Отношение митрофана в роковой сцене похищения софьи. План: Вступление: Кто такой Недоросль

От последних слов уважаемого фронтовика, профессора Николая Никулина мороз по коже: "Те, кто победил, - либо полегли на поле боя, либо спились, подавленные послевоенными тяготами. Остались у власти и сохранили силы другие - те, кто загонял людей в лагеря, те, кто гнал в бессмысленные гробовые атаки. В войне особенно отчетливо проявилась подлость большевистского строя - как в мирные дни казнили самых честных, интеллигентных и разумных людей, так и на фронте происходило то же самое, но в еще более открытой и омерзительной форме. Гибли самые честные, чувствовавшие свою ответственность перед обществом люди. Вы думаете - это селекция народа? - Это бомба замедленного действия. Она взорвется через несколько поколений - в 21-м или 22-м веке, когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков родит новое поколение себе подобных... "
Мы уже сегодня можем быть свидетелями того, что слова уважаемого профессора сбываются. Россия, а на самом деле воровская Московия, это уособление воинствующих подонков, подхватившая падающее знамя жидо-большевисткой идеологии, наращивает военные мускулы, потрясает оружием, готовится к последней, третье мировой... Подлейшая идеология подонков, реинкарнированных в Кремле снова в арсенале Московии: ложь, обман, мухлевание, цинизм и беспримерная подлость, агрессивность, игнорирование любых и всяких правил и моральных ограничений приведет эту подлую страну к логичному ее концу - к ее гибели. Но цена этой гибели будет огромной - погибнет огромная масса честных и порядочных русских людей, других народов, живущих по соседству с этим выродком-старной...

Thor Schneider


по коментах понял что вата негодует - хохлы историю перекрутили...
так вот фильм снят на донецкой студии обижеными русскими братьями задолго до того когда хохлы врагами стали....

Юрий ковтун


42 миллиона человек только В СССР погубил Сралин! блевать хочется от путинцев обеляющих такого упыря.


В Этом ролике есть все, кроме правды. Геббельс в гробу ворочается... СССР был в 1939 году в полной политической и экономической изоляции. СССР был последним в списке европейских стран, подписавших модный тогда пакт о ненападении с Германией. СССР не участвовал в мюнхенском сговоре, когда США, Франция и Британия отдали Чехословакию Германии как собственную территорию, никто чехов даже не спрашивал... СССР был очень слаб экономически, без военного флота, отсталым технически.. А здесь в этом ролике Сталин показан как вершитель судеб мира, который решал - жить Франции и Британии или нет.. А Польша не прекращала войну с СССР с 1920 года, в союзе с Гитлером участвовала в оккупации Тешинской области Чехословакии. Кстати, вторую мировую войну объявили именно Британия и Франция - 3 сентября они официально объявили войну Германии. Польша войну Германии так и не объявила... Польша так и не дождалась участия в боевых действиях своих союзников Франции и Британии, гарантировавших территориальную целостность Польши в случае нападения, они просто предали Польшу.. СССР в 1939 году не оккупировал территорию Польши!! СССР просто вернул себе оккупированные Польшей в 1920 году Западную Украину и Западную Белоруссию. И не пересек линию Керзона... Кстати, Франция с Британией так и не объявили войну СССР за захват этих территорий, поскольку не считали СССР агрессором, линию Керзона утверждала именно Британия.. Этот ролик рассчитан только на идиотов, не читавших исторические документы, не изучавших историю даже в школе..

Косых Василий


«На войне особенно отчетливо проявилась подлость большевистского строя. Как в мирное время проводились аресты и казни самых работящих, честных, интеллигентных, активных и разумных людей, так и на фронте происходило то же самое, но в еще более открытой, омерзительной форме. Приведу пример. Из высших сфер поступает приказ: взять высоту. Полк штурмует ее неделю за неделей, теряя по тысяче людей в день. Пополнения идут беспрерывно, в людях дефицита нет. Но среди них опухшие дистрофики из Ленинграда, которым только что врачи приписали постельный режим и усиленное питание на три недели. Среди них младенцы 1926 года рождения, то есть четырнадцатилетние, не подлежащие призыву в армию... ”Вперрред!!!”, и все. Наконец, какой-то солдат, или лейтенант, командир взвода, или капитан, командир роты (что реже), видя это вопиющее безобразие, восклицает: ”Нельзя же гробить людей! Там же, на высоте, бетонный дот! А у нас лишь 76-милимметровая пушчонка! Она его не пробьет!”... Сразу же подключается политрук, СМЕРШ и трибунал. Один из стукачей, которых полно в каждом подразделении, свидетельствует: ”Да, в присутствии солдат усомнился в нашей победе”. Тот час же заполняют уже готовый бланк, куда надо только вписать фамилию и готово: ”Расстрелять перед строем!” или “Отправить в штрафную роту!”, что то же самое. Так гибли самые честные, чувствовавшие свою ответственность перед обществом, люди. А остальные – “Вперрред, в атаку!” “Нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевики!” А немцы врылись в землю, создав целый лабиринт траншей и укрытий. Поди их достань! Шло глупое, бессмысленное убийство наших солдат. Надо думать, эта селекция русского народа – бомба замедленного действия: она взорвется через несколько поколений, в XXI или ХХП веке, когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков породит новые поколения себе подобных».

Петр золотов


Сильный фильм по моему мы до сих пор хлебаем эту кашу.Вы посмотрите правде в глаза какие сейчас руководители те же коммуняки только в церковь стали ходить яко бы верят в царствие небесное. Одно слово быдло красное.

Анастасия Дубровская


Отличный фильм! Правдивый и непредвзятый, особенно на фоне нынешних псевдо-патриотических и шапкозакидательских настроений на одной шестой части суши. Рекомендую всем, не пожалейте времени. Люди должны знать правду о 41-м.

Vadim Levin


Фильм путёвый, почти без грузняковой пропаганды


Сталин был охуенный зверь.на его совести миллионы трупов

Андрей Андрей


Боже, как был прав профессор Николай Никулин! Как в воду смотрел...


А кто-то сейчас Сталину памятники ставит! Кто-то Путлеру кричит УРА! А знали бы историю....

Александр Авраменко


Большинство граждан России предпочитает такой правде телеканал "Звезда" с его оголтелой постсовковой ура-патриоты, что наводит на невесёлые мысли о возможности наступить на те же грабли в недалёком будущем.

Михаил Квартерников


В мире много разных народов. Есть и достаточно коварные, подлые. Но советский народ, влекомый Сталиным, переплюнул по подлости всех. В мире применяются разные технологии оболваниявания своего народа. Но нынешний путеныш переплюнул всех в деле зомбирования российского населения. Случайность? - Не думаем...

Thor Schneider


Мой Дед дважды контуженный в бессознательном состоянии попал в плен после гибели всей дивизии. А мой Отец, сирота без матери, воспитывался у сестры матери и его лишили аттестата Деда. Всю войну он жил впроголодь на Урале, а затем еще и воевал за эту суку-власть в Корее. Ни я, ни мои Внуки никогда не будут воевать ни против РУСИ, а ни за нее. Хватит. Ваш путин, Братаны, тот-же гитлер или сталин токо махонький, донельзя вороватый и полностью охуевший выродок. Наплачутся и РУСЬ и МАЛОРОСИЯ от этой гниды и моли гебистской. Впрочем и в Малоросии такие-же ублюдки на троне.


Смотришь, вдумываясь, и мурашки по коже! Ведь этот народ весь сам хочет полечь за бредовые идеи своих вождей, фюрреров! Это полный антипод нормальному человеческому обществу, и этому народу, наверное, никогда уже не стать цивилизованным в полном смысле этого слова

Дмитрий Захаров


а если представить, что СССР покорил весь мир, то сейчас получается все в избах, и хрущевках жили, а другая половина в лагерях сидела, зато мы с удовольствием, пьянствуя на кухне кричали МИРНАШ)))

Дракон Драконович


А у нас в России, мразь шашлыки хавает и пьёт водку, обмотавшись разными ленточками... На коленях надо всей страной стоять и просить прощения!!!

Игорь Желнов


Наконец таки нормальный правдивый док. фильм о войне без мы их шапками закидали.

Still Skeptic


Вы прикалолись?)) Где это американцы измеряют ценность в человеческих жизнях?? Вы забыли Хиросиму и Нагасаки? Вы с такими роликами шизофринируете людей!

Konstantin Mej


ватникам этого не понять по причине отсутствия способности к критическому мышлению. Как дети будут упрямо считать себя и своего сталина самыми добрыми, справедливыми, коварно обманутыми и т.п. Бараны, ответьте на один вопрос, почему спустя 70 лет после войны все наши архивы засекречены...вы, запутинцы херовы, понять не можете, что вас этой лживой скрепой держат в рабстве. Война сталина и его полководцев, НКВД с заградотрядами сильно отличалась от войны солдат и офицеров на передовой. И это не имеет никакого отношения к пересмотру результатов войны. Просто истина превыше всего, тем более преступного государства.

Владимир Семенов

Софья – центральное действующее лицо пьесы, вокруг которого закручиваются основные события пьесы: неожиданное наследство, появление дяди девушки, замысел похищения и три жениха, борющиеся друг с другом.

Героиня хорошо образована, она рано остается без родителей и попадает в дом Простаковых, которые пытаются овладеть ее небольшим наследством. Зная о том, что у Софьи есть жених Милон, Простакова пытается выдать ее замуж за брата Скотинина, чтобы окончательно прибрать к рукам состояние девушки.

Когда помещица узнает, что Софья богатая наследница, она принимает решение выдать ее за Митрофана. Ранее не церемонясь в обращении с сиротой, теперь Простакова любезна и учтива. Осознав, что ее планам не суждено сбыться, помещица замышляет похищение героини и насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство.

Нравственные ценности героини

Софья в переводе с греческого обозначает мудрость. Девушка обладает мудростью ума и сердечной чуткостью. В финале пьесы она прощает Простакову и сама бросается ей на помощь.

Несмотря на нападки Простаковой и Скотинина, Софья остается верна своему жениху. В это же время она готова подчиниться воле дяди, когда он говорит о том, что у него на примете есть подходящая для нее партия. Дело в том, что она безгранично доверяет дяде, просит его советов и правил, которым нужно следовать.

Много рассуждает Софья о жизненных ценностях. Для нее совесть и сердце неразрывно связаны – спокойствие одной напрямую зависит от довольства другого, а для этого необходимо строго соблюдать правила добродетели. Она хочет получить уважение от тех, кого уважает сама, стремится не допустить плохих мыслей о себе. Важно для нее также понятие честного зарабатывания своего состояния и убежденность в том, что рождение в знатной семье не делает человека благородным.

Авторский идеал женщины

В образе Софьи, скромной и воспитанной, Д.И. Фонвизин обрисовал свой женский идеал. Основным принципом семейной жизни для нее становятся слова-наставления Стародума о том, что главой в семье должен быть муж, повинующийся рассудку, а жена обязана во всем подчиняться ему. Только тогда семья будет крепкой и счастливой.

Образ Софьи Фонвизин стремится сделать живым и подвижным. Это отражается в утонченном языке героини, ей не чужды шутки и даже манипуляция людьми – она с легкостью может заставить ревновать своего возлюбленного.

Софья и другие герои

Софья, воспитанная Стародумом, прямо противопоставлена Митрофанушке, на которого большое влияние оказала Простакова. Ум Софьи обратно пропорционален глупости недоросля. Девушка во всем полагается на дядю, благодарна ему за те советы, которыми он поделился с ней, а Митрофан отрекается от матери в самый трудный момент ее жизни. Героиня добра, ценит честность и порядочность окружающих, а Митрофан жесток, только сила и богатство привлекают его внимание.

Софья противопоставлена и Простаковой. Помещица считает, что женщина не должна учиться грамоте, что замужество для нее – лишь средство достижения цели и собственного благополучия. Мужа она ни во что не ставит, даже бьет его. А для Софьи брак – это союз любящих сердец, основанный на уважении и взаимопонимании.

«Комедия Недоросль» - Д. И.Фонвизин. Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. С.И.Ожегов. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной<…> Но такого закона нет <…>.

«Франко» - У спадок нашій фольклористичній науці Іван Франко залишив найбільший скарб –. “Тричі являлася мені любов…”. Літературна критика. “Вічний революціонер”. Сім"я. Словник поетичних творів Івана Франка налічує понад 37 тисяч лексем. Том 50. Іван Франко (людина -легенда). Ольга Рошкевич. Іван Франко написав близько 50 казок.

«Д.И.Фонвизин Недоросль» - Чему ж бы, например? К какому виду драматических произведений относится пьеса «Недоросль»? Драматургия Д.И.Фонвизина. Комедия «Недоросль». Правдин (Митрофану). Вот, грамматика. Назовите главных персонажей комедии «Недоросль». Вот в чем дело, батюшка. Всем наукам, батюшка. Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль» Представитель эпохи классицизма в русской литературе.

«Фонвизин Недоросль» - По словам Н.В.Гоголя, «Недоросль» - «... истинно общественная комедия». А.С.Пушкин. Комедия строится на остром социальном конфликте. В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. Образование и воспитание в комедии. Основные виды драматических произведений - трагедия, драма, комедия.

«Творчiсть Франка» - Іван Якович Франко (1856 – 1916). Хочете довідатись, яким було навчання українських дітей в Австро-Угорщині? Ви вже знаєте, що Іван Франко писав дитячі казки. 4. 10. 2. У світі Франкової казки.

«Мальчик-звезда» - Разве можно отказаться от своей мамы? Первая книга ("Стихи") вышла в 1881. Изменился ли герой в конце сказки? Равнодушие. Учился в Дублинском и Оксфордском университетах. Грустный или веселый конец сказки? Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Жестокость. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

Всего в теме 33 презентации

Сочинение

Смысл названия комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина

1. Вступление: Кто такой Недоросль. Митрофанушка как главный объект сатиры Ф-а

2. Воспитание М., Образование, отношение М. к кормилице и учителям, Поведение в сцене похищения Софьи

3.- отношение М. к матери до трагической развязки и после.

Митрофан как имя нарицательное

3. Почему острие сатиры Ф-а направлено против недоросля?

Одной из важных тем в творчестве Д.И. Фонвизина являлась тема воспитания. Фонвизин в сатирической форме высмеивал сложившиеся в конце XVIII века отношения родителей к развитию ребёнка, к тому, как вырастить хорошего человека. Его комедия «Недоросль» стала злободневной на тот момент, когда просвещённые люди России обращали свой взгляд на то, как подходят к воспитанию в Европе.

Словом «недоросль» в то время называли юношей, не достигших 20 лет. Но также это слово имело еще и официальный смысл: так именовали молодых дворян, еще не получивших свидетельства об образовании, а потому не имевших права поступать на службу. К тому же им запрещалось и жениться. До двадцати лет недоросль должен был освоить ряд наук и выдержать экзамен. Иначе его зачисляли в солдаты без права повышения по службе. Поэтому главным объектом сатиры становится типичный недоросль, в лицеи которого Фонвизин высмеивает многие общественные пороки.

Шестнадцатилетний Митрофан – главный герой комедии, единственный сын Простаковых, чья фамилия говорит сама за себя: они необразованны, живут в своём узком мирке. Митрофан растёт в условиях вседозволенности, распущенности, где всё посвящено его прихотям. Лень поощряется его матерью, она не думает об умственном или духовном развитии Митрофанушки.

Как достойный сын своей матери, он не умеет любить, переживать. Сострадать слабым. Ведь его воспитывали быть способным любить только себя. В то же время Митрофанушка далеко не дурак. Он сообразителен, научился копировать Простакову- удобно быть похожим на неё. Так он вызывал ещё большее восхищение матери, не понимая, что своей ущербной любовью она губит его.

Митрофан не хотел учиться. Мать наняла ему учителей, лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы ее сын по-настоящему учился. Были у Митрофанушки преподаватели и по арифметике, и по грамоте, и по иностранному языку. Однако Простакова громко заявляла, что обучение - это ненужная вещь и, что сынку на него не стоит тратить ни сил, ни времени. Например, отказываясь от обучения географии, Простакова объясняет это тем, что кучер все равно довезет Митрофанушку. Можно представить, что к учёбе Митрофан относился спустя рукава.

Обучение наукам он считал необязательным, считая, что это просто прихоть Простаковой. Подражая ей, он и со своими учителя разговаривал по хамски, огрызался: «Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады». Видя это, учителя и не стремились добиться результата.

Кормилица Еремеевна – необразованная женщина, прислуживавшая Простаковым. Она жалеет Митрофана, потакает его прихотям. Митрофан же относится к ней просто как к надоедливой старухе и как маленький ребёнок принимает заботу кормилицы.

Позарившись на богатое приданое, Простакова решает женить Митрофана на честной и порядочной Софье. Но и тут Митрофан проявляет безразличие, лень пересиливает его интерес к женитьбе. Он не пытается защитить мать тогда, когда её коварный план похитить Софью и насильно женить, раскрыты.

Ведь Митрофан – зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим. Так же как и мать, Митрофан признаёт лишь право сильного. Пока мать держит власть в своих руках – он с ней, но как только она эту власть теряет – сын её предаёт. Митрофанушке не нужна материнская забота, так как он понимает, что теперь его прихоти удовлетворять некому.

В современном русском языке имя Митрофанушка давно стало нарицательным. Им часто называют лентяев, детей, которые ни к чему не стремятся, пользуясь тем, что многие родители окружают их слепой любовью.

Название комедии «Недоросль» имеет двойной смысл. С одной стороны недоросли – это поколение молодёжи из дворянских семей, которые должны в будущем стать настоящими гражданами, а с другой стороны недоросль – это образ ребёнка, испорченного чрезмерной заботой. Таким образом Фонвизин высмеивает пороки и недостатки, которые не дают развиваться сильному государству и в тоже время его сатира направлена на родителей, которые думают, что заботятся о своих детях, а на самом деле наносят им вред.