«После бала» анализ (идея, тема, жанр). Тип композиции рассказа"после бала"толстого Каков тип композиции рассказа

I вариант 1. Искусство по своей природе: а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

себе и рациональное, и эмоциональное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом;

б) персонажем;

3. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.

4. Идея произведения - это:

б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

5. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

6. Композиция - это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки до развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

а) жизнеописанием;

б) автобиографией;

а) мезансцена;

б) картина;

в) ремарка.

9. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай» ?

а) Мишка Копылев, «Возвращение Копылева», Л. Леонов

б) Пугачёв, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

в) Аммос Фёдорович, «Ревизор», Н.В. Гоголь

10. Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поя­сом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных баш­мачках?

а) Анна Андреевна

б) Ася Гагина

в) Варенька Б.

11. Какой герой часами сидел с сыном у микроскопа, исследуя микробов?

а) Андрей Ерин

б) Пётр Гринёв

в) Мишка Копылев

12. Где Н.Н. познакомился с Гагиными?

а) В Англии

б) В Германии

в) В России

13. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я.

Запрокинув лицо в небосвод.

а) С. Есенин «Край любимый»

в) М. Лермонтов «Кавказ»

14. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?

Я счастлив с вами, ущелья гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, вспоминая тот взор...

а) Н. Рубцов «Во время грозы»

б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»

в) М. Лермонтов «Кавказ»

15. Какая была фамилия у М. Горького?

а) Пешков

в) Горький

16. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

б) повествователя;

в) Петра Гринёва.

17. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былины;

б) Библии;

в) древнерусских летописей.

18. К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм.

19. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) антитеза;

б) ретроспектива;

в) последовательность излагаемых событий.

20. Каков тип композиции рассказа «После бала»?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

21. Василий Тёркин:

а) историческая личность;

б) сказочный герой;

в) собирательный образ.

22. Какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии «Ревизор»?

б) сарказм;

в) сатира.

праздности".И чему меня научил рассказ "После бала" Очень срочно надо,пожалуйста!

сопоставить в таблице полковника и Ивана Васильевича до бала и после бала, какие выводы можно сделать; прочитать дополнительные материалы "

Жизненные источники рассказа "После бала"", "Композиция художественного произведения".

1 Какой композиционный прием использовал автор Л.Н.Толстой "После бала" 2 Кто из героев произведения противопоставлен друг другу? 3

Составьте рассказ "Полковник на балу и после бала"

4Раскройте смысл названия произведения

5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?

7Кем является в произведении Иван Васильевич - автором, рассказчиком или героем

Оперируя фактами, докажите, что рассказ "После бала" - пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;

1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;

1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

-Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» с точки зрения композиционного построения необычен. Это «рассказ в рассказе». Главный герой - Иван Васильевич - повествует о своей жизни. Его рассказ делится на две части: «Бал» и «После бала», причем последняя является развязкой, заключением всего рассказа. Такая необычная композиция играет большую роль в нашем, читательском понимании смысла произведения.
Две части рассказа «После бала» контрастны. Первая представляет собой неторопливое повествование, воспоминание уже немолодого человека о своей юности, о прекрасной любви к Вареньке. Он вспоминает нежные отношения Вареньки и ее отца. Бал, гости, мазурка, вальс, и Иван Васильевич кружится с Варенькой по залу, восхищаясь ею и любя ее, ее отца и вообще весь мир.
Вторая часть - «После бала» - кардинально противоположна первой. Здесь нет уже нежной музыки вальса, здесь слышится «неприятная, визгливая мелодия», «жесткая, нехорошая музыка флейты и барабана», как говорит сам Иван Васильевич. Здесь нет нарядных гостей, довольных балом, здесь только солдаты, избивающие татарина. Здесь нет уже неясностей, ласки и любви. Здесь жестокость, страдание и боль.
То, что отец Вареньки оказался совсем не таким, каким его видел на балу Иван Васильевич, открывается читателям только в конце рассказа.
Встреча Ивана Васильевича и полковника на следующее утро после бала - причина разрыва отношений между Иваном Васильевичем и Варенькой. Жизнь его переменилась
всего за одно утро, по воле случая. В том, что случай может переменить всю жизнь человека, заключается смысл этого рассказа. Но если бы композиция была иной, например, если бы рассказ о молодости Ивана Васильевича давался не от первого, а от третьего лица и в настоящем времени, то уловить смысл и понять, для чего, собственно, написан этот небольшой рассказ, было бы сложнее.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Литература 8 класс Тест

Л. Н. Толстой «После бала»

    Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза;

г) ретроспектива.

    Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

    С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение;

б) возмущение;

в) восторг;

г) пренебрежение.

    Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала;

б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

а) антитеза;

б) подбор эпитетов;

г) цветопись;

д) звукопись;

е) описание одного героя;

ж) внутренний монолог.

    Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

б) на балу надел «маску» добропорядочности;

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;

г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.

    Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

    С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка;

б) белые усы и бакенбарды;

в) блестящие глаза и радостная улыбка;

г) «домодельные» сапоги.

    Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;

людей;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов

человека».

    Отметить импонирующее вам утверждение:

    Какое чувство владеет Иваном Васильевичем на заре жизни?

    Прав ли рассказчик, считающий Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?

    Какова жизненная позиция рассказчика?

    Заполните таблицу, прочитав текст.

Наблюдения

На балу

После бала

Психологическое состояние рассказчика

Обстановка

Герои (полковник, солдат)

Литература 8 класс Тест

Л. Н. Толстой «После бала»

Ответы