Полное имя экзюпери. Краткая биография Сент – Экзюпери

29.06.1900 Лион, Франция-31.07.1944 Его семья принадлежит старинному графскому роду. Ему было 4 года, когда умер его отец. Проблема воспитания маленького Антуана, его братьев и сеттер легла на плечи матери, которая дала сыну всестороннее образование. Окончив местную христианскую школу, его вместе с братом отправили сначала в колледж иезуитов, а затем в швейцарский католический пансион. В 17 лет юноша изучает архитектуру в Париже, а в 21 год его призывают в армию. Сначала он служит в мастерской по ремонту, а окончив курсы, становится гражданским пилотом. В Марокко получает диплом военного летчика. Практику проходит на Истре, становится младшим лейтенантом.

В возрасте 22 лет он терпит первую автокатастрофу под Парижем и, получив тяжелую травмы головы, на время прекращает полеты. Первые произведения неизвестного никому автора не вызывают у читателя особого интереса, и, поняв, что заработать на жизнь творчеством не получается, он вынужден продавать автомобили и книги.

В 1926 году он поступает на службу в компанию «Аэропосталь», с которой будет связана его дальнейшая профессиональная деятельность. Начав с перевозок авиапочты в Северную Африку, он со временем становится начальником аэропорта в аргентинском филиале компании, одновременно продолжая писать. В это время публикуется его рассказ «Летчик». Отныне летная карьера и литература станут смыслом его жизни. Именно опыт пилота служил источником вдохновения для прозаика. Экзюпери заключает плодотворный контракт с издателем на 7 романов, издает «Южный почтовый». Получив заказ на детскую сказку, он пишет не по-детски глубокого и содержательного «Маленького Принца», философское размышление на тему нравственных ценностей. За свои литературные труды писатель получил несколько наград. За «Ночной полет» - «Фемину», «Планета людей» принесла «Гран При дю Роман», а «Ветер, песок и звезда» увенчались национальной премией США.

Во время второй мировой войны Экзюпери переезжает из оккупированной Франции в США. Он участвует в дерзких разведывательных операциях, за одну из которых отмечен военным крестом. Занимается журналистикой, посещает СССР, пишет очерк о сталинском режиме, отправляется в Испанию военным корреспондентом. Ему суждено испытать несколько серьезных крушений, в которых он выжил чудом. После одной из аварий он разработал свою систему посадки самолета.

Его первой любовью была девушка из богатой семьи, Луиза Вильморн. С ней связана горечь безответной любви, а верной спутницей и единственной его женой стала Консуэло Сандаваль, художница и скульптор.

Совершая разведывательный рейс, Сент-Экзюпери вылетел с острова Корсика и пропал без вести. Спустя несколько лет его браслет с личными данными нашел рыбак, а еще через несколько лет водолазы нашли остатки самолета, на котором согласно серийному номеру летал пилот. Его смерть окружена загадками. Повреждений, доказывающих, что самолет был сбит, нет. Возможной причиной падения самолета могла стать неполадка.

3, 4, 6 класс для детей о главном

Биография Антуана де Сент-Экзюпери о главном

Антуан де Сент-Экзюпери был рожден летом 1900 года во Франции. Его род был дворянским. У мальчика было три сестры и брат. Когда ребенку было четыре года, его отец скончался. После этого мальчика стали часто отправлять к бабушке. Потом семья переехала в Ле-Ман. Там мальчик пошел в школу, а потом в колледж.

Потом молодой человек с братом поступили в колледж в Швейцарии. Но осенью в 1917 году брат писателя умер. Молодой человек был сильно потрясен.

Писателя призвали на службу в 1921 году. Молодой человек стал летчиком. Зимой 1923 года летчик попал в авиакатастрофу и получил травму. Писатель поехал в столицу Франции и начал заниматься литературой.

В 1926 году писатель начал работать пилотом, он доставлял письма в Африку. Первый роман писатель сочинил в 1926 году.

В апреле 1931 года молодые люди поженились. В октябре был напечатан роман автора, за него писатель получил премию.

Писатель много путешествовал из-за командировок по работе. Он также был в СССР, написал очерки, в которых пытался понять политику Сталина.

У писателя был свой самолет. При полете он попал в аварию.

Он работал в газете и был корреспондентом. О был в Испании, потом поехал в США.

Писатель участвовал во Второй мировой войне. Он был разведчиком. Многие его друзья считали его занятие слишком опасным для жизни и уговаривали его заниматься литературой. Но писатель был уверен в своем выборе. Но не мог спокойно смотреть на то, что происходит в стране. Он получил награду.

Потом писатель снова поехал в США. Он поселился в Нью-Йорке. Именно там он сочинил самое известное за всю свою карьеру писателя произведение – это был «Маленький принц».

Писателя по его настоянию зачислили в боевую часть. Он улетел летом 1944 года и уже не вернулся. Его самолет сбили.

3, 4, 6 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

«Южный почтовый» - первый роман Сент-Эзюпери. 1927-1929 годы он провел в Африке, работая начальником промежуточного аэродрома Кап-Джуби на южной границе Марокко (этот аэродром описан в романе); там он и закончил свою первую книгу, начатую еще несколькими годами раньше. Первая повесть Сент-Экзюпери во многом еще несовершенна. В частности, неорганичной для творчества этого писателя оказалась любовная линия ее сюжета; вообще, сюжетное построение книги скорее препятствует свободному выражению идей и проблем, волновавших ее автора. Тем не менее, здесь уже звучат многие важные содержательные мотивы - мотив человеческих связей, соединяющих рассказчика с его другом Жаком Бернисом, мысль о порядке, который человек вносит в мир своей деятельностью. Напряженная (порой еще недостаточно ясная) стилистика повести предвещает стиль зрелой философской прозы Сент-Экзюпери.

«Ночной полет» относится к южноамериканскому периоду жизни Сент-Экзюпери. Для того чтобы почта, полученная из Патагонии, из Чили, из Парагвая, вовремя прибыла в Буэнос-Айрес, пилотам необходимо лететь ночью над нескончаемыми горными хребтами. Если там их настигнет буря или они собьются с пути, они обречены. Но их начальник, Ривьер, знает, что на такой риск необходимо идти. Вместе с Ривьером, одним из инспекторов, Робино и с женой Фобьена, мы следим за полетом трех самолетов во время грозы. Один из них, самолет Фабьена, сбивается с курса. Перед ним словно смыкаются цепи Кордильер. У него остается горючего всего на полчаса - он понимает, что надежды больше нет. И тогда он поднимается к звездам, туда, где нет ни одного живого существа, кроме него самого. Завоеватель легендарных сокровищ, Фабьен, погибает. Тем не менее Ривьер, который тоже любил Фабьена, с холодным отчаянием занимается отправкой почты в Европу.

«Планета людей» - это прекрасный сборник эссе Сент-Экзюпери. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с «тремя изначальными божествами - с горами, морем и бурей». Портреты товарищей автора - Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах, благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о «самолете и планете», небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды. Но сюжеты сами по себе мало что значат, главное то, что человек, который обозревает с такой высоты планету людей, знает: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека». За последние двадцать лет слишком много писателей прожужжали нам уши о недостатках и слабостях человека. Наконец-то нашелся хоть один автор, который говорит нам о его величии: «Ей-богу, я такое сумел, - восклицает Гийоме, - что ни одной скотине не под силу!»

Военный летчик

Во время немецкого наступления во Франции капитан де Сент-Экзюпери и экипаж его самолета получают от своего начальника, майора Алиаса, приказ совершить разведывательный полет над Аррасом. Вполне возможно, что во время этого полета их встретит смерть, смерть бесполезная, так как им поручено собрать сведения, которые они уже никому не смогут передать - дороги будут безнадежно забиты, телефонная связь прервана, генеральный штаб переместится в другое место. Отдавая приказ, майор Алиас и сам знает, что этот приказ бессмыслен. Но что тут можно сказать? Никому и в голову не приходит сетовать. Подчиненный отвечает: «Слушаюсь, господин майор… Так точно, господин майор…», но ведь дисциплина прежде всего. Книга состоит из возвышенных размышлений летчика во время полета к Аррасу, а затем во время его возвращения посреди рвущихся вокруг снарядов и висящих над ним вражеских истребителей.

Маленький Принц

Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку - сказку «Маленький принц» и сам ее иллюстрировал. Печальная насмешливая книжка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. Ведь и в подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу смыслом скрыто порою мудрое иносказание. Не все здесь маленький читатель поймет разумом, но многое разбудит его воображение, западет в памяти и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное - непременно задумаешься. Ибо сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна. Сказка эта - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле.

«Цитадель» - посмертно изданная книга Сент-Экзюпери. Он составил для нее множество набросков и заметок, но у него не хватило времени, чтобы отшлифовать произведение и поработать над его композицией. Сент-Экзюпери восхваляет условности. Потому что, если уничтожить условности и забыть о них (те же праздники, воспоминания, привычки и т.д.) то человек снова становится дикарем. Тема «Цитадель» характерна для Сент-Экзюпери. Старый владыка пустыни, который делится с нами своей мудростью и опытом. В прошлом он был кочевником, но потом понял, что человек может обрести мир, только если он воздвигнет свою цитадель. Человек испытывает потребность в собственном крове, в своем поле, в стране, которую он может любить. Груда кирпичей и камней - еще ничто, ей не хватает души зодчего. Цитадель возникает прежде всего в сердце человека. Она соткана из воспоминаний и обрядов. И самое главное - хранить верность этой цитадели, «ибо мне никогда не украсить храм, если я каждое мгновение начинаю возводить его заново». Если человек рушит стены, желая этим обрести свободу, он сам уподобляется полуразрушенной крепости. И тогда им овладевает тревога, потому что он перестает ощущать свое реальное существование. «Мои владения - это не стада, не поля, не дома, это нечто совсем иное, это то, что главенствует над ними и связует их воедино».

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери - писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Родился во французском городе Лион на ул. Пейра, 8, в семье страхового инспектора графа Жана-Марка Сент-Экзюпери (1863-1904) и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Семья происходила из старинного рода перигорских дворян. Антуан (его домашним прозвищем было "Тонио") был третьим из пятерых детей. Когда Антуану было 4 года, отец умер от внутримозгового кровоизлияния.

В 1908 Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея, затем вместе с братом Франсуа учился в иезуитском колледже Сент-Круа в Ле-Мане (до 1914), в 1914-1915 братья учились в иезуитском колледже Нотр-Дам-де-Монгре в Вильфранш-сюр-Сон, после чего они продолжили учёбу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов Вилла-Сент-Жан (до 1917), когда Антуан успешно сдал экзамен бакалавриата. В 1917 от ревмокардита умер Франсуа, его смерть потрясла Антуана. В октябре 1917 Антуан, готовясь к поступлению в Эколь Наваль, прошёл подготовительный курс в Эколь Боссю, лицее Сен-Луи, затем, в 1918, в лицее Лаканаль, но в июне 1919 провалился на устном вступительном экзамене. В октябре 1919 он записался вольнослушателем в Национальную высшую школу изящных искусств на отделение архитектуры.

В 1921 он был призван в армию. Прервав действие отсрочки, полученной при поступлении в ВУЗ, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определили в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удалось сдать экзамен на гражданского лётчика. Экзюпери перевели в Марокко, где он получил права уже военного лётчика. В 1922 Антуан окончил курсы для офицеров запаса в Аворе и получил звание младшего лейтенанта. В октябре он был назначен в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В 1923 с ним произошла первая авиакатастрофа, Экзюпери получил черепно-мозговую травму. В марте его комиссовали. Он переселился в Париж, где занялся литературой.

В 1926 Экзюпери стал пилотом компании "Аэропосталь", доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начал работать на линии Тулуза - Касабланка, затем Касабланка - Дакар. В октябре его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс) на самом краю Сахары. Здесь он написал своё первое произведение - роман "Южный почтовый".

В 1929 Сент-Экзюпери вернулся во Францию и поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило его роман, а Экзюпери отправился в Южную Америку в качестве технического директора "Аэропосталь - Аргентина". В 1930 Сент-Экзюпери был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он участвовал в поисках своего друга, лётчика Анри Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В том же году Сент-Экзюпери написал роман "Ночной полёт" и познакомился со своей будущей женой из Сальвадора.

Когда Сент-Экзюпери вернулся во Францию, он заключил брак с Консуэло Сунсин (1901 - 1979), но супруги, как правило, жили раздельно. В 1931 "Аэропосталь" обанкротилась. Сент-Экзюпери вернулся на почтовую линию Франция - Африка. В октябре вышел "Ночной полёт", за который писатель был удостоен литературной премии "Фемина".

Антуан продолжал летать и потерпел несколько аварий. Участвовал в войне 1939 против Германии. 31 июля 1944 Экзюпери отправился в разведывательный полёт и не вернулся.

Антуан де Сент-Экзюпери (полное имя - Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери ) - французский писатель, который был профессиональным летчиком, появился на свет в Леоне 29 июня 1900 г. Его отец-граф скончался, когда Антуану было 4 года, заботы о мальчике всецело легли на плечи матери. С 1908 по 1904 г. Антуан получал образование в Мансе, иезуитском колледже Сент-Круа, затем был воспитанником находящегося в швейцарском Фрибурге католического пансиона, завершил образование вольным слушателем Академии изящных искусств, отделения архитектуры.

Многое в его дальнейшей биографии определил 1921 г., когда Сент-Экзюпери призвали в армию. Антуан попал в дислоцирующийся в Страсбурге 2-й полк истребительной авиации. Поначалу он был рабочим ремонтной мастерской, затем, после окончания курсов пилотов, успешно выдержал экзамен на гражданского летчика. Оказавшись позднее в Марокко, он становится военным летчиком.

В октябре 1922 г. его направляют в 34-ый авиационный полк под Парижем, и уже в январе следующего года в его жизни случается первая авиакатастрофа, которых ему предстоит пережить немало. Комиссованный Сент-Экзюпери обосновывается в столице, где пытается зарабатывать деньги литературным трудом. Однако это занятие не принесло ему особого успеха, поэтому пришлось искать другие источники доходов, в частности, работая продавцом.

В 1925 г. Сент-Экзюпери становится пилотом компании «Аэропосталь», которая занималась доставкой корреспонденции в Северную Африку. На протяжении 1927-1929 г. он работал в должности начальника аэропорта в этих краях. К этому же периоду его биографии относится появление в печати первого рассказа под названием «Летчик». С 1929 г. он работает начальником буэнос-айресского отделения авиакомпании. За вклад, внесенный в развитие гражданской авиации, в 1930 г. его награждают Орденом Почетного легиона. В 1931 г. состоялось его возвращение в Европу, где он опять работал на почтовых авиалиниях. В 1931 г. Сент-Экзюпери становится обладателем литературной премии «Фемина» за «Ночной полет».

Начиная с середины 30-ых гг. Сент-Экзюпери занимается журналистской работой. Так, результатом его визита в СССР в 1935 г. стали 5 очерков, в одном из которых предпринималась попытка выявить суть сталинской политики. В качестве военного корреспондента он сотрудничает с газетой в августе 1936 г., находясь в Испании, охваченной гражданской войной. В 1939 г. за книгу «Планета людей» Сент-Экзюпери награждают престижной литературной премией Французской академии, а за книгу «Ветер, песок и звезды» ему вручают Национальную книжную премию США. В том же году он получает военную награду - Военный Крест Французской Республики.

С первых же дней Второй Мировой войны Сент-Экзюпери включился в борьбу с фашистами и как публицист, и как военный летчик. Когда немцы оккупировали Францию, он перебрался сначала в не занятую ими часть страны, а затем эмигрировал в США. В 1943 г. оказался в Северной Африке, где служил военным летчиком. Именно там была написана прославившая писателя сказка, признанная высшим достижением его литературного творчества, - «Маленький принц».

31 июля 1944 г. его самолет улетел в разведывательный полет с острова Сардиния и на аэродром не вернулся. Подробности гибели Антуана де Сент-Экзюпери не были известны довольно долго. В 1998 г. неподалеку от Марселя рыбаком был найден браслет, принадлежавший французскому писателю-летчику. Позднее, в 2000 г., были обнаружены обломки его самолета. В 1948 г. увидела свет книга притч и афоризмов «Цитадель», оставшаяся незавершенной.

Биография из Википедии

Детство, отрочество, юность

Место рождения Антуана де Сент-Экзюпери - дом номер 8 на улице, ныне носящей его имя

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион на улице Пейра (фр. rue Peyrat, ныне фр. rue Antoine de Saint Exupéry), 8, у страхового инспектора графа Жана-Марка Сент-Экзюпери (1863-1904) и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Семья происходила из старинного рода перигорских дворян. Антуан (его домашним прозвищем было «Тонио») был третьим из пятерых детей, у него были две старшие сестры - Мари-Мадлен «Бише» (род. в 1897) и Симона «Моно» (род. в 1898), - младший брат Франсуа (род. в 1902) и младшая сестра Габриэла «Диди» (род. в 1904). Раннее детство Экзюпери прошло в квартире на улице Пейра в Лионе, но в 1904 году, когда Антуану было 4 года, отец умер от внутримозгового кровоизлияния, после чего шесть месяцев в году Антуан стал проводить в принадлежавшем двоюродной бабушке - Мари, графине Трико, замке коммуны Сен-Морис-де-Реман в департаменте Эн, а остальное время - на квартире графини Трико на площади Белькур в Лионе или в замке коммуны Ла-Моль в департаменте Вар у родителей Мари. Так продолжалось до лета 1909 года, когда семья Сент-Экзюпери вместе с Антуаном переехала в Ле-Ман, в дом № 21 по улице Кло-Марго (фр. rue du Clos-Margot).

Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея (фр. école chrétienne de la Montée Saint-Barthélemy) в Лионе (1908 г.), затем вместе с братом Франсуа учился в иезуитском колледже Сент-Круа в Ле-Мане - до 1914 года.

В 1912 году на авиационном поле в Амберьё-ан-Бюже Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски.

В 1914-1915 годах братья учились в иезуитском колледже Нотр-Дам-де-Монгре в Вильфранш-сюр-Сон, после чего они продолжили учёбу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов Вилла-Сент-Жан - до 1917 года, когда Антуан успешно сдал экзамен бакалавриата. 10 июля 1917 года от ревмокардита умер Франсуа, его смерть потрясла Антуана. В октябре 1917 года Антуан, готовясь к поступлению в Эколь Наваль, прошёл подготовительный курс в «Эколь Боссю» (фр. École Bossuet), лицее Сен-Луи, затем, в 1918 году, в лицее Лаканаль, но в июне 1919 года провалился на устном вступительном экзамене в «Эколь Наваль». В октябре 1919 года он записался вольнослушателем в Национальную высшую школу изящных искусств на отделение архитектуры.

Поворотным в судьбе Антуана стал 1921 год, когда он был призван в армию. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в вуз, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определили в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удалось сдать экзамен на гражданского лётчика. Экзюпери перевели в Марокко, где он получил права уже военного лётчика, а затем направили для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан окончил курсы для офицеров запаса в Аворе и получил звание младшего лейтенанта. В октябре он был назначен в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним произошла первая авиакатастрофа, Экзюпери получил черепно-мозговую травму. В марте его комиссовали. Экзюпери переселился в Париж, где и занялся литературой.

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл своё призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начал работать по перевозке почты на линии Тулуза - Касабланка, затем Касабланка - Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары. Здесь он написал своё первое произведение - роман «Южный почтовый».

В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери отправился в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста - Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга, лётчика Анри Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды.В том же году Сент-Экзюпери написал роман «Ночной полёт» и познакомился со своей будущей женой - Консуэло из Сальвадора.

Пилот и корреспондент

В 1930 году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трёхмесячный отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунсин (16 апреля 1901 - 28 мая 1979), но супруги, как правило, жили раздельно. 13 марта 1931 года компания «Аэропосталь» была объявлена банкротом. Сент-Экзюпери вернулся в качестве пилота на почтовую линию Франция - Африка и обслуживал отрезок Касабланка - Порт-Этьенн - Дакар. В октябре 1931 года вышел в свет роман «Ночной полёт», за который писатель был удостоен литературной премии «Фемина».

С февраля 1932 года Экзюпери работал в авиакомпании Латекоэра; в качестве второго пилота летал на гидроплане, обслуживавшем линию Марсель - Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его на работу лётчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль.

С 1934 года Экзюпери работал в авиакомпании «Эр Франс» (бывшей «Аэропосталь»); как представитель компании совершал поездки в Африку, Индокитай и другие страны.

В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм.

В скором времени Сент-Экзюпери стал владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринял попытку поставить рекорд при перелёте Париж - Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне, вновь едва избежав гибели. 1 января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.

В августе 1936 года, в качестве корреспондента газеты «Энтрансижан», Экзюпери отправился в Испанию, где шла гражданская война, и опубликовал в газете ряд репортажей.

В январе 1938 года на борту лайнера «Иль де Франс» Экзюпери отправился в Нью-Йорк, где приступил к работе над сборником автобиографических эссе «Планета людей». 15 февраля он начал перелёт Нью-Йорк - Огненная Земля, но потерпел тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливал здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

Война

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери явился по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября был переведён в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базировалась в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном из писем в ноябре 1939 года он писал: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, - под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это.».

Сент-Экзюпери совершил несколько боевых вылетов на самолёте «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест» (фр. Croix de guerre). В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в 1942 году создал своё самое знаменитое произведение «Маленький принц», опубликованное годом позже на французском и английском языках с иллюстрациями автора (во Франции сказка была издана в 1946 г.). В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолёта P-38 «Лайтнинг». Жану Пелисье 9-10 июля 1944 года Экзюпери писал: «У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь - завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире - я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть что делать и после неё».

31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.

Обстоятельства гибели

Долгое время о его гибели ничего не было известно - и думали, что он разбился в Альпах. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет.

На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету P-38 «Лайтнинг», модификация F-5B-1-LO (самолёт дальней фоторазведки), который пилотировал Экзюпери.

Журналы Люфтваффе не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолётах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Останков лётчика обнаружено не было. К множеству версий о крушении, включая версии о технической неисправности и самоубийстве пилота (писатель страдал депрессией), были добавлены версии о дезертирстве Сент-Экзюпери.

Согласно публикациям прессы от марта 2008 года, немецкий ветеран Люфтваффе 86-летний Хорст Рипперт, пилот эскадрильи «Ягдгруппе 200», потом журналист, заявил о том, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Bf.109» сбил Антуана де Сент-Экзюпери (видимо, он его убил или тяжело ранил, и Сент-Экзюпери потерял управление самолётом и не смог выпрыгнуть с парашютом). Самолёт вошёл в воду на большой скорости и практически вертикально. В момент столкновения с водой был взрыв. Самолёт был полностью разрушен. Его фрагменты рассеяны на огромном пространстве под водой. Согласно заявлениям Рипперта, он признался, чтобы очистить имя Сент-Экзюпери от обвинений в дезертирстве или самоубийстве, так как уже тогда был большим поклонником творчества Сент-Экса и никогда бы не стал в него стрелять, но он не знал, кто был за штурвалом самолёта противника:

Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери

О том, что пилотом сбитого самолёта был именно Сент-Экзюпери, немцам стало известно в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, который осуществляли немецкие войска. Между тем пилоты Люфтваффе, служившие с Хорстом Риппертом, выражают сомнение в правдивости его слов, что он скрыл факт уничтожения довольно крупного самолёта от собственного командования. Исследователи отмечают, что в архивах Люфтваффе не значится такой победы, американские радары не фиксировали полёты неизвестных самолётов, а сам самолёт не имеет никаких следов обстрела. Поэтому многие исследователи считают, что основной версией является падение самолёта Сент-Экзюпери от неисправности, а Хорст Рипперт говорит неправду.

Сейчас обломки самолёта находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Литературные премии

  • 1930 - премия Фемина - за роман «Ночной полёт»;
  • 1939 - Большая премия Французской академии за роман - за роман «Планета людей»;
  • 1939 - Национальная книжная премия США - за роман «Ветер, песок и звёзды» («Планета людей»).

Военные награды

В 1939 году награждён Военным Крестом Французской Республики.

Библиография

Послевоенные издания

  • Lettres de jeunesse. Editions Gallimard, 1953. Préface de Renée de Saussine. Письма юности.
  • Carnets. Editions Gallimard, 1953. Записные книжки.
  • Lettres à sa mère. Editions Gallimard, 1954. Prologue de Madame de Saint-Exupery. Письма к матери.
  • Un sens à la vie. Editions 1956. Textes inédits recueillis et présentés par Claude Reynal. Придать жизни смысл. Неизданные тексты, собранные Клодом Рейналем.
  • Ecrits de guerre. Préface de Raymond Aron. Editions Gallimard, 1982. Военные записки. 1939-1944 гг.
  • Воспоминания о некоторых книгах. Эссе. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.

Небольшие работы

  • Кто ты, солдат? Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Лётчик (первый рассказ, опубликован 1 апреля 1926 года в журнале «Серебряный корабль»).
  • Мораль необходимости. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Надо придать смысл человеческой жизни. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Обращение к американцам. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Пангерманизм и его пропаганда. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Пилот и стихии. Переводы на русский язык: Грачев Р.
  • Послание американцу. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Послание молодым американцам. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Предисловие к книге Энн Морроу-Линдберг «Поднимается ветер». Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Предисловие к номеру журнала «Документ», посвященному лётчикам-испытателям. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Преступление и наказание. Статья. Переводы на русский язык: Кузьмин Д.
  • Среди ночи голоса врагов перекликаются из окопов. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Темы «Цитадели». Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Франция прежде всего. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.

Увековечение памяти

  • Памятник в Лионе на площади Белькур.
  • Лионский аэропорт имени Сент-Экзюпери.
  • Астероид 2578 Сент-Экзюпери, открыт астрономом Татьяной Смирновой 2 ноября 1975 года в Крымской астрофизической обсерватории, название присвоено 11 июля 1987 года.
  • Горная вершина в Патагонии Aguja Saint Exupery .
  • Музеи Антуана де Сент-Экзюпери существуют в Японии, в Южной Корее и в Марокко. В Ульяновске (Россия) существует лингвокультурный центр имени писателя на базе университета. Во Франции создание культурного центра планируется на 2014 год.
  • Посвящены произведению «Маленький принц» название, присвоенное в 2003 году луне астероида «45 Eugenia» (Маленький принц) и название астероида 46610 Bésixdouze, присвоенное в 2002 году.
  • В Москве именем Антуана де Сент-Экзюпери названа библиотека (ранее библиотека ЦБС№ 11 № 5). Библиотека сотрудничает с Российским фондом «Мир Сент-Экзюпери».
  • В Красноярске именем Антуана де Сент-Экзюпери назван бульвар, построенный в 2015 году в жилом комплексе «Южный Берег».

В кино

  • 1995 - «Крылья отваги» (США, Франция) - фильм о подвиге Анри Гийоме, которому посвящён роман «Планета людей». Сент-Экзюпери сыграл Том Халс.
  • 1996 - «Сент-Экзюпери: Последняя миссия» (Франция). Главную роль в фильме сыграл Бернар Жиродо.
  • 1996 - «Сент-Экзюпери» (Великобритания). Роль Сент-Экзюпери исполнил немецкий актёр Бруно Ганц.
  • 2011 - «Антуан де Сент-Экзюпери. Прерванный полёт» (Беларусь)
  • 2015 - «Антуан де Сент-Экзюпери. „Маленький принц“»

Антуан де Сент-Экзюпери соединил в жизни и творчестве полет профессионального лётчика с полетом фантазии писателя, отразив в своих книгах художественное повествование о самых обычных романтиках неба. Гуманист и философ, он утверждал, что «летать и писать - это одно и то же» .

Сент-Экзюпери был личностью талантливой и разносторонней. Отпрыск обедневшего графского рода, Антуан Экзюпери родился в самом начале прошлого века – 29. 06. 1900 г. во французском Лионе. С 8 до 14 лет обучался в иезуитском колледже, а продолжил образование в католическом пансионе Швейцарии, где получил диплом отделения архитектуры Академии изящных наук.

В возрасте 21 года Сент-Экзюпери призвали в армию, направив в Страсбург, в расположение истребительного авиационного полка. Там и началась его лётная карьера: сначала Антуан трудился механиком в ремонтной мастерской, позже сдал экзамен на гражданского лётчика. Работа пилотом началась в октябре 1922 г. в авиаполку под Парижем. Но через пару месяцев Экзюпери попал в первую авиакатастрофу, на несколько лет буквально прервав свой полёт. В этот период начинается карьера Экзюпери-писателя.

С 1925 г. лётная деятельность Сент-Экзюпери продолжается. Он летает на почтовом самолете в Северной Африке, через 2 года становится начальником аэропорта. В это время публикуется и первый рассказ «Лётчик». В 1930 г. за активную деятельность, связанную с воздухоплаванием, получает высшую награду Франции – Орден Почётного легиона. На следующий год его рассказ «Ночной полет» удостоен премии «Фемина».

В период 1935 – 39 г.г. писатель активно работает в журналистике, где описывает события гражданского военного противостояния в Испании, а посетив Советский Союз – сталинскую политику СССР. В 1939 г. Экзюпери награжден премией по литературе от Академии Франции за книгу «Планета людей», получает книжную премию США за сборник «Ветер, песок и звезды», удостоен награды Военный Крест Французской Республики.

Вторая Мировая война – новый и главный этап в жизни Экзюпери. Из оккупированной Франции эмигрирует в США, уходит на фронт военным лётчиком. В 1943 г. служит в Северной Африке, где создаёт философскую притчу «Маленький принц» - творческий апогей писателя. Отправившись в разведывательный полёт в последний день июля 44-го, самолёт Экзюпери потерпел крушение и бесследно исчез. Последней, незаконченной работой писателя, стал сборник «Цитадель». Специалисты составили его из многих отрывков, созданных Экзюпери.

Творчество А. Экзюпери биографично, все его произведения в разной степени связаны с лётчиками, самолётами, небом. Но главная тема любого повествования – философия, проблемы человека, личности, жизни и смерти. Экзюпери пытался осмыслить, понять и передать читателям видение проблемы «человек на жизненном пути».

Многие называют «Маленького принца» сказкой. Действительно, в аллегорической форме подаются основные человеческие законы: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (т.е. сострадание, поддержка, сочувствие, помощь), люди - «владыки самих себя» (т.е.человек должен уразуметь, как ему поступать, какой результат принесёт такой поступок). Мысли человека находят выражение в его же поступках.

А поскольку одинаковых людей не существует, то и мысли их, и поступки разнятся; разными являются и жизненные ценности. У Короля из «Маленького принца» есть возможность управлять целым миром, но мир этот сравним с небольшим астероидом, где живет король. «Деловой человек» вечно считает звезды и совершает никчёмные сделки, а у пьяницы смысл жизни – выпивка. Эта картина хорошо знакома миллионам читателей. Но Экзюпери хочется показать аудитории не личные ценности каждого, но главные ценности в жизни каждого из нас. Которые мы очень часто и не замечаем.

Философию жизни и действия, как результат её проявления, и описывает Экзюпери в своих произведениях, пытаясь найти и для себя, в том числе, ответ на вопрос «как жить правильно?» и «что делать?», которые возникают у каждого из людей. Но не каждому из нас известно, где и как искать ответ на такие вопросы.

Так, в «Цитадели» он говорит, что цель - не научить строить корабль, но «разбудить в людях стремление к морю». Тогда, без сомнения, корабли люди построят сами. Творчество Антуана де Сент-Экзюпери как раз и учит, и показывает «правду жизни» и место в ней человека.