Последняя любовь э.м.ремарка. Эрих Мария Ремарк – писатель, которого ненавидела и обожала вся Германия Эрих мария ремарк вики

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

нем. Erich Maria Remarque , урождённый Эрих Пауль Ремарк , Erich Paul Remark

немецкий писатель XX века, представитель «потерянного поколения»

Краткая биография

(при рождении получил имя Эрих Пауль Ремарк ) - немецкий писатель, входит в число самых известных и популярных национальных писателей ХХ столетия. Родился в Саксонии, в г. Оснабрюк, 22 июня 1898 г.; его отец был книжным переплетчиком, а всего в их семье было 5 детей. С 1904 г. Ремарк - учащийся церковной школы, с 1915 г. - католической учительской семинарии. В молодые годы Ремарка особенно интересовало творчество таких писателей, как Ф. Достоевский , Гете , М. Пруст, Т. Манн.

В 1916 г. он после гимназии в качестве призывника попадает на фронт в действующую армию, где ему довелось провести два года. В июне 1817 г. Ремарк оказался на Западном фронте, в июле его ранили, и остаток войны он пролечился в немецком военном госпитале. После того как в 1918 г. умерла его мать, он свое второе имя поменял в знак памяти о ней.

В годы после войны Эрих Мария Ремарк перепробовал самые разные виды деятельности: был учителем, продавал надгробья, по выходным работал органистом в часовне, бухгалтером, библиотекарем, репортером. В 1921 г. он занимает кресло редактора журнала Echo Continental. В одном из его писем содержится указание на то, что в это время им был взят литературный псевдоним Эрих Мария Ремарк с несколько отличающимся от оригинала написанием фамилии.

С конца осени 1927 г. по конец зимы 1928 г. в журнале Sport im Bild, сотрудником редакции которой он в то время являлся, выходит частями роман «Станция на горизонте». Однако настоящая известность, причем сразу мирового уровня, пришла к писателю после опубликования в 1929 г. романа «На Западном фронте без перемен», в котором события военного времени, его жестокость, нелицеприятные стороны описываются глазами молодого солдата. В 1930 г. по этому роману был снят фильм, позволивший Ремарку вместе с доходами от книги стать довольно состоятельным человеком. Известно, что довольно много денег он потратил на приобретение картин известных живописцев. В 1931 г. со своим романом Ремарк был номинантом на Нобелевскую премию, однако комитет не принял его кандидатуру.

В 1932 г. литератор переехал во Францию, позднее - в США. Пришедшие к власти нацисты наложили запрет на сочинения Ремарка и демонстративно предали их огню. После этого проживание в Германии для Эриха Марии стало невозможным. Оставшуюся на родине старшую сестру подвергли аресту и казни за антифашистские высказывания; сохранились свидетельства, что на суде было высказано сожаление по поводу невозможности подвергнуть такому же наказанию ее брата. Роман «Искра жизни», написанный в 1952 г., писатель посвятил погибшей сестре.

С 1939 г. Ремарк жил в Америке, с 1947 г. имел статус гражданина США. В этот период творческой деятельности были написаны известные романы «Три товарища» (1938), «Триумфальная арка» (1946 г.). Некоторое время Ремарк находился в депрессии, у него был период творческого простоя, связанный с драматическим романом, который появился в его жизни после знакомства с Марлен Дитрих . Встреча в 1951 г. с актрисой Полетт Годар вдохнула в Ремарка новые силы и позволила снова возвратиться к литературной деятельности, которая больше не прекращалась до конца его жизни. Так, в 1956 г. им были написаны романы «Время жить и время умирать», «Черный обелиск», так или иначе затрагивающие тему Второй мировой войны. В 1958 г. Ремарк женился на Годар, которая оставалась его спутницей до самой смерти. С этого же года его биография была связана со Швейцарией, где он обрел последнее пристанище.

На родине не забывали знаменитого земляка. В 1964 г. он получил почетную медаль от делегации, прибывшей из его родного городка. Немецким послом в Швейцарии в 1967 г. ему был вручен орден ФРГ, хотя Ремарк так и остался без немецкого гражданства. Принципам правдивого освещения событий и гуманности Ремарк остался верен и в своих последних произведениях: ими стали романы «Жизнь взаймы» (1959) и «Ночь в Лиссабоне» (1963). 72-летний Эрих Мария Ремарк скончался в швейцарском Локарно в сентябре 1970 г.; похоронили его в кантоне Тичино, на кладбище Ронко.

Биография из Википедии

Э́рих Мари́я Рема́рк (нем. Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк , Erich Paul Remark; 22 июня 1898, Оснабрюк - 25 сентября 1970, Локарно) - немецкий писатель XX века, представитель «потерянного поколения». Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона .

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна, Фёдора Достоевского, Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте. В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя на Мария . С 1919 года сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Впечатления этого периода жизни впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental . В это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque , написанный по правилам французской орфографии - что является намёком на гугенотское происхождение семьи.

В октябре 1925 года Ремарк женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений писателя, в том числе и Пат из романа «Три товарища». Брак продлился чуть более четырёх лет, после чего супруги развелись. В 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак - чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время проживал и он сам. Позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Ремарк до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

С ноября 1927 по февраль 1928 года его роман «Станция на горизонте » публикуется в журнале Sport im Bild , в котором писатель в то время работал.

В 1929 году вышел в свет роман «На Западном фронте без перемен», описывающий жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений: простым и эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.

На основе романа «На Западном фронте без перемен » был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году. Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара. За этот роман он был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе 1931 года, но при рассмотрении заявки Нобелевский комитет это предложение отклонил. Союз немецких офицеров протестовал против номинации, утверждая, что роман оскорбляет немецкую армию.

В 1932 году Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии.В 1933 году нацисты запретили, а студенты сожгли его произведения, скандируя речовку «Нет - писакам, предающим героев Мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка» .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque . Этот факт использовался для утверждений: человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1937 году Ремарк познакомился со знаменитой актрисой Марлен Дитрих, с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Дитрих прообразом Жоан Маду - героини романа писателя «Триумфальная арка».

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

Его младшая сестра Эльфрида Шольц , оставшаяся в Германии, была арестована в 1943 году за антивоенные и антигитлеровские высказывания. На суде она была признана виновной и 30 декабря 1943 года гильотинирована. Старшей сестре Эрне Ремарк был выслан счёт на оплату содержания Эльфриды в тюрьме, судопроизводство и саму казнь, на сумму 495 марок и 80 пфеннигов, которую требовалось перевести на соответствующий счет в течение недели. Существуют свидетельства, что судья объявил ей: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти ». О гибели сестры Ремарк узнал лишь после войны и посвятил ей свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя именем сестры Ремарка назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годдар (1910-1990), бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после разрыва с Дитрих, излечила от депрессии и, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно ». Благодаря улучшению душевного здоровья, писатель смог закончить роман «Искра жизни » и продолжать творческую деятельность до конца своих дней.Роман «Время жить и время умирать» посвящён Полетт. Она сделала его счастливым, но он всё равно не мог полностью освободиться от своих прежних комплексов. Ремарк пытался подавлять свои чувства и продолжал пить. В дневнике он писал, что, будучи трезв, не может общаться с людьми и даже с самим собой.

В 1957 году Ремарк наконец развёлся с Юттой, а в 1958 году женился на Полетт. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Он оставался вместе с Полетт вплоть до своей смерти.

В 1958 году Ремарк сыграл эпизодическую роль профессора Польмана в американском фильме «Время любить и время умирать» по собственному роману «Время жить и время умирать».

В 1963 году у Ремарка произошёл инсульт. Полетт в это время была в Риме: она снималась в фильме по книге Альберто Моравиа «Равнодушные». Ремарку удалось победить болезнь.В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (но, несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство писателю так и не вернули).

Здоровье Ремарка ухудшалось, и в 1967 году, на церемонии вручения немецкого ордена, у него случился очередной сердечный приступ.

В 1968 году, к 70-летию писателя, швейцарский город Аскона, в котором он жил, сделал его своим почётным гражданином.

Последние две зимы жизни Ремарка они с Полетт провели в Риме. После очередной остановки сердца, летом 1970 года Ремарка положили в больницу в Локарно.

Эрих Мария Ремарк скончался 25 сентября 1970 года, на 73-м году жизни. Писатель похоронен на швейцарском кладбище «Ронко» в кантоне Тичино. Полетт Годдар, умершая двадцать лет спустя, 23 апреля 1990 года, похоронена рядом с ним.

Ремарк завещал по $50 тысяч Ильзе Ютте, своей сестре, а также экономке, много лет заботившейся о нём в Асконе.

Ремарк относится к писателям «потерянного поколения». Это группа «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы Первой мировой войны (и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, шокировавшие западную публику. К таким писателям, наряду с Ремарком, относились Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Избранная библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude) (1920)
  • Гэм (нем. Gam) (1924) (опубликовано посмертно в 1998)
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1927)
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1929)
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück) (1931)
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936)
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1941)
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945)
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952)
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)
  • Жизнь взаймы (1959):
    • нем. Geborgtes leben - журнальный вариант;
    • нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge («Для неба избранных нет») - полный вариант
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1962)
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971 году. Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (опубликовано посмертно в 1998 году. Роман остался неоконченным.)

Ремарк Эрих Мария (22.06.1898 – 25.09.1970) – немецкий писатель. Его романы и самого Ремарка относят к «потерянному поколению». Автор популярных произведений «Три товарища», «На западном фронте без перемен», «Черный обелиск» и др.

Молодые годы

Эрих Пауль Ремарк (настоящее имя) родился в немецком городе Оснабрюк в скромной семье переплетчика книг. Имел французские корни. Из пятерых детей по старшинству он был вторым. Обучался в школе при церкви, в 1915 году получал образование в католической семинарии. С детства любил читать, среди авторов отдавал предпочтение С. Цвейгу, Ф. Достоевскому, И. Гете. Учился юноша прилежно, проявлял музыкальные способности.

В 1916 году отправился на армейскую службу, через полгода попал на Западный фронт. Пробыв там месяц, получил ранения в руку, ногу и шею. Был госпитализирован до окончания войны. После войны занялся трудовой деятельностью. Сменил несколько профессий: был учителем, продавцом надгробий, церковным музыкантом.

Литературная деятельность

В поисках призвания Ремарк успел поработать и журналистом. Эта профессия и послужила толчком к его творчеству. Первые рассказы Ремарка не нашли отклика у читателей. С 1921 года становится редактором издания Echo Continental. Тогда же второе имя Пауль сменил на Марию в честь своей матери.

В романе 1929 года «На Западном фронте без перемен» писатель отразил собственный военный опыт. Произведение стало литературным достоянием мирового уровня, автора представляли к выдвижению на Нобелевскую премию. Сразу же роман был экранизирован. Книга и кинокартина принесли Ремарку хороший доход, но были негативно встречены представителями немецкой армии, считающими, что им нанесено оскорбление. Остальные же граждане не смогли остаться равнодушными к столь точному отражению страшной военной действительности, выраженному самым простым слогом.

Молодой Ремарк

В следующем произведении «Возвращение» в 1931 году автор обращается к послевоенному времени. Он снова передает испытанную на себе неопределенность и отчаяние. Но его творчество не находит понимания у правительства. В 1932 году он вынужден переселиться в Швейцарию, военные сжигают его книги, лишают гражданства. Спустя пять лет писатель перебирается в Америку. После восьми лет, проведенных в США, в 1947 году писатель стал американским гражданином.

Роман «Три товарища» является наиболее сентиментальным из всех произведений. Повествование о беззащитной любви в полном жестокости мире также не оставило читателя равнодушным. Сценарий для экранизации писал Ф. Фицджеральд, который настолько увлекся работой, что забыл о своем пристрастии к алкоголю. В фильме по мотивам собственного произведения Ремарку даже довелось сыграть роль в 1958 году («Время любить и время умирать»).

Ремарк является одним из выдающихся писателей в мире, автором 15 романов, имеет сборник рассказов. В его библиографии есть несколько эссе, пьеса, сценарий. Наряду с Хемингуэем, Фицджеральдом, Олдингтоном, его относят к «потерянному поколению» – людям, которым в юном возрасте пришлось постичь все ужасы войны, а после с израненной душой искать пристанища.

Личная жизнь

В 1925 году женился на И. Замбона, прообраз жены можно встретить в нескольких произведениях Ремарка, в том числе в «Трех товарищах». Молодые прожили вместе четыре года, Ильза болела туберкулезом. Когда бывшей супруге писателя понадобилось переехать в Швейцарию, они снова заключили брак, который расторгли лишь в 1957 году. Ремарк содержал Ильзу всю жизнь и оставил ей хорошее наследство.

С 1937 года имел длительную романтическую связь с прославленной актрисой Марлен Дитрих, возможно, ставшей прототипом героини «Триумфальной арки». В 1943 году в Германии была казнена его сестра Эльфрида за антигитлеровскую пропаганду. Ей писатель посвятил произведение «Искра жизни». Позже в ее честь назвали одну из улиц в родном городе.


Ремарк с супругой Полетт, 1958

В 1951 году Ремарк встретил звезду Голливуда Полетт Годдар, ранее состоявшую в браке с Ч. Чаплином. Женщина помогла ему пережить расставание с Дитрих и избавила его от депрессивного состояния, после чего у писателя снова появились силы творить. После оформления развода с первой женой Ремарка они смогли пожениться. Вместе отправились в Швейцарию, где купили дом и прожили оставшуюся жизнь. Умер писатель в швейцарском Локарно от аневризмы в возрасте 72 лет.

Неординарный и талантливый писатель 20 столетия Эрих Мария Ремарк признан одним из самых лучших и успешных прозаиков немецкой Империи. Посланник потерянного поколения, Ремарк всегда писал на злободневные темы, поднимая такие вопросы, о которых остальные предпочли бы молчать.

Детство и юность будущего таланта

В 1898 году в июне 22 числа появился на свет мальчик Эрих. Он рос в семье переплетчика книг и домохозяйки. Литературу Эрих любил с детства, ведь из-за профессиональной деятельности отца в их доме было так много книг.

Пруст, Гете, а также Достоевский были излюбленными писателями для Эрика. Несмотря на юный возраст, он отдавал предпочтение серьезной литературе, а не сказкам .

Помимо литературы тонко чувствующего мир мальчика увлекали бабочки, марки, рисование и музыка. В 19 лет Эрих пережил страшное потрясение: от рака скончалась его мать Мария. Намного позже, когда Эрих уже вырастет, он возьмет себе вторым именем имя матери, убрав свое второе от рождения имя – Пауль.

Поскольку у отца с Эрихом были непростые отношения, он отдалился от него после смерти мамы. Ремарк окончил церковную школу, выучился на преподавателя, но новая специальность не приносила ему особого удовольствия.

Фронт и жизнь после

В период жизни будущего писателя в сошедшем с ума мире шла кровопролитная война. Поэтому в 1916 году Эриха призвали на фронт. Отслужив год и получив 5 ранений, молодой человек был отпущен домой.

В родном для него городе Оснабрюке, по-прежнему, проживал отец Эриха. Там писатель и остался, сняв для работы и рисования отдельный кабинет. Работая в данном кабинете, Эрих чувствовал некоторое успокоение своей раненной невзгодами души. В 1920 году на свет из под его пера родилось произведение «Приют грез».

Эрих, чтобы прокормить себя, работал то учителем, то бухгалтером, то торговал надгробиями. Все эти должности занимали писателя лишь настолько, насколько было необходимо, чтобы неплохо зарабатывать.

В 1922 году талантливый молодой человек подыскал для себя более подходящую работу. Он переехал в Ганновер, устроившись там в издание «Континенталь». На работе Эрих писал слоганы и рекламные листовки.

Позже писатель перешел в журнал «Спорт им бильд». Везде, где он трудился, Эрих издавал отрывки своих произведений. Работа в новом журнале открыла для него двери в литературный мир Берлина.

В 1926 году писатель-самоучка выпустил на суд широкой публики романы «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времен». Романы были приняты «на ура» и публикой, и критиками. С тех пор, поверив в свой успех, Эрих продолжал упорно трудиться над новыми шедеврами.

Творческий путь прозаика

Произведение «На Западном фронте», где Ремарк описывал все ужасы войны, было переведено на 36 языков, а также переиздавалось 40 раз. Ошеломительный успех не затормозил писателя. Вскоре в тираж вышел роман «Возвращение».

По роману «На Западном фронте без перемен» сняли киноленту, как и по многим другим произведениям автора .

В 1946 году немецкий писатель закончил свою «Триумфальную арку». До этого на прилавках возник роман «Три товарища».

В 1947 году по его роману вышел фильм. Картину назвали «Другая любовь». В 50-х для Ремарка произошли два значительных события: он окончательно расстался с подругой Натальей Пале, а также начал работать над произведением «Земля обетованная».

Когда в 1925 году Эрих приехал в Берлин, он начал отношения с дочерью владельца журнала, где работал. Родители не позволили состояться свадьбе молодых людей.

После трагичного разрыва Ремарк взял в жены танцовщицу Ильзе Замбоне. Именно с нее он написал многих своих героинь, например, Пэт из романа «Три товарища». Большеглазые и длинноволосые девушки были идеалом красоты для Эриха.

После переезда в Берлин и женитьбы Ремарк вел себя так, словно мечтал забыть о нищем прошлом. Он выкупил титул у обедневшего барона, посещал театры и светские рауты, модно одевался.

В 1933 году, когда Гитлер вот-вот должен был прийти к власти, друзья посоветовали Эриху уехать из Германии. Он бросил все и переехал в Швейцарию. На Родине, тем временем, его лишили гражданства за роман «На Западном фронте без перемен».

Уехал Ремарк без жены, их отношения на тот момент были расторгнуты. Намного позже он помог Ильзе бежать из Нацистской Германии, снова женившись на ней.

На долгие годы главной любовью Эриха стала Марлен Дитрих. Они познакомились в Швейцарии, но актриса уже тогда была очень известна в США.

Кстати, образ Джоан Маду был списан Ремарком именно с Марлен. Так актриса, хоть и косвенно, приложила руку к созданию «Триумфальной арки». Роман писателя и артистки был драматичным. Марлен не отличалась верностью, по меркам морали того времени была распущенной.

Во Франции Дитрих проживала с мужем, дочерью и любовницей мужа. Поговаривали, что Марлен являлась «бисексуалкой», поэтому строить с ней отношения Эриху было крайне сложно.

Однажды Ремарк, сходивший по Дитрих с ума, предложил ей выйти за него замуж, но роковая красавица лишь ответила, что недавно сделала прерывание беременности от своего нового любовника, а затем просто пожала плечами.

Конец отношений с Дитрих настал после того, как женщина завела отношения с богачкой из Америки. Последней точкой была ее просьба подарить ей на день рождение одну из картин, коллекцию которых Ремарк так трепетно собирал в течение всей жизни. Эрих ответил отказом, и актриса разорвала связь с Ремарком навсегда.

Работая в Голливуде, как сценарист своих романов, Эрих довольно много зарабатывал, был вхож во многие дома светской элиты и не нуждался в протекции или деньгах.

Статный мужчина был в чести у многих голливудских актрис. Недолгий срок его связывали отношения и с Гретой Гарбо. В 1945 году, когда Эрих закончил «Триумфальную арку», он переехал в Нью-Йорк. Там его застигло известие о смерти сестры в концлагере. В ее честь мужчина начал писать произведение «Искра жизни».

Через 6 лет после переезда Ремарк повстречал в Нью-Йорке Полетт Годар. Сорокалетняя женщина имела очень интересные корни. Она была и еврейкой, и американкой, и англичанкой.

Спустя год после начала новых отношений Ремарк развелся с первой женой, на которой был женат лишь на бумаге, выплатив ей внушительную компенсацию, и назначив пожизненное содержание.

В 1958 году Эрих и Полетт тихо поженились. Полетт оставалась с писателем до самой его кончины.

Смерть величайшего прозаика

Два года до смерти Ремарк с женой прожили в Риме. Там писатель и скончался в 1970 году от сердечного приступа. Умер Эрих в больнице Локарно 25 сентября.

Ремарк завещал похоронить его прах в Швейцарии, что и было сделано .

Могила известного прозаика находится на швейцарском кладбище Ронко. Во время похорон на кладбище проститься с Ремарком пришло много людей. Его первая жена прислала розы, но Полетт не разрешила даже поднести их к гробу.

После кончины мужа Полетт занималась его произведениями и делами еще 5 лет, затем ее сразила душевная болезнь от чувства утраты. Настолько сильной была любовь Полетт к Эриху.

Личность Ремарка никто не сможет назвать заурядной. Незаурядной была и его жизнь, а также его творчество. Что еще можно узнать о великом писателе Эрихе Марии Ремарк? Рассмотрим несколько фактов из его биографии:

  • Эрих был вторым из 5 детей своих родителей;
  • Его произведения экранизировались более 19 раз;
  • По версии российских издателей Эрих Ремарк находится в десятке самых издаваемых авторов в России;
  • В 20-е годы писатель некоторое время путешествовал вместе с цыганским табором;
  • Эрих, часто, писал рукописи карандашом;
  • Фашисты не смогли добраться до писателя, поэтому казнили его сестру, а на адрес писателя отправили счет за услуги палача;
  • Несмотря на разрыв с Марлен Дитрих Ремарк переписывался до самой смерти;
  • Ремарка похоронили, как католика по католическим традициям;
  • Миф о том, что Ремарк – это псевдоним, а сам писатель является потомков евреев по фамилии Крамер, нацисты использовали, чтобы оправдать свои гонения на литератора;
  • Своей первой литературной работы Ремарк очень стыдился, а позже выкупил весь тираж;
  • Произведение «На Западном фронте» Эрих создал за 6 недель;
  • Из алкогольных напитков писатель предпочитал кальвадос;
  • Кроме картин в стиле импрессионизма Ремарк коллекционировал и ковры;
  • Процедура получения американского гражданства для Эриха была затянута, так как моральный облик писателя вызывал у иммиграционных служб подозрение;
  • Элтон Джон однажды спел «На Западном фронте без перемен»;
  • Российская группа «Черный обелиск» была названа так в честь романа Эриха, когда группа распалась, некоторые ее участники основали новую группу «Триумфальная арка»;
  • На Меркурии существует кратер, названный в честь писателя.

Как и все творческие люди, Ремарк периодически страдал от депрессий. В эти моменты он настолько сильно переживал, что даже не мог любить своих женщин. Когда к писателю возвращалась тяга к жизни, он вновь становился способным на любовные и творческие подвиги.

Эрих Мария Ремарк (при рождении Эрих Пауль Ремарк) — один из наиболее известных немецких писателей ХХ века, представитель потерянного поколения. Творчество писателя основывалось на крушении принятых обществом стандартов, он хотел изменить весь европейский мир. За свою жизнь он успел написать множество романов, но эталоном до сих пор остается самая первая книга Ремарка «На западном фронте без перемен».

Читать книги Ремарка одно удовольствие. Конечно, драматические романы больше придутся по вкусу женщинам и девушкам, но это лишь предположение. Для полной уверенности предлагаем проверить вам самим. Тем более что у нас для вас есть небольшой список популярных книг Ремарка, которые еще упоминались в статье. Самые популярны книги Ремарка на нашем сайте:


Краткая биография Ремарка

Родился Ремарк в Германии на пересечении двух столетий в 1898 году. Его семья была католиками, отец работал переплетчиком. Окончил церковную школу, а после учился в католической учительской семинарии.

С 1916 года воевал в ополчении немецкой армии, из-за полученных травм в 1917 году остаток войны проводил по разным госпиталям. В 1925 году женился на бывшей танцовщице Ильзе Ютте, которая многие году болела чахоткой. Она стала прообразом для некоторых главных героинь книг Ремарка. Совместная жизнь пары продлилась четыре года, после чего они развелись. Однако официально развод состоялся только в 1957 году. Автор до последних дней денежно помогал Ютте, и по смерти завещал 50 тыс. долларов.

В 1929 году было опубликовано его первое произведение под новым именем. Имя Мария было выбрано писателем в память о своей любимой матери. Нацистам не понравились рассуждения Ремарка на тему войны и в 1933 году они сожгли книги, оправдываясь тем, что Ремарк был потомком евреев, что до сих пор не нашло никаких документальных подтверждений.

Ремарку удалось избежать жуткой расправы, так как на то время он проживал в Швейцарии. Однако его старшей сестре не удалось уйти от наказания, Элфриду Шольц казнили в 1943 году.

В 1937 году у Ремарка и Марлен Дитрих завязался эксцентричный и бурный роман, этим отношениям автор посвятил книгу «Триумфальная арка». С начала войны писатель отплыл в США, в 1947 году стал истинным американцем. Там он познакомился с бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему излечиться от депрессии. В 1957 году вернулся обратно в Швейцарию, где прожил остаток своих дней. Умер писатель в 1970 году.

Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего. Это - любовь на грани обреченности. Это - роскошь на грани разорения. Это - веселье на грани горя и риск на грани гибели. Будущего - нет. Смерть - не слово, а реальность. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..

Самый красивый в XX столетии роман о любви…

Самый увлекательный в XX столетии роман о дружбе…

Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю XX столетия.

Что остается у людей, захлебывающихся в огненном водовороте войны? Что остается у людей, у которых отняли надежду, любовь - и, по сути, даже саму жизнь?

Что остается у людей, у которых не осталось просто ничего? Всего-то - искра жизни. Слабая, но - негасимая. Искра жизни, что дает людям силу улыбаться на пороге смерти. Искра света - в кромешной тьме...

Герои романа известного немецкого писателя Э.М. Ремарка все еще живут бередящими душу воспоминаниями, которые потрясли солдат в окопах Западного фронта Первой мировой войны.

Аннотация:

Три товарища - книга о настоящей дружбе, о мужских развлечениях, о любви и о простой жизни обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из них влюбляется - любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.

Примечание:
Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» - первая ступенька к грандиозному роману. В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, пил, болел, встречался с немецкими эмигрантами. Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается помириться с нацистами и отправляется в Париж - на конгресс писателей в изгнании. Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке - в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком.

Роман «Триумфальная арка» написан известным немецким писателем Э.М.Ремарком (1898-1970). Автор рассказывает о трагической судьбе талантливого немецкого хирурга, бежавшего из фашистской Германии от преследований нацистов. Ремарк с большим искусством анализирует сложный духовный мир героя. В этом романе с огромной силой звучит тема борьбы с фашизмом, но это борьба одиночки, а не организованное политическое движение.