Огюст Фаньер: человек, которого никогда не было. Откуда взялось выражение «пролететь как фанера над Парижем

Никогда не задумывались об этом выражении? Почему фанера? Почему именно над Парижем? Суть данного фразеологизма всем известна: упущенная возможность сделать что-то или серьёзная неудача (как сейчас говорят, «эпическая» неудача).

История происхождения этой фразы довольно необычна.



Не берутся называть точную дату происхождения этого выражения, тогда как знающими людьми называются 1900 — 1920 гг, а широкую известность оно получило в русском языке позднее — в 60-70е гг.

Юлий Мартов

В 1908 году французский авиатор очень неудачно завершил показательный полёт: он врезался в Эйфелеву башню и погиб. После этого события известный меньшевик Мартов написал в «Искре», что царский режим «летит к своей гибели так же быстро как г-н Фаньер над Парижем». В среде рабочих эту фразу восприняли немного в другом виде, заменив фамилию авиатора на фанеру. С тех пор мы так и говорим: «пролетел как фанера над Парижем».



Это полная чушь, и плод чьей-то чересчур буйной фантазии, так как:

а) Никаких аварий воздухоплавательных аппаратов возле Эйфелевой башни история не знает.

б) Ни наши, ни французике сайты, посвященные истории авиации, понятия не имеют ни о каком Огюсте Фаньере. Иными словами, его просто не существовало.

в) Газета «Искра», где будто-бы Мартов и опубликовал эти свои строки издавалась с1900 года по 1905 год, а затем с сентября по декабрь 1917 года. Нетрудно заметить, что в первом случае не было еще претендента с аварией, а во втором уже не было царского режима.

Есть еще и такая версия:


Выражение могло возникнуть в начале XX века, когда в газетах активно обсуждался полет над Парижем дирижабля под названием «Фленер» . Со временем выражение перекочевало из газет в разговорную речь, а смысл стал переносным. Непонятное же название дирижабля превратилось в более привычню русскому уху «фанеру» .

Опять обращаемся к vasiliy_okochka : Тоже полная чушь, в силу того что:


a) Как уже говорилось, никаких аварий воздухоплавательных аппаратов возле Эйфелевой башни история не знает.

б) Дирижабль «Фленер» никогда не терпел крушения.

в) Дирижабля «Фленер» никогда не существовало.

д) Превратить «Фленер» в «фанеру» как-то проблематично.

Катастрофу терпит дирижабль «Гинденбург»

Для справки: терпели катастрофы дирижабли с названиями: «Гинденбург», «Шенандоа», «Акрон», «Мейкон», «R.38», «R.101», «Диксмюнде».


Также существует версия, что данный фразеологизм возник в 1987 году в результате недоразумения при печати очередного номера «Комсомольской правды». Правда ничего не уточняется подробнее, что это была за статья и по какому поводу.


Четвертый вариант имеет под собой хоть немного оснований и заключается в том, что был во Франции такой президент как Арман Фальер (находился при должности с 1906 года по 1913), который уделял много внимания развитию авиации. В 1909 году он открыл первую международную авиационную выставку и в газетах на него была опубликована карикатура, где он изображен на фоне Эйфелевой башни на падающем аэроплане. Карикатура перепечатывалась, российские либералы сравнивали царский строй с пролетающим над Парижем Фальером, фраза была на слуху и Фальер в народе с легкостью превратился в фанеру.


Арман Фальер, 8-ой президент Третьей республики

У данной версии есть хоть какая-то реальная подоплека, но она вызывает сильнейшие сомнения в силу следующих обстоятельств:


а) Неужто какая-то карикатура на французского президента так потрясла умы российского общества, что послужила поводом для возникновения всенародного мема? Да и сколько было в той России людей, которые вообще слышали про этого Фальера?


б) После этой карикатуры Россия увидела массу реальных примеров более неудачных обстоятельств, которые, по идее, должны были вытеснить собой столь незначительное мифическое происшествие. К примеру, крах царского режима (вот уж кто пролетел, так пролетел), 1-ая мировая война с ее неудачными боевыми действиями, гражданская война (неисчерпаемый кладезь всяких пролетов), Отечественная война, приведшая Гитлера к самоубийству (у парня явно не все так сложилось как он задумывал) и тому подобное.


г) Ничем не подтверждается, что российские газеты перепечатывали карикатуру.


д) Даже если поверить, что революционеры и сравнивали полет Фальера с царским режимом (о чем также нет никаких сведений), то они могли делать этот только в запрещенных газетах, а тираж их и популярность по понятным причинам были не велики. Как же тогда этот образ получил столь широкое распространение?

Та самая карикатура.

Ну и наконец, возражения применимые ко всем трем версиям.


а) Сама фраза «Пролететь, как фанера над Парижем» появляется, судя по всему, в 70-х годах прошлого столетия. Отчего же корни ее надо искать в столь давно прошедшем времени?

б) Все три версии содержат в себе крах полета «фанеры» непосредственно в Париже, а по смыслу нам надо не попасть в Париж (пусть и столь неудачным образом), а миновать его, хоть и без особого на то желания.

Так откуда же тогда взялась эта фраза? Если уж совсем обобщить и приблизить к реальности, то можно предположить вот что.

Интересное выражение. И достаточно часто используемое. Вы, наверняка, тоже часто его используете в смысле «не удалось ему», «упустил возможность», ну, или, как сейчас модно говорить, «эпик фэйл». Но почему фанера?! Тем более Париж… Иногда, глядя на какое-нибудь русское и совершенно всем русским понятное выражение просто диву даешься — как?! Ну как оно могло появиться, да ещё и стать таким популярным и с младых ногтей всем известным и понятным. Вот это выражение — одно из таких.

Давайте же разберёмся, откуда у него ноги растут.

Я слышал кучу версий происхождения выражения «пролетел, как фанера над Парижем». Ну, хотя, не то, чтобы кучу, но версий пять слышал. Самое популярное — мол некий Огюст Фарньер, летел в начале 20 века на каком-то из первых самолетов над Парижем, летел да и убился об Эйфелеву башню. Об этом раструбила пресса — ну и выражение «как Фарньер над Парижем» стало крылатым, символизируя неудачу. Ещё часто в этой легенде присутствует некий меньшевик Мартов, который в газете «Искра» написал что-то там про царизм, который летит к краху как Фарньер над Парижем.

Это — полная чушь. Полнейшая. Никогда не было человека с таким именем, никто никогда на самолете не убивался об башню, и, естественно, никакая пресса об этом никогда не писала. А в легенде с Мартовым даже дата указывается его статьи — примерно 1911 год. Да-да. Особенно, если учесть что газета «Искра» закрылась в 1905, то как раз статья в 1911 и вышла, а как же.

Вторая версия — мол, какой-то дирижабль, новый, красивый и нарядный, не то «Фланер», не то «Фалёр», долго и нудно летал над Парижем, катая богатых бездельников. Об этом много писала пресса, а так как в России любили на досуге прочесть что-нито хранцузское, пользительное для голова и тела, то и эта информация стала популярной, ну и потом крылатой.

Тоже чушь. Чушейшая. Никогда не было такого дирижабля, да и довольно глупо предполагать, что такая статья из французских газет могла стать крылатым выражением русского народа.

Ещё версия — об авиаторе Фонье, ещё — просто о фанерных аэропланах того времени, и т.д. и т.п. Ни одна из них не выдерживает критики или сколько-нибудь вдумчивого исследования.

Ну так всё-таки, откуда же взялось это выражение? Сто процентной точности не даст ни одна версия. Но наиболее вероятной я считаю следующую — происхождение крылатого выражения «пролетел, как фанера над Парижем», связано с Президентом Французской Республики того времени Арманом Фальером.

Арман Фальер — очень прогрессивный человек, всячески поддерживающий идею о полетах на аппаратах тяжелее воздуха, несмотря на то, что в начале 20 века их считали никому не интересной игрушкой. Основной надеждой летунов всех стран и континентов считались дирижабли, и именно их, захлёбываясь, хвалила пресса, именно на них выделялись деньги и именно на них возлагались надежды.

Самолёты же были гадким ребёнком, и хорошим тоном считалось посмеяться над ними. Вот и выходили кучами всяческие карикатуры на лётчиков-самолётчиков и их неуклюжие машины. Кстати, состоявшие именно из фанеры. Ну и президента своего, самолётофила, французская пресса не могла обойти вниманием. Поэтому появился целый цикл карикатур, на которых и был изображен Фальер на самолёте, в самых странных позах и моментах, например, ударяющийся об Эйфелеву башню.

Эту карикатуру и увидел русский меньшевик Мартов, о ней и написал, сравнив падение царизма и падение самолета. Но не в газете «Искра», а в какой-то более поздней публикации. Ну а русские люди взяли понравившееся выражение, немного изменили — и внесли в анналы, тэкскэзать, истории.

Вот и получается, что в некоторых версиях есть доля правды, в некоторых нет, а истина, как, собственно всегда и бывает, где-то рядом.

Хотя, если подумать — странно, не правда ли? Ведь на самом деле выражение произошло от глупой карикатуры, глупого анекдота, подхваченного и переиначенного на свой лад.

А, кстати, и неплохо получилось, лети оно всё фанерой.

Откуда пошло выражение «Пролетел, как фанера над Парижем»? обновлено: Февраль 6, 2017 автором: Роман Гвоздиков

2 Порой в повседневной речи проскальзывают выражения и поговорки смысл которых нам не всегда понятен, а уж их происхождение вообще скрывается в тумане. Сегодня мы поговорим об одном из таких фразеологизмов , это "".
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам ещё несколько популярных статей на тему пословиц. Например, что означает Голова идёт кругом , как понять поговорку Притча во языцах , смысл бей, но выслушай , значение За одного битого двух небитых дают и т. п.
Итак, продолжим, откуда выражение Пролетел, как фанера над Парижем? Вообще, становление и происхождение данной пословицы не известны, и на этот счёт существует несколько версий.

Пролетел, как фанера над Парижем - происхождение этой фразы многие относят к моменту пролёта дирижабля "Фленер" над столицей Франции, а его название необычное на русский слух, молва превратила в "фанеру"


Пролететь, как фанера над Парижем - многие связывают появление данного выражения с показательным полётом лётчика Огюста Фаньера над Парижем в 1908 году, который закончился трагично. Он погиб зацепившись об Эйфелеву башню. После этого в большевистской "Искре" появилась небольшая заметка товарища Мартова, который отметил, что царский режим летит к своей гибели, так же быстро, как и авиатор Фаньер над Парижем


Эти две версии, несмотря на довольно частую цитируемость и повсеместную известность вызывают сильное сомнение, и без конкретных пруфов могут считаться лишь, как образчик городской легенды.

Есть ещё одна версия, в которой утверждается, что этот фразеологизм появился в 1987 году в связи с ошибкой в результате выпуска газеты "Комсомольская правда".
Однако, исследователи обнаружили эту поговорку опубликованную в 1984 году в художественной литературе, что напрочь опровергает третью версию. Более того отмечают эти пытливые граждане, что некоторые ещё помнят, что этот фразеологизм употребляли в ироничном контексте ещё в 1980 году во время летних олимпийских игр в Москве, и поэтому этот факт отчётливо запомнился.

Данный вопрос был затронут в передаче "Эхо Москвы ", когда какой-то радиослушатель захотел узнать что значит "Пролетел, как фанера над Парижем"? Однако найти ответ на происхождение этой крылатой фразы не смогли даже профессиональные журналисты.

А теперь самое интересное, оказывается имеются точные данные, что пилота по имени Auguste Fanier никогда не существовало. При этом та самая катастрофа, о которой утверждается во второй версии не была зарегистрирована в 1908 году, при которой Огюст врезался в Эйфелеву башню . Тем более интересно, что большевистская газета "Искра" выходила с 1900 по 1905 годы, поэтому никто не смог написать заметку в 1908 году, поскольку её уже три года как не издавали.

По мнению автора данной стати, это выражение появилось в среде интеллигенции в конце 70-х годов прошлого века. Именно тогда существовал культ всего западного, однако я не исключаю, что ошибаюсь.

Одно из первых свидетельств употребления этого выражения относится к 1989 году в пьесе Николая Коляды Мурлин Мурло, и звучит она, как: "А мы полетим, как фанера над Парижем".

Необычное коверканье поговорки: "Пролететь, как фанера по Парижу ", в которой слово "фанера" подразумевает под собой деньги.

Самая правдоподобная версия возникновения этой поговорки относится к 1909 году, когда над Ламаншем пролетел известный в узких кругах авиатор по имени "Fallier ", при этом Николай 2 заинтересовался этим летательным аппаратом и заказал его для России. А поскольку в то время всё связанное с авиацией было на слуху, и то что мы закупили аэропланы у лягушатников стало общеизвестно, то фамилию авиатора переделали на русский манер, как "фанера" (Fallier).

Не берусь называть точную дату происхождения этого выражения, тогда как знающими людьми называются 1900 - 1920 гг, а широкую известность оно получило в русском языке позднее - в 60-70е гг. Этимология и история этого выражения неоднозначна, а противоречивость версий вызывает непреодолимый интерес!

На одном из форумов была найдена поразительна картинка , кардинально меняющая представление о происхождении выражения "пролететь как фанера над Парижем". Теперь я смею предположить, что выражение происходит именно от фамилии Президента Франции (Третья Республика) Армана Фальера , изображенного на этой картинке. И я объясню почему!

25 июля 1909 г. Л. Блерио впервые перелетел через Ламанш. В это же время Николай II встречался с г–ном Фальером в Шербуре и через год Россия закупила первые французские самолеты. 25 сентября 1909 г. Президент Франции открыл в Париже первую международную аэронавтическую выставку, после которой в газетах и появились карикатуры - Арман Фальер над Парижем.

Таким образом, предположу, что мифическими и заблуждающими являются следующие утверждения:
1) существовал известный французский авиатор Огюст Фаньер
2) что он врезался на дирижабле в Эйфелеву башню
3) что об этом инциденте в 1908 г. писал Мартов в газете Искра (вроде как в 1908 газета уже не издавалась)
4) что выражение "пролететь как фанера над Парижем" происходит именно от этого инцидента

Современное выражение "пролететь как фанера над Парижем" связано с именем Президента Франции Арманом Фальером, а не с катастрофой дирижабля "известного авиатора Огюста Фаньера".

Приветствую вас, друзья!

Я часто задумываюсь о том, откуда в нашу речь пришло то или иное крылатое выражение. Ведь зачастую мы даже не знаем, почему именно так говорим, но зато понимаем, что означает это выражение. Мы уже разбирали возникновение некоторых выражений, таких как:

Пролетел, как фанера над Парижем

Сегодня я задумалась о том, откуда пошло выражение «как фанера над Парижем». Над происхождением этого выражения спорят до сих пор. Существует несколько предположений, и все они не очень убедительны, но имеют право на существование. Начнем по порядку.

Вариант первый

Популярной и сомнительной является версия, что когда французский авиатор Огюст Фаньер совершал полет над Парижем, а это происходило в 1908 году, то он разбился об Эйфелеву башню. Спустя некоторое время революционер Мартов писал в «Искре», что режиму царя скоро придет конец, он «пролетит» так же скоро, как Фаньер над Парижем. Однако позже фраза была искажена общественностью, поэтому и получилась данная фраза.

Здесь, конечно, можно поспорить, так как это похоже на чью-то буйную фантазию:

  1. Никаких аварий, при которых бы вблизи Эйфелевой башни разбивались воздухоплавательные аппараты, в исторических хрониках не упоминается.
  2. Ни на одном интернет-ресурсе нет информации об Огюсте Фаньере. Следовательно, само существование этого человека можно поставить под сомнение.
  3. «Искру» не выпускали в год, когда якобы произошла катастрофа.

Вариант второй

В этой версии упоминается та же авария, но про того, кто управлял средством, ничего не говорится, однако указывается, как назывался сам дирижабль – «Фленер». Это также можно опровергнуть.

  1. Как было изложено выше, аварийных полетов вблизи башни не было.
  2. «Фленера» как средства воздухоплавания не существовало.
  3. Трансформировать эти слова просто нереально.

Переходим к третьему варианту

Это предположение не так безнадежно, как два предыдущих. Когда-то Францией руководил президент Арман Фальер, уделявший огромное внимание тому, чтобы авиация развивалась. Правил он как раз в эти годы. В 1909 году произошло открытие международной авиационной выставки, тогда газеты опубликовали карикатуру, на которой был изображен президент на терпящем крушение аэроплане, а позади него — Эйфелева башня. Карикатуру постоянно перепечатывали, а российскими либералами было высказано сравнение царского строя с пролетающим над Парижем Фальером. Так как эту фразу передавали из уст в уста, то вместо Фальера вполне могла получиться «фанера».

Эта версия вполне может показаться реалистичной, однако возникают некоторые сомнения.

  1. Неужели имеющаяся карикатура могла так затронуть российское общество? Да и многие ли в России хоть раз слышали о Фальере?
  2. После появления карикатуры была масса более неудачных экспериментов, поэтому странно, что этот миф мог так засесть в головах людей. Например, если рассматривать падение царя, вот уж кто реально остался «в пролете». Если подумать, то в истории много разных моментов, где сильные мира сего явно «пролетали».
  3. Нигде нет информации о том, что рисунок действительно перепечатывался газетами в России.
  4. Если бы революционно настроенные россияне и сравнивали полет французского президента с режимом царя, то это бы делалось лишь в тех источниках, которые были запрещенными, а их выпуски были минимальны. Так откуда тогда такая популярность выражения?