Первенец лейтенанта шмидта. Шура Балаганов - все подробности о персонаже

Произведения Ильфа и Петрова о приключениях великого комбинатора покорили не одно поколение читателей. Герои романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» уже давно живут собственной жизнью, воплощаясь в театральных постановках, кино и телефильмах. Их реплики и монологи ушли в народ, превратившись в поговорки. Каждый персонаж интересен и обладает своим колоритом. Но герой этой статьи - ближайший соратник Бендера, Шура Балаганов.

О персонаже

Шура - молодой крепкий парень с угловатой фигурой, рыжими кудрями и дружелюбным характером. Умом не блещет и не особо задумывается о завтрашнем дне. Мелкий воришка, имевший за плечами уже несколько судимостей, в последнее время стал промышлять обманом чиновников. Выдавая себя за сына героического лейтенанта Шмидта, Шура получал от властей провинциальных городов и поселков небольшую материальную помощь. Во время одного из таких визитов к председателю исполкома города Арбатова Шура Балаганов и познакомился с Остапом Бендером. Но если Балаганов был одним из 34 профессиональных сыновей легендарного революционера, то Бендер воспользовался этой схемой получения денег в период поиска новой идеи. Которая, собственно, и появилась у великого комбинатора благодаря Балаганову. Ведь именно он поведал Бендеру о существовании подпольного советского миллионера Корейко. Так, из мелкого жулика Шура превратился в концессионера миллионного проекта и правую руку командора, а впереди замаячило богатство на блюдечке с голубой каемочкой.

Сколько денег нужно Шуре Балаганову для счастья?

С неба звезд наш герой не хватал, довольствовался малым и планов не строил. Поэтому идею получения миллиона, которую озвучил Бендер, вначале воспринял с недоверием. Ведь сумма пять тысяч рублей в год была пределом его желаний. К тому же Шуре еще не доводилось встречать людей подобного размаха и с такими грандиозными планами. Однако устоять перед напором и уверенностью в успехе великого комбинатора он не смог. И в компании еще двух персонажей - Паниковского и Козлевича - отправился с Бендером на поиски обещанного миллиона.

Натура берет свое

Шура Балаганов: цитаты

Роман «Золотой теленок» является, пожалуй, одним из самых цитируемых произведений советской литературы. У каждого, кто читал эту книгу, есть свои любимые отрывки и высказывания, которые и по сей день не потеряли актуальности. Конечно, большинство перлов принадлежит главному герою - потомку грозных янычар и сыну турецкоподданного. Однако и других персонажей авторы не обделили коронными фразами. Вот и наш герой - Шура Балаганов - отличился высказываниями, многие из которых стали популярными и ушли в народ. К примеру:

  • Так что же делать? Как снискать хлеб насущный?
  • Что поделаешь - бедность!
  • Может, все-таки возьмете частями?
  • Ух, как я теперь заживу!
  • Забурел, забурел!
  • Неужели тарелочка?
  • Пятьсот тысяч на блюдечке с голубой каемочкой.
  • Частники любят наличные деньги.

Киноверсия персонажа

На экране воплощен Шура Балаганов актером кино, заслуженным и народным артистом РСФСР Леонидом Куравлевым. Интересно, что на эту роль был практически утвержден другой замечательный советский актер - Вячеслав Невинный. Не менее яркий персонаж Паниковский, которого сыграл Зиновий Гердт, мог быть исполнен Роланом Быковым. Но судьба распорядилась иначе, и теперь трудно представить второго сына лейтенанта Шмидта и вздорного старика Михаила Самуэлевича в ином исполнении. За свою многолетнюю творческую деятельность Леонид Вячеславович создал на экране множество образов, но одним из самых ярких по-прежнему остается Шура Балаганов. Актер однажды заметил, что, кроме прочих ролей, ему трижды довелось играть жуликов, на удивление, именно этих персонажей в его исполнении полюбил зритель.

Балаганов в изобразительном искусстве

Далеко не все персонажи литературных произведений получают народную любовь, запечатленную на холсте или в скульптуре. Герои романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» по праву носят звание народных любимцев. Поэтому неудивительно, что им посвящены скульптурные композиции в нескольких городах бывшего Советского Союза.

В городском парке Бердянска имеется композиция, изображающая сыновей лейтенанта Шмидта - Бендера и Балаганова. В Бобруйске увековечили Шуру, в Чебоксарах - великого комбинатора и Кису Воробьянинова, в Киеве — Паниковского, а в Одессе даже один из двенадцати стульев.

Эта роль вполне могла достаться совсем другому актеру – к моменту съемок на роль Шуры был почти утвержден замечательный актер Вячеслав Невинный, а Паниковского должен был играть Ролан Быков. Но в итоге все сложилось иначе – роль Паниковского в последний момент была отдана Зиновию Гердту, а в пару к нему заменили и Шуру Балаганова – его сыграл Леонид Куравлев, которому в 1968 году было немного за тридцать. Теперь представить себе в роли Балаганова кого-либо другого просто невозможно, а сам актер говорил, что в своей карьере он сыграл всего трех жуликов, и зрители больше всего полюбили в его исполнении именно их.


Наверное, если назвать этого молодого человека полным именем – Александр Балаганов, то вряд ли кто-нибудь поймет, о ком, собственно, идет речь? Зато Шура Балаганов знаком всем – это знаменитый партнер Остапа Бендера, незадачливый мошенник, бывший сын лейтенанта Шмидта, охотник за чужим миллионом, а позднее - обыкновенный мелкий вор-карманник. Зрители и читатели впервые встречаются с Шурой в Арбатове, в госконторе, куда он привычно прибыл клянчить деньги, прикидываясь сыном легендарного революционера Шмидта. Это был запыхавшийся человек с "блудливыми глазами" и "лопатообразной ладонью", одетый в летнюю рубашку "Парагвай", штаны с матросским клапаном и голубоватые парусиновые туфли. Уверенный в своей правоте и принадлежности к семье "незабвенного героя лейтенанта Шмидта", Шура пришел за деньгами. Увы, его опередили – Остап Бендер , тоже на время переквалифицировавшийся в сына лейтенанта Шмидта уже уложил деньги и талоны на питание в карман своего пиджака.

Именно так познакомились эти двое – Бендер и Шура Балаганов , у которого за последний год было две судимости, а к моменту встречи с Остапом у него не было денег уже целую неделю. Вообще, он в какой-то степени по праву считал себя "первенцем Шмидта". Именно Шура начал работать "сыном" раньше других, а позднее именно он стал организатором конференции, которая и упорядочила работу всех "сыновей" по регионам, чтобы не случалось досадных накладок. Надо сказать, что Шура работал над этим проектом – конференцией сыновей лейтенанта Шмидта, - и именно он разработал все новые принципы работы, которые и были приняты. И если Остап ничего не знал о конвенции, то Паниковский, который уже также появился и на страницах романа, и в фильме, все прекрасно знал и нарушал ее намеренно, и именно за это Шура с самого начала не любил Михаила Самуэлевича. Впрочем, даже при всей нелюбви, им пришлось работать в паре – Бендер раз за разом давал задания Балаганову и Паниковскому, и одним из самых незабываемых эпизодов с участием этой парочки является эпизод с "золотыми гирями", когда и прозвучала легендарная фраза "Пилите, Шура, пилите!" А самым большим шедевром актерского дуэта Куравлев-Гердт является, безусловно, эпизод "Кто ты такой?"



Характер у Шуры покладистый, он не помнит плохое, радуется малому и совсем бесхитростный. Так, на вопрос о том, какая сумма денег ему нравится, Шура, недолго думая, называет сумму в 5 тысяч в год. Кстати, именно Шура рассказал Остапу про Александра Ивановича Корейко, с которым ему как-то довелось сидеть в одной камере.

Как помощник Шура невероятно хорош – он полон сил и энергии и не обладает особой фантазией, а потому исполняет все задания в точности так, как требуется. Лишь несколько раз он из-за постоянных провокаций Паниковского усомнился в руководстве Бендера, но всякий раз исправлялся и продолжал помогать ему искренне и безропотно. Он не отличался ни образованностью, ни сообразительностью и прекрасно об этом знал, а потому оставлял груз принятия решений другим, довольствуясь в жизни совсем малым.

В итоге миллиона "на блюдечке с золотой каемочкой" Шура Балаганов так и не увидел – после смерти Паниковского он разуверился в затее Бендера и принял решение не следовать больше за Остапом. Кстати, на похоронах Паниковского Балаганов искренне плакал, простив старику все его подлости.

В следующий раз Шура встречается с Остапом в Москве, когда разбогатевший Бендер вручает Балаганову по-настоящему щедрый подарок – пятьдесят тысяч рублей. Увы, не бывать Шуре богатым – психология мелкого воришки-карманника держит его накрепко, и в трамвае он совершает копеечную кражу, на которой и попадается.

Последний раз зрители видят Балаганова, когда его уводит милиционер. Несложно догадаться, что и дальнейшая жизнь Шуры будет не слишком разнообразной – он будет промышлять мелким воровством и обманом, попадать в тюрьму, снова воровать, снова в тюрьму, и мысли о том, чтобы сорвать по-настоящему большой куш никогда особенно не растревожат его рыжую голову.

Фильм "Золотой теленок" вышел в 1968 году, и уже более 45 лет является одной из самых любимых русских комедий. Сам Леонид Куравлев как-то заметил, что зрители больше всего любят в его исполнении жуликов и мошенников, хотя сыграл он их в своей карьере не так и много. А Шура Балаганов в исполнении Куравлева уже навсегда вошел в историю – статуи Шуры Балаганова стоят в нескольких городах, в том числе в Бердянске и в Бобруйске.

Шура Балаганов был мелким жуликом, промышлявшим мелким воровством и дешевыми аферами. Когда они познакомились Остапом Бендером, Шура выпрашивал деньги у государственных организаций, притворяясь сыном лейтенанта Шмидта.

Бендер воодушевил Шуру на крупные дела и Балаганов рассказал ему о своем знакомстве с человеком, поведавшем ему о делах Корейко. Взяв в команду Паниковского и Козлевича, Шура вместе с великим комбинатором поехали в Черноморск, чтобы отобрать часть денег у подпольного миллионера.

Бендер, возвышая Шуру над Паниковским, давал ему ответственную работу: сначала пост бортмеханика "Антилопы гну", а затем должность уполномоченного по копытам Черноморского отделения Арбатовской конторы по заготовке рогов и копыт.

После долгих злоключений и смерти Паниковского, Шура сдался и бросил Бендера, который проложил преследование Корейко в одиночку. После этого, он стал вести жизнь бомжа и когда разбогатевший Бендер случайно встретил его, Шура уже ночевал на вокзале.

Бендер, соскучившийся по Балаганову, озолотил его, подарив 50 тысяч рублей, но обрадованный Шура не смог преодолеть свои жалкие инстинкты и, находясь в трамвае, машинально стащил кошелек у пассажирки. Его поймали.

О личности Шуры

Шура Балаганов был крепким парнем с рыжем вихрастой головой. Образования он не имел и, вообще, его кругозор был крайне узок.

"...Балаганов скорбно покачал головой. Из мировых очагов культуры он, кроме Москвы, знал только Киев, Мелитополь и Жмеринку. И вообще он был убежден, что земля плоская..."

Балаганов не имел высокой мечты и был готов довольствоваться малым. Когда Бендер спросил его о сумме денег, необходимой ему для счастья, Шура сообщил ему о 5 тысячах рублях в год (хотя сумма для того времени приличная - 3 годовых оклада инженера).

Шура не был лидером и охотно подчинялся Остапу (тот его подавил в ходе первой же беседы). Тем не менее, ему хватило организаторский способностей, чтобы провести конференцию жуликов и добиться разделения СССР на участки, чтобы многочисленные дети лейтенанта Шмидта не мешали друг другу. Кроме того, Шуре хватало характера, чтобы подавлять Паниковского и отстаивать свою вторую позицию в "шайке". Хотя, благодаря простоватости Шуры последний иногда обводил его вокруг пальца (сцены с "великим слепым" и "золотыми гирями").

Несмотря на преступный образ жизни Шура Балаганов не был совсем уж плохим человеком. Просто лень и слабоволие не давали ему возможности зарабатывать на жизнь честным путем. Когда Паниковский стал ругать Бендера Шура возразил ему:

… Ведь Бендер сделал из вас человека. Вспомните, как в Арбатове вы бежали с гусем. А теперь вы служите, получаете ставку, вы член общества...

Когда тот же Паниковский не захотел делиться с Козлевичем, Шура чуть не побил его за это:

...- А Козлевичу?! По справедливости!..

Даже когда Паниковский уговорил его украсть "золотые" гири у Корейко, Балаганов предложил ему отдать часть добычи командиру.

Шура был довольно душевным парнем. После того, как Паниковский умер, Шура искренне расстроился и заплакал. А увидев Бендера после долгой разлуки он искренне обрадовался ему и бросился в объятия.

Особей смелостью Шура не обладал, что проявилось в ходе нападения на подпольного миллионера.

...И доблестные сыны лейтенанта Шмидта, отчаянно труся, приблизились к Александру Ивановичу...

Избранные цитаты Балаганова

Как снискать хлеб насущный?

Я тоже хочу в белых штанах

А, чёрт, бить нельзя.

— Паниковского бьют!

Шефа потеряли!

— Ничего не понимаю! Нет, это не золото! — Пилите, Шура, пилите!

Три часа уже пилю, а оно всё ещё не золотое.

Частники любят наличные деньги.

Забурел, забурел! - радостно вскрикивал Балаганов. - Вот забурел!

Да так, - замялся Шура, - больше по мелочам.

Я не поеду. Вы не обижайтесь, но я не верю. Я не знаю, куда нужно ехать. Мы там все пропадем. Я остаюсь.

Балаганов в кино

Очень яркий образ Шуры (прямо как в книге), создал Леонид Куравлев ("Золотой теленок" (1967)) (Эта роль вполне могла достаться совсем другому актеру – к моменту съемок на роль Шуры был почти утвержден замечательный актер Вячеслав Невинный).

Бездарно сыграл Балаганова неплохой актер Евгений Дворжецкий ("Мечты идиота" (1993)).

Очень далеко до Куравлева было и Никите Татаренкову ("Золотой телёнок" (2006)).

P.S. Памятник Шуре Балаганову открылся в Бердянске (Запорожская область, Украина) в 2002 году. В руке у Балаганова кружка с квасом, а рядом с Остапом — пустой стул с надписью «Пиво отпускается только членам профсоюза». Этот памятник находится недалеко от памятника самому лейтенанту Шмидту, который учился в бердянской гимназии.

Шура Балаганов - один из главных героев романа «Золотой телёнок». Речь идет о жулике без фантазии, мелком воришке, самозванце и «молочном брате» Остапа Бендера. Также эти герои являются компаньонами по отъему денег у Корейко - подпольного миллионера. Речь идет о знаменитом произведении, авторами которого являются Ильф и Петров.

Биография героя

Шура Балаганов занимал ряд ответственных постов. Сперва он был бортмехаником на автопробеге Арбатов — Черноморск. Затем стал уполномоченным по копытам особой конторы. Незадолго до встречи с Бендером он являлся в различные органы власти в провинции как сын лейтенанта Шмидта. В результате получал на имя «отца»-революционера субсидии и мелкие блага. Балаганову также принадлежит заслуга создания «Сухаревской конвенции». Она положила конец колоссальной конкуренции между 34 профессиональными «детьми Шмидта». Весной 1928 г. Балаганов собрал «коллег» по ремеслу в трактире города Москвы, около Сухаревой башни. Территорию Советского союза поделили на несколько участков. Далее они были разыграны по жребию. В результате каждый самозванец смог спокойно возделывать собственную ниву, не опасаясь каких-либо недоразумений. Бендер, того не желая, вторгся на территорию Балаганова, встретившись с «братом» летом 1930 года. Случилось это в кабинете, принадлежащем председателю исполкома города Арбатова, довольно захолустного. Шура Балаганов поведал Бендеру о том, кто такой Корейко. Осенью 1930 г. Бендер-миллионер отыскал опустившегося «брата» в Москве у Рязанского вокзала. Великий комбинатор верному соратнику выдал 50000 рублей «на счастье», однако природа все же взяла свое. Жулик попался на одной из копеечных карманных краж. Его дальнейшая судьба неизвестна. Образ, который создали Ильф и Петров, стал нарицательным. Он применяется для характеристики простоватых и недалеких людей, которые способны на мелкое мошенничество.

Увековечение памяти

Памятник, изображающий сыновей лейтенанта Шмидта, Остапа Бендера и Шуру Балаганова, открылся в городе Бердянске в Запорожской области Украины в 2002 г. Композиция довольно необычная. В руке Балаганова кружка кваса. Неподалеку от Остапа находится пустой стул. Указанный памятник расположен недалеко от монумента лейтенанту Шмидту, дело в том, что он учился в гимназии Бердянска. В 2012 году скульптура, изображающая Шуру Балаганова, была установлена в городе Бобруйске. Отдельного упоминания заслуживает и артист по имени Александр Кривоносов. Его псевдоним - Шура Балаганов. Далее мы поговорим о некоторых умозаключениях данного литературного героя.

Высказывания

Теперь вы знаете, кто такой Шура Балаганов. Цитаты его стали крылатыми выражениями. Давайте обсудим содержание некоторых из них. К примеру, он считал, что стены и дома помогают, а углы воспитывают. По его словам, мерило ума человека - это безнаказанность его собственных поступков. Также Шура Балаганов считал, что единственный способ добиться того, чтобы тебя слушали с открытым ртом - это стать зубным врачом. Он утверждал, что, когда работаешь исключительно за еду, талант невозможно пропить.

Первоисточник

Описываемый герой, как уже было сказано, встречается в произведении «Золотой телёнок», поэтому следует о нем поговорить немного подробнее. Речь идет о романе, который создали Ильф и Петров. Работа над ним была завершена в 1931 году. Сюжет основан на приключениях центрального персонажа произведения «Двенадцать стульев» по имени Остап Бендер и его названного брата, о котором мы говорим сегодня. Все события происходят на фоне советской жизни 30-х годов. Жанр произведения - фельетон, социальная сатира, плутовской роман. Данный труд вызвал в тогдашнем литературном сообществе неоднозначную реакцию. Произведение опубликовали на страницах журнала «30 дней». Начиная с 1931 года, данная литературная работа выходит в парижском журнале, попавшем в эмиграцию и называвшемся «Сатириконъ». В качестве отдельного издания произведение впервые увидело свет в англоязычной версии в США в 1932 г. В 1933 г. появилась книга в русском варианте. Замысел романа стал возникать у соавторов еще в 1928 г. В то время на страницах записных книжек Ильфа начали появляться краткие заметки и заготовки, которые свидетельствуют о рождении всевозможных фабульных направлений. Лидия Яновская - литературовед. Она занималась изучением записей Ильи Арнольдовича и отметила, что по причине отсутствия подобных заметок в черновиках Евгения Петрова можно пока лишь односторонне осветить историю творческих исканий.