Почему разошлись базаров и аркадий. Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? по роману Отцы и дети (Тургенев И

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

17.1. Как можно истолковать слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным.

Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц». Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных.

17.2. Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Несмотря на то, что Базаров и Кирсанов - люди одного поколения, между ними пропасть.

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он – сам по себе, а идеи – сами по себе болтаются, как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребёнка. Даже та ребяческая радость, которая обнаруживается в мальчике, когда его шутя производят в большие, даже эта радость, заметна в юном мыслителе с чужого голоса. Аркадий щеголяет своими идеями, старается обратить на них внимание окружающих, думает про себя: «Вот какой я молодец!» и, увы, как дитя малое, неразумное, иногда провирается и доходит до явного противоречия с самим собою и со своими надуманными убеждениями. Вот почему Базаров и Аркадий неизбежно должны были расстаться.

17.3. Какую роль в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

Эпиграфом к поэме «Реквием» стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы, все тяготы того времени коснулись и ее жизни. Она отказалась от эмиграции и осталась в России:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэма «Реквием» - это и выражение судьбы Ахматовой, сына которой арестовали и приговорили к расстрелу в годы «ежовщины», и документ трагической эпохи, эпохи репрессий и насилия, когда железный «каток сталинизма» прошелся по судьбам тысяч и тысяч людей, когда арестовывали и расстреливали без суда и следствия многих невинных людей. Прокатившаяся по стране волна арестов невиновных людей, репрессии и произвол властей стали трагедией для всей страны. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие заключенных, стали символом того времени.

17.4. Тема прекрасного и вечного в поэзии.

Тема может быть раскрыта на произведениях любого автора. Это может быть Пушкин с его стихами о любви, о дружбе.

Это могут быть поэты серебряного века: Блок («Стихи о Прекрасной Даме»), Ахматова и Цветаева с их любовной лирикой и т.д.

Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Показать текст целиком

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, в начале романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» приезжающие в Марьино, предстают перед читателем очень близкими товарищами, даже друзьями. Однако по мере того, как развивается действие в романе, Евгений и Аркадий постепенно отдаляются друг от друга. Так почему расстаются Базаров и Кирсанов-младший? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, чем схожи и чем отличаются герои.

В первых главах романа Базаров и Аркадий кажутся не просто друзьями, но и единомышленниками. Аркадий называет себя учеником Базарова в нигилизме. Оба молодых человека придерживаются философии отрицания авторитетов и опыта предыдущих поколений, непринятия ничего на веру. В разговоре Аркадия и Базарова с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем за вечерним чаем, в диалоге-споре Базарова и Павла Петровича, раскраиваются важные для понимания нигилизма аспекты. Евгений говорит, что для нигилиста Рафаэль «гроша не стоит», природа является не храмом, а мастерской, в которой «человек-работник», отрицает существование души. Со всем этим гордо соглашается Аркадий. Любовь Базаров называет физической потребностью человека, такой же как еда и сон. К народу Евгений относится презрительно, говоря, что не хочет уважать тех, кто считает гром шумом от колесницы Ильи-пророка. Аркадий поддерживает Базарова во всех его высказываниях и, казалось бы, искренне разделяет взгляды своего «учителя».

Но довольно быстро читателю становится понятно, что Аркадий – нигилист только на словах. Кирсанов-младший ценит Пушкина и восхищается тем, как играет на рояле Катя Локтева, то есть понимает, принимает и любит искусство. Он видит красоту в природе, например, много и с охотой гуляет в окрестностях Никольского. Верит Аркадий в высокую, романтическую любовь. Рассказывая Базарову историю любви Павла Петровича к княгине Р…, Аркадий не соглашается с тем, что это «чушь», а сочувствует любовной трагедии своего дяди. Когда Аркадий делает предложение Кате, он говорит о чувстве истинной любви, родившемся в его душе.

Расходятся взгляды Аркадия и Базарова и по народному вопросу. Это противоречие обнаруживается в сцене ссоры молодых людей на сеновале, во время то

Критерии

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 2 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 13 из 14

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - два друга, которые вместе учатся в медицинском университете. Кирсанов пригласил на летние каникулы Базарова в гости в имение к своему отцу. С их приезда в Марьино и начинается повествование романа «Отцы и дети».

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист. Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди. Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное - ничего не делать. Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он - лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне. Дядя Кирсанова - интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий. И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.

Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете. Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях человеку понравились свободолюбивые мысли нигилиста, его смелые речи и то спокойствие и невозмутимое хладнокровие, с которым предлагал Базаров разрушить все созданное веками и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной и независимой личности и, как и его кумир, решил посвятить себя революции. Но готов ли Аркадий к той жизни, которую уготовил для себя База-роз, насколько полно разделяет он мысли и взгляды своего друга и кумира? С первых же страниц романа, с первых же реплик Тургенев дает нам почувствовать, что Аркадий “поет с чужого голоса”. Мы видим его духовную несамостоятельность, искреннюю, но лишь внешнюю приверженность базаровским взглядам. Аркадий заводит с отцом разговор о родных местах, дорогих и близких его сердцу, но, вспомнив о том, что он нигилист и ему не пристало отдаваться чувствам, прерывается на полуслове и бросает “косвенный взгляд” назад, желая убедиться, что восторженные слова не донеслись до слуха его критичного и насмешливого наставника. Аркадий, по мнению Писарева, “хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись”. В присутствии Базарова Аркадий ведет себя неловко и неестественно постоянно ощущая внутреннее напряжение и самоконтроль: как бы не сказать того, что не понравится другу. Базаров же совершенно свободен и независим в поведении. Он, по словам Писарева, “так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей”. В спорах с Павлом Петровичем Базаров признается, что главная задача нигилистов - сломать все старое, чтобы “место расчистить”, а уж строить - это не их дело. Не признавая принципов, он возводит в принцип всеобщее отрицание, пытаясь отрицать все: дружбу, любовь, литературу, искусство. Тонкая, романтическая натура Аркадия не могла смириться с беспощадным, огульным отрицанием, пусть даже, по словам Добролюбова, “для отыскания чистой истины”, всех духовных богатств, непреходящих общечеловеческих ценностей. Аркадий не мог, подобно Базарову, отречься от Пушкина и Рафаэля, от любви к музыке, к природе, к женщине. Чистая и нежная любовь к Кате все более отдаляет его от Базарова. Он начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих, что его кумир никого не любит. Это приводит к тому, что Аркадий расстается с лагерем “детей” и переходит на сторону “отцов”. Базаров не удивлен этим. “Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..” - с горечью упрекает он друга. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорит: “Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится”. Но и для самого Базарова любовь к Одинцовой явилась суровым испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживает то, что сам же отвергал: “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилиста вступают в противоречия с его человеческой сущностью. Разрешить это противоречие могла только смерть. Базаров умирает, не оставляя после себя последователей. Лучший из его учеников - Аркадий - оказался лишь временным попутчиком, не способным принести себя на плаху во имя служения революционным идеалам. Из всех представителей молодого поколения, изображенных Тургеневым в романе, лишь Базаров сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. Не разделяя нигилистической доктрины своего героя, Тургенев признает его огромную нравственную силу, великое общественное значение. Отмечая, что Аркадий, его отец и дядя- лучшие из дворян, “сливки”, Тургенев тем не менее оценивает их так: “Слабость и вялость или ограниченность”. О Базарове же он пишет: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели”.

В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В своём романе Тургенев показал человека новой эпохи – это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам, по своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета, их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает». Т. е. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, с одной стороны прав, а с другой – нет. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья – революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий не готов к этому. Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд – необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней – работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа – объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения её красотой, он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в неё. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом и не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине.

Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его.

Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе». Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», т. е. Аркадий признаётся, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий – «ручной».

Базаров слишком требователен к себе, он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда – сухость Базарова даже к близким ему людям. Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом – конфликтность романа, выраженная приёмом контраста.Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия был неизбежен. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаётся с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их – для Базарова романтизм. Аркадий нашёл свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остаётся «либеральным баричем».

Предпринимательство.

Если предпринимательство так выгодно для человека, то почему в нашей стране им занимаются только 10% населения?

Любой вид деятельности человека требует определённых знаний и умений. Предпринимательство является одним из видов деятельности человека, где кроме знания и умения необходим талант и начальный капитал. Не каждый человек может решиться начать своё дело, т. к. не у всех есть возможность вложить определённую сумму денег и в дальнейшем получить прибыль. А также многие, имея начальный капитал, боятся риска потерять его.

Также занятие предпринимательством требует от человека определённых организаторских способностей, умение правильно и в должном направлении преодолеть начальные трудности становления своего предприятия. Не каждый может найти тот невостребованный участок сферы деятельности, который в дальнейшем может стать ядром расширения его производства.

Предпринимательство требует от человека и умение руководить людьми, работать с коллективом, находить партнёров в сфере деятельности, уметь конкурировать с другими идентичными предприятиями, находить общий язык со своими конкурентами.

Человек, который решил заняться предпринимательством должен верить в свой успех, предвидеть наперёд многие положительные и отрицательные стороны своей деятельности, уметь найти выход из трудных ситуаций.

Поэтому занятие предпринимательством и является одной из сложных профессиональных видов деятельности человека. И заниматься им не под силу каждому человеку.