором, однако впоследствии он явно учел ее основные положения. После падения Сперанского, кандидатура Карамзина на пост статс-секретаря Государственного Совета рассматривалась наряду с А.С. Шишковым. Предпочтение было отдано последнему как человеку военному, что было немаловажно в условиях надвигавшейся войны с Наполеоном.

Работа Карамзина над "Историей государства российского" была временно прервана Отечественной войной 1812 г. Сам писатель готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813 г. Карамзин провел в эвакуации сначала в Ярославле, а затем в - Нижнем Новгороде. В Москву Карамзин возвратился в июне 1813 г. и продолжил работу над "Историей...", невзирая на то, что в московском пожаре 1812 г. сгорела его библиотека. В начале 1816 г. Карамзин приехал в Петербург просить средств на издание первых восьми томов "Истории...". При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А.А. Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства, и написанные тома "Истории...", без цензуры, вышли в 1818 гг. (9-й том вышел в 1821, в 1824 - 10-й и 11-й, последний, 12-й том вышел посмертно).

"История государства Российского" пользовалась огромным успехом. С 1816 г. и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В.А. Жуковским, С.С. Уваровым, А.С. Пушкиным, Д.Н. Блудовым, П.А. Вяземским и др. По предложению Александра I, Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всЈ более и более усиливало его близость к царскому семейству. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по Царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи "Историю...", выслушивал мнения Карамзина на текущие политические события. В 1816 г. Карамзин был пожалован титулом статского советника, награжден орденом св. Анны 1-го класса, в 1824 г. стал действительным статским советником. В 1818 г. Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. В 1818 г. вышли восемь томов "Истории..." тиражом в три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись в 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П.А. Вяземский: "Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая" .

Смерть Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 декабря окончательно надломил его физические силы (в этот день он простудился на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку и смерть).

Роль Карамзина как деятеля культуры и русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую консервативно-патриотическую мысль, историкам и философам еще предстоит раскрыть.

Н.М. Карамзин. Сочинения в 2 томах. Л., 1984. Т.2. С. 179-180

Там же. С.338

Записки старого московского жителя. М., 1988. С.55

Вестник Европы. 1802. N 8. С.364

Соч.: В 2 т. Л., 1984. Т.2. С.230

Записка о древней и новой России. М., 1991. С.22

Там же. С.22

Там же. С.23

Там же С.22

Там же. С.24

Там же. С.28

Там же. С.36

История государства Российского: В 4 кн. М., 1989. Т.6. С.224

Записка о древней и новой России. М., 1991. С.32

Там же. С.49

Там же. С.105

Там же. С.32

Там же. С.32-37

Там же. С.35

Там же. С.91

Там же. С. 94

Там же. С.63

Там же. С.56

Там же. С.74

Вяземский П.А. Полное собрание сочинений. СПб., 1879. Т.2. С. 215

http://www.pravaya.ru/ludi/450/3481

Николай КАРАМЗИН (1766—1826)

Николай Михайлович Карамзин, историограф, писатель, поэт, публицист, родился 1 декабря 1766 г. Он принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое происхождение от та-тарского мурзы по имени Кара-Мурза. Отец его, симбирс-кий помещик Михаил Егорович, служил в Оренбурге и вышел в отставку капитаном. Он был женат на Екатерине Петровне Пазухиной; вторым сыном от этого брака был Николай Михайлович. Родился он в селе Михайловке Са-марской губернии Бузулукского уезда и младенцем увезен был в село Знаменское Симбирской губернии Симбирско-го уезда. Матери он лишился рано и едва ее помнил, хотя и сохранил особое благоговение к ее памяти. Сведения о детстве Карамзина сохранились в записках его друга, из-вестного баснописца XVIII века И. И. Дмитриева, а также в повести «Рыцарь нашего времени». Первоначальное обра-зование Н. Карамзин получил в семье. Чтение романов, ос-тавшихся в домашней библиотеке после матери, развивало в мальчике мечтательность, укрепило в нем веру в непре-менное торжество добра. Впрочем, он читал не одни толь-ко романы: по собственному его признанию, тогда же про-чел он и римскую историю. Укреплению в душе религиоз-ного чувства способствовал странный случай: однажды во время прогулки с дядькою он встретил медведя; вдруг уда-рил гром и убил медведя. Припоминая этот случай в 1792 г., Карамзин говорил: «сей удар был основанием моей рели-гии» . В 11 — 12 лет Карамзин был отдан в пансион Фовеля (г. Симбирск), где обучение велось на французском. Вскоре, однако, отец отвез Карамзина в Москву, и тринадцатилет-ний Николай продолжил образование в пансионе профес-сора Шадена, который, по свидетельству современников, был человек хороший, нравственный, образованный и умный пре-подаватель. Из пансиона Карамзин вынес знание европейс-ких языков (немецкого, французского, английского, италь-янского, греческого и латыни) и уважение к славному тогда немецкому моралисту Геллерту (по лекциям Геллерта в пансионе преподавали нравоучение, т. е. этику). По обычаю того времени, Карамзин с колыбели был записан в воен-ную службу; по окончании курса в пансионе в 1781 г. он явился в Преображенский полк и за нравоучение получил годовой отпуск; тогда, быть может, он и слушал лекции Шварца в Московском университете. В 1782 г. он поступил на действительную службу.

Литературную деятельность, по свидетельству Дмитриева, Карамзин начал переводом «Разговора в царствие мертвых Марии Терезии с императрицей Елизаветой Петровной». За этот перевод он получил от книгопродавца Миллера экземпляр «Тома Джонса» (в русском переводе «Томас Ионес»). Первым печатным трудом Карамзина был перевод идиллии Геснера «Деревянная нога» (1783). После смерти отца Карамзин вышел в отставку (1784) и уехал на родину, в Симбирск. Там он вел рассеянную светскую жизнь, но по обычаю своему много читал и сделал перевод статьи «Раз-говор между отцом и детьми в кафе» для первого русско-го детского журнала «Детское чтение», издававшегося Н. И. Новиковым. В 1785 г., поддавшись уговорам Н. П. Тур-генева, Карамзин возвратился в Москву. Тургенев, симбирс-кий уроженец, принадлежал к масонам, и в Москве он ввел Карамзина в их общество, возглавляемое Новиковым. Бла-готворительность и просветительство масонов привлекали Карамзина, равно как и их противодействие возрастающе-му в просвещенных кругах Европы неверию (атеизму). Но мистическая таинственность масонских обрядов претила Ка-рамзину, и потому перед отъездом своим за границу он за-явил, что отказывается посещать собрания масонов. Расста-лись они друзьями, и после Карамзин не раз вставал на защиту Новикова. Вот почему начавшееся позднее пресле-дование масонов не коснулось Карамзина: масоны заявили, что Карамзин не принадлежит к их обществу. В 1780-х гг. Карамзин много переводит, совершенствует свой литератур-ный язык. В 1789 г. он уезжает путешествовать по Европе. Он посещает Германию, Швейцарию, Францию, Англию; ви-дится с Гете, беседует с Кантом. Его путешествие совпадает с событиями Великой французской революции, к которой Ка-рамзин относится враждебно, но при этом оценивает ее как крупнейшее событие эпохи. Возвратившись на родину, Карамзин опубликовал «Письма русского путешественни-ка» — книгу, прославившую его имя.

Уже в «Письмах...» Карамзин приблизил язык литерату-ры к разговорной речи образованных слоев современного ему общества, освободив его от архаических форм, вырабо-тав легкую, изящную и непринужденную интонацию фразы, обогатив словарный состав.

С 1791 г. Карамзин издает «Московский журнал», где пуб-ликует стихи Державина, Хераскова, Дмитриева, а также соб-ственные сочинения: «София» — любопытная попытка дра-мы из русской жизни; «Фрол Силин» — идеализированное изображение русского крестьянина, основанное на детских воспоминаниях автора; «Бедная Лиза» — повесть , поразив-шая современников Карамзина, первое произведение сенти-ментализма в русской литературе (1792 г.). Там же появились «Наталья, боярская дочь» — по мнению некоторых, своего рода переход от «Душеньки» Богдановича к «Руслану и Людмиле» Пушкина, повесть «Лиодор», где имеются черты автобиографические, и стихотворения «К Милости», «Сце-ны из Саконталы». С 1793 г. вместо журнала Карамзин изда-ет сборник «Аглая». Первая книга «Аглаи» вышла в свет зимой 1793 г., вторая — в 1794 г. Наиболее выдающиеся про-изведения в этих книжках-сборниках: «Остров Борнгольм», привлекший таинственностью содержания и ставшей знаме-нитой песней «Законы осуждают предмет моей любви», «Пе-реписка Филалета и Мелодора» (по остроумному замечанию А. Д. Галахова, Мелодор — это Карамзин, убоявшийся за успех просвещения ввиду прискорбных событий эпохи и усомнившийся в прогрессе; Филалет — это Карамзин — пос-ледователь оптимизма, убежденный в том, что в мире Божием существует порядок, который мы не понимаем по слабости нашего разума). Здесь же напечатан изящный очерк «Афин-ская жизнь» и начата сказка «Илья Муромец». Известно, что Карамзин готовил к выпуску третью книгу «Аглаи», однако она не увидела свет. В 1795 г. он принял участие в «Москов-ских ведомостях», где в разделе «Смесь» помещал мелкие статьи, большей частью переводные. В 1796 г. он перевел повесть французской писательницы мадам де Сталь «Меди-на», издал повесть «Юлия» и первую книжку собрания чу-жих и своих стихотворений под названием «Аониды». Вторая книжка «Аонид» вышла в 1797 г., а третья — в 1799 г.

6 ноября 1796 г. скончалась Екатерина II. Новое цар-ствование пробудило новые надежды у многих русских ли-тераторов и общественных деятелей. Восшествие на престол Павла I Карамзин приветствовал одой, в которой прослав-лял в общих выражениях милость к Новикову, выражал надежду на то, что «святая искренность» может «к царю приблизиться теперь». Вскоре, однако, иллюзии Карамзина развеялись. По поводу «Писем» Карамзину грозила боль-шая опасность: рижский цензор Туманский, недовольный Ка-рамзиным за отказ поместить его стихи в «Московском журнале», получив немецкий перевод «Писем», нашел в них воль-ные мысли и сделал донос. Граф Ростопчин на этот раз спас Карамзина; он же спас его от последствий другого доноса, поданного на писателя императору Павлу. В таком положе-нии Карамзину оставалось только печатать «Аониды», из-давать старые свои сочинения и заниматься переводами. В 1798 г. было начато задуманное Карамзиным издание «Пан-теон иностранной литературы » (с 1798 по 1803 гг. вышли три тома, второе издание в 1818 г., третье — в 1835 г.). В этом издании Карамзин предполагал помещать образцы древних и новых литераторов, но столкнулся с цензурными затруд-нениями. «Странное дело! У нас есть Академия, Универси-тет, а литература под лавкою», — писал он Дмитриеву. В другой раз, тоже раздраженный цензурными препонами, он высказывал желание навсегда оставить занятия литерату-рой: «...умирая авторски, восклицаю: да здравствует рос-сийская литература

12 марта 1801 г. скончался император Павел, и 26 марта Карамзин поздравлял брата «с новым любезным нашим императором». Восшествие на престол Александра I Карам-зин приветствовал одой, в которой сравнивал его восшествие с приходом весны, выражал надежду на великие дела, желал мира, правды на суде, добрых нравов, образец которых дол-жен представлять двор юного императора, но предостерегал от льстецов и указывал на доблесть князя Пожарского и правдивость князя Я. Долгорукова; в заключение он описы-вал, как музы снимают с себя черный креп — знак траура. Император принял оду благосклонно. В апреле 1801 г. Ка-рамзин женился на Е. Н. Плещеевой, но прожил с ней счаст-ливо всего лишь один год. В марте 1802 г. она родила ему дочь Софью, а в апреле скончалась. Карамзин был неутешен. М. А. Дмитриев со слов дяди рассказывал, что однажды Ка-рамзин, утомленный, уснул на диване и видел странный сон: стоит он у могилы, а через нее подает ему руку дочь князя Вяземского, Екатерина Андреевна. После — в 1804 г. — именно на ней он женился, но в то время даже не думал о ней В 1802 г. Карамзин пишет «Историческое похвальное слово императрице Екатерине», где рассматривает сначала победы Екатерины, потом ее законы и наконец учреждения. Ясно высказываясь в пользу самодержавия, Карамзин ста-вит в заслугу Екатерине то, что «она уважала в подданном сан человека», что она провозгласила: «владыки земные дол-жны властвовать для блага народов». Отрицательные мо-менты царствования Екатерины он отметил в «Записке о древней и новой России». В «Слове...» же он стремился показать новому правительству идеал для подражания, ибо Александр I дал обет «править народом по закону и сердцу бабки своей Екатерины Великой». Александр одобрил «Сло-во». В 1802 г. Карамзин начал издавать новый журнал «Вестник Европы», который продолжался и в 1803 г. Жур-нал призван был способствовать нравственному развитию и образованию русского общества. В нем опубликованы статьи Карамзина: «О новом образовании народного просвещения в России», «О верном способе иметь в России довольно учителей», «Письма сельского жителя» (посвященная крес-тьянскому вопросу и проблемам ограничения крепостного права); «О любви к отечеству и народной гордости» («Кто сам себя не уважает, того без сомнения и другие ува-жать не будут»); об обучении и воспитании — «Странность» и «Исповедь», а также ряд исторических статей: «О тайной канцелярии», «О Московском мятеже в царствование Алек-сея Михайловича», «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут служить предметом художеств» и т. д. Из литературных произведений Карамзина на страни-цах «Вестника Европы» появились «Марфа Посадница» и автобиографическая повесть «Рыцарь нашего времени».

Представление о русском сентиментализме связано с име-нами Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, М. Н. Муравьева, В. В. Капниста, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и некоторых других писателей 1790—1800 гг.

Эти авторы не отказывались от поэтического наследия середины XVIII века, но по-своему переосмысляли его. «Чув-ство» вовсе не было открытием сентиментализма. В пред-шествовавшей поэзии оно играло не менее существенную роль. Лирический восторг Ломоносова — это монолитное, це-лостное чувство, вполне определенное и постоянное.

Теоретики нового направления считали, что поэт должен уловить и передать не только само чувство, но и тончайшие оттенки его.

В одном из своих программных стихотворений «Протей, или Несогласия стихотворца» (1798) Карамзин писал:

Чувствительной душе не сродно ль изменяться?

Она мягка, как воск, как зеркало ясна,

И вся Природа в ней с оттенками видна.

Нельзя ей для тебя единою казаться

В разнообразии естественных чудес.

Идея внесословной ценности человека, появившаяся в России еще в начале XVIII в., во второй половине столетия приобретает все более богатое содержание. Человек стано-вится замечателен не только своими деловыми качествами, но и достоинствами души.

Эта идея имела глубоко прогрессивный смысл. Сентимен-тализм, опиравшийся в своей основе на эту идею, также сле-дует рассматривать как явление вполне закономерное, исто-рически обусловленное и прогрессивное. Интерес к отдель-ной человеческой личности, к ее душевному миру, ее чув-ству — это было новое крупное открытие поэзии.

В 1803—1804 гг. опубликованы «Сочинения Карамзина» в 8 томах. 28 сентября 1803 г. Карамзин обратился к М. И. Муравьеву, попечителю Московского округа, с просьбой ходатайствовать о доставлении ему звания историографа и средств для совершения задуманного труда. 31 ноября того же года был издан указ о получении Карамзиным звания историографа. Карамзин завершил издание «Вестника» и, по выражению князя Вяземского, «постригся в историки». Вскоре после того как Александр I в 1810 г. пожаловал Карамзину орден Св. Владимира 3-й степени, Карамзин пред-ставил государю «Записку о древней и новой России», которую Александр встретил довольно холодно. «Записка» — высший гражданский подвиг, на который не многие способ-ны были решиться. После краткого обращения к эпохе Древней Руси автор воздает должное гению Петра Велико-го и его намерениям, утверждая при этом, что он «мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просве-тить ум Россиян без вреда для их гражданских добродете-лей». Строго осудив XVIII век, он указывает и на темные стороны правления Екатерины II.

28 января 1818 г. Карамзин поднес государю 8 томов «Ис-тории». Напечатано было 3000 экземпляров, и они разо-шлись за 25 дней. Потребовалось второе издание, которое принял на себя книгопродавец Сленин (издание это заклю-чало в себе 11 томов и выходило в 1819—1824 гг., 12-й том вышел уже после смерти Карамзина — под редакцией Блудова, в 1829 г.). «История» была уже при жизни Карамзина переведена на французский, немецкий, польский и итальянс-кий языки. После смерти Александра I , которую Карамзин пережил как личное горе, у него началась чахотка. Медики сочли нужным послать его в Италию. Николай I дал мило-стивое разрешение на лечение российского историографа в Италии. Для его проезда снаряжался фрегат, а сам Карамзин переехал в Таврический дворец, чтобы подышать чистым воз-духом до отъезда. Здоровье его, однако, все слабело, и друзья Карамзина, особенно Жуковский, начали хлопотать об обес-печении его семейства; хлопоты увенчались успехом, импе-ратор назначил ему пенсию — 50000 рублей в год, которые после смерти должны перейти нераздельно к его семейству. В рескрипте, сопровождавшем монаршую милость, было на-писано: «Александр сказал Вам: Русский народ достоин знать свою историю. История, Вами написанная, достойна Русского народа». Карамзин скончался 22 мая 1826 г.

В предисловии к «Истории государства Российского» Карамзин сказал: «История есть священная книга царей и народов». Исходя из этой мысли, он считал необходимым вы-водить из прошедшего поучения для настоящего.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – русский писатель, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка, историк, издатель. Действительный член Императорской Российской академии, Почётный член Императорской Академии наук.

Биография Карамзина Н. М.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году в семье помещика Симбирской губернии. Учился сначала дома, потом в симбирском дворянском пансионе, и позднее с 1778 года в в пансионе профессора Шадена. На протяжении 1781-1782 гг. Карамзин посещал университетские лекции.

После пансиона в 1783 году по настоянию отца Николай поступил на военную службу в преображенский гвардейский полк . Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще.

После смерти отца в 1784 году вышел в отставку в чине поручика, жил в Симбирске, вступил в масонскую ложу «Золотого венца».

В 1785 голу Карамзин уезжает в Москву и поселяется в принадлежащем ему доме. Здесь он знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», с членами этого кружка сотрудничает в различных изданиях, в частности, принимает участие в издании журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

В 1789-1790 годы предпринял путешествие в Европу, в ходе которого встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями. Карамзин посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, беседовал с И.Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем, был в Париже во время Великой французской революции.

Впечатления от поездок нашли своё отражение в знаменитых «Письмах русского путешественника» Карамзина. Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который по приезду на родину стал издавать Н.М. Карамзин. Её публикация сразу же сделала Карамзина известным литератором. Ряд филологов считает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем».

Литературный авторитет писателя упрочила повесть «Бедная Лиза» (1792). Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аониды», «Аглая», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина – его признанным лидером.

Писатель стал также вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической зависимости от церковнославянского языка.

Под влиянием его произведений писали К.Н. Батюшков , В.А. Жуковский , а также А.С. Пушкин в начале творческого пути.

В1802-1803 гг. Карамзин издавал «Вестник Европы» – первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал. В этом журнале историческая тематика преобладала над всеми остальными, что свидетельствовало о неподдельном интересе издателя и автора к истории.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 года назначает Карамзина официальным историографом. К званию Николаю Михайловичу Карамзину тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования (после смерти Карамзина титул историографа в России не возобновлялся). Перед ним ставится задача запечатлеть историю Российского государства.

В 1804 году была полностью свернута литературно-художественная работа, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей в его жизни главным трудом и целым явлением в русской истории и литературе.

Лишь временно работа Карамзина была прервана Отечественной войной 1812 года. Сам писатель был готов сражаться в московском ополчении и покинул город только в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу.

Карамзин провел 1813 год в эвакуации сначала в , а затем в Нижнем Новгороде. Он возвратился в Москву в июне 1813 года и продолжил работу над «Историей...», невзирая на то, что его библиотека сгорела в московском пожаре 1812 года.

Карамзин в своём труде выступал больше как писатель, чем историк – описывая исторические факты, он менее всего старался делать какие-либо выводы из описываемых им событий, а, прежде всего, заботился о красоте языка.

Освещение Карамзиным истории России подвержено критике в известной эпиграмме, чьё авторство приписывается :

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Карамзин свое историческое повествование довел до начала XVII века, при этом он использовал многие первоисточники, прежде обойденные вниманием (некоторые до нас не дошли), и ему удалось создать интересную повесть о прошлом России.

В феврале 1818 года увидели свет первые восемь томов. Было продано за месяц три тысячи экземпляров – такие активные продажи не имели прецедента. Опубликованные в следующие годы очередные три тома были быстро переведены на несколько европейских языков, а заключительный, 12-ый том увидел свет уже после смерти автора.

Н. М. Карамзин в рукописи XVI века открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и опубликовал его в 1821 году.

Он выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).

Александр I в 1810 году пожаловал Карамзину орден св. Владимира 3 степени. В 1816 году Карамзин получил титул статского советника, был награжден орденом св. Анны 1-го класса. В 1818 году Н.М. Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. В 1824 году стал действительным статским советником.

Николай Михайлович придерживался консервативных взглядов, был сторонником абсолютной монархии.

Последние годы жизни он провел в Петербурге и сблизился с царской семьей, хотя император Александр I сдержанно относился к писателю. Смерть императора стала большим ударом для Карамзина, а восстание декабристов 14 декабря 1825 года окончательно надломил его физические силы (он простудился в этот день на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку). В первые месяцы 1826 года Карамзин решился, по совету докторов, ехать весной в Италию и Южную Францию, для чего император Николай выделил денежные средства и предоставил в его распоряжение фрегат. Но для путешествия Карамзин был уже слишком слаб и 22 мая (3 июня) 1826 года скончался в Петербурге

Был похоронен в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

На развитие русского литературного языка проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние. От использования церковнославянской лексики и грамматики Карамзин целенаправленно отказывался, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и, в качестве образца, используя грамматику и синтаксис французского языка.

Работая над историей, он оценил и хорошие стороны языка памятников и сумел ввести в обиход много красивых и сильных выражений.

По выражению Пушкина, «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

Этот живой элемент заключается в разговорной конструкции, в краткости периодов и в большом количестве новых слов (таковы, например, сцена, гармония, моральный, эстетический, эпоха, катастрофа, трогательный, занимательный, будущность, влиять на кого или на что, сосредоточить, промышленность).

Одним из первых он начал использовать букву Ё.

В 1810-х годах изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику. При содействии Державина , писатель А. С. Шишков в 1811 году основал общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, и их последователей.

Шишков восстал против всех нововведений (причем, иногда брал примеры и у неумелых и крайних подражателей Карамзина), резко отделяя от разговорного литературный язык, с его сильным славянским элементом и тремя стилями.

Карамзин не принял вызова, но за него вступились его последователи.

В ответ образовалось в 1815 году литературное общество «Арзамас ». Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Вяземский , Жуковский, Давыдов, А.С. Пушкин , В.Л. Пушкин . Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, в 1818 году Карамзин был избран членом Российской академии.

В своей вступительной речи он высказал светлую мысль, что «слова не изобретаются академиями; они рождаются вместе с мыслями».

Именем писателя названы:

  • В Москве проезд Карамзина
  • В Ульяновске Областная клиническая психиатрическая больница.

Памятник Н. М. Карамзину установлен в Ульяновске, памятный знак – в подмосковной усадьбе Остафьево.

На памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.

18 апреля 1848 года в Симбирске в честь знаменитого земляка была создана Карамзинская общественная библиотека.

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.

Так как литератор родился в дворянской семье, он получил отличное начальное домашнее образование. Позже он поступил в дворянский пансион, где и продолжил собственное обучение. Также в период с 1781 по 1782 год Николай Михайлович посещал важные университетские лекции.

В 1781 году Карамзин отправился на службу в петербургский гвардейский полк, где и началось его творчество. После смерти собственного отца литератор положил конец военной службе.

С 1785 года Карамзин вплотную начинает развивать свои творческие способности. Он переезжает в Москву, где вступает в «Дружеское ученое сообщество». После этого знаменательного события Карамзин участвует в выпуске журнала, а также сотрудничает с различными издательствами.

На протяжение нескольких лет литератор путешествовал по странам Европы, где знакомился с различными выдающимися людьми. Именно это и послужило дальнейшему развитию его творчества. Было написано такое произведение, как «Письма русского путешественника».

Подробнее

Будущий историк по имени Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансеон, который находился в Симбмрске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.

После окончания своего образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием "Деревянная нога". В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.

В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбмрска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве он увлекся масонством и по этой причине он вступил в масонский кружок, там он заводит общение с Гамалеей и Кутузовым. Помимо своего увлечения он так же занимается изданием своего первого детского журнала.

Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира - "Юлий Цезарь". Уже через год он переводит "Эмилия Галотти" написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно "Евгений и Юля", публиковалось оно в журнале под названием "Детское чтение"

В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время своего путешествия Карамзин познокомился со многими известными историческими личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд "Письма русского путешественника".

Подробная биография

Николай Михайлович Карамзин – величайший русский писатель и историк, основатель сентиментализма.

Николай Михайлович Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Его отец был потомственным дворянином и обладал собственным имением. Как и большинство представителей высшего общества, Николай получил домашнее образование. В подростковом возрасте он покидает родной дом и поступает в Московский университет Иоганна Шадена. Он делает успехи в изучении иностранных языков. Параллельно с основной программой, парень посещает лекции известных просветителей и философов. Там же и начинается его литературная деятельность.

В 1783 Карамзин становится солдатом Преображенского полка, где служит вплоть до смерти своего отца. После извещения о его кончине, будущий писатель отправляется на свою родину, где и остаётся жить. Там он знакомится с поэтом Иваном Тургеневым, состоящим в масонской ложе. Именно Иван Сергеевич предлагает Николаю присоединиться к этой организации. После вступления в ряды масонов, юный поэт увлекается литературой Руссо и Шекспира. Его мировоззрение постепенно начинает меняться. В итоге, увлечённый европейской культурой, он разрывает все связи с ложей и отправляется в путешествие. Посещая ведущие страны того периода, Карамзин становится свидетелем революции во Франции и приобретает новых знакомых, самым известных из которых был популярный философ того времени Иммануил Кант.

Вышеуказанные события очень сильно вдохновили Николая. Находясь под впечатлением, он создаёт документальную прозу “Письма русского путешественника”, где в полной мере изложены его чувства и отношение ко всему происходящему на Западе. Читателям понравился сентиментальный стиль. Заметив это, Николай начинает работу над эталонным произведением этого жанра, известного под названием “Бедная Лиза”. В нём раскрываются мысли и переживания разных героев. Данное произведение было положительно воспринято в обществе, оно фактически сместило классицизм на нижний план.

В 1791 году Карамзин занимается журналистикой, работая в газете “Московский журнал”. В нём он издаёт свои собственные альманахи и иные произведения. Кроме этого, поэт работает над обзорами театральных постановок. Вплоть до 1802 года Николай занимается публицистикой. За этот период Николай сближается с царским двором, активно общается с императором Александром 1-ым, их часто замечали за прогулками в садах и парках, публицист заслуживает доверие правителя, фактически становится его приближённым. Через год он меняет свой вектор на исторические записки. Идея создания книги, повествующей об истории России охватила писателя. Получив титул историографа, он пишет своё самое ценное творение “История государства Российского”. Было выпущено 12 томов, последний из которых был закончен к 1826 году в Царском Селе. Здесь же Николай Михайлович и провёл свои последние годы жизни, умерев 22 мая 1826 из-за простудного заболевания.

Н иколай Михайлович Карамзин - великий русский писатель, крупнейший литератор эпохи сентиментализма. Писал художественную прозу, лирику, пьесы, статьи. Реформатор русского литературного языка. Создатель «Истории государства Российского» - одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

«Любил грустить, не зная о чем…»

Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии. Вырос в деревне отца, потомственного дворянина. Интересно, что род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).

О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск. В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие - он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома - масоном Иваном Тургеневым , а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым. Тогда же начинаются первые попытки Карамзина в литературе - он участвует в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных им в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на его творческое развитие. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира , пробует переводить.

«В кружке Новикова началось образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное».

Литератор И.И. Дмитриев

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.

Именно по результатам этой поездки он пишет знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. Тогда же, в Москве, из-под пера литератора появляется на свет повесть «Бедная Лиза» - признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература.

«В начальный период его литературной деятельности Карамзину был свойствен широкий и политически довольно неопределенный «культурный оптимизм», вера в спасительное влияние успехов культуры на человека и общество. Карамзин уповал на прогресс наук, мирное улучшение нравов. Он верил в безболезненное осуществление идеалов братства и гуманности, пронизывавших литературу XVIII века в целом».

Ю.М. Лотман

В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств, чувствительности, сострадания. Новые «сентиментальные» герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» («Бедная Лиза»).

«Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности, автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям, что отличает повесть от прежних традиций классицизма.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Филолог, литературовед В.В. Сиповский

Николай Карамзин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер. Архитектор Виктор Гартман. 1862

Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Тогда же начинается и реформа литературного языка - Карамзин отказывается от старославянизмов, населявших письменный язык, ломоносовской высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Это сделало «Бедную Лизу» легкой и приятной повестью для чтения. Именно сентиментализм Карамзина стал фундаментом развития дальнейшей русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского и раннего Пушкина .

«Карамзин сделал литературу гуманною».

А.И. Герцен

Одна из важнейших заслуг Карамзина - обогащение литературного языка новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление» и «влияние», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввел в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.

«Писатель-профессионал, один из первых в России имевший смелость сделать литературный труд источником существования, выше всего ставивший независимость собственного мнения».

Ю.М. Лотман

В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы - Карамзин основывает первый русский литературный журнал, отца-основателя нынешних «толстых» журналов - «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». Эти публикации сделали сентиментализм основным литературным течением в России конца XIX века, а Карамзина - его признанным лидером.

Но скоро следует глубокое разочарование Карамзина в прежних ценностях. Уже через год после ареста Новикова закрывается журнал, после смелой карамзинской оды «К Милости» милости «сильных мира» лишается сам Карамзин, едва не попав под следствие.

«Доколе гражданин покойно, без страха может засыпать, и всем твоим подвластным вольно по мыслям жизнь располагать; ...доколе всем даешь свободу и света не темнишь в умах; доколь доверенность к народу видна во всех твоих делах: дотоле будешь свято чтима... спокойствия твоей державы ничто не может возмутить».

Н.М. Карамзин. «К Милости»

Большую часть 1793–1795 годов Карамзин проводит в деревне и выпускает сборники: «Аглая», «Аониды» (1796). Он задумывает издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе «Пантеон иностранной словесности», но с большим трудом пробивается через цензурные запреты, не допускавшие печатать даже Демосфена и Цицерона...

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет...
...И вижу ясно, что с Платоном
Республик нам не учредить...

В эти годы Карамзин все больше переходит от лирики и прозы к публицистике и развитию философских идей. Даже «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», составленное Карамзиным при восшествии на престол императора Александра I - преимущественно публицистика. В 1801-1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написание трудов на исторические темы, все более создавая знаменитому литератору авторитет историка.

Первый и последний историограф

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Николаю Карамзину звание историографа. Интересно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С этого момента Карамзин прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского» .

Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент - труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.

В работе Карамзин пользовался материалами Московской коллегии иностранных дел (особенно духовными и договорными грамотами князей, и актами дипломатических сношений), Синодальным хранилищем, библиотеками Волоколамского монастыря и Троицко-Сергиевой лавры , частными собраниями рукописей Мусина-Пушкина, Румянцева и А.И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива, а также многими другими источниками. Важной частью работы стало изучение древних летописей. В частности, Карамзин обнаружил ранее неизвестную науке летопись, названную Ипатьевской.

В годы работы над «Историей...» Карамзин в основном жил в Москве, откуда выезжал только в Тверь и в Нижний Новгород, на время занятия Москвы французами в 1812 году. Лето он обыкновенно проводил в Остафьеве , имении князя Андрея Ивановича Вяземского. В 1804 году Карамзин женился на дочери князя, Екатерине Андреевне, родившей писателю девятерых детей. Она стала второй женой писателя. Впервые писатель женился в 35 лет, в 1801 году на Елизавете Ивановне Протасовой, умершей через год после свадьбы от послеродовой горячки. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья, будущая знакомая Пушкина и Лермонтова .

Главным общественным событием жизни писателя в эти годы стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанная в 1811 году. В «Записке...» отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. «Записка...» была передана императору. В ней, некогда либерал и «западник», как сказали бы сейчас, Карамзин предстает в роли консерватора и пытается доказать, что никаких фундаментальных преобразований проводить в стране не нужно.

И вот в феврале 1818 года Карамзин выпускает в продажу первые восемь томов своей «Истории государства Российского». Тираж в 3000 экземпляров (огромный для того времени) распродается в течение месяца.

А.С. Пушкин

«История государства Российского» стало первым трудом, ориентированным на самого широкого читателя, благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулезности автора. Исследователи сходятся во мнении, что этот труд одним из первых способствовал становлению национального самосознания в России. Книга была переведена на несколько европейских языков.

Несмотря на огромную многолетнюю работу, Карамзин не успел дописать «Историю...» до своего времени - начала XIX века. После первого издания были выпущены еще три тома «Истории...». Последним оказался 12-й том, описывающий события Смутного времени в главе «Междоцарствие 1611–1612». Книга вышла уже после смерти Карамзина.

Карамзин был целиком человеком своей эпохи. Утверждение в нем монархических взглядов к концу жизни сблизило писателя с семьей Александра I, последние годы он провел рядом с ними, проживая в Царском Селе . Смерть Александра I в ноябре 1825 и последующие события восстания на Сенатской площади стали настоящим ударом для писателя. Николай Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .