Определение народного художественного творчества. Народное искусство Больше чем увлечение

Народное художественное творчество -- коллективное творчество народных масс. В русской науке оно иногда обозначается и другими терминами: народно-поэтическое творчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество; народная словесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что это -- искусство, создаваемое массой народа.

Аналогичные термины существуют и у других народов: в немецкой науке принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народное творчество), у французов и итальянцев -- tra dition populaire, le tradizioni popolari (народная традиция, обычай).

Наряду с этим существует международный термин фольклор. В переводе он значит: мудрость народа, народное знание. Этот международный термин вошел в широкое употребление с середины XIX в.

За границей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор» включают весь комплекс духовной и материальной культуры народа. В русской науке закрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическое творчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальный фольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народной хореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народном изобразительном искусстве.

Применение термина «фольклор» к народно-поэтическому творчеству вполне справедливо. Поэтическое творчество трудящихся масс действительно не только является видом искусства, но и заключает в себе элементы народных верований и обычаев. Величественный эпос, проникновенная лирика, народная драма создавались силой коллективного творчества народа. Это не значит, что произведения эти должны были обязательно слагаться и исполняться сразу несколькими людьми. Нередко они пелись или сказывались одним человеком. Но каждое такое произведение, независимо от того, создавалось оно одним человеком или несколькими людьми, выражало и обобщало веками накапливавшееся коллективное поэтическое творчество народных масс, опираясь на традиции коллективного народного творчества, и существовало, развивалось в его рамках. В фольклоре ярко отразились могучие творческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе над враждебными ему силами. Народное творчество дает нам ценный материал для понимания роли народа в общественной жизни, в истории культуры и искусства.

В русской науке термин «фольклор» получил широкое распространение уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда же наука о народном творчестве получила наименование фольклористики.

Большинство школ и направлений в литературоведении и фольклористике XIX в. изучало устное коллективное творчество народа, но сущность его понималась ими различно. Исследователи, стоявшие на идеалистических позициях, говорили о нем как о проявлении некоего мистического народного духа, существующего извечно и лишь облекающегося в разные национальные одежды. Этому противостояло материалистическое истолкование коллективного творчества как искусства народных масс, создаваемого в определенных условиях социальной жизни. С особой силой эта проблема выдвигалась в периоды обострения классовой борьбы; так было, в частности, во второй половине XIX и в начале XX в. В то время идеологи реакционной буржуазии повели яростную атаку на демократические принципы изучения искусства, объявили народ косной массой, неспособной к творческой деятельности. Фр. Ницше, например, называл суеверием признание того, что народ способен создавать ценности культуры и искусства.

Теория, согласно которой фольклор рассматривался исключительно как создание господствующих, эксплуататорских классов вычеркивала деятельность народа из истории культуры. Так, в работах многих буржуазных исследователей утверждение о заимствованиях фольклора начинало звучать как утверждение о миграции культуры в господствующих классах, откуда якобы произведения искусства, обычаи, культурные навыки спуска-ются в народ. Согласно этой концепции «косная масса», неспособная к созидательной деятельности, перенимает «моду» от «высших» кругов, когда там она уже выходит из употребления. Одно из наиболее ярких выражений теория «сниженной культуры» нашла в работах немецкого ученого Ганса Наумана, написанных после первой мировой войны.

Подобные реакционные теории и поныне имеют хождение среди определенной части буржуазных ученых, которые утверждают, что трудящиеся не способны к творчеству, что попытки рассматривать народную культуру, народное искусство как нечто самостоятельное, а не как ущербное отражение культуры господствующих классов, «ненаучны».

Эти взгляды имеют широкое хождение в реакционных кругах фольклористов капиталистических стран, но в, то, же время они вызывали и вызывают там протест передовых деятелей культуры и науки, которые выступают против этой концепции творческой бесплодности народа. Так, в коммунистической печати капиталистических стран был опубликован ряд статей, посвященных великой роли народа в создании и развитии культуры. Борьба против реакционных концепций по этому вопросу, правильное освещение взаимоотношения коллективного и индивидуального творчества, самодеятельного и профессионального искусства имеет большое значение для понимания закономерностей развития художественного творчества в прошлом и настоящем.

Прямая связь, преемственность творческих актов, общность образно-стилистических форм -- не внешняя примета фольклора, а его существенное качество, запечатлевшее массовое внеличное художественное содержание фольклора. Он непосредственно народен. Фольклорным можно называть лишь такое произведение, которое обрело содержание и форму в процессе жизни в народе -- либо в результате многократных актов пересказывания, пения, либо в результате единичного творческого акта, но такого, который опирается на принадлежащий народу художественный опыт. На стиле, образах произведений всегда лежит печать духовного мира народной массы, и по этой причине говорят, что фольклор не имеет автора, что его автор -- народ.

Рассмотрение специфики фольклора позволяет понять соотношение его признаков, которые неоднократно назывались разными исследователями. Некоторые признаки являются главными, другие -- производными, второстепенными, одни -- существенными, другие -- несущественными. В научной литературе в особенности часто указывают на множественность вариантов, вариативность, анонимность, традиционность, устность и непрофессионализм.

Вариативность, рассматриваемая отдельно от других свойств фольклора, не может быть признана существенным признаком, отличающим фольклор от литературы. Ведь вариативность есть и в литературе: существуют разные авторские редакции произведения. Однако в фольклоре вариативность -- это результат совместного творчества, исходящего от разных лиц, а в литературе она свидетельствует лишь о творческой истории какого-либо произведения, об интенсивной деятельности автора, ищущего лучшего осуществления художественного замысла. Правда, в средневековых литературах бывала и такая вариативность произведения, которая сходна с фольклорной, существовали списки -- редакции и версии рукописных произведений, но это говорит лишь о том, что фольклор исторически предшествовал литературе и влиял на ее ранние формы. Однако и по существу вариативность средневековых письменных произведений отлична от фольклорной. Об этом писал еще в XIX в. О. Ф. Миллер в предисловии к монографии «Илья Муромец и богатырство Киевское». Он так характеризовал разницу. Отметив, что «отсутствие личного творчества, каким отличается устная словесность народа, в продолжение долгого времени до известной степени продолжает проявляться и в самой письменности», ученый писал далее: списки могут оказаться с произвольными «сокращениями и распространениями», «наростами». Важную разницу между списками и фольклорными вариантами («пересказами») О. Ф. Миллер усмотрел в том, что устные произведения сохранялись «в течение долгих веков просто памятью», но не памятью отдельного человека или даже нескольких лиц: они сберегались «общим трудом, участием общей памяти». «Напротив того, в уголку, про себя совершали свои труды переписчики, некому было остановить, надоумить: смотри, вот ты тут пропустил, там не понял и переписал неверно, а там, второпях описался (...) Все терпит хартия!» -- восклицал О. Ф. Миллер. «В деле пересказывания произведений народной словесности, -- продолжал он, -- совершенно наоборот, преобладала гласность... Попробуй певец народный дать слишком большой простор своим собственным присочинениям, -- и они сразу прозвучали бы вопиющей разноголосицей для народного слуха. Только исподволь, мало-помалу, могло проникать в постоянно проверяемые общим народным судом пересказы песен то изменяющее начало, которое делает их вариантами». Если рукописный вариант -- плод творчества и изменений, вносимых в произведение переписчиком, то фольклорный вариант -- результат творчества и изменений, принятых, одобренных народной массой. Отсюда проистекает разница. Она по-своему выявляет различие народно-массового и авторского творчества. Нельзя отождествлять фольклорное и письменно-книжное варьирование. Вариативность тогда становится признаком, существенно отличающим фольклор от литературы, когда принято во внимание то, чему она сопутствует. В фольклоре вариативность обнаруживает про-цесс массового коллективного творчества, в этом ее своеобразие и отличие от варьирования книжного произведения по спискам и авторским редакциям.

Понятие анонимности не применимо к фольклору. Анонимность означает, что у поэтического произведения был творец-автор, но имя его осталось по каким-либо причинам неизвестным. Фольклорные произведения хотя и обязаны начальным происхождением кому-то одному, но, передаваясь от лица к лицу, в результате многочисленных изменений и дополнений обрели вид, соответствующий среде бытования. В данном случае нельзя говорить о том, что был автор, его создавший. Произведение вобрало в себя творчество многих лиц, и никто из них, отдельно взятый, не может быть признан автором. Надо считаться и с тем, что уже творческий акт первого лица не бывает в фольклоре свободным от существующих поэтических традиций. Возникающие произведения всегда зависят от предшествующего творчества: исторические песни приняли в себя свойства былин; лирические песни многим обязаны причитаниям и свадебным песням; баллады XIV--XVI вв. влияли на военно-исторические и социально-бытовые песни XVII--XIX вв.; частушки усвоили свойства лирических протяжных и плясовых песен; анекдот вобрал в себя черты бытовых сатирических сказок и т. д.

Традиционность, как следует из сказанного, действительно существенный признак, отличающий фольклор от литературы, но, как и при рассмотрении вариативности, надо выяснить и принять во внимание проявлением чего является традиционность. Литература тоже по-своему традиционна: вне поэтической традиции развитие литературы немыслимо. В. Г. Белинский писал: «Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов. Скажем более: она приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратила их миру в новом, преображенном виде. Можно сказать и доказать, что без Державина, Жуковского и Батюшкова не было бы и Пушкина, что он их ученик; но нельзя сказать и еще менее доказать, что он что-нибудь заимствовал от своих учителей и образцов».

Подчинение общим традициям, обнаруживаемое в творчестве самых даровитых певцов, сказочников, сказителей, означает, что каждый из них разделил общий массовый взгляд на действительность, слил свои художественные воззрения и понятия с общепринятыми. В литературе художник тоже представляет свой народ, среду, класс, но в индивидуальном, неповторимом проявлении. Этим, в частности, можно объяснить ту особенность литературной традиции, что она препятствует прямому использованию труда предшественников. Таким образом, традиционность творчества в фольклоре можно рассматривать как выражение народных, массово-коллективных основ устного творчества. Традиционность соотносится с коллективностью фольклора как явление и сущность.

Устность многие исследователи считают самым существенным признаком, отличающим искусство слова в фольклоре от письменного творчества. Разница действительно очень важна, но едва ли устность может считаться признаком, который позволяет всегда безошибочно отличить фольклор от литературы, если не считаться с тем, чему сопутствует устная форма в художественном творчестве. Имея в виду литературное творчество,

Остается отметить, что и непрофессионализм искусства народных певцов и рассказчиков не является чертой фольклора в такой мере, чтобы, опираясь исключительно на нее, отличать его от профессионального искусства.

Так что же такое фольклор как искусство слова? Это совокупность устных художественных произведений, созданных народом, массой трудящихся, в результате их совместного коллективного труда. Родовым признаком, общим у фольклора с литературой, необходимо признать их принадлежность к художественному творчеству, а видовым признаком, отличающим фольклор от литературы, -- процесс устного массового, непрофессионального творчества, основанного на традициях. Тради-ционное коллективное устное художественное творчество народа -- вот что такое фольклор в самом кратком определении.

Если говорить о функциональной содержательной народно-художественного творчества, то необходимо выделить самые основные его функции такие как: эстетическая, коммуникативная, кумулятивная с ярко выраженными элементами трансформации в современные виды искусства, воспитательно-образовательная, познавательная и др.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)

Абакан


РАЗДЕЛ. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества.

Понятие и сущность народного художественного творчества.

Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества:

1. Устное народное творчество (фольклор).

Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос.

Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика.

Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события.

2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора - песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

Календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни);

Полевые работы (покосные, жатвенные песни);

Рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни)

Смерть (похоронные плачи-причитания).

3. Народный театр - театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие).

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.

5. Народное декоративно-прикладное творчество является материальным воплощением духовной культуры народа, которая отражена в декоре художественных изделий (домашняя утварь, посуда, мебель, оружие, одежда и т.д.)

В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д.

Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище - архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое.

Современное народное художественное творчество представлено формами:

Любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам);

Художественная самодеятельность - форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку;

Народные промыслы - это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.)

Народное художественное творчество - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Следует различать понятия «народное художественное творчество» и «народная художественная культура». Народная художественная культура – воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.)

Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества.

Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа.

А.С. Каргин предлагает следующее оп­ределение основных структурных образований народной художе­ственной культуры.

1. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

2. Неофольклор - бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, включающее одновременно фор­мы фольклора, массового и профессионального искусства, художе­ственной самодеятельности, отличающейся эстетическим многооб­разием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее вто­рой волной в современной фольклорной культуре.

3. Фольклоризм или вторичный фольклор - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

4. Художественная самодеятельность - социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие сущест­вующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения части населения художественным навыкам и умениям.

5. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор - овеществленный, материализован­ный слой народной художественной культуры, отражающий в образ­но-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы.

6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхожде­ние и связана с эпохой земледельческого календаря.

7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп.

8. Аутентичная культура - наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной сфере. Это первичная, изна­чальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п. Понятие «аутентичная» и «традиционная» тесно соприкасаются в характеристике народной культуры.

Введение Народное художественное творчество

НХТ - это создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном ху­дожественном творчестве находят отражение трудовая деятельность, бытовой уклад, знания жизни и природы, культы и верования, а также воплощаются народные воззрения, идеалы и стремления, поэтическая фантазия, мысли, чувства, переживания, мечты о справедливости и счастье. Народное художе­ственное творчество отличается глубиной художественного освоения действи­тельности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Одна из форм народного творчества. Включает в себя, в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей - любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры). В дореволюционной России любительские исполнители объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Существовали и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей.

Художественная самодеятельность -непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.

Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности.

Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца", "Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра". Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.

"Художественная самодеятельность … является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны".

Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать её от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несёт в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.

Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приемов и т.д.

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Определение

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики и т. д.

Типология фольклора

Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.

К фольклорной поэзии относятся : былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники).

Представить себе жизнь человека без творчества практически нереально. Даже в каменном веке люди тянулись ко всему прекрасному и создавали предметы, которые становились неотъемлемой частью культуры. Человечество прошло огромный путь - от наскальных рисунков до развития высочайших технологий. Творческая деятельность - это не просто новые открытия и создание неповторимых ценностей. Это то, без чего невозможно представить себе планету Земля.

Что такое творческая деятельность?

Этот термин обозначает создание человеком нового, ранее не существовавшего продукта. К такой деятельности можно отнести не только музыку, живопись или поэзию, но и огромное множество других направлений. Каждый человек способен заниматься творческой деятельностью, невзирая на свои профессиональные навыки. Это может быть пассивное участие в исследованиях или проведении научных опытов. Любой, кто сопереживает или выражает другие эмоции, может с уверенностью сказать, что занимается творческой деятельностью. Этот факт относится не только к людям - даже животные способны демонстрировать свои таланты посредством уникальных возможностей.

Виды творческой деятельности

Невзирая на все негативные факторы человеческой жизни, гении рождались и создавали свои нетленные творения. Даже в заключении и нищете люди не могли прожить без того, чтобы не привнести в этот мир ничего нового. Каждый человек рождается творцом и имеет задатки гениальности. Дальнейшее развитие талантов зависит только от самого индивидуума.

Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.

Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции - от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Литература

К этой творческой деятельности человечество относится с особым трепетом. Чтение всегда было одним из самых лучших способов провести свободное время с пользой. Оно развивает воображение и заставляет испытывать самые разные эмоции. Писатели и поэты способны вовлечь своим талантом в невиданный мир приключений, любви или детективных головоломок. Творцы человеческих душ, учителя и педагоги, с детства прививают любовь к чтению, потому что литература способна изменить любого человека. Любовь к поэзии прививается с целью сделать из маленького человека чувственного и духовно развитого члена общества. Множество романов, детективов и прочих литературных произведений могут дать читателю необходимый жизненный опыт.

Кинематограф

Кинематограф не так давно стал неотъемлемой частью жизни. Желание показать людям то, что они читали в книгах, привело к развитию творческой деятельности в области визуального искусства. В данный момент художественные фильмы и анимация занимают первое место среди популярных развлечений в мире. Более ста лет люди ходят в кинотеатры, чтобы окунуться в другой мир и пережить незабываемые моменты. Благодаря этому виду творческой деятельности человечество может легко перенестись в прошлое или заглянуть в будущее, а также узнать о подробностях важных исторических событий. Кинематограф может развивать такие чувства человека, как интуиция, сострадание, любовь, ненависть и многие другие.

Декоративно-прикладное искусство

Не менее важная часть творческой деятельности включает в себя огромное множество составляющих: шитье, вышивание, вязание, ткачество, выжигание, резьба, мозаика, витраж, декупаж, лепка, скульптура, плетение, роспись. С этим видом искусства человек сталкивается каждое мгновение. Вся жизнь наполнена узорами на отделочных материалах, посуде, одежде, предметах обихода. Особое внимание стоит уделить такому виду, как скульптура. Памятники, которые символизируют важные для страны и мира события, а также значимых в истории людей, всегда занимали большое место в жизни общества. Еще несколько веков назад скульптура была самым популярным видом искусства, ею восхищались все - от простого народа до королей. Сейчас другие приоритеты, но она по-прежнему имеет свой вес в культуре.

Почему важно заниматься творческой деятельностью?

Во все века искусство играло большую роль в жизни человека. Тяга ко всему прекрасному привела к тому, что развитие у детей творческой деятельности стало носить массовый характер. Большое множество кружков по интересам и различных секций есть в любой стране. У ребенка есть возможность выбирать, чем он хочет заниматься в свободное время. Выбор поистине огромен, и это существенно повлияло на развитие многих отраслей в последние несколько десятков лет. Уже с детства ребенок должен учиться и развиваться в нескольких направлениях, помимо школьной программы. Это поможет достичь успеха в будущем, ведь такие люди будут уметь выражать свою индивидуальность.

Дети и искусство

Творческая деятельность детей помогает раскрыть все стороны личности ребенка. Не стоит возлагать большие надежды на малыша и ждать от него шедевров - для взрослого человека эти творения могут не нести никакой ценности. Но именно по работам детей можно легко определить их душевное состояние и помочь с выбором профессии в дальнейшей жизни. Не стоит ставить перед ребенком каких-либо заданий в процессе творческой деятельности. Только фантазия и воображение должны сопровождать их на пути к искусству. Для детей неважен конечный результат - им интересен сам процесс. Как и в любом другом жизненном аспекте, нужно хвалить ребенка за любые достижения и результаты. Это воодушевляет и придает сил для новых свершений.

Больше чем увлечение

Организацией творческой деятельности важно заниматься каждому родителю. Даже в домашних условиях всегда можно найти интересное занятие для малыша. Любая игра может развивать воображение и легко выявить таланты у ребенка. Рисование способно уже в первые годы после рождения определить, есть ли у вашего чада талант к этому виду искусства. Развивающие игры могут дать ответ на вопрос о том, в какой области ребенок будет наиболее успешен.

Учебные заведения

Большая ответственность ложится на плечи воспитателей и преподавателей. Именно от них зависит, насколько ребенок будет развит и способен понимать окружающий мир. Большинство учебных заведений имеют кружки по интересам, и в школьной программе присутствуют занятия музыкой. Помимо этого, проводятся праздничные мероприятия, на которых дети могут полностью раскрыть свой талант в спектаклях, сценках и музыкальных выступлениях. Уроки химии и физики включают в себя практические занятия и опыты, а это тоже неотъемлемая часть творческой деятельности. Русский язык и литература развивают воображение посредством изложений и сочинений на заданные темы. Давно доказано, что абсолютно любой ребенок имеет способности к творческой деятельности, и задача учителей - увидеть их и помочь развить. Не стоит забывать, что выбранные и навязанные родителями занятия могут навредить и оттолкнуть детей от искусства.

Значение творческой деятельности в современном мире

Начало нового века перевернуло представление о культуре. Глядя на современных творческих людей, простой обыватель неоднозначно оценивает их деятельность. В умах укрепилась мысль, что это бездельники, которые просто не хотят физически работать и поэтому становятся писателями, актерами, музыкантами и модельерами. Но в то же время эти люди с радостью потребляют продукт их творчества: фильмы, песни, одежду и многое другое. XX век был перенасыщен войнами, и мировоззрение человечества изменилось. Однако даже в самые трудные времена именно искусство позволяло людям справляться с горестями и бедами.

В новом тысячелетии творческая деятельность человека стала необходимостью. У каждого теперь есть возможность заниматься любимым делом и получить призвание в выбранной профессии. Без творчества люди до сих пор жили бы в каменном веке. Только интерес и любопытство сделали человека разумным существом. Все изобретения и открытия были частью творческого процесса. Чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать качество жизни, необходимо постоянно двигаться вперед и дать волю воображению и фантазии. Ведь то, что еще пятьдесят лет назад было описано в фантастических романах и считалось невероятными выдумками, сейчас уже доступно любому человеку!

Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством вос­питания, но и средством художественно-творческого развития личности. Глобальные социокультурные изменения, происходя­щие в российском обществе, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в нашей жизни.

Конец XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привел к поискам нравственных ориентиров, стремлению возро­дить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в том числе и самодеятельному творчеству народа.

Уточнение терминологических понятий самодеятельного творчества, определение его места в деятельности социально-культурных институтов, рассмотрение основных социально-педагогических проблем долгое время были предметом путани­цы и несогласованности. Изучение публикаций, посвященных самодеятельному художественному творчеству, показало, что нет точного и единого определения понятий и концепций этого сложного явления и взаимосвязанных с ним определений, таких, как «культура», «художественная культура», «народное художе­ственное творчество», «народное искусство» и др.

Между тем, вопросы терминологии имеют большое методо­логическое значение, так как терминологическая неупорядочность сказывается отрицательно на разработке научных проблем в ходе их исследований. Хотя в терминах и не раскрывается природа обозначенных ими явлений, но удачно найденные терминологиче­ские образования не просто обозначают те или иные понятия, а могут приобрести значение факторов, стимулирующих научную мысль, побуждающих глубже разрабатывать саму проблему.


Наиболее широким и емким является понятие «культура». Ни одно определение не имело столько толкований, сколько выпало на долю «культуры». Специальные исследования культуры появились в шестидесятые годы, а наиболее широкий размах наметился в се­мидесятые годы и вплоть до сегодняшних дней не иссякают попыт­ки разных авторов дать новое определение этому феномену.

Проблему культуры изучает множество наук, начиная от культурной антропологии и вплоть до кибернетики, но до сих пор нет такого универсального определения, которое удовлетво­ряло бы исследователей различных отраслей знаний.

В контексте нашей проблемы можно представить культуру как непрерывно развивающийся творческий процесс и синтез созданных человеком знаний, духовных ценностей, норм, кото­рые выражены в языке, обычаях и традициях, верованиях и ми­ровоззрении.

Обобщая различные концепции в культуре, исследователи рассматривают четыре основных подхода: аксиологический, деятелъностный, функциональный и семиотический, при этом следует отметить, что все они связаны с философско-культуро-логическим анализом данного феномена.

ЛИ. Михайлова, рассматривая эти подходы применительно к народной художественной культуре, отмечает, что они «пред­ставляют собой исследование разных способов функционирова­ния культуры в обществе. Все они отражают последовательность культуротворческой деятельности, включающей в себя творче­скую переработку информации, ее накопление, воплощение но­вых идей, знаний, ценностей, норм, образцов в материальные формы, определение способов их трансляции субъектов и ее превращение им в личный опыт, интерпретацию в соответствии со своей системой ценностей» .

Неоднозначно современной наукой определяется место ху­дожественной культуры в системе культуры вообще и еще более неоднозначным является вопрос о месте народной художествен­ной культуры в системе художественной культуры. Среди мно­жества концепций и теорий, выдвигаемых современными иссле­дователями, нет единого мнения даже в трактовке понятия «на­родная художественная культура». Т.Н. Бакланова, В.Е. Гусев,


А.С. Каргин отмечают разнообразие подходов и методов в изу­чении народной художественной культуры с исторических, со­циально-психологических, культурологических, этнографических, искусствоведческих, социологических, филологических, религи­озных и других позиций.

Не удивительно, что народную художественную культуру отождествляют специалисты разных отраслей знаний с фолькло­ром, народным искусством, народным художественным творче­ством, самодеятельным искусством, художественной самодея­тельностью. Основополагающими принципами формирования понятия «народная художественная культура» Т.И. Бакланова считает принципы этничности, целостности, двуединства этно-художественного сознания и этнохудожественной деятельности, исторической и социокультурной динамики, художественно-эстетической самобытности и междисциплинарного подхода.

Давая определение народной художественной культуре, В.Е. Гусев пишет: «Народная художественная культура не огра­ничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канониче­ского искусства. Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе сво­его исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности» . К специфическим признакам народной художественной культуры он относит: а) непосредственную и опосредованную связь с трудовой деятельностью масс; б) непосредственную связь с природной средой и социальной практикой, с общественным и семейным бытом, укладом жизни; в) неразрывную связь форм ма­териальной и духовной деятельности людей; г) единство массово­го и личного в коллективном творческом процессе; д) передаю­щуюся от поколения к поколению традиционность; е) этническое своеобразие; ж) наличие многообразных региональных типов и локальных вариантов; з) создание специфических родов, видов и жанров народного искусства, отличающихся от профессионального; и) наряду с сохранением и пропагандой народного искусства разви­тие новых форм народной художественной культуры .


А.С. Каргин, базируясь на теоретических выводах BE. Гусе­ва, рассматривает народную художественную культуру «как са­мостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и так далее» . Основными структурными образованиями современной народной художественной культуры ученый счита­ет устно-поэтический и музыкачьно-драматический фольклор, ху­дожественную самодеятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как неформализованное бытовое досу-говое творчество, фольклоризм или вторичный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художественно-прикладное искусство и изобразительный фольклор .

Эти структурные образования в основном совпадают с пред­ложенным ранее В.Е. Гусевым делением на взаимосвязанные уров­ни видов художественного творчества. Главным формообразую­щим видом художественной народной культуры он считает худо­жественную деятельность, которая связана с трудовой деятельно­стью, народной календарной обрядностью, общинно-семейными отношениями и обрядностью. Ддром художественной деятельности является народное искусство, которое пронизывает все виды и формы художественного творчества. В художественную деятель­ность В.Е. Гусев включает четыре вида художественного творчест­ва: народное декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство, обрядовый и внеобрядовый фольклор (словесный, музы­кальный, песенный, хореографический, игровой, драматический и фольклорный театр), массовую художественную самодеятельность, а также индивидуальное художественное любительство .

Нет принципиального отличия в структурных образованиях народной художественной культуры и у Т.Н. Баклановой, кото­рая считает, что исчерпывающей формулировки понятия «на­родная художественная культура» нет, и разработка этого тер­мина является перспективной научной задачей.

Отсутствие четкого понятийного определения «народная ху­дожественная культура», отождествление его с народным искусст­вом приводит к терминологической путанице не только в культуро­логических, но и в искусствоведческих исследованиях. В справоч­ных изданиях термин «народное искусство» отождествлялся с


«народным художественным творчеством». Достаточно сравнить объяснение этих терминов в различных энциклопедических спра­вочниках, чтобы в этом убедиться. «Народное творчество (народ­ное искусство, фольклор) - художественная коллективная творче­ская деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воз­зрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни), музыка, театр (драмы, сатириче­ские пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство», - такое объяснение дает «Советский эн­циклопедический словарь» . Народное художественное творчество, народное искусство, художественная творческая дея­тельность, по мнению некоторых ученых, существуют также и в форме самодеятельного искусства, в частности создаваемые и бы­тующие в народных массах архитектура, изобразительное и декора­тивно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки и домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лу­бок и так далее. Важно отметить, что здесь мы уже встречаем и по­нятие «самодеятельное искусство», а объединяет эти понятия «трудовой народ» как творец народного искусства.

Генезис, историю и функции народного искусства или на­родного художественного творчества определяет трудовая дея­тельность человека. В большинстве произведений народного ис­кусства видна непосредственная или опосредованная связь с трудовой деятельностью. В первую очередь это можно отметить в народной деревянной архитектуре, декоративном убранстве жилых интерьеров, декоре хозяйственных построек, эстетизации орудий производства и предметов домашнего обихода, в произ­водстве и украшении средств передвижения (телеги, возки, сани, дуги, сбруя и так далее). Художественной деятельностью напол­нен и женский труд (прядение, ткачество, кружевоплетение и другое). Наиболее же ярко художественное начало проявлялось в народной будничной, праздничной и обрядовой одежде.

Эстетические идеалы народного искусства определились менталитетом, психологией и нравственностью человека тру­да. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной худо-


жественной культуры. Натурфилософское мировоззрение рус­ского народа, основанное на доверии, в котором объединились язычество и христианство, создало мифологические образы, вы­ражающие нравственный, философский и эстетический взгляд человека на природу и самого себя. В то же время необходимо подчеркнуть, что во всей системе русской народной художест­венной культуры органически соединились утилитаризм, духов­ность и прагматизм религиозных обрядов и обычаев.

Миф и религия древних славян - это не только форма воспри­ятия миросоздания, природы, которая была для человека и «жи­лищем», и «мастерской». Они вобрали в себя древнее единобожие славянских воззрений, их Солнечный пантеон и систему христи­анских идей. Освященные многовековой традицией обряды, как условно-символическое действо, оформляли важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, наиболее значимые эта­пы календарных циклов и хозяйственной деятельности. Они скла­дывались на основе обычаев и наглядно передавали отношение людей к природе и друг к другу. Ритуалы и обряды являлись со­ставной частью праздников, связанных с мифическими представ­лениями или верованиями людей. Способы осмысления мира и места человека в природе и отношениях с другими людьми нашли отражение не только в мифологическом, но и художественном сознании народа, сказались на укладе его жизни. При всей напол­ненности сознания древнерусского человека мифологическими представлениями, первичными оставались практицизм мышления и практический опыт, ибо своей деятельностью человек стремился к гармонии с природой, частью которой он был. На протяжении длительного исторического периода славянская мифология влияла на ритуалы и обряды, на народное творчество. Мифологическое сознание - это исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении.

Мифология русского народа является неотъемлемой частью его быта, ритуалов и обрядов, обычаев и поверий, различных жанров фольклора, народного искусства. Изучение славянской ми­фологии, ее систематизация начались с трудов Н.М. Карамзина, АС. Кайсарова, ГА. Глинки, В.И. Даля, Н.И. Костомарова, А.Н. Афанасьева еще в XIX веке. Вопреки попыткам в советское


время предать мифологию и фольклор забвению, ибо они ото­ждествлялись с религией, Д.К. Зелениным, В.Н. Топоровым, В.Я. Проппом и Б.А. Рыбаковым, а также другими исследовате­лями были разработаны методы исследования мифологии, рас­крыта культурно-историческая основа мифологического мышле­ния и были изданы труды, обобщающие столь большой материал.

Разумеется, славянская мифология, мировоззрение, ритуалы и обряды, народное художественное творчество генетически свя­заны с архетипическими элементами других этносов, с которыми вступали в контакты на различных уровнях славяне. Ассимиля­ция этих элементов на определенных исторических отрезках у различных народов способствовала формированию националь­ной культуры каждого этноса.

В художественно-творческой деятельности древних славян можно увидеть ценностно-познавательный синкретизм народно­го сознания, в котором в мифологическом контексте соедини­лись религиозное и эстетическое освоение мира.

М.С. Каган утверждает, что «в доклассовом обществе художе­ственное творчество было единственной формой практически-духовной деятельности, в которой религиозное созидание могло воплощаться. А это значит, что не религия породила искусство, а напротив, религиозное сознание и религиозные обряды возникли на основе и в процессе художественно-образного освоения человеком мира» .

Контрольные вопросы

1. Что такое народная художественная культура?

2. Какими признаками обладает народная художественная культура?

3. Назовите основные виды художественного творчества.

1. Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности: Монография. М., 1999.

2. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). СПб., 1993.

3. Каргин А.С. Народная художественная культура. М, 1997.

4. Советский энциклопедический словарь. М., 1986.

5. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997


3.2. Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества

Истоки самодеятельного художественного творчества и ис­кусства лежат в трудовой деятельности. Еще Г.В. Плеханов в «Письмах без адреса» писал о том, что «...мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проник­немся той мыслью, что труд старше искусства, и что вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отноше­нии к ним на эстетическую точку зрения» . Сознательная духовно-практическая деятельность по созданию орудий труда и предметов быта превращается в художественное творчество, свя­занное с практической деятельностью, продукты которой стано­вятся произведениями искусства, являющимися утилитарно-художественными продуктами. Произведения искусства выпол­няют различные функции и становятся средством познания дей­ствительности, средством передачи и выражения развивающихся у человека социальных чувств. Именно практическая деятель­ность людей формировала эстетические чувства и художествен­ную деятельность, в результате которой были созданы своеоб­разные произведения первобытного искусства. Среди них орна­ментальные украшения орудий труда и предметов быта, татуи­ровки, охотничьи и другие виды танцев, театрализованные пред­ставления, музыкальные ритмы и мелодии, статуэтки, рисунки и живописные изображения пиктографической письменности. Та­ким образом, полифункциональность первобытного художест­венного творчества держалась на внутреннем единстве и синкре­тизме практической и духовной деятельности.

Культурологический подход к изучению основных этапов развития народной художественной культуры (языческого, ар­хаического и урбанистического) и различных форм художест­венного творчества, наметившийся в 90-х годах XX века, свиде­тельствует об интегрированном подходе и системном анализе всех структурных элементов культуры.

В последнее время понятие «народное творчество» стало употребляться как равнозначное с понятием «художественная


самодеятельность», вытесняя его. а это не совсем верно. Наибо­лее полно сущность самодеятельного художественного творче­ства рассмотрена в работе Е.И. Смирновой , которая отмечает, что как социокультурное явление художественная самодея­тельность представляет исторически новую форму функ­ционирования культуры. Специфика ее функций, в частно­сти, связана с тем, что она выступает как средство преодо­ления отчуждения людей от своих универсальных способно­стей, обусловленного разделением труда. Это определяет со­циально-педагогическую природу художественной самодея­тельности как явления самореализации и саморазвития субъ­екта, посредством художественной деятельности, допол­няющей его деятельность как субъекта других, нехудожест­венных социальных ролей. При этом любым образом проте­кающая художественно-творческая деятельность развивает по­знавательные, коммуникативные, творческие и другие потенциа­лы как отдельно взятой личности, так и групп - участников ху­дожественной самодеятельности. Однако в зависимости от на­правленности личности, степени развития художественных и нехудожественных ролей субъекта социально-педагогический эффект художественной самодеятельности может быть различным.

Немаловажное значение для рассмотрения сущности само­деятельного творчества является исследование его функций.

Слово функция в переводе означает -роль, круг деятель­ности или основное назначение чего-либо. Существуют разные подходы к определению функций самодеятельного творчества. Л.Н. Столович выделяет ряд главных функций, имеющих важное значение для всех видов художественной деятельности, при этом главные функции объединяют значение нескольких аспектов ис­кусства. Так, например, познавательно-оценочная функция объе­диняет отражательный, оценочный и психологический аспекты; социально-воспитательная функция интегрирует социальный, воспитательный и отражательный аспекты; социально-комму­никативная функция соединила социальный, знаковый и творче­ский аспекты, а творческо-воспитательная функция определяет психологический, игровой и творческий аспекты.


У художественной самодеятельности выделяют разное число функций. Часто говорят о воспитательной, информационно-просветительской, творческой, коммуникативной, рекреацион­ной, компенсаторной функциях, но важно то, что в последнее время наряду с несистематизированными видами функций, по­добных приведенным, намечается стремление более четкого ме­тодологического подхода к определению функций того или ино­го социального явления (процесса, института).

Е.И. Смирнова говорит о трех больших группах функций, «...причем существующих не порознь, не расположено, а в виде определенного единства, спрессованности, эффекта «наложения» одних функций на другие, когда они выступают в их взаимной детерминированности» . Первую группу функций она ус­ловно называет «художественными», вторую «досуговыми», третью «социально-педагогическими». При этом отмечает, что ослабление социально-педагогических функций может «выбро­сить» явление в сферу не развивающего, а то и социально-нега­тивного досуга. При недооценке функций досуга явление «выно­сится» в сферу труда или приближается к ней, порождая проти­воречия: в одних случаях между профессиями, в других (когда деятельность утрачивает признаки отдыха) между системой со­ответствующих потребностей человека и невозможностью их удовлетворить в деятельности, обретающей черты «работы». А вот усиление художественных функций, например, художест­венно-продуктивной, за счет ослабления досуговых или соци­ально-педагогических, может «вынести» явление в сферу «на­стоящего искусства» или «профессионализма».

Однако природа самодеятельного художественного творче­ства имеет двойственный характер и является подсистемой двух больших систем: художественной культуры и досуга. Определяя место самодеятельного художественного творчества в социальной структуре общества, Е.И. Смирнова предлагает следующую схему:

При этом самодеятельное художественное творчество в рав­ной степени взаимодействует и с фольклором, и с профессио­нальным искусством.


Таким образом, самодеятельное художественное творче­ство представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, кото­рый взаимосвязан с профессиональным и традиционным на­родным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.

Однако самодеятельное творчество можно рассматри­вать не только как процесс, но и как социальное явление. Такой подход, по мнению Н.Г. Михайловой, обусловлен его синкре-тичностью. т.е. единством непосредственного творчества с хра­нением созданных ценностей, их обменом и распределением, передачей информации, которая из поколения в поколение ос­ваивается и как бы заново перерабатывается.

При этом следует отметить, что самодеятельное художест­венное творчество - сложное, многогранное и разноплановое про­явление досуговой деятельности человека, постоянно эволюцио-низирующее в зависимости от социально-исторических и совре­менных условий развития общества. В результате индивидуально­го развития человека средствами искусства происходит поворот к дальнейшему источнику исканий всех видов деятельности - на­родной художественной культуре, которая не только возбуждает желание смотреть, слушать, но и самим участвовать в процессе создания духовных ценностей. Анализируя существующие подхо­ды к изучению понятий и терминов, касающихся самодеятельного художественного творчества, можно сделать вывод, что в настоя­щее время имеются различные точки зрения на сущность этого феноменального явления. В связи с этим мы отмечаем, что «Са­модеятельное художественное творчество необходимо пони­мать как социальное движение культуры, которое представ­ляет собой многоплановое явление, включающее ценностные


ориентации. Результатом этого движения является обогаще­ние и видоизменение в народной художественной культуре форм, жанров, структурной организации и содержательных сторон, а сам процесс творчества требует находить что-то но­вое, оригинальное, нестандартное» .

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте сущность самодеятельного творчества.

2. Дайте определение функциям самодеятельного творчества.

1. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т. 5.

2. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Автореф. ... докторапед. наук. Л., 1989.

3. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления // Педагогические условия ор­ганизации самодеятельного творчества. Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1982.

4. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современ­ных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. / Мин-во культуры РСФСР: АН СССР; НИИ культуры. М, 1990. С.6-12.

5. Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как ос­нова возрождения национальных культурных традиций. Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 223 с.