Описание градоначальников история одного города. «Описание города Глупова и его градоначальников

Выдающийся мастер иносказательного слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» беспощадно, сатирически и безжалостно изображает российскую действительность. Особенно яркими и типичными являются образы градоначальников города Глупова, в характерах и поведении которых обобщаются черты различных государственных деятелей разных исторических эпох. В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для их изображения автор пользуется такими литературными приемами, как сатира и гротеск, полный намеков и недомолвок эзопов язык, открытая насмешка, ирония и сарказм.

Первый градоначальник, с которым сталкивается читатель на страницах произведения в главе «Органчик», — Д. В. Брудастый. Глуповцы встречают его радостно и восторженно, заявляя, что «новому правителю уже по тому одному должно быть отдано преимущество, что он новый». Глуповцы увидели Брудастого, произносящего всего два слова: «р-р-разорю» и «не потерплю», и ими овладел страх, полностью подчинивший их недалекому градоправителю.

Под управлением этого начальника в городе закипает небывалая деятельность: «Частные приставы поскакали, квартальные поскакали, заседатели поскакали, будочники позабыли, что значит путем поесть, и с тех пор приобрели пагубную привычку хватать куски на лету. Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник все сидит и выскребает новые понуждения». Его деятельность бессмысленна и абсолютно бесполезна, безумна и деспотична, она не приносит ни прока, ни порядка, ни благоденствия жителям города — ничего, кроме вреда, но все прекращается, когда всем становится известно, что у Брудастого совершенно пустая голова, в которой находится органчик с двумя мелодиями.

Следующий сатирический портрет — градоначальник Двоекуров — человек, несомненно, отличающийся от Брудастого, но несмотря на различие, деятельность его на начальственном посту столь же бессмысленна и нелепа, как и деятельность его предшественника. «Он ввел медоварение и пивоварение, сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Начал различать два сорта сечения: сечение без рассмотрения и сечение с рассмотрением». Все его нововведения — сплошные глупости, не приносящие никакой практической пользы.

Далее негодование Салтыкова-Щедрина обрушивается на следующего героя — Василиска Бородавкина. «Днем он, как муха, мелькал по городу, наблюдая, чтобы обыватели имели бодрый и веселый вид; ночью тушил пожары, делал фальшивые тревоги и вообще заставал врасплох. Когда же совсем нечего было делать, то он или издавал законы, или маршировал по кабинету, наблюдая за игрой сапожного носка». Этот активный и неугомонный начальник начал «войны за просвещение», которые стали вершиной его ограниченной, бестолковой деятельности. Первая была за обязательное употребление горчицы, вторая имела своей целю разъяснить глуповцам пользу от устройства под домами каменного фундамента, третья возникла вследствие отказа обывателей разводить персидскую ромашку, а четвертая, наконец, была вызвана разнесшимся слухом об учреждении академии. Вполне естественно, что вместо академии был основан съезжий дом. На этом и закончились все «войны за просвещение».

Образ следующего градоначальника — Прыща — не менее интересен в своей никчемности и непригодности к каким-либо действиям. Его характер и особенности поведения полностью раскрываются в его же собственных словах: «Я человек простой-с и не для того сюда приехал, чтобы издавать законы-с. Моя обязанность — наблюсти, чтобы законы были в целости и не валялись по столам-с. Конечно, у меня есть план кампании, но этот план таков: отдохнуть-с». Начальник оказывается бездельником и тунеядцем, и под его управлением народ становится точно таким же.

В довершение следует сказать, что у Прыща оказалась фаршированная голова, которую с большим аппетитом чуть позже съел предводитель дворянства.

Символические образы пустой головы Брудастого с органчиком и фаршированной головы Прыща, используемые автором, служат для того, чтобы подчеркнуть вековую российскую беду: с головы, от начальников, правителей и руководителей, идет то зло, которое обрушивается на простой народ, делает его жизнь невыносимо пустой и тягостной.

Завершает ряд портретов градоначальников Угрюм-Бурчеев — «апофеоз» всех негативных черт и качеств.

Угрюм-Бурчеев предстает в произведении ярчайшим примером тупости, ограниченности и идиотизма. Основные особенности его натуры — это антигуманность и бездушие. Он ведет аскетический образ жизни, его удивляют любые проявления чувств и эмоций. Градоначальник Угрюм-Бурчеев — это само безличие, «отверженное и вполне успокоившееся в самом себе идиотство». Этот деятельный правитель все свои реформы проводит в соответствии со своей теорией нивелирования, уравнивания, что явно идет против людей и природы. Претворяя в жизнь свои нововведения, Угрюм-Бурчеев разрушает город и строит новый, в основе которого — прямая линия, и пытается остановить реку. Идеал мироустройства для него — большая казарма, он хотел бы сделать жизнь людей строго однообразной, до предела распланированной, бессмысленной и совершенно лишенной радостей. Разумеется, современники тут же поняли, что за описанием Угрюм-Бурчеева скрывается вполне реальный прототип — Аракчеев...

Образы всех градоначальников описываются Салтыковым-Щедриным с презрением, сарказмом и ненавистью. Все начальники типичны и ничем не примечательны, они глупы, тупы, ограниченны, эгоистичны. Их умственные способности минимальны, а деятельность на начальственном посту не приносит ничего, кроме вреда, разрушения и хаоса. Недаром произведение оканчивается глубоко символичным образом — образом мистического «Оно», некоего смерча, сметающего все на своем пути. «Земля затряслась, солнце померкло... Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца... Оно пришло...». Налетевшее на Глупов «Оно» стерло с лица земли Угрюм-Бурчеева, из чего можно сделать вывод о том, что природа русской души все же победит косность и тупость любых градоначальников.

описание градоначальника "история одного города" салтыков-щедрин

  1. Спасибо, выручил
  2. В Истории одного города ярко выражены жанровые черты политического памфлета. Это заметно уже в Описи градоначальников, особенно в описании причин их смерти. Так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый - от порчи головного инструмента, пятый - от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой - от стараний в преумножении народонаселения Глупова. В этом ряду стоит и градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства.
    Приемы политического памфлета усилены такими средствами художественного изображения, как фантастика и гротеск.
    Чуть ли не главной особенностью этого произведения, безусловно заслуживающей внимания, является галерея образов градоначальников, не заботящихся о судьбе отданного им во власть города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. Показывая образы градоначальников Глупова, Салтыков-Щедрин часто описывает настоящих правителей России, со всеми их недостатками. В глуповских градоначальниках можно без труда узнать и А. Меншикова, и Петра I, и Александра I, и Петра III, и Аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе Угрюм-Бурчеева, правившего в самое трагическое время существования Глупова.
    Но сатира Щедрина своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам. В этой своей серости и невежестве простой гражданин Глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам, безоглядно веря в царя-батюшку. И нигде Салтыков-Щедрин так не осуждает начальниколюбие, чинопочитание, как в Истории одного города. В одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими управлять. Причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. Но даже самый глупый князь не может не заметить еще большую глупость пришедшего поклониться ему народа. Таким народом он просто отказывается управлять, лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники вора-новатора. Таким образом Салтыков-Щедрин показывает бездеятельность русских правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства. Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. С особой силой сатирический талант писателя проявился в главе, посвященной Брудастому-Органчику. Этот градоначальник день и ночь писал все новые и новые понуждения, по которым хватали и ловили, еекли и пороли, описывали и продавали. С глуповцами он объяснялся только при помощи двух реплик: разорю! и не потерплю! . Именно для этого и был необходим порожний сосуд вместо головы. Но апофеозом начальственного идиотизма является в Истории одного города Угрюм-Бурчеев. Это самая зловещая фигура во всей галерее глуповских градоначальников. Салтыков-Щедрин называет его и угрюмым идиотом, и угрюмым прохвостом, и тугохвостом до мозга костей. Он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. Главная цель всех его трудов - превратить город в казарму, заставить всех маршировать, беспрекословно выполнять абсурдные приказы. По его замыслу даже женихи и невесты должны быть одного роста и телосложения. Налетевший смерч уносит Угрюм-Бурчеева. Такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками Салтыкова-Щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева.
    Эта галерея всевозможных прохвостов вызывает не просто гомерический хохот, но и тревогу за страну, в которой безголовый манекен может управлять огромной страной.
    Конечно, литературное произведение не может решить политических вопросов, поставленных в нем. Но то, что эти вопросы заданы, означает, что кто-то над ними задумался, попытался что-то исправить.

Произведение представляет собой сатирическое иносказание об истории городка Глупов, в котором изображены многочисленные образы градоначальников, в разные годы руководивших городской властью.

Одним из правителей Глупова являлся Амадей Клементий, прославившийся сначала на итальянском полуострове, а затем и в городке своим кулинарным талантом по приготовлению макарон, закончил свое правление ссылкой за измену.

Следующей городской главой был назначен Фотий Ферапонтов, ранее являвшийся цирюльником, а в бытность руководителя города усиленным борцом с налоговыми неплательщиками. Слабостью Ферапонтова была его увлеченность жестокими зрелищами, на которых он присутствовал лично. Правил Фотий Петрович недолго, поскольку погиб при нападении на него разъяренных собак.

После этого на посту градоначальника оказался Иван Великанов, отличавшийся жестокостью по отношению к чиновниками и жадностью. Через два года своего правления за любовный роман с Лопухиной был отправлен в острог.

Затем в кресло мэра города сел военный офицер Маныл Кильдибаев, безумно отважный человек, уволенный спустя пять лет с почетного места.

Сменивший его Ламврокакис оказался беглым греком, когда-то торговавший на рынке греческими мелочами. За время своего руководства в городе выделился тем, что поддерживал классическое образование, скончался от укусов клопов.

Еще одним ярким представителем города являлся Дементий Брудастый, прозванный органчиком из-за того, что имел в своей голове прибор в виде органа и произносивший всего две фразы. При его правлении Глупов находился в постоянном страхе, а после окончания власти Органчика в городе начались беспорядки.

Очень деятельным руководителем Глупова оказался Семен Двоекуров, сумевший отремонтировать дороги, наладить производство пива и меда, приобщивший горожан к выращиванию горчицы и лаврового листа, мечтающий об открытии городской академии.

Примечателен в роли градоначальника глупый денщик Фердыщенко, мирно правящий городом на протяжении шести лет, а затем будто бы потерявший рассудок.

Отличающийся сластолюбием и легкомыслием, он наплевательски относился к сбору налогов, допустил во время своего правления период голода и пожаров и скончался от обжорства.

Самым бездеятельным главой являлся Грустилов Эраст, развращенный меланхоличный человек, в результате правления которого горожане погрузились в пучину страшного разврата и многобожия. В наследство городу Эраст оставил после смерти собственные идиллические произведения.

Больше всех отличился идиотским руководством Глупова Угрюм-Бурчеев, решившим переделать жизнь города и направить ее в военное русло. Жителям приказали одеваться в военную форму, ежедневно маршировать на плацу, строго следовать установленному расписанию.

Описывая образы многочисленных градоначальников Глупова, писатель, используя сатирические методы, раскрывает истинную суть самовластия, основанного на произволе и насилии над людьми.

Характеристика Градоначальников города Глупов

Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной. Именно поэтому основной темой, которая затрагивается в произведении, является тема простого народа и самовластного правительства, их взаимоотношений и взаимодействия.

В каждой главе романа «История одного города» Салтыков-Щедрин показывает своим читателям, как живут люди во времена правительства абсолютной власти, как именно эта власть в лице градоначальников распоряжается своими правами и насколько хорошо выполняет свои обязанности. Знаменитая опись градоначальников, приведённая в книге, указывает, что всего за историю города Глупова их было двадцать два. Нетрудно заметить, что все они были несколько странноватыми. К примеру, первый градоначальник Глупова, Дементий Брудастый, назначен на свою должность был в суете, от чего никто и не заметил, что в голове этого любопытного человека находится самый настоящий маленький «органчик», а последний правитель города, Угрюм-Бурчеев, человек не самых высоких умственных способностей, и вовсе разрушил весь город, чтобы построить на его месте новый, правда, толком непонятно, зачем и для чего это было ему нужно.

В своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин использует говорящие фамилии для того, чтобы лучше подчеркнуть характерные особенности каждого из градоначальников. К примеру, Эраст Грустимов, один из самых трепетных и нежных правителей Глупова, скончался от меланхолии, однако до того успел оставить после себя несколько романов и повысить дань с выкупа до пяти тысяч рублей в год, а Онуфрий Негодяев попросту разрушил все дороги, а из полученного камня выстроил монументы. Стоит заметить, что все двадцать два градоначальника были именно такими – странными, гротескными, однако очень хорошо отражающими основные негативные черты, которыми грешна практически каждая власть – это и жадность, и желание навариться на подчинённых, и недальновидность, и непрактичность, и банальная глупость. Ведь, если задуматься, основная разница между жителями города и представителями власти заключается лишь в том, что вторые оказались в нужное время в нужном месте, а первые просто продолжали жить так, как они жили раньше, без особых взлётов и падений.

Невозможно не заметить факт того, что произведение «История одного города» наполнено многими абсолютно фантастическими и неправдоподобным моментами, однако можно догадаться, что за этим гротеском скрывается истина – та, какой её видит Михаил Салтыков-Щедрин. Обличая градоначальников в их невежестве и их грехах, писатель не стесняется обращаться к средствам художественной выразительности, ведь с их помощью роман становится куда более наглядным и понятным для восприятия читателей – нетрудно себе представить фантастический образ градоначальника с фаршированной головой или же правителя с органчиком вместо головы. В этой доступности для понимания каждому человеку и заключается сила данного произведения.

Я полагаю, что роман Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» очень чётко отражает действительность, всё то, что происходило во времена правления абсолютной власти. До конца непонятно, чем руководствовались предыдущие правители, подыскивая себе достойную, как им казалось, замену, а также то, почему царил такой беспредел и такое своеволие, однако одно очевидно – годы идут, поколения сменяются, а во многом данное произведение остаётся актуальным и понятным и в наши дни. Человеческим фактором сложно пренебречь, поэтому все мы люди со своими грехами, желаниями найти собственную выгоду и устроить свою жизнь получше. Просто важно не забывать то, что в первую очередь нужно оставаться человеком с большой буквы – уважать чужой труд, извлекать уроки из истории, анализировать и подходить к жизни рационально и рассудительно, тогда и жизнь будет радовать в ответ, а не приносить неожиданные разочарования и огорчения, которые, на самом-то деле, можно было и предвидеть, если внимательно относиться к жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Пришвина Паутинка

    М. Пришвин – писатель, который посвятил свою жизнь изучению природы и наблюдению за ее красотой. Он никогда не обделял своим вниманием даже самую незначительную и мелкую частичку природы.

  • Анализ пьесы Островского Гроза

    Знаменитая и уникальная пьеса «Гроза» Островского была издана накануне великого события, отмены крепостного права. Это событие произошло в 1861 году.

  • Сочинение Футбольный матч

    Футбол является одним из наиболее древних вариантов спортивных состязаний. Этот спорт является довольно простым и понятным, но в настоящий период представляет собой, вероятно, один из наиболее популярных вариантов спортивных состязаний.

  • Сочинение про Сентябрь

    Сентябрь - первый месяц осени, его воспевали в своих стихотворениях многие русские поэты, изображали художники, это месяц наполненный волшебством природы, месяц, который словно коктейль вобрал в себя всевозможные цвета красок

  • Почему люди предают мечту? Итоговое сочинение 11 класс

    Я думаю, что цена, которую люди платят за удобства и комфорт, слишком велика... и общество может быть современным, но оно определенно не является независимым, а именно такое качество является одним из самых значимых для существования настоящей мечты

На языке — «государство», а в мыслях —
пирог с казенной начинкой.
М. Салтыков-Щедрин

В ряду сатирических произведений Салтыкова-Щедрина «Истории одного города» принадлежит особое место. По поводу этого блестящего произведения И. С. Тургенев говорил: «История одного города» свидетельствует о том, что Щедрин «знает свою родную страну лучше кого бы то ни было». И это действительно так. Невозможно понять историю России, не зная творчества Щедрина.

Роман построен по давней традиции написания книг об историческом прошлом: каждый период в жизни страны в исторической литературе обычно связан с именем очередного монарха и его царствованием. Вслед за блестящим сатирическим изложением «корени происхождения глуповцев» идет «опись градоначальников», каждый из которых вершил свою «историю». Затем писатель знакомит нас с «биографиями только замечательнейших» отцов города.

За «историческое время» существования города Глупова (описанный в летописи период охватывает 1731 — 1826 годы) в нем сменилось двадцать два градоначальника. Многие их свойства, отмеченные писателем, роднят их с реальными административными деятелями времен Бирона, Разумовского, Потёмкина, Сперанского. Более того, в их чертах есть много сходства с представителями правящей царской династии Романовых. Однако образы глуповских правителей все же остаются обобщенными, собирательными, обозначающими самовластных правителей на службе самодержавия. Все фигуры градоначальников, в разное время поставленных править городом Глуповым, очень колоритны.

Прыщ, майор, «въехав в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». Страстью градоначальника Боневоленского было законотворчество. Его главное сочинение — «Устав о добропорядочном пирогов печении». В черепную коробку Брудастого был вмонтирован несложный механизм, способный выкрикивать два слова: «не потерплю» и «разорю». Столь примитивное устройство не помешало Брудастому, прозванному Органчиком, исправно выполнять обязанности градоначальника. Выяснилось же, что правит городом человек, у которого вместо головы пустой сосуд, совершенно случайно. Фигурой Брудастого Салтыков-Щедрин показывает: чтобы править городом Глуповым, вовсе не обязательно иметь голову. Мало того, она и не нужна, ибо может помешать исполнению функций градоначальника. А среди них главных всего две. Первая — насилие, физическая расправа над простым людом (в самом начале своего правления он «пересек уйму ямщиков»). Вторая — выколачивание недоимок. По своей чиновничьей карьере Салтыков-Щедрин хорошо знал административные порядки в царской России.

Сущность градоначальничества не зависит от индивидуальных свойств и черт характера того, кто посажен править городом. Ведь с кем бы из градоначальников мы ни столкнулись, каждый из них лишь очередной вариант Брудастого. Однообразие градоначальников не случайно. В трактате одного из правителей Глупова, Бородавкина, указано: «Необходимо дабы между градоначальниками царствовало единомыслие... Единомыслие градоначальническое неминуемо повлечет за собой единомыслие всеобщее». В другом трактате подчеркнуто, что главным во внешности градоначальника является мундир. А кто в мундире — неважно! Материал с сайта

Много правителей перевидал на своем веку Глупов, но наиболее зловещей фигурой среди них оказался Угрюм-Бурчеев, последний из описанных в летописи. Он превзошел всех предшественников своим безграничным идиотизмом и неиссякаемой энергией по претворению в жизнь своих идеалов. А идеалы Угрюм-Бурчеева можно назвать казарменными. Сам он, служа ранее в полку, выполнял функции туалетного уборщика и армейского палача. Приход подобных людей к гражданской власти Салтыков-Щедрин считает наиболее опасным. Античеловечность, бездушие Угрюм-Бурчеева поистине безграничны. Любое проявление жизни он готов смести с лица земли. Да в конце концов он и делает это не в мечтах, а на практике, приказав полностью разрушить старый Глупов, не оставив от него камня на камне, и построить новый — идеальную казарму. Мечта начальства о внедрении единомыслия нашла в замыслах Угрюм-Бурчеева свое полное и логическое завершение.

Салтыков-Щедрин обличает в «Истории одного города» монархический строй России. Однако сатира его направлена и на французский бонапартизм, и на милитаристический режим Бисмарка в Германии. В образе Угрюм-Бурчеева и его замыслах писатель гениально предвидел тоталитарные режимы XX века. Вот почему «История одного города» никогда не устареет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • прыщ майор из истории одного города
  • образ двух градоначальников в истории первого города
  • все градоначальники города глупова
  • реферат описание восковых фигур города глупова
  • глуповский градоначальник

Образы градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города.
Вопрос: бывали ли в истории примеры,чтобы люди распоряжались,вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?
М.Е Салтыков-Щедрин.
В 1870г Салтыков-Щедрин заканчивает величайшее сатирическое полотно-роман «История одного города». Это произведение – сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности, философский роман о парадоксах человеческого сосуществования.
Город Глупов – олицетворение самодержавной России; его градоначальники воплощают в себе конкретные черты исторически достоверных, живых людей, принадлежащих к правящим классам; история Глупова в предисловии « От издателя» соотнесена с историей русского государства, интерес к которой оживился в начале 60-ых годов. Физиономию Глупова, пишет Щедрин, можно уловить по тем разнообразным переменам, которые происходили в высших сферах самодержавного государства. «Так, например, градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потёмкина – распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского – неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою».
В «Истории одного города» Щедрин выводит целую галерею страшных по своей жесткости и тупости градоначальников города Глупова: Брудастого (он же Органчик), Прыща (он же «фаршированная голова»), Фердыщенко, Бородавкина, Беневоленского, Негодяева, Перехват- Залихватского, Угрюм-Бурчеева и других.
Основная задача, которую ставил перед собой сатирик, характеризуя типы правителей Глупова, заключалась в том, чтобы показать их полнейшую неспособность к управлению страной, потерю всех человеческих качеств, превращение в машину. Только поэтому в их внешнем облике и внутреннем содержании преобладают черты автоматизма, механичности, тупой жесткости.
Самым ярким, на мой взгляд, является образ Угрюм-Бурчеева, выражающий сущность самодержавия. Это не просто Павел I, Николай I, Аракчеев (хотя черты их вошли в тип Угрюм-Бурчеева), это символ самодержавия, символ всякого угнетения и произвола. Он собрал в себе многие конкретные черты антинародных правителей России и Западной Европы, тем самым став нарицательным образом правителя эксплуататорского строя вообще. Угрюм-Бурчеев – это «мрачный идиот», помешанный на муштре и «ничего не преследовавший, кроме правильности построений». Он целиком разрушил город Глупов, построил на его месте казармы, а из глуповцев создал роты и батальоны. Он даже задумал прекратить течение реки-жизни, но она не покорилась ему (у природы свои «законы» и «правила», и человек не в силах ее подчинить).Создавая внешний портрет Угрюм-Бурчеева, сатирик выделяет в нем основные черты: идиотизм, бессмысленную жесткость и произвол. Это железный робот, ненавидящий живое, готовый на все ради сохранения своей власти. «Он был ужасен…» - так начинает Щедрин описание внешности Угрюм-Бурчеева. «В городском архиве до сих пор сохранился портрет Угрюм-Бурчеева. Это мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Пустые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб… взгляд чистый, без колебаний;… челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности, а с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам. Одет в военного покроя сюртук, застегнутый на все пуговицы, и держит в правой руке сочиненный Бородавкиным « Устав о неуклонном сечении»… Кругом – пейзаж, изображающий пустыню, посреди которой стоит острог; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель».
Нелепая теория «нивеляторства», теория превращения мира в жуткую казарму, разделения людей на роты и батальоны была придумана не Угрюм-Бурчеевым. Он повторил лишь то, что до него пытались проводить в жизнь реальные правители (Павел I, Аракчеев).
Брудастый – Органчик, несмотря на предельную фантастичность, даже сказочность своего облика (вместо головы у него вставлен примитивный механизм, при помощи которого градоначальник выкрикивает только два слова: «разорю!» и «не потерплю!»), также совершает весьма обычные, реальные поступки, не отличающиеся от поступков правителей, имеющих на плечах головы живые, а не деревянные. При въезде в губернию он порет ямщиков, затем день и ночь пишет « все новые и новые понуждения». По его приказам «хватали, ловили, секли, пороли, описывали и продавали». Эти методы управления страной были испытаны веками, и для их проведения в жизнь можно было иметь и «пустую посудину вместо головы». Недаром смотритель народного училища на вопрос глуповцев: «Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?» - отвечает, что подобное вполне возможно, что некий правитель Карл Простодушный, «который имел на плечах хотя и не порожний, но все равно как бы порожний сосуд, а войны вел и трактаты заключал».
Обосновывает сатирик и крайнюю бедность языка Органчика, в лексиконе которого только два слова: «разорю!» и «не потерплю!». Другие слова не требовались Органчику по роду его деятельности. Это опять-таки типическая черта представителей определенной социальной системы, чуждой народу. «Есть люди, - пишет Щедрин,- которых все существование исчерпывается этими двумя романсами». Именно таким является и Органчик-Брудастый. Щедрин обобщил, довел в его облике до предела черты автоматизма.
Градоначальник Василиск Бородавкин, знаменитый своими «войнами за просвещение», т.е за внедрение в быт глуповцев горчицы и персидской ромашки, представлен как злобная, бездушная кукла. Свои дикие войны он ведет при помощи оловянных солдатиков. По внешности он и сам такой же. Но сущность его поведения, его поступков вполне соответствует конкретному политическому строю, который он собой представляет. Отрицая фантастический характер образа Бородавкина и его оловянных солдатиков, Щедрин пишет: « Бывают чудеса, в которых, при внимательном рассмотрении, можно подметить довольно яркое реальное основание?».
В облике градоначальника Прыща (он же «фаршированная голова») ведущей чертой является животность, чуждость всему человеческому.
В произведениях, предшествовавших «Истории одного города», Щедрин писал о том, что на физиономии общества, носящего эксплуататорский характер, вскакивают гнусные прыщи, олицетворяющие собой его гнилостность, его внутреннюю болезнь. Именно олицетворением этой болезни и является градоначальник Прыщ. Внешний вид его напоминает откормленное, раздувшееся животное: «Плотный, сложенный кряжем… Он был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов». Его вид неизменно возбуждает аппетит у предводителя дворянства, так как голова, начиненная трюфелями, распространяла запах. В сцене съедения предводителем дворянства градоначальниковой головы Прыщ окончательно лишается всех человеческих черт: «Градоначальник вдруг вскочил и стал обтирать лапками те мечта своего тела, которые предводитель полил уксусом. Потом он закрутился на одном месте и вдруг всем корпусом грохнулся на пол».
В отличие от образа Угрюм-Бурчеева, Бородавкина, Перехват-Залихватского в зарисовке Прыща, Органчика, Грустилова и некоторых других,звучит не только бичующий сарказм Щедрина, но и ирония, даже временами веселый юмор. Смешны сцены, связанные с поломкой головы Органчика, с тем, какие предосторожности предпринимает Прыщ, чтобы его голова не протухла, с любовными похождениями Грустилова и глупыми прожектами Беневоленского. Это смех торжествующий, смех человека над кривлянием куклы. Но юмор используется Щедриным только при изображении отдельных конкретных черт градоначальников, черт не главных. Когда же речь идет о их действиях в отношении народа, то они рисуются в обычном для Щедрина саркастически-мрачном тоне.
Сатирическая фантастика в «Истории одного города» только обнажает нелепость настоящего, зовет к приближению разумного будущего.